муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Пышминского городского округа «Пышминский центр дополнительного образования» ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА художественной направленности «МИР ТАНЦА» возраст учащихся 6,6 -15 лет срок реализации программы 5 лет разноуровневая программа: стартовый, базовый уровни Автор-составитель: Кудринских Н.М., педагог дополнительного образования пгт. Пышма 2024 год 1. Основные характеристики 1.1. Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мир танца» относится к художественной направленности, так как знакомит учащихся с хореографическим искусством. Программа составлена на основе нормативно-правовых документов: - Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. №273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». - Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р. - Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». - Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи». - Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации №09-33242 от 18.11.2015г.) - Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 №816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ. - Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р. - Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования. Утверждена Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. №1642. - Федеральный проект «Успех каждого ребенка» в рамках национального проекта «Образование». - Государственная программа Российской Федерации «Развитие культуры». Утверждена Правительством Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. №392 (с изм. от 29 декабря 2020г.) - Подпрограмма «Наследие» государственной программы РФ «Развитие культуры» (с 16 апреля 2020г. – утв. Постановлением Правительства РФ от 31 марта 2020 г. №392). Актуальность общеразвивающей программы соответствует данным опроса детей, родителей, педагогов. Данная программа способствует 2 физическому, эстетическому развитию учащихся, а также внимательности, аккуратности, усидчивости. Танцевальное искусство, как средство воспитания личности, обладает огромной силой. Занятия танцем приобщают ребенка к миру прекрасного, воспитывают в них художественный вкус. Общение с танцем учит детей слушать, воспринимать, оценивать музыку, развивать у них любовь к музыке, готовит из них будущих чутких слушателей и ценителей музыки. В танце находит выражение жизнерадостность и активность ребенка, развивается его творческая фантазия, творческие способности. Коллективные выступления перед зрителями являются главным воспитательным средством: переживание успеха приносит ему моральное удовлетворение; создаются условия для самореализации творческого потенциала; воспитываются чувства ответственности, дружбы. Отличительная особенность общеразвивающей программы. Программа составлена на основе методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации №09-33242 от 18.11.2015г.) Отличительная особенность общеразвивающей программы состоит в следующем: в течение всего курса осуществляется интеграция разных видов хореографии, что позволяет разнообразить занятие, поддержать интерес учащихся. Предусмотрена постановочная деятельность, где обучающиеся смогут проявить себя, свои знания, умения, навыки, приобретенные на занятиях. Адресат общеразвивающей программы – учащиеся 6,6-15 лет. Детям 6,6-8 лет свойственны подвижность, любознательность, конкретность мышления, большая впечатлительность, подражательность и вместе с тем неумение долго концентрировать свое внимание на чем-либо. Дети 9-10 лет весьма дружелюбны, легко вступают в общение. Для них все большее значение начинают приобретать оценки их поступков не только со стороны старших, но и сверстников. Их увлекает совместная коллективная деятельность. Они легко и охотно выполняют поручения и отнюдь не безразличны к той роли, которая им при этом выпадает. У детей 11-12 лет резко возрастает значение коллектива для ребенка, общественного мнения, отношений со сверстниками, оценки ими его поступков и действий. Он стремится завоевать в их глазах авторитет, занять достойное место в коллективе. У детей 13-15 лет складываются собственные моральные установки и требования, которые определяют характер взаимоотношений со старшими и сверстниками. Появляется способность противостоять влиянию окружающих, отвергать те или иные требования и утверждать то, что они сами считают несомненным и правильным. Наполняемость в группах – от 10 до 15 человек. 3 Комплектование учебных групп осуществляется по возрастным категориям: 1 год обучения – 6,6-8 лет; 2 год обучения – 8-9 лет; 3 год обучения – 9-12 лет; 4 год обучения – 11-13 лет; 5 год обучения – 12-15 лет. Программа ориентирована на разный уровень подготовленности учащихся. Приём на обучение осуществляется только при наличии медицинской справки. Режим занятий: 1-2 год обучения - 2 раза в неделю по 1 часу; 3-5 год обучения - 2 раза в неделю по 2 часа. Продолжительность одного занятия – 40 минут. Между занятиями перерыв – 10 минут. Объем общеразвивающей программы – 544 часа. 1-2 год обучения – 68 часов в год. 3-5 год обучения – 136 часов в год. Срок освоения общеразвивающей программы – 5 лет. Особенности организации образовательного процесса: модель реализации программы традиционная, представляет собой линейную последовательность освоения содержания в течение пяти лет. Перечень форм обучения: групповая, индивидуально-групповая, фронтальная. Перечень видов занятий: практическое занятие, беседа. Перечень форм подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей программы: практическое занятие, беседа, тестирование, педагогическое наблюдение, выступления на различных концертах и мероприятиях. 1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы Цель общеразвивающей программы – приобщение учащихся к искусству танца, развитие танцевальных и музыкальных способностей. Задачи общеразвивающей программы: Обучающие: 1. Формировать у учащихся специфические знания, практические умения, такие как: – выработка правильной, красивой осанки; – развитие мышечного чувства; – умение красиво и координационно правильно двигаться под музыку. Развивающие: 1.Развивать музыкальность и чувство ритма. 4 2. Активизировать и развивать творческие и созидательные способности учащихся. Воспитательные: 1.Прививать учащимся навыки вежливости, умение вести себя в обществе. 2.Формировать у учащихся эстетический вкус. 3. Воспитывать в учащихся силу воли, трудолюбие и дисциплину. 1.3. Содержание общеразвивающей программы Учебный план Год обуче ния 1 Название раздела Количество часов Всего Теория Практика «Мир танца» Азбука музыкальных движений. Партерная гимнастика. 2 6 1 15 1 14 Азбука танцевальных движений. 16 1 15 Упражнения, направленные на развитие мимики и артистичности. Танцевальные комбинации, танцы. 4 1 3 Итог 2 25 1 6 25 68 1 7 4 1 3 64 10 1 9 Партерная гимнастика. 15 1 14 Танцевальные движения. 14 1 13 «Мир танца» Азбука музыкальных движений. Элементы классического танца. 5 4 Формы аттестации/ контроля Пед. наблюдение. Пед. наблюдение. Пед. наблюдение. Беседа. Тестирование. Пед. наблюдение. Пед. наблюдение. Беседа. Выступления на различных концертах, праздниках, массовых мероприятиях, игровых программах. Беседа. Пед. наблюдение. Пед. наблюдение. Тестирование. Пед. наблюдение. Тестирование. Пед. наблюдение. Тестирование. Упражнения, направленные на развитие мимики и артистичности. Танцевальные комбинации, танцы. Итог 3 Правила поведения на занятиях. Музыкальные движения. Упражнения на развитие чувства ритма. Элементы классического танца. 3 Пед. наблюдение. 18 18 Пед. наблюдение. Выступления на различных концертах, праздниках, массовых мероприятиях, игровых программах. 68 1 7 1 61 4 1 3 Пед. наблюдение. 22 1 21 Пед. наблюдение. Тестирование. Пед. наблюдение. Тестирование. Пед. наблюдение. Тестирование. Пед. наблюдение. Беседа. Выступления на различных концертах, праздниках, массовых мероприятиях, игровых программах. Партерная гимнастика. 32 32 Танцевальные движения. 30 30 Танцевальные комбинации, танцы. 47 2 45 136 1 5 1 131 Итог 4 3 Правила поведения на занятиях. Музыкальные движения. Упражнения на развитие чувства ритма. Элементы классического танца. Партерная гимнастика. 3 3 Пед. наблюдение. 25 25 30 30 Пед. наблюдение. Тестирование. Пед. наблюдение. 6 Танцевальные движения. 28 Танцевальные комбинации, танцы. 49 2 47 136 1 3 1 133 Итог 5 Правила поведения на занятиях. Элементы классического танца. 28 28 28 Партерная гимнастика. 31 31 Танцевальные движения. 28 28 Танцевальные комбинации, танцы. 48 2 136 3 Итог 46 Пед. наблюдение. Тестирование. Пед. наблюдение. Выступления на различных концертах, праздниках, массовых мероприятиях, игровых программах. Пед. наблюдение. Тестирование. Пед. наблюдение. Пед. наблюдение. Тестирование. Пед. наблюдение. Выступления на различных концертах, праздниках, массовых мероприятиях, игровых программах. 133 Всего по программе: 544 часа Учебный (тематический) план 1 год обучения №п/ п. Наименование раздела, темы. «Мир танца». Азбука музыкальных движений. 2.1. Характер музыкального произведения. 2.2. Темпы музыкальных произведений. 1. 2. Количество часов. Всего Теория Практика 2 6 1 2 1 1 2 1 1 7 1 6 Формы аттестации/ контроля Пед. наблюдение. 2.3. 3. 3.1. 3.2. 3.3. 3.4. 4. 4.1. 4.2. 4.3. 4.4. 4.5. 4.6. 4.7. 4.8. 5. 6. 6.1. 6.2. 6.3. Динамические оттенки. Ритмический рисунок. Партерная гимнастика. «Что такое партерная гимнастика» Упражнения для укрепления спины, пресса. Упражнения для стоп. Упражнения на растяжку. Азбука танцевальных движений. 2 15 1 1 1 4 4 4 6 4 6 Пед. наблюдение. 15 Пед. наблюдение. Беседа. Тестирование. 1 1 1 1 1 1 Тестирование. Тестирование. 1 1 Беседа. 4 4 Пед. наблюдение. 4 4 3 4 3 3 Пед. наблюдение. Тестирование. Пед. наблюдение. Пед. наблюдение. 16 1 Основные танцевальные элементы. Позиции рук. Позиции ног. Постановка корпуса, головы. Танцевальные положения рук. Танцевальные шаги и бег. Танцевальные рисунки. 1 1 Прыжки. Упражнения, направленные на развитие мимики и артистичности. Танцевальные комбинации, танцы. Прослушивание музыки, просмотр видеоматериалов. Разучивание и отработка танцевальных комбинаций и отдельных элементов. Постановка и отработка номера. 2 14 1 25 25 1 1 Пед. наблюдение. Беседа. Выступления на различных концертах, праздниках, массовых мероприятиях, игровых программах. Пед. наблюдение. 11 11 Пед. наблюдение. 13 13 Пед. наблюдение. Выступления на различных 8 концертах, праздниках, массовых мероприятиях, игровых программах. Итого 68 4 64 Содержание учебного (тематического) плана 1. «Мир танца». Теория: Общее знакомство детей с искусством танца. Беседы: «Что такое танец» «Чтобы танец был красивым», «Правила поведения на занятии». Инструкция по охране труда. Практика: Просмотр видеозаписей с танцевальными номерами, фотографий с выступлений. 2. Азбука музыкальных движений. 2.1. Характер музыкального произведения. Теория: Рассказ о характере музыкального произведения. Практика: Слушая музыку, определить ее характер (веселая, грустная, тревожная). Творческое задание: импровизация под заданные мелодии: веселую и грустную. Создание заданного образа: кукла новая, кукла заболела; воробей весело перелетает с ветки на ветку. 2.2. Темпы музыкальных произведений. Динамические оттенки. Теория: Рассказ о темпах музыкальных произведений и динамических оттенках. Практика: Слушая музыку, определить ее темп (устно). Творческое задание: изобразить черепаху, мышку, зайца, медведя, лису, бабочку. Исполнить движение «Пружинка» в соответствии с заданными различными темпами. Слушая музыку, определить динамические оттенки (устно). Творческое задание: изобразить хлопками как дождь стучит по крышам (громко), дождь моросит (тихо). Игра «Микшер». 2.3. Ритмический рисунок: Практика: Воспроизведение хлопками и притопыванием ритмического рисунка. Комбинации с хлопками: перед собой, по коленям, над головой, с притопами. 3. Партерная гимнастика. 3.1 . «Что такое партерная гимнастика». Теория: Беседа «Что такое партерная гимнастика». 3.2 . Упражнения для укрепления спины, пресса. Практика: Упражнения «Лодочка», «Звёздочка», «Велосипед», «Ножницы», «Солдатик», «Уголок» (сидя). 3.3 . Упражнения для стоп. Практика: Упражнения «Тянем носочки», «Рисуем круги», «Поссорились-помирились». 3.4 . Упражнения на растяжку. 9 Практика: Упражнения «Гусеница и яблоко», «Бабочка», «Лягушка». 4. Азбука танцевальных движений: 4.1. Основные танцевальные элементы. Теория: Рассказ о позициях рук и ног, об основных танцевальных элементах. Рассказ о танцевальных рисунках. 4.2. Позиции рук. Практика: Подготовительная позиция, I, II, III позиции – разучивание и отработка. 4.3. Позиции ног. Практика: I, II, III, IV, V, VI позиции – разучивание и отработка. 4.4. Постановка корпуса, головы. Практика: Постановка корпуса, головы. 4.5. Танцевальные положения рук. Практика: Положения рук в танце: на поясе, за юбочку, за спиной, на поясе в кулачках – разучивание и отработка. 4.6. Танцевальные шаги и бег. Практика: Лёгкий шаг с носка, на полупальцах, лёгкий бег, подскоки, галоп – разучивание и отработка. 4.7. Танцевальные рисунки. Практика: Точки зала, шахматный порядок, линии, колонны, круги, треугольник перестроения – разучивание и отработка. 4.8. Прыжки: Практика: Прыжки: По VI позиции на месте, вперёд-назад, в сторону; по VI позиции с переходом во II позицию; по VI позиции в сочетании с подскоками, по VI позиции с поворотами; по VI позиции с хлопками – разучивание и отработка. Выполняется под музыку и счёт. 5. Упражнения, направленные на развитие мимики и артистичности. Теория: Беседы «Что такое эмоции», «Эмоции в танце». Практика: Этюды: «Озорные котята», «Хитрая лисичка», «Вредина», «Злой волк», «Добрая волшебница», «Ленивец», «Дружные ребята», «Деревце». 6. Танцевальные комбинации, танцы. 6.1. Прослушивание музыки, просмотр видеоматериалов. Практика: Прослушивание музыки для будущего танцевального номера, просмотр видеоматериалов с танцевальными номерами. 6.2. Разучивание и отработка танцевальных комбинаций и отдельных элементов. Практика: Разучивание и отработка танцевальных комбинаций и отдельных элементов под музыку и счёт. 6.3. Постановка и отработка номера. Практика: Постановка и отработка номера, репетиционный процесс. 10 Учебный (тематический) план 2 год обучения №п/ п. Наименование раздела, темы. 1. 2. «Мир танца». Азбука музыкальных движений. Характер музыкального произведения. Жанры музыкальных произведений. Темпы музыкальных произведений. Динамические оттенки. Ритмический рисунок. Элементы классического танца. Беседы о балете. Просмотр видеороликов с исполнением классического экзерсиса. Постановка корпуса у станка. Разминка у станка. Партерная гимнастика. 2.1. 2.2. 2.3. 2.4. 3. 3.1. 3.2. 3.3. 3.4. 4. 4.1. 4.2. 4.3. 4.4. 5. 5.1. 5.2. 5.3. 5.4. 5.5. Правила поведения при занятиях партерной гимнастикой. Упражнения для укрепления спины, пресса. Упражнения для стоп. Упражнения на растяжку. Танцевальные движения. Основные танцевальные элементы. Позиции рук, ног. Постановка корпуса, головы. Танцевальные положения рук. Танцевальные движения на середине зала и по диагонали. Танцевальные рисунки. Всего. Количество часов. Теория. Практика. 1 7 1 3 4 2 1 1 2 1 1 2 1 1 1 10 1 1 9 1 1 Формы аттестации/контро ля. Беседа. Пед. наблюдение. Пед. наблюдение. Тестирование. 1 1 Беседа. 2 2 Пед. наблюдение. 6 15 1 6 14 Пед. наблюдение. Пед. наблюдение. Тестирование. 1 1 4 4 4 6 4 6 13 Пед. наблюдение. Тестирование. 1 1 1 1 Тестирование. Пед. наблюдение. 6 6 Пед. наблюдение. 2 2 Пед. наблюдение. Тестирование. 14 1 1 1 11 5.6. 6. 7. 7.1. 7.2. 7.3. Прыжки. Упражнения, направленные на развитие мимики и артистичности. Танцевальные комбинации, танцы. 3 3 3 3 Пед. наблюдение. Пед. наблюдение. 18 18 Прослушивание музыки, просмотр видеоматериалов. Разучивание и отработка танцевальных комбинаций и отдельных элементов. Постановка и отработка номера. 1 1 Пед. наблюдение. Выступления на различных концертах, праздниках, массовых мероприятиях, игровых программах. Беседа. 9 9 Пед. наблюдение. 8 8 Пед. наблюдение. Выступления на различных концертах, праздниках, массовых мероприятиях, игровых программах. Итого 68 7 61 Содержание учебного (тематического) плана 1. «Мир танца». Теория: Беседы «Мир танца», «Правила поведения на занятии». Инструкция по охране труда. 2. Азбука музыкальных движений. 2.1. Характер музыкального произведения. Теория: Рассказ о характере музыкального произведения. Практика: Повторение материала первого года обучения – слушая музыку, определить ее характер (веселая, грустная, тревожная, спокойная). Творческое задание: придумать и исполнить танцевальный образ под заданную мелодию. 2.2. Жанры музыкальных произведений. Теория: Рассказ о жанрах музыкальных произведений. Практика: Слушание музыки разных жанров (вальс, полька, народная музыка). Творческое задание: импровизация под заданную мелодию. 2.3. Темпы музыкальных произведений. Динамические оттенки. 12 Теория: Рассказ о темпах музыкальных произведений и динамических оттенках. Практика: Повторение материала первого года обучения – слушая музыку, определить ее темп (устно). Задание: исполнить шаги в разных темпах под счёт и музыку. Повторение материала первого года обучения – слушая музыку, определить динамические оттенки (устно). Игры «Дождь», «Микшер». 2.4. Ритмический рисунок: Практика: Повторение материала первого года обучения – воспроизведение хлопками и притопыванием ритмического рисунка. Комбинации с хлопками: перед собой, по коленям, над головой, с притопами с постепенным усложнением. Игра на развитие чувства ритма «Весёлый мячик». 3. Элементы классического танца. 3.1. Беседы о балете. Теория: Беседа «Что такое классический танец». 3.2. Просмотр видеороликов с исполнением классического экзерсиса. Практика: Просмотр видеороликов с исполнением классического экзерсиса, обсуждение. 3.3. Постановка корпуса у станка. Практика: Постановка корпуса у станка, положение рук на станке. 3.4. Разминка у станка. Практика: Наклоны головы, разминка стоп: подъем на полупальцы по очереди, по VI позиции, круговое движение стоп, наклоны корпуса, demi plie (полуприседания) по I, II, V позиции, battement tendu (скользящее движение стопой по полу) по I позиции крестом. 4. Партерная гимнастика. 4.1. Правила поведения при занятиях партерной гимнастикой. Теория: Беседы «Что такое партерная гимнастика», «Правила поведения при занятиях партерной гимнастикой». 4.2. Упражнения для укрепления спины, пресса. Практика: Упражнения: «Прямая спина», «Лодочка», «Звёздочка», «Велосипед», «Ножницы», «Солдатик». «Уголок» (сидя и лежа), «Махи ногами». 4.3. Упражнения для стоп. Практика: Упражнения «Тянем носочки», «Рисуем круги», «Поссорились-помирились», сокращение и вытягивание подъёма. 4.4. Упражнения на растяжку. Практика: Упражнения «Бабочка», «Лягушка», растяжка на шпагат (продольный и поперечный). 5. Танцевальные движения: 5.1 . Основные танцевальные элементы. Теория: Рассказ об основных танцевальных элементах, движениях, танцевальных рисунках, точках в танцевальном пространстве. 13 5.2 . Позиции рук, ног. Практика: Повторение материала первого года обучения – Подготовительная, I, II, III позиции рук. I, II, III, IV, V, VI позиции ног. 5.3. Постановка корпуса, головы. Танцевальные положения рук. Практика: Повторение материала первого года обучения – постановка корпуса, головы. Положения рук в танце: на поясе, за юбочку, за спиной, на поясе в кулачках. 5.4. Танцевальные движения на середине зала и по диагонали. Практика: Танцевальные шаги и бег. Лёгкий шаг с носка, на полупальцах, лёгкий бег, подскоки, галоп, шаг польки, вальсовый шаг, приставной шаг. 5.5. Танцевальные рисунки. Практика: Повторение материала первого года обучения – точки зала, шахматный порядок, линии, колонны, круги, треугольник, перестроения. 5.6. Прыжки: Практика: Повторение материала первого года обучения – прыжки: по VI позиции на месте, вперёд-назад, в сторону; по VI позиции с переходом во II позицию; по VI позиции в сочетании с подскоками, по VI позиции с поворотами; по VI позиции с хлопками. Выполняется под музыку и счёт. 6. Упражнения, направленные на развитие мимики и артистичности. Практика: Этюды: «Озорные котята», «Хитрая лисичка», «Вредина», «Злой волк», «Добрая волшебница», «Ленивец», «Дружные ребята», «Деревце». Игра «Угадай, кто я». 7. Танцевальные комбинации, танцы. 7.1. Прослушивание музыки, просмотр видеоматериалов. Практика: Прослушивание музыки для будущего танцевального номера, просмотр видеоматериалов с танцевальными номерами. 7.2. Разучивание и отработка танцевальных комбинаций и отдельных элементов. Практика: Разучивание и отработка танцевальных комбинаций и отдельных элементов под музыку и счёт. 7.3. Постановка и отработка номера. Практика: Постановка и отработка номера, репетиционный процесс. Учебный (тематический) план 3 год обучения №п/ п. Наименование раздела, темы. 1. Правила поведения на занятиях. 2. Музыкальные движения. Упражнения на развитие чувства ритма. Всего. Количество часов. Теория. Практика. 1 1 4 1 14 3 Формы аттестации/контро ля. Пед. наблюдение. 3. Элементы классического танца. 3.1. Беседы о балете. 3.2. Просмотр видеороликов с исполнением классического экзерсиса. 3.3. Разминка у станка. 4. Партерная гимнастика. 22 1 1 1 1 20 32 20 32 4.1. Упражнения для укрепления спины, пресса. 4.2. Упражнения для стоп. 4.3. Упражнения на растяжку. 5. Танцевальные движения. 8 8 8 16 8 16 30 30 5.1. Танцевальные движения по диагонали. 5.2. Танцевальные движения на середине зала. 5.3. Танцевальные рисунки. 9 9 9 9 6 6 5.4. Прыжки. 6. Танцевальные комбинации, танцы. 6 47 2 6 45 6.1. Прослушивание музыки, просмотр видеоматериалов. 6.2. Разучивание и отработка танцевальных комбинаций и отдельных элементов. 6.3. Постановка и отработка номера. 2 1 1 6.4. Работа над образом. 21 Пед. наблюдение. Тестирование. 1 Пед. наблюдение. Пед. наблюдение. Тестирование. Пед. наблюдение. Тестирование. Пед. наблюдение. Тестирование. Пед. наблюдение. Пед. наблюдение. Беседа. Выступления на различных концертах, праздниках, массовых мероприятиях, игровых программах. 21 21 Пед. наблюдение. 20 20 Пед. наблюдение. Выступления на различных концертах, праздниках, массовых мероприятиях, игровых программах. Пед. наблюдение. 4 1 15 3 Выступления на различных концертах, праздниках, массовых мероприятиях, игровых программах. Итого 136 5 131 Содержание учебного (тематического) плана 1. Правила поведения на занятиях Теория: Беседы «Правила поведения на занятии», «Взаимоотношения в коллективе». Инструкция по охране труда. 2. Музыкальные движения, упражнения на развитие чувства ритма. Теория: Беседа «Что такое ритм?». Практика: Задание – счёт вслух под музыку. Творческое задание – импровизация под заданные мелодии. Ритмический рисунок – придумать самим различные ритмические рисунки с различными комбинациями (с хлопками и притопами). Исполнить хлопки и шаги в разных темпах под счёт и музыку. Игра с мячом. 3. Элементы классического танца. 3.1. Беседы о балете. Теория: Беседы о балете. 3.2. Просмотр видеороликов с исполнением классического экзерсиса. Практика: Просмотр видеороликов с исполнением классического экзерсиса, обсуждение. 3.3. Разминка у станка. Практика: Наклоны головы, разминка стоп: подъем на полупальцы по очереди, по VI позиции, круговое движение стоп, наклоны корпуса, demi и grand plie (полуприседания и полные приседания) по I, II, V позиции, battement tendu (скользящее движение стопой по полу) по I позиции крестом. Demi rond de jambe par terre (полукруг носком по полу) по I позиции. Растяжка ног (одна нога на станке). 4. Партерная гимнастика. 4.1. Упражнения для укрепления спины, пресса. Практика: Упражнения: «Прямая спина», «Велосипед», «Ножницы», «Уголок» (сидя и лежа), «Махи ногами». 4.2. Упражнения для стоп. Практика: сокращение и вытягивание подъёма. 4.3. Упражнения на растяжку. Практика: Упражнения – «Бабочка», «Лягушка». Растяжка – ноги прямо, в стороны, боковая растяжка, в положении сидя. Растяжка на шпагат (продольный и поперечный). 5. Танцевальные движения: 16 5.1. Танцевальные движения по диагонали. Практика: Отработка танцевальных шагов, танцевального бега, подскоков, галопа. 5.2. Танцевальные движения на середине зала. Практика: Работа на достижение синхронности исполнения движений: танцевальные шаги; подскоки; прыжки; сочетания разных движений. Выполняется под музыку и счёт. 5.3. Танцевальные рисунки. Практика: Отработка перестроений из одного рисунка в другой. Выполняется под музыку и счёт. 5.4. Прыжки: Практика: Прыжки по позициям с переходом из одной в другую. Отработка. Работа на достижение мягкости и лёгкости прыжков. Выполняется под музыку и счёт. 6. Танцевальные комбинации, танцы. 6.1. Прослушивание музыки, просмотр видеоматериалов. Теория: Рассказ о предстоящем номере. Практика: Прослушивание музыки для танцевального номера, просмотр видеоматериалов с танцевальными номерами. 6.2. Разучивание и отработка танцевальных комбинаций и отдельных элементов. Практика: Разучивание и отработка танцевальных комбинаций и отдельных элементов под музыку и счёт. 6.3. Постановка и отработка номера. Практика: Постановка и отработка номера, репетиционный процесс. 6.4. Работа над образом. Теория: Беседа: «Эмоции и образ в танце». Практика: Работа над эмоциями, образом. Работа на достижение выразительности танцевального образа. Учебный (тематический) план 4 год обучения №п/ п. Наименование раздела, темы. 1. Правила поведения на занятиях. 2. Музыкальные движения. Упражнения на развитие чувства ритма. 3. Элементы классического танца. 3.1. Просмотр видеороликов с исполнением классического экзерсиса. 3.2. Разминка у станка. Всего Количество часов. Теория. Практика. 1 Формы аттестации/контро ля. 1 3 3 Пед. наблюдение. 25 25 Пед. наблюдение. Тестирование. 1 1 2 2 17 Пед. наблюдение. 3.3. Элементы экзерсиса у станка. 4. Партерная гимнастика. 4.1. Упражнения для укрепления спины, пресса. 4.2. Упражнения для стоп. 4.3. Упражнения на растяжку. 5. Танцевальные движения. 22 22 Пед. наблюдение. 30 8 30 8 Пед. наблюдение. 8 14 8 14 28 28 5.1. Танцевальные движения по диагонали. 5.2. Танцевальные движения на середине зала. 5.3. Прыжки. 6. Танцевальные комбинации, танцы. 10 10 Пед. наблюдение. Тестирование. Пед. наблюдение. 10 10 Пед. наблюдение. 8 49 2 8 47 Пед. наблюдение. Пед. наблюдение. Выступления на различных концертах, праздниках, массовых мероприятиях, игровых программах. 6.1. Прослушивание музыки, просмотр видеоматериалов. 6.2. Разучивание и отработка танцевальных комбинаций и отдельных элементов. 6.3. Постановка и отработка номера. 2 1 1 6.4. Работа над образом. Итого 22 22 Пед. наблюдение. 21 21 Пед. наблюдение. Выступления на различных концертах, праздниках, массовых мероприятиях, игровых программах. Пед. наблюдение. Выступления на различных концертах, праздниках, массовых мероприятиях, игровых программах. 4 1 3 136 3 133 18 Содержание учебного (тематического) плана 1. Правила поведения на занятиях Теория: Беседы «Правила поведения на занятии», «Взаимоотношения в коллективе». Инструкция по охране труда. 2. Музыкальные движения, упражнения на развитие чувства ритма. Практика: Творческое задание – импровизация под заданные мелодии. Ритмический рисунок – придумать самим различные ритмические рисунки с различными комбинациями (с хлопками и притопами). Исполнить хлопки и шаги в разных темпах под счёт и музыку. Музыкальные игры на усмотрение педагога. 3. Элементы классического танца. 3.1. Просмотр видеороликов с исполнением классического экзерсиса. Практика: Просмотр видеороликов с исполнением классического экзерсиса, обсуждение. 3.2. Разминка у станка. Практика: Выполняется лицом к станку. Наклоны головы, разминка стоп: подъем на полупальцы по очереди, по VI позиции, круговое движение стоп, наклоны корпуса. 3.3. Элементы экзерсиса у станка. Практика: Выполняется боком к станку. Demi plie (полуприседания) по I, II, V позиции. Grand plie (полные приседания) по I, II, V позиции. Releve (поднимание в стойку на носках с опусканием в ИП по позициям. Battement tendu (скользящее движение стопой в положении носки на носок) по I позиции крестом. Demi rond de jambe par terre (полукруг носком по полу) по I позиции. Rond de jambe par terre (круги по полу): en dehors (от себя) по I позиции; en dedans (к себе) по V позиции. Sur le cou de pied (положение ноги на щиколотке). Battement fondu («мягкое», «тающее» сгибание и разгибание ног). Растяжка ног (одна нога на станке). 4. Партерная гимнастика. 4.1. Упражнения для укрепления спины, пресса. Практика: Упражнения: «Прямая спина», «Велосипед», «Ножницы», «Уголок» (сидя и лежа), «Махи ногами». 4.2. Упражнения для стоп. Практика: сокращение и вытягивание подъёма. 4.3. Упражнения на растяжку. Практика: Упражнения – «Бабочка», «Лягушка». Растяжка – ноги прямо, в стороны, боковая растяжка, в положении сидя. Растяжка на шпагат (продольный и поперечный). 5. Танцевальные движения: 5.1. Танцевальные движения по диагонали. Практика: Отработка танцевальных шагов, танцевального бега, подскоков, галопа. 5.2. Танцевальные движения на середине зала. 19 Практика: Работа на достижение синхронности исполнения движений: танцевальные шаги; подскоки; прыжки; сочетания разных движений с постепенным усложнением комбинаций. Выполняется под музыку и счёт. 5.3. Прыжки: Практика: Прыжки по позициям с переходом из одной в другую с постепенным усложнением комбинаций. Отработка. Работа на достижение мягкости и лёгкости прыжков. Выполняется под музыку и счёт. 6. Танцевальные комбинации, танцы. 6.1. Прослушивание музыки, просмотр видеоматериалов. Теория: Рассказ о предстоящем номере. Практика: Прослушивание музыки для танцевального номера, просмотр видеоматериалов с танцевальными номерами, обсуждение. 6.2. Разучивание и отработка танцевальных комбинаций и отдельных элементов. Практика: Разучивание и отработка танцевальных комбинаций и отдельных элементов под музыку и счёт. 6.3. Постановка и отработка номера. Практика: Постановка и отработка номера, репетиционный процесс. 6.4. Работа над образом. Теория: Беседа: «Эмоции и образ в танце». Практика: Работа над эмоциями и образом. Работа на достижение выразительности танцевального образа. Учебный (тематический) план 5 год обучения №п/ п. Наименование раздела, темы. 1. Правила поведения на занятиях. Элементы классического танца. Разминка у станка. Элементы экзерсиса у станка. Партерная гимнастика. Упражнения для укрепления спины, пресса. Упражнения для стоп. Упражнения на растяжку. Танцевальные движения. 2. 2.1. 2.2. 3. 3.1. 3.2. 3.3. 4. 4.1. Танцевальные движения на середине зала. Всего. Количество часов. Теория. Практика. 1 Формы аттестации/контро ля. 1 28 28 Пед. наблюдение. Тестирование. 4 24 4 24 Пед. наблюдение. 31 8 31 8 8 15 8 15 28 28 18 18 20 Пед. наблюдение. Пед. наблюдение. Тестирование. 4.2. 5. Прыжки. Танцевальные комбинации, танцы. 10 48 2 10 46 5.1. Прослушивание музыки, просмотр видеоматериалов. Разучивание и отработка танцевальных комбинаций и отдельных элементов. Постановка и отработка номера. 2 1 1 5.2. 5.3. 5.4. Работа над образом. Итого Пед. наблюдение. Выступления на различных концертах, праздниках, массовых мероприятиях, игровых программах. 20 20 Пед. наблюдение. 22 22 Пед. наблюдение. Выступления на различных концертах, праздниках, массовых мероприятиях, игровых программах. Пед. наблюдение. Выступления на различных концертах, праздниках, массовых мероприятиях, игровых программах. 4 1 3 136 3 133 Содержание учебного (тематического) плана 1. Правила поведения на занятиях. Теория: Беседы «Правила поведения на занятиях», «Взаимоотношения в коллективе». Инструкция по охране труда. 2. Элементы классического танца. 2.1. Разминка у станка. Практика: Наклоны головы, разминка стоп: подъем на полупальцы по очереди, по VI позиции, круговое движение стоп, наклоны корпуса. 2.2. Элементы экзерсиса у станка. Практика: Demi plie (полуприседания) по I, II, V позиции. Grand plie (полные приседания) по I, II, V позиции. Releve (поднимание в стойку на носках с опусканием в ИП) по позициям. Battement tendu (скользящее 21 движение стопой в положении носки на носок по I позиции крестом. Battement tendu jete («бросок» ноги, взмах в положение книзу 25°, 45°) крестом. Demi rond de jambe par terre (полукруг носком по полу) по I позиции. Rond de jambe par terre (круги по полу): en dehors (от себя) по I позиции; en dedans (к себе) по V позиции. Sur le cou de pied (положение ноги на щиколотке). Battement fondu («мягкое», «тающее» сгибание и разгибание ног). Battement frappe (короткий удар стопой о голеностопный сустав опорной ноги и быстрое разгибание в коленном суставе 25°, 45°, в положении на носок или книзу). Растяжка ног (одна нога на станке). 3. Партерная гимнастика. 3.1. Упражнения для укрепления спины, пресса. Практика: Упражнения: «Прямая спина», «Велосипед», «Ножницы», «Уголок» (сидя и лежа), «Махи ногами». 3.2. Упражнения для стоп. Практика: Сокращение и вытягивание подъёма. 3.3. Упражнения на растяжку. Практика: Упражнения – «Бабочка», «Лягушка». Растяжка – ноги прямо, в стороны, боковая растяжка, в положении сидя. Растяжка на шпагат (продольный и поперечный). Работа в парах. 4. Танцевальные движения. 4.1. Танцевальные движения на середине зала. Практика: Работа на достижение синхронности и точности исполнения движений: танцевальные шаги; подскоки; прыжки; сочетания разных движений с постепенным усложнением комбинаций. Выполняется под музыку и счёт. 4.2. Прыжки: Практика: Прыжки по позициям с переходом из одной в другую с постепенным усложнением комбинаций. Отработка. Работа на достижение мягкости и лёгкости прыжков. Выполняется под музыку и счёт. 5. Танцевальные комбинации, танцы. 5.1. Прослушивание музыки, просмотр видеоматериалов. Теория: Рассказ о предстоящем номере. Практика: Прослушивание музыки для танцевального номера, просмотр видеоматериалов с танцевальными номерами, обсуждение. 5.2. Разучивание и отработка танцевальных комбинаций и отдельных элементов. Практика: Разучивание и отработка танцевальных комбинаций и отдельных элементов под музыку и счёт. 5.3. Постановка и отработка номера. Практика: Постановка и отработка номера, репетиционный процесс. 5.4. Работа над образом. Теория: Беседа: «Эмоции и образ в танце». Практика: Работа над эмоциями, образом. Работа на достижение выразительности танцевального образа. 22 1.4. Планируемые результаты Метапредметные результаты: - овладение способами решения поискового и творческого характера; - культурно-познавательная, коммуникативная и социально-эстетическая компетентности; - приобретение опыта в хореографическо-творческой деятельности. Личностные результаты: - формирование эстетических потребностей, ценностей; - развитие эстетического чувства и художественного вкуса; - развитие потребностей опыта творческой деятельности в хореографическом виде искусства; - бережное заинтересованное отношение к культурным традициям и искусству родного края, нации, этнической общности. Предметные результаты: 1 год обучения Учащиеся должны знать: - названия изученных танцевальных элементов; - требования к внешнему виду на занятиях; - правила поведения и охраны труда на занятиях. Учащиеся должны уметь: - перестраиваться в танцевальные рисунки; - различать характер и темп музыкального произведения; - общаться в коллективе; - исполнять изученные танцевальные движения; - исполнять танцевальные номера. 2 год обучения Учащиеся должны знать: - элементы музыкальной и танцевальной культуры; - названия изученных танцевальных элементов; - требования к внешнему виду на занятиях; - правила поведения и охраны труда на занятиях. Учащиеся должны уметь: - ориентироваться в пространстве; - перестраиваться в различные танцевальные рисунки; - воспроизводить заданный ритмический рисунок; - различать характер и темп музыкального произведения; - выражать свои эмоции во время исполнения; - общаться в коллективе; - исполнять изученные танцевальные движения; - исполнять танцевальные номера. 3 год обучения Учащиеся должны знать: - элементы музыкальной и танцевальной культуры; - темп и характер музыки; 23 - названия изученных танцевальных элементов; - требования к внешнему виду на занятиях; - правила поведения и охраны труда на занятиях. Учащиеся должны уметь: - ориентироваться в пространстве; - воспроизводить заданный ритмический рисунок; - перестраиваться в танцевальные рисунки; - владеть корпусом во время исполнения движений; - координировать свои движения; - запоминать и самостоятельно исполнять танцевальные композиции; - самостоятельно начинать и заканчивать свои движения вместе с музыкой; - передавать основные средства музыкальной выразительности – темп, динамику; - различать жанр произведения; - выражать свои эмоции во время исполнения; - общаться в коллективе; - исполнять изученные танцевальные движения; - исполнять танцевальные номера. 4 год обучения. Учащиеся должны знать: - элементы музыкальной и танцевальной культуры; - темп и характер музыки; - названия изученных танцевальных элементов; - требования к внешнему виду на занятиях; - правила поведения и охраны труда на занятиях. Учащиеся должны уметь: - ориентироваться в пространстве; - перестраиваться в различные фигуры; - воспроизводить заданный ритмический рисунок; - владеть корпусом во время исполнения движений; - координировать свои движения; - координировать слуховое представление и двигательную реакцию; - запоминать и самостоятельно исполнять танцевальные композиции; - самостоятельно начинать и заканчивать свои движения вместе с музыкой; - передавать основные средства музыкальной выразительности – темп, динамику; - различать жанр произведения; - выражать свои эмоции во время исполнения; - общаться в коллективе; - исполнять изученные танцевальные движения; - исполнять танцевальные номера. 5 год обучения. Учащиеся должны знать: 24 - элементы музыкальной и танцевальной культуры; - темп и характер музыки; - названия изученных танцевальных элементов; - требования к внешнему виду на занятиях; - правила поведения и охраны труда на занятиях. Учащиеся должны уметь: - ориентироваться в пространстве; - перестраиваться в различные фигуры; - воспроизводить заданный ритмический рисунок; - владеть корпусом во время исполнения движений; - координировать свои движения; - координировать слуховое представление и двигательную реакцию; - запоминать и самостоятельно исполнять танцевальные композиции; - самостоятельно начинать и заканчивать свои движения вместе с музыкой; - передавать основные средства музыкальной выразительности – темп, динамику; - различать жанр произведения; - выражать свои эмоции во время исполнения; - общаться в коллективе; - работать в парах; - исполнять изученные танцевальные движения; - исполнять танцевальные номера. 2. Организационно-педагогические условия 2.1. Календарный учебный график на 2024-2025 учебный год Год обучения 1 год Дата начала обучения 02.09.2024 Дата окончания обучения 23.05.2025 Количество Количество Количество учебных учебных учебных недель дней часов 34 68 68 2 год 02.09.2024 23.05.2025 34 68 68 3 год 02.09.2024 23.05.2025 34 68 136 4 год 02.09.2024 23.05.2025 34 68 136 5 год 02.09.2024 23.05.2025 34 68 136 I полугодие – 16 учебных недель II полугодие – 18 учебных недель Каникулы: 24 декабря 2024 г.-08 января 2025 г.; 24-26, 29-30 марта 2025 г. 25 Режим занятий 2 раза в неделю по 1 часу 2 раза в неделю по 1 часу 2 раза в неделю по 2 часа 2 раза в неделю по 2 часа 2 раза в неделю по 2 часа 2.2. Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение Обеспечивается образовательной организацией: - Хореографический класс – требуется 1 помещение на группу, используется 100% времени реализации программы; - Аудиомагнитофон (ил музыкальный центр) –требуется 1 штука на группу, используется 100% времени реализации программы; - Коврик гимнастический – требуется 15 единиц на группу, используется 20% времени реализации программы; - Актовый зал (сцена есть) – требуется 1 помещение на группу, используется 30% времени реализации программы; - Компьютер персональный – требуется 1 штука на группу, используется 100% времени реализации программы; - Акустическая система (колонки) – требуется 1 комплект на группу, используется 100% времени реализации программы. Кадровое обеспечение Реализацию программы обеспечивает педагог дополнительного образования, обладающий профессиональными знаниями и компетенциями в организации и ведении образовательной деятельности. Уровень образования педагога: среднее профессиональное образование, высшее образование – бакалавриат, высшее образование – специалитет или магистратура. Уровень соответствие квалификации: образование педагога соответствует профилю программы. Профессиональная категория: без требований к категории. Методические материалы: № п/п Название раздела 1. «Мир танца» 2. Азбука музыкальных движений. 3. Партерная Материально – Формы, методы, техническое приемы обучения оснащение, дидактикометодический материал 1 год обучения Видеозаписи с Словесные (беседа, танцевальными рассказ), наглядные номерами, (демонстрация), фотографии с выступлений. Подборка Словесные музыкального (рассказ, материала. объяснение), наглядные (показ), практические (упражнения), игровые (игра «Микшер»). Словесные 26 Формы учебного занятия Практическое занятие, беседа. Практическое занятие, беседа. Практическое гимнастика. 4. 5. 6. 1. 2. 3. 4. (рассказ, объяснение), наглядные (показ), практические (упражнения). Азбука Подборка Словесные танцевальных музыкального (рассказ, движений. материала. объяснение), наглядные (показ), практические (упражнения). Упражнения, Фотографии или Словесные направленные на картинки с (рассказ, развитие мимики и изображением объяснение), артистичности. эмоций. наглядные Подборка (демонстрация, музыкального показ), материала. практические (упражнения). Танцевальные Подборка Словесные комбинации, музыкального и (рассказ, танцы. видеоматериала. объяснение), наглядные (демонстрация, показ), практические (упражнения). 2 год обучения «Мир танца» Азбука Подборка Словесные музыкальных музыкального (рассказ, движений. материала. объяснение), наглядные (показ), практические (упражнения), игровые (игры «Дождь», «Микшер»). Элементы Видеозаписи с Словесные классического исполнением (рассказ, танца. классического объяснение), экзерсиса. наглядные (демонстрация, показ), практические (упражнения). Партерная Словесные гимнастика. (рассказ, объяснение), наглядные (показ), практические 27 занятие. Практическое занятие. Практическое занятие, беседа. Практическое занятие. Беседа. Практическое занятие, беседа. Практическое занятие, беседа. Практическое занятие. 5. Танцевальные движения. 6. Упражнения, Подборка направленные на музыкального развитие мимики и материала. артистичности. 7. Танцевальные комбинации, танцы. 1. Правила поведения на занятии. Музыкальные Подборка движения, музыкального упражнения на материала. развитие чувства ритма. 2. 3. Элементы классического танца. 4. Партерная гимнастика. 5. Танцевальные движения. (упражнения). Словесные (рассказ, объяснение), наглядные (показ), практические (упражнения). Словесные (рассказ, объяснение), наглядные (показ), практические (упражнения). Подборка музыкального материала. Подборка Словесные музыкального и (рассказ, видеоматериала. объяснение), наглядные (демонстрация, показ), практические (упражнения). 3 год обучения Видеозаписи исполнением классического экзерсиса. Подборка музыкального материала. Практическое занятие. Словесные (рассказ, объяснение), наглядные (показ), практические (упражнения). Практическое занятие. Беседа. Словесные (рассказ, объяснение), наглядные (показ), практические (упражнения), игровые (игра с мячом). с Словесные (рассказ, объяснение), наглядные (демонстрация, показ), практические (упражнения). Словесные (рассказ, объяснение), наглядные (показ), практические (упражнения). Словесные (рассказ, объяснение), наглядные (показ), 28 Практическое занятие, беседа. Практическое занятие, беседа. Практическое занятие. Практическое занятие. 6. Танцевальные комбинации, танцы. 1. Правила поведения на занятии. Музыкальные движения, упражнения на развитие чувства ритма. 2. практические (упражнения). Подборка Словесные музыкального и (рассказ, видеоматериала. объяснение), наглядные (демонстрация, показ), практические (упражнения). 4 год обучения Практическое занятие. Беседа. Подборка музыкального материала. Подборка музыкального материала. Словесные (рассказ, объяснение), наглядные (показ), практические (упражнения), игровые (игры на развитие чувства ритма). с Словесные (рассказ, объяснение), наглядные (демонстрация, показ), практические (упражнения). 3. Элементы классического танца. Видеозаписи исполнением классического экзерсиса. 4. Партерная гимнастика. 5. Танцевальные движения. 6. Танцевальные комбинации, танцы. Словесные (рассказ, объяснение), наглядные (показ), практические (упражнения). Подборка Словесные музыкального (рассказ, материала. объяснение), наглядные (показ), практические (упражнения). Подборка Словесные музыкального и (рассказ, видеоматериала. объяснение), наглядные (демонстрация, показ), практические (упражнения). 29 Практическое занятие, беседа. Практическое занятие, беседа. Практическое занятие. Практическое занятие. Практическое занятие. 5 год обучения 2. Правила поведения на занятии. Элементы классического танца. 3. Партерная гимнастика. 4. Танцевальные движения. 5. Танцевальные комбинации, танцы. 1. Беседа. Словесные (рассказ, объяснение), наглядные (показ), практические (упражнения). Словесные (рассказ, объяснение), наглядные (показ), практические (упражнения). Подборка Словесные музыкального (рассказ, материала. объяснение), наглядные (показ), практические (упражнения). Подборка Словесные музыкального и (рассказ, видеоматериала. объяснение), наглядные (демонстрация, показ), практические (упражнения). Практическое занятие. Практическое занятие. Практическое занятие. Практическое занятие. 2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы В течение учебного года проводится промежуточная и итоговая аттестация. Аттестация осуществляется по методике хореографических способностей Э.П. Костиной, цель которой – определить уровень развития практических умений и навыков учащихся. (Приложение 1). Также аттестация проходит в форме тестирования. Цель тестирования – выявление теоретических знаний учащихся. (Приложение 2) 3.Список литературы Для педагога 1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р. 30 3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи». 5. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации №09-33242 от 18.11.2015г.) 6. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 №816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ. 7. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р. 8. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования. Утверждена Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. №1642. 9. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» в рамках национального проекта «Образование». 10. Государственная программа Российской Федерации «Развитие культуры». Утверждена Правительством Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. №392 (с изм. от 29 декабря 2020г.) 11. Подпрограмма «Наследие» государственной программы РФ «Развитие культуры» (с 16 апреля 2020г. – утв. Постановлением Правительства РФ от 31 марта 2020 г. №392). Литература, использованная при составлении программы 1. Азбука танцев / Авт.-сост. Е. В. Диниц, Д. А. Ермаков, О. В. Иванникова. М.: ООО «Издательство АСТ»; Донецк: «Сталкер», 2004 – 286, [2] с.: ил. 2. Барышникова Т. К. Азбука хореографии. М.: Айрис-Пресс: Рольф, 1999. - 262, [3] с.: ил. 3. Богданов Г. Ф. Детское хореографическое творчество. – Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2015. – 265 с. 4. Борщенко И. А. Ваганова А.Я. Основы классического танца. 8-е изд., стер. – С.Пб.: Издательство «Лань», 2003. – 192с. 5. Детские подвижные игры / под ред. Е. В. Коневой. – Ростов-наДону: Феникс, 2006. – 251 с.: ил. 31 6. Минюрова С. А. Возрастная психология: детство, отрочество [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов/ С.А. Минюрова; Урал. Гос.пед.ун-т. – Екатеринбург, 2010. – 176с. 7. Психология детства: Учебник. / Под ред. А. А. Реана – М.: ОЛМА – ПРЕСС, 2004. – 368с. 8. Пуртова Т. В. Учите детей танцевать: Учебное пособие – М.: Владос, 2003. – 254с. 9. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Учебное пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений/Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 336 с. 10. Сорокоумова Е.А. Возрастная психология. Краткий курс. – СПб.: Питер, 2009. – 20 с. 11. Фирилева Ж. Е., Сайкина Е.Г. «Са-фи-дансе»: Танцевальноигровая гимнастика для детей. – СПб.: «Детство-пресс», 2000. 12. Хореографическое искусство. Справочник. – М.: Искусство. – 2005. с ил. Для учащихся (родителей) 1. Психология детства: Учебник. / Под ред. А. А. Реана – М.: ОЛМА – ПРЕСС, 2004. – 368с. 2. Череховская Р.Л. Танцевать могут все. – Минск, 1973, 189с. 3. Школьников Л.С. О танцах в шутку и всерьез.- М.: Сов. Россия, 1975. – 72с. 32 Приложение 1. Методика хореографических способностей Э.П. Костиной. Данная методика предполагает общую систему оценки хореографических способностей по 3-балльной шкале: 3 балла – ребенок выполняет самостоятельно предложенные задания; 2 балла – ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые предложенные задания; 1 балл – ребенок не может выполнить все предложенные задания. Высоким результатом хореографических способностей детей можно считать средний балл от 2,3 до 3. Средний уровень от 1,5 до 2,2 балла. Низкий уровень 1,4 балла и ниже. Мониторинг распределялся по оценочным таблицам. Результаты (высокий, средний, низкий) оцениваются по показателям качества освоения ребенком танцевальных движений: 1. Интерес и потребность к восприятию музыки и движений 2. Интерес и потребность к исполнению музыкально-ритмических движений 3. Наличие творчества в исполнении выразительности танцевальных движений, танцевальных комбинаций, игр. Результаты мониторинга заносятся в таблицу. Показатели качества освоения ребенком танцевальной деятельности. 33 Творческая импровизация в свободном исполнении Самостоятельность исполнения упражнений, танцев и др. Творческая импровизация передачи игрового и танцевального образа. Наличие развитого чувства группы Выразительность исполнения музыкальноритмического репертуара: передача характера, сюжета игры, композиции танца. Восприятие ориентировки в пространстве. I. Интерес и потребность к II. Интерес и потребность к III. Наличие восприятию музыки и исполнению танцевальных творчества в движений. движений. исполнении танцевальных движений, танцевальных комбинаций, игр Целостное восприятие деятельности: восприятие выразительности, игрового содержания, понимание сюжета игры или композиции танца. Восприятие азбуки основных видов движений танцевальной деятельности: Ф.И.О. детей Приложение 2. Тест. 1й год обучения. Итоговая аттестация. Выберите правильные варианты ответов на следующие вопросы: 1. Первая позиция ног – это когда: а) пятки сомкнуты вместе, носочки разведены и направлены в разные стороны; б) стопы расположены на расстоянии друг от друга, пяточки направлены друг к другу, носочки разведены разные стороны; в) стопы вместе. 2. Что такое партерная гимнастика? а) гимнастика у станка; б) гимнастика на улице; в) гимнастика на полу. 3. Первая точка это: а) лицом к зрителю; б) спиной к зрителю; в) боком к зрителю. 4. Шестая позиция ног – это когда: а) пятки сомкнуты вместе, носочки разведены и направлены в разные стороны; б) стопы расположены на расстоянии друг от друга, пяточки направлены друг к другу, носочки разведены разные стороны; в) стопы вместе. 5. Для занятий партерной гимнастикой требуется: а) мяч и скакалка; б) гимнастический коврик; в) станок. 6. Как называется танцевальный рисунок, состоящий из нескольких линий, стоящих друг за другом: а) шахматный порядок; б) шашечный порядок; в) колонна. 7. На сколько счётов удобно просчитывать танцевальные движения: а) 2; б) 10; в) 8. 8. Как по правилам двигаться в танце по кругу: а) по часовой стрелке; б) против часовой стрелки. 9. Как называется танцевальный рисунок, когда танцующие стоят по одному друг за другом в затылок: а) шахматный порядок; 34 б) линия; в) колонна. Критерии оценивания. Низкий уровень 1-3 правильных ответа. Средний уровень 4-6 правильных ответов. Высокий уровень 7-9 правильных ответов. Тест. 2й год обучения. Итоговая аттестация. Выберите правильные варианты ответов на следующие вопросы: 1. Назовите приспособление, служащее опорой танцовщикам: а) хореографический станок; б) стул; в) обруч. 2. Сколько точек направления в танцевальном классе? а) 7; б) 6; в) 8. 3. Что означает «demi plie»: а) полуприседание; б) подскоки; в) движения по кругу. 4. Первая точка в танцевальном классе это: а) лицом к зрителю; б) спиной к зрителю; в) боком к зрителю. 5. Пятая точка в танцевальном классе это: а) лицом к зрителю; б) спиной к зрителю; в) боком к зрителю. 6. Как по правилам двигаться в танце по кругу: а) по часовой стрелке; б) против часовой стрелки. 7. Первая позиция ног – это когда: а) стопы расположены на расстоянии друг от друга, пяточки направлены друг к другу, носочки разведены разные стороны; б) стопы вместе; в) пятки сомкнуты вместе, носочки разведены и направлены в разные стороны. 8. Характер музыкального произведения – это когда: а) музыка громкая или тихая, б) музыка весёлая или грустная, 35 в) музыка быстрая или медленная. 9. Темп музыкального произведения – это когда: а) музыка громкая или тихая, б) музыка весёлая или грустная, в) музыка быстрая или медленная. 10. Вторая позиция ног – это когда: а) стопы расположены на расстоянии друг от друга, пяточки направлены друг к другу, носочки разведены разные стороны; б) стопы вместе; в) пятки сомкнуты вместе, носочки разведены и направлены в разные стороны. Критерии оценивания. Низкий уровень 1-3 правильных ответа. Средний уровень 4-7 правильных ответов. Высокий уровень 8-10 правильных ответов. Тест. 3й год обучения. Итоговая аттестация. Выберите правильные варианты ответов на следующие вопросы: 1. Что такое переменный шаг: а) шаг с одной ноги; б) шаг с переменой ног; в) шаг с разных ног. 2. Что такое «Grand plie»: а) полуприседание; б) полное приседание; в) скользящее движение ноги по полу. 3. Что такое «Battement tendu»: а) полуприседание; б) полное приседание; в) скользящее движение ноги по полу. 4. Что значит движение ногой «крестом»: а) движение ногой вперёд; б) движение ногой вперёд и назад; в) движение ногой вперёд, в сторону, назад, в сторону. 5. Третья позиция ног – это когда: а) носочки разведены разные стороны, а пятка одной ноги расположена у середины стопы другой ноги; б) стопы вместе; в) пятки сомкнуты вместе, носочки разведены и направлены в разные стороны. 36 6. Пятая позиция ног – это когда: а) стопы вместе; б) носочки разведены разные стороны, а пятка одной ноги расположена у пятки другой ноги, стопы плотно прилегают друг к другу; в) пятки сомкнуты вместе, носочки разведены и направлены в разные стороны. 7. Темп музыкального произведения – это когда: а) музыка громкая или тихая, б) музыка быстрая или медленная; в) музыка весёлая или грустная. Критерии оценивания. Низкий уровень 1-2 правильных ответа. Средний уровень 3-5 правильных ответов. Высокий уровень 6-7 правильных ответов. Тест. 4й год обучения. Итоговая аттестация. Выберите правильные варианты ответов на следующие вопросы: 1. Сколько точек направления в танцевальном классе? а) 12; б) 8; в) 6. 2. Какая это позиция ног: носочки разведены разные стороны, а пятка одной ноги расположена у пятки другой ноги, стопы плотно прилегают друг к другу: а) 3; б) 5; в) 4. 3. Первая позиция рук – это когда: а) руки раскрыты в стороны; б) руки подняты над головой; в) руки перед собой. 4. Вторая позиция рук – это когда: а) руки раскрыты в стороны; б) руки подняты над головой; в) руки перед собой. 5. Battement fondu это: а) резкое движение ногой; б) мягкое, «тающее» движение ногой; в) скольжение ноги. 6. Третья позиция рук – это когда: 37 а) руки раскрыты в стороны; б) руки подняты над головой; в) руки перед собой. 7. Подготовительная позиция рук – это когда: а) руки раскрыты в стороны; б) руки подняты над головой; в) руки внизу перед собой. 8. Что значит движение ногой «крестом»: а) движение ногой вперёд; б) движение ногой вперёд и назад; в) движение ногой вперёд, в сторону, назад, в сторону. Критерии оценивания. Низкий уровень 1-2 правильных ответа. Средний уровень 3-6 правильных ответов. Высокий уровень 7-8 правильных ответов. Тест. 5й год обучения. Итоговая аттестация. Выберите правильные варианты ответов на следующие вопросы: 1. Что означает «demi plie»: а) полуприседание; б) подскоки; в) движения по кругу. 2. Назовите приспособление, служащее опорой танцовщикам: а) хореографический станок; б) стул; в) обруч. 3. Сколько точек направления в танцевальном классе? а) 7; б) 6; в) 8. 4. Какая это позиция ног: носочки разведены разные стороны, а пятка одной ноги расположена у пятки другой ноги, стопы плотно прилегают друг к другу: а) 3; б) 5; в) 4. 5. Характер музыкального произведения – это когда: а) музыка громкая или тихая; б) музыка весёлая или грустная; 38 в) музыка быстрая или медленная. 6. Что значит движение ногой «крестом»: а) движение ногой вперёд; б) движение ногой вперёд и назад; в) движение ногой вперёд, в сторону, назад, в сторону. 7. Что такое «Sur le cou de pied» а) положение ноги на полу; б) положение ноги на щиколотке; в) положение рук в танце. 8. Что такое «Battement frappe» а) взмах; б) покачивание; в) удар. 9. Вторая позиция рук – это когда: а) руки раскрыты в стороны; б) руки подняты над головой; в) руки перед собой. 10. Что такое «Grand plie»: а) полуприседание; б) полное приседание; в) выдвижение ноги. 11. Что такое партерная гимнастика? а) гимнастика у станка; б) гимнастика на улице; в) гимнастика на полу. 12. Третья позиция рук – это когда: а) руки раскрыты в стороны; б) руки подняты над головой; в) руки перед собой. 13. Вторая позиция ног – это когда: а) стопы расположены на расстоянии друг от друга, пяточки направлены друг к другу, носочки разведены разные стороны; б) стопы вместе; в) пятки сомкнуты вместе, носочки разведены и направлены в разные стороны. Критерии оценивания. Низкий уровень 1-5 правильных ответов. Средний уровень 6-10 правильных ответов. Высокий уровень 11-13 правильных ответов. 39