муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Пышминского городского округа «Пышминский центр дополнительного образования» АДАПТИРОВАННАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА художественной направленности «ЗВОНКИЙ ГОЛОСОК» возраст учащихся 14 – 15 лет срок реализации программы 2 года Автор – составитель: Абрамова О.А., педагог дополнительного образования пгт. Пышма 2024 год 1. Основные характеристики 1.1. Пояснительная записка Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Звонкий голосок» относится к художественной направленности, так как знакомит учащихся с музыкально – творческой деятельностью. Программа составлена в соответствии с нормативными правовыми актами и государственными программными документами: 1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р. 3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 №629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». 5. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». 6. Письмо Минпросвещения России от 30.12. 2022 № АБ-3924/06 (О направлении методических рекомендаций (вместе с методическими рекомендациями «Создание современного инклюзивного образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья и детейинвалидов на базе образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы в субъектах Российской Федерации». 7. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 04.03.2022 г. № 219-д «О внесении изменений в методические рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных организациях», утвержденные приказом ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от 01.11.2021 г. № 934-д. 8. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 30.03.2018 г. №162- Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». 2 9. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р. 10. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования», утв. Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. №1642. 11. Национальные проект «Образование» (паспорт утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16)). 12. Федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» в рамках национального проекта «Образование» (до 2024 г.). 13. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» в рамках национального проекта «Образование». 14. Стратегия развития воспитания в Свердловской области до 2025 года, утв. Постановлением Правительства Свердловской области от 7 декабря 2017 г. № 900-ПП. 15. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». 16. Государственная программа Российской Федерации «Развитие культуры», утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. №392 (с изм. от 29 декабря 2020 г.). 17. Подпрограмма «Наследие» государственной программы РФ «Развитие культуры» (с 16 апреля 2020 г. - утв. Постановлением Правительства РФ от 31 марта 2020 г. №392). 18. Подпрограмма «Искусство» государственной программы РФ «Развитие культуры» (с 16 апреля 2020 г. – утв. Постановлением правительства РФ от 31 марта 2020 г. №392). 19. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 №816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». Актуальность общеразвивающей программы заключается в музыкально – эстетическом развитии детей с умственной отсталостью, расширении общего музыкального кругозора, формировании у таких детей музыкального вкуса. Музыка играет важную роль в жизни людей. А для детей с умственной отсталостью оказывает поистине уникальное воздействие. Занятия вокалом благотворно воздействуют на общее психическое состояние ребёнка, вызывают у него встречную активность, затрагивая его интересы, фантазию, воображение. У детей с данным диагнозом часто бывают нарушения чувства 3 ритма, слуха, невнятная вялая дикция. Пение поможет развить голосовой аппарат, укрепить голосовые связки, улучшить речь, сформировать вокальнослуховую координацию. В репертуаре объединения не только современные эстрадные песни, но и песни патриотической направленности (о Родине, родном крае и его природе, военные песни, песни о мире, дружбе, доброте и т.п.) Программа составлена на основе программ и методик: - Волкова Л.С. Лалаева Р.И., Мастюкова Е.М. Логопедическая ритмика. М. “Просвещение” 2002г.; - Емельянов В. Развитие голоса. Координация и тренинг. СанктПетербург 2000 г.; - Смолин К. О., Вокал для всех / Элизабет Ховард и Ховард Остин. Москва, 2007. - 64 с.; - Суязова Г.А. «Мир вокального искусства» - Волгоград, «Учитель», 2007 г. Отличительной особенностью общеразвивающей программы является то, что она адаптирована к определённой категории детей с умственной отсталостью, с учётом их психологических, возрастных и индивидуальных особенностей. Таким детям требуются особые, специфические методы обучения и воспитания. Всё это способствовало формированию содержания программы, обусловило выбор тем, форм и методов деятельности. Программа отличается от вышеперечисленных программ тем, что: - в занятия включены упражнения дыхательной гимнастики по методике А.Н. Стрельниковой; - распевка по возрастам; - применяются скороговорки для разработки артикуляционного аппарата; - логоритмические упражнения; - содержание программы может быть основой для организации учебновоспитательного процесса по индивидуальной траектории, развития вокальных умений и навыков отдельно взятых учеников; - песенный репертуар подобран с учетом традиционных дней, тематических праздников и других мероприятий; - для работы используются популярные детские современные песни. Адресат общеразвивающей программы - учащиеся 15 лет. Контингент учащихся представлен следующей категорией: - дети с умственной отсталостью. В процессе обучения учитываются особенности развития обучающихся с умственной отсталостью. Снижение развития понятийно-абстрактного мышления затрудняет у таких обучающихся понимание художественного смысла музыкального произведения и его анализ. Нарушения в развитии эмоциональной сферы влияют на восприятие настроения музыкального произведения, его эмоционально-образного содержания. Ослабленная 4 память, нарушения внимания, умственной работоспособности могут затруднять запоминание текста песен и теоретический материал с соответствующей терминологией. Слабая произвольность, самоконтроль, саморегуляция в поведении и деятельности, обучающихся с умственной отсталостью, оказывают влияние на продуктивность учебной деятельности на занятиях. С одной стороны, на занятиях развиваются музыкальные способности, формируется художественный вкус учащихся, с другой – создаются условия для выработки у ребёнка внимания и усидчивости, дисциплины и воли, чувства ответственности и целеустремлённости, серьёзного отношения к порученному делу, определённых норм поведения, уважительного отношения к труду. Условно детские голоса можно разделить на 3 группы в зависимости от возраста: - детская группа (от самого младшего возраста до 10-11 лет). Фальцетное звукообразование. Довольно небольшой диапазон, если по максимуму: до I октавы – до II октавы, или ре I – ре II октавы. Это дети младшего школьного возраста (1-4 класса). Небольшая сила звука, нет существенного развития между мальчиками и девочками. На начальном этапе вокального воспитания закладываются профессиональные навыки пения: интонирование, вокальная техника, ансамблирование; - средняя (от 11-12 до 13-14 лет). Есть предрасположенность к грудному звучанию. Постепенно расширяется диапазон (до I октавы – ми, фа II октавы). Наблюдается некоторая насыщенность звучания. У девочек прослеживается формирование и развитие женского тембра. У мальчиков появляются глубоко окрашенные грудные тоны. Сопрано до, ре I октавы – фа, соль II октавы. Альты ля малой октавы – ре, миb II октавы; - старшая (14-18 лет). В основной массе сформировавшиеся голоса. В этих голосах смешивают элементы детского звучания с элементом взрослого (женского/мужского) голоса. Выявляется индивидуальный тембр. Расширяется диапазон до 1,5 – 2 октавы. Звучание - смешанное. У мальчиков заметнее и раньше выявляются элементы грудного звучания. Занятия организованы в индивидуальной форме. Режим занятий. Занятия организуются 1 раз в неделю по 1 академическому часу. Продолжительность занятия 40 минут. Объем общеразвивающей программы – 68 часа. Продолжительность каждого года обучения составляет 34 часа. Срок освоения общеразвивающей программы – 2 года. Особенности организации образовательного процесса модель реализации программы традиционная, представляет собой линейную последовательность освоения содержания в течении 2 лет. Перечень форм обучения - индивидуальная. Перечень видов занятий: практическое занятие, беседы. 5 Перечень форм подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей программы: - теоретические знания: беседы, опросы, педагогическое наблюдение. - практические навыки: творческий отчет: участие в отчетных концертах, окружных и областных конкурсах. 1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы Цель общеразвивающей программы: развитие певческих способностей у учащихся с умственной отсталостью средствами музыкально – творческой деятельности. Задачи общеразвивающей программы: Обучающие: - формировать у учащегося устойчивый интерес к музыке и пению; - нарабатывать практические навыки и умения при работе с голосовым аппаратом; Развивающие: - развивать творческие способности, музыкальность, в частности музыкальный слух, чувство ритма; Воспитательные: -воспитывать культуру поведения, чувство патриотизма и любовь к Родине; Коррекционные: - корригировать нарушения звукопроизносительной стороны речи. 1.3. Содержание общеразвивающей программы Учебный план № п/п 1 2 3 4 Название Раздела Пение, как вид музыкальной деятельности. Музыкально исполнительская работа. Техника сценической речи. Артикуляционны й аппарат. Работа над произведениями. Сценическое мастерство. Итог Количество часов (теория/практика) Год обучения 1 2 2 2 (1/1) (1/1) Формы аттестации/ контроля Беседа, прослушивание, педагогическое наблюдение. 21 (4/17) 21 (4/17) Прослушивание, педагогическое наблюдение, беседа. 5 (1/4) 5 (1/4) Прослушивание, педагогическое наблюдение, беседа. 6 (0/6) 6 (0/6) Прослушивание, беседа, педагогическое наблюдение, творческий отчет. 34 (6/28) 34 (6/28) Всего по программе: 68 часов 6 Учебный (тематический) план 1 год обучения № п/п. Количество часов Название темы. 1. Пение, как вид музыкальной деятельности. 2. Музыкально исполнительская работа. Всего 2 Теория 1 Практика 1 21 4 17 - 3. Техника сценической речи. Артикуляционный аппарат. 5 1 4 4. Работа над произведениями. Сценическое мастерство. 6 0 6 Итого: 34 6 28 Формы аттестации/ контроля Беседа, прослушивание, педагогическое наблюдение. Прослушивание, педагогическое наблюдение, беседа. Прослушивание, педагогическое наблюдение, беседа. Прослушивание, педагогическое наблюдение, творческий отчет. Содержание учебного (тематического) плана 1 год обучения 1. Пение, как вид музыкальной деятельности. Теория: знакомство с графиком работы детского объединения, инструктаж по технике безопасности, правила поведения на сцене. Беседа «Пение, как вид музыкальной деятельности». Практика: пропевание любой знакомой песни, простукивание ритмических рисунков. 2. Музыкально - исполнительская работа: - Певческая установка, дыхание. Теория: типы дыхания. Практика: певческая установка. Работа над цепным дыханием. Короткое и задержанное дыхание. Взаимосвязь звука и дыхания. - Артикуляция, дикция. Теория: подготовка артикуляционного аппарата к работе. Тип гласного. Музыкальная фраза. Практика: работа над гласными, согласными. Выработка правильного, отчетливого и одновременного произношения слов в произведении. - Звукообразование, звуковедение. Теория: голосовые регистры. Вокальная позиция. Практика: упражнения на развитие и сглаживание регистровых переходов (звукоряды, скачки, арпеджио). - Диапазон голоса. 7 Нахождение примарных зон голоса. Упражнения на развитие звукового диапазона. Практика: прослушивание музыкальных произведений совместно с учащимся. 3. Техника сценической речи. Артикуляционный аппарат. Теория: развитие артикуляционного аппарата. Практика: работа над дикцией, работа над звукообразованием. 4. Работа над произведениями. Сценическое мастерство. Практика: работа над движениями, мимикой, сценическим образом. Разучивание текста песен по фразам в темпоритме песни нараспев. - Выступления по плану, отчетные концерты. Учебный (тематический) план 2 год обучения № п/п. Количество часов Название темы. 1. Пение, как вид музыкальной деятельности. 2. Музыкально исполнительская работа. Всего 2 Теория 1 Практика 1 21 4 17 - 3. Техника сценической речи. Артикуляционный аппарат. 5 1 4 4. Работа над произведениями. Сценическое мастерство. 6 0 6 Итого: 34 6 28 Формы аттестации/ контроля Беседа, прослушивание, педагогическое наблюдение. Прослушивание, педагогическое наблюдение, беседа. Прослушивание, педагогическое наблюдение, беседа. Прослушивание, педагогическое наблюдение, творческий отчет. Содержание учебного (тематического) плана 2 год обучения 1. Пение, как вид музыкальной деятельности. Теория: график работы детского объединения, инструктаж по технике безопасности, правила поведения на сцене. Беседа «Пение, как вид музыкальной деятельности». Профилактика перегрузки и заболевания голосовых связок. Положительная мотивация обучающегося. Практика: пропевание заданных мелодий, простукивание ритмических рисунков. 2. Музыкально - исполнительская работа: - Певческая установка, дыхание. 8 Теория: типы дыхания. Практика: певческая установка, певческое дыхание. Короткое и задержанное дыхание. Взаимосвязь звука и дыхания. - Артикуляция, дикция. Теория: Тип гласного. Музыкальная фраза. Практика: подготовка артикуляционного аппарата к работе. Работа над гласными, согласными. Выработка правильного, отчетливого и одновременного произношения слов в произведении. - Звукообразование, звуковедение. Теория: голосовые регистры. Вокальная позиция. Практика: упражнения на развитие и сглаживание регистровых переходов (звукоряды, скачки, арпеджио). - Диапазон голоса. Нахождение примарного, рабочего и не рабочего диапазона голоса. Упражнения на развитие звукового диапазона. Практика: разучивание текста песен по фразам в темпоритме песни нараспев. Освоение различных песенных навыков: ровного звуковедения, правильное звукообразование, интонирование. 3. Техника сценической речи. Артикуляционный аппарат. Теория: подготовка артикуляционного аппарата к работе. Практика: работа над дикцией, работа над звукообразованием. 4. Работа над произведениями. Сценическое мастерство. Практика: работа над движениями, мимикой, сценическим образом. Разучивание текста песен по фразам в темпоритме песни нараспев. - Разучивание произведений. Практика: освоение различных песенных навыков: ровного звуковедения, эмоционально – выразительного исполнения. - Выступления по плану, отчетные концерты. 1.4. Планируемые результаты Метапредметные результаты: - овладение способами решения поискового и творческого характера; - культурно – познавательная, коммуникативная и социально – эстетическая компетентности; - приобретение опыта в вокально – творческой деятельности. Личностные результаты: - формирование эстетических потребностей, ценностей; - развитие эстетических чувств и художественного вкуса; - развитие потребностей опыта творческой деятельности в вокальном виде искусства; - бережное заинтересованное отношение к культурным традициям и иску сству родного края, нации, этнической общности. Предметные результаты: 9 - овладение практическими умениями и навыками вокального творчества; - овладение основами музыкальной культуры на материале искусства родного края. 1 год обучения: Учащиеся должны знать: 1. Упражнения для распевания. 2. Тексты песен. Учащиеся должны уметь: 1. Чисто интонировать. 2. Соблюдать певческую установку. 2 год обучения: Учащиеся должны знать: 1. Упражнения для распевания. 2. Тексты песен. 3. Типы дыхания. Учащиеся должны уметь: 1. Чисто интонировать. 2. Работать с микрофонной стойкой. 2. Соблюдать певческую установку. 2. Организационно-педагогические условия 2.1. Календарный учебный график Год обуче ния 2 год Дата начала обучения Дата окончания обучения 02.09.2024 23.05.2025 Количество Количество Количество учебных учебных учебных недель дней часов 34 34 34 Режим занятий 1 раз в неделю по 1 часу I полугодие – 16 учебных недель II полугодие – 18 учебных недель Каникулы: 24 декабря 2024 г.-08 января 2025г.; 24 - 26, 29 - 30 марта 2025г. 2.2. Условия реализации программы Материально- техническое обеспечение: Обеспечивается образовательной организацией: - Микрофон концертный (проводной) - требуется 3 единицы на группу, используется 100% времени реализации программы; - Синтезатор (музыкальный инструмент) - требуется 1 штука на группу, используется 100% времени реализации программы; - Акустическая система (колонки) - требуется 1 комплект на группу, используется 100% времени реализации программы; 10 - Актовый зал (сцена есть) - требуется 1 помещение на группу, используется 100% времени реализации программы; - Микрофон концертный (радиомикрофон) - требуется 8 единиц на группу, используется 100% времени реализации программы; - ноутбук - требуется 1 штука на группу, используется 100% времени реализации программы; - Звукоусилительное оборудование - требуется 1 единица на группу, используется 100% времени реализации программы. Кадровое обеспечение. Реализацию программы обеспечивает педагог дополнительного образования, обладающий профессиональными знаниями и компетенциями в организации и ведении образовательной деятельности. Уровень образования педагога: среднее профессиональное образование, высшее образование – бакалавриат, высшее образование – специалитет или магистратура. Уровень соответствие квалификации: образование педагога соответствует профилю программы. Профессиональная категория: без требований к категории. Методические материалы: № п/п 1 2 3 Название раздела Материально – Формы, методы, техническое приёмы обучения оснащение, дидактико – методический материал 1 год обучения Пение, как вид Демонстрационный Словесные: рассказ, музыкальной материал, беседа, объяснение. деятельности. ритмический Наглядные: рисунок. демонстрация. Музыкально - Демонстрационный Словесные: рассказ, исполнительская материал, комплекс беседа, объяснение, работа. дыхательных анализ музыкального упражнений: произведения, работа «Кошка», «Насос», над текстом. «Воздушный шар», Наглядные: распевки по демонстрация, показ. возрасту, Практические: музыкальные упражнения по произведения. развитию певческих навыков, знакомство с музыкальным произведением, его разучивание. Техника Демонстрационный Словесные: рассказ, сценической речи. материал, беседа, объяснение. Артикуляционный чистоговорки и Наглядные: аппарат. скороговорки, демонстрация, показ. 11 Формы учебного занятия Практическое занятие, беседы. Практическое занятие, беседы. Практическое занятие, беседы. логоритмические упражнения. 4 Работа над произведениями. Сценическое мастерство. 1 Пение, как вид музыкальной деятельности. 2 Музыкально исполнительская работа. 3 Техника сценической речи. Артикуляционный аппарат. 4 Работа над произведениями. Сценическое мастерство. Практические: упражнения по развитию артикуляционного аппарата, дикции. Демонстрационный Словесные: рассказ, материал, карточки беседа, объяснение. с изображением Наглядные: эмоций. демонстрация, показ. Практические: закрепление музыкального произведения. 2 год обучения Демонстрационный Словесные: рассказ, материал, беседа, объяснение. ритмический Наглядные: рисунок. демонстрация. Демонстрационный Словесные: рассказ, материал, комплекс беседа, объяснение, дыхательных анализ музыкального упражнений: произведения, работа «Кошка», «Насос», над текстом. «Свечи», Наглядные: «Воздушный шар», демонстрация, показ. распевки по Практические: возрасту, упражнения по вокальные развитию певческих упражнения, навыков, знакомство с музыкальные музыкальным произведения. произведением, его разучивание. Демонстрационный Словесные: рассказ, материал, беседа, объяснение. чистоговорки и Наглядные: скороговорки, демонстрация, показ. деревянные Практические: палочки, упражнения по логоритмические развитию упражнения. артикуляционного аппарата, дикции. Демонстрационный Словесные: рассказ, материал, карточки объяснение. с изображением Наглядные: эмоций. демонстрация, показ. Практические: закрепление музыкального произведения. 12 Практическое занятие. Практическое занятие, беседы. Практическое занятие, беседы. Практическое занятие, беседы. Практическое занятие. 2.2. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы В течение учебного года проводится входящий, промежуточный и итоговый контроль. Контроль осуществляется по следующим показателям в соответствии с уровнем сформированности (низкий, средний, высокий): № Показатели Уровень средний Пение естественным голосом, но иногда переходящим на крик. низкий Пение отрывистое, крикливое. 1 Звукообразование. 2 Дикция. Невнятное произношение, значительные речевые нарушения. 3 Дыхание Дыхание берется непроизвольно. 4 Чистота интонирования Интонирование мелодии голосом отсутствует, учащийся воспроизводит только слова песни в ее ритме или интонирует 1-2 звука Достаточно четкое произношение согласных и правильное формирование гласных, но неумение их правильно произносить при пении. Дыхание произвольное, но не всегда берется между фразами. Интонирует общее направление движения мелодии, чистое интонирование 2-3 звуков высокий Пение естественным голосом без напряжения, протяжно. Умение правильно произносить гласные и согласные в конце и середине слов при пении. Умение брать дыхание между фразами Чистое пение отдельных фрагментов мелодии на фоне общего направления движения мелодии. Этапы педагогического контроля. 1 год обучения Форма контроля Прослушивание. Прослушивание. Творческий отчет. Содержание Входящий контроль. Повторить за педагогом музыкальную фразу, ритмический рисунок. Промежуточный контроль. Теория: беседа. Практика: стараться петь чисто и выразительно. Итоговый контроль. Беседа. Знание всех изученных произведений. Сроки Сентябрь Декабрь Май 2 год обучения Форма контроля Сводные репетиции Содержание Входящий контроль Теория: назвать типы дыхания. Практика: стараться петь чисто, без напряжения, протяжно. Промежуточный контроль 13 Сроки Сентябрь Октябрь Декабрь _ Концертная деятельность Творческий отчет Теория: беседа. Практика: стараться петь чисто, выразительно, знание произведений концертной программы. Итоговый контроль Беседа. Знание всех изученных произведений. 14 Январь Апрель - Май 3. Список литературы Нормативные документы 1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р. 3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 №629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». 5. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 04.03.2022 г. № 219-д «О внесении изменений в методические рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных организациях», утвержденные приказом ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от 01.11.2021 г. № 934-д. 6. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 30.03.2018 г. №162- Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». 7. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р. 8. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования», утв. Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. №1642. 9. Национальные проект «Образование» (паспорт утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16)). 10. Федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» в рамках национального проекта «Образование» (до 2024 г.). 11. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» в рамках национального проекта «Образование». 12. Стратегия развития воспитания в Свердловской области до 2025 года, утв. Постановлением Правительства Свердловской области от 7 декабря 2017 г. № 900-ПП. 13. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции 15 развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». 14. Государственная программа Российской Федерации «Развитие культуры», утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. №392 (с изм.от 29 декабря 2020 г.). 15. Подпрограмма «Наследие» государственной программы РФ «Развитие культуры» (с 16 апреля 2020 г. - утв. Постановлением Правительства РФ от 31 марта 2020 г. №392). 16. Подпрограмма «Искусство» государственной программы РФ «Развитие культуры» (с 16 апреля 2020 г. – утв. Постановлением правительства РФ от 31 марта 2020 г. №392). 17. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 №816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». Литература, использованная при составлении программы 1. Волкова Л.С. Лалаева Р.И., Мастюкова Е.М. Логопедическая ритмика. М. “Просвещение” 2002г.; 2. Емельянов В. Развитие голоса. Координация и тренинг. СанктПетербург 2000 г.; 3. Исаева И.О. Эстрадное пение. Экспресс-курс развития вокальных способностей /И.О. Исаева – М.: АСТ; Астрель, 2007; 4. Минюрова С.А. Возрастная психология: детство, отрочество [Текст]: учеб.пособие для студентов вузов/ С.А. Минюрова; Урал. Гос.пед.ун-т. – Екатеринбург, 2010. – 176 с.; 5. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Учебное пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений/Под ред. В.А.Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 336 с.; 6. Селевко Г.К., Социально-воспитательные технологии. М.: Народное образование, 2002., 176 с.; 7. Смолин К. О., Вокал для всех / Элизабет Ховард и Ховард Остин. - Москва, 2007. - 64 с.; 8. Сорокоумова Е.А. Возрастная психология. Краткий курс. – СПб.: Питер, 2009. – 208 с.; 9. Способин И.В. «Элементарная теория музыки» - М., «Просвещение», 1998г. 10. Суязова Г.А. «Мир вокального искусства» - Волгоград, «Учитель», 2009г. 11. Ховард Э.О. «Вокал для всех» - М., 2009г. Литература для обучающихся (родителей) Детская музыкальная энциклопедия. Тэтчэлл Д. – АСТ 2002г.; Ховард Э.О. «Вокал для всех» - М., 2009г. 16 Приложение 1 Промежуточная аттестация 1 год обучения Беседа 1. Наиболее оптимальная поза вокалиста во время пения: 1) Сидя 2) Стоя 3) Лежа 2. Как правильно брать вдох перед началом пения? 1) Жадно набрать полные легкие воздуха, выпятив грудную клетку 2) Бесшумно взять вдох в живот. Плечи и грудную клетку не поднимать. 3) Набрать немного воздуха, подняв плечи. 3. На сколько громко нужно петь? 1) Петь громко, выразительно. 2) Петь, не напрягая голосовые связки. 3) Петь тихо, ласково беречь голос. 4. Унисон – это… 1) Одновременное звучание двух или нескольких звуков одинаковой высоты. 2) Исполнение одной и той же песни в группах, вступающих в разное время. 5. Правильное положение тела во время пения в положении стоя. 1) Тело "по струнке", шея вытянута, подбородок приподнят, руки на поясе, ноги на ширине плеч. 2) Спина прямая, плечи развернуты, руки вдоль тела, ноги прямые, на ширине плеч, подбородок параллельно полу, шея не вытянута, не напряжена. 3) Сплести кисти рук сзади и, вывернув их, расправить плечи, подав при этом грудь вперед. Низкий уровень – правильных ответов 1 Средний уровень – правильных ответов 2-3 Высокий уровень – правильных ответов 4-5 2 год обучения Беседа 1. Строение голосового аппарата. Назови нужное 1) Дыхательный аппарат 2) Мышцы живота 3) Резонаторная область 4) Брюшной пресс 5) Артикуляционный аппарат 6) Гортань и голосовые связки 7) Позвоночник 17 2.Виды голосовых регистров 1) Верхний 2) Средний 3) Нижний 3.Положение нижней челюсти и языка при пении 1) Челюсть поджата, язык напряжен 2) Челюсть выдвинута вперед, язык глубоко уложен 3) Челюсть свободна, язык расслаблен 4.Как правильно брать вдох перед началом пения? 1) Жадно набрать полные легкие воздуха, выпятив грудную клетку 2) Бесшумно взять вдох в живот. Плечи и грудную клетку не поднимать 3) Набрать немного воздуха, подняв плечи 5.Назовите наиболее оптимальный вид дыхания Грудобрюшное (диафрагменное) Грудное Ключичное Брюшное 6.Самый распространенный жанр в вокале Романс Серенада Песня 7.Типы дыхания (возможно несколько вариантов ответа) Диафрагмальное (брюшное) Рёберное (грудное) Смешанный (грудно-брюшной) 8. Унисон – это Одновременное звучание двух или нескольких звуков одинаковой высоты Исполнение одной и той же песни в группах, вступающих в разное время Низкий уровень – правильных ответов 2 Средний уровень – правильных ответов 3 Высокий уровень – правильных ответов 4-5 18 Приложение 2 Итоговая аттестация 1 год обучения Беседа 1. Наиболее оптимальная поза вокалиста во время пения: 1) Сидя 2) Стоя 3) Лежа 2. Как правильно брать вдох перед началом пения? 1) Жадно набрать полные легкие воздуха, выпятив грудную клетку 2) Бесшумно взять вдох в живот. Плечи и грудную клетку не поднимать. 3) Набрать немного воздуха, подняв плечи. 3. На сколько громко нужно петь? 1) Петь громко, выразительно. 2) Петь, не напрягая голосовые связки. 3) Петь тихо, ласково беречь голос. 4. Унисон – это… 1) Одновременное звучание двух или нескольких звуков одинаковой высоты. 2) Исполнение одной и той же песни в группах, вступающих в разное время. 5. Правильное положение тела во время пения в положении стоя. 1) Тело "по струнке", шея вытянута, подбородок приподнят, руки на поясе, ноги на ширине плеч. 2) Спина прямая, плечи развернуты, руки вдоль тела, ноги прямые, на ширине плеч, подбородок параллельно полу, шея не вытянута, не напряжена. 3) Сплести кисти рук сзади и, вывернув их, расправить плечи, подав при этом грудь вперед. 6. Что необходимо певцу? 1) Хороший слух. 2) Хороший нюх 3) Хорошее зрение 4) Хороший аппетит 7. Обязательный этап при подготовке к вокалу (возможно несколько вариантов ответа) 1) Распевка 2) Зарядка 3) Дыхательные упражнения Низкий уровень – правильных ответов 2 Средний уровень – правильных ответов 3-4 Высокий уровень – правильных ответов 5-7 19 2 год обучения Беседа 1.Строение голосового аппарата. Отметь нужное 1) дыхательный аппарат 2) мышцы живота 3) резонаторная область 4) брюшной пресс 5) артикуляционный аппарат 6) гортань и голосовые связки 7) позвоночник 2.Виды голосовых регистров 1) Верхний 2) Средний 3) Нижний 3.Унисон – это 1) Одновременное звучание двух или нескольких звуков одинаковой высоты 2) Исполнение одной и той же песни в группах, вступающих в разное время 4. Как правильно брать вдох перед началом пения? 1) Жадно набрать полные легкие воздуха, выпятив грудную клетку 2) Бесшумно взять вдох в живот. Плечи и грудную клетку не поднимать 3) Набрать немного воздуха, подняв плечи 5. Назовите наиболее оптимальный вид дыхания 1) Грудобрюшное (диафрагменное) 2) Грудное 3) Ключичное 4) Брюшное 6. Положение нижней челюсти и языка при пении 1) Челюсть поджата, язык напряжен 2) Челюсть выдвинута вперед, язык глубоко уложен 3) Челюсть свободна, язык расслаблен 7. Самый распространенный жанр в вокале 1) Романс 2) Серенада 3) Песня 8. Типы дыхания (возможно несколько вариантов ответа) 1) Диафрагмальное (брюшное) 2) Рёберное (грудное) 20 3) Смешанный (грудно-брюшной) 9. Обязательный этап при подготовке к вокалу (возможно несколько вариантов ответа) 1) Распевка 2) Зарядка 3) Дыхательные упражнения Низкий уровень – правильных ответов 2 Средний уровень – правильных ответов 3 Высокий уровень – правильных ответов 4-5 21