Капельки

муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования Пышминского городского округа
«Пышминский центр дополнительного образования»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
естественнонаучной направленности

«КАПЕЛЬКИ»
возраст учащихся 7- 11 лет
срок реализации программы 3 года

Автор – составитель:
Скакунова Е.Л,
педагог дополнительного
образования

пгт. Пышма
2024 год

1.
Основные характеристики
1.2. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Капельки» относиться к естественнонаучной направленности, так как
ориентирована на формирование экологической культуры учащихся,
вовлекает детей в деятельность, связанную с наблюдением, описанием
различных явлений окружающего мира, содействует формированию у
обучающихся навыков, связанных с безопасным пребыванием в условиях
природной и городской среды.
Программа составлена на основе нормативно-правовых документов:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №
273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2.Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от
31 марта 2022 г. № 678-р.
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
09.11.2018 №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».
4. Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи».
5. Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (Письмо Министерства образования и науки
Российской Федерации № 09-3242 от 18.11.2015 г.).
6. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 №816 «Об утверждении
Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ».
7. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г.
№ 996-р.
8. Национальные проект «Образование» (паспорт утвержден
президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по
стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24
декабря 2018 г. № 16).
9. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» в рамках
национального проекта «Образование».
10. Стратегия развития воспитания в Свердловской области до 2025
года, утв. Постановлением Правительства Свердловской области от 7 декабря
2017 г. № 900-ПП.

2

11. Государственная программа Российской Федерации «Развитие
образования», утвержденная постановлением Правительства Российской
Федерации от 26 декабря 2017 года N 1642.
12. Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до
2035 года».
13. Подпрограмма «Наследие» государственной программы РФ
«Развитие культуры» (с 16 апреля 2020 г. - утв. Постановлением
Правительства РФ от 31 марта 2020 г. №392).
Актуальность общеразвивающей программы. В настоящее время
проблемы экологического воспитания вышло на первый план.
Необходимость воспитания экологической грамотности у детей, начиная
с младшего школьного возраста, в связи с резким загрязнением всех
компонентов природной среды и бесконтрольным использованием ее
ресурсов. Люди должны соблюдать законы природы и изменить свое
потребительское отношение к ней на признание ее самоценности.
Программа позволяет сформировать у детей первоначальные
представления об окружающей природе, способствует осознанию
ребенком неразрывного единства мира природы и человека, постижению
причинно-следственных связей в окружающем мире и формированию
основ экологической культуры.
Программа построена на принципах развивающего обучения и
направлена на развитие личности ребенка: умения сравнивать и обобщать
собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира,
на развитие творческих способностей, мышления, коммуникативных
навыков.
При осуществлении программы реализуются потребности родителей
(законных представителей) в занятости детей, в организации продуктивного,
содержательного досуга во внеурочное время, в том числе и во время
школьных каникул.
Программа составлена на основе:
Курс-ЭКО: Экология. Культура. Образование. Сборник учебнометодических материалов по организации экологического образования. /
Сост. Е.Н. Лузина, А.Д. Дежнева. – Екатеринбург: ГАУДО СО «Дворец
молодёжи», 2016. – 116 с.
Отличительная особенность программы состоит в повышении
эффективности экологической работы с младшими школьниками, что
позволяет подготовить их к участию в экологической деятельности на
последующих этапах образования.
За время обучения ребята посещают и изучают природу своего края,
знакомятся с культурным наследием.
Природоохранные акции позволяют вовлечь детей в практическую
деятельность, закрепить полученные знания, развить практические
навыки юного эколога, стимулировать стабильный интерес к
3

самостоятельной работе.
Программа позволяет развить и закрепить практические навыки
юного эколога.
Адресат общеразвивающей программы – учащиеся 7-11 лет.
В младшем школьном возрасте происходит интенсивное развитие
интеллектуальной, нравственно - волевой и эмоциональной сфер личности.
Развитие личности характеризуется появлением новых качеств и
потребностей: расширяются знания о предметах и явлениях, дети
интересуются связями, существующими между предметами и явлениями.
Развивается причинное мышление, воображение, произвольное внимание,
умение обобщать.
Младшие школьники активно овладевают навыками общения. В этот
период происходит установление дружеских контактов, приобретение
навыков взаимодействия со сверстниками.
Ребенок в этот период учится правильно относиться к объектам
природы, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам
природного происхождения, которыми он пользуется, постепенно начинает
понимать связи и взаимоотношения в природе и замечает, как природа
влияет на практическую деятельность людей.
Число учащихся, одновременно находящихся в группе 10-14 человек.
Принцип формирования групп:
1 год обучения: учащиеся 7 -9 лет
2 год обучения: учащиеся 9-10 лет
3 год обучения: учащиеся 10-11 лет
Режим занятий.
Продолжительность одного академического часа - 40 минут.
Перерыв между учебными занятиями -10 минут.
Занятия проводятся два раза в неделю по 1 академическому часу.
Объем общеразвивающей программы.
Общее количество учебных часов, запланированных на весь период
обучения – 204 часа.
1 год обучения: 68 часов
2 год обучения: 68 часов
3 год обучения: 68 часов
Срок освоения общеразвивающей программы –3 года.
Особенности организации образовательного процесса - модель
реализации программы традиционная, представляет собой линейную
последовательность освоения содержания в течение 3 лет.
Перечень форм обучения – групповая.
Перечень видов занятий – беседы, экскурсии, акции, практическая
работа.
Перечень форм подведения итогов реализации дополнительной
общеразвивающей программы – педагогическое наблюдение, тест.

4

1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы
Цель общеразвивающей программы: формирование у учащихся
системы ценностных отношений к природе и к окружающему миру на основе
изучения природных объектов.
Задачи общеразвивающей программы:
Обучающие:
 сформировать у учащихся представление о разнообразии живой и
неживой природы;
 сформировать умения и навыки наблюдений за природными
объектами;
 сформировать представление о народных традициях и природных
богатствах родного края;
Развивающие:
 способствовать развитию познавательного интереса;
 способствовать развитию памяти, внимания, наблюдательности,
логического мышления, речи;
 способствовать формированию у детей умения анализировать;
 способствовать развитию коммуникабельности;
Воспитательные:
 способствовать
воспитанию у детей любви к природе,
ответственного и бережного отношения к окружающей среде;
 способствовать воспитанию активной жизненной позиции.
Учебный план
Год
Название раздела
обуч
ения
1
Введение в экологию
Природа вокруг нас

Количество часов
Всего Теория Практика
1
6

1
6

Природа в русском народном
творчестве
Живая природа

6

3

3

14

7

7

Природная лаборатория

10

5

5

Охрана природы

12

6

6

Сезонные изменения в
природе

12

6

6

Человек и природа

68
4

34
3

34
1

Неживое в природе

26

12

14

Итог
2

2
12

5

Формы
аттестации/
контроля
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
тест
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
тест
педагогическое
наблюдение
педагогическое

3

Живое в природе

18

9

9

Царство грибов

10

6

4

Сельскохозяйственный труд
весной
Итог
Жизнь растений

10

1

9

68
16

31
7

37
9

Жизнь животных

20

8

12

Жизнь в реках и озерах

18

7

11

Сельскохозяйственный труд

14

3

11

68

25

43

Итог

наблюдение
тест
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
тест
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
тест
педагогическое
наблюдение
тест
педагогическое
наблюдение

1.3 Содержание общеразвивающей программы
Учебный (тематический) план
1 год обучения
№
п/п

Название раздела, темы

Количество часов
всего
теория
практика

1.
2.
2.1.

Введение в экологию
Природа вокруг нас
Наш чистый двор

2
12
4

1
6
1

1
6
3

2.2.

2

1

1

2.3

Климат и климатические
явления
Вода – источник жизни

2

1

1

2.4.

Полезные ископаемые

2

1

1

2.5.

Почва и ее обитатели

2

1

1

3.

6

3

3

3.1.

Природа в русском
народном творчестве
Природа и фольклор

2

1

1

3.2.

Сказочная природа

2

1

1

3.3.

Народные приметы

2

1

1

4.
4.1.

Живая природа
Невидимый мир

14
2

7
1

7
1

6

Формы
аттестации/
контроля
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
педагогическое

4.2.

Ярусы леса

2

1

1

4.3.

Птицы нашего края

2

1

1

4.4.

Животные дома и в лесу

6

3

3

4.5.

«Профессии» животных

2

1

1

5.
5.1.

Природная лаборатория
Лесные витамины

10
2

5
1

5
1

5.2.

Съедобные и ядовитые
грибы
Лекарственные растения

2

1

1

2

1

1

2

1

1

5.5.

Осторожно – опасность в
лесу!
Ориентиры леса

2

1

1

6.
6.1

Охрана природы
Красная книга

12
6

6
3

6
3

6.2

Экология города

4

2

2

6.3.

2

1

1

12

6

6

2

1

1

7.2.

Правила поведения в
природе
Сезонные изменения в
природе
Осенние явления в жизни
растений
Зимняя природа

2

1

1

7.3.

Обитатели зимнего леса

2

1

1

7.4.

Весенние явления в жизни
растений
Сезонные изменения в
природе летом
ИТОГО

2

1

1

4

2

2

68

34

34

5.3.
5.4.

7.
7.1.

7.5.

наблюдение
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
тест
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
тест
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение

Содержание учебного (тематического) плана
1.Введение в экологию.
Теория: Сущность и значение экологии. Простейшие экологические
связи: между живой и неживой природой, связи внутри живой природы,
связи между природой и человеком. Глобальные проблемы экологии.
Экологическая катастрофа.
Практика: Просмотр видеофильма «Планета Земля».
7

2.Природа вокруг нас.
2.1. Наш чистый двор.
Теория: Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека.
Меры, направленные на снижение вредного влияния загрязнения
окружающей среды на здоровье.
Практика: Изготовление условных знаков, экологических памяток.
Презентация результатов своей деятельности. Природоохранная акция «Наш
чистый двор», проведение уборки территории. Просмотр видеофильма «Не
Слишком Ли Много Пластика В Вашей Жизни?».
2.2. Климат и климатические явления.
Теория: Погода и климат. Атмосферные явления. Температуры воздуха.
Практика: Оформление и ведение дневника наблюдений за
изменением погоды.
2.3. Вода – источник жизни.
Теория: Вода в доме и в природе. Вода и здоровье человека.
Практика: Проведение опытов: «Вода - это жидкость», «Вода
бесцветная», «Вода не имеет вкуса», «У воды нет запаха», «Не все вещества
растворяются в воде».
2.4. Полезные ископаемые.
Теория: Горные породы и минералы. Полезные ископаемые.
Практика: Практическая работа по исследованию каменного угля.
2.5. Почва и ее обитатели.
Теория: Почва и ее обитатели. Бактерии, их строение, многообразие,
значение в природе.
Практика: Изучение состава почвы. Кроссворд «Состав почвы».
3.Природа в русском народном творчестве.
3.1. Природа и фольклор
Теория: Природа и фольклор (пословицы, поговорки, загадки, песни
о природе).
Практика: Конкурс чтецов «Здравствуй, лес, полный сказок и
чудес!».
3.2. Сказочная природа
Теория: Сказки о лесе. Лесные обитатели – герои народных сказок,
загадок, басен и пословиц.
Практика: Рисунок «Лесные обитатели».
3.3. Народные приметы
Теория: Приметы погоды.
Практика: Экскурсия.
2.
Живая природа
4.1. Невидимый мир
Теория: Микромир. Виды микроорганизмов.
Практика: Выполнение рисунков микробов. Написание сказки
«Царство микробов».
4.2. Ярусы леса.
Теория: Этажи (ярусы) леса. Особенности роста и развития
8

деревьев.
Практика: Изучение деревьев родного поселка.
4.3. Птицы нашего края
Теория: Птицы нашего края.
Практика: Викторина «Знаешь ли ты птиц своего края?».
Проведение природоохранной акции «Птичья столовая». Чтение стихов,
рассказов, разгадывание загадок о пернатых обитателях.
4.4. Животные дома и в лесу.
Теория: Животные леса. Виды убежищ животных. Домашние
питомцы кошки, собаки. Правила содержания.
Практика: Составление памяток по уходу за домашними
животными. Выполнение рисунка «Мой любимый питомец».
4.5.«Профессии» животных.
Теория: «Профессии» лесных животных. Лесные мастера.
Садовники леса. Санитары и врачеватели леса.
Практика: Викторина «Лесные животные»
3.
Природная лаборатория
5.1. Лесные витамины
Теория: Ягодознание. Ягодные адреса. Советы ягодникам. Лесные
чаи и витаминные напитки.
Практика: Коллаж «Лесные витамины».
5.2. Съедобные и ядовитые грибы
Теория: Грибознание. Грибные адреса. Дружба грибов с деревьями.
Портреты съедобных и несъедобных грибов. Изучение съедобных и
несъедобных грибов.
Практика: Лото «Съедобные и несъедобные грибов».
5.3. Лекарственные растения
Теория: Лесная лечебница. Целебные ароматы леса. Лесная аптека
Практика: рисунок «Лекарственные травы».
5.4. Осторожно – опасность в лесу!
Теория: Опасности в лесу: встречи со зверями, змеями, ядовитыми
растениями, грибами, ягодами. Меры предосторожности.
Практика: Изготовление условных знаков.
5.5. Ориентиры леса.
Теория: Лесные ориентиры. Лесные барометры. Цветочные часы.
Практика: Викторина «Кто в лесу живет, что в лесу растет?».
6.Охрана природы.
6.1. Красная книга
Теория: Красная Книга. Причины исчезновения видов. Изучение
исчезающих видов растений и животных
Практика: Изготовление листовки «Осторожно, их мало!».
6.2. Экология города.
Теория: Экологическая ситуация в городе: Бытовые отходы.
Применение мусора.
Практика: Выполнение поделок из бытовых отходов.
9

6.3. Правила поведения в природе
Теория: Правила поведения в лесу: разжигание костра, уборка
мусора, отношение к лесным обитателям.
Практика: Экологическая игра «Поиск нарушителей природы».
7.Сезонные изменения в природе
7.1. Осенние явления в жизни растений
Теория: Сезонные изменения деревьев в природе. Календарь
природы.
Практика: Экскурсия «Тропою следопытов».
7.2. Зимняя природа.
Теория: Зимняя природа в произведениях русских писателей.
Практика: Чтение стихов, рассказов, разгадывание загадок о
природе. Экскурсия «Деревья зимой».
7.3. Обитатели зимнего леса.
Теория: Обитатели зимнего леса. Зимние следы птиц, зверей.
Практика: Заочная экскурсия «Загадки животного мира». Изучение
следов птиц и зверей на снегу.
7.4. Весенние явления в жизни растений
Теория: Весенние явления в жизни растений.
Практика: Экскурсия. Конкурс рисунков «Первоцветы нашего
края».
7.5. Сезонные изменения в природе летом.
Теория: Сезонные изменения в природе весной и летом. Летние
кладовые.
Практика: Изготовление флористических поделок.
Учебный (тематический) план
2 год обучения
№
п/п

Название раздела, темы

Количество часов
всего
теория
практика

1.

Человек и природа

4

3

1

1.1

Мы жители планеты Земля

2

2

0

1.2

Экология и мы.

2

1

1

2.

Неживое в природе

26

12

14

2.1

Неживая природа

4

2

2

2.2

4

2

2

2.3

Солнце – источник тепла и
света
Вода – источник жизни

8

4

4

2.4

Почва – святыня наша.

4

2

2

2.5

Явления природы

4

2

2

10

Формы
аттестации/
контроля
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
педагогическое

2.6

Диалоги
природой

неживой

2

0

2

3.
3.1

18
2

9
1

9
1

3.2

Живое в природе
Экологические
связи
неживой и живой природы
Птицы нашего края

4

2

2

3.3

Растения рядом

4

2

2

3.4

Комнатные растения

4

2

2

3.5

4

2

2

4.
4.1

Дикорастущие
растения
луга, водоема и леса
Царство грибов
Съедобные грибы

10
4

6
2

4
2

4.2

Несъедобные грибы

3

2

1

4.3

Микроскопические грибы

3

2

1

5.

Сельскохозяйственный
труд весной
Сельскохозяйственные
работы на пришкольном
участке
Сельскохозяйственные
опыты на пришкольном
участке
ИТОГО

10

1

9

6

1

5

4

0

4

68

31

37

5.1

5.2

с

наблюдение
педагогическое
наблюдение
тест
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
тест
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение

Содержание учебного (тематического) плана
1.Человек и природа.
1.1 Мы жители планеты Земля.
Теория: Представление об основных понятиях живая и не живая
природа. Предметы природы и предметы, созданные человеком. Различия
между растениями и животными. Представление об основных понятиях
начального
1.2 Экология и мы.
Теория: Связь человека с природой. Место человека как части природы.
Изменения в окружающей среде. Положительное и отрицательное
влияние человека на природу. Влияние окружающей среды на здоровье
людей.
Практика: Просмотр видеофильма «Экология Земли». Составление
моделей, показывающих место человека в природе.
2. Неживое в природе.
2.1 Неживая природа.
11

Теория: Неживое в природе, ее многообразии.
Практика: Экскурсия на пришкольный участок «Предметы и явления
неживой природы вокруг меня».
2.2 Солнце – источник тепла и света.
Теория: Солнце - источник тепла и света для живых существ. Влияние
солнца на жизнь на Земле. Солнце и здоровье.
Практика: Практическая работа в группах: «Значение Солнца для
растений», «Значение Солнца для животных», «Значение Солнца для людей».
Опыты с нагреванием на солнце предметов белого и чёрного цвета с целью
уточнения степени нагревания различных предметов.
2.3 Вода – источник жизни.
Теория: Вода, ее признаки и свойства. Охрана и значении воды.
Источники загрязнения. Загрязнении воды и её очистка.
Практика: Практическая работа по выявлению признаков «Цвет, запах,
форма воды». Опыты по выявлению свойств воды: вода - растворитель,
текучесть, прозрачность, переходные состояния. Опыты по очистке воды.
Изготовление простых фильтров. Акция «Сбережем капельку!».
2.4 Почва – святыня наша.
Теория: Почва – необходимая среда для растений. Значение почвы и
меры по ее охране.
Практика: Опыты по составу почвы (вода, воздух, органические
вещества, песок, глина). Просмотр коллекции «Виды почвы».
2.5 Явления природы.
Теория: Погода. Климат. Определение прогноза погоды. Способы
прогнозирования изменений в природе.
Практика: Практическая работа «Наблюдение за погодой». Анализ
наблюдения за погодой в «Календарях природы».
2.6 Диалоги с неживой природой.
Практика: Акция «Мы, против мусора!».
3. Живое в природе.
3.1 Экологические связи неживой и живой природы.
Теория: Экологические связи неживой и живой природы.
Практика: Соревнование на создание самой интересной и длинной
цепи питания. Защита своей модели.
3.2 Птицы нашего края.
Теория: Птицы района. Перелетные птицы.
Практика: Практикум «Хлебные крошки».
3.3 Растения рядом.
Теория: Растения нашего района.
Практика: Экскурсия по изучению растений пришкольного участка.
Игра «Угадай растения по описанию».
3.5 Комнатные растения.
Теория: Комнатные растения разных экологических групп. Способы
размножения комнатных растений. Уход за растениями. Удивительные
комнатные растения.
12

Практика: Практическая работа по размещению комнатных растений.
Пересадка комнатных растений.
3.6 Дикорастущие растения луга, водоема и леса.
Теория: Разнообразие дикорастущих растений, экологические
особенности, охрана.
Практика: Работа с гербариями.
4. Царство грибов.
4.1 Съедобные грибы.
Теория: Значение грибов для человека, растений и животных.
Многообразие грибов. Грибы - накопители вредных веществ. Строении
шляпочных, пластинчатых и трубчатых грибов. Правила сбора грибов без
нарушения лесной подстилки.
Практика: Конкурс рисунков «Съедобные грибы».
4.2 Несъедобные грибы.
Теория: Сходство и различие съедобных и несъедобных грибов.
Экологическая грамотность, поведения в природе.
Практика: Изготовление листовки «Осторожно – ядовитые грибы!»
4.3 Микроскопические грибы.
Теория: Виды микроскопических грибов. Свойства и значения их в
жизни человека. Болезнетворные бактерии. Строение микроскопических
грибов.
Практика: просмотр видеофильма «Микроскопические грибы».
Изготовление модели строения микроскопических грибов.
5. Сельскохозяйственный труд весной.
5.1 Сельскохозяйственные работы на пришкольном участке.
Теория: Сельскохозяйственные машины и орудия. Значении труда
людей весной в поле, в огороде.
Практика: Разбивка грядок для посадки культурных растений.
Изготовление лунок для посадки деревьев и кустарников на пришкольном
участке. Побелка стволов. Изготовление колышков и этикеток.
5.2 Сельскохозяйственные опыты на пришкольном участке.
Практика: Опыты:
1. «Влияние сроков посева на время цветения декоративных растений».
2. «Влияние удобрений на рост и развитие высаженных растений».
Учебный (тематический) план
3 год обучения
№
п/п

Название раздела, темы

Количество часов
всего

теория

практика

Жизнь растений

16

7

9

1.1

Многообразие растений

6

2

4

1.2

Растения - путешественники

2

1

1

1

13

Формы
аттестации/
контроля

педагогическое
наблюдение
педагогическое

наблюдение
1.3

Растения хищники

2

1

1

1.4

Необычные цветы

2

1

1

1.5

Растения сорняки.

2

1

1

1.6
2

Растения-рекордсмены
Жизнь животных

2
20

1
8

1
12

2.1

Динозавры

2

1

1

2.2

Хищники

2

1

1

2.3
2.4

Травоядные
Взаимоотношения в животном
мире
Домашние животные

2
2

1
1

1
1

10

3

7

2

1

1

18
3

7
1

11
2

3

1

2

3

2

1

2.5

3.3

Значение животных в жизни
человека
Жизнь в реках и озерах
Получение
кислорода
под
водой
Пресноводные животные и
растения
Морские обитатели

3.4

Обитатели глубин

3

1

1

3.5

Загрязнение водоемов

6

1

5

4
4.1

Сельскохозяйственный труд
Почва

14
2

3
1

11
1

4.2

Семена декоративных культур

2

1

1

4.3

Проект клумбы «Цветочный
микс»
ИТОГО

10

1

9

68

25

43

2.6
3
3.1
3.2

педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
тест
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
тест
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение

Содержание учебного (тематического) плана
1. Жизнь растений.
1.1 Многообразие растений.
Теория: Происхождение растений. Основные этапы развития
растительного мира. Разнообразие, распространение, значение растений.
Особенности цветения растений. Удивительные растения моего края.

14

Практика: Викторина «Что я знаю о растениях». Рассматривание
гербария растений. Конкурс рисунков. Экскурсия в парк.
1.2 Растения - путешественники.
Теория: Способы распространения растений.
Практика: Составление карты путешествия растений.
1.3 Растения хищники.
Теория: Исторические сведения и изучение насекомоядных
растений. Распространение. Механизмы и типы ловушек.
Практика: Просмотр видеоролика «Удивительные растения хищники».
1.4 Необычные цветы.
Теория: Цветы в нашей жизни. Необычайные цветы Южной Америки,
Азии и Африки.
Практика: Рисунок «Необычный цветок».
1.5 Растения сорняки.
Теория: Опасные сорняки и вредители здоровья человека. Меры
борьбы и предосторожности.
Практика: Изготовление памятки «Опасные сорняки». Игра: "Угадай
растение по описанию".
1.6 Растения-рекордсмены.
Теория: Разновидности растений-рекордсменов. Среда обитания.
Значение для человека.
Практика: просмотр видеоролика «Удивительные растения –
рекордсмены».
2. Жизнь животных.
2.1 Динозавры.
Теория: Виды динозавров. Хищные динозавры. Травоядные
динозавры. Всеядные динозавры. Летающие ящеры. Морские динозавры.
Практика: Рассматривание и обсуждение внешнего вида и образа
жизни различных видов динозавров. Просмотр видеофильма о жизни
динозавров.
2.2 Хищники.
Теория: Основные семейства млекопитающих хищников. Интересные
факты о хищных животных.
Практика: Просмотр видеофильма о жизни хищников. Викторина
«Хищные животные».
2.3 Травоядные.
Теория: Список травоядных животных. Особенности, строение и
описание растительноядных. Признаки класса и отряда травоядных.
Практика: Викторина «Эти удивительные животные».
2.4 Взаимоотношения в животном мире.
Теория: Полезные взаимосвязи природы и человека.
Практика: Экологический проект «Почему нужно защищать
природу?»
2.5 Домашние животные.
Теория: Виды домашних животных. Уход за домашними животными.
15

Практика: Проект «Ты в ответе за тех, кого приручил». Викторина
«Собаки – наши друзья». Игра – викторина «Породы собак».
Разработка инструкции по уходу и содержанию домашних питомцев
(кошки, собаки, хомячки, морские свинки, попугаи, канарейки).
2.6. Значение животных в жизни человека.
Теория: Значение животных в жизни человека.
Практика: Составление схемы «Значение животных в жизни
человека».
3.
Жизнь в реках, озерах и морях.
3.1
Получение кислорода под водой.
Теория: Пресная вода. Жители рек. Способы получения кислорода.
Практика: Опыт «Получение кислорода и изучение его свойств».
3.2
Пресноводные животные и растения.
Теория: Обитатели пресных вод. Рыбы, амфибии. Обитатели берегов
рек и озер. Водоплавающие млекопитающие (перепончатые конечности).
Практика: Составление коллажа.
3.3
Морские обитатели.
Теория: Многообразие морских обитателей. Безопасные, опасные
животные для человека. Внешним вид, особенности передвижения,
приспособленность к жизни в водной среде, особенности питания,
поведения; формы защиты морских обитателей.
Практика:
Просмотр
видеофильма
«Морские
обитатели».
Изготовление в технике оригами фигурок морских животных.
3.4
Обитатели глубин.
Теория: Разновидности глубоководных рыб. Характеристики.
Окружающая среда.
Практика: Викторина «Эти удивительные рыбы». Изготовление
открыток «Глубоководные рыбы».
3.5
Загрязнение водоемов.
Теория: Загрязнение водоемов. Кислотные дожди, нитраты. Сброс
отходов, плохая очистка точных вод - причина загрязнения водоемов.
Практика: Экологический проект «Человек и его деятельность –
причина загрязнения водоемов» Акция «Сохраним воду!».
4.
Сельскохозяйственный труд.
4.1
Почва.
Теория: Способы перекопки, рыхления почвы.
Практика: Практическая работа «Изучение механического состава
почвы» (глинистые, песчаные, суглинистые). Подготовка почвы на
пришкольном участке.
4.2
Семена декоративных культур.
Теория: Многообразие семян различных культур. Правила хранения и
посева семян.
Практика: Посадка семян. Составление графика полива.
4.3
Проект клумбы «Цветочный микс».
Теория: Правила размещения цветочных культур.
16

Практика: Составление плана – проекта клумбы. Высадка рассады на
участке.
1.4 Планируемые результаты
Метапредметные результаты:
 развитие
познавательного интереса; памяти, внимания,
наблюдательности, логического
мышления,
речи;
творческих
способностей;
 коммуникабельности; навыков самостоятельной работы;
 умение анализировать, проектировать;
 оценивать поведение и деятельность людей с точки зрения их
экологической целесообразности.
Личностные результаты:
-Воспитание усидчивости, трудолюбия, аккуратности;
-Формирование гуманного и бережного отношения к окружающей
среде, нравственных правил обращения с объектами природы;
-Уметь выполнять правила безопасного и экологического поведения в
природе.
Предметные результаты:
1 год обучения
Учащиеся должны знать:
- влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов
(примеры);
- значение растений и животных в жизни человека, условия их
выращивания и правила ухода;
- разносторонние связи человека с окружающей природной средой;
-условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и
природы;
- позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;
-способы сохранения окружающей природы;
- экологически сообразные правила поведения в природе.
Учащиеся должны уметь:
- выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;
- применять теоретические знания при общении с живыми организмами
и в практической деятельности по сохранению природного окружения и
своего здоровья;
- заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об
улучшении качества жизни;
-улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу,
ближайшее природное окружение);
- осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей
природе;
- наблюдать предметы и явления природы.
2 год обучения
Учащиеся должны знать:
-основные группы растительных и животных организмов и их
17

приспособленность к условиям существования (примеры);
- влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов
(примеры);
- значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между
ними (примеры);
- значение растений и животных в жизни человека, условия их
выращивания и правила ухода;
- разносторонние связи человека с окружающей природной средой;
-условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и
природы;
- позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;
-способы сохранения окружающей природы;
- экологически сообразные правила поведения в природе.
Учащиеся должны уметь:
- выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;
- применять теоретические знания при общении с живыми организмами
и в практической деятельности по сохранению природного окружения и
своего здоровья;
- заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об
улучшении качества жизни;
-улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу,
ближайшее природное окружение);
- осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей
природе;
- наблюдать предметы и явления природы.
3 год обучения
Учащиеся должны знать:
-основные группы растительных и животных организмов и их
приспособленность к условиям существования (примеры);
- влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов
(примеры);
- значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между
ними (примеры);
- значение растений и животных в жизни человека, условия их
выращивания и правила ухода;
- многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между
ними;
- различия съедобных и несъедобных грибов;
- позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;
- способы сохранения окружающей природы;
Учащиеся должны уметь:
- выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;
- ухаживать за культурными растениями и домашними животными
(посильное участие);
18

- заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об
улучшении качества жизни;
- предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные
примеры);
- осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей
природе.
2. Организационно – педагогические условия
2.1. Календарный учебный график на 2024-2025 учебный год
Год
обучения
1 год

Дата
начала
обучения
02.09.2024

Дата
окончания
обучения
23.05.2025

Количество Количество Количество
учебных
учебных
учебных
недель
дней
часов
34
68
68

Режим
занятий
2 раза в
неделю по
1 часу

I полугодие – 16 учебных недель
II полугодие – 18 учебных недель
Каникулы: 24 декабря 2024 г.-08 января 2025 г.; 24-26, 29-30 марта 2025 г.

2.2. Условия реализации программы
Материально- техническое обеспечение
Обеспечивается образовательной организацией:
- Учебный кабинет (включая типовую мебель) 1 единица на группу;
- Компьютер персональный, 1 штука на группу;
- проектор, экран, 1 штука на группу;
- Доска школьная (магнитно-маркерная), 1 штука на группу.
Кадровое обеспечение
Реализацию программы обеспечивает педагог дополнительного
образования, обладающий профессиональными знаниями и компетенциями в
организации и ведении образовательной деятельности.
Уровень образования педагога: среднее профессиональное образование,
высшее образование – бакалавриат, высшее образование – специалитет или
магистратура.
Уровень
соответствие
квалификации:
образование
педагога
соответствует профилю программы.
Профессиональная категория: без требований к категории.
Методические материалы
№
п/п

1

Название раздела

Введение в экологию

Материально –
Формы, методы,
техническое
приемы
оснащение,
обучения
дидактикометодический
материал
Демонстрационный Беседа,
материал,
показ,
раздаточный
практическая
19

Формы
учебного
занятия

Беседа
практическое
занятие,

материал
2

Природа вокруг нас

Демонстрационный
материал,
раздаточный
материал

3

Природа в русском Демонстрационный
народном творчестве материал,
раздаточный
материал

4

Живая природа

Демонстрационный
материал,
раздаточный
материал

5

Природная
лаборатория

Демонстрационный
материал,
раздаточный
материал

6

Охрана природы

Демонстрационный
материал,
раздаточный
материал

7

Сезонные изменения Демонстрационный
в природе
материал,
раздаточный
материал

8

Человек и природа

Демонстрационный
материал,
раздаточный
материал

9

Неживое в природе

Демонстрационный
материал,
раздаточный
материал

10

Живое в природе

Демонстрационный
материал,
раздаточный
материал

11

Царство грибов

Демонстрационный
материал,
раздаточный
материал

20

работа,
наблюдение
Беседа,
показ,
практическая
работа,
наблюдение
Беседа,
показ,
практическая
работа,
наблюдение
Беседа,
показ,
практическая
работа,
наблюдение
Беседа,
показ,
практическая
работа,
наблюдение
Беседа,
показ,
практическая
работа,
наблюдение
Беседа,
показ,
практическая
работа,
наблюдение
Беседа,
показ,
практическая
работа,
наблюдение
Беседа,
показ,
практическая
работа,
наблюдение
Беседа,
показ,
практическая
работа,
наблюдение
Беседа,
показ,
практическая
работа,
наблюдение

экскурсия
Беседа
практическое
занятие,
экскурсия
Беседа
практическое
занятие,
экскурсия
Беседа
практическое
занятие,
экскурсия
Беседа
практическое
занятие,
экскурсия
Беседа
практическое
занятие,
экскурсия
Беседа
практическое
занятие,
экскурсия
Беседа
практическое
занятие,
экскурсия
Беседа
практическое
занятие,
экскурсия
Беседа
практическое
занятие,
экскурсия
Беседа
практическое
занятие,
экскурсия

12

Сельскохозяйственный Демонстрационный Беседа,
труд весной
материал
показ,
практическая
работа,
наблюдение

13

Жизнь растений

14

15

16

Демонстрационный
материал,
раздаточный
материал

Беседа,
показ,
практическая
работа,
наблюдение
Жизнь животных
Демонстрационный Беседа,
материал,
показ,
раздаточный
практическая
материал
работа,
наблюдение
Жизнь в реках и озерах Демонстрационный Беседа,
материал,
показ,
раздаточный
практическая
материал
работа,
наблюдение
Сельскохозяйственный Демонстрационный Беседа,
труд
материал
показ,
практическая
работа,
наблюдение

Беседа
практическое
занятие,
уход
за
садовыми
растениями
Беседа
практическое
занятие,
экскурсия
Беседа
практическое
занятие,
экскурсия
Беседа
практическое
занятие,
экскурсия
Беседа
практическое
занятие,
уход
за
садовыми
растениями

2.2 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Текущий контроль (в течение всего учебного года) – проводится
после прохождения каждой темы, чтобы выявить пробелы в усвоении
материала и развитии обучающихся, заканчивается коррекцией
усвоенного материала. Формы проведения: опрос, игра-викторина,
постановка экологической сказки, выполнение практических заданий,
конкурс, участие в природоохранной акции, участие в выставке.
Промежуточная аттестация – проводится в середине учебного года
(декабрь) по изученным темам, разделам для выявления уровня усвоения
содержания программы. Форма проведения: тестирование (приложение
№ 1, №2, №3).
Итоговая аттестация – проводится в конце обучения по программе и
позволяет оценить уровень результативности усвоения программы.
Форма проведения: тестирование (приложение № 1, №2, №3).

21

3. Список литературы
Для педагога
Нормативные документы
1.
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г.
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2.
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от
31 марта 2022 г. № 678-р.
3.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
09.11.2018 №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».
4.
Федеральный проект «Успех каждого ребенка» в рамках
национального проекта «Образование».
5.
Федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан
Российской Федерации» в рамках национального проекта «Образование» (до
2024 г.).
6.
Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи».
7.
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29
мая 2015 г. № 996-р.
8.
Подпрограмма «Наследие» государственной программы РФ
«Развитие культуры» (с 16 апреля 2020 г. - утв. Постановлением
Правительства РФ от 31 марта 2020 г. №392).
9.
Подпрограмма «Искусство» государственной программы РФ
«Развитие культуры» (с 16 апреля 2020 г. – утв. Постановлением
правительства РФ от 31 марта 2020 г. №392).
10.
Стратегия развития воспитания в Свердловской области до 2025
года, утв. Постановлением Правительства Свердловской области от 7 декабря
2017 г. № 900-ПП.
11.
Устав МБУДО ПГО «Пышминский ЦДО», утв. постановлением
администрации Пышминского городского округа от 19.12.2018 г. №760.
12.
Положение
о
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих программах муниципального бюджетного учреждения
дополнительного
образования
Пышминского
городского
округа
«Пышминский центр дополнительного образования» (приказ № 16/3 от 11
марта 2022 г.).
Литература, использованная при составлении программы
1.Бацанов Н.П. Ваши домашние четвероногие друзья. «Лениздат». С.П. 1992.
22

2.Беккер И.Л. Времена года. «ТЦ Сфера». М., 2001.
3.Домашние кошки / [Ю. И. Филиппов, А. Г. Придатко, А. Н. Елисеев и
др.]; Сост. Ю. И. Филиппов. - М.: Росагропромиздат, 1991. - 253 с.
4. 17. Минюрова С. А. Возрастная психология: детство, отрочество
[Текст]: учеб. пособие для студентов вузов/ С.А. Минюрова; Урал.
Гос.пед.ун-т. – Екатеринбург, 2010. – 176с.
5.Пономарёва О. Н. Народные традиции в экологическом образовании
[Текст]: учебно – методическое пособие / О. Н. Пономарёва – М.: ООО
«Издательство Скрипторий», 2006. – 62 с.
6.Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших
школьников. – 2-е изд., испр. и доп. – Самара: Издательство «Учебная
литература», 2007. – 208 с.
7. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика
воспитания: Учебное пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений/Под ред.
В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 336 с.
8.Федотова, А.М. Экологическое воспитание дошкольников: учеб.
пособие для пед.училищ / А.М. Федотова. – М.: Просвещение, 2011.
9.Хусаинов, З.А. Основы формирования экологической культуры
обучающихся / З.А. Хусаинов // Инновации в образовании, 2013. –№2. –
С.66.
10.Экологическое образование школьников / под ред. И.Д. Зверева,
Т.И. Суравегиной. – М., 2011.
Для учащихся (родителей)
1.
Алексеев В. А. 300 вопросов и ответов по экологии. –
Ярославль: «Академия развития», 1998.– 240 с.
2.
Спарджен Р. Экология: Энциклопедия окружающего мира. –
М.: «РОСМЭН», 1997. – 48 с.
3.
Экологические сказки: для детей, родителей и педагогов /
Сост. – Мн.: «Асар», 1998. – 160 с.
4.
Энциклопедия для детей: Птицы и звери / Под ред. М.
Аксенова – М.: «Аванта+», 2002. – 448 с.

23

Приложение 1.
1 год обучения
Промежуточная аттестация
Тест
1. Что такое климат?
а) разнообразие погоды
б) многолетний режим погоды, характерный для данной местности
в) осадки, тепло, ветер
2. Какая запись обозначает температуру три градуса тепла? (нужное
подчеркнуть)
а) 3°,
б)- 3°,
в) +3°
3. На поверхности реки пышно разрастаются водоросли, они занимают
большую площадь водной поверхности. О чем это говорит?
а) о загрязнении реки;
б) о чистоте реки;
в) о многообразии водных растений.
4. Явления природы – это …
а) изменения в жизни человека и животных
б) все изменения, происходящие в природе
в) изменения, связанные со сменой времён года.
5. Как называется прибор для измерения температуры воздуха?
а) градусник
б) термометр
в) барометр
6. Отметь явления живой природы.
а) капель
б) листопад
в) линька
г) снегопад
7. В почве обитают живые существа: …
а) муравьи, мухи, тараканы;
б) бабочки, жуки, мыши;
в) кроты, медведи, дождевые черви;
г) дождевые черви, кроты, медведки.
Критерии оценивания по уровням:
6-7 баллов – высокий уровень
5-4 баллов – средний уровень
меньше 4 баллов – низкий уровень
24

Итоговая аттестация
Тест
1. Красная книга – это особая книга, в которой перечислены…
а) опасные растения и животные планеты
б) редкие и исчезающие растения и животные
в) необычные растения и животные
г) домашние животные и культурные растения
2. Для подкормки птиц зимой надо делать…
а) скворечники
б) дуплянки
в) кормушки
г) поилки
3. Какое из этих комнатных растений - лекарственное?
а) кактус
б) фиалка
в) фикус
г) алоэ
4.Какое из этих животных не относится к домашним животным?
а) овца
б) слон
в) лошадь
г) корова
5.Какую птицу называют лесным доктором?
а) голубя
б) сороку
в) дятла
г) кукушку
6.Какая из этих полезных привычек помогает беречь природу?
а) зарядка по утрам
б) экономия электричества
в) мытье рук перед едой
г) уборка игрушки после игры
7.Нужно ли в лесу срывать и растаптывать грибы мухоморы?
а) да, потому что от них нет пользы
б) да, потому что они мешают расти другим грибам
в) нет, потому что в природе они нужны
г) нет, потому что это очень опасно
Критерии оценивания по уровням:
6-7 баллов – высокий уровень
5-4 баллов – средний уровень
меньше 4 баллов – низкий уровень

25

Приложение 2
2 год обучения
Промежуточное аттестация
Тест
1.
Как изменяется осенью высота солнца в небе и
продолжительность дня?
a)
Осенью солнце поднимается высоко в небе, дни становятся
длиннее.
b)
Осенью солнце поднимается не так высоко в небе, дни становятся
короче.
c)
Осенью солнце поднимается не так высоко в небе, дни становятся
длиннее.
2. Дайте характеристику осеннему дождю.
a)
Дождь сильный, но недолгий.
b)
Теплый ливневый дождь.
c)
Дождь мелкий, моросящий, затяжной.
3. Что такое ледостав?
a)
Образование жесткой корки на снегу.
b)
Реки, пруды, озёра покрыты льдом.
c)
Образование сосулек на крышах домов.
4. Осенние явления в неживой природе - это ...
a)
Отлёт перелётных птиц.
b)
Похолодание, густые туманы, первый снег, ледостав.
c)
Иней, листопад, линька у животных.
5.Почему в природе происходит листопад?
a)
Охлажденную воду корни растений не всасывают.
b)
Листья осыпаются из-за нехватки солнечного света.
c)
Листья срывают порывы сильного ветра и дождя.
5.
Почему птицы улетают в теплые края?
a)
Из-за недостатка пищи.
b)
Птицы могут перенести предстоящие холода.
c)
Птицы не линяют и становятся видной добычей на снегу.
7.
Какие животные впадает в спячку?
a)
Заяц и бобёр.
b)
Лиса и волк.
c)
Медведь и ёж.
Критерии оценивания по уровням:
7 баллов--высокий уровень
6-5 баллов- средний уровень
4-1 баллов-низкий уровень

26

Итоговая аттестация
Тест
1. Выбери правильное утверждение:
o Природа – это то, что нас окружает.
o Природа – это то, что нас окружает и не создано руками
человека.
o Природа – это явления природы и человек.
2. Выбери картину, где изображены только объекты неживой природы.

o

Вариант 1:

o

Вариант 2:

o

Вариант 3:

3. Рождается, дышит, питается, растет, умирает. Все это характеризует
что?
o Природу.
o Живую природу.
o Неживую природу.
4. Все природные явления относят:
o К живой природе.
o К неживой природе.
o К природе не относятся.
5. Найди группу, где перечислены только объекты неживой природы.
o Звезды, облака, планеты.
o Щука, комар, ручей.
o Гнездо, скворечник, нора.
6. Грибы относятся к:
o Живой природе.
o Неживой природе.
o К природе не относится.
7.Что показывает данная схема?
27

o

Человек влияет на

природу.
Живая и неживая
природа влияет на человека.
o Связь между живой и
неживой природой.
o

8.Какое изображение показывает связь живой и неживой природы?

1.

2.
o
o
o

3.

№1
№2
№3
9.Что подтверждает данная картинка?
Живая и неживая природа связаны
между собой.
o На рисунке изображены объекты живой
природы.
o Живая и неживая природа не связаны
между собой.
o

Критерии оценивания по уровням:
9-8 баллов--высокий уровень
7-6 баллов- средний уровень
5-1 баллов-низкий уровень

28

Приложение 3
3 год
Промежуточная аттестация
Тест
1. Подпиши части гриба:
1)__________________
2)__________________
3)__________________

2. Почему лес можно назвать
многоэтажным
домом?____________________________________________________________
__________________________________________________________________
3. Определи съедобные грибы и напиши их названия:

____________________

_______________________

_______________________ ____________________
4. В какой строчке все деревья относятся к лиственным:
1) дуб, ель, берёза, осина
2) берёза, лиственница, клён, рябина
3) осина, берёза, клён, дуб
5. Какими полезными и лечебными свойствами обладают следующие растения:
Берёза________________________________________________
Дуб__________________________________________________
29

Можжевельник________________________________________
Калина_______________________________________________
6. Подпиши названия ягод:

1) _______________________4) ___________________________
2)_______________________ 5) ____________________________
3)_______________________ 6)____________________________
Какая из этих ягод ядовитая? _______________________________
7. Укажи предмет неживой природы:
1) рыба
2) озеро
3) трава
4) насекомое
8. Какие растения относятся к растениям - «альпинистам»?
_________________________________________________________________
Почему их так назвали (какая в них особенность)?
_________________________________________________________________
Критерии оценивания по уровням:
8-7 баллов--высокий уровень
6-5 баллов- средний уровень
4-1 балл-низкий уровень

30

Итоговая аттестация
Тест
1. Почему животных называют домашними?
а) за ними ухаживает человек
б) они обитают в лесах, степях, горах
в) они живут в зоопарках
2. Какие условия необходимы для жизни животных?
а) пища, свет, тепло
б) вода, пища, воздух, свет, тепло
в) вода, воздух, тепло
3. Какое средство, оберегающее от врагов, имеют бабочки?
а) хоботки
б) пахучая жидкость
в) крылья, похожие на крылья или цветочек
4. Кто из птиц имеет огромный клюв, в который помещается рыба?
а) орел б) пеликан в) цапля
5. Допиши предложение:
Животных, тело которых покрыто перьями, называют ________________
Животные, тело которых покрыто чешуйками-это ___________________
Животные, тело которых покрыто шерстью- это _____________________
6. К хищникам относится:
а) заяц
б) волк
г) коза
7. Впадает в спячку:
а) медведь
б) белка
в) ёж
г) лиса
8. Могут жить длительное время без воды:
а) лошадь
б) верблюд
д) лягушка
9. К травоядным животным относится:
а) еж
б) лиса
в) лошадь
г) заяц
10. К насекомым относится:
а) стрекозы
б) гусеница
в) комар
г) ящерица
11. Что такое почва?
а) это песок и глина
31

б) это верхний слой суши, в котором живут растения, животные и
микроорганизмы.
в) это перегной
12. Главное свойство почвы:
а) плодородие
б) влажность
в) цвет
Критерии оценивания по уровням:
12-11 баллов – высокий уровень
10-7 баллов – средний уровень
меньше 6 баллов – низкий уровень

32


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».