муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Пышминского городского округа «Пышминский центр дополнительного образования» ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА художественной направленности «СЕКРЕТЫ МАСТЕРСТВА» возраст учащихся 6,6 – 11 лет срок реализации программы 4 года Автор – составитель: Иванова М.Н., педагог дополнительного образования пгт. Пышма 2024 год 1. Основные характеристики 1.1. Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Секреты мастерства» относится к художественной направленности, так как ориентирована на формирование у учащихся навыков работы с бумагой в различных техниках. Программа составлена в соответствии с нормативными правовыми актами и государственными программными документами: 1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р. 3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. №629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». 5. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». 6. Письмо Минпросвещения России от 30.12. 2022 № АБ-3924/06 (О направлении методических рекомендаций (вместе с методическими рекомендациями «Создание современного инклюзивного образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья и детейинвалидов на базе образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы в субъектах Российской Федерации». 7. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 04.03.2022 г. № 219-д «О внесении изменений в методические рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных организациях», утвержденные приказом ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от 01.11.2021 г. № 934-д. 8. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 30.03.2018 г. №162- Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». 2 Актуальность общеразвивающей программы заключается в том, что у современных детей отмечается недоразвитие мелкой моторики. Соответствует данным опроса детей, родителей, педагогов. Занятия бумагопластикой требуют одновременной работы обеих рук, что, в свою очередь, развивает речь и интеллект. Работа с бумагой у детей развивает такие виды мышления, как пространственное и интуитивное, что очень важно для успешного обучения в школе Программа способствует развитию мотивации к познанию и творчеству, приобщения к общечеловеческим ценностям, для социального и культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребенка. Программа составлена на основе: Выгонов В.В. Игрушки и поделки из бумаги.-М.: Издательский Дом МСП,2007. –128с.: ил. Отличительные особенности общеразвивающей программы. В содержание программы включены темы позволяющие расширить знания учащихся, полученных на уроках окружающего мира, математики. Доступность, простота техник исполнения работ позволяет развивать у учащихся исследовательские умения и навыки, вносит определенную новизну в творчество учащихся, делает его более увлекательным и интересным. Адресат общеразвивающей программы – учащиеся 6,6 до 11 лет Характерная особенность этого возраста - ярко выраженная эмоциональность восприятия. Они лучше запоминают все яркое, интересное, вызывающее эмоциональный отклик, и пытаются это воспроизвести своими руками. Аналитическая деятельность находится в основном на стадии наглядно-действенного анализа, основывающегося на непосредственном восприятии предмета. Наглядно-образное мышление опирается на восприятие или представление. Поэтому для занятий декоративноприкладным творчеством оптимальными являются демонстрационные, иллюстративные методы. В тесной связи с развитием мышления происходит и развитие речи. У учащихся совершенствуется умение длительно и внимательно слушать другого человека, не отвлекаясь и не перебивая его. Поэтому именно через интересную, познавательную беседу на занятиях педагог развивает мышление детей. Количество учащихся в каждой группе 10-12 человек. Комплектование учебных групп осуществляется по возрастным категориям: 1 год обучения – 6,6 - 8 лет; 2 год обучения – 8 - 9 лет; 3 год обучения – 9 -10 лет; 4 год обучения – 10-11 лет. 3 Набор детей по программе осуществляется по принципу добровольности, без отбора и предъявления требований к наличию у них специальных умений. Режим занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 учебных часа. Продолжительность одного занятия составляет 40 минут. Объем общеразвивающей программы - 272 часа. Срок освоения общеразвивающей программы - 4 года. 1 год обучения: 68 часа в год; 2 год обучения: 68 часа в год; 3 год обучения: 68 часа в год; 4 год обучения: 68 часа в год. Особенности организации образовательного процесса - модель реализации программы традиционная, представляет собой линейную последовательность освоения содержания в течение 4 лет. Перечень форм обучения - групповая. Перечень видов занятий: беседа, практическое занятие. Перечень форм подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей программы - беседа, педагогические наблюдения, тематические мини-выставки; участие в выставках, тестирование, практическая работа. 1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы Цель общеразвивающей программы: развитие творческих навыков в процессе овладения приемами техники работы с бумагой. Задачи общеразвивающей программы: Обучающие: - формировать умения использовать различные технические приемы при работе с бумагой. Развивающие: - развивать образное, пространственное мышление, воображение и фантазию ребенка; - развивать мотивацию к познанию и творчеству, творческому самовыражению. Воспитательные: воспитывать коммуникативную культуру, терпимость к чужому мнению, умение работать в группе. 4 1.3. Содержание общеразвивающей программы Учебный план Год обуче ния 1 Название раздела Всего Аппликация из бумаги 14 1 13 Оригами 54 1 53 Торцевание 68 10 2 1 66 9 Оригами 48 1 47 Аппликация из бумаги 10 1 9 Оригами 68 16 3 1 66 15 Бумагопластика 36 1 35 Модульное оригами 16 1 15 68 17 3 1 65 16 Итог 2 Итог 3 Итог 4 Количество часов Теория Практика Оригами 5 Формы аттестации/ контроля беседа, пед. наблюдение, тематические мини- выставки беседа, пед. наблюдение, тематические мини- выставки, тестирование беседа, пед. наблюдение, тематические мини- выставки беседа, пед. наблюдение, тематические мини- выставки, тестирование беседа, пед. наблюдение, тематические мини- выставки, тестирование беседа, пед. наблюдение, тематические мини- выставки беседа, пед. наблюдение, тематические мини- выставки, тестирование беседа, пед. наблюдение, тематические мини- выставки, тестирование беседа, пед. наблюдение, тематические мини-выставки Скрапбукинг 17 1 16 Изготовление изделий из бумаги (динамические игрушки с подвижными деталями) Квиллинг 18 1 17 16 1 15 68 4 Итог беседа, пед. наблюдение, тематические мини-выставки, тестирование беседа, пед. наблюдение, тематические мини- выставки беседа, пед. наблюдение, тематические мини- выставки, тестирование 64 Всего по программе:272 часа Учебный (тематический) план 1 год обучения № Название раздела, темы п/п 1. Аппликация из бумаги 2. Оригами Количество часов Формы аттестации/ контроля всего теория практика 14 1 13 беседа, пед. наблюдение, тематические минивыставки 54 1 53 беседа, пед. наблюдение, тематические минивыставки, тестирование Итого: 68 2 66 Содержание учебного (тематического) плана 1 год обучения 1. Аппликация из бумаги. Теория: история возникновения. Разновидность аппликации. Инструменты, материалы, приспособления. Некоторые элементарные сведения о производстве бумаги, картона, об их видах, свойствах и примени. Практика: простейшие опыты по испытанию различных образцов бумаги на прочность и водонепроницаемость. Способы создания плоской, обрывной и объемной аппликации. Основные признаки. Выполнение плоской, обрывной и объемной аппликации. -Аппликация плоская «Яблоко»; -Аппликация плоская «Кленовый лес»; -Аппликация плоская «Зонт»; -Аппликация плоская «Урожай овощей»; -Аппликация обрывная «Береза осенью»; -Аппликация обрывная «Ежик»; -Аппликация обрывная «Перелетные птицы»; -Аппликация обрывная «Подберезовик»; 6 -Аппликация объемная «Груша»; -Аппликация объемная «Тыква»; -Аппликация объемная «Заяц»; -Аппликация объемная «Дом»; -Аппликация объемная «Лиса». 2. Оригами. Теория: история возникновения оригами. Инструменты, материалы, приспособления. Условные обозначения, применяемые в оригами. Схемы в оригами. Термины, применяемые в оригами. Практика: конструирование поделок путём сгибания бумаги. Складывание основных базовых форм. -«Базовые формы»; -«Собака»; -«Кошка»; -«Зайчик»; -«Снежинка»; -«Дед мороз»; -«Снеговик»; -«Елка»; -«Новогодняя звезда»; -«Синица»; -«Дом»; -«Снегирь»; -«Медведь»; -«Кораблик»; -«Танк»; -«Стакан»; -«Карандаш»; -«Сумочка»; -«Подарок папе»; -«Самолет»; -«Конверт»; -«Рыбка»; -«Подарок маме»; -«Тюльпан»; -«Пингвин»; -«Часы»; -«Коробочка»; -«Подсолнух»; -«Ромашка»; -«Ракета»; -«Лягушка»; -«Гадалка»; -«Сердечко»; 7 -«Ромашка»; -«Курочка»; -«Мышка»; -«Колечко»; -«Очки»; -«Подставка для телефона»; -«Ракета»; -«Лилия»; -«Оригами-смайлики»; -«Меч»; -«Голубь»; -«Цыпленок»; -«Юла -движущаяся»; -«Пенал»; -«Акула»; -«Пчела»; -«Филин»; -«Блокнотик»; -«Паук»; -«Бабочка»; -«Роза». Учебный (тематический) план 2 год обучения № Название раздела, темы п/п 1. Торцевание 2. Оригами 3. Аппликация Итого: Количество часов Формы аттестации/ контроля всего теория практика 10 1 9 беседа, пед. наблюдение, тематические минивыставки 48 1 47 беседа, пед. наблюдение, тематические минивыставки, тестирование 10 1 9 беседа, пед. наблюдение, тематические минивыставки, тестирование 68 3 65 Содержание учебного (тематического) плана 2 год обучения 1. Торцевание. Теория: инструменты, материалы, приспособления. возникновения техники торцевания. 8 История Практика: виды и этапы торцевания. -Контурное торцевание «Березовый лист»; - Контурное торцевание «Мухомор»; - Контурное торцевание «Помидор»; -Торцевание на плоскости «Рыба»; -Торцевание на плоскости «Одуванчик»; - Торцевание на плоскости «Сирень»; - Торцевание слоями «Лягушка»; - Торцевание слоями «Колокольчик»; - Торцевание слоями «Яблоко»; - Торцевание слоями «Ягода». 2. Оригами. Теория: инструменты, материалы, приспособления. Конструирование поделок путём сгибания бумаги. Условные обозначения, применяемые в оригами. Схемы в оригами. Термины, применяемые в оригами. Практика: складывание основных и более сложных базовых форм. -«Базовые формы»; -«Условные обозначения оригами»; -«Прыгающий заяц»; -«Попугай»; -«Закладка угловая -зайчик»; -«Тигр»; -«Коробочка-лиса»; -«Собака»; -«Белка»; -«Опята»; -«Бант»; -«Валенок»; -«Снегурочка»; -«Новогодняя игрушка»; -«Снежинка»; -«Телефон»; -«Игрушка на пальчик, карандаш; -«Календарь»; -«Коробочка-конфета»; -«Мини блокнот из одного листа»; -«Карандашница»; -«Оригами открытка»; -«Кошелек»; -«Кольцо -роза»; -«Мини книжка»; -«Бесконечная открытка оригами»; -«Курочка с яйцом»; -«Жираф»; 9 -«Собака с открывающимся элементом»; -«Конверт с застежкой»; -«Волк»; -«Слон»; -«Панда»; -«Утка»; -«Гвоздика»; -«Пароход»; -«Петушок»; -«Солнышко»; -«Катамаран»; -«Матрешка»; -«Динозавр»; -«Голубь»; -«Автомобиль»; -«Ловушка для пальцев»; -«Гусеница прыгающая»; -«Прыгающий котик»; -«Прыгающая лягушка»; -«Моторная лодка»; -«Подсолнух». 3. Аппликация. Теория: инструменты, материалы, приспособления. Свойства бумаги. Некоторые элементарные сведения о производстве бумаги, картона, об их видах, свойствах и примени. Практика: способы создания орнаментальной, предметной, сюжетной аппликации. Основные признаки. - Аппликация орнаментальная «Коврик»; - Аппликация орнаментальная «Геометрические фигуры»; - Аппликация орнаментальная «Цветы»; - Аппликация орнаментальная «Из кругов» - Аппликация предметная «Груша»; - Аппликация предметная «Цветок»; - Аппликация предметная «Весенняя поляна» - Аппликация сюжетная «Зайцы на поляне»; - Аппликация сюжетная «Рыбки в пруду». - Аппликация сюжетная «Цветы». 10 Учебный (тематический) план 3 год обучения № п/п Название раздела, темы Количество часов всего теория практика 1. Оригами 16 1 15 2. Бумагопластика 36 1 35 3. Модульное оригами 16 1 15 Итого: 68 3 65 Формы аттестации/ контроля беседа, пед. наблюдение, тематические мини- выставки беседа, пед. наблюдение, тематические мини- выставки, тестирование беседа, пед. наблюдение, тематические мини- выставки, тестирование Содержание учебного(тематического) плана 3год обучения 1. Оригами. Теория: инструменты, материалы, приспособления. Конструирование поделок путём сгибания бумаги. Условные обозначения, применяемые в оригами. Схемы в оригами. Термины, применяемые в оригами. Практика: складывание основных и более сложных базовых форм. -«Базовые формы»; -«Условные обозначения оригами»; -«Кленовый лист»; -«Опята»; -«Угловая закладка-листик»; -«Колосок»; -«Журавль»; -«Березовый лист»; -«Венок из листьев»; -«Лист рябины»; -«Голова ящерицы»; -«Божья коровка»; -«Конверт сердечко»; -«Подарочный пакет»; -«Солдат»; -«Робот». 2.Бумагопластика. 11 Теория: инструктаж по ТБ на занятиях детского объединения. Инструменты, материалы, приспособления. Виды вырезания из бумаги и картона. Виды разметки, способы соединения деталей. Практика: конструирование, объемные композиции, приемы работы в данной технике. - «Дом»; -«Крокодил»; -«Вертушка на палочке»; -«Клоун из конуса»; -«Мышка из конуса»; -«Заяц из конуса»; -«Лев из цилиндра»; -«Открытка на новый год»; -«Елка»; -«Звезда»; -«Объемная снежинка»; -«Девочка на пружинке»; -«Осьминог на пружинке»; -«Гусеница -пружинка на палочках»; -«Медведь из цилиндра»; -«Пчела из цилиндра»; -«Бабочка двигающаяся»; -«Лягушка двигающаяся»; -«Рыба двигающаяся»; -«Змея двигающаяся»; -«Лошадка качалка»; -«Птичка качалка»; -«Неваляшка качалка»; -«Пароход качалка»; -«Корова -щелевое соединение»; -«Лось - щелевое соединение»; -«Зебра - щелевое соединение»; -«Кот - щелевое соединение»; -«Скворечник на палочке»; -«Цветок на палочке»; -«Бабочка на палочке»; -«Черепаха из бумажного стаканчика»; -«Лошадка из бумажного стаканчика»; -«Цветок из бумажного стаканчика». 3. Модульное оригами. Теория: история развития техники модульного оригами. Инструменты и материалы. Виды и свойства бумаги. Разметка листов для изготовления модулей. Различные способы разметки. 12 Практика: складывание треугольных модулей. Соединение модулей между собой. - «Изготовление треугольных модулей»; -«Сборка цветка»; - «Изготовление треугольных модулей»; - «Сборка листика»; - «Изготовление треугольных модулей»; -«Изготовление треугольных модулей»; -«Сборка кольца»; - «Изготовление треугольных модулей»; -«Сборка гусеницы»; -«Изготовление треугольных модулей»; -«Сборка рыбки»; -«Изготовление треугольных модулей»; -«Сборка ягоды»; -«Изготовление треугольных модулей»; -«Сборка сердечка»; -«Изготовление треугольных модулей»; -«Сборка бабочки». Учебный (тематический) план 4 год обучения № п/п 1. Название раздела, темы Оригами 2. Скрапбукинг 3. Изготовление изделий из бумаги -динамические игрушки с подвижными деталями Квиллинг 4. Итого: Количество часов Формы аттестации/ контроля всего теория практика 17 1 16 беседа, пед. наблюдение, тематические минивыставки 17 1 16 беседа, пед. наблюдение, тематические минивыставки, тестирование 18 1 17 беседа, пед. наблюдение, тематические минивыставки 16 1 15 беседа, пед. наблюдение, тематические минивыставки, тестирование 68 4 64 Содержание учебного (тематического) плана 4 год обучения 1. Оригами. 13 Теория: инструктаж по ТБ на занятиях детского объединения. Инструменты, материалы, приспособления. Конструирование поделок путём сгибания бумаги. Условные обозначения, применяемые в оригами. Схемы в оригами. Термины, применяемые в оригами. Практика: складывание основных и более сложных базовых форм. -«Базовые формы»; -«Условные обозначения»; -«Шкатулка для украшений»; -«Кольцо-перевертыш»; -«Смешные оригами-кубики»; -Бесконечная открытка «Волшебное кольцо»; -«Рюкзак»; -«Хлопушка»; -«Коробочка - сюрприз»; -«Сюрикен»; -«Космонавт»; -«Лилия»; -«Звезда- шестиконечная»; -«Журавлик»; -«Кит»; -«Сова»; -«Динозавр». 2. Скрапбукинг. Теория: инструменты, материалы, приспособления. История возникновения техники скрапбукинг. Виды техник. Стили оформления. Практика: изготовление открыток, оформление: -«Анкета-книжка»; -«Открытка ко дню рождения»; -«Открытка к 8 марта»; -«Открытка в технике поп -ап»; -«Открытка с открывающимся элементом»; -«Открытка с выдвигающимся элементом»; -«Открытка с вращающимся элементом»; -«Открытка с появляющимся элементом». -«Открытка к 23 февраля»; -«Открытка к новому году»; -«Открытка к пасхе»; -«Открытка к 9 мая»; -«Открытка ко дню матери»; -«Открытка ко дню смеха»; -«Коробочка в технике поп-ап»; -«Коробочка с сюрпризом, подарок другу»; -«Открытка с выскакивающим элементом». 14 3. Изготовление изделий из бумаги - динамические игрушки с подвижными деталями. Теория: инструменты, материалы, приспособления. История возникновения техники, совершенствование способов и приёмов работы по шаблонам. Практика: конструирование моделей игрушек из плоских деталей. Соединение (сборка) плоских деталей между собой: при помощи клея; соединение с помощью пуговиц и ниток, соединением деталей из конструкта; изготовление игрушки-сюрприз; разметка и изготовление отдельных деталей по шаблонам и линейке. - «Собачка»; - «Собачка»; -«Зайчик»; -«Зайчик»; -«Медведь»; -«Медведь»; -«Клоун»; -«Клоун»; -«Сова»; -«Сова»; -«Кошка»; -«Кошка»; -«Птица»; -«Птица»; -«Лиса»; -«Лиса»; -«Курочка»; -«Курочка». 4. Квиллинг. Теория: инструменты, материалы, приспособления; из истории квиллинга; Практика: подготовка к работе, заготовка полосок, схема выполнения полосок, виды роллов, выполнение простых элементов, готовые изделия; - «Заготовка бумажных полосок из бумаги»; - «Гусеница»; - «Заготовка бумажных полосок из бумаги»; - «Цветок»; - «Заготовка бумажных полосок из бумаги»; - «Рыбка»; - «Заготовка бумажных полосок из бумаги»; - «Колосок»; - «Заготовка бумажных полосок из бумаги»; - «Улитка»; - «Заготовка бумажных полосок из бумаги»; 15 -«Бабочка»; -«Заготовка бумажных полосок из бумаги»; -«Зайчик»; -«Заготовка бумажных полосок из бумаги»; -«Мороженое». 1.4. Планируемые результаты Метапредметные результаты: - освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; - освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; - активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникативных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач; - готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; - определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Личностные результаты: - овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; - развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; - развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; - развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; - формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. 16 Предметные результаты: 1год обучения Учащиеся должны знать: -разновидности аппликаций (плоская, обрыванием, объемная); названия различных видов, свойств бумаги и картона; некоторые элементарные сведения о производстве бумаги, картона, об их видах; -названия инструментов и материалов, необходимые для аппликации; -технологию выполнения аппликации; этапы и основные правила изготовления работы в технике аппликация; -правила самостоятельной и коллективной работы над аппликацией из бумаги; показатели, по которым необходимо оценивать свою работу и работу у товарищей; - условные обозначения, применяемые в оригами, термины, применяемые в оригами, складывание простых базовых форм. Учащиеся должны уметь: -соблюдать правила охраны труда, пользоваться необходимыми инструментами и материалами; организовывать свое рабочее место; - выполнять аппликации из цветной бумаги (плоскую, обрыванием, объемную); -пользоваться инструментами и материалами, необходимыми для аппликации и оригами; - выполнять простые базовые формы и изделия из бумаги в технике оригами; - оценивать свою работу и работу товарищей по различным показателям; -работать коллективно создавать изделия, пользуясь схемами; самостоятельного планирования своих действий; -следовать устным инструкциям. 2 год обучения Учащиеся должны знать: -историю возникновения техник- аппликации оригами и торцевания из бумаги; -виды аппликаций (орнаментальная, предметная, сюжетная); названия различных видов, свойств бумаги и картона; некоторые элементарные сведения о производстве бумаги, картона, об их видах; -виды торцевания; -названия инструментов и материалов, необходимых для аппликации, оригами и торцевания; -технологию, этапы и основные правила изготовления работы в технике аппликация, оригами и торцевание; -правила самостоятельной и коллективной работы в данных техниках из бумаги; показатели, по которым необходимо оценивать свою работу и работу у товарищей; 17 - условные обозначения, применяемые в оригами, термины, применяемые в оригами, складывание более сложных базовых форм. Учащиеся должны уметь: -соблюдать правила охраны труда, пользоваться необходимыми инструментами и материалами; организовывать свое рабочее место; - выполнять аппликации из цветной бумаги (орнаментальную, предметную, сюжетную); -пользоваться инструментами и материалами, необходимыми для аппликации и оригами; - выполнять более сложные базовые формы и изделия из бумаги в технике оригами; - оценивать свою работу и работу товарищей по различным показателям; -работать коллективно создавать изделия, пользуясь схемами; самостоятельного планирования своих действий; -следовать устным инструкциям; -использовать технику торцевания на сплошном рисунке и в контурном узоре. 3 год обучения Учащиеся должны знать: -историю возникновения техник- оригами, модульное оригами, бумагопластика из бумаги; -названия различных видов, свойств бумаги и картона; некоторые элементарные сведения о производстве бумаги, картона, об их видах; -названия инструментов и материалов, необходимых для оригами, модульного оригами, бумагопластики; -технологию, этапы и основные правила изготовления работы в этих техниках; -виды и сборку модулей в технике – модульное оригами; -правила самостоятельной и коллективной работы в данных техниках из бумаги; показатели, по которым необходимо оценивать свою работу и работу у товарищей; - условные обозначения, применяемые в оригами, термины, применяемые в оригами, складывание более сложных базовых форм; Учащиеся должны уметь: -соблюдать правила охраны труда, пользоваться необходимыми инструментами и материалами; организовывать свое рабочее место; -пользоваться инструментами и материалами, необходимыми для оригами, модульного оригами, бумагопластики; - выполнять более сложные базовые формы и изделия из бумаги в технике оригами; - складывать треугольный модуль оригами, соединять модули между собой; - конструировать и выполнять объемные работы из бумаги и картона, самостоятельно построить модель из бумаги и картона по шаблону; 18 -создавать с помощью бумаги, картона и клея необычайные композиции с эффектом объемного изображения (при изготовлении открыток, объемных изделий); -работать с трафаретами, в технике бумагопластика; склеивать последовательно детали, собирать изделия; - оценивать свою работу и работу товарищей по различным показателям; - создавать изделия, пользуясь схемами; самостоятельного планирования своих действий; -следовать устным инструкциям. 4 год обучения Учащиеся должны знать: -историю возникновения техник- оригами, скрапбукинга, изготовление динамических игрушек, квиллинга; -названия различных видов, свойств бумаги и картона; некоторые элементарные сведения о производстве бумаги, картона, об их видах; -названия инструментов и материалов, необходимых для данных техник; -технологию, этапы и основные правила изготовления работы в этих техниках; -правила самостоятельной и коллективной работы в данных техниках из бумаги; показатели, по которым необходимо оценивать свою работу и работу у товарищей; - условные обозначения, применяемые в оригами, термины, применяемые в оригами, складывание более сложных базовых форм; -в технике квиллинг знать виды роллов, завитков и элементов; -правила безопасности работы; -виды материалов, применяемые в работе по скрапбукингу; - -понятие о композиции, цвете и стилях техники скрапбукинг; -способы раскладки материалов на бумаге (составление эскиза); -приёмы работы с бумагой, картоном, ножницами, фигурными дыроколами; -технологию изготовления открыток; -словарь терминов, применяемых при работе в данной технике. Учащиеся должны уметь: -соблюдать правила охраны труда, пользоваться необходимыми инструментами и материалами; организовывать свое рабочее место; -пользоваться инструментами и материалами, необходимыми для оригами, скрапбукинга, изготовления динамических игрушек, квиллинга; - выполнять более сложные базовые формы и изделия из бумаги в технике оригами; - нарезать полоски из бумаги, скручивать роллы, разные элементы, выполнять различные изделия, панно в технике квиллинг; -сборка и соединение деталей из картона при изготовлении динамических игрушек; 19 -подбирать материалы и отделку для изготовления изделия; -определять качество готового изделия. 2. Организационно-педагогические условия 2.1. Календарный учебный график на 2024-2025 учебный год Год обучения 2 год Дата начала обучения 02.09.2024 Дата окончания обучения 23.05.2025 3 год 02.09.2024 24.05.2025 Количество Количество Количество учебных учебных учебных недель дней часов 34 34 68 34 34 68 Режим занятий 1 раз в неделю по 2 часа 1 раз в неделю по 2 часа I полугодие – 16 учебных недель II полугодие – 18 учебных недель Каникулы: 24 декабря 2024 г.-08 января 2025 г.; 24-26, 29-30 марта 2025 г. Материально техническое обеспечение Обеспечивается образовательной организацией: - Учебный кабинет (включая типовую мебель) (1 единица на группу; 100% времени реализации программы) - Ножницы бытовые (12 штук на группу; 80% времени реализации программы) - Карандаш простой (12 штук на группу; 80% времени реализации программы) Кадровое обеспечение Реализацию программы обеспечивает педагог дополнительного образования, обладающий профессиональными знаниями и компетенциями в организации и ведении образовательной деятельности. Уровень образования педагога: среднее профессиональное образование, высшее образование – бакалавриат, высшее образование – специалитет или магистратура. Уровень соответствие квалификации: образование педагога соответствует профилю программы. Профессиональная категория: без требований к категории. 20 Методические материалы № п/п Название раздела 1. Аппликация бумаги 2. Оригами 1. Торцевание 2. Оригами 3. Аппликация бумаги Материально – Формы, методы, техническое приемы обучения оснащение, дидактикометодический материал 1 год обучения из Цветная бумага, Беседа, картон, ножницы, обсуждение, клей карандаш. объяснение, показ, Методическая физ.минутка, игра, копилка -физминутки, творческая работа. загадки, стихи, пословицы. Формы учебного занятия Беседа, педагогические наблюдения, тематические минивыставки; участие в выставках, тестирование, практическая работа. Беседа, Беседа, обсуждение, педагогические объяснение, показ, наблюдения, физ.минутка, игра, тематические минисамостоятельная и выставки; участие в творческая работа. выставках, тестирование, практическая работа. Цветная бумага, ножницы, клей карандаш. Методическая копилка -физминутки, загадки, стихи, пословицы. Журналы, учебные пособия. 2 год обучения Цветная и Беседа, гафрированная обсуждение, бумага, ножницы, объяснение, показ, клей карандаш, физ.минутка, игра, простой карандаш, самостоятельная и ластик. Методическая творческая работа. копилка -физминутки, загадки, стихи, пословицы. Цветная бумага, Беседа, ножницы, клей обсуждение, карандаш. объяснение, показ, Методическая физ.минутка, игра, копилка -физминутки, самостоятельная и загадки, стихи, творческая работа. пословицы. Журналы, учебные пособия. из Цветная бумага, Беседа, картон, ножницы, обсуждение, клей карандаш. объяснение, показ, Методическая физ.минутка, игра, копилка -физминутки, самостоятельная и загадки, стихи, творческая работа. пословицы. 21 Беседа, педагогические наблюдения, тематические минивыставки; участие в выставках, тестирование, практическая работа. Беседа, педагогические наблюдения, тематические минивыставки; участие в выставках, тестирование, практическая работа. Беседа, педагогические наблюдения, тематические минивыставки; участие в выставках, тестирование, Журналы, пособия. 1. Оригами 2. Бумагопластика 3. Модульное оригами 1. 2. 3. учебные практическая работа. 3 год обучения Цветная бумага, Беседа, ножницы, клей обсуждение, карандаш. объяснение, показ, Методическая физ.минутка, игра, копилка -физминутки, самостоятельная и загадки, стихи, творческая работа. пословицы. Цветная бумага, картон, ножницы, клей карандаш, шаблоны. Методическая копилка -физминутки, загадки, стихи, пословицы. Беседа, обсуждение, объяснение, показ, физ.минутка, игра, самостоятельная и творческая работа. Цветная бумага, Беседа, ножницы, клей обсуждение, карандаш. объяснение, показ, Методическая физ.минутка, игра, копилка -физминутки, самостоятельная и загадки, стихи, творческая работа. пословицы. Журналы, учебные пособия. 4 год обучения Оригами Цветная бумага, Беседа, ножницы, клей обсуждение, карандаш. объяснение, показ, Методическая физ.минутка, игра, копилка -физминутки, самостоятельная и загадки, стихи, творческая работа. пословицы. Журналы, учебные пособия. Скрапбукинг Цветная бумага, Беседа, картон, ножницы, обсуждение, клей карандаш, объяснение, показ, простой карандаш, физ.минутка, игра, фигурные ножницы и самостоятельная и дыроколы, элементы творческая работа. декора, трафареты. Методическая копилка -физминутки, загадки, стихи, пословицы. Изготовление Цветная бумага, Беседа, изделий из картон, ножницы, обсуждение, 22 Беседа, педагогические наблюдения, тематические минивыставки; участие в выставках, тестирование, практическая работа. Беседа, педагогические наблюдения, тематические минивыставки; участие в выставках, тестирование, практическая работа. Беседа, педагогические наблюдения, тематические минивыставки; участие в выставках, тестирование, практическая работа. Беседа, педагогические наблюдения, тематические минивыставки; участие в выставках, тестирование, практическая работа. Беседа, педагогические наблюдения, тематические минивыставки; участие в выставках, тестирование, практическая работа. Беседа, педагогические бумаги 4. Квиллинг клей карандаш, проволока, нитки, пуговицы, шаблоны. Методическая копилка -физминутки, загадки, стихи, пословицы. Цветная бумага, ножницы, клей карандаш, палочки для закручивания. Методическая копилка -физминутки, загадки, стихи, пословицы. объяснение, показ, физ.минутка, игра, самостоятельная и творческая работа. наблюдения, тематические минивыставки; участие в выставках, тестирование, практическая работа. Беседа, обсуждение, объяснение, показ, физ.минутка, игра, самостоятельная и творческая работа. Беседа, педагогические наблюдения, тематические минивыставки; участие в выставках, тестирование, практическая работа. 2.2. Формы аттестации /контроля и оценочные материалы Аттестация обучающихся является неотъемлемой частью образовательного процесса, которая позволяет всем участникам реально оценить результативность их совместной творческой деятельности, уровень развития способностей и личностных качеств ребенка, в соответствии прогнозируемым результатом. Формы контроля: -текущий контроль; -промежуточная аттестация; -итоговая аттестация; Текущий контроль проводится педагогом в течение учебного года в соответствии с разделами учебно-тематического плана образовательной программы по мере прохождения учебных тем, разделов. Промежуточная аттестация определяет успешность творческого развития обучающегося и степень освоения им поставленных задач на определённом этапе. Проводится в форме теста (приложение №1,4,7,10), практическая работа (приложения №3,6,9). Итоговая аттестация проводится в форме выполнения практической работы (приложения № 3,6,9,12), в форме теста (приложение №2,5,8, 11). 3.Список литературы Для педагога Нормативные документы 1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р. 3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. №629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления 23 образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 4. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 №816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». 5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». 6. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р. 7. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования», утв. Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. №1642. 8. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» в рамках национального проекта «Образование». 9. Подпрограмма «Наследие» государственной программы РФ «Развитие культуры» (с 16 апреля 2020 г. - утв. Постановлением Правительства РФ от 31 марта 2020 г. №392). Литература, использованная при составлении программы Психолого-педагогическая литература 1. Минюрова С.А. Возрастная психология: детство, отрочество [Текст]: учеб.пособие для студентов вузов/ С.А. Минюрова; Урал. Гос.пед.ун-т. – Екатеринбург, 2010. – 176 с. 2. Сорокоумова Е.А. Возрастная психология. Краткий курс. – СПб.: Питер, 2009. – 208 с. 3. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Учебное пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений/Под ред. В.А.Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 336 с. 4. Селевко Г.К., Селевко А.Г. Социально-воспитательные технологии. М.: Народное образование, 2002., 176 с. Методическая литература 1. Арронкоски Т. Изделия из бумажных верёвочек: цветы, гирлянды, аксессуары: Практическое руководство / Пер. с итал. –М.: Издательство «Ниола –Пресс», 2007. –160с.: ил. 2. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Оригами. 337 схем от простых фигурокдо сложных моделей. –СПб.: ООО «СЗКЭО», 2008 –224с., ил. 24 3. Барта Ч.200 моделей для умелых рук. –СПб.; Сфинкс СПб., 1997. –224 4. Богатова И. В. Квиллинг. 70 моделей и композиций из гофрированного картона, бумажной ленты, бумажного шнура.-М.: Мартин, 2011. –108 с.: ил. 5. Воронина Г. Оригинальные подарки в техниках скрапбукинга.М.: Эксмо, 2011. –80 с.: ил. –(Азбука рукоделия) 6. Выгонов В.В., Галямова Э.М., Захарова И.В. Аппликация. –М.: Издательский Дом МСП, 2006 –96с.: ил. 7. Выгонов В.В. Игрушки и поделки из бумаги.-М.: Издательский Дом МСП,2007. –128с.: ил. 8. Кирьянова О.Н. Бумажные фантазии. –М.: Профиздат, 2006. –88с. 9. Латышева Ольга Альбомы своими руками: пошаговый мастеркласс. –СПб.: Питер, 2013. –32с.: ил. 10. Скрапбукинг.-М.: АСТ, 2013.-160 с.: ил.-(Мир увлечений). 11. О.Щеглова, А. ЩегловаВсё об оригами. Оригами от А до Я. Оригами для всех. 333 волшебные фигурки любой сложности. Ростов н/Д: Издательский Дом «Владис», М.: Издательский Дом «Рипол Классик», 2008.416с., с илл. Для учащихся (родителей) 1. Зайцева А. А. Искусство квиллинга: Магия бумажных лент / Анна Зайцева. –М.: Эксмо, 2010. –64 с.: ил. –(Азбука рукоделия). 2. Латышева О. Альбомы своими руками: пошаговый мастер-класс.СПб.: Питер, 2013. –32 с.: ил. 3. Уолтер Х. Цветы из бумажных лент: Практическое руководство / Сост. О.М. Климова. –М.: Издательство «Ниола –Пресс», 2008. –32 с.: ил. – (Новые идеи). 4. Чернова Н.Н. Волшебная бумага / Н. Чернова. –М.: АСТ, 2007. – 207с.: ил. 5. Юртакова А.Э., Юртакова Л.В. объёмные фигурки животных из бумаги / А.Э. Юртакова, Л. В. Юртакова.–М.: Эксмо; Донецк: СКИФ, 2009. – 64 с.: ил. –(Азбука рукоделия). интернет-ресурсы, ссылки: http:www.pinterest.ru/pin/ http://gretahome.ru/origami http://olimero.ru/bloq/hobby http://scrapodelie.ru http:// www.swoimi-rukami.com http://malernplace.ru 25 Приложение 1 Тест к промежуточной аттестации 1 год обучения «Оригами» 1) Где впервые появилось искусство оригами? 1) в Китае; 2) в Японии; 2) Как нужно правильно передавать ножницы? 1) передавать ножницы острыми концами; 2) передавать ножницы закрытыми кольцами вперед; 3) Какие правильные сгибы бывают в технике оригами? 1) сгиб «долиной», складка «молнией»; 2) наметить складку, сгиб «радугой»; 3) Какие базовые формы бывают в технике оригами? 1) базовые формы- книжка, треугольник, дом; 2) базовые формы- книжка, заяц, дом; 4) Из какой формы формируются фигуры в оригами? 1) из прямоугольника; 2)из квадрата; 5) Какие у квадрата стороны? 1) у квадрата равные стороны; 2) у квадрата не равные стороны; 6) Инструменты и материалы используемые в технике оригами. 1)ножницы, клей, бумага, карандаш; 2) клей, бумага, спица, ножницы; 7) Какой вид бумаги можно использовать в оригами? 1)принтерную; 2) гофрированную; Уровни оценки знаний: 7-6- правильных ответа – высокий уровень 5-3- правильных ответа – средний уровень 2-1- правильных ответа –низкий уровень 26 Приложение 2 Тест к итоговой аттестации 1 год обучения «Оригами» 1) Где впервые появилось искусство оригами? 1) в Китае; 2) в Японии; 2) Что означает тонкая основная линия в оригами? 1) контур заготовки; 2) линию сгиба; 3) Что нельзя делать при работе с ножницами? 1) держать ножницы острыми концами вниз; 2) передавать их закрытыми кольцами вперед; 4) Какие виды разметки ты знаешь? 1) сгибание; 2) сжимание; 5)Сколько базовых форм существует в оригами? 1)11; 2) 20; 6) Базовые формы бывают (выбери правильный ответ): 1)двойной треугольник, двойной квадрат, дверь, рыба, птица; 2)воздушный змей, треугольник, блин, домик, катамаран, прямоугольник; Уровни оценки знаний: 6- правильных ответов – высокий уровень 5-3- правильных ответа – средний уровень 2-1- правильных ответа –низкий уровень 27 двойной Приложение 3 Практическая работа 1 год обучения Карта контроля практической работы № п/п 1. 2. 3. 4. 5. Технологическая операция Соблюдение порядка на рабочем месте во время выполнения работы Соблюдение правил ТБ (инструменты и материалы) Соблюдение поэтапности выполнения работы Качество выполнения работы (аккуратность, эстетичность) Уровень самостоятельности в выполнении работы Максимальное количество баллов Критерии оценивания по уровням: 8-10 баллов – высокий уровень 5-7 балла – средний уровень 1- 4 балла – низкий уровень 28 Баллы (1-2 балла) Приложение 4 Тест к промежуточной аттестации 2 год обучения «Оригами» 1) Где впервые появилось искусство оригами? 1) в Китае; 2) в Японии; 2) Что означает тонкая основная линия в оригами? 1) контур заготовки; 2) линию сгиба; 3) Что нельзя делать при работе с ножницами? 1) держать ножницы острыми концами вниз; 2) передавать их закрытыми кольцами вперед; 4) Какие виды разметки ты знаешь? 1) сгибание; 2) сжимание; 5) Сколько базовых форм существует в оригами? 1)11; 2) 20; 6) Вазовые формы бывают (выбери правильный ответ): 1)двойной треугольник, двойной квадрат, дверь, рыба, птица; 2)воздушный змей, треугольник, блин, домик, катамаран, прямоугольник; Уровни оценки знаний: 6- правильных ответов– высокий уровень 5-3- правильных ответа – средний уровень 2-1- правильных ответа –низкий уровень 29 двойной Приложение 5 Тест к итоговой аттестации 2 год обучения «Аппликация» 1) Что обозначает слово –аппликация? 1)накладывание; 2)пришивание; 2) Аппликация, это: 1)вид декоративно прикладного искусства; 2)вид строительной деятельности; 3) Материалы и используемые в аппликации из бумаги: 1)бумага разных видов; 2) бумага, только определенных видов; 4) Инструменты, используемые в технике аппликация: 1)ножницы, карандаш, клей; 2) ножницы, шило, клей; 5) Виды аппликаций бывают: 1)плоская, предметная, объемная, сюжетная, орнаментальная; 2) плоская, объемная, предметная, объемная, красочная, орнаментальная; 6) Объемная аппликация, это когда: 1) изображения предметов или их деталей крепятся на фон только полностью на плоскость; 2)изображения предметов или их деталей крепятся на фон только частью плоскости; 7) Предметная аппликация, это: 1)состоящая из нескольких предметов, находящихся в движении; 2)выполняется из геометрических, растительных или других форм; Уровни оценки знаний: 7-6- правильных ответа – высокий уровень 5-3- правильных ответа – средний уровень 2-1- правильных ответа –низкий уровень 30 Приложение 6 Практическая работа 2 год обучения Карта контроля практической работы № п/п 1. 2. 3. 4. 5. Технологическая операция Соблюдение порядка на рабочем месте во время выполнения работы Соблюдение правил ТБ (инструменты и материалы) Соблюдение поэтапности выполнения работы Качество выполнения работы (аккуратность, эстетичность) Уровень самостоятельности в выполнении работы Максимальное количество баллов Критерии оценивания по уровням: 8-10 баллов – высокий уровень 5-7 балла – средний уровень 1- 4 балла – низкий уровень 31 Баллы Приложение 7 Тест к промежуточной аттестации 3 год обучения «Бумагопластика» 1) Бумагу, можно: 1) сминать, резать, мочить, рвать, вытягивать, жечь, скатывать; 2) резать, сминать, жечь мочить, рвать, пилить, вытягивать; 2)Основные приемы работы с бумагой: 1)складывание, сгибание, вырезание, гофрирование, склеивание; 2) вырезание, гофрирование, выжимание, складывание, склеивание, сгибание; 3) Основные техники в работе с бумагой: 1) оригами, аппликация, папье-маше, объемное конструирование, модульное оригами, квиллинг; 2) канзаши, папье-маше, оригами, квиллинг, плетение из газетных трубочек, выжигание; 4) Правила обращения с ножницами: 1) работать тупыми ножницами и с ослабленным шарнирным креплением; держать ножницы лезвиями вверх; оставлять ножницы в открытом виде; 2) не резать ножницами на ходу, передавать закрытые ножницы кольцами вперед; 5) Правила обращения с клеем: 1) при работе с клеем нужно пользоваться специальной кисточкой; наносить клей на изделия аккуратно; при попадании клея в глаза промыть чистой водой; 2) при попадании клея в глаза можно не промывать водой, а вытереть рукой; клей можно держать открытым, не закрывая колпачком; 6) Правила обращения с бумагой: 1)обводить шаблоны с обратной стороны цветной бумаги, экономно расходуя место; о края бумаги можно порезаться; 2) обводить шаблоны с обратной стороны цветной бумаги, можно не экономно расходовать место, потому что, бумаги много; о края бумаги нельзя порезаться; 7) Виды бумаги бывают (выбрать правильный ответ): 1)писчая, газетная, гофрированная, калька, оберточная, мелованная, папирусная, креповая, бархатная; 2) калька, оберточная, бархатная промокательная, целлюлозная, папирусная, гофрированная; Уровни оценки знаний: 7-6- правильных ответа – высокий уровень 5-3- правильных ответа – средний уровень 2-1- правильных ответа –низкий уровень 32 Приложение 8 Тест к итоговой аттестации 3 год обучения «Модульное оригами» 1) Модульное оригами, это: 1)искусство складывания фигур из бумаги; 2)искусство выкладывания фигур из бумаги; 2) Искусство модульного оригами пришло, из: 1)древней Японии; 2)древнего Китая; 3) Где была изобретена бумага? 1) в Китае; 2) в Японии; 4) Простой модуль, используемый в данной технике: 1)треугольный; 2)четырехугольный; 5) Простой модуль складывается, из: 1)квадратных листочков бумаги; 2) прямоугольных листочков бумаги; 6) Как называется специальная бумага для оригами: 1) «гами»; 2) «ками»; 7) Инструменты, используемые в модульном оригами: 1) клей, линейка, канцелярский нож, бумага, ножницы, декоративные детали; 2) канцелярский нож, бумага, декоративные детали, клей, дырокол, ножницы; 8) Наиболее подходящая бумага для модульного оригами: 1) офисная, блоки для записей, журнальная; 2) журнальная, гофрированная, офисная; 9) Размер листочков бумаги для складывания модулей может быть: 1) большим или маленьким; 2)различных размеров; Уровни оценки знаний: 9-7- правильных ответа – высокий уровень 6-4- правильных ответа – средний уровень 3-1- правильных ответа –низкий уровень 33 Приложение 9 Практическая работа 3 год обучения Карта контроля практической работы № п/п 1. 2. 3. 4. 5. Технологическая операция Соблюдение порядка на рабочем месте во время выполнения работы Соблюдение правил ТБ (инструменты и материалы) Соблюдение поэтапности выполнения работы Качество выполнения работы (аккуратность, эстетичность) Уровень самостоятельности в выполнении работы Максимальное количество баллов Критерии оценивания по уровням: 8-10 баллов – высокий уровень 5-7 балла – средний уровень 1- 4 балла – низкий уровень 34 Баллы Приложение 10 Тест к промежуточной аттестации 4 год обучения «Скрапбукинг» 1) Скрапбукинг, это: 1)оригинальная техника декорирования и оформления; 2) оригинальная техника вышивания и плетения; 2) История возникновения этой техники берет свое начало: 1)В Германии и Англии; 2)Во Франции и Германии; 3) Самые распространенные примеры техники скрапбукинг, это: 1) открытки, различные ежедневники фотоальбомы; 2) изделия, изготовленные из различных материалов; 4) Инструменты и материалы: 1)можно использовать любые инструменты и материалы по желанию; 2)нужно использовать только определенные инструменты и материалы; 5) Самый распространенный и популярный формат бумаги в данной технике: 1)40 на 40; 2) 30 на 30; 6) Элементы для декора: 1) можно приобрести только в магазинах; 2) можно приобрести в магазинах и изготовить своими руками; Уровни оценки знаний: 6- правильных ответа – высокий уровень 5-3- правильных ответа – средний уровень 2-1- правильных ответа –низкий уровень 35 Приложение 11 Тест к итоговой аттестации 4 год обучения «Квиллинг» 1) Что означает техника «квиллинг»? 1)создание композиций из скрученных в спирали тонких и длинных полосок; 2) создание композиций из скрученных в спирали тонких и коротких полосок; 2) Какой материал служил для композиций в стародревние времена? 1) птичье перо; 2)птичий пух; 3) Искусство квиллинга также известно под названием: 1)бумажная многогрань; 2)бумажная филигрань; 4) Инструменты для скручивания полос: 1)игла для квиллинга, игла с проушиной, бамбуковые палочки разной толщины, шило; 2) игла для квиллинга, игла с проушиной, бамбуковые палочки разной толщины, швейная игла; 5) Другие материалы и инструменты: 1)ножницы, пинцет, нож для бумаги, доска для резания, клей ПВА, карандаш, линейка, доска для квиллинга; 2) пинцет, нож для бумаги, линейка, доска для квиллинга, клей ПВА, спица, дырокол; 6) Какая бумага больше подходит для нарезания и скручивания полосок в технике квиллинг? 1)офисная белая и цветная; 2)обычная цветная бумага, альбомные листы; 7) Инструменты и материалы для эскизов и монтажа: 1) миллиметровка, циркуль, транспортир, карандаш, булавки, машинка для нарезания бахромы, линейка; 2)транспортир, карандаш, булавки, машинка для нарезания бахромы, линейка, степлер, миллиметровка, дырокол; 8) Основными элементами для квиллинга являются: 1)рулоны, завитки, эксцентрические рулоны; 2) рулоны, завитки, эксцентрические круги; 9) Виды рулонов (выбрать правильный ответ): 1)тугой рулон, свободная спираль, овал, молодая луна, сердечко, ландыш; 2)вытянутая петля, треугольник, щит, изогнутая капля, листик, круг; Уровни оценки знаний: 9-7- правильных ответа – высокий уровень 6-4- правильных ответа – средний уровень 3-1- правильных ответа –низкий уровень 36 Приложение 12 Практическая работа 4 год обучения Карта контроля практической работы № п/п 1. 2. 3. 4. 5. Технологическая операция Соблюдение порядка на рабочем месте во время выполнения работы Соблюдение правил ТБ (инструменты и материалы) Соблюдение поэтапности выполнения работы Качество выполнения работы (аккуратность, эстетичность) Уровень самостоятельности в выполнении работы Максимальное количество баллов Критерии оценивания по уровням: 8-10 баллов – высокий уровень 5-7 балла – средний уровень 1- 4 балла – низкий уровень 37 Баллы