Вокальный ансамбль

муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования Пышминского городского округа
«Пышминский центр дополнительного образования»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
художественной направленности

«ВОКАЛЬНЫЙ АНСАМБЛЬ»
возраст учащихся 6,6 – 18 лет
срок реализации программы 5 лет
разноуровневая программа: стартовый, базовый уровни

Автор – составитель:
Абрамова О.А.,
педагог дополнительного
образования

пгт. Пышма
2024 год

1. Основные характеристики
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Вокальный ансамбль» относится к художественной направленности, так как
знакомит учащихся с музыкально – творческой деятельностью.
Программа составлена в соответствии с нормативными правовыми
актами и государственными программными документами:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №
273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от
31 марта 2022 г. № 678-р.
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 №629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».
4. Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи».
5. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)».
6. Письмо Минпросвещения России от 30.12. 2022 № АБ-3924/06 (О
направлении методических рекомендаций (вместе с методическими
рекомендациями «Создание современного инклюзивного образовательного
пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья и детейинвалидов на базе образовательных организаций, реализующих
дополнительные общеобразовательные программы в субъектах Российской
Федерации».
7. Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 04.03.2022 г. № 219-д «О внесении изменений в
методические
рекомендации
«Разработка
дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных
организациях», утвержденные приказом ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от
01.11.2021 г. № 934-д.
8. Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. №162- Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до
2035 года».
2

9. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период
до 2025 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015
г. № 996-р.
10. Государственная программа Российской Федерации «Развитие
образования», утв. Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2017 г.
№1642.
11. Национальные проект «Образование» (паспорт утвержден
президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по
стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24
декабря 2018 г. № 16)).
12. Федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан
Российской Федерации» в рамках национального проекта «Образование» (до
2024 г.).
13. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» в рамках
национального проекта «Образование».
14. Стратегия развития воспитания в Свердловской области до 2025
года, утв. Постановлением Правительства Свердловской области от 7 декабря
2017 г. № 900-ПП.
15. Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до
2035 года».
16. Государственная программа Российской Федерации «Развитие
культуры», утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 15
апреля 2014 г. №392 (с изм. от 29 декабря 2020 г.).
17. Подпрограмма «Наследие» государственной программы РФ
«Развитие культуры» (с 16 апреля 2020 г. - утв. Постановлением
Правительства РФ от 31 марта 2020 г. №392).
18. Подпрограмма «Искусство» государственной программы РФ
«Развитие культуры» (с 16 апреля 2020 г. – утв. Постановлением
правительства РФ от 31 марта 2020 г. №392).
Актуальность общеразвивающей программы соответствует данным
опроса детей, родителей, педагогов. Данная программа способствует
физическому, эстетическому развитию учащихся, а также внимательности,
аккуратности, усидчивости.
Музыка играет важную роль в жизни людей. А для учащихся первой
возможностью выразить себя в мире, становятся - песни. Песня – не только
форма художественного отображения жизни, но и форма общения людей.
Пение занимает важное место в жизни человека и принадлежит к основным
видам исполнительства. Занятия пением приносят ребенку не только
наслаждение красотой музыкальных звуков, которое благотворно влияет на
детскую психику и способствует нравственно – эстетическому развитию
личности, но и дают специфические знания и умения в этой области
искусства.
3

Важной формой самовыражения детей является коллективное пение,
личные качества формируются именно там.
В процессе занятий в вокальных коллективах у детей повышается
интерес к разно-жанровой вокальной музыке, развивается вокальный слух,
ребенок учится исполнять сам вокальные произведения и тем самым
расширяет свой кругозор, формирует знания во многих областях
музыкального искусства.
Сегодня на первый план вышла проблема формирования личности
гражданина, патриота своей страны. Молодой гражданин должен быть
подготовлен к новым общественным отношениям, уметь адаптироваться в
новых социокультурных условиях, найти своё место в этом обществе, стать
полноценным гражданином своей страны, патриотом Родины, сохранять и
преумножать её культуру, заботиться об её престиже в мире.
В репертуаре объединения не только современные эстрадные песни, но
и песни патриотической направленности (о Родине, родном крае и его
природе, военные песни, песни о мире, дружбе, доброте и т.п.)
Программа составлена на основе программ и методик:
- Емельянов В. Развитие голоса. Координация и тренинг. СанктПетербург 2000 г.;
- Смолин К. О., Вокал для всех / Элизабет Ховард и Ховард Остин. Москва, 2007. - 64 с.;
- Суязова Г.А. «Мир вокального искусства» - Волгоград, «Учитель»,
2007 г.
Отличительная особенность общеразвивающей программы.
Программа отличается от вышеперечисленных программ тем, что:
- в занятия включены упражнения дыхательной гимнастики по методике
А.Н. Стрельниковой;
- распевка по возрастам;
- применяются скороговорки для разработки артикуляционного
аппарата;
- содержание программы может быть основой для организации учебновоспитательного процесса по индивидуальной траектории, развития
вокальных умений и навыков как групп обучающихся, так и отдельно взятых
учеников;
- песенный репертуар подобран с учетом традиционных дней,
тематических праздников и других мероприятий;
- для работы используются популярные детские современные песни.
Адресат общеразвивающей программы - учащиеся с 6,6-18 лет.
Условно детские голоса можно разделить на 3 группы в зависимости от
возраста:
- детская группа (от самого младшего возраста до 10-11 лет).
Фальцетное звукообразование. Довольно небольшой диапазон, если по
максимуму: до I октавы – до II октавы, или ре I – ре II октавы. Это дети
младшего школьного возраста (1-4 класса). Небольшая сила звука, нет
4

существенного развития между мальчиками и девочками. На начальном
этапе вокального воспитания закладываются профессиональные навыки
пения: интонирование, вокальная техника, ансамблирование;
- средняя (от 11-12 до 13-14 лет). Есть предрасположенность к грудному
звучанию. Постепенно расширяется диапазон (до I октавы – ми, фа II
октавы). Наблюдается некоторая насыщенность звучания. У девочек
прослеживается формирование и развитие женского тембра. У мальчиков
появляются глубоко окрашенные грудные тоны. Сопрано до, ре I октавы –
фа, соль II октавы. Альты ля малой октавы – ре, миb II октавы;
- старшая (14-18 лет). В основной массе сформировавшиеся голоса. В
этих голосах смешивают элементы детского звучания с элементом взрослого
(женского/мужского)
голоса.
Выявляется
индивидуальный
тембр.
Расширяется диапазон до 1,5 – 2 октавы. Звучание - смешанное. У мальчиков
заметнее и раньше выявляются элементы грудного звучания.
Занятия организованы в групповой форме. Данная форма обучения
предполагает от 3 до 10 человек.
Режим занятий.
Занятия организуются:
- 1-й, 2-й и 3-й год обучения - 2 раза в неделю по 1 академическому часу;
- 4-й и 5-й год обучения – 3 раза в неделю по 1 академическому часу.
Продолжительность занятия 40 минут.
Объем общеразвивающей программы – 408 часов.
Продолжительность 1,2 и 3 года обучения составляет 68 часов.
Продолжительность 4 и 5 года обучения составляет 102 часа.
Срок освоения общеразвивающей программы – 5 лет.
Особенности организации образовательного процесса модель
реализации программы традиционная, представляет собой линейную
последовательность освоения содержания в течение 5 лет.
Перечень форм обучения - групповая.
Перечень видов занятий: практическое занятие, беседы.
Перечень форм подведения итогов реализации дополнительной
общеразвивающей программы:
- теоретические знания: беседы, опросы, педагогическое наблюдение.
- практические навыки: творческий отчет: участие в отчетных
концертах, районном смотре художественной самодеятельности, окружных и
областных конкурсах.
1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы
Цель
общеразвивающей
программы:
развитие
певческих
способностей учащегося средствами музыкально – творческой деятельности.
Задачи общеразвивающей программы:
Обучающие:
- формировать у учащегося устойчивый интерес к музыке и пению;
5

- нарабатывать практические навыки и умения при работе с голосовым
аппаратом;
Развивающие:
- развивать творческие способности, музыкальность, в частности
музыкальный слух, чувство ритма;
Воспитательные:
-воспитывать культуру поведения, чувство патриотизма и любовь к
Родине.
1.3. Содержание общеразвивающей программы
Учебный план
№
п/п

Название
раздела
1
2 (1/1)

Количество часов
(теория/практика)
Год обучения
2
3
4
2 (1/1) 1 (1/0) 1 (1/0)

Формы
аттестации/
контроля
5
1 (1/0)

1

Пение, как вид
музыкальной
деятельности.

2

Музыкально исполнительская
работа.

45
(5/40)

45
(5/40)

3

Техника
сценической
речи.
Артикуляционны
й аппарат.
Работа над
произведениями.
Сценическое
мастерство.

9 (3/6)

9 (3/6)

12
(0/12)

12
(0/12)

12
(0/12)

12
(1/11)

12
(1/11)

68
(9/59)

68
(9/59)

68
(10/58)

102
(11/91)

102
(11/91)

4

Итог

Беседа,
прослушивание,
педагогическое
наблюдение.
45
79
79
Прослушивание,
(5/40)
(5/74)
(5/74) педагогическое
наблюдение,
беседа, тест.
10 (4/6) 10 (4/6) 10 (4/6) Прослушивание,
педагогическое
наблюдение,
беседа.
Прослушивание,
беседа,
педагогическое
наблюдение,
творческий
отчет.

Всего по программе: 408 часов

Учебный (тематический) план
1 год обучения
№
п/п.

Количество часов
Название темы.

1.

Пение, как вид музыкальной
деятельности.

2.

Музыкально
исполнительская работа.

Всего
2

Теория
1

Практика
1

45

5

40

6

Формы
аттестации/
контроля
Беседа,
прослушивание,
педагогическое
наблюдение.
Прослушивание,
педагогическое

3.

Техника сценической речи.
Артикуляционный аппарат.

9

3

6

4.

Работа над произведениями.
Сценическое мастерство.

12

0

12

Итого:

68

9

59

наблюдение,
беседа, тест.
Прослушивание,
педагогическое
наблюдение,
беседа.
Прослушивание,
педагогическое
наблюдение,
творческий
отчёт.

Содержание учебного (тематического) плана
1 год обучения.
Пение, как вид музыкальной деятельности.
Теория: знакомство детей с графиком работы детского объединения,
инструктаж по технике безопасности, правила поведения на сцене. Беседа
«Пение, как вид музыкальной деятельности».
Практика: пропевание любой знакомой песни, простукивание
ритмических рисунков.
2. Музыкально - исполнительская работа:
- Певческая установка, дыхание.
Теория: типы дыхания.
Практика: певческая установка. Работа над цепным дыханием.
Короткое и задержанное дыхание. Взаимосвязь звука и дыхания.
- Артикуляция, дикция.
Теория: подготовка артикуляционного аппарата к работе. Тип гласного.
Музыкальная фраза.
Практика: работа над гласными, согласными. Выработка правильного,
отчетливого и одновременного произношения слов в произведении.
- Звукообразование, звуковедение.
Теория: голосовые регистры. Вокальная позиция.
Практика: упражнения на развитие и сглаживание регистровых
переходов (звукоряды, скачки, арпеджио).
- Диапазон голоса.
Нахождение примарных зон голоса. Упражнения на развитие звукового
диапазона.
- Подбор репертуара.
Практика: прослушивание музыкальных произведений совместно с
учащимся.
3. Техника сценической речи. Артикуляционный аппарат.
Теория: развитие артикуляционного аппарата.
Практика: работа над дикцией, работа над звукообразованием.
4. Работа над произведениями. Сценическое мастерство.
7

Практика: работа над движениями, мимикой, сценическим образом.
Разучивание текста песен по фразам в темпоритме песни нараспев. Освоение
различных песенных навыков: унисонного ансамблевого звучания, ровного
звуковедения, выработка единой манеры пения.
- Выступления по плану, отчетные концерты.
Учебный (тематический) план
2 год обучения
№
п/п.

Количество часов
Название темы.

1.

Пение, как вид музыкальной
деятельности.

2.

Музыкально
исполнительская работа.

Всего
2

Теория
1

Практика
1

45

5

40

-

3.

Техника сценической речи.
Артикуляционный аппарат.

9

3

6

4.

Работа над произведениями.
Сценическое мастерство.

12

0

12

Итого:

68

9

59

Формы
аттестации/
контроля
Беседа,
прослушивание,
педагогическое
наблюдение.
Прослушивание,
педагогическое
наблюдение,
беседа, тест.
Прослушивание,
педагогическое
наблюдение,
беседа.
Прослушивание,
педагогическое
наблюдение,
творческий
отчет.

Содержание учебного (тематического) плана
2 год обучения
1. Пение, как вид музыкальной деятельности.
Теория: график работы детского объединения, инструктаж по технике
безопасности, правила поведения на сцене. Профилактика перегрузки и
заболевания голосовых связок. Беседа «Пение, как вид музыкальной
деятельности». Положительная мотивация обучающихся.
Практика: пропевание заданных мелодий, простукивание ритмических
рисунков.
2. Музыкально-исполнительская работа.
- Певческая установка, дыхание.
Теория: типы дыхания.
Практика: певческое дыхание. Короткое и задержанное дыхание.
Взаимосвязь звука и дыхания.
- Звукообразование, звуковедение.
Теория: голосовые регистры. Вокальная позиция.
8

Практика: упражнения на развитие и сглаживание регистровых
переходов (звукоряды, скачки, арпеджио).
- Диапазон голоса.
Нахождение примарного, рабочего и не рабочего диапазона голоса.
Специальные упражнения на расширение диапазона.
- Дирижерские жесты.
- Разучивание произведений.
Практика: разучивание текста песен по фразам в темпоритме песни
нараспев. Освоение различных песенных навыков: унисонного, ровного
звуковедения, выработка единой манеры пения.
- Работа над партиями.
Практика: пение по группам, составленным по типу регистровой
природы голосов. Дальнейшее сочетание группового и хорового пения
ведется по пути освоения канона.
3. Техника сценической речи. Артикуляционный аппарат.
Теория: подготовка артикуляционного аппарата к работе. Тип гласного.
Музыкальная фраза.
Практика: работа над гласными, согласными. Выработка правильного,
отчетливого и одновременного произношения слов в ансамблевом (хоровом)
произведении.
4. Работа над произведениями. Сценическое мастерство.
Практика: работа над движениями, мимикой, сценическим образом.
Разучивание текста песен по фразам в темпоритме песни нараспев. Освоение
различных песенных навыков: унисонного ансамблевого звучания, ровного
звуковедения, выработка единой манеры пения.
- Разучивание произведений.
Практика: разучивание текста песен по фразам в темпоритме песни
нараспев. Освоение различных песенных навыков: унисонного ансамблевого
звучания, ровного звуковедения, выработка единой манеры пения.
- Выступления по плану, отчетные концерты.
Учебный (тематический) план
3 год обучения
№
п/п.

Количество часов
Название темы.

1.

Пение, как вид музыкальной
деятельности.

2.

Музыкально
исполнительская работа.

3.

Всего
1

Теория
1

Практика
0

45

5

40

10

4

6

-

Техника сценической речи.
Артикуляционный аппарат.

9

Формы
аттестации/
контроля
Беседа,
педагогическое
наблюдение.
Прослушивание,
педагогическое
наблюдение,
беседа, тест.
Прослушивание,
педагогическое
наблюдение,

4.

Работа над произведениями.
Сценическое мастерство.

12

0

12

Итого:

68

10

58

беседа.
Прослушивание,
педагогическое
наблюдение,
творческий
отчет.

Содержание учебного (тематического) плана
3 год обучения
Пение, как вид музыкальной деятельности.
Теория: беседа «Пение, как вид музыкальной деятельности».
Положительная мотивация обучающихся.
2. Музыкально-исполнительская работа.
- Ансамблевое звучание.
Практика: пение многоголосием.
- Звукообразование, звуковедение.
Теория: голосовые регистры. Певческая позиция.
Практика: упражнения на развитие и сглаживание регистровых
переходов (звукоряды, скачки, арпеджио).
- Освоение многоголосия.
Практика: пение учебно-тренировочного материала.
- Подбор репертуара.
Практика: прослушивание песен совместно с учащимся.
3. Техника сценической речи. Артикуляционный аппарат.
Теория: подготовка артикулярного аппарата к работе. Тип гласного.
Музыкальная фраза.
Практика: работа над гласными, согласными. Выработка правильного,
отчетливого и одновременного произношения слов в ансамблевом (хоровом)
произведении.
4. Работа над произведениями. Сценическое мастерство.
- Разучивание произведений.
Практика: разучивание текста песен по фразам в темпоритме песни
нараспев. Освоение различных песенных навыков: унисонного ансамблевого
звучания, ровного звуковедения, выработка единой манеры пения.
- Работа над партиями.
Практика: пение по группам, составленными по типу регистровой
природы голосов. Дальнейшее сочетание группового и хорового пения
ведется по пути освоения многоголосия.
- Выступления по плану, отчетные концерты.
Учебный (тематический) план
4 год обучения
№
п/п.

Количество часов
Название темы.
Всего
Теория
10

Практика

Формы
аттестации/
контроля

1.

Пение, как вид музыкальной
деятельности.

2.

Музыкально
исполнительская работа.

1

1

0

79

5

74

-

3.

Техника сценической речи.
Артикуляционный аппарат.

10

4

6

4.

Работа над произведениями.
Сценическое мастерство.

12

1

11

Итого:

102

11

91

Беседа,
педагогическое
наблюдение.
Прослушивание,
педагогическое
наблюдение,
беседа, тест.
Прослушивание,
педагогическое
наблюдение,
беседа.
Прослушивание,
беседа,
педагогическое
наблюдение,
творческий
отчет.

Содержание учебного (тематического) плана
4 год обучения
Пение, как вид музыкальной деятельности.
Теория: беседа «Художественный образ в вокальном произведении».
2. Музыкально-исполнительская работа.
- Упражнения на дыхание и певческую позицию.
Практика: дыхательные упражнения и упражнения на закрепление
певческой позиции.
- Ансамблевое звучание.
Практика: пение многоголосием.
- Звукообразование, звуковедение.
Теория: голосовые регистры.
Практика: упражнения на развитие и сглаживание регистровых
переходов (звукоряды, скачки, арпеджио).
- Освоение многоголосия.
Практика: пение учебно-тренировочного материала.
- Подбор репертуара.
Практика: прослушивание песен совместно с учащимися, проработка
проблемных мест.
- Перенос приобретённых навыков в работу над произведениями.
Практика: отработка изученного материала.
3. Техника сценической речи. Артикуляционный аппарат.
Теория: дикция и артикуляция, значение в вокальной работе.
Практика: упражнения для развития четкой дикции и артикуляции.
Практика: работа над гласными, согласными. Выработка правильного,
отчетливого и одновременного произношения слов в ансамблевом (хоровом)
произведении.
4. Работа над произведениями. Сценическое мастерство.
11

Теория: характер исполняемого произведения.
- Разучивание произведений.
Практика: разучивание текста песен по фразам в темпоритме песни
нараспев. Закрепление различных песенных навыков: унисонного
ансамблевого звучания, ровного звуковедения, выработка единой манеры
пения.
- Работа над партиями.
Практика: пение по группам, составленными по типу регистровой
природы голосов. Дальнейшее сочетание группового и хорового пения
ведется по пути освоения многоголосия.
- Работа над образом и художественным воплощением.
Практика: воплощение художественного образа, работа над
выразительностью исполнения.
- Выступления по плану, отчетные концерты.
Учебный (тематический) план
5 год обучения
№
п/п.

Количество часов
Название темы.

1.

Пение, как вид музыкальной
деятельности.

2.

Музыкально
исполнительская работа.

Всего
1

Теория
1

Практика
0

79

5

74

-

3.

Техника сценической речи.
Артикуляционный аппарат.

10

4

6

4.

Работа над произведениями.
Сценическое мастерство.

12

1

11

Итого:

102

11

91

Формы
аттестации/
контроля
Беседа,
педагогическое
наблюдение.
Прослушивание,
педагогическое
наблюдение,
беседа, тест.
Прослушивание,
педагогическое
наблюдение,
беседа.
Прослушивание,
беседа,
педагогическое
наблюдение,
творческий
отчет.

Содержание учебного (тематического) плана
5 год обучения
Пение, как вид музыкальной деятельности.
Теория: беседа «Эмоциональная скованность и мышечное напряжение.
Почему мешают свободно владеть своим голосом?»
Музыкально-исполнительская работа.
- Упражнения на дыхание и певческую позицию.
12

Практика: дыхательные упражнения и упражнения на закрепление
певческой позиции.
- Ансамблевое звучание.
Практика: пение многоголосием.
- Звукообразование, звуковедение.
Теория: голосовые регистры.
Практика: упражнения на развитие и сглаживание регистровых
переходов (звукоряды, скачки, арпеджио).
- Пение многоголосием.
- Работа над красотой и свободой звучания.
Практика: снятие мышечных горловых зажимов с помощью
специального комплекса упражнений.
Практика: пение учебно-тренировочного материала.
- Подбор репертуара.
Практика: прослушивание песен совместно с учащимися, проработка
проблемных мест.
- Перенос приобретённых навыков в работу над произведениями.
Практика: отработка изученного материала.
3. Техника сценической речи. Артикуляционный аппарат.
Теория: дикция и артикуляция, значение в вокальной работе.
Практика: упражнения для развития четкой дикции и артикуляции.
Практика: работа над гласными, согласными. Выработка правильного,
отчетливого и одновременного произношения слов в ансамблевом (хоровом)
произведении.
4. Работа над произведениями. Сценическое мастерство.
Теория: характер исполняемого произведения.
- Разучивание произведений.
Практика: разучивание текста песен по фразам в темпоритме песни
нараспев. Закрепление различных песенных навыков: унисонного
ансамблевого звучания, ровного звуковедения, выработка единой манеры
пения.
- Работа над партиями.
Практика: пение по группам, составленными по типу регистровой
природы голосов. Дальнейшее сочетание группового и хорового пения
ведется по пути освоения многоголосия.
- Работа над образом и художественным воплощением.
Практика: воплощение художественного образа, работа над
выразительностью исполнения.
- Выступления по плану, отчетные концерты.
1.4. Планируемые результаты
Метапредметные результаты:
- овладение способами решения поискового и творческого характера;
13

- культурно – познавательная, коммуникативная и социально –
эстетическая компетентности;
- приобретение опыта в вокально – творческой деятельности.
Личностные результаты:
- формирование эстетических потребностей, ценностей;
- развитие эстетических чувств и художественного вкуса;
- развитие потребностей опыта творческой деятельности в вокальном
виде искусства;
- бережное заинтересованное отношение к культурным традициям и
искусству родного края, нации, этнической общности.
Предметные результаты:
- овладение практическими умениями и навыками вокального
творчества;
- овладение основами музыкальной культуры на материале искусства
родного края.
1 год обучения:
Учащиеся должны знать:
1. Упражнения для распевания.
2. Тексты песен.
Учащиеся должны уметь:
1. Работать с микрофоном на стойке.
2. Чисто интонировать.
2 год обучения:
Учащиеся должны знать:
1. Упражнения для распевания;
2. Понятия канон, унисон;
3. Тексты песен.
Учащиеся должны уметь:
1. Работать с микрофонной стойкой;
2. Понимать элементарные дирижерские жесты;
3. Чисто петь унисоном, каноном.
3 год обучения:
Учащиеся должны знать:
1. Упражнения для распевания;
2. Понятия форте – пиано;
3. Тексты песен.
Учащиеся должны уметь:
1. Работать с шнуровым микрофоном на стойке и без;
2. При виде дирижерских жестов понимать и выполнять задания;
3. Чисто петь унисоном, каноном.
4 год обучения:
Учащиеся должны знать:
1. Упражнения для распевания;
2. Музыкальную терминологию;
14

3. Тексты песен.
Учащиеся должны уметь:
1. Работать с шнуровым микрофоном на стойке и без;
2. При виде дирижерских жестов понимать и выполнять задания;
3. Чисто петь унисоном, каноном.
4. Воплощать художественный образ, выразительно исполнять
музыкальное произведение.
5 год обучения:
Учащиеся должны знать:
1. Упражнения для распевания;
2. Музыкальную терминологию;
3. Тексты песен.
Учащиеся должны уметь:
1. Работать с шнуровым микрофоном на стойке и без;
2. При виде дирижерских жестов понимать и выполнять задания;
3. Чисто петь унисоном, каноном.
4. Воплощать художественный образ, выразительно исполнять
музыкальное произведение.
5. Свободно петь и держаться на сцене.
2. Организационно-педагогические условия
2.1. Календарный учебный график на 2024-2025 учебный год
Год
обучения
1 год

Дата
начала
обучения
02.09.2024

Дата
окончания
обучения
23.05.2025

Количество Количество Количество
учебных
учебных
учебных
недель
дней
часов
34
68
68

3 год

02.09.2024

23.05.2025

34

68

68

4 год

02.09.2024

23.05.2025

34

68

102

5 год

02.09.2024

23.05.2025

34

68

102

Режим
занятий
2 раза в
неделю по
1 часу
2 раза в
неделю по
1 часу
3 раза в
неделю по
1 часу
3 раза в
неделю по
1 часу

I полугодие – 16 учебных недель
II полугодие – 18 учебных недель
Каникулы: 24 декабря 2024 г.-08 января 2025 г.; 24-26, 29-30 марта 2025 г.

2.2. Условия реализации программы:
Материально- техническое обеспечение:
Обеспечивается образовательной организацией:
- Микрофон концертный (проводной) - требуется 3 единицы на группу,
используется 100% времени реализации программы;
15

- Синтезатор (музыкальный инструмент) - требуется 1 штука на группу,
используется 100% времени реализации программы;
- Акустическая система (колонки) - требуется 1 комплект на группу,
используется 100% времени реализации программы;
- Актовый зал (сцена есть) - требуется 1 помещение на группу,
используется 100% времени реализации программы;
- Микрофон концертный (радиомикрофон) - требуется 8 единиц на
группу, используется 100% времени реализации программы;
- ноутбук - требуется 1 штука на группу, используется 100% времени
реализации программы;
- Звукоусилительное оборудование - требуется 1 единица на группу,
используется 100% времени реализации программы.
Кадровое обеспечение.
Реализацию программы обеспечивает педагог дополнительного
образования, обладающий профессиональными знаниями и компетенциями в
организации и ведении образовательной деятельности.
Уровень образования педагога: среднее профессиональное образование,
высшее образование – бакалавриат, высшее образование – специалитет или
магистратура.
Уровень
соответствие
квалификации:
образование
педагога
соответствует профилю программы.
Профессиональная категория: без требований к категории.
Методические материалы:
№
п/п

1

2

Название раздела

Материально –
Формы, методы,
техническое
приёмы обучения
оснащение,
дидактико –
методический
материал
1 год обучения
Пение, как вид Демонстрационный Словесные:
рассказ,
музыкальной
материал,
беседа, объяснение.
деятельности.
ритмический
Наглядные:
рисунок.
демонстрация.
Музыкально
- Демонстрационный Словесные:
рассказ,
исполнительская
материал, комплекс беседа,
объяснение,
работа.
дыхательных
анализ музыкального
упражнений:
произведения, работа
«Кошка», «Насос», над текстом.
«Воздушный шар», Наглядные:
распевки
по демонстрация, показ.
возрасту,
Практические:
музыкальные
упражнения
по
произведения.
развитию
певческих
навыков, знакомство с
музыкальным
произведением,
его
разучивание.
16

Формы
учебного
занятия

Практическое
занятие,
беседы.
Практическое
занятие,
беседы.

3

Техника
сценической речи.
Артикуляционный
аппарат.

4

Работа
над
произведениями.
Сценическое
мастерство.

1

Пение, как вид
музыкальной
деятельности.

2

Музыкально
исполнительская
работа.

3

Техника
сценической речи.
Артикуляционный
аппарат.

4

Работа
над
произведениями.
Сценическое
мастерство.

Демонстрационный
материал,
чистоговорки
и
скороговорки,
логоритмические
упражнения.

Словесные:
рассказ,
беседа, объяснение.
Наглядные:
демонстрация, показ.
Практические:
упражнения
по
развитию
артикуляционного
аппарата, дикции.
Демонстрационный Словесные:
рассказ,
материал, карточки беседа, объяснение.
с
изображением Наглядные:
эмоций.
демонстрация, показ.
Практические:
закрепление
музыкального
произведения.
2 год обучения
Демонстрационный Словесные:
рассказ,
материал,
беседа, объяснение.
ритмический
Наглядные:
рисунок.
демонстрация.
Демонстрационный Словесные:
рассказ,
материал, комплекс беседа,
объяснение,
дыхательных
анализ музыкального
упражнений:
произведения, работа
«Кошка», «Насос», над текстом.
«Свечи»,
Наглядные:
«Воздушный шар», демонстрация, показ.
распевки
по Практические:
возрасту,
упражнения
по
вокальные
развитию
певческих
упражнения,
навыков, знакомство с
музыкальные
музыкальным
произведения.
произведением,
его
разучивание.
Демонстрационный Словесные:
рассказ,
материал,
беседа, объяснение.
чистоговорки
и Наглядные:
скороговорки,
демонстрация, показ.
деревянные
Практические:
палочки,
упражнения
по
логоритмические
развитию
упражнения.
артикуляционного
аппарата, дикции.
Демонстрационный Словесные:
рассказ,
материал, карточки объяснение.
с
изображением Наглядные:
эмоций.
демонстрация, показ.
Практические:
закрепление
музыкального
17

Практическое
занятие,
беседы.

Практическое
занятие.

Практическое
занятие,
беседы.
Практическое
занятие,
беседы.

Практическое
занятие,
беседы.

Практическое
занятие.

1

Пение, как вид
музыкальной
деятельности.

2

Музыкально
исполнительская
работа.

3

Техника
сценической речи.
Артикуляционный
аппарат.

4

Работа
над
произведениями.
Сценическое
мастерство.

1

Пение, как вид
музыкальной
деятельности.

2

Музыкально
исполнительская
работа.

произведения.
3 год обучения
Демонстрационный Словесные:
рассказ,
материал.
беседа, объяснение.
Наглядные:
демонстрация.
Демонстрационный Словесные:
рассказ,
материал, комплекс беседа,
объяснение,
дыхательных
анализ музыкального
упражнений:
произведения, работа
«Кошка», «Насос», над текстом.
«Свечи»,
Наглядные:
«Воздушный шар», демонстрация, показ.
распевки
по Практические:
возрасту,
упражнения
по
вокальные
развитию
певческих
упражнения,
навыков, знакомство с
музыкальные
музыкальным
произведения.
произведением,
его
разучивание.
Демонстрационный Словесные:
рассказ,
материал,
беседа, объяснение.
скороговорки,
Наглядные:
деревянные
демонстрация, показ.
палочки.
Практические:
упражнения
по
развитию
артикуляционного
аппарата, дикции.
Демонстрационный Словесные:
рассказ,
материал, карточки объяснение.
с
изображением Наглядные:
эмоций.
демонстрация, показ.
Практические:
закрепление
музыкального
произведения.
4 год обучения
Демонстрационный Словесные:
рассказ,
материал.
беседа, объяснение.
Наглядные:
демонстрация.
Демонстрационный Словесные:
рассказ,
материал, комплекс беседа,
объяснение,
дыхательных
анализ музыкального
упражнений:
произведения, работа
«Кошка», «Насос», над текстом.
«Свечи», «Обними Наглядные:
плечи»,
демонстрация, показ.
«Воздушный шар», Практические:
распевки
по упражнения
по
18

Практическое
занятие,
беседы.
Практическое
занятие,
беседы.

Практическое
занятие,
беседы.

Практическое
занятие.

Практическое
занятие,
беседы.
Практическое
занятие,
беседы.

3

возрасту,
вокальные
упражнения,
музыкальные
произведения.
Техника
Демонстрационный
сценической речи. материал,
Артикуляционный скороговорки.
аппарат.

4

Работа
над
произведениями.
Сценическое
мастерство.

1

Пение, как вид
музыкальной
деятельности.

2

Музыкально
исполнительская
работа.

3

Техника
сценической речи.
Артикуляционный
аппарат.

4

Работа
над
произведениями.

развитию
певческих
навыков, знакомство с
музыкальным
произведением,
его
разучивание.
Словесные:
рассказ,
беседа, объяснение.
Наглядные:
демонстрация, показ.
Практические:
упражнения
по
развитию
артикуляционного
аппарата, дикции.
Демонстрационный Словесные:
рассказ,
материал, карточки беседа, объяснение.
с
изображением Наглядные:
эмоций.
демонстрация, показ.
Практические:
закрепление
музыкального
произведения.
5 год обучения
Демонстрационный Словесные:
рассказ,
материал.
беседа, объяснение.
Наглядные:
демонстрация.
Демонстрационный Словесные:
рассказ,
материал, комплекс беседа,
объяснение,
дыхательных
анализ музыкального
упражнений:
произведения, работа
«Кошка», «Насос», над текстом.
«Свечи», «Обними Наглядные:
плечи»,
демонстрация, показ.
«Воздушный шар», Практические:
распевки
по упражнения
по
возрасту,
развитию
певческих
вокальные
навыков, знакомство с
упражнения,
музыкальным
музыкальные
произведением,
его
произведения.
разучивание.
Демонстрационный Словесные:
рассказ,
материал,
беседа, объяснение.
скороговорки.
Наглядные:
демонстрация, показ.
Практические:
упражнения
по
развитию
артикуляционного
аппарата, дикции.
Демонстрационный Словесные:
рассказ,
материал, карточки беседа, объяснение.
19

Практическое
занятие,
беседы.

Практическое
занятие,
беседы.

Практическое
занятие,
беседы.
Практическое
занятие,
беседы.

Практическое
занятие,
беседы.

Практическое
занятие,

Сценическое
мастерство.

с
изображением Наглядные:
эмоций.
демонстрация, показ.
Практические:
закрепление
музыкального
произведения.

беседы.

2.2. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
В течение учебного года проводится входящий, промежуточный и
итоговый контроль. Контроль осуществляется по следующим показателям в
соответствии с уровнем сформированности (низкий, средний, высокий):
№

Показатели

Уровень
средний
Пение естественным
голосом, но иногда
переходящим на крик.

Низкий
Пение отрывистое,
крикливое.

высокий
Пение
естественным
голосом без
напряжения,
протяжно.
Умение правильно
произносить
гласные и
согласные в конце
и середине слов
при пении.

1

Звукообразование.

2

Дикция.

Невнятное
произношение,
значительные
речевые нарушения.

Достаточно четкое
произношение согласных
и правильное
формирование гласных,
но неумение их
правильно произносить
при пении.

3

Дыхание

Дыхание берется
непроизвольно.

Дыхание произвольное,
но не всегда берется
между фразами.

Умение брать
дыхание между
фразами

4

Чистота
интонирования

Интонирование
мелодии голосом
отсутствует,
учащийся
воспроизводит
только слова песни в
ее ритме или
интонирует 1-2 звука

Интонирует общее
направление движения
мелодии, чистое
интонирование 2-3 звуков

Чистое пение
отдельных
фрагментов
мелодии на фоне
общего
направления
движения мелодии.

Этапы педагогического контроля.
1 год обучения
Форма контроля
Прослушивание.

Прослушивание.

Содержание
Входящий контроль.
Проверка музыкального слуха, памяти. Чистота
интонирования. Повторить за педагогом
музыкальную фразу.
Промежуточный контроль.
Теория: тест.
Практика: стараться петь чисто, выразительно
20

Сроки
Сентябрь

Декабрь

Творческий отчет.

мелодию произведения, двигаться на сцене,
работать с микрофоном.
Итоговый контроль.
Тест.
Знание всех изученных произведений.

Май

2 год обучения
Форма контроля
Сводные репетиции

Концертная деятельность

Творческий отчет

Содержание
Входящий контроль
Теория: назвать типы дыхания.
Практика: стараться петь чистый унисон, канон,
петь в единой манере, выразительное
исполнение ансамблевых произведений.
Промежуточный контроль
Теория: тест.
Практика: петь чистый унисон, канон, пение в
единой манере, знание произведений
концертной программы.
Итоговый контроль
Тест.
Знание всех изученных произведений. Освоение
унисона, канона

Сроки
Сентябрь Октябрь
Декабрь _
Январь

Апрель - Май

3 год обучения
Форма контроля
Сводные репетиции

Концертная деятельность

Творческий отчет

Содержание
Входящий контроль
Теория: назвать типы дыхания.
Практика: стараться петь чистый унисон,
канон, многоголосие, петь в единой манере,
выразительное исполнение ансамблевых
произведений.
Промежуточный контроль
Теория: тест.
Практика: петь чистый унисон, канон,
многоголосие, пение в единой манере, знание
произведений концертной программы.
Итоговый контроль
Тест.
Знание всех изученных произведений.
Освоение унисона, канона, многоголосия.

Сроки
Сентябрь
Октябрь

-

Декабрь
Январь

_

Апрель - Май

4 год обучения
Форма контроля
1.Сводные репетиции

2.Концертная деятельность

Содержание
Входящий контроль
Теория: назвать типы дыхания.
Практика: петь чистый унисон, канон,
многоголосие, петь в единой манере,
выразительное исполнение ансамблевых
произведений.
Промежуточный контроль
Теория: тест.
Практика: петь чистый унисон, канон,
многоголосие, пение в единой манере, знание
произведений концертной программы.
21

Сроки
Сентябрь
Октябрь

-

Декабрь
Январь

_

3.Творческий отчет

Итоговый контроль
Тест.
Знание всех изученных произведений.
Умение воплощать художественный образ на
сцене.

Апрель - Май

5 год обучения
Форма контроля
1.Сводные репетиции

2.Концертная деятельность

3.Творческий отчет

Содержание
Входящий контроль
Теория: назвать типы дыхания.
Практика: петь чистый унисон, канон,
многоголосие, петь в единой манере,
выразительное исполнение ансамблевых
произведений.
Промежуточный контроль
Теория: тест.
Практика: петь чистый унисон, канон,
многоголосие, пение в единой манере, знание
произведений концертной программы.
Итоговый контроль
Тест.
Знание всех изученных произведений.

Сроки
Сентябрь
Октябрь

-

Декабрь
Январь

_

Апрель - Май

3. Список литературы
Нормативные документы
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №
273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от
31 марта 2022 г. № 678-р.
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 №629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».
4. Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи».
5. Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 04.03.2022 г. № 219-д «О внесении изменений в
методические
рекомендации
«Разработка
дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных
организациях», утвержденные приказом ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от
01.11.2021 г. № 934-д.
22

6. Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. №162- Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до
2035 года».
7. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г.
№ 996-р.
8. Государственная программа Российской Федерации «Развитие
образования», утв. Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2017 г.
№1642.
9. Национальные проект «Образование» (паспорт утвержден
президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по
стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24
декабря 2018 г. № 16)).
10. Федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан
Российской Федерации» в рамках национального проекта «Образование» (до
2024 г.).
11. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» в рамках
национального проекта «Образование».
12. Стратегия развития воспитания в Свердловской области до 2025
года, утв. Постановлением Правительства Свердловской области от 7 декабря
2017 г. № 900-ПП.
13. Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до
2035 года».
14. Государственная программа Российской Федерации «Развитие
культуры», утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 15
апреля 2014 г. №392 (с изм.от 29 декабря 2020 г.).
15. Подпрограмма «Наследие» государственной программы РФ
«Развитие культуры» (с 16 апреля 2020 г. - утв. Постановлением
Правительства РФ от 31 марта 2020 г. №392).
16. Подпрограмма «Искусство» государственной программы РФ
«Развитие культуры» (с 16 апреля 2020 г. – утв. Постановлением
правительства РФ от 31 марта 2020 г. №392).
17. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 №816 «Об утверждении
Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ».
Литература, использованная при составлении программы
1. Емельянов В. Развитие голоса. Координация и тренинг. СанктПетербург 2000 г.;
23

2. Исаева И.О. Эстрадное пение. Экспресс-курс развития вокальных
способностей /И.О. Исаева – М.: АСТ; Астрель, 2007;
3. Минюрова С.А. Возрастная психология: детство, отрочество [Текст]:
учеб.пособие для студентов вузов/ С.А. Минюрова; Урал. Гос.пед.ун-т. –
Екатеринбург, 2010. – 176 с.;
4. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика
воспитания: Учебное пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений/Под ред.
В.А.Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 336 с.;
5. Селевко Г.К., Социально-воспитательные технологии. М.: Народное
образование, 2002., 176 с.;
6. Смолин К. О., Вокал для всех / Элизабет Ховард и Ховард Остин. Москва, 2007. - 64 с.;
7. Сорокоумова Е.А. Возрастная психология. Краткий курс. – СПб.:
Питер, 2009. – 208 с.;
8. Способин И.В. «Элементарная теория музыки» - М., «Просвещение»,
1998г.
9. Суязова Г.А. «Мир вокального искусства» - Волгоград, «Учитель»,
2009г.
10. Ховард Э.О. «Вокал для всех» - М., 2009г.
Литература для обучающихся (родителей)
1. Детская музыкальная энциклопедия. Тэтчэлл Д. – АСТ 2002г.;
2. Ховард Э.О. «Вокал для всех» - М., 2009г.

24

Приложение 1
Промежуточная аттестация
1 год обучения
Тест
Наиболее оптимальная поза вокалиста во время пения:
Сидя
Стоя
Лежа
Правильное положение тела во время пения в положении стоя
Тело "по струнке", шея вытянута, подбородок приподнят, руки на поясе, ноги
на ширине плеч
Спина прямая, плечи развернуты, руки вдоль тела, ноги прямые, на ширине
плеч, подбородок параллельно полу, шея не вытянута, не напряжена
Сплести кисти рук сзади и, вывернув их, расправить плечи, подав при этом
грудь вперед
Мимика лица при пении
1) Глаза широко раскрыты, мышцы лица напряжены
2) Мышцы лица расслаблены, на лице естественная улыбка и блеск в глазах
3) Мышцы лица напряжены, на лице широкая улыбка
Что необходимо певцу?
Хороший слух
Хороший нюх
Хорошее зрение
Хороший аппетит
Насколько громко нужно петь?
Петь громко, выразительно
Петь, не напрягая голосовые связки, без форсирования звука
Петь тихо, ласково, беречь голос
Низкий уровень – правильных ответов 2
Средний уровень – правильных ответов 3
Высокий уровень – правильных ответов 4-5
2 год обучения
Тест
1. Строение голосового аппарата. Отметь нужное
1) Дыхательный аппарат
2) Мышцы живота
3) Резонаторная область
4) Брюшной пресс
5) Артикуляционный аппарат
6) Гортань и голосовые связки
7) Позвоночник
25

2.Виды голосовых регистров
1) Верхний
2) Средний
3) Нижний
Положение нижней челюсти и языка при пении
1) Челюсть поджата, язык напряжен
2) Челюсть выдвинута вперед, язык глубоко уложен
3) Челюсть свободна, язык расслаблен
Как правильно брать вдох перед началом пения?
1) Жадно набрать полные легкие воздуха, выпятив грудную клетку
2) Бесшумно взять вдох в живот. Плечи и грудную клетку не поднимать
3) Набрать немного воздуха, подняв плечи
Назовите наиболее оптимальный вид дыхания
Грудобрюшное (диафрагменное)
Грудное
Ключичное
Брюшное
Самый распространенный жанр в вокале
Романс
Серенада
Песня
Типы дыхания (возможно несколько вариантов ответа)
Диафрагмальное (брюшное)
Рёберное (грудное)
Смешанный (грудно-брюшной)
Унисон – это
Одновременное звучание двух или нескольких звуков одинаковой высоты
Исполнение одной и той же песни в группах, вступающих в разное время
Низкий уровень – правильных ответов 2
Средний уровень – правильных ответов 3
Высокий уровень – правильных ответов 4-5
3 год обучения
Тест
Скорость исполнения в музыке - это...
Темп
Ритм
Метр
Размер
Такт
Доля
Синкопа
26

Типы дыхания (возможно несколько вариантов ответа)
Диафрагмальное (брюшное)
Рёберное (грудное)
Смешанный (грудно-брюшной)
Окраска звука - это...
Палитра
Радуга
Тембр
Аккорд
Лад
Партитура
Сила звучания в музыке - это...
Высота звука
Динамика
Громкость
Мощность
Величие
Агогика
Чередование различных музыкальных длительностей и акцентов - это...
Темп
Тембр
Акцент
Ритм
Метр
Сантиметр
Доля
Ясное, отчетливое правильное произношение, манера выговаривать слова
это…
Дикция
Артикуляция
Модерация
Декламация
Фальсификация
Модификация
Унисон – это
Одновременное звучание двух или нескольких звуков одинаковой высоты
Исполнение одной и той же песни в группах, вступающих в разное время
Правильное положение тела во время пения в положении стоя
Тело "по струнке", шея вытянута, подбородок приподнят, руки на поясе, ноги
на ширине плеч
Спина прямая, плечи развернуты, руки вдоль тела, ноги прямые, на ширине
плеч, подбородок параллельно полу, шея не вытянута, не напряжена
Сплести кисти рук сзади и, вывернув их, расправить плечи, подав при этом
грудь вперед
27

Низкий уровень – правильных ответов 2
Средний уровень – правильных ответов 3
Высокий уровень – правильных ответов 4-5
4 год обучения
Тест
Что такое темп?
1) Громкость музыкального звучания
2) Скорость исполнения музыкального произведения
3) Согласованность и стройность исполнения при коллективном пении.
Человек, который сочиняет слова к песням, романсам, ариям и другим
вокальным произведениям.
1) Поэт
2) Композитор
3) Певец
Как правильно берётся певческое дыхание?
В «живот» с опорой на диафрагму.
В «грудь» поднимая плечи.
Как придётся.
Временное молчание, перерыв в звучании музыкального произведения в
целом или какой-либо его части или отдельного голоса – это
1) Такт
2) Пауза
3) Мелизма
5. Виды голосовых регистров
Верхний
Средний
Нижний
На сколько громко нужно петь?
Петь громко, выразительно.
Петь, не напрягая голосовые связки, без форсирования звука.
Петь тихо, ласково беречь голос.
Плавное, связное исполнение это –
1) non legato
2) staccato
3) legato
Унисон – это
Одновременное звучание двух или нескольких звуков одинаковой высоты
Исполнение одной и той же песни в группах, вступающих в разное время
Базовые обозначения громкости в музыке
Форте, пиано
Staccato, legato
28

Низкий уровень – правильных ответов 2
Средний уровень – правильных ответов 3
Высокий уровень – правильных ответов 4-5
5 год обучения
Тест
Временное молчание, перерыв в звучании музыкального произведения в
целом или какой-либо его части или отдельного голоса – это
1) Такт
2) Пауза
3) Мелизма
Ясное, отчетливое правильное произношение, манера выговаривать слова
это…
1) Дикция
2) Артикуляция
3) Модерация
4) Декламация
5) Фальсификация
6) Модификация
Средства музыкальной выразительности - это
Сикция, динамика, мимика, сценические движения и так далее.
Однообразное, скучное пение.
Пение без музыки.
Базовые обозначения громкости в музыке
Форте, пиано
Staccato, legato
Скорость исполнения в музыке - это...
Темп
Ритм
Метр
Размер
Такт
Доля
Синкопа
Дикция - это
Умение пропевать слова ясно, чётко. В быстром и медленном темпе на форте
и пиано.
Умение выделят главное слово.
Умение петь на дыхании.
Типы дыхания (возможно несколько вариантов ответа)
1) Диафрагмальное (брюшное)
2) Рёберное (грудное)
3) Смешанный (грудно-брюшной)
Канон – это
29

Одновременное звучание двух или нескольких звуков одинаковой высоты
Исполнение одной и той же песни в группах, вступающих в разное время
Плавное, связное исполнение это –
1) non legato
2) staccato
3) legato
Многоголосие – это
Координация изложения звуков для совместного одновременного звучания
Два человека поют одно произведение параллельно, один голос дублирует
второй
Музыкальный склад, сводящийся к одной мелодии
Низкий уровень – правильных ответов 2
Средний уровень – правильных ответов 3
Высокий уровень – правильных ответов 4-5

30

Приложение 2
Итоговая аттестация
1 год обучения
Тест
1. Правильное положение тела во время пения в положении стоя
1. Тело "по струнке", шея вытянута, подбородок приподнят, руки на поясе,
ноги на ширине плеч
2. Спина прямая, плечи развернуты, руки вдоль тела, ноги прямые, на
ширине плеч, подбородок параллельно полу, шея не вытянута, не напряжена
3. Сплести кисти рук сзади и, вывернув их, расправить плечи, подав при этом
грудь вперед
2. Что необходимо певцу?
1. Хороший слух
2. Хороший нюх
3. Хорошее зрение
4. Хороший аппетит
3. Наиболее оптимальная поза вокалиста во время пения:
1. Сидя
2. Стоя
3. Лежа
4. Насколько громко нужно петь?
1. Петь громко, выразительно
2. Петь, не напрягая голосовые связки, без форсирования звука
3. Петь тихо, ласково, беречь голос
5. Какое должно быть дыхание?
1. Прерывистое
2. Чрезмерно длинное
3. Ровное
4. Короткое
6. Мимика лица при пении
1. Глаза широко раскрыты, мышцы лица напряжены
2. Мышцы лица расслаблены, на лице естественная улыбка и блеск в глазах
3. Мышцы лица напряжены, на лице широкая улыбка
7. Типы дыхания (возможно несколько вариантов ответа)
1. Диафрагмальное (брюшное)
2. Рёберное (грудное)
3. Смешанный (грудно-брюшной)
Низкий уровень – правильных ответов 2
Средний уровень – правильных ответов 3
Высокий уровень – правильных ответов 4-5
2 год обучения
Тест
31

1. Строение голосового аппарата. Отметь нужное
1. Дыхательный аппарат
2. Мышцы живота
3. Резонаторная область
4. Брюшной пресс
5. Артикуляционный аппарат
6. Гортань и голосовые связки
7. Позвоночник
2. Унисон – это
1. Одновременное звучание двух или нескольких звуков одинаковой высоты.
2. Исполнение одной и той же песни в группах, вступающих в разное время.
3. Как правильно брать вдох перед началом пения?
1. Жадно набрать полные легкие воздуха, выпятив грудную клетку
2. Бесшумно взять вдох в живот. Плечи и грудную клетку не поднимать
3. Набрать немного воздуха, подняв плечи
4. Назовите наиболее оптимальный вид дыхания
1. Грудобрюшное (диафрагменное)
2. Грудное
3. Ключичное
4. Брюшное
5. Положение нижней челюсти и языка при пении
1. Челюсть поджата, язык напряжен
2. Челюсть выдвинута вперед, язык глубоко уложен
3. Челюсть свободна, язык расслаблен
6. Самый распространенный жанр в вокале
1. Романс
2. Серенада
3. Песня
7. Типы дыхания (возможно несколько вариантов ответа)
1. Диафрагмальное (брюшное)
2. Рёберное (грудное)
3. Смешанный (грудно-брюшной)
8. Обязательный этап при подготовке к вокалу (возможно несколько
вариантов ответа)
1. Распевка
2. Зарядка
3. Дыхательные упражнения
Низкий уровень – правильных ответов 2
Средний уровень – правильных ответов 3
Высокий уровень – правильных ответов 4-5
3 год обучения
32

Тест
1. Скорость исполнения в музыке - это...
1. Темп
2. Ритм
3. Метр
4. Размер
5. Такт
6. Доля
7. Синкопа
2. Положение нижней челюсти и языка при пении
1. Челюсть поджата, язык напряжен
2. Челюсть выдвинута вперед, язык глубоко уложен
3. Челюсть свободна, язык расслаблен
3. Типы дыхания (возможно несколько вариантов ответа)
1. Диафрагмальное (брюшное)
2. Рёберное (грудное)
3. Смешанный (грудно-брюшной)
4. Окраска звука - это...
1. Палитра
2. Радуга
3. Тембр
4. Аккорд
5. Лад
6. Партитура
5. Сила звучания в музыке - это...
1. Высота звука
2. Динамика
3. Громкость
4. Мощность
5. Величие
6. Агогика
6. Обязательный этап при подготовке к вокалу (возможно несколько
вариантов ответа)
1. Распевка
2. Зарядка
3. Дыхательные упражнения
7. Чередование различных музыкальных длительностей и акцентов - это...
1. Темп
2. Тембр
3. Акцент
4. Ритм
5. Метр
6. Сантиметр
7. Доля
33

8. Ясное, отчетливое правильное произношение, манера выговаривать слова
это…
1. Дикция
2. Артикуляция
3. Модерация
4. Декламация
5. Фальсификация
6. Модификация
9. Канон – это
1. Одновременное звучание двух или нескольких звуков одинаковой высоты
2. Исполнение одной и той же песни в группах, вступающих в разное время
10. Базовые обозначения громкости в музыке
1. Форте, пиано
2. Staccato, legato
11. Самый распространенный жанр в вокале
1. Романс
2. Серенада
3. Песня
12. Назовите наиболее оптимальный вид дыхания
1. Грудобрюшное (диафрагменное)
2. Грудное
3. Ключичное
4. Брюшное
Низкий уровень – правильных ответов 2
Средний уровень – правильных ответов 3
Высокий уровень – правильных ответов 4-5
4 год обучения
Тест
1. На сколько громко нужно петь?
1. Петь громко, выразительно.
2. Петь, не напрягая голосовые связки, без форсирования звука.
3. Петь тихо, ласково беречь голос.
2. Что такое темп?
1. Громкость музыкального звучания
2. Скорость исполнения музыкального произведения
3. Согласованность и стройность исполнения при коллективном пении.
3. Человек, который сочиняет слова к песням, романсам, ариям и другим
вокальным произведениям.
1. Поэт
2. Композитор
3. Певец
4. Плавное, связное исполнение это –
34

1. non legato
2. staccato
3. legato
5. Как правильно берётся певческое дыхание?
1. В «живот» с опорой на диафрагму.
2. В «грудь» поднимая плечи.
3. Как придётся.
6. Унисон – это
1. Одновременное звучание двух или нескольких звуков одинаковой высоты
2. Исполнение одной и той же песни в группах, вступающих в разное время
7. Звуковедение – это
1. Процесс образования певческого голоса, то есть звука определенной
высоты, силы и тембра
2. Способ связи звуков в процессе фонации
8. Базовые обозначения громкости в музыке
1. Форте, пиано
2. Staccato, legato
9. Одно из самых важных средств художественной выразительности и
раскрытия музыкального образа - это
1. Дикция
2. Артикуляция
3. Произношение слов
10. Типы дыхания (возможно несколько вариантов ответа)
1. Диафрагмальное (брюшное)
2. Рёберное (грудное)
3. Смешанный (грудно-брюшной)
11. Чередование различных музыкальных длительностей и акцентов - это...
1. Темп
2. Тембр
3. Акцент
4. Ритм
5. Метр
6. Сантиметр
7. Доля
12. Сила звучания в музыке - это...
1. Высота звука
2. Динамика
3. Громкость
4. Мощность
5. Величие
6. Агогика
Низкий уровень – правильных ответов 2
Средний уровень – правильных ответов 3
35

Высокий уровень – правильных ответов 4-5
5 год обучения
Тест
1. Временное молчание, перерыв в звучании музыкального произведения в
целом или какой-либо его части или отдельного голоса – это
1. Такт
2. Пауза
3. Мелизма
2. Ясное, отчетливое правильное произношение, манера выговаривать слова
это…
1. Дикция
2. Артикуляция
3. Модерация
4. Декламация
5. Фальсификация
6. Модификация
3. Средства музыкальной выразительности - это
1. Сикция, динамика, мимика, сценические движения и так далее.
2. Однообразное, скучное пение.
3. Пение без музыки.
4. Базовые обозначения громкости в музыке
1. Форте, пиано
2. Staccato, legato
5. Скорость исполнения в музыке - это...
1. Темп
2. Ритм
3. Метр
4. Размер
5. Такт
6. Доля
7. Синкопа
6. Дикция - это
1. Умение пропевать слова ясно, чётко. В быстром и медленном темпе на
форте и пиано.
2. Умение выделят главное слово.
3. Умение петь на дыхании.
7. Типы дыхания (возможно несколько вариантов ответа)
1. Диафрагмальное (брюшное)
2. Рёберное (грудное)
3. Смешанный (грудно-брюшной)
8. Канон – это
1. Одновременное звучание двух или нескольких звуков одинаковой высоты
36

2. Исполнение одной и той же песни в группах, вступающих в разное время
9. Плавное, связное исполнение это –
1. non legato
2. staccato
3. legato
10. Многоголосие – это
1. Координация изложения звуков для совместного одновременного звучания
2. Два человека поют одно произведение параллельно, один голос дублирует
второй
3. Музыкальный склад, сводящийся к одной мелодии
11. Сила звучания в музыке - это...
1. Высота звука
2. Динамика
3. Громкость
4. Мощность
5. Величие
6. Агогика
12. Чередование различных музыкальных длительностей и акцентов - это...
1. Темп
2. Тембр
3. Акцент
4. Ритм
5. Метр
6. Сантиметр
7. Доля
Низкий уровень – правильных ответов 2
Средний уровень – правильных ответов 3
Высокий уровень – правильных ответов 4-5

37


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».