муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Пышминского городского округа «Пышминский центр дополнительного образования» ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА художественной направленности «ТЕКСТИЛЬНЫЕ ФАНТАЗИИ» возраст учащихся 6,6 – 10 лет срок реализации программы 1 год Автор – составитель: Пальцева Н.М., педагог дополнительного образования пгт. Пышма 2024 год 1. Основные характеристики 1.1. Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Текстильные фантазии» относится к художественной направленности, так как ориентирована на обучение учащихся различным техникам работы с текстильными материалами. Программа составлена в соответствии с нормативными правовыми актами и государственными программными документами: 1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р. 3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. №629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». 5. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». 6. Письмо Минпросвещения России от 30.12. 2022 № АБ-3924/06 (О направлении методических рекомендаций (вместе с методическими рекомендациями «Создание современного инклюзивного образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья и детейинвалидов на базе образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы в субъектах Российской Федерации». 7. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 04.03.2022 г. № 219-д «О внесении изменений в методические рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных организациях», утвержденные приказом ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от 01.11.2021 г. № 934-д. 8. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 30.03.2018 г. №162- Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». 2 Программа направлена на приобщение детей к таким традиционным народным ремёслам, как ткачество - изготовление гобеленов, аппликация из текстильных материалов и лоскутная мозаика, шитьё - от простых изделий до более масштабных - интерьерных, а также к более современным видам декоративно-прикладного искусства, такие как роспись по ткани - батик. Учащиеся знакомятся с опытом декоративно - прикладного искусства накопленным поколениями, имеют возможность попробовать свои силы в различных областях текстильного мастерства. Данная программа формирует креативный взгляд на вещи и предметы, необходимый в любой сфере деятельности. Воспитывает любовь к проявлению гармонии в окружающем мире. Содержание программы тесно связано с изучением народного творчества и художественных промыслов России, культурой и традициями русского народа. Знание своих истоков и традиций других народов, расположенность к творческим экспериментам, умение ярко выражать понимание стиля и чувство меры – качества необходимые любому современному человеку. Программа составлена на основе: - Проснякова Т.Н., Цирулик Н.А. Умные руки – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.,86 стр. - Проснякова Т.Н. Методические рекомендации к учебнику «Технология» для 1 класса. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011г. - Учебно-методическое пособие по курсу «Художественный текстиль» (раздел «Развитие ткачеств и ковроделия»). / Составитель Седова И. Г. - Шуя, ГОУ ВПО «ШГПУ», Изд-во «Весть», 2010. Отличительной особенностью общеразвивающей программы является структура программы, которая предусматривает поэтапное знакомство учащихся с различными техниками художественной обработки текстиля от более простых техник к сложным: текстильной аппликацией, текстильным коллажем, лоскутной мозаикой, батиком и его видами, гобеленом. В процессе изучения каждого из разделов задания усложняются. Программа включает в себя не только обучение по одному направлению прикладного творчества , но и создание индивидуальных и коллективных сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в различных техниках. На занятиях предусматривается деятельность, создающая условия для творческого развития учащихся на различных возрастных этапах и учитывается дифференцированный подход, зависящий от степени одарённости и возраста учащихся. Предполагается также выполнение творческих заданий повышенной сложности, которые дают возможность для творческого роста учащихся. Адресат общеразвивающей программы: учащиеся 6,6-10 лет. Младшие школьники 6,6-10 лет отличаются остротой восприятия действительности и окружающего мира в целом. Характерная особенность этого возраста - ярко выраженная эмоциональность восприятия. Они лучше 3 запоминают все яркое, интересное, вызывающее эмоциональный отклик, и пытаются это воспроизвести своими руками. В данном возрасте ребёнок проявляет интерес к творчеству, у него развито воображение, выражено стремление к самостоятельности. Это качество очень важно для формирования художественной культуры, творческого потенциала каждого ребенка: фантазии, наблюдательности. В младшем школьном возрасте активно развивается творческое воображение. Данный возраст характеризуется активизацией вначале воссоздающего воображения, а затем и творческого. Аналитическая деятельность находится в основном на стадии наглядно-действенного анализа, основывающегося на непосредственном восприятии предмета. Наглядно-образное мышление опирается на восприятие или представление. Поэтому для занятий декоративноприкладным творчеством оптимальными являются демонстрационные, иллюстративные методы. Набор детей по программе осуществляется по принципу добровольности, без отбора и предъявления требований к наличию у них специальных умений. Наполняемость группы: 10-12 человек. Режим занятий: 1 раз в неделю по 2 учебных часа. Продолжительность занятия 40 минут. Перерыв между занятиями 10 минут. Объём общеразвивающей программы - 68 часов. Срок освоения общеразвивающей программы – 1 год. Особенности организации образовательного процесса –модель реализации программы традиционная, представляет собой линейную последовательность освоения содержания в течении 1 года. Перечень форм обучения - групповая. Перечень видов занятий - практическое занятие, беседа, мастер-класс. Перечень форм подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей программы - педагогическое наблюдение, практическая работа, беседа, опрос, тестирование, выставка. 1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы Цель общеразвивающей программы - формирование художественной культуры учащихся на основе традиционных и современных видов работы с текстилем. Задачи общеразвивающей программы: Обучающие: - Познакомить с основами материаловедения; - Обучить практическим навыкам работы с текстильными материалами различных техниках. Развивающие: - Развивать мелкую моторику пальцев рук, глазомер; 4 - Развивать пространственное воображение, творческую активность учащихся; - Развивать цветовое восприятие, художественный вкус. Воспитательные: - Воспитывать интерес к декоративно-прикладному творчеству; - Формировать культуру труда; -Воспитывать усидчивость, аккуратность. 1.3. Содержание общеразвивающей программы Учебный (тематический) план № п/п Название раздела, темы всего Количество часов теория практика 1. Общие сведения о тканях. 2 1 1 2. Основы декоративной композиции. 2 1 1 3. Аппликация из текстильных материалов. 24 4 20 3.1. Плоскостная аппликация из ниток-ниткография. 4 1 3 3.2. Полуобъёмная из ниток. 6 1 5 3.3. Объёмная текстильная аппликация. 8 1 7 3.4. Декоративная текстильная аппликация. 6 1 5 4. Пальчиковые игрушки из текстиля. 8 1 7 5. 5.1. Мягкая игрушка. Мягкая игрушка «Пингвин». 22 4 3 1 19 3 5.2. Мягкая игрушка «Черепаха». 4 - 4 аппликация 5 формы аттестации/ контроля Беседа, практическая работа, пед. наблюдение Беседа, практическая работа, пед. наблюдение Беседа, практическая работа, пед. наблюдение Практическая работа, пед наблюдение Беседа, практическая работа, пед. наблюдение Беседа, практическая работа, пед. наблюдение Беседа, практическая работа, пед. наблюдение Беседа, практическая работа, пед. наблюдение Практическая 5.3. Мягкая игрушка «Собачка». 4 - 4 5.4. Цельно выкроенная мягкая игрушка-кукла. 4 1 3 5.5. Много детальная мягкая игрушка-кукла. 6 1 5 6. 6.1. Плетение мандалы. Плетение мандалы из 4 лучей. 10 4 2 1 6 3 6.2. Плетение мандалы из 8 лучей. 6 1 5 Итого часов 68 10 58 работа, пед. наблюдение Практическая работа, пед. наблюдение Беседа, практическая работа, пед. наблюдение Беседа, практическая работа, пед. наблюдение Беседа, практическая работа, пед. наблюдение Беседа, практическая работа, пед. наблюдение Содержание учебного (тематического) плана 1. Общие сведения о тканях. Структура ткани, её виды. Теория: Правила безопасности труда и личная гигиена. Оборудование и организация рабочего места. Общие сведения о тканях. Структура ткани, её виды. Виды техник, используемых при декорировании, создании одежды и аксессуаров. Роспись на ткани (батик). Трафаретная печать на ткани (принт). Дополнительная обработка ткани (декорирование). Практика: Просмотр работ, выполненных из текстиля в различных техниках (демонстрация презентации и выставка готовых работ). Декорирование изделия по выбору (платок, шарф, косынку). Подготовить эскиз. Выполнить трафарет и нанести на изделие. Дополнительно украсить элементами декора. Дополнительное декорирование изделий из ткани различными материалами (бисер, пайетки, кружево, природные материалы). 2. Основы декоративной композиции. Теория: Понятие о композиции. Законы композиции. Цветоведение. Виды орнаментов. Понятие о цвете (холодные и теплые цвета). Общая классификация орнаментов. Понятие «эскиз». Понятие «масштаб». Понятие «натуральная величина» как масштаб 1:1. Практика: Рассматривание готового образца. Выполнение эскиза орнамента в определенной форме. Построение орнамента в круге, квадрате, в полосе. Работа над общей композицией. Выполнение эскизов в масштабе. Раскрасить орнамент используя теплую и холодную гамму цветов. 3. Аппликация из текстильных материалов. 6 3.1. Плоскостная текстильная аппликация - ниткография. Теория: Общие сведения о нитях. Разновидности нитей. Технология работы с нитями. Способы выкладывания ниток: по спирали, по кругу, ровными линиями, зигзагообразными линиями. Этапы работы. ТБ при выполнении работ. Практика: Просмотр презентации и готового образца. Аппликация по замыслу. Выполнение эскиза и работа в материале. 3.2. Полуобъёмная аппликация из ниток. Теория: Технология выполнения полуобъемной аппликации. Повторение техники безопасности при работе с ножницами, карандашом, кисточкой, клеем. Практика: Просмотр презентации и готового образца. Подготовка эскиза (контур сюжета картинки) для аппликации. Выполнение аппликации. 3.3. Объёмная текстильная аппликация. Теория: Технология выполнения объёмной аппликации. Подборка ткани для выполнения аппликации. Особенности работы с различными видами ткани. ТБ при выполнении работ. Практика: Выбор темы поделки. Выполнение эскиза аппликации. Подбор материала. Правила раскроя. Раскрой и раскладка деталей эскиза. Выбор фона. Использование различных дополнительных элементов декора (пайетки, бисер, природный материал). 3.4. Декоративная текстильная аппликация. Теория: Технологическая последовательность выполнения декоративной текстильной аппликации. Практика: Изготовление изделия «Рамочка для фотографии» из текстильных материалов. Цветовая гамма. Подготовка основы по размерам картона-эскиза. Подборка лоскутов ткани - цветовая гамма. 4. Пальчиковые игрушки из текстиля. Теория: Технологические этапы изготовления пальчиковой игрушки. Правила подбора ниток и тканей для изготовления пальчиковой игрушки. Правила использования выкроек для изготовления мягкой игрушки. Декоративное оформление пальчиковой игрушки. ТБ при выполнении работ. Практика: Просмотр презентации и готовых образцов игрушек. Выполнение эскиза игрушки. Подбор материала. Изготовление и раскладка по ткани деталей эскиза. Раскрой игрушки и сшивание деталей. 5. Мягкая игрушка. 5.1. Мягкая игрушка «Пингвин». Теория: История возникновения первой мягкой игрушки. Общие сведения о материалах, инструментах и приспособлениях, необходимых для изготовления мягкой игрушки. Последовательность изготовления мягкой игрушки. Основные виды швов при изготовлении мягкой игрушки. ТБ при выполнении работ. 7 Практика: Демонстрация образца игрушки. Изготовление мягкой игрушки по образцу. Выполнение выкройки игрушки. Раскрой пингвина. Соединение деталей пингвина. Набивка мягкой игрушки. Создание образа. 5.2. Мягкая игрушка «Черепаха». Теория: Технология шитья игрушки. ТБ при выполнении работ. Практика: Демонстрация образца игрушки. Изготовление мягкой игрушки по образцу. Раскрой. Соединение деталей. Набивка мягкой игрушки. Выкраивание дополнительных деталей. Создание образа. 5.3. Мягкая игрушка «Собачка». Теория: Технология шитья игрушки. ТБ при выполнении работ. Практика: Раскрой. Соединение деталей. Набивка мягкой игрушки. Выкраивание дополнительных деталей. Создание образа. 5.4. Цельно выкроенная мягкая игрушка-кукла. Теория: История возникновения русской лоскутной игрушки-куклы. Технология изготовления цельно - выкроенной мягкой игрушки. Материалы, инструменты и приспособления. ТБ при выполнении работ. Практика: Подбор материала и подготовка его к работе. Раскрой деталей. Сшивание деталей. Придание формы отдельным деталям. Сборка изделия. Оформление изделия. 5.5. Много детальная мягкая игрушка-кукла. Теория: Общие сведения об игрушках из большого количества деталей. Технологические основы изготовления детализированной мягкой игрушкикуклы. ТБ при выполнении работ. Практика: Подбор материала и подготовка его к работе. Раскрой деталей. Сшивание деталей. Придание формы отдельным деталям. Сборка изделия. Оформление изделия. 6. Плетение мандалы. 6.1. Плетение мандалы из 4 лучей. Теория: Понятие «оберег» и «мандалы». География плетения оберегов и разнообразие значений. Знакомство с символическим значением цвета при создании оберега. Технология изготовления мандалы из 4 лучей. ТБ при выполнении работ. Практика: Просмотр презентации и готового образца мандалы. Плетение простого оберега из 4 лучей. 6.2. Плетение мандалы из 8 лучей. Теория: Технология изготовления сложного 8-лучевого мандала. ТБ при выполнении работ. Практика: Просмотр презентации и готового образца мандалы. Плетение сложного 8-лучевого оберега. 8 1.4. Планируемые результаты Метапредметные результаты: - формирование мотивации и умение организовывать самостоятельную художественно творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла; - определять план выполнения заданий под руководством педагога, проговаривать последовательность действий и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных творческих задач; - освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; - с помощью педагога объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов; - формирование способности оценивать результаты художественнотворческой деятельности совместно с педагогом и другими учащимися давать эмоциональную оценку деятельности на занятии. Личностные результаты: - толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; - формирование внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни; - интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения; - умение применять полученные знания в собственной художественнотворческой деятельности; - ответственное отношение к занятиям и общественно-полезному труду; - владение культурой речи и культурой общения со сверстниками и взрослыми; - проявление навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях; - стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей и их украшения. Предметные результаты: Учащиеся должны знать: - название изученных материалов и инструментов, их назначение; - правила безопасности труда и личной гигиены при работе с колющими и режущими инструментами; - правила планирования и организации труда; - способы и приёмы обработки различных материалов, предусмотренных программой. Учащиеся должны уметь: - правильно использовать инструменты в работе; - строго соблюдать правила безопасности труда; 9 - составлять несложную композицию; - подбирать гармоничные цветовые сочетания; - самостоятельно изготовлять изделие (по рисунку, эскизу, схеме, замыслу); - экономно и рационально расходовать материалы; - контролировать правильность выполнения работы. 2. Организационно-педагогические условия 2.1. Календарный учебный график на 2024-2025 учебный год Год обучения 1 год Дата начала обучения 2.09.2024 Дата окончания обучения 23.05.2025 Количество Количество Количество учебных учебных учебных недель дней часов 34 34 68 Режим занятий 1 раз в неделю по 2 часа I полугодие – 16 учебных недель II полугодие – 18 учебных недель Каникулы: 24 декабря 2024 г.-08 января 2025 г.; 24-26, 29-30 марта 2025 г. 2.2 Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение программы: Обеспечивается образовательной организацией: - Учебный кабинет (включая типовую мебель) (1 единица на группу; 100% времени реализации программы) - Ножницы бытовые (12 штук на группу; 80% времени реализации программы) - Швейная игла (ручная) (12 комплектов на группу; 80% времени реализации программы) - Игольница (12 штук на группу; 80% времени реализации программы) - Крючок для вязания (12 единиц на группу; 30% времени реализации программы) - Карандаш простой (12 штук на группу; 50% времени реализации программы) - Ткань (3 погонных метра на группу; 60% времени реализации программы) - Нитки швейные (6 катушек на группу; 30% времени реализации программы) - Мулине (моток 8 м) (10 мотков с длиной намотки 8 метров на группу; 30% времени реализации программы) Кадровое обеспечение: Реализацию программы обеспечивает педагог дополнительного образования, обладающий профессиональными знаниями и компетенциями в организации и ведении образовательной деятельности. 10 Уровень образования педагога: среднее профессиональное образование, высшее образование – бакалавриат, высшее образование – специалитет или магистратура. Уровень соответствие квалификации: образование педагога соответствует профилю программы. Профессиональная категория: без требований к категории. Методические материалы Год обучения 1 Название раздела Материально – техническое оснащение, дидактикометодический материал Аппликация из Ткань, клейтекстильных карандаш, картон, материалов карандаш простой, ножницы. Мягкая Ткань, нитки, игрушка иголки, игольницы, карандаш простой, синтепон, ножницы. Плетение Нитки для вязания, мандалы шпажки, ножницы. -Образцы работ и модели, выполненные детьми и педагогом; -Иллюстративный материал (альбомы, репродукции, фотографии); -Шаблоны и схемы для аппликаций; -Выкройки для мягких игрушек. Формы, методы, приемы обучения Формы учебного занятия Словесные методы: - рассказ педагога и Беседа, детей; практическое - беседа. занятие. Словесные приёмы: - объяснение; - пояснение; -педагогическая оценка. Практические методы: - упражнение Наглядные методы и приёмы: - наблюдение; - показ педагогом способов выполнения работы изделия; рассматривание готовых изделий на занятиях кружка и выставках. 2.3 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы Формы контроля: -Текущий контроль; -Промежуточная аттестация; -Итоговая аттестация. Текущий контроль осуществляется на каждом занятии с целью выявления уровня освоения конкретной темы или раздела программы. Проводится в форме педагогического наблюдения, опросе и при выполнении 11 практической работы учащихся. Текущий контроль позволяет в случае необходимости вовремя произвести корректировку деятельности Промежуточная аттестация определяет успешность творческого развития обучающегося и степень освоения им поставленных задач на определённом этапе. Проводится в форме опроса (приложение №1), тестирования (приложения №2). Итоговая аттестация проводится в форме выполнения практических работ (приложения № 3) и в форме отчётной выставки детского творчества. 3. Список литературы. Для педагога Нормативные документы 1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р. 3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. №629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». 5. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». 6. Письмо Минпросвещения России от 30.12. 2022 № АБ-3924/06 (О направлении методических рекомендаций (вместе с методическими рекомендациями «Создание современного инклюзивного образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья и детейинвалидов на базе образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы в субъектах Российской Федерации». 7. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 04.03.2022 г. № 219-д «О внесении изменений в методические рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных организациях», утвержденные приказом ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от 01.11.2021 г. № 934-д. 12 8. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 30.03.2018 г. №162- Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». 9. Устав МБУДО ПГО «Пышминский ЦДО», утв. постановлением администрации Пышминского городского округа от 19.12.2018 г. №760. 10. Положение о дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программах муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования Пышминского городского округа «Пышминский центр дополнительного образования» (приказ № 16/3 от 11 марта 2022 г.). Литература, использованная при составлении программы 1. Агапова И., Давыдова М. «Школа рукоделия: мягкая игрушка» - М., 2007 г.,192 стр. 2. Бегун Т.А. «Увлекательное рукоделие» М., 2005 г., 77 стр. 3. Волынкина Л.В. Энциклопедия вязания крючком, М., – 2006г.,108 стр. 4. Гукасова, А.М. Работа с тканью на уроках труда в начальных классах 2-е изд./ А.М. Гусакова - М.: Просвещение, 1977г.,175 стр. 5. Гукасова А.М. «Рукоделие в начальных классах» - М., 1984 г.,192 стр. 6. Давыдов С. Батик. Техника, приёмы, изделия –М.: Аст-Пресс. 2010.,183стр. 7. Ефимова А.В. Работа с мягкой игрушкой в начальных классах. Из опыта работы. Просвещение: Москва, 1978г., 175стр. 8. Перевертень Г.И. «Самоделки из текстильных материалов» - М., 1990 г.,160 стр.9. Проснякова Т.Н., Мухина Е.А. Методические рекомендации для учителя к учебнику по труду для третьего класса "Уроки мастерства". - М.: Федер. научно-методич. центр им. Л. В. Занкова, 2001г., 64 стр. 10. Рукоделие в начальных классах: Кн. Для учителя по внеклас. Работе / А.М. Гукасова, Е.И. Мишарева, И.С. Могилевская и др. Сост. А.М. Гукасова.- М.: Просвещение, 1984-192 стр., ил. 11. Кубрина Е. Развивающие пальчиковые игрушки. – Москва: Издательство АСТ. 2019.-160стр.: ил.-(Золотая пуговица). 12. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция; Художник: коллектив художников Выходные данные: М.: ВЛАДОС, 2005.- 144 с. 13.Методические основы преподавания декоративно-прикладного творчества: учебно-методическое пособие / С.В. Астраханцева, В.Ю. Рукавица, А.В. Шушпанова; под науч. ред. С.В. Астраханцевой. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 347 стр. 14. Махмутова Х.И. Предметы интерьера в технике батик и аппликация. Делаем сами - (Азбука рукоделия), М.: Эксмо, 2006г.,64 стр. 15. Нагибина М. И. Чудеса из ткани своими руками: популярное пособие для родителей и педагогов / Маргарита Нагибина. - Ярославль: "Академия развития", 1998. – 208 с.: ил. – (Вместе учимся мастерить). 13 Литература для учащихся (родителей): 1. Бурундукова Л. И. Волшебная изонить. Москва «АСТ-Пресс», 2009 г.,88 с. 2. Волкова Н.В, Жадько Е.Г. «100 замечательных поделок из всякой всячины», Ростов-на-Дону, 2009 г., 252 стр. 3. Геронимус Т.М. «Я всё умею делать сам» - М., 1998 г.,132 стр. 4. Ерёменко Т. И. «Иголка – волшебница» - М., 1987 г.,142 стр. 5. Носова Т. «Подарки и игрушки своими руками» - М., 2008 г.,20 стр. 14 Приложение №1 Входящая диагностика Опрос «Инструменты и материалы» 1. Какие материалы используются для выполнения творческих работ? Напиши от 5 и более материалов. 2. Какие инструменты и приспособления используются для выполнения творческих работ? 3.Как называется готовый образец для изготовления изделия? 4. Его переводят на бумагу, ткань? 5. Напиши инструмент и приспособление для вышивки и шитья? 6. Где должны храниться иглы? 7. Какие предметы необходимые для творчества. Вычеркни лишнее среди этих слов - шаблон, клей, бумага, тетрадь. Уровни оценки знаний: 1-2 правильных ответа – низкий (Н уровень); 3-5 правильных ответа – средний (С уровень); 6-7 правильных ответов – высокий (В уровень). Приложение№ 2 Промежуточная аттестация Тест «Материаловедение» 1. Как называется предварительный набросок? а) эскиз; б) аппликация; в) рисунок; г) чертеж. 2. Какого вида разметки не существует? а) по шаблону; б) сгибанием; в) сжиманием; г) на глаз. 3. Что такое ткань? а) сорт бумаги; б) материал, созданный человеком; в) природный материал; 15 г) декоративный материал. 4. Из чего ткут ткань? а) из ниток; б) из волокна; в) из травы; г) из шерсти. 5. Какого вида ткани не существует: а) шерстяная; б) шёлковая; в) древесная; г) хлопчатобумажная. 6. Что не является швейным материалом? а) пряжа; б) нитки; в) бумага; г) тесьма. 7. Лицевую сторону ткани можно определить: а) по яркости рисунка; б) по толщине ткани; в) по размерам нитей; г) по блеску. 8. Виды ручных стежков бывают: а) прямые; б) петельные; в) параллельные; г) петлеобразные. Уровни оценки знаний: 1-3 правильных ответа – низкий (Н уровень); 4-6 правильных ответа – средний (С уровень); 7-8 правильных ответа – высокий (В уровень). Приложение№ 3 Итоговая аттестация Практическая работа «Выполнение ручных швов» Дидактическая игра «Цветик-семицветик». Рассмотреть цветок «Цветик-семицветик». Каждый лепесток пришит к серединке цветка разными швами и пронумерован с обратной стороны лепестков. Задание: Выбрать один из номеров и найти его на обратной стороне лепестка. Определить название шва под выбранным номером лепестка. Выполнить шов на отдельно подготовленной ткани. 16 Карточка контроля Начало работы (закрепление нити на ткани) 2б Практическая работа Линии Длина Натяжение вышивки стежка нити (чёткость и (равномерровность) ность) 4б 3б 3б Уровни оценки знаний и умений: 2-8 баллов – низкий (Н уровень); 9-13 баллов – средний (С уровень); 14-16 баллов – высокий (В уровень). 17 Итого Лицевая и изнаночная стороны (аккуратность) 4б 16б