Валяние

муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования Пышминского городского округа
«Пышминский центр дополнительного образования»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
художественной направленности

«ВАЛЯНИЕ»
возраст учащихся 11-14 лет
срок реализации программы 3 года
разноуровневая программа: стартовый, базовый уровни

Автор – составитель:
Иванова М.Н.,
педагог дополнительного
образования

пгт. Пышма
2024 год

1.Основные характеристики
1.1 Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Валяние» относится к художественной направленности, так как
ориентирована на эстетическое, этнокультурное воспитание детей путем
приобщения к народному творчеству, художественным ремеслам и
промыслам через знакомство с традиционной технологией валяния из
шерсти.
Программа составлена в соответствии с нормативными правовыми
актами и государственными программными документами:
1.
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г.
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2.
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от
31 марта 2022 г. № 678-р.
3.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 г. №629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».
4.
Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи».
5.
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)».
6.
Письмо Минпросвещения России от 30.12. 2022 № АБ-3924/06 (О
направлении методических рекомендаций (вместе с методическими
рекомендациями «Создание современного инклюзивного образовательного
пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья и детейинвалидов на базе образовательных организаций, реализующих
дополнительные общеобразовательные программы в субъектах Российской
Федерации».
7.
Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 04.03.2022 г. № 219-д «О внесении изменений в
методические
рекомендации
«Разработка
дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных
организациях», утвержденные приказом ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от
01.11.2021 г. № 934-д.
8.
Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. №162- Д «Об утверждении Концепции
2

развития образования на территории Свердловской области на период до
2035 года».
Актуальность общеразвивающей программы
Вопрос о возможности обучения творчеству и его развития – один из
актуальных в педагогике вообще и в системе дополнительного образования в
частности. В условиях ценностного кризиса, новых социальных запросов
общества и государства для педагога дополнительного образования
становится особенно актуальным поиск тех форм и методов, которые
способны вызвать в ребенке желание творить.
Занятия декоративно-прикладным искусством дают возможность
раскрыть заложенную в человеке потребность в творчестве, желание
созидать, создавать прекрасное своими руками.
В нашей территории активно развивается искусство «валяние». Это
направление актуально и востребовано, так как, валяние – техника, доступная
для начинающих, выполненные изделия получаются оригинальными и
яркими, что привлекает детей.
Осваивая техники валяния, учащиеся знакомятся с основными канонами
декоративно-прикладного творчества, а также с композицией, колористикой,
перспективой. При этом развиваются творческие способности, эстетический
вкус, навыки самостоятельной и коллективной работы. Изделия из войлока
экологичные, выглядят оригинально, приемы работы с ним просты и
предоставляют безграничные возможности для творческого самовыражения.
При осуществлении программы реализуются потребности родителей в
занятости детей, в организации продуктивного, содержательного досуга во
внеурочное время, в том числе и во время школьных каникул.
Программа составлена на основе дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы «Чудеса из шерсти», автор – составитель
Мишина И.Н., педагог дополнительного образования МБОУ ДО «Центр
творчества «Свежий ветер» ГО Тольятти, 2019 г.
Отличительные
особенности
общеразвивающей
программы
заключается в том, что в содержание программы включены раздел,
«Шерстяная живопись» с усложнением техник в каждом году обучения. Так
же программой предусмотрено изготовление изделий в технике шерстяная
живопись с эффектом 3Д и изделий, выполненных на каркасе.
Адресат общеразвивающей программы - учащиеся с 9 до 12 лет.
Развитие творческих способностей детей 9-10 лет имеет ряд
особенностей, связанных с возрастными изменениями. В этом возрасте
ребенок владеет непроизвольным и произвольным воображением.
Воображение сближается с процессом теоретического мышления, давая
импульс к творчеству. Но не для всех достижение некого творческого
результата является ценным. Поэтому на занятиях преобладают
мотивационные приёмы: эмоциональная визуализация, игры на развитие
воображения, упражнения, постановка проблемных задач.
3

Средний школьный возраст – самый благоприятный для творческого
развития. Это пора достижений, стремительного наращивания знаний,
умений, становления нравственности и открытию «Я», обретения новой
социальной позиции, развитие творческого начала. В 11-12 лет возникает
интерес к своему внутреннему миру, это может отражаться и в
индивидуальном творчестве подростков. Подростки нередко проявляют
собственную инициативу в тех видах работ, в которых прежде они лишь
следовали указаниям старших. Поэтому педагогу нужно давать задания с
предоставлением возможности подростку проявления индивидуального
творчества.
Количество учащихся в каждой группе 10-12 человек.
Комплектование учебных групп осуществляется по возрастным
категориям:
1 год обучения – 9 - 10 лет;
2 год обучения – 10 - 11лет;
3 год обучения – 11 -12 лет.
Режим занятий.
Продолжительность одного академического часа - 40 минут.
Перерыв между учебными занятиями -10 минут.
Общее количество часов в неделю – 2 часа.
Занятия проводятся1 раз в неделю по 2 часа.
Объем общеразвивающей программы - 204 часа.
Срок освоения общеразвивающей программы
Программа рассчитана на 3 года обучения;
1 год обучения: 68часов в год;
2 год обучения: 68часов в год;
3 год обучения: 68часов в год;
Особенности организации образовательного процесса - модель
реализации программы традиционная, представляет собой линейную
последовательность освоения содержания в течение 3 лет.
Перечень форм обучения: групповая.
Перечень видов занятий: беседа, практическое занятие.
Перечень форм подведения итогов реализации дополнительной
общеразвивающей программы - тестирование, практическая работа,
педагогическое наблюдение, участие в выставках.
1.2.

Цель и задачи общеразвивающей программы

Цель
общеразвивающей
программы:
развитие
творческих
способностей учащихся через освоение технологии валяния из шерсти.
Задачи общеразвивающей программы:
Обучающие:
- знакомить с историей, традициями валяния из шерсти.
- формировать практические умения и навыки при изготовлении
изделий, используя различные приемы работы с шерстью.
4

Развивающие:
- развивать образное, пространственное мышление, воображение и
фантазию ребенка.
- развивать мотивацию к познанию и творчеству, творческому
самовыражению.
Воспитательные:
- воспитывать коммуникативную культуру, терпимость к чужому
мнению, уметь работать в группе.
1.3. Содержание общеразвивающей программы
Учебный план
Год
обуче
ния
1

Название раздела
Всего
Сухое валяние: техника
плоских форм

36

11

25

Сухое валяние: техника
полуобъемных форм

32

9

23

68
32

20
8

48
24

36

9

27

68
36

17
9

51
27

32

8

24

68

17

Итог
2

Шерстяная живопись

Сухое валяние: техника
объемных форм
Итог
3

Количество часов
Теория Практика

Шерстяная живопись с
эффектом 3Д

Сухое валяние на каркасе
Итог

5

Формы
аттестации/
контроля
пед.
наблюдение,
практическая
работа,
тестирование
пед.
наблюдение,
практическая
работа
пед.
наблюдение,
практическая
работа,
тестирование
пед.
наблюдение,
тестирование
пед.
наблюдение,
практическая
работа,
тестирование.
пед.
наблюдение,
тестирование

51
Всего по программе: 204 часа

Учебный (тематический) план
1 год обучения
№
п/п

Название раздела,
темы

всего

Количество часов
теория
практика

36

11

25

1.1.
1.2.
1.3.

Сухое валяние: техника
плоских форм
Березовый лист
Воздушный шарик
Ежик

2
2
4

1
1
1

1
1
3

1.4.
1.5.
1.6.
1.7.
1.8.

Птичка
Яблоко
Рыбка
Домик
Снежинка

4
2
4
4
2

1
1
1
1
1

3
1
3
3
1

1.9.
1.10.
1.11.
2

4
4
4
32

1
1
1
9

3
3
3
23

2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6

Снеговик
Новогодний шарик
Елка
Сухое валяние: техника
полуобъемных форм
Мышка
Звезда
Кораблик
Колокольчик
Кот
Лиса

4
2
4
4
4
4

1
1
1
1
1
1

3
1
3
3
3
3

2.7

Цветок

2

1

1

2.8
2.9

Бутерброд
Улитка

4
4
68

1
1
20

3
3
48

1.

ИТОГО

Формы
аттестации/
контроля
пед. наблюдение
пед. наблюдение
пед. наблюдение,
практическая
работа
пед. наблюдение
пед. наблюдение
пед. наблюдение
пед. наблюдение
пед. наблюдение,
тестирование
пед. наблюдение
пед. наблюдение,
пед. наблюдение
пед. наблюдение
пед. наблюдение
пед. наблюдение
пед. наблюдение
пед. наблюдение
пед. наблюдение,
тестирование
пед. наблюдение,
мини-выставка
пед. наблюдение
пед. наблюдение

Содержание учебного (тематического) плана
1 год обучения
1. Сухое валяние: техника плоских форм
1.1. Березовый лист.
Теория: История возникновения и развития валяния из шерсти. Виды
шерсти. Материалы и инструменты. Стилизация в декоративно-прикладном
искусстве. Трафарет. Формообразование. Особенности изготовления формы
в технике «Сухое валяние». Техника безопасности при работе с иглой для
фелтинга.
Практика: Изготовление плоского изделия по трафарету «Березовый
лист».
1.2. Воздушный шарик.
6

Теория: Форма «овал». Техника безопасности при работе с иглой для
фелтинга.
Практика: Изготовление плоского изделия по трафарету «Воздушный
шарик».
1.3. Ежик.
Теория: Формообразование. Особенности изготовления формы ежика.
Практика: Изготовление плоского изделия по трафарету «Ежик».
1.4.
Птичка.
Теория: Формообразование. Особенности изготовления формы птички.
Практика: Изготовление плоского изделия по трафарету «Птичка».
1.5.
Яблоко.
Теория: Формообразование. Особенности изготовления формы яблока.
Практика: Изготовление плоского изделия по трафарету «Яблоко».
1.6.
Рыбка.
Теория: Формообразование. Особенности изготовления формы рыбки.
Практика: Изготовление плоского изделия по трафарету «Рыбка».
1.7.
Домик.
Теория: Формообразование. Особенности изготовления формы домика.
Практика: Изготовление плоского изделия по трафарету «Домик».
1.8.
Снежинка.
Теория: Особенности изготовления формы снежинки.
Практика: Изготовление плоского изделия по трафарету «Снежинка».
1.9.
Снеговик.
Теория: Особенности изготовления формы снеговика.
Практика: Изготовление плоского изделия по трафарету «Снеговик».
1.10. Новогодний шарик.
Теория: История появления новогодних шариков в России.
Особенности изготовления формы новогоднего шарика.
Практика: Изготовление плоского изделия по трафарету «Новогодний
шарик».
1.11. Елка.
Теория: История появления новогодней елки в России. Особенности
изготовления формы елки.
Практика: Изготовление плоского изделия по трафарету «Елка».
2.
Сухое валяние: техника полуобъемных форм
2.2.
Мышка.
Теория: Техника полуобъемных форм. Особенности изготовления
формы мышки.
Практика: Изготовление плоского изделия по трафарету «Мышка».
2.3.
Звезда.
Теория: Формообразование. Особенности изготовления формы звезды.
Практика: Изготовление плоского изделия по трафарету «Звезда».
2.4.
Кораблик.
Теория: Особенности изготовления формы кораблика.
7

Практика: Изготовление плоского изделия по трафарету «Кораблик».
2.5.
Колокольчик.
Теория: Особенности изготовления формы колокольчика.
Практика:
Изготовление
плоского
изделия
по
трафарету
«Колокольчик».
2.6.
Кот.
Теория: Особенности изготовления формы кота.
Практика: Изготовление плоского изделия по трафарету «Кот».
2.7.
Лиса.
Теория: Особенности изготовления формы лисы.
Практика: Изготовление плоского изделия по трафарету «Лиса».
2.8.
Цветок.
Теория: Особенности изготовления формы цветка.
Практика: Изготовление плоского изделия по трафарету «Цветок».
2.9.
Бутерброд.
Теория: Особенности изготовления формы бутерброда.
Практика: Изготовление плоского изделия по трафарету «Бутерброд».
2.10. Улитка.
Теория: Особенности изготовления формы улитки.
Практика: Изготовление плоского изделия по трафарету «Улитка».
Учебный (тематический) план
2 год обучения
№
п/п
1.
1.1.
1.2.
1.3.

Шерстяная живопись
Березовый лес
Дождливый день
Еж на полянке

1.4.
1.5.
1.6.
1.7.

Лесные грибы
Ветка рябины
Первый снег
Снегирь

4
4
4
4

1
1
1
1

3
3
3
3

1.8.
2.

Новогодняя елка
Сухое валяние: техника
объемных форм
Новогодний шар
Синица
Заяц
Собачка
Кошка
Ромашка
Пасхальное яйцо
Брошка

4
36

1
9

3
27

4
4
4
4
4
4
4
4

1
1
1
1
1
1
1
1

3
3
3
3
3
3
3
3

2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
2.5.
2.6.
2.7.
2.8.

Название раздела, темы

Количество часов
всего
теория
практика
32
8
24
4
1
3
4
1
3
4
1
3

8

Формы аттестации/
контроля
пед. наблюдение
пед. наблюдение
пед. наблюдение,
практическая
работа
пед. наблюдение
пед. наблюдение
пед. наблюдение
пед. наблюдение,
тестирование
пед. наблюдение
пед. наблюдение
пед. наблюдение
пед. наблюдение
пед. наблюдение
пед. наблюдение
пед. наблюдение
пед. наблюдение
пед. наблюдение,

2.9.

Бусы
ИТОГО

4
68

1
17

3
51

тестирование
пед. наблюдение

Содержание учебного (тематического) плана
2 год обучения
1. Шерстяная живопись.
1.1. Березовый лес.
Теория: Роль композиции, основные законы и закономерности.
Материалы и инструменты. Цветовой тон и насыщенность. Особенности
последовательных действий при выкладывании шерсти на основу.
Практика: Изготовление композиции «Березовый лес».
1.2. Дождливый день.
Теория: Цветовой тон и насыщенность. Особенности последовательных
действий при выкладывании шерсти на основу.
Практика: Изготовление композиции «Дождливый день».
1.3. Еж на поляне.
Теория: Цветовой контраст. Особенности последовательных действий
при выкладывании шерсти на основу.
Практика: Изготовление композиции «Еж на поляне».
1.4. Лесные грибы
Теория: Виды форм грибов, особенности формообразования.
Практика: Изготовление композиции «Лесные грибы».
1.5. Ветка рябины.
Теория: Композиционный центр. Особенности последовательных
действий при выкладывании шерсти на основу.
Практика: Изготовление композиция «Ветка рябины».
1.6. Первый снег.
Теория: Холодные цвета. Особенности последовательных действий при
выкладывании шерсти на основу.
Практика: Изготовление композиции «Первый снег».
1.7. Снегирь.
Теория: Основы формообразования. Особенности последовательных
действий при выкладывании шерсти на основу.
Практика: Изготовление композиции «Снегирь».
1.8. Новогодняя елка.
Теория: Особенности последовательных действий при выкладывании
шерсти на основу.
Практика: Изготовление композиции «Новогодняя елка».
2.Сухое валяние: техника объемных форм
2.1. Новогодний шар.
Теория: Инструменты, материалы, приспособления. Фильцевание и
смешанная техника. Расчет шерсти для выполнения работы в технике «Сухое
валяние». Техника и приемы изготовления объемных изделий из шерсти.
9

Соблюдение пропорций изделия, соединение деталей, учёт шерсти при
валянии.
Практика: Изготовление объемного изделия «Новогодний шар».
2.2. Синица.
Теория: Формообразование. Соблюдение пропорций изделия. Приемы
соединение деталей.
Практика: Изготовление объемного изделия «Синица».
2.3. Заяц.
Теория: Формообразование. Соблюдение пропорций изделия, приемы
соединение деталей.
Практика: Изготовление объемного изделия «Заяц».
2.4. Собачка.
Теория: Соблюдение пропорций изделия. Формообразование. Приемы
соединение деталей.
Практика: Изготовление объемного изделия «Собачка».
2.5. Кошка.
Теория:
Соблюдение
пропорций
изделия.
Особенности
формообразования.
Практика: Изготовление объемного изделия «Кошка».
2.6. Ромашка.
Теория: Особенности формы. Соблюдение пропорций изделия.
Практика: Изготовление объемного изделия «Ромашка».
2.7. Пасхальное яйцо.
Теория: История праздника «Пасха». Особенности формы.
Декорирование. Орнамент.
Практика: Изготовление объемного изделия «Пасхальное яйцо».
2.8. Брошка.
Теория: Формообразование. Соблюдение пропорций изделия. Приемы
соединение деталей.
Практика: Изготовление объемного изделия «Брошка».
2.9. Бусы.
Теория: Ритмичность элементов в декоративно-прикладном искусстве.
Цветовая ритмичность. Соблюдение пропорций элементов изделия.
Практика: Изготовление объемного изделия «Бусы».

10

Учебный (тематический) план
3 год обучения
№
п/п

Название раздела, темы

1.1.
1.2.
1.3.
1.4.
1.5.

Шерстяная живопись с
эффектом 3Д
Листопад
Осенний пейзаж
Букет в вазе
Натюрморт
Снегирь

1.6.
1.7.
1.8.
1.9.
2.
2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
2.5.
2.6.
2.7.
2.8.

1.

Количество часов
всего
теория
практика
36
9
27
4
4
4
4
4

1
1
1
1
1

3
3
3
3
3

Зимний лес
Ель в лесу

4
4

1
1

3
3

Шишка на сосновой ветке
Медвежонок
Сухое валяние на каркасе
Заячьи следы
Сова
Енот
Скворечник
Весенний цветок
Бабочка
Ягоды
Майский жук
Итого:

4
4
32
4
4
4
4
4
4
4
4
68

1
1
8
1
1
1
1
1
1
1
1
17

3
3
24
3
3
3
3
3
3
3
3
51

Формы аттестации/
контроля

пед. наблюдение
пед. наблюдение
пед. наблюдение
пед. наблюдение
пед. наблюдение,
практическая работа
пед. наблюдение
пед. наблюдение,
тестирование
пед. наблюдение
пед. наблюдение
пед. наблюдение
пед. наблюдение
пед. наблюдение
пед. наблюдение
пед. наблюдение
пед. наблюдение
тестирование;
пед. наблюдение

Содержание учебного(тематического) плана
3год обучения
1. Шерстяная живопись с эффектом 3Д
1.1. Листопад.
Теория: Материалы и инструменты. Особенности последовательных
действий при создании 3Д композиций из шерсти на основе.
Практика: Создание 3Д композиции «Золотая осень».
1.2. Осенний пейзаж.
Теория: Пейзаж. Виды пейзажей. Основы композиции. Цветовой фон и
насыщенность. Последовательность действий при создании 3 Д композиции.
Практика: Создание 3 Д композиции «Осенний пейзаж».
1.3. Букет в вазе.
Теория: Натюрморт. Способы выражения объема в натюрморте.
Практика: Создании 3Д композиции «Букет в вазе».
1.4. Натюрморт.
Теория: Натюрморт. Особенности компоновки в натюрморте.
Практика: Создание 3Д композиции «Натюрморт» (индивидуальная
компоновка предметов и выбор сюжета).
1.5. Снегирь.
11

Теория: Композиционный центр. Особенности формы. Цвет.
Практика: Создание 3Д композиции «Снегирь».
1.6. Зимний лес.
Теория: Основы композиции. Плановость. Цветовой фон и
насыщенность. Цвет в зимнем пейзаже.
Практика: Создание 3Д композиции «Зимний лес» (индивидуальный
выбор сюжета).
1.7. Ель в лесу.
Теория: Композиционный центр. Особенности строения, формы.
Практика: Создание 3Д композиции «Ель в лесу».
1.8. Шишка на сосновой ветке.
Теория: Основы композиции, Композиционный центр. Особенности
формы.
Практика: Создании 3Д композиции «Шишка на сосновой ветке».
1.9. Медвежонок.
Теория: Особенности строения формы.
Практика: Создании 3Д композиции «Медвежонок».
2.Сухое валяние на каркасе.
2.1. Заячьи следы.
Теория: Инструменты, материалы, приспособления. Алгоритм
изготовления изделий из шерсти на каркасе. Расчет шерсти для выполнения
работы. Техника и приёмы изготовления изделий на каркасе.
Последовательность изготовления изделия из шерсти на каркасе.
Практика: Изготовление изделия «Заячьи следы».
2.2. Сова.
Теория: Особенности формы. Формообразование.
Практика: Изготовление изделия «Сова».
2.3. Енот.
Теория: Особенности формы. Формообразование.
Практика: Изготовление изделия «Енот».
2.4. Скворечник.
Теория: Особенности формы.
Практика: Изготовление изделия «Скворечник».
2.5. Весенний цветок.
Теория: Весенние цветы. Особенности формы.
Практика: Изготовление изделия «Весенний цветок».
2.6. Бабочка.
Теория: Особенности формы. Цветовое решение.
Практика: Изготовление изделия «Бабочка».
2.7. Ягоды.
Теория: Особенности формы различных видов ягод. Формообразование.
Практика: Изготовление изделий «Ягоды».
2.8. Майский жук.
Теория: Особенности формы.
12

Практика: Изготовление изделия «Майский жук».
1.4. Планируемые результаты
Метапредметные результаты
-умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с педагогом и сверстниками;
-умение соотносить свои действия с планируемыми результатами;
-умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,
собственные возможности ее решения.
Личностные результаты
-способность к самооценке на основе критерия успешности
деятельности;
-возможности реализовывать творческий потенциал в собственной
творческой деятельности;
-формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной,
творческой деятельности.
Предметные результаты
1год обучения
Учащиеся должны знать:
-технику безопасности на занятиях;
-материалы и инструменты, используемые для сухого валяния;
- знать номера используемых игл и их значение в работе;
-владеть терминами: войлок, фетр, фильцевание, фелтинг;
-техники сухого валяния.
Учащиеся должны уметь:
-организовывать рабочее место;
-владеть инструментами для валяния;
-владеть навыками сухого валяния;
-создавать плоские и полуобъемные изделия;
- правильно находить цветовое решение;
-обрабатывать войлок различной толщины;
-использовать элементы декорирования (пуговицы, бусины, нити и т. п).
2 год обучения
Учащиеся должны знать:
-технику безопасности на занятиях;
-инструменты и материалы, используемые для техники сухого валяния и
шерстяной живописи;
- знать номера используемых игл и их значение в работе;
- виды шерсти для техники сухого валяния и шерстяной живописи;
13

-приемы изготовления объемных изделий из шерсти.
Учащиеся должны уметь:
-пользоваться различными видами игл на определенных этапах работы;
-правильно и поэтапно выкладывать волокна шерсти на основу;
- поэтапно выполнять работы в технике «объемное сухое валяние»;
- соблюдать в работах законы и закономерности композиции.
3год обучения
Учащиеся должны знать:
-технику безопасности на занятиях;
-инструменты и материалы, используемые для техники сухого валяния и
шерстяной живописи;
- знать номера используемых игл и их значение в работе;
- виды шерсти для техники сухого валяния и шерстяной живописи;
-приемы изготовления изделий на каркасе и объемных композиций с
эффектом 3Д из шерсти;
- жанры изобразительного искусства: пейзаж, портрет.
Учащиеся должны уметь:
-пользоваться различными видами игл на определенных этапах работы;
-правильно и поэтапно выкладывать волокна шерсти на основу;
-создавать изделий на каркасе и объемных композиций с эффектом 3Д
из шерсти;
- соблюдать в работах законы и закономерности композиции
-правильно находить цветовое решение.
2.Организационно - педагогические условия
2.1. Календарно учебный график на 2024-2025 учебный год
Год
обучения

Дата
начала
обучения

Дата
окончания
обучения

2 год

02.09.2024

23.05.2025

Количество Количество Количество
Режим
учебных
учебных
учебных
занятий
недель
дней
часов
34
34
68
1 раз в
неделю по
2 часа

I полугодие – 16 учебных недель
II полугодие – 18 учебных недель
Каникулы: 24 декабря 2024 г.-08 января 2025 г.; 24-26, 29-30 марта 2025 г.

2.2. Условия реализации программы:
Материально техническое обеспечение
Обеспечивается образовательной организацией:
- Учебный кабинет (включая типовую мебель) - требуется 1 единица на
группу;
14

- Синтепон - требуется 1 килограмм на группу;
- Поролоновая губка - требуется 12 единиц на группу.
- Инвентарь для разметки: линейка, простой карандаш, требуется 12
комплектов на группу,
- Синтепон - требуется 1 килограмм на группу,
- Губка - требуется 12 единиц на группу,
- Ножницы портновские - требуется 12 штук на группу,
Кадровое обеспечение
Реализацию программы обеспечивает педагог дополнительного
образования, обладающий профессиональными знаниями и компетенциями в
организации и ведении образовательной деятельности.
Уровень образования педагога: среднее профессиональное образование,
высшее образование – бакалавриат, высшее образование – специалист или
магистратура.
Уровень
соответствие
квалификации:
образование
педагога
соответствует профилю программы.
Профессиональная категория: без требований к категории.
Методические материалы
Год
обучени
я

Название раздела

1

Сухое
валяние:
техника плоских
форм

Сухое
валяние:
техника
полуобъемных
форм

2

Шерстяная
живопись

Сухое
валяние:
техника
объемных форм

Материально техническое
оснащение, дидактикометодический материал
Трафареты.
Образцы
изделий. Иллюстрации
с животными.
Разноцветная шерсть,
синтепон, иглы для
фелтинга, поролоновая
губка
Трафареты.
Образцы
изделий.
Разноцветная шерсть,
синтепон, иглы для
фелтинга, поролоновая
губка
Образцы изделий.
Разноцветная шерсть,
синтепон, игла для
фелтинга, поролоновая
губка, основа
(пенопласт, картон).
Образцы изделий.
Разноцветная шерсть,
синтепон, игла для
фелтинга, поролоновая
губка.
15

Формы, методы,
приемы обучения

Формы
учебного
занятия

Беседа, объяснение, Беседа,
показ, практическое практическое
задание
занятие.

Беседа, объяснение, Беседа,
показ, практическое практическое
задание
занятие.

Беседа, объяснение, Беседа,
показ, практическое практическое
задание
занятие.

Беседа, объяснение, Беседа,
показ, практическое практическое
задание
занятие.

3

Шерстяная
живопись с
эффектом 3Д

Сухое валяние на
каркасе

Образцы изделий.
Разноцветная шерсть,
синтепон, игла для
фелтинга, поролоновая
губка, основа
(пенопласт, картон).
Образцы изделий.
Разноцветная шерсть,
синтепон, игла для
фелтинга, поролоновая
губка, проволока.

Беседа, объяснение, Беседа,
показ, практическое практическое
задание
занятие.

Беседа, объяснение, Беседа,
показ, практическое практическое
задание
занятие.

2.2. Формы аттестации /контроля и оценочные материалы
Аттестация
обучающихся
является
неотъемлемой
частью
образовательного процесса, которая позволяет всем участникам реально
оценить результативность их совместной творческой деятельности, уровень
развития способностей и личностных качеств ребенка, в соответствии с
прогнозируемым результатом.
Формы контроля:
-текущий контроль;
-промежуточная аттестация;
-итоговая аттестация;
Текущий контроль проводится педагогом в течение учебного года в
соответствии с разделами учебно-тематического плана образовательной
программы по мере прохождения учебных тем, разделов.
Промежуточная аттестация определяет успешность творческого
развития обучающегося и степень освоения им поставленных задач на
определённом этапе. Проводится в форме теста (приложение №1,4,7),
практическая работа (приложения №3,6,9).
Итоговая аттестация проводится в форме выполнения практической
работы (приложения № 3,6,9), в форме теста (приложение №2,5,8).

16

3. Список литературы
Для педагога
Нормативные документы
1.
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г.
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2.
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от
31 марта 2022 г. № 678-р.
3.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 г. №629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».
4.
Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 №816 «Об
утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ».
5.
Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи».
6.
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29
мая 2015 г. № 996-р.
7.
Государственная программа Российской Федерации «Развитие
образования», утв. Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2017 г.
№1642.
8.
Федеральный проект «Успех каждого ребенка» в рамках
национального проекта «Образование».
9.
Подпрограмма «Наследие» государственной программы РФ
«Развитие культуры» (с 16 апреля 2020 г. - утв. Постановлением
Правительства РФ от 31 марта 2020 г. №392).
10.
Устав МБУДО ПГО «Пышминский ЦДО», утв. постановлением
администрации Пышминского городского округа от 19.12.2018 г. №760.
11.
Положение
о
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих программах муниципального бюджетного учреждения
дополнительного
образования
Пышминского
городского
округа
«Пышминский центр дополнительного образования» (приказ № 16/3 от 11
марта 2022 г.).
Литература, использованная при составлении программы
1.
Искусство цвета / Иоханнес Иттен ; [пер. с нем. Л. Монаховой]. 4-е изд. - Москва : Д. Аронов, 2007. - 94, [1] с.
17

2.
Кнаке.Ж. Картины из фетра своими руками: Практическое
руководство-М.Ниола-пресс, 2008.
3.
Красникова Г. Все о войлоке и фильцевании. Приложение к
журналу «Чудесные мгновения» М.: Агентство Дистрибьютор Прессы,2007.
4.
Люцкевич Л. Игрушки в технике фильц. –М., Эксмо, 2008.
5.
Мамонова М., Бублик В., Красникова Г. Всё о войлоке и
фильцевании. Практическое руководство. Приложение к журналу «Чудесные
мгновения. Лоскутное шитьё» –М. «Астрея», 2007.
6.
Минюрова С.А. Возрастная психология: детство, отрочество
[Текст]: учеб.пособие для студентов вузов/ С.А. Минюрова; Урал.
Гос.пед.ун-т. – Екатеринбург, 2010. – 176 с.
7.
Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика
воспитания: Учебное пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений/Под ред.
В.А.Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 336 с.
8.
Шинковская К.А. Войлок. Все способы валяния. –АСТ-Пресс
Книга. Серия: Золотая библиотека увлечений, 2011г.
Для учащихся (родителей)
1.
Дмитриева-Макерова Е. М. Валяная игрушка / Е. М. ДмитриеваМакерова. - Москва: Изд. Дом МСП, 2008. – 94 с.
2.
Кокарева И. А.. Плоское валяние - Москва : АСТ-ПРЕСС, печ.
2014. - 95 с.
3.
Аксенова А.А. Войлок. Лучшие поделки, игрушки, аксессуарыМосква: АСТ, 2011.

18

Приложение 1.
Тест к промежуточной аттестации
1 год обучения
«Сухое валяние»
1)Какой материал использовали с древних времен кочевые народы?
1. войлок;
2. ткань.
2) Какое волокно можно считать самым теплым?
1. шерсть;
2. хлопок.
3) Назовите волокна животного происхождения?
1.шерсть;
2.вискоза.
4) Как называется волосяной покров животных?
1.шерсть;
2.шкура.
5)Шерсть каких животных используется человеком?
1.овца, коза;
2.кролик, кошка.
6)Под воздействием каких составляющих, волокна шерсти сваливаются?
1.вода, мыло;
2.игла.
Уровни оценки знаний:
6-5- правильных ответов – высокий уровень;
4-3- правильных ответов – средний уровень;
2-1- правильных ответов –низкий уровень.

..

19

Приложение 2.
Тест к итоговой аттестации
1 год обучения
«Сухое валяние»
1)Шерсть, снятая с овец называется?
1.руно;
2.мех.
2)Какой цвет может иметь натуральная шерсть?
1.серый, белый, черный;
2. серый, белый, синий.
3) Какие инструменты используются при валянии?
1.игла;
2.крючок.
4)Каким способом изготавливаются валенки?
1.мокрым;
2.сухим.
5)В технике валяния существует легенда о первом валяном изделии. Что
это?
1.ковер;
2.предмет одежды.
6)Какой вид шерсти используется для сухого валяния?
1)гребенная лента, кардочёс;
2) гребенная лента, атласная лента.
7)Каким способом изготавливается изделия на каркасе?
1.сухим;
2.мокрым.
Уровни оценки знаний:
7-6- правильных ответов – высокий уровень;
5-3- правильных ответов– средний уровень;
2-1- правильных ответа –низкий уровень.

20

Приложение 3.
Практическая работа
1 год обучения
Карта контроля практической работы
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.

Технологическая операция
Соблюдение порядка на рабочем месте во время
выполнения работы в технике «Сухое валяние»
Соблюдение правил ТБ (инструменты и
материалы)
Соблюдение поэтапности выполнения работы
Качество выполнения работы (аккуратность,
эстетичность)
Уровень самостоятельности в выполнении
работы
Максимальное количество баллов 10

Критерии оценивания по уровням:
8-10 баллов – высокий уровень
5-7 балла – средний уровень
1- 4 балла – низкий уровень

21

Баллы
(1-2 балла)

Приложение 4.
Тест к промежуточной аттестации
2 год обучения
«Сухое валяние»
1)Как называется процесс получения войлока путем сцепления
шерстинок между собой в мыльном растворе?
1.валяние;
2.втирание.
2)Как называется способ объемного валяния с помощью пробивных игл?
1.фильцнадель;
2.фелтинг.
3)Какой материал используется для валяния?
1.шерсть;
2.пух.
4)Как называется расчесанная овечья шерсть, используемая как основа
для валяния?
1.сливер;
2.выбеленка.
5)Каким свойством обладает натуральное шерстяное волокно?
1.усадкой;
2.сволачиваемостью.
6)Шерсть каких животных обладает наилучшей сволачиваемостью?
1.австралийского мериноса;
2.верблюда.
7)Что получается в процессе валяния?
1.войлок;
2.фетр.
Уровни оценки знаний:
7-6- правильных ответов – высокий уровень;
5-4- правильных ответов – средний уровень;
3-1- правильных ответа –низкий уровень.

22

Приложение 5.
Тест к итоговой аттестации
2 год обучения
«Сухое валяние»
1) Что может ускорить процесс валяния?
1.толщина слоев шерсти;
2.скорость валяния.
2)Из чего готовится мыльный раствор?
1.из мыла;
2.из мыла и стирального порошка.
3)Сколько раз необходимо потереть сваливать иглой войлок, чтобы он
получился плотным?
1.50 раз;
2.столько раз, пока не станет плотным.
4)Работать с шерсть нужно:
1.сухими руками;
2.влажными руками.
5) Для того, чтобы получились красивые переходы в оформлении
картины из шерсти:
1.лучше вытягивать тонкие, редкие пряди и укладывать из в несколько
слоев;
2. лучше вытягивать толстые, густые пряди и укладывать из в несколько
слоев.
6) При выкладке фона для оформления картины детали из шерсти
накладываются:
1.немного меньше настоящего размера;
2. немного больше настоящего размера.
7)При выкладке фона для оформления картины шерсть должна
1.выходить за края подложки;
2. не выходить за края подложки.
Уровни оценки знаний:
7-5- правильных ответов – высокий уровень;
4-3- правильных ответов – средний уровень;
2-1- правильных ответа –низкий уровень.

23

Приложение 6.
Практическая работа
2 год обучения
Карта контроля практической работы
№
п/п
1.

2.
3.
4.
5.

Технологическая операция
Соблюдение порядка на рабочем месте во время
выполнения работы в технике «Шерстяная
живопись»
Соблюдение правил ТБ (инструменты и
материалы)
Соблюдение поэтапности выполнения работы
Качество выполнения работы (аккуратность,
эстетичность)
Уровень самостоятельности в выполнении
работы
Максимальное количество баллов 10

Критерии оценивания по уровням:
8-10 баллов – высокий уровень
5-7 балла – средний уровень
1- 4 балла – низкий уровень

24

Баллы
(1-2 балла)

Приложение 7.
Тест к промежуточной аттестации
3 год обучения
«Сухое валяние»
1)Что можно изготовить совмещая мокрое и сухое валяние?
1. панно, аксессуары;
2. аксессуары, оригами.
2)Фильцевание -это сваливание шерсти с использованием каких
инструментов?
1.игла для фелтинга;
2.швейная игла.
4)Какая губка используется в качестве приспособления для удобства
валяния?
1.поролоновая;
2.меховая.
5)Какой вид шерсти лучше подходит для мокрого валяния?
1.кардочес;
2.суровая.
6)При изготовлении изделий в технике мокрого валяния учитывается
усадка и увалка? Во сколько раз?
1.в два раза;
2.в четыре раза.
7)Каким способом изготавливаются полые изделия?
1.мокрым;
2.сухим.
Уровни оценки знаний:
7-6- правильных ответов – высокий уровень;
5-3- правильных ответов– средний уровень;
2-1- правильных ответа –низкий уровень.

25

Приложение 8.
Тест к итоговой аттестации
3 год обучения
«Сухое валяние»
1)Что такое фелтинг:
1. сухое валяние;
2. мокрое валяние.
2) разновидность шерсти:
1.от разных животных, грубой, мягкой, расчесанной (сливер,
верблюжка, топс) и не расчесанной, естественных цветов и крашенная,
тонкая (отделочная) и толстая, с блеском (ангора, мохер) и без него;
2. грубой, мягкой, расчесанной (сливер, верблюжка, топс) и не
расчесанной, естественных цветов и крашенная, от разных животных, от
разных птиц, с блеском (ангора, мохер) и без него.
2)Игла для валяния, это:
1.тонкий металлический инструмент, иногда сильно различающийся по
форме, с зазубринами, позволяющими проводить разноплановые
манипуляции с шерстяными волокнами;
2. тонкий алюминиевый инструмент, иногда сильно различающийся по
форме, с зазубринами, позволяющими проводить разноплановые
манипуляции с шерстяными волокнами.
3)Номер иглы показывает:
1.ее толщину;
2.ее тонкость.
4) В сухом валянии главными инструментами являются:
1. игла для валяния, поролоновая губка;
2. игла для валяния, ткань.
5)Другие названия сухого валяния:
1.фильтцнадель, фильцевание или фелтинг;
2.фильтцмадель, фильцевание или фелтинг.
6)Инструменты, используемые для сухого валяния:
1.игла для фелтинга, поролоновая губка, пульвиризатор;
2.паралоновая губка, игла для фелтинга, обратная игла для фелтинга.
Уровни оценки знаний:
6-5- правильных ответов – высокий уровень;
4-3- правильных ответов – средний уровень;
2-1- правильных ответа –низкий уровень.

26

Приложение 9.
Практическая работа
3 год обучения
Карта контроля практической работы
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.

Технологическая операция
Соблюдение порядка на рабочем месте во время
выполнения работы в технике «Сухое валяние»
Соблюдение правил ТБ (инструменты и
материалы)
Соблюдение поэтапности выполнения работы
Качество выполнения работы (аккуратность,
эстетичность)
Уровень самостоятельности в выполнении
работы
Максимальное количество баллов 10

Критерии оценивания по уровням:
8-10 баллов – высокий уровень
5-7 балла – средний уровень
1- 4 балла – низкий уровень

27

Баллы
(1-2 балла)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».