Шахматы

муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования Пышминского городского округа
«Пышминский центр дополнительного образования»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
физкультурно-спортивной направленности

«ШАХМАТЫ»
возраст учащихся 8 - 15 лет
срок реализации программы 3 года
разноуровневая программа: стартовый, базовый уровни

Автор-составитель:
Совин Н.Н.,
педагог дополнительного
образования

пгт. Пышма
2024 год

1. Основные характеристики
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Шахматы» относится к физкультурно - спортивной направленности, так
ориентирована на интеллектуальное, здоровьесберегающее и патриотическое
воспитания учащихся посредством овладения навыками игры в шахматы.
Программа составлена в соответствии с нормативными правовыми
актами и государственными программными документами:
1.
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г.
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2.
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от
31 марта 2022 г. № 678-р.
3.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
09.11.2018 №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».
4.
Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (Письмо Министерства
образования и науки Российской Федерации № 09-3242 от 18.11.2015).
5. Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодёжи».
6. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 №816 «Об утверждении
Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ».
7.
Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской
Федерации на период до 2023 года.-утв. распоряжением правительства РФ от
24 ноября 2020 года № 3081 –р.
8.
Стратегия развития физической культуры и спорта Свердловской
области на период до 2035 года, утв. Постановлением Правительства
свердловской области от 25 декабря 2019 г. №1001-ПП.
9.
Национальный проект «Образование» (паспорт утверждён
президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и
национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. №16)).
10.
Приказ МО и молодёжной политики Свердловской области от
30.03.2018 г. №162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на
территории Свердловской области на период до 2035 года».
11.
Федеральный проект «Успех каждого ребёнка» в рамках
национального проекта «Образование».
2

Актуальность общеразвивающей программы.
Программа «Шахматы» базируется на современных требованиях
модернизации системы образования, способствует соблюдению условий
социального, культурного, личностного развития, а также творческой
самореализации детей. Она направлена на организацию содержательного
досуга учащихся, удовлетворение их потребностей в активных формах
познавательной деятельности.
Активное освоение учащимися данного вида деятельности благотворно
скажется на их умственном и эмоциональном развитии, будет способствовать
формированию
нравственных
качеств,
изобретательности
и
самостоятельности, умения ориентироваться на плоскости, сравнивать и
обобщать. Присутствие игрового компонента, возможность личностной
самореализации без агрессии, компактность, экономичность – все это
выгодно выделяет шахматы из большого ряда иных видов спорта. Игра в
шахматы также способствует появлению устойчивых навыков в принятии
оптимальных самостоятельных решений в любой жизненной ситуации.
Обучаясь по данной программе, учащиеся познакомятся с историей
шахмат, биографией великих шахматистов, освоят теоретические основы
шахматной игры, приобретут турнирный опыт.
При осуществлении программы реализуются потребности родителей
(законных представителей) в занятости детей, в организации продуктивного
досуга во внеурочное время, в том числе и во время школьных каникул.
Отличительные особенности общеразвивающей программы.
Программа составлена на основе:
- Сухин И.Г. Шахматы. Полный курс для детей – Шахматы. Большой
самоучитель для детей. - Москва: Издательство АСТ, 2017.-160 с.
- Прудникова Е.А., Волкова Е.И. «Шахматы в школе. Методические
рекомендации»– М.: «Просвещение», 2018 г.
Отличительная особенность общеразвивающей программы состоит в
следующем: большое количество времени отводится изучению «доматового»
периода игры: изучается сила и слабость каждой шахматной фигуры, её
возможности. Спарринги ведутся уже с первых занятий ограниченным
количеством фигур. Используется специально организованная игровая
деятельность с приёмами обыгрывания учебных заданий, создания игровых
ситуаций. Важным достижением в овладении шахматными основами явится
умение детей ставить мат.
Ключевым моментом занятий является деятельность самих детей, в
которой они наблюдают за передвижением фигур на доске, сравнивают силу
фигур и их позицию, делают выводы, выясняют закономерности.
На втором и третьем году обучения идёт непосредственно обучение
шахматной игре, базовые знания по теории и практике игры: основы
эндшпиля, основы дебюта, основы миттельшпиля. При повторении тем в
процессе прохождения программы материал даётся с последующим
усложнением, добавлением новых ракурсов. Тематически большее внимание
3

уделяется овладению комбинационно-тактическим зрением и изучению
эндшпильных позиций.
Программа рассчитана не только на усвоение готовых знаний, но, самое
главное, на их понимание, осознание и самостоятельное применение.
Адресат общеразвивающей программы.
Программа адресована учащимся с 7 до 14 лет.
В младшем школьном возрасте (7-10 лет) происходит переход от
игровой деятельности к учебной. Переход сопровождается развитием новых
познавательных потребностей детей, активного интереса к окружающей
действительности, к овладению новыми знаниями и умениями. В младшем
школьном возрасте совершенствоваться координация, пространственное и
образное мышление. У ребенка развиваются самостоятельность,
организованность
и
дисциплинированность,
умение
оценивать,
анализировать свои поступки и результаты деятельности. В возрасте 7-10 лет
память приобретает черты произвольности, становится сознательно
регулируемой. Игра в шахматы способствует развитию различных
когнитивных функций учащихся, в том числе их мыслительных
способностей и интеллектуального потенциала.
В младшем подростковом возрасте (дети 10-12 лет) происходит
постепенное обретение чувства взрослости, ведущую роль начинает играть
социально - значимая деятельность. Качественно меняется мышление
школьника - от наглядно-образного мышления и начальных форм словеснологического к абстрактному мышлению, в основе которого лежит высокая
степень обобщённости и абстрактности. У детей активно развивается
логическая память, способность ко многим видам обучения, желание
продемонстрировать свои способности.
В подростковом возрасте (12-14 лет) особо выделяется стремление
подростков самоутвердиться, проявить себя, занять значимое место в
коллективе сверстников. Игра в шахматы является благоприятным условием
и методом воспитания способности к волевой регуляции поведения
подростков.
Принципы формирования учебных групп.
Комплектование учебных групп осуществляется по возрастным
категориям:
1 год обучения - 7-8 лет;
2 год обучения - 9-11 лет;
3 год обучения – 12-14.
Специального отбора на обучение не производится.
Наполняемость в группах 10-12 учащихся.
Режим занятий.
Продолжительность одного академического часа - 40 минут.
Перерыв между учебными занятиями -10 минут.
Общее количество часов в неделю – 3 часа.
Занятия проводятся1 раз в неделю по 3 часа.
4

Объем общеразвивающей программы - 306 часов.
1 год обучения: 102 часа.
2 год обучения:102 часа.
3 год обучения:102 часа.
Срок освоения общеразвивающей программы–3 года.
Особенности организации образовательного процесса - модель
реализации программы традиционная, представляет собой линейную
последовательность освоения содержания в течение 3 лет.
Перечень форм обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Перечень видов занятий – беседа, практическое занятие,
тренировочная игра, турнир.
Перечень форм подведения итогов реализации дополнительной
общеразвивающей программы: педагогическое наблюдение, беседа,
решение задач, тест, игра, турнир.
1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы
Цель общеразвивающей программы: развитие интеллектуальных и
волевых способностей учащихся в процессе обучения шахматной игре.
Задачи общеразвивающей программы:
Обучающие:
- познакомить с историей появления и развития шахматной игры;
- познакомить с правилами шахматной игры;
- обучить приёмам и методам шахматной борьбы.
Развивающие:
- развивать познавательный интерес к шахматной игре;
- развивать внимание, память, логическое мышление.
Воспитательные:
- формировать культуру общения и поведения в коллективе;
- прививать навыки здорового образа жизни;
- воспитывать трудолюбие, самостоятельность, активность, волю к победе.
1.3. Содержание общеразвивающей программы
Учебный план
Год
обуче
ния
1

Название раздела

Количество часов
Всего Теория Практика

Шахматы - мои друзья

3

2

1

Шахматное королевство
Ходы и взятие фигур

12
27

3
6

9
21

Шах, мат и пат

24

6

18

5

Формы
аттестации/
контроля
Пед.наблюдение
беседа
Пед.наблюдение
Пед.наблюдение
решение задач
игра
Пед.наблюдение
решение задач,
игра

Шахматная тактика

15

3

12

Игра всеми фигурами из
начального положения
Турнир в Шахматном
королевстве

15

5

10

6

1

5

102
6

26
2

76
4

Правила игры в шахматы

6

2

4

Простейшие схемы
достижения матовых
ситуаций

6

2

4

Защита в шахматной партии

3

1

2

Пед.наблюдение
решение задач

Шахматная тактика

27

5

22

Эндшпиль

18

2

16

Дебют

15

5

10

Основы анализа шахматной
партии

9

2

7

Сеанс одновременной игры

3

0

3

Соревновательная
деятельность

9

2

7

Пед.наблюдение
решение задач
игра
Пед.наблюдение
решение задач
игра
Пед.наблюдение
решение задач
игра
Пед.наблюдение
решение задач,
игра
Пед.наблюдение
турнир
Игра, турнир

102
3

23
1

79
2

Мой шахматный багаж

6

2

4

Шахматная тактика

36

8

28

Эндшпиль

18

6

12

Дебют

18

6

12

Оценка позиции в
шахматной партии
Шахматная композиция

6

2

4

3

1

2

Итог
2

3

Больше, чем игра

Итог
Шахматы в жизни человека

6

Пед.наблюдение
решение задач
Пед.наблюдение
беседа, игра
Пед.наблюдение
Игра, турнир
Пед.наблюдение
беседа
Пед.наблюдение
,игра
Пед.наблюдение
решение задач
игра

Пед.наблюдение
беседа
Пед.наблюдение
беседа, решение
задач, игра
Пед.наблюдение
решение задач,
игра
Пед.наблюдение
решение задач,
игра
Пед.наблюдение
игра
Пед.наблюдение
игра
Пед.наблюдение
решение задач

Сеанс одновременной игры

3

0

3

Соревновательная
деятельность

9

1

8

102

27

Итог

№
п/п

Пед.наблюдени
игра
Пед.наблюдение
игра, турнир

75
Всего по программе: 306 часов

Учебный (тематический) план
1 год обучения
Название раздела,
Количество часов
темы
всего
теория практика

1.

Шахматы - мои друзья

3

2

1

2.

12

3

9

3.

Шахматное
королевство
Ходы и взятие фигур

27

6

21

4.

Шах, мат и пат

24

6

18

5.

Шахматная тактика

15

3

12

6.

Игра всеми фигурами
из начального
положения

15

5

10

7.

Турнир в Шахматном
королевстве
ИТОГО

6

1

5

102

26

76

Формы
аттестации/
контроля
Пед.наблюдение,
беседа
Пед.наблюдение
Пед.наблюдение,
решение задач, игра
Пед.наблюдение,
решение задач, игра
Пед.наблюдение,
решение задач
Пед.наблюдение,
беседа, игра
Пед.наблюдение,
турнир

Содержание учебного (тематического) плана
1 год обучения
1.Шахматы – мои друзья.
Теория: Правила техники безопасности. Постановка задач на год.
Сведения о возникновении шахмат. От чатуранги к шатранджу, от
шатранджа к шахматам. Значение шахмат в жизни человека. Первое
знакомство с чемпионами мира по шахматам.
Практика: Игры на знакомство детей друг с другом.
2. Шахматное королевство:
Теория: Шахматная доска. Белые и черные поля, правильное
расположение доски между партнёрами, горизонталь, вертикаль, диагональ,
центр, крайние линии. Шахматная нотация. Шахматные фигуры. Белые,
черные фигуры, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Сравнительная
ценность фигур.
7

Начальная расстановка фигур. Правило «ферзь любит свой цвет». Связь
между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой
фигур.
Практика: Дидактические игры и задания «Горизонталь», «Вертикаль»,
«Диагональ», «Волшебный мешочек», «Угадай-ка», «Секретная фигура»,
«Что общего?», «Большая и маленькая», «Да или нет», «Мяч».
3.Ходы и взятие фигур
Теория: Правила хода и взятия каждой из фигур. Белопольные и
чернопольные слоны. Одноцветные и разноцветные слоны. Лёгкие и тяжёлые
фигуры. Ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки.
Превращение пешки, взятие на проходе.
Практика: Дидактические игры и задания: «Игра на уничтожение»,
«Один в поле воин», «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Сними часовых»,
«Кратчайший путь», «Захват контрольного поля», «Защита контрольного
поля», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита»,
«Выиграй фигуру», «Ограничение подвижности».
4. Шах, мат и пат
Теория: Шах. Три способа защиты от шаха. Мат, элементарный мат в
один ход. Линейный мат двумя ладьями одинокому королю, мат ферзём и
ладьёй, мат ферзём. Ничья, пат. Длинная и короткая рокировка.
Практика: Дидактические игры и задания: «Шах или не шах», «Дай
шах», «Пять шахов», «Защита от шаха», «Мат или не мат», «Первый шах»,
«Рокировка». Разыгрывание тематических позиций с целью достижения мата
одинокому королю.
5.Шахматная тактика.
Теория: Нападение. Простые понятия тактических ударов: «Двойной
удар», «Открытое нападение», «Связка», «Двойной шах».
Практика: Решение шахматных задач в один ход.
6. Игра всеми фигурами из начального положения.
Теория: Общие представления о том, как начинать шахматную партию.
Три правила дебюта. Демонстрация коротких партий и ловушек.
Практика: Дидактические игры и задания: «Два хода». Игровое
разыгрывание дебюта в парах.
7. Турнир в шахматном королевстве.
Теория: Шахматный этикет. Запись шахматной партии.
Практика. Участие в соревнованиях и турнирах по шахматам.
Учебный (тематический) план
2 год обучения
№ Название раздела, темы
Количество часов
п/п
всего теория практика
1.

Больше, чем игра

6

2
8

4

Формы
аттестации/
контроля
Пед.наблюдение,
беседа

2.

Правила игры в шахматы

6

2

4

3.

6

2

4

3

1

2

5

Простейшие схемы
достижения матовых
ситуаций
Защита в шахматной
партии
Шахматная тактика

27

5

22

6

Эндшпиль

18

2

16

7.

Дебют

15

5

10

8.

Основы анализа
шахматной партии.
Сеанс одновременной
игры
Соревновательная
деятельность
ИТОГО

9

2

7

3

0

3

9

2

7

102

23

79

4

9.
10

Пед.наблюдение,
игра
Пед.наблюдение,
решение задач,
игра
Пед.наблюдение,
решение задач
Пед.наблюдение,
решение задач,
игра
Пед.наблюдение,
решение задач,
игра
Пед.наблюдение,
решение задач,
игра
Пед.наблюдение,
беседа
Пед.наблюдение,
турнир
Игра, турнир

Содержание учебного (тематического) плана
2 год обучения
1.Больше, чем игра.
Теория: Правила техники безопасности. Постановка задач на год.
История шахмат. Чемпионы мира по шахматам и выдающиеся шахматисты
мира.
Практика: Упражнение «Сыграй, как чемпион мира».
2. Правила игры в шахматы.
Теория: Правила и цель игры. Фигуры: ходы и взятие. Сравнительная
сила фигур. Нападение. Шах. Три способа защитить короля от шаха.
Рокировка. Мат. Пат. Вечный шах. Ничья. Шахматная нотация. Запись
партии.
Практика: Шахматный «морской бой». Решение задач на отработку
ходов шахматными фигурами, взятия фигур, постановку шаха и мата.
Тренировочные партии. Запись партии.
3. Простейшие схемы достижения матовых ситуаций.
Теория: Матование одинокого короля: линейный мат двумя ладьями,
мат ферзём и ладьей, мат ферзём, мат ладьёй. Понятие «оппозиция». Мат в
один ход.
9

Практика: Решение типовых задач на мат в 1 ход. Тренировочные
партии: разыгрывание учебных позиций.
4. Защита в шахматной партии.
Теория: Пять способов защиты в шахматной игре: уход из-под
нападения, уничтожение атакующей фигуры, защита фигуры, перекрытие,
контрнападение.
Практика: Решение тематических задач. Тренировочные партии:
разыгрывание учебных позиций.
5. Шахматная тактика.
Теория: Активность - важнейший принцип шахматной игры.
Нападение. Двойной удар. Связка. Двойной шах. Открытое нападение. Ловля
фигуры. Сквозной удар. Мат на последней горизонтали. Шахматная
комбинация: выигрыш материала.
Практика: Решение шахматных задач на указанные тактические
приёмы, на мат в 1-2 хода. Решение элементарных шахматных комбинаций.
Тренировочные партии.
6. Эндшпиль.
Теория: Основы эндшпиля: реализация большого материального
преимущества. Основы пешечного эндшпиля: проходная пешка, активность
короля в эндшпиле, правило квадрата, король и пешка против короля.
Крайняя пешка, «отталкивание плечом». Понятие «оппозиция», золотое
правило оппозиции. Цугцванг. Король против пешек. Ферзь против пешки.
Практика: Решение тематических задач, разыгрывание тренировочных
учебных позиций.
7. Дебют.
Теория: Три стадии шахматной партии. Цели дебюта. Правила игры в
дебюте: быстрое развитие фигур, борьба за центр, безопасность короля.
Характерные ошибки в дебюте. Короткие партии и ловушки. «Мат Легаля»,
«Детский мат». Защита от «Детского мата».
Практика: Разбор коротких партий – катастроф, выявление
допущенных дебютных ошибок. Поиск защиты от «Детского мата».
Тренировочные партии на разыгрывание дебюта с соблюдением правил игры
в дебюте.
8.Основы анализа шахматной партии.
Теория: Основы анализа шахматной партии: выбери ход и найди план.
Компоненты анализа. Анализ сыгранных партий – одна из основных форм
совершенствования шахматиста.
Практика: Анализ партий сильнейших шахматистов. Самостоятельный
анализ и разбор с педагогом партий, сыгранных учащимися в спаррингах и
турнирах.
9. Сеанс одновременной игры.
Практика: Сеансы одновременной игры (в том числе и тематические).
10.Соревновательная деятельность (турниры).
10

Теория: История возникновения соревнований. Различные системы
проведения шахматных турниров. Правила поведения шахматиста во время
игры.
Практика: Участие в шахматных турнирах и соревнованиях.
Учебный (тематический) план
3 год обучения
№ Название раздела, темы
Количество часов
п/п
всего теория практика
3

1

2

2.

Шахматы в жизни
человека
Мой шахматный багаж

6

2

4

3.

Шахматная тактика

36

8

28

4.

Эндшпиль

18

6

12

5.

Дебют

18

6

12

6.

Оценка позиции в
шахматной партии
Шахматная композиция

6

2

4

3

1

2

Сеанс одновременной
игры
Соревновательная
деятельность
ИТОГО

3

0

3

9

1

8

102

27

75

1.

7.
8.
9.

Формы
аттестации/
контроля
Пед.наблюдение,
беседа
Пед.наблюдение,
беседа, решение
задач, игра
Пед.наблюдение,
решение задач,
игра
Пед.наблюдение,
решение задач,
игра
Пед.наблюдение,
игра
Пед.наблюдение,
игра
Пед.наблюдение,
решение задач
Пед.наблюдение,
игра
Пед.наблюдение,
игра, турнир

Содержание учебного (тематического) плана
3 год обучения
1. Шахматы в жизни человека.
Теория: Правила техники безопасности. Постановка задач на год. Роль
шахмат в жизни человека. Слагаемые успеха. Чемпионы мира по шахматам,
их вклад в развитие шахмат. Появление шахмат на Руси. Зарождение
шахматной культуры в России.
Практика: «Сыграй, как чемпион мира» - анализ партий чемпионов
мира – прогнозирование планов и ходов.
2. Мой шахматный багаж.
11

Теория: Шахматная нотация. Матование одинокого короля: двумя
ладьями, ферзём и ладьей, ферзём, ладьёй. Защита в шахматной партии.
Тактические комбинации и приёмы: связка, сквозной удар, двойной удар,
ловля фигуры, двойной шах, открытое нападение. Теоретические основы
пешечного эндшпиля: проходная пешка, правило квадрата, правило
оппозиции, король против пешек, ферзь против пешек. Правила игры в
дебюте. Отражение прямой игры на мат в дебюте.
Практика: Решение тематических шахматных задач, разыгрывание
тематических позиций, разбор партий с анализом сделанных ходов.
3. Шахматная тактика.
Теория: «Завлечение». «Отвлечение». «Уничтожение защиты».
«Спёртый мат». «Мельница». «Перекрытие». «Рентген». Сочетание
тактических приёмов. Шахматная комбинация.
Практика: Решение шахматных задач на указанные тактические
приёмы. Решение позиций на мат в 2-3 хода. Тренировочные партии.
4. Эндшпиль.
Теория: Простейшие ладейные окончания. Ладья с пешкой против
ладьи, позиции Филидора и Лусены. Простейшие легко фигурные окончания:
мат двумя слонами одинокому королю, мат слоном и конём одинокому
королю. Пешечный эндшпиль: пешечный прорыв, приём «отвлечение»,
отдалённая проходная пешка, связанные пешки, защищённая проходная
пешка. Сочетание приёмов в пешечных окончаниях. Пять правил пешечного
эндшпиля.
Практика: разыгрывание тренировочных учебных позиций.
5. Дебют.
Теория: Основы разыгрывания дебюта. Понятие «борьба за
инициативу». Атака на не рокировавшегося короля. Атака на
рокировавшегося короля. Способы разрушения прикрытия короля при
равносторонней и разносторонней рокировках. Классификация дебютов:
открытые, полуоткрытые и закрытые. Гамбиты. Основы теории Итальянской
партии, Защиты двух коней, Русской партии.
Практика: Разыгрывание дебютных вариантов. Анализ тематических
партий и позиций.
6.Оценка позиции в шахматной партии.
Теория: Оценка позиции – определение плана игры – выбор хода.
Основные элементы позиции. Учение Вильгельма Стейница. Постоянные и
временные преимущества (систематизация А. Котова).
Практика: Анализ позиций по алгоритму, разыгрывание тематических
позиций в спаррингах.
7. Шахматная композиция.
Теория: Шахматная композиция – поэзия шахмат. Шахматный этюд.
Мастера этюда. А. Троицкий.
Практика: Решение шахматных задач и этюдов.
8. Сеанс одновременной игры.
12

Практика: Сеансы одновременной игры (в том числе и тематических).
9. Соревновательная деятельность.
Теория: ФИДЕ - международная шахматная организация. Шахматные
разряды и звания. Рейтинговая система. Шахматные правила ФИДЕ.
Практика: Участие в шахматных турнирах и соревнованиях.
1.4. Планируемые результаты
Метапредметные результаты - овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств её осуществления;
- определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной
деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях
неуспеха;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза,
обобщения, классификации, установление аналогий и причинноследственных связей, построение рассуждений;
- умение участвовать в коллективной деятельности, осуществлять
взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение
окружающих.
Личностные результаты- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни,
-наличие устойчивой мотивации к творческому труду, работе на
результат;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в
разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить
выходы из спорных ситуаций;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей.
Предметные результаты –
1 год обучения
Учащиеся должны знать:
- историю возникновения шахматной игры;
-шахматные термины: белое и черное поля, горизонталь, вертикаль,
диагональ, центр, ход, взятие, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат;;
- названия шахматных фигур, правила хода и взятия каждой фигуры;
- сравнительную силу фигур;
- правила преобразования пешки на последней горизонтали;
-способы защиты от шаха;
-случаи, когда нельзя делать рокировку;
- основные тактические удары: двойной удар, двойной шах, открытое
нападение, связку;
13

- технику матования одинокого короля двумя ладьями, ферзём и ладьёй,
ферзём;
- шахматную нотацию.
Учащиеся должны уметь:
- правильно помещать шахматную доску между партнерами;
- ориентироваться на шахматной доске;
- различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
- правильно расставлять фигуры перед игрой;
- играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими
фигурами;
- нападать на фигуры противника;
- видеть элементарные угрозы партнёра;
- объявлять шах;
- рокировать короля;
- ставить простейший мат;
- решать элементарные шахматные задачи на мат в 1 ход;
- усвоить технику матования одинокого короля двумя ладьями, ферзём и
ладьёй, ферзём;
- владеть способом взятия на проходе;
- соблюдать правила игры.
2 год обучения
Учащиеся должны знать:
-правила шахматной борьбы и особенности игры в шахматы;
- абсолютную и относительную силу фигур;
- о вкладе чемпионов мира по шахматам в развитие шахматной
культуры;
- историю происхождения шахмат;
- способы защиты в шахматной партии;
- иметь представление о дебютных ловушках и о том, как в них не
попадаться;
-шахматные комбинации и тактические приёмы двойной удар, связка,
двойной шах, открытое нападение, ловля фигуры, сквозной удар;
- способы реализации большого материального перевеса в эндшпиле;
- основы пешечного эндшпиля: проведение пешки в ферзи, правило
квадрата, правило оппозиции королей, борьбу короля против пешек;
- основы анализа шахматной партии;
- правила проведения соревнований, права и обязанности игрока.
Учащиеся должны уметь:
- нападать на фигуры противника;
- видеть нападение и защищать свои фигуры от нападения партнёра;
- матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзём и ладьёй, ферзём,
ладьёй;

14

- находить элементарные шахматные комбинации: двойной удар, связка,
двойной шах, открытое нападение, ловля фигуры, сквозной удар, мат на
последней горизонтали;
- играть партию от начала до конца с записью;
- анализировать свои партии;
- соблюдать правила поведения в турнире.
3 год обучения:
Учащиеся должны знать:
- историю появления шахмат на Руси;
- технику матования одинокого короля двумя слонами, слоном и конём;
- шахматные комбинации и тактические приёмы «завлечение»,
«отвлечение», «уничтожение защиты», «спёртый мат», «мельница»,
«перекрытие», «рентген»;
- основы теории Итальянской партии, Защиты двух коней, Русской
партии;
- способы атаки на рокировавшегося и не рокировавшегося короля;
- способы разрушения прикрытия короля при равносторонней и
разносторонней рокировках;
- теорию простейшего ладейного эндшпиля: ладья с пешкой против
ладьи, позицию Филидора и Лусены;
- основные элементы оценки позиции; постоянные и временные
преимущества;
- понятие «этюд» в шахматном творчестве;
- правила поведения на соревнованиях, права и обязанности игрока.
Учащиеся должны уметь:
- матовать одинокого короля двумя слонами, слоном и конём;
- разыгрывать простейшие ладейные эндшпили: ладья с пешкой против
ладьи;
- решать позиции на мат в 2 хода, находить тактические приёмы
«завлечение», «отвлечение», «уничтожение защиты», «спёртый мат»,
«мельница», «перекрытие», «рентген»;
- использовать перевес в развитии в дебюте, атаковать рокировавшегося
и не рокировавшегося короля;
- разыгрывать Итальянскую партию, Защиту двух коней, Русскую
партию;
- оценивать создавшуюся позицию, выбирать план и делать ход;
- играть партию от начала до конца с записью;
- анализировать свои партии;
- соблюдать правила поведения в турнире.

15

2. Комплекс организационно- педагогических условий
2.1. Календарно учебный график на 2024-2025 учебный год
Год
обучения
1 год

Дата
начала
обучения
2.09.2024

Дата
окончания
обучения
23.05.2025

Количество Количество Количество
учебных
учебных
учебных
недель
дней
часов
34
34
102

Режим
занятий
1 раз в
неделю по
3 часа

I полугодие – 16 учебных недель
II полугодие – 18 учебных недель
Каникулы: 24 декабря 2024 г.-08 января 2025 г.; 24-26, 29-30 марта 2025 г.

2.1. Условия реализации программы
Материально- техническое обеспечение Обеспечивается образовательной организацией:
- Учебный кабинет (включая типовую мебель),1 единица на группу;
- Часы шахматные - 1 штука на группу;
- Доска шахматная (с комплектом шахматных фигур),10 единиц на группу.
Кадровое обеспечение – Реализацию программы обеспечивает педагог
дополнительного образования, обладающий профессиональными знаниями и
компетенциями в организации и ведении образовательной деятельности.
Уровень образования педагога: среднее профессиональное образование,
высшее образование – бакалавриат, высшее образование – специалитет или
магистратура.
Уровень
соответствие
квалификации:
образование
педагога
соответствует профилю программы.
Профессиональная категория: без требований к категории.
Методические материалы
- методическая и шахматная литература;
-карточки с шахматными задачами по различным темам и
тренировочным работам;
- судейские и организационные документы (турнирные таблицы,
протоколы, карточки участников, бланки для записи партий).
Особенности организации учебного процесса Структура проведения занятий включает в себя теоретическую и
практическую часть. При этом приоритет отдается практической части. Сами
занятия имеют четкую и логически выверенную структуру:
1. Вводный этап занятия – этап занятия, призванный заинтересовать,
увлечь детей предстоящей деятельностью. Необходим для создания
позитивного эмоционального фона, соблюдение техники безопасности.
16

2. Основной этап занятия – главный этап, на котором решаются все
поставленные цели и задачи.
3. Заключительный (итоговый) этап – завершающий этап занятия, на
котором подводится итог занятия, выясняется, что учащемуся понравилось и
запомнилось, как он справился с поставленными задачами, научились ли
применять на практике, постановка задач для самостоятельного обучения.
Формирование шахматного мышления у ребенка проходит через ряд
этапов от репродуктивного повторения алгоритмов и схем в типовых
положениях, до творческого применения знаний на практике,
подразумевающих, зачастую, отказ от общепринятых стереотипов.
На начальном этапе преобладают игровой, наглядный и репродуктивный
методы. Они применяется при знакомстве с шахматными фигурами,
изучении шахматной доски, обучении правилам игры, реализации
материального перевеса.
Большую роль играют общие принципы ведения игры на различных
этапах шахматной партии, где основным методом становится продуктивный.
Для того чтобы реализовать на доске свой замысел, учащийся овладевает
тактическим арсеналом шахмат, вследствие чего формируется следующий
алгоритм мышления: анализ позиции - мотив - идея - расчёт - ход.
Продуктивный метод играет большую роль и в дальнейшем при
изучении дебютов и основ позиционной игры, особенно при изучении
типовых позиций миттельшпиля и эндшпиля.
При изучении дебютной теории основным методом является частично поисковый.
Наиболее
эффективно
изучение
дебютной
теории
осуществляется в том случае, когда большую часть работы ребенок
проделывает самостоятельно.
На более поздних этапах в обучении применяется творческий метод, для
совершенствования тактического мастерства учащихся (самостоятельное
составление позиций, предусматривающих определенные тактические удары,
мат в определенное количество ходов и т.д.).
2.2. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Программа предусматривает:
- текущий контроль;
- промежуточную аттестацию;
- итоговую аттестацию.
Контроль знаний является составной частью процесса обучения, он
позволяет педагогу оценивать получаемые обучающимися знания, умения и
навыки, вовремя оказать необходимую помощь и добиться поставленных
целей обучения.
Текущий контроль осуществляется на каждом занятии в форме
педагогического наблюдения (Приложение 1).
17

Промежуточная аттестация проводится в декабре. Цель аттестации:
проследить динамику развития знаний, умений и навыков учащихся. Для
проведения промежуточной аттестации в соответствии с ожидаемыми
результатами разрабатываются формы контрольных заданий для усвоения
теоретического и практического содержания знаний и умений, а также
критерии оценки их выполнения. Для проведения аттестации используются
следующие формы: тест, игра (с педагогическим наблюдением).
(Приложение 2, 4).
Итоговая аттестация проводится в мае. Цель аттестации: выявить
уровень усвоения учащимися общеразвивающей программы. Для проведения
аттестации используются следующие формы: контрольная работа, решение
задач, игра (с педагогическим наблюдением) (участие в турнире).
(Приложение 3, 4).

18

3. Список литературы
Для педагога:
Нормативные документы
1.
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г.
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2.
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от
31 марта 2022 г. № 678-р.
3.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
09.11.2018 №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».
4.
Федеральный проект «Успех каждого ребенка» в рамках
национального проекта «Образование».
5.
Федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан
Российской Федерации» в рамках национального проекта «Образование» (до
2024 г.).
6.
Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи».
7.
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29
мая 2015 г. № 996-р.
8.
Стратегия развития физической культуры и спорта Свердловской
области на период до 2035 года, утв. Постановлением Правительства
свердловской области от 25 декабря 2019 г. №1001-ПП.
9.
Стратегия развития воспитания в Свердловской области до 2025
года, утв. Постановлением Правительства Свердловской области от 7 декабря
2017 г. № 900-ПП.
10.
Устав МБУДО ПГО «Пышминский ЦДО», утв. постановлением
администрации Пышминского городского округа от 19.12.2018 г. №760.
11.
Положение
о
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих программах муниципального бюджетного учреждения
дополнительного
образования
Пышминского
городского
округа
«Пышминский центр дополнительного образования» (приказ № 16/3 от 11
марта 2022 г.).
Литература, использованная при составлении программы
1.
Абрамов С.П. Барский В.Л. Шахматы. Первый год обучения:
методика проведения занятий.– М.: Дайв, 2015. - 254 с.
2.
Авербах Ю.Л., Котов А.А., Юдович М.М. Шахматная школа. М.: Физкультуpа и споpт, 1976.
19

3.
Гик Е. Я.Необычные шахматы / Евгений Гик. - М.: Астрель: АСТ,
2002. - 396 с.
4.
КарахалЮ.И. Шахматы – увлекательная игра. - М.: Знание, 1982.
5.
Костьев А.Н. Учителю о шахматах. – М.: Физкультура и спорт,
1986. - 111с.
6.
Костьев А.Н. Уроки шахмат: (методический материал для работы
с детьми). – М.: Физкультура и спорт, 1984.- 208 с.
7.
Прудникова Е.А., Волкова Е.И. Шахматы в школе. Методические
рекомендации. - М.: Просвещение, 2018 г.
8.
Сухин И.Г. Шахматы в начальной школе: задачник. – М.: АСТ:
Кладезь, 2019.- 320с.
9.
Сухин И.Г. Шахматы. Полный курс для детей. М.: АСТ, 2017.160 с.
10.
Учимся играть в шахматы. Учеб.Пособие.– 2-е изд., доп. и
перераб./ под ред. А. Я. Габбазовой.; Ульяновский гос. технический ун-т,
2014. - 100 с.
11.
Чехов В. Архипов С., Комляков В. Программа подготовки
шахматистов 4-2 разрядов. – М., 2007.
Для учащихся (родителей):
1. Калиниченко Н.М. Шахматы для начинающих. Питер. 2015.
2. Калиниченко Н.М. Уроки шахматной тактики. Москва. 2016.
3. Пожарский В.А. Шахматы. Путь к мастерству. Феникс. 2010.
4. Пожарский В.А. Шахматы. Начальная школа. Феникс. 2016.

20

Приложение 1
Текущий контроль
Цель контроля: определение уровня освоения учащимися раздела
(темы) программы.
Форма контроля: педагогическое наблюдение.
Критерии оценки результатов:
 Высокий уровень - учащийся самостоятельно и правильно справился с
заданием, умеет производить расчеты на несколько ходов вперед,
аналитически мыслит;
 Средний уровень - для правильного выполнения задания учащемуся
требуется несколько самостоятельных попыток или подсказка
педагога, недостаточно знает правила игры;
 Низкий уровень - учащийся не выполнил задание даже после подсказки
педагога, не знает правила игры.

21

Приложение 2
Промежуточная аттестация
Цель – выявить уровень освоения теоретических знаний учащихся.
Тест «Шахматная азбука»
1 год обучения
1.Самая главная шахматная фигура?
а) ферзь;
б) король;
в) ладья.
2. Как называются косые ряды полей одного цвета на шахматной доске?
а) вертикали;
б) горизонтали;
в) диаграммы;
г) диагонали.
3. Сколько полей на шахматной доске?
а) 48;
б) 64;
в) 50;
г) 16.
4. В какую фигуру не может превратиться пешка?
а) в ферзя;
б) в короля;
в) в слона.
5. Найди среди фигур тяжелую фигуру:
а) конь;
б) слон;
в) ладья;
г) пешка.
6. Назови среди фигур легкую фигуру:
а) ферзь;
б) пешка;
в) слон;
г) ладья.
7. Сколько горизонталей на шахматной доске?
а) 16;
б) 64;
в) 8;
г) 32.
8. Название «шахматы» в переводе с персидского языка означает:
а) властитель умер;
б) властитель играет;
в) умная игра.
9.Какую страну считают родиной шахмат:
22

а) Россия;
б) Китай;
в) Индия;
г) Монголия.
Критерии оценивания по уровням:
8-9 баллов – высокий уровень
6-7 балла – средний уровень
меньше 5 баллов – низкий уровень
2 год обучения
1. Какая страна считается родиной шахмат?
а) Россия;
б) Китай;
в) Индия;
г) Монголия.
2. Сколько вертикалей на шахматной доске?
а) 16;
б) 64;
в) 8;
г) 32.
3. Назови среди фигур легкую фигуру:
а) ферзь;
б) пешка;
в) слон;
г) ладья.
4.Назови самый лучший способ избавиться от шаха:
а) уйти королём с линии нападения;
б) перекрыться другой фигурой;
в) съесть нападающую фигуру;
г) сделать контрнападение на короля противника.
5. Фигура, которая может превратиться в любую фигуру, кроме короля,
достигнув последней горизонтали:
а) конь;
б) слон;
в) ладья;
г) пешка.
6. Стадия шахматной партии, в которой происходит ускоренное
развитие фигур, рокировка:
а) миттельшпиль;
б) эндшпиль;
в) дебют;
г) начальная позиция.
23

7. Окончание шахматной игры, в котором с обеих сторон имеются
только пешки:
а) миттельшпиль;
б) пешечный эндшпиль;
в) дебют;
г) стратегия.
8. Нападение на пешку или фигуру, прикрывающую короля, или другую,
более ценную фигуру называют:
а) рокировка;
б) мат;
в) связка;
г) стратегия.
9. Положение, в котором король стороны, имеющей очередь хода, не
находится шахом, но не имеет ни одного хода, причем все остальные фигуры
и пешки также лишены ходов:
а) мат;
б) ничья;
в) пат;
г) вечный шах.
10. Стадия шахматной партии, где главная цель – объявить мат
противнику или принудить его сдаться:
а) миттельшпиль;
б) эндшпиль;
в) дебют;
г) Начальное положение.
11. Одновременное нападение на две фигуры:
а) ложка;
б) крышка;
в) вилка;
г) тарелка.
12. Шах, при котором, фигура, делающая ход, открывает линию
действия другой фигуры, под ударом которой оказывается король?
а) двойной шах;
б) кованый шах;
в) открытый шах;
г) спертый шах.
13. При каком условии король может рокироваться:
а) королю объявлен шах;
б) король проходит битое поле;
в) ладья проходит битое поле;
г) после рокировки король оказывается под шахом.
14. Первого чемпиона мира по шахматам звали:
а) Магнус Карлсен;
б) Вильгельм Стейниц;
24

в) Хосе Капабланка;
г) Эммануил Ласкер.
Критерии оценивания по уровням:
11-14 баллов – высокий уровень;
7-10 баллов – средний уровень;
меньше 7 баллов – низкий уровень.
3 год обучения
1. При матовании одинокого короля способ, когда отнимается линия за
линией, называется:
а) вечный шах;
б) спёртый мат;
в) линейный мат;
г) детский мат.
2. Сколько Ферзей может быть теоретически у белых на шахматной
доске?
а) 1;
б) 8;
в) 9;
3. Форсированный вариант, в котором для достижения мата или
материального преимущества жертвуется фигура, называется:
а) тактика;
б) дебют;
в) гамбит;
г) комбинация.
4.На Руси в 9-10 веках шахматы были включены в перечень
запрещённых игр:
а) да;
б) нет.
5. Действующий чемпион мира по шахматам:
а) Магнус Карлсен;
б) Вильгельм Стейниц;
в) Вишванатан Ананд;
г) Гарри Каспаров.
6. Турнирная система, при которой каждый играет друг с другом,
называется:
а) олимпийская;
б) круговая;
в) швейцарская;
г) товарищеская.
7. Окончание шахматной игры, в котором с обеих сторон имеются
только пешки и ладьи:
а) миттельшпиль;
б) пешечный эндшпиль;
25

в) дебют;
г) ладейный эндшпиль.
8. Какому правилу не стоит следовать в самом начале игры:
а) занимать пешками центр;
б) выводить ферзя;
в) выводить лёгкие фигуры;
г) сделать рокировку.
9. Разновидность игры в шахматы, при котором каждому участнику
даётся более 10 минут на обдумывание ходов, но не больше часа:
а) классические шахматы;
б) блиц;
в) быстрые шахматы.
10. Противостояние королей в шахматах называют:
а) битое поле;
б) отталкивание плечом;
в) оппозиция;
г) двойной шах.
Критерии оценивания по уровням:
8-10 баллов – высокий уровень;
5-7 баллов – средний уровень;
меньше 5 баллов – низкий уровень.

26

Приложение 3
Итоговая аттестация
Цель - выявить уровень освоения теоретических знаний (устный опрос)
и практических умений учащихся (решение задач) в процессе освоения
программы.
Контрольная работа
Устная беседа «Юный шахматист»
1 год обучения
1. Что необходимо для того, чтобы сыграть партию в шахматы?
2. Что такое шах?
3. Как защитить своего короля от шаха?
4. Что такое мат?
5. Как называется приём, при котором мы можем одновременно напасть
на 2 фигуры?
6. Как называется начало шахматной игры?
7. Назови 3 основных правила разыгрывания дебюта.
2 год обучения
1. Назови 5 способов защиты своей фигуры от нападения.
2. Что такое «оппозиция» и с какой целью она используется?
3. Продолжи фразу: «Проходная пешка – это …».
4. Что такое цейтнот?
5. Чтобы не получить мат на последней (первой) горизонтали, следует
предпринять следующие шаги: …
6. Какие системы проведения шахматных турниров вы знаете?
7. Назови распространённые дебютные ошибки.
3 год обучения
1. Назови 1 русского чемпиона мира по шахматам.
2. Кто из шахматистов первый создал стройную теорию шахматной игры
и разработал критерии оценки позиции?
3.Возможно ли поставить мат двумя конями одинокому королю?
4. Шахматный этикет за доской. Назови основные правила.
5. Как называется мат королю конём, при котором короля соперника
плотным кольцом окружают собственные фигуры?
6. Какие способы атаки существуют на не рокировавшегося короля
соперника?
7. Какое расположение нужно стремиться занять ладьёй при ладейном
эндшпиле: ладья и пешка против ладьи?
Практические умения и навыки
Решение задач в 1-2 хода:
1 год обучения – 5 задач на элементарный мат в 1 ход, задействуя
поочерёдно все пройденные шахматные фигуры.

27

2 и 3 годы обучения - задания из 5 задач на основные изученные
тактические приёмы (задания распечатываются заранее каждому ребёнку,
возможно дать на группу 3 варианта задания).
Примерные задачи для 1 года обучения:
Ход белых. Найди мат в 1 ход.
 Б. Крс2, Фс1; Ч. Кра2.
 Б. Крg4, Ca3; Ч. Крh6, п. g6, h7.
 Б. Крf6, п.е7; Ч. Крh7, Лh8, Сg8, Кf8, п.h6.
 Б. Крg7, Ке4; Ч. Кре8, Лd8,Ке7, п.f6.
 Б. Крg6, Лс3; Ч. Крh8.

28

Задачи для 2 года обучения:
№1 и №2 – мат в 2 хода. В остальных задачах - найди лучшее продолжение.
№1 и №5 – ход чёрных, в остальных - ход белых.
№1 Ход чёрных

Ход белых № 2

29

Задачи для 3 года обучения:
№1 и №2 – мат в 2 хода. В остальных задачах - найди лучшее продолжение.
№4 – ход белых, в остальных - ход чёрных.
№1 Ход чёрных

Ход чёрных № 2

30

Критерии оценивания по уровням:
Теоретические знания:
6 - 7 баллов – высокий уровень;
4 - 5 баллов – средний уровень;
меньше 4 баллов – низкий уровень.
Практические умения и навыки:
5 баллов – высокий уровень;
3 - 4 балла – средний уровень;
меньше 3 баллов – низкий уровень.

31

Приложение 4
Промежуточная и итоговая аттестация
Цель - проследить динамику развития умений и навыков учащихся в
процессе освоения программы.
Формы аттестации: игра, решение задач с педагогическим наблюдением
1 год обучения
Критерии оценивания по уровням:
 Высокий уровень- учащийся самостоятельно и правильно справился с
игрой; умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали;
соблюдает правила игры, проводит тактические приёмы.
 Средний уровень - для правильного выполнения задания учащемуся
требуется несколько самостоятельных попыток или подсказка педагога;
ребенок затрудняется в умении быстро и правильно находить поля,
вертикали и диагонали, путает ходы шахматных фигур и их отличия.
Затрудняется решать комбинации: мат в 1 ход. Затрудняется играть по
правилам шахматную партию от начала до конца.
 Низкий уровень – учащийся не выполнил задание даже после
подсказки педагога, не умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и
диагонали, не знает ходов шахматных фигур и их отличия. Не имеет понятие
«рокировка», «шах» и «мат». Не умеет решать комбинации на мат в 1 ход. Не
умеет играть по правилам шахматную партию от начала до конца.
2-3 год обучения
Критерии оценивания по уровням:
Высокий уровень: Ребенок уверенно играет всеми фигурами,
соблюдает правила игры, партия сыграна до конца, в партии достигнута цель
– мат. Степень помощи со стороны педагога - минимальная.
Средний уровень: – при разыгрывании партии допустимо наличие 3-5
ошибок. Дозированная помощь педагога.
Низкий уровень: – партия играется с большим количеством грубых
ошибок. Постоянное обращение к помощи педагога.

32


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».