муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Пышминского городского округа «Пышминский центр дополнительного образования» ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА художественной направленности «БИСЕРОПЛЕТЕНИЕ» возраст учащихся 6 - 14 лет срок реализации программы 3 года Автор-составитель: Почекунина Г.Н., педагог дополнительного образования пгт. Пышма 2024 год 1. Основные характеристики 1.1. Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Бисероплетение» относится к художественной направленности, так как содействует эстетическому воспитанию учащихся путём приобщения к искусству и народному творчеству через знакомство с основами бисероплетения. Программа составлена в соответствии с нормативными правовыми актами и государственными программными документами: 1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2.Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р. 3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 20.07.2022 №629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». 5. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации № 09-3242 от 18.11.2015 г.). 6. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 №816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». 7. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р. 8. Национальные проект «Образование» (паспорт утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16). 9. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» в рамках национального проекта «Образование». 10. Стратегия развития воспитания в Свердловской области до 2025 года, утв. Постановлением Правительства Свердловской области от 7 декабря 2017 г. № 900-ПП. 2 11. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года N 1642. 12. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». 13. Подпрограмма «Наследие» государственной программы РФ «Развитие культуры» (с 16 апреля 2020 г. - утв. Постановлением Правительства РФ от 31 марта 2020 г. №392). Актуальность общеразвивающей программы заключается в том, что процесс обучения тесно связан с изучением народного творчества и художественных промыслов России, культурой и традициями русского народа. Систематическое освоение художественного наследия помогает учащимся осознать искусство как духовную летопись человечества. Поэтому сочетание практических занятий с познанием прекрасного мира народного искусства является наиболее эффективной формой воспитания эстетических начал у детей, их трудовой активности и создания условий для самостоятельного творчества. Занятие бисером хорошо развивает мелкую моторику, улучшает произношение, каллиграфию при письме, что особенно важно для ребят, так как в школе им приходится много писать, развивает внимание, терпение, стимулирует фантазию, помогает проявить творческие способности. Программа предполагает изучение: истории бисероплетения, чтение схем, способов плетения, самостоятельное выполнение работ. Программа составлена на основе: - Литвинец Э.Н. Изготовление украшений из бисера и стекляруса. Методическое пособие для руководителей клубных студий и кружков самодеятельного декоративного - прикладного искусства/ Литвинец Э.Н.М.: Министерство Культуры СССР, 1984 г. Отличительная особенность общеразвивающей программы заключается в том, что по содержанию она охватывает изучение большего количества материала по работе с бисером, а также программа предусматривает постепенный переход от одной техники бисероплетения к другой, более сложной, от одной схемы (упрощенной) к другой (усложненной). Адресат общеразвивающей программы – учащиеся от 6 до 14 лет. Младший школьный возраст является сензитивным и для раскрытия индивидуальных особенностей и способностей, усвоения социальных норм, нравственного развития. На занятиях создаются все условия для развития этих характеристик: возможность общения с педагогом и детьми в творческой и познавательной атмосфере. В этом возрасте происходит переход к систематическому обучению: развитию новых познавательных потребностей детей, активного интереса к 3 окружающей действительности, к овладению новыми знаниями и умениями. Ребенок активно познает окружающий мир, важной психологической предпосылкой для этого является развитие способности к творчеству. Дети этого возраста трудно сосредотачиваются на однообразной и мало привлекательной для них деятельности, поэтому для более продуктивной работы применяются методы переключения внимания, физкультминутки и игры. А яркость, красочность, необычность предлагаемых для изготовления изделий из бисера. Средний школьный возраст – наиболее благоприятный для развития творческого мышления, это возраст интенсивного интеллектуального развития всех детей без исключения. Его спецификой является быстрое развитие специальных способностей. Психологические особенности этого возраста обуславливают стремление детей к творчеству. Занятия бисероплетением дают им возможность реализовать это стремление. Предполагаемый состав групп: одного возраста, но может быть и разновозрастная группа, так как уровень подготовленности может быть сходным у детей разного возраста. Число учащихся в группе от 11 – 13 человек. Принцип комплектаций групп: осуществляется по возрастным категориям: 1 год обучения – 6 - 8 лет; 2 год обучения – 8 – 10 лет; 3 год обучения – 9 -14 лет. Набор детей по программе осуществляется по принципу добровольности, без отбора и предъявления требований к наличию у них специальных умений. Режим занятий. 1 год обучения: 1 раз в неделю по 2 часа, 2 год обучения: 1 раз в неделю по 2 часа, 3 год обучения: 1 раза в неделю по 3 часа. Продолжительность занятия 40 минут, перерыв между занятиями 10 минут. Объем общеразвивающей программы - 238часов. 1 год обучения – 68 часов; 2 год обучения – 68 часа; 3 год обучения – 102 часов. Срок освоения общеразвивающей программы - 3 года. Особенности организации образовательного процесса - модель реализации программы традиционная, представляет собой линейную последовательность освоения содержания в течение 3 лет в одной образовательной организации. Перечень форм обучения - индивидуально-групповая, групповая. Перечень видов занятий - беседа, практическое занятие. 4 Перечень форм подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей программы: тест, практическая работа. 1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы Цель общеразвивающей программы: обучение учащихся искусству бисероплетения путем вовлечения их в активную творческую деятельность. Задачи общеразвивающей программы: Обучающие: - научить основам бисероплетения; - способствовать овладению практическими навыками и приемами изготовления изделий из бисера; - расширить знания об истории возникновения и развития бисероплетения; - обучить различным техникам бисероплетения; - сформировать знания по основам композиции, цветоведения и материаловедения. Развивающие: - развивать моторные навыки; - сформировать эстетический и художественный вкус; - развивать образное мышление, фантазию, творческие способности, внимание; - повышать общий интеллектуальный уровень; - способствовать обогащению навыков общения и умений совместной деятельности; - способствовать расширению кругозора; - содействовать адаптации обучающихся к жизни в обществе. Воспитательные: - обеспечить доведение начатого дела до конца; - способствовать взаимопомощи при выполнении работы; - воспитать трудолюбие, терпение, усидчивость, выносливость, внимательность; - формировать общую культуру учащихся; - воспитывать духовно-нравственные, гражданско-патриотические ценности обучающихся. 1.3. Содержание общеразвивающей программы. Учебный план № п/п Название раздела Количество часов (теория/практика) Год обучения 1 2 3 1. Низание бисером 12(2/10) 2. Основные способы бисероплетения Игрушки 12(2/10) 3. Формы аттестации/контроля пед.наблюдение, практическая работа пед.наблюдение, практическая работа пед.наблюдение, 32(4/28) 5 4. Творческая мастерская тест, практическая работа пед.наблюдение, тест, практическая работа 12(2/10) Итог 68(10/58) Всего по программе: 68 часов Учебный (тематический) план 1 год обучения № п/п Название раздела, темы Количество часов Всего Теория Практика 1. Низание бисером 12 2 10 2. 12 2 10 3. Основные способы бисероплетения Игрушки 32 4 28 4. Творческая мастерская 12 2 10 Итого 68 10 58 Формы аттестации/ контроля пед.наблюдение, практическая работа пед.наблюдение, практическая работа практическая работа, тест пед. наблюдение тест, практическая работа Содержание учебного (тематического) плана 1 год обучения 1. Низание бисером Теория: Материалы и инструменты, необходимые для занятий. Оборудование рабочего места. Хранение бисера. Полезные советы новичкам. История бисероплетения. Традиционные украшения. Разновидности низания. Материалы и инструменты для работы. Практика: - низание бисера на одну нить; - низание бисера на две нити; - низание на три и более нитей; - параллельное низание; 2. Основные способы бисероплетения. Теория: Понятия и термины: простая цепочка, цепочка зигзаг, цепочка крестик. Практика: Изготовление изделий различными способами плетения, простая цепочка, цепочка зигзаг, цепочка крестик. 3. Игрушки. Теория: Подбор схем и материала по цветам и размеру. Практика: Изготовление игрушек по схемам: плоские, объемные. 4. Творческая мастерская. Теория: Эскизы и схемы изделий. 6 Практика: Изготовление изделий по выбору учащихся: бусы, колечки, заколки и др. изделия. Учебный (тематический) план 2 год обучения № п/п Название раздела, темы Количество часов Всего Теория Практика 1. Низание бисером 12 2 10 2. Основные способы бисероплетения Игрушки 12 2 10 32 4 28 Творческая мастерская Итого 12 2 10 68 10 58 3. 4. Формы аттестации/ контроля пед. наблюдение, практическая работа пед. наблюдение, практическая работа практическая работа, тест пед. наблюдение, тест, практическая работа Содержание учебного (тематического) плана 1. Низание бисером Теория: Особенности традиционных украшений из бисера в России: косник, гайтан, кручонка, серьги. Практика: - низание на три и более нитей; - самостоятельная работа по схемам. 2. Основные способы бисероплетения. Теория: Понятия и термины: параллельное плетение; мозаичное плетение. Практика: Изготовление изделий из бисера разными способами: - параллельное плетение; -мозаичное плетение; - самостоятельная работа по схемам. 3. Игрушки. Теория: Особенности изготовления игрушек из бисера. Эскизы, схемы. Практика: Изготовление игрушек по схемам способом мозаичное плетение: плоские изделия, объемные изделия. 4. Творческая мастерская. Теория: Эскизы, схемы изделий, тест. Практика: Изготовление изделий по выбору учащихся; 7 Учебный (тематический) план 3 год обучения № п/п Название раздела, темы Количество часов Всего Теория Практика Формы аттестации/ контроля 1. Низание бисером 24 4 20 пед. наблюдение 2. Основные способы бисероплетения Игрушки 26 4 22 пед. наблюдение 26 4 22 Творческая мастерская Итого 26 4 22 практическая работа, тест пед. наблюдение 102 16 86 3. 4. Содержание учебного (тематического) плана. 1. Низание бисером Теория: История бисероплетения разных народов. Материалы и инструменты, которые необходимы для занятий. Оборудование рабочего места. Хранение бисера. Традиционные украшения разных народов. Практика: -низание на несколько нитей; - самостоятельная работа по схемам. 2. Основные способы бисероплетения. Теория: Понятия и термины: кирпичный стежок, вязание крючком бисерной нитью, вышивка иглой. Практика: Изготовление изделий разными способами: - кирпичный стежок; -вязание украшения при помощи крючка бисерной нитью; -вышивка бисером; - самостоятельная работа по схемам; 3. Игрушки. Теория: Эскизы, схемы игрушек. Практика: Изготовление игрушек по схемам: -плоские изделия, разными способами плетения: - параллельное низание; - кирпичный стежок; - мозаичное плетение. -объемные изделия, разными способами плетения: - кирпичный стежок; - трубчатое плетение; - параллельное низание. 4. Творческая мастерская. Теория: Эскизы, схемы изделий из бисера. 8 Практика: Изготовление изделий Самостоятельная работа по схемам. по выбору учащихся. 1.4. Планируемые результаты Метапредметные результаты - находить наиболее оптимальный алгоритм действий при выполнении творческих работ; - составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия или выполнения работ; Личностные результаты -Формирование установки на наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; -Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; -Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. - Проявление интереса к знаниям в области изготовления простых бисерных изделий; - Оказывать взаимопомощь и взаимовыручку; Предметные результаты 1 год обучения Учащиеся должны знать: - историю возникновения бисероплетения; - виды материалов, используемых в работе; - особенности народного искусства родного края; - инструменты для работы; - технику безопасности при работе с инструментами; - условные обозначения на схемах; - терминологию бисерных украшений; Учащиеся должны уметь: - правильно пользоваться инструментами и материалами; - подбирать бусины и бисер по цвету и фактуре; - пользоваться схемами, читать их и последовательно выполнять работу; - самостоятельно начинать и заканчивать плетение. - освоить следующие техники плетения: - низание бисера на одну нить; - параллельное низание -простая цепочка; -цепочка зигзаг; 9 -цепочка крестик; 2 год обучения Учащиеся должны знать: - историю традиционных украшений из бисера в России. - виды материалов, используемых в работе; - инструменты для работы; - технику безопасности при работе с инструментами; - Правила ухода и хранения изделий из бисера; - условные обозначения на схемах; - терминологию бисерных украшений; - Последовательность изготовления изделий из бисера; -низание бисера на две нити; -низание на три и более нитей; - параллельное плетение; -мозаичное плетение. Учащиеся должны уметь: - правильно пользоваться инструментами и материалами; - подбирать бусины и бисер по цвету и фактуре; - пользоваться схемами, читать их и последовательно выполнять работу; - самостоятельно составлять схемы - самостоятельно начинать и заканчивать плетение; - в одном изделии использовать различные способы плетения; - освоить следующие техники плетения: -низание бисера на две нити; -низание на три и более нитей; -мозаичное плетение; - параллельное плетение; - выполнять отдельные элементы и сборку изделий. 3 год обучения Учащиеся должны знать: - История бисероплетения разных народов; - виды материалов, используемых в работе; - инструменты для работы; - технику безопасности при работе с инструментами; - правила ухода и хранения изделий из бисера; - условные обозначения на схемах; - терминологию бисерных украшений; - последовательность изготовления изделий из бисера; - различные способы плетения: -мозаичное плетение; -техника плетения иглами; - кирпичный стежок; - трубчатое плетение; - параллельное низание 10 Учащиеся должны уметь: - правильно пользоваться инструментами и материалами; - подбирать бусины и бисер по цвету и фактуре; - пользоваться схемами, читать их и последовательно выполнять работу; - самостоятельно составлять схемы - самостоятельно начинать и заканчивать плетение; - в одном изделии использовать различные способы плетения - освоить следующие техники плетения: -мозаичное плетение; -техника плетения иглами; - кирпичный стежок; - трубчатое плетение; - параллельное низание. - Выполнять отдельные элементы и сборку изделий. 2. Организационно – педагогические условия 2.1. Календарный учебный график на 2024-2025 учебный год Год обучения 2 год Дата начала обучения 2.09.2024 Дата окончания обучения 23.05.2025 Количество Количество Количество Режим учебных учебных учебных занятий недель дней часов 34 34 68 1 раз в неделю по 2 часа I полугодие – 16 учебных недель II полугодие – 18 учебных недель Каникулы: 24 декабря 2024 г.-08 января 2025 г.; 24-26, 29-30 марта 2025 г. 2.2. Условия реализации программы Материально- техническое обеспечение Обеспечивается образовательной организацией: - Учебный кабинет (включая типовую мебель) (1 единица на группу; 100% времени реализации программы) - Доска школьная (магнитно-маркерная) (1 штука на группу; 60% времени реализации программы) - Маркер для доски (2 штуки на группу; 60% времени реализации программы) - Ножницы бытовые (10 штук на группу; 80% времени реализации программы). Кадровое обеспечение Реализацию программы обеспечивает педагог дополнительного образования, обладающий профессиональными знаниями и компетенциями в организации и ведении образовательной деятельности. 11 Уровень образования педагога: среднее профессиональное образование, высшее образование – бакалавриат, высшее образование – специалитет или магистратура. Уровень соответствие квалификации: образование педагога соответствует профилю программы. Профессиональная категория: без требований к категории. Методические материалы № п/п Название раздела 1 1.Низание бисером 2.Основные способы бисероплетения 3. Игрушки 4.Творческая мастерская 1.Низание бисером 2.Основные способы бисероплетения 3. Игрушки 4.Творческая мастерская 1.Низание бисером 2.Основные способы бисероплетения 3. Игрушки 4.Творческая мастерская 2 3 Материально – техническое оснащение, дидактикометодический материал Карточки, схемы, бисер, леска, резинка, проволока, ножницы Формы, методы, приемы обучения Формы учебного занятия Беседа, показ, Беседа словесные, Практическое практические занятие Карточки, схемы, бисер, леска, резинка, проволока, ножницы Беседа, показ, Беседа словесные, Практическое практические занятие Карточки, схемы, бисер, леска, резинка, проволока, ножницы Беседа,показ, словесные, практические Беседа Практическое занятие 2.3.Формы аттестации / контроля и оценочные материалы Программа предусматривает: - текущий контроль; - промежуточную аттестацию; - итоговую аттестацию. Текущий контроль осуществляется на каждом занятии в форме педагогического наблюдения. Промежуточная аттестация проводится в декабре. Цель аттестации: проследить динамику развития знаний, умений навыков учащихся. Для проведения промежуточной аттестации в соответствии с ожидаемыми результатами разработаны формы контрольных заданий для усвоения теоретического и практического содержания знаний и умений, а также 12 критерии оценки их выполнения. Для проведения промежуточной аттестации используются следующие формы: тестирование (Приложение 1,4,6); Итоговая аттестация проводится в мае. Цель аттестации: выявить уровень усвоения учащимися общеразвивающей программы. Для проведения аттестации используются следующие формы: тестирование (Приложение 2, 5, 7), практическая работа (Приложение 3,8). Кроме этого, в течение года учащиеся участвуют в выставках и конкурсах по профилю обучения, где происходит оценка их деятельности общественностью и специалистами. 13 4. Список литературы Для педагога Нормативные документы 1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р. 3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 4. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» в рамках национального проекта «Образование». 5. Федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» в рамках национального проекта «Образование» (до 2024 г.). 6. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». 7. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р. 8. Подпрограмма «Наследие» государственной программы РФ «Развитие культуры» (с 16 апреля 2020 г. - утв. Постановлением Правительства РФ от 31 марта 2020 г. №392). 9. Подпрограмма «Искусство» государственной программы РФ «Развитие культуры» (с 16 апреля 2020 г. – утв.Постановлением правительства РФ от 31 марта 2020 г. №392). 10. Стратегия развития воспитания в Свердловской области до 2025 года, утв. Постановлением Правительства Свердловской области от 7 декабря 2017 г. № 900-ПП. 11. Устав МБУДО ПГО «Пышминский ЦДО», утв.постановлением администрации Пышминского городского округа от 19.12.2018 г. №760. 12. Положение о разработке дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательной организации (приказ №678-р от 31 марта 2022г.). Литература, использованная при составлении программы 13. Аколозова Л.М. Украшения из бисера - М.: Культура и традиции, 1999. - 151с. 14 14. Ануфриева М.Я. Искусство бисероплетения: Соврем.шк. - М.: Культура и традиции, 1999, - 350с. 15. Божко Л.А. Бисер. - М.: Мартин, 2000, 119с. 16. Виноградова Е.Г. Бисер для детей: игрушки и украшения. – М.: Изд-во «Эксмо»; СПб.: «Валерии» СПД. 2003. 17. Гашицкая Р.П., Левина О.В. Волшебный бисер: Вышивка бисером Ростов н/Д: Проф-пресс, 2001. - 479 с. 18. Доуэлп К.Б. Цветы из бисера/ Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Ниола 21-й век», 2005. 19. Дубинина С.М. Плетение бисером. – М.: Изд-во «Вече», 2000. - 191 с. 20. Дюмина Г. Бисер: Серьги, бусы, браслеты, сумочки, ремешки, брошки, шкатулочки - М.: АСТ: Астрель, 2001. – 251с. 21. Куликова Л.Г., Короткова Л.Ю. Цветы из бисера: букеты, панно, бутоньерки / Л. Г. Куликова, Л. Ю. Короткова. - М.: Изд. Дом МСП, 2004 - 100с. 22. Маркман Л.А. Бисерная фантазия - М.: Балабанов, 1999. - 116с. 23. Тимченко Э.А. Бисерное рукоделие. – Смоленск: Русич, 2005. - 159с. 24. Ляукина М.В. Бисер: Техника, приемы, изделия: Энциклопедия - М.: АСТ-Пресс Кн., 2003.– 279с. Для учащихся (родителей) 1. Ляукина М.В. Бисер: Техника, приемы, изделия: Энциклопедия - М.: АСТ-Пресс Кн., 2003. – 279с. 2. Фигурки из бисера: 250 фигурок для игры и подарков / сост. Ю. Лындина. - Москва: Книжный клуб 36.6, 2011. – 75с. 3. Лындина Ю.С. Бисер. Техника "кирпичный стежок" - Москва: Культура и традиции, 2006. - 95с. 4. Цветы из бисера / Мария Федотова, Галина Валюх. - М.: Культура и традиции, 2004. - 8с. 15 Приложение 1 Промежуточная аттестация Тест 1 год обучения. Выберите правильные варианты ответов на следующие вопросы. 1.Бисероплетение – это: а) вид декоративно-прикладного искусства, создание изделий из бисера; б) создание изделий из бумаги и картона; в) выполнение работ при помощи красок и кистей. 2. Где и когда появился бисер? а) около 6 т.л. назад финикийские купцы высадились на берегу Африки, б) около 3 т.л. назад в Австралии; в) 5 т.л. назад в Японии. 3. Для кого был изначально предназначен бисер? а) для богатых людей; б) для бедных людей; в) для людей среднего класса. 4.Выберете, что относится к способам плетения бисером. а) крестик, кирпичный стежок, змейка, параллельное низание; б) обереги, сувениры; в) вязание, лепка. 5. Что необходимо для создания изделий из бисера. а) схема, бисер, леска или проволока, ножницы; б) схема, ткань, нитки, иголки; в) рисунок, краски, кисти. Критерии оценивания по уровням: 5 баллов – высокий уровень 3-4 балла – средний уровень 1-2 балла - низкий уровень. 16 Приложение 2 Итоговая аттестация Тест 1 год обучения. Выберите правильные варианты ответов на следующие вопросы. 1.Бисероплетение – это: а) вид декоративно прикладное творчество (искусство), создание изделий из бисера; б) создание изделий из бумаги и картона; в) выполнение работ при помощи красок и кистей. 2.Где и когда появился бисер. а) Около 6 т.л. назад финикийские купцы высадились на берегу Африки, разведя костёр и обложив его кусками соды. б) В Австралии; в) В Японии. 3. Для кого был изначально предназначен бисер. а) для богатых людей; б) для бедных людей; в) для людей среднего класса; 4.Выберете способы плетения. а) крестик, кирпичный стежок, змейка, параллельное низании; б) обереги, сувениры; в) вязание, лепка; 5. Что необходимо для создания плетений из бисера. а) схема, бисер, леска или проволока, ножницы б) схема, ткань, нитки, иголки в) рисунок, краски, кисти. 6.Как определяются размеры бисера. а) сколько бисера в одном сантиметре; б) сколько бисера в одном килограмме; в) количество бисера в метре. 7. Какие материалы используют для низания бисером. а) бисер, леска, проволока, нитки; б) шарики, кубики, песок; в) нитки, ткань, бумага. 8. Какие инструменты и приспособления можно использовать для работы. а) иглы, ножницы, станок для плетения; б) крючки, спицы; в) краски, кисточки. Критерии оценивания по уровням: 8-7 баллов – высокий уровень 4-6 балла – средний уровень 0- 3 балла – низкий уровень 17 Приложение 3 Практическая работа Итоговая аттестация 1 год обучения Цель: определить уровень развития практических умений и навыков учащихся к концу учебного года. Задание: выполнить не большое изделие (игрушку) по выбору учащегося Метод диагностики: педагогическое наблюдение Исходные материалы – бисер, стеклярус, бусины, леска, проволока, нитки. Инструменты: ножницы. Продолжительность выполнения практического задания – 30 минут. Карта пооперационного контроля практической работы № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. Технологическая операция Правильная организация рабочего места Качество выполнения рапорта Соблюдение поэтапности выполнения работы Качество работы (аккуратность, эстетичность) Соблюдение правил техники безопасности Степень самостоятельности в выполнении работы Максимальное количество баллов Критерии оценивания по уровням: 8-10 баллов – высокий уровень 5-7 балла – средний уровень 2- 4 балла – низкий уровень 18 Баллы 1 2 2 2 1 2 10 Приложение 4 Промежуточная аттестация Тест 2 год обучения. 1. Стеклянные бусинки очень маленького размера это...? а) стеклярус; б) бисер; в) бусинка. 2.Стеклянные цилиндрики удлинённой формы с продольными отверстием для нити это...? а) бусины; б) бисер; в) стеклярус. 3. В России наибольшее развитие бисероплетения получило в...? а) 18 веке; б) 13 веке; в). 14 веке; г).16 веке. 4. Самый необходимый материал для плетения бисером...? а) игла; б) схема; в) нить; г) бисер. 5. Из чего изготавливают бисер? а) бумага; б) дерево; в) стекло; г) пластмасса; д) пластилин; 6. Какого вида бисера не существует? а) рубка (рубленный бисер); б) резка (резанный бисер); в) стеклярус. 7. Форма стекляруса: а) круг; б) трубочка; в) звездочка. 8. Что ещё используют для плетения бисером вместо проволоки? а) трос; б) леску; в) провод. 19 9. Материал для нанизывания бисера, придающий изделию любую форму: а) веревка; б) нитка мулине; в) проволока. 10. Какой из перечисленных ниже способов тот, которым делают лапки для жука или «палочку», при низании проволокой. а) игольный; б) параллельный; в) петельками. Критерии оценивания по уровням: 8-10 баллов – высокий уровень 5-7 баллов – средний уровень 2- 4 балла – низкий уровень 20 Приложение 5 Итоговая аттестация Тест 2 год обучения. 1. Стеклянные бусинки очень маленького размера это...? а) стеклярус; б) бисер; в) бусинка. 2. Откуда привозили бисер в Россию? а) из Ливии; б) из Египта; в) из Венеции и Богемии; г) из Англии. 3. России наибольшее развитие бисероплетения получило в...? а) 18 веке; б) 13 веке; в). 14 веке; г).16 веке. 4. Из чего изготавливают бисер? а) бумага; б) дерево; в) стекло; г) пластмасса; д) пластилин; 5. Какого вида бисера не существует? а) рубка (рубленный бисер); б) резка (резанный бисер); в) стеклярус. 6.Стеклянные цилиндрики удлинённой формы с продольными отверстием для нити это...? а) бусины; б) бисер; в) стеклярус. 7. Самый необходимый материал для плетения бисером...? а) игла; б) схема; в) нить; г) бисер. 8. Форма стекляруса: а) круг; б) трубочка; в) звездочка. 9. Что ещё используют для плетения бисером вместо проволоки? а) трос; 21 б) леску; в) провод. 10. Материал для нанизывания бисера, придающий изделию любую форму: а) веревка; б) нитка мулине; в) проволока. 11. Какой из перечисленных ниже способов тот, которым делают лапки для жука или «палочку», при низании проволокой. а) игольный; б) параллельный; в) петельками. 12. Из перечисленных цветов выберите цвета, относящиеся к теплой гамме: а) синий; б) красный; в) оранжевый; г) голубой; д) желтый. 13.Определите о каком способе низания идет речь: на один конец проволоки нанизывают бусинки для определённого ряда. Затем через них пропускают второй конец проволоки навстречу первому. а) петельчатый; б) игольный; в) параллельный. 14. Как называется техника плетения на проволоке? а) перпендикулярная; б) вертикальная; в) параллельная. 15. Назовите технику плетения: а) мозайка; б) ажурная; в) гобеленовая (полотно) Критерии оценивания по уровням: 13-15 – высокий уровень 10-12 – средний уровень 9-11 – низкий уровень 22 Приложение 6 Промежуточная аттестация Тест 3 год обучения. 1. Стеклянные бусинки очень маленького размера это...? а) стеклярус; б) бисер; в) бусинка. 2.Стеклянные цилиндрики удлинённой формы с продольными отверстием для нити это...? а) бусины; б) бисер; в) стеклярус. 3. В России наибольшее развитие бисероплетения получило в...? а) 18 веке; б) 13 веке; в). 14 веке; г).16 веке. 4. Самый необходимый материал для плетения бисером...? а) игла; б) схема; в) нить; г) бисер. 5. Из чего изготавливают бисер? а) бумага; б) дерево; в) стекло; г) пластмасса; д) пластилин; 6. Какого вида бисера не существует? а) рубка (рубленный бисер); б) резка (резанный бисер); в) стеклярус. 7. Форма стекляруса: а) круг; б) трубочка; в) звездочка. 8. Что ещё используют для плетения бисером вместо проволоки? а) трос; б) леску; в) провод. 9. Материал для нанизывания бисера, придающий изделию любую форму: 23 а) веревка; б) нитка мулине; в) проволока. 10. Какой из перечисленных ниже способов тот, которым делают лапки для жука или «палочку», при низании проволокой. а) игольный; б) параллельный; в) петельками. Критерии оценивания по уровням: 8-10 баллов – высокий уровень 5-7 баллов – средний уровень 2- 4 балла – низкий уровень 24 Приложение 7 Итоговая аттестация Тест 3 год обучения. 1. Стеклянные бусинки очень маленького размера это...? а) стеклярус; б) бисер; в) бусинка. 2. Откуда привозили бисер в Россию? а) из Ливии; б) из Египта; в) из Венеции и Богемии; г) из Англии. 3. В каком веке, наибольшее развитие бисероплетение получило в. России? ………………… 4. Из чего изготавливают бисер? ………………… 5. Какого вида бисера не существует? а) рубка (рубленный бисер); б) резка (резанный бисер); в) стеклярус. 6.Стеклянные цилиндрики удлинённой формы с продольными отверстием для нити это? а) бусины; б) бисер; в) стеклярус. 7. Какие формы имеет стеклярус: ………………… 8. Что необходимо для плетения бисером...? ………………… 9. Что ещё используют для плетения бисером вместо проволоки? …………………. …………………. 10. Материал для нанизывания бисера, придающий изделию любую форму: а) веревка; б) нитка мулине; в) проволока. 11. Какой из перечисленных ниже способов тот, которым делают лапки для жука или «палочку», при низании проволокой. а) игольный; б) параллельный; 25 в) петельками. 12. Назовите цвета, относящиеся к теплой гамме: ……………………. ……………………. ……………………. 13.Определите о каком способе низания идет речь: на один конец проволоки нанизывают бусинки для определённого ряда. Затем через них пропускают второй конец проволоки навстречу первому. а) петельчатый; б) игольный; в) параллельный. 14. Как называется техника плетения на проволоке? 15. Назовите технику плетения: а) мозайка; б) ажурная; в) гобеленовая (полотно) Критерии оценивания по уровням: 13-15 – высокий уровень 10-12 – средний уровень 9-11 – низкий уровень 26 Приложение 8 Итоговая аттестация Практическая работа 2 -3 год обучения Цель: определить уровень развития практических умений и навыков учащихся к концу учебного года. Задание: выполнить изделие (игрушку) по выбору учащегося Метод диагностики: педагогическое наблюдение Исходные материалы – бисер, стеклярус, бусины, леска, проволока, нитки Инструменты: ножницы, иглы, крючок для вязания. Продолжительность выполнения практического задания – 30 минут. Карта пооперационного контроля практической работы № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Технологическая операция Правильная организация рабочего места Чтение схемы Качество выполнения рапорта Соблюдение поэтапности выполнения работы Качество работы (аккуратность, эстетичность) Соблюдение правил техники безопасности Степень самостоятельности при выполнении работы Самооценка Максимальное количество баллов Критерии оценивания по уровням: 8-10 баллов – высокий уровень 5-7 балла – средний уровень 2- 4 балла – низкий уровень 27 Баллы 1 1 1 2 2 1 1 1 10