муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Пышминского городского округа «Пышминский центр дополнительного образования» ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА социально-гуманитарной направленности «Вожатский отряд «РАДАР» возраст учащихся 12 - 17 лет срок реализации программы 5 лет разноуровневая программа: стартовый, базовый, продвинутый уровни Автор-составитель: Скрябина Т.А., педагог дополнительного образования пгт. Пышма 2024 год 1. Основные характеристики 1.1. Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Вожатский отряд «РАДАР» относится к социально-гуманитарной направленности, так как ориентирована на развитие лидерских качеств. Программа разработана с учетом нормативно-правовых документов: 1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2.Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р. 3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». 5. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации № 09-3242 от 18.11.2015 г.). 6. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 №816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». 7. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р. 8. Национальные проект «Образование» (паспорт утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16). 9. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» в рамках национального проекта «Образование». 10. Стратегия развития воспитания в Свердловской области до 2025 года, утв. Постановлением Правительства Свердловской области от 7 декабря 2017 г. № 900-ПП. 11. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года N 1642. 12. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции 2 развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». 13. Подпрограмма «Наследие» государственной программы РФ «Развитие культуры» (с 16 апреля 2020 г. - утв. Постановлением Правительства РФ от 31 марта 2020 г. №392). Актуальность общеразвивающей программы. В веке технического прогресса и передовых технологий на ребенка обрушивается огромный поток информации: знания по учебным предметам, телевидение, радио, пресса, интернет. Поэтому очень важно правильно организовать досуг ребенка, дать ему возможность самовыражения, получить дополнительное образование. Кроме того, искусству организации досуга учащихся практически не учат в образовательных учреждениях, забывая, что это огромный пласт жизни ребенка. А овладеть «секретами» развивающегося творческого досуга практически может каждый ребенок. Пробуя себя в разнообразных формах деятельности, учащиеся проверяют постоянство своих интересов, проверяют свое умение общаться, утверждают свою жизненную позицию, что является первой ступенью в выборе будущей профессии. Актуальность данной программы направлена также на знакомство и участие в проектах областных и всероссийских детских общественных организаций, выявление и развитие способностей детей через участие в проектах различного направления этих организаций. Программа составлена на основе: - Досуговые программы для детей и подростков. Проектирование. Реализация. Экспертиза / авт.-сост. Л.Б.Малыхина. – Волгоград: Учитель, 2012. – 165 с. - Сысоева М.Е., Хапаева С.С. основы вожатского мастерства. Курс лекций. Рабочая тетрадь. – М.: Центр гуманитарной литературы «РОН», 2002. – 128 с. Отличительная особенность общеразвивающей программы в том, что, большое количество часов направлено на практические занятия и участие детей в проектах разной направленности, где учащиеся увлечены одной общей идеей, дающей один результат – вожатская работа и социальнополезная деятельность. Каждый ребенок способен проявить себя в любой роли активной деятельности, как в группе, так и индивидуально. Программа нацелена на создание комфортной среды, оказывающей благотворное воздействие на формирование коллектива единомышленников, помогает учащимся лучше узнать свои способности, возможности, обучит работать в команде, решая общие задачи и помогая добиться совместного творческого успеха. Эффективность работы обеспечивается также комплексным подходом к работе с разными категориями детей. Детское объединение становится для любого ребенка той территорией, где можно реализовать свои интересы. 3 Делает работу интересней и то, что она объединяет не только ребят вожатского отряда, но и других объединений Пышминского городского округа и Свердловской области. Совместная работа оказывает положительное влияние на развитие коммуникативных способностей подростков и способствуют их успешной социализации: ребята легко общаются со сверстниками, активно участвуют в проектах различного уровня. Адресат общеразвивающей программы - учащиеся 12-17 лет. В возрасте 12-13 лет резко возрастает значение коллектива, его общественного мнения, отношений со сверстниками, оценки ими его поступков и действий. Одной из самых доступных форм активного досуга детей этого возраста остается игровая деятельность во всем многообразии ее видов. Игра – одно из универсальных средств в деле становления личности. Одна и та же игра может выполнять несколько функций (развлекательная, коммуникативная, релаксационная, развивающая, воспитательная). Подростковый возраст (14-15 лет) начинается с изменения социальной ситуации развития. Специфика социальной ситуации развития заключается в том, что подросток находится в положении (состоянии) между взрослым и ребенком – при сильном желании стать взрослым, что определяет многие особенности его поведения. Подросток стремится отстоять свою независимость, приобрести право голоса. В подростковом возрасте возникает и развивается потребность в самореализации, в развитии своих творческих способностей и потребностей, а также особая форма общения – интимно-личностная. Очень важно поддержать и направить в нужное русло весь творческий потенциал и дать подросткам возможность самореализации. В возрасте 16-17 лет дети любят дебаты и споры, проявляется устремленность в будущее, построение жизненных планов. Стоит отметить также особенность юношей и девушек – это желание признания со стороны взрослых их права на взрослость. Одной из форм, способствующих самореализации личности, то есть организации жизнедеятельности, обеспечивающей сознательное выявление и утверждение собственной позиции, является самостоятельная вожатская работа, которая позволяет формировать готовность старшеклассников к активной организаторской деятельности в условиях сборов актива и летнего оздоровительного лагеря. Число учащихся, одновременно находящихся в группе 10-15 человек. Принцип формирования групп: 1 год обучения – 12 - 13 лет 2 год обучения – 13 - 14 лет 3 год обучения – 14 - 15 лет 4 год обучения – 15 - 16 лет 5 год обучения – 16 - 17 лет. 4 Набор детей по программе осуществляется по принципу добровольности, без отбора и предъявления требований к наличию у них специальных умений. Режим занятий. Продолжительность одного академического часа - 40 минут. Перерыв между учебными занятиями -10 минут. Занятия проводятся один раз в неделю по 3 академических часа. Объем общеразвивающей программы - 510 часов. Продолжительность каждого года обучения составляет 102 часа. Срок освоения программы 5 лет. Особенности организации образовательного процесса. Программа разбита на три уровня сложности: «стартовый уровень», «базовый уровень», «продвинутый». «Стартовый уровень» «Новичок» - первый год обучения, который несет ознакомительный характер. Обучающиеся знакомятся с историей вожатского отряда, его традициями, атрибутикой, ритуалами. Дети эпизодически привлекаются для участия в мероприятиях, которые проходят на базе Пышминского ЦДО. На ознакомительный уровень программы принимаются обучающиеся без предъявления каких-либо специальных требований к их знаниям, умениям и навыкам. «Базовый уровень» 2, 3 год обучения. «Участник» – второй год обучения. Обучающиеся получают базовые начальные навыки вожатской работы: игровые технологии, коллективнотворческие дела, начальные навыки социального проектирования, основы работы на сцене. Большое количество часов программы направлено на участие в локальных, муниципальных и областных проектах. «Куратор» - третий год обучения. Обучающиеся получают базовые навыки вожатской работы: новые игровые технологии и коллективнотворческие дела, разрабатывают социальные проекты. Осваивают основы актерского мастерства, участвуют в сценариях Пышминского ЦДО и муниципальных мероприятий. Являются кураторами при проведении локальных и муниципальных проектов – отвечают за определенный участок работы, за определенную группу детей. Участвуют в областных и всероссийских проектах. «Продвинутый» 4,5 год обучения. «Организатор» - обучающиеся получают углубленные навыки вожатской работы, выполняют самостоятельное планирование, разработку и проведение локальных и муниципальных мероприятий. Выполняют самостоятельную работу с детским коллективом на сборах актива и в летнем оздоровительном лагере. Участвуют в областных и всероссийских проектах. 5 Перечень форм обучения: очная, групповая, индивидуальная, практические занятия, конкурсы. Перечень видов занятий: показ, упражнение, беседа, рассказ, конкурс, мозговой штурм, дискуссии, встреча с интересными людьми, включение обучающихся в систему массовых мероприятий различной направленности, анализ деятельности, социальное проектирование. Перечень форм подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей программы: деловая игра, сбор актива, игровая программа, мастер-класс, педагогическое наблюдение, массовые мероприятия, разработка и реализация социального проекта. 1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы Цель общеразвивающей программы: Реализация творческого потенциала и организаторских способностей обучающихся через подготовку к вожатской работе. Задачи общеразвивающей программы: Обучающие: -Формировать систему знаний и умений, составляющих основное содержание вожатской деятельности. -Развивать значимые качества вожатого, коммуникативные умения. -Формировать положительную мотивацию на предстоящую деятельность, чувства гордости за причастность к общему делу Развивающие: -Формировать умения планировать и регулировать свою деятельность. -Формировать самонаблюдение и самооценку в процессе познавательной и творческой деятельности. -Формировать и развивать компетентности в области работы с информацией. -Развивать личностный рост в плоскости коммуникативных действий со взрослыми и детьми разного возраста. Воспитательные: -Формировать нравственные нормы и ценности в поведении и сознании. -Воспитывать российскую гражданскую идентичность. -Развивать рефлексивную деятельность учащихся. -Формировать способность и готовность учащихся к саморазвитию и самоопределению. -Формировать культуру безопасного и здорового образа жизни. 6 1.3. Содержание общеразвивающей программы Учебный план стартовый 1 базовый Практика Всего Введение в образовательную программу Игра – седьмое чудо света 3 1 2 24 6 18 Основы вожатского мастерства 18 6 12 Основы сценарного мастерства 30 6 24 Массовые мероприятия 27 6 21 Итог 2 Теория Количество часов Год обучения Уровень сложности Название раздела Введение в образовательную программу Игра – седьмое чудо света Педагогическое наблюдение. Деловая игра «Игро-класс». Педагогическое наблюдение. Тест. Сбор актива. Педагогическое наблюдение. Тест. Игровая программа. Педагогическое наблюдение. Тест. Участие в массовых мероприятиях. Педагогическое наблюдение. Тест. 102 25 77 Итого на стартовом уровне: 102 часа 3 1 2 24 6 18 Основы вожатского мастерства 18 6 12 Основы сценарного мастерства 30 6 24 Массовые мероприятия 27 6 21 7 Формы аттестации/ контроля Деловая игра «Игро-класс». Педагогическое наблюдение. Тест. Сбор актива. Педагогическое наблюдение. Тест. Игровая программа. Педагогическое наблюдение. Тест. Участие в массовых мероприятиях. Педагогическое наблюдение. Тест. Итог 3 102 3 25 1 77 2 24 6 18 Основы вожатского мастерства 18 6 12 Основы сценарного мастерства 30 6 24 Массовые мероприятия 27 6 21 Введение в образовательную программу Игра – седьмое чудо света Итог продвинутый 4 102 25 77 Итого на базовом уровне: 204 часа 3 1 2 Введение в образовательную программу Игра – седьмое чудо света 24 6 18 Основы вожатского мастерства 18 6 12 Основы сценарного мастерства 30 6 24 Массовые мероприятия 27 6 21 8 Деловая игра «Игро-класс». Педагогическое наблюдение. Тест. Сбор актива. Педагогическое наблюдение. Тест. Игровая программа. Педагогическое наблюдение. Тест. Участие в массовых мероприятиях. Педагогическое наблюдение. Тест. Деловая игра «Игро-класс». Педагогическое наблюдение. Тест. Сбор актива. Педагогическое наблюдение. Тест. Игровая программа. Педагогическое наблюдение. Тест. Участие в массовых мероприятиях. Педагогическое наблюдение. Тест. Итог 5 102 3 25 1 77 2 24 6 18 Основы вожатского мастерства 18 6 12 Основы сценарного мастерства 30 6 24 Массовые мероприятия 27 6 21 Введение в образовательную программу Игра – седьмое чудо света Итог 102 Деловая игра «Игро-класс». Педагогическое наблюдение. Тест. Сбор актива. Педагогическое наблюдение. Тест. Игровая программа. Педагогическое наблюдение. Тест. Участие в массовых мероприятиях. Педагогическое наблюдение. Тест. 25 77 Итого на базовом уровне: 204 часа Всего по программе: 510 часов Содержание программы 1 год обучения (стартовый уровень) Задачи: Обучающие: - познакомить учащихся с историей, традициями вожатского отряда; - познакомить с историей возникновения и развития игрового жанра; - ознакомить с особенностями вожатской работы в школьном возрасте; - научить первоначальным умениям и навыкам вожатого. Развивающие: - развивать коммуникативные навыки психологической совместимости и адаптации в коллективе; -формировать самонаблюдение и самооценку в процессе познавательной и творческой деятельности; -формировать и развивать компетентности в области работы с информацией. Воспитательные: - формировать нравственные нормы и ценности в поведении и сознании. - воспитывать российскую гражданскую идентичность. - развивать рефлексивную деятельность учащихся. - формировать способность и готовность учащихся к саморазвитию и самоопределению. - формировать культуру безопасного и здорового образа жизни. 9 Учебный тематический план 1 год обучения № п/п Название раздела, темы Количество часов теория практика всего 3 1 2 2. Введение в образовательную программу Игра-седьмое чудо света 24 6 18 2. Основы вожатского мастерства 18 6 12 3. Основы сценарного мастерства 30 6 24 4. Массовые мероприятия 27 6 21 102 25 77 1. Формы аттестации/ контроля Педагогическое наблюдение. Деловая игра «Игро-класс». Педагогическое наблюдение. Тест. Сбор актива. Педагогическое наблюдение. Тест. Игровая программа. Педагогическое наблюдение. Тест. Участие в массовых мероприятиях. Педагогическое наблюдение. Содержание учебного (тематического) плана 1 год обучения (стартовый) 1. Введение в образовательную программу. Теория. Знакомство с задачами курса, перспективами деятельности по программе. Практика. Экскурсия по образовательному учреждению, знакомство с педагогами. Знакомство с историей и традициями вожатского отряда. Оформление входящей документации. Планирование совместной деятельности. Входящая диагностика. Игры и упражнения на установление доверительных межличностных контактов, уменьшение напряженности. 2. Игра-седьмое чудо света. Теория. Понятие «игра». Возникновение и развитие игрового жанра. Практика. Игры на знакомство. Игры на сплочение. 3. Основы вожатского мастерства. Теория. История профессии вожатого. Умения и навыки вожатого. Особенности вожатской работы в школьном возрасте. Знакомство с областными и всероссийскими детскими организациями. Практика. Имидж вожатого. Взаимодействие с ребятами из старших групп, наблюдение за их вожатской работой). Разучивание песен под гитару. 4. Основы сценарного мастерства. 10 Теория. Актерское мастерство вожатого. Правила поведения на сцене и в актовом зале. Практика. Постановка речевого голоса. Игры на развитие актерского внимания и зрительной памяти. Развитие артистической смелости. Упражнения на коллективную согласованность. Подготовка игровых, конкурсных программ. Знакомство со сценарием. Чтение сценария по ролям. Разбор игровых эпизодов. Овладение сценическим пространством. Репетиция игровых эпизодов. Генеральная репетиция. Художественное оформление игровой программы. Подбор музыкального материала. Показ игровых, конкурсных программ на различных площадках. Обсуждение. Устранение недостатков. 5. Массовые мероприятия. Теория. Инструктаж по технике безопасности. Практика. Участие в массовых мероприятиях ЦДО. Участие в акциях и мероприятиях поселка. Поход выходного дня. Общий сбор для учащихся отряда. 2,3 год обучения (базовый уровень) Задачи: Обучающие: - закрепить базовые знания учащихся по вожатской работе; - научить организовать игровое взаимодействие на уровне группы в зависимости от поставленной задачи; - научить основам сценарного мастерства (работа по ролям, сценическая речь, владение сценическим пространством); - ознакомить с технологией разработки социального проекта; - научить применять полученные знания и умения для решения типичных задач при проведении массовых мероприятий. Развивающие: -формировать умения планировать и регулировать свою деятельность; -формировать самонаблюдение и самооценку в процессе познавательной и творческой деятельности; -формировать и развивать компетентности в области работы с информацией. Воспитательные: - формировать нравственные нормы и ценности в поведении и сознании. - воспитывать российскую гражданскую идентичность. - развивать рефлексивную деятельность учащихся. - формировать способность и готовность учащихся к саморазвитию и самоопределению. - формировать культуру безопасного и здорового образа жизни. 11 Учебный (тематический) план 2 год обучения № п/п 1. 2. Название раздела, темы Введение в образовательную программу Игра-седьмое чудо света Количество часов всего теория практика 3 1 2 24 6 18 3. Основы вожатского мастерства 18 6 12 4. Основы сценарного мастерства 30 6 24 5. Массовые мероприятия 27 6 21 102 25 Формы аттестации/ контроля Деловая игра «Игро-класс». Педагогическое наблюдение. Тест. Сбор актива. Педагогическое наблюдение. Тест. Игровая, конкурсная программа. Педагогическое наблюдение. Тест. Участие в массовых мероприятиях. Педагогическое наблюдение. 77 Содержание учебного (тематического) плана 2 год обучения 1. Введение в образовательную программу. Теория. Знакомство с задачами курса, перспективами деятельности по программе. Практика. Оформление входящей документации. Входящая диагностика. Планирование совместной деятельности. Игры и упражнения на установление доверительных межличностных контактов, уменьшение напряженности. 2. Игра-седьмое чудо света. Теория. Классификация игр. Практика. Организаторские игры, связанные с решением вопросов, возникающих при создании коллектива и в дальнейшей работе с ним (игры на знакомство, разбивка на группы, выявление лидера, сплочение группы). 3. Основы вожатского мастерства. Теория. Временный детский коллектив. Стадии развития коллектива. Виды КТД. Этапы КТД. 12 Практика. Диагностика групповой сплоченности. Тренинг на сплочение и взаимодействие в группе. Методы сплочения коллектива – речевки, кричалки, песни, танцы. Практикум по составлению КТД. Участие в проектах областных и всероссийских детских организаций. 4. Основы сценарного мастерства. Теория. Актерское мастерство вожатого. Виды выступлений. Работа со зрителями. Практика. Постановка речевого голоса. Игры на развитие актерского внимания и зрительной памяти. Развитие артистической смелости. Упражнения на коллективную согласованность. Подготовка игровых, конкурсных программ для детских садов и учащихся начальных классов. Знакомство со сценарием. Чтение сценария по ролям. Разбор игровых эпизодов. Репетиция игровых эпизодов. Овладение сценическим пространством. Приемы активизации зрителей. Генеральная репетиция. Художественное оформление игровой программы. Подбор музыкального материала. Показ игровых, конкурсных программ на различных площадках. Обсуждение. Устранение недостатков. 5. Массовые мероприятия. Теория. Организация массовых мероприятий. Инструктаж по технике безопасности. Практика. Участие в массовых мероприятиях ЦДО и поселка. Участие в сборах актива муниципального, межтерриториального, областного уровня. Поход выходного дня. Общий сбор для учащихся отряда. Учебный (тематический) план 3 год обучения № п/п Название раздела, темы Количество часов всего теория практика 3 1 2 2. Введение в образовательную программу Игра-седьмое чудо света 24 6 18 3. Основы вожатского мастерства 18 6 12 4. Основы сценарного мастерства 30 6 24 1. 13 Формы аттестации/ контроля Деловая игра «Игро-класс». Педагогическое наблюдение. Тест. Сбор актива. Педагогическое наблюдение. Тест. Игровая, конкурсная программа. Педагогическое наблюдение. 5. Массовые мероприятия 27 6 21 102 25 77 Тест. Участие в массовых мероприятиях. Педагогическое наблюдение. Содержание учебного (тематического) плана 3 год обучения 1. Введение в образовательную программу. Теория. Знакомство с задачами курса, перспективами деятельности по программе. Практика. Оформление входящей документации. Входящая диагностика. Планирование совместной деятельности. Игры и упражнения на установление доверительных межличностных контактов, уменьшение напряженности. 2. Игра-седьмое чудо света. Теория. Функции игровой деятельности. Практика. Игры на самопознание, доверие, достижение согласия и разрешение конфликтов, умение слушать. 3. Основы вожатского мастерства. Теория. Понятие «лидер». Роли лидера. Качества лидера. Стили работы лидера. Лидер и группа. Основы социального проектирования. Практика. Диагностика лидерских качеств. Игры на выявление лидеров. Тренинг на развитие лидерских качеств. Тренинг общения. Тренинг развития уверенного поведения. Знакомство с социальными проектами. Участие в социальных проектах. Участие в проектах областных и всероссийских детских организаций. 4. Основы сценарного мастерства. Теория. Основы сценического номера. Роль ведущего в организации игрового действия. Практика. Постановка речевого голоса. Игры на развитие актерского внимания и зрительной памяти. Развитие артистической смелости. Упражнения на коллективную согласованность. Конструирование игровых и конкурсных программ. Подготовка игровых, конкурсных программ. Чтение сценария по ролям. Разбор игровых эпизодов. Репетиция игровых эпизодов. Овладение сценическим пространством. Генеральная репетиция. Художественное оформление игровой программы. Подбор музыкального материала. Показ игровых, конкурсных программ на различных площадках. Обсуждение. Устранение недостатков. 5. Массовые мероприятия. 14 Теория. Организация массовых мероприятий. Инструктаж по технике безопасности. Практика. Участие в массовых мероприятиях ЦДО и поселка. Участие в сборах актива муниципального, межтерриториального, областного уровня. Поход выходного дня. Общий сбор для учащихся отряда. 4,5 год обучения (продвинутый уровень) Задачи: Обучающие: - закрепить углубленные знания учащихся по вожатской работе; - научить организовать работу во временном детском коллективе, учитывая стадии развития коллектива; - научить разрабатывать и реализовывать социальные проекты; - научить применять полученные знания и умения для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач при проведении массовых мероприятий, в области социальных отношений; - научить разработке сценария театрализованной игровой программы и проведения ее;; - научить организовать отрядную работу на сборе актива, разработать и провести мастер-класс; - научить проведению простейших социометрические методик в группе; - предоставить возможность участия в проектах областных и всероссийских детских организаций. Развивающие: -формировать умения планировать и регулировать свою деятельность; -формировать самонаблюдение и самооценку в процессе познавательной и творческой деятельности; -формировать и развивать компетентности в области работы с информацией; -развивать личностный рост в плоскости коммуникативных действий со взрослыми и детьми разного возраста. Воспитательные: - формировать нравственные нормы и ценности в поведении и сознании. - воспитывать российскую гражданскую идентичность. - развивать рефлексивную деятельность учащихся. - формировать способность и готовность учащихся к саморазвитию и самоопределению. - формировать культуру безопасного и здорового образа жизни. 15 Учебный (тематический) план 4 год обучения № Название раздела, темы п/п Количество часов всего теория Формы аттестации/ практика контроля 2 1. Введение в образовательную программу 2. Игра-седьмое чудо света 3 1 24 6 18 3. Основы вожатского мастерства 18 6 12 4. Основы сценарного мастерства 30 6 24 5. Массовые мероприятия 27 6 21 102 25 77 Деловая игра «Игро-класс». Педагогическое наблюдение. Тест. Конкурс социальных проектов. Сбор актива. Педагогическое наблюдение. Тест. Игровая, конкурсная программа. Педагогическое наблюдение. Тест. Участие в массовых мероприятиях. Педагогическое наблюдение. Содержание учебного (тематического) плана 4 год обучения 1. Введение в образовательную программу. Теория. Знакомство с задачами курса, перспективами деятельности по программе. Практика. Оформление входящей документации. Планирование совместной деятельности. Входящая диагностика. Игры и упражнения на установление доверительных межличностных контактов, уменьшение напряженности. 2. Игра-седьмое чудо света. Теория. Интерактивные игровые технологии. Виды интреактива. Практика. Ролевая игра. Театр-экспромт. Драматизация. Дискуссия. Аукцион. 3. Основы вожатского мастерства. Теория. Особенности временного детского коллектива. Логика развития лагерной смены. 16 Социальное проектирование. Практика. Организация работы временного детского коллектива на сборе актива, в летнем оздоровительном лагере с дневным пребыванием детей. Игровой практикум. Тренинг общения. Тренинг развития уверенного поведения. Тренинг развития лидерских качеств. Разработка и реализация социальных проектов. Участие в проектах областных и всероссийских детских организаций. 4. Основы сценарного мастерства. Теория. Классификация досуговых программ. Особенности игровой программы. Практика. Постановка речевого голоса. Игры на развитие актерского внимания и зрительной памяти. Развитие артистической смелости. Упражнения на коллективную согласованность. Подготовка игровой программы. Самостоятельный подбор материала в литературе и Интернете. Коллективное составление сценария. Чтение сценария по ролям. Разбор игровых эпизодов. Репетиция игровых эпизодов. Генеральные репетиции. Показ игровых, конкурсных программ на различных площадках. Обсуждение. Устранение недостатков. 5. Массовые мероприятия. Теория. Организация массовых мероприятий. Инструктаж по охране труда. Практика. Организация и проведение массовых мероприятий локального и муниципального уровня. Подбор содержательного материала к проведению массовых мероприятий. Отработка тематических блоков. Взаимодействие всех участников. Обсуждение. Устранение недостатков. Участие в массовых мероприятиях ЦДО и поселка. Участие в сборах актива муниципального, межтерриториального, областного уровня. Поход выходного дня. Общий сбор для учащихся отряда. Учебный (тематический) план 5 год обучения № п/п 1. 2. 3. Название раздела, темы всего Введение в образовательную программу Игра-седьмое чудо света Основы мастерства вожатского Количество часов теория практика 3 1 2 24 6 18 18 6 12 17 Формы аттестации/ контроля Деловая игра «Игро-класс». Педагогическое наблюдение. Тест. Сбор актива. Педагогическое наблюдение. 4. Основы мастерства сценарного 5. Массовые мероприятия 30 6 24 27 6 21 102 25 77 Тест. Театрализованная игровая программа. Педагогическое наблюдение. Тест. Участие в массовых мероприятиях. Педагогическое наблюдение. Содержание учебного (тематического) плана 5 год обучения 1. Введение в образовательную программу. Теория. Знакомство с задачами курса, перспективами деятельности по программе. Практика. Оформление входящей документации. Планирование совместной деятельности. Входящая диагностика. Игры и упражнения на установление доверительных межличностных контактов, уменьшение напряженности. 2. Игра-седьмое чудо света. Теория. История возникновения настольных игр. Классификация настольных игр. Практика. Игровой практикум. Знакомство с разнообразием настольных игр. 3. Основы вожатского мастерства. Теория. Технология проведения мастер-классов. Социометрия. Практика. Организация отрядной работы на сборе актива, в летнем оздоровительном лагере с дневным пребыванием детей. Организация и проведение мастер-класса. Проведение простейших методик социометрии в группе. Тренинг общения. Тренинг развития уверенного поведения. Тренинг развития лидерских качеств Участие в проектах областных и всероссийских детских организаций. 4. Основы сценарного мастерства. Теория. Сценарно-режиссерские основы. Практика. Создание сценария театрализованной сюжетной программы. Самостоятельное составление сценария. Коллективное составление сценария. Чтение сценария по ролям. Репетиция эпизодов. Приемы Генеральная репетиция. Художественное оформление игровой программы. Подбор музыкального материала. Показ театрализованной сюжетной программы на различных площадках. Обсуждение. Устранение недостатков. 5. Массовые мероприятия. 18 Теория. Организация массовых мероприятий. Инструктаж по охране труда. Практика. Организация и проведение массовых мероприятий локального и муниципального уровня. Подбор содержательного материала к проведению массовых мероприятий. Отработка тематических блоков. Взаимодействие всех участников. Обсуждение. Устранение недостатков. Участие в массовых мероприятиях учреждения и поселка. Участие в сборах актива муниципального, межтерриториального, областного уровня. Общий сбор для учащихся отряда. 1.4. Планируемые результаты Метапредметные результаты: -умение планировать и регулировать свою деятельность; -осуществление самонаблюдения и самооценки в процессе деятельности; -владение методами поиска, переработки, хранения и передачи информации; -умение выстраивать коммуникацию. Личностные результаты: -готовность к социальному взаимодействию на основе нравственных и правовых норм; -осознание российской идентичности в поликультурном социуме; -наличие рефлексивных способностей; -способность к саморазвитию, личностному и профессиональному самоопределению; -владение культурой здорового образа жизни. Предметные результаты Стартовый уровень (1 год обучения) Учащиеся должны знать: -историю, традиции вожатского отряда; -историю возникновения и развития игрового жанра; -историю профессии вожатого; -умения и навыки вожатого; -особенности вожатской работы в школьном возрасте; -возможности участия в проектах областных и всероссийских детских организаций. -правила поведения на сцене и в актовом зале; Учащиеся должны уметь: -поддерживать имидж вожатского отряда; -организовать игровое взаимодействие на уровне группы (10-15 человек); -взаимодействовать с ребятами из старших групп; -владеть основами сценарного мастерства (сценическая речь, владение сценическим пространством); 19 -участвовать в массовых мероприятиях; Базовый уровень (2,3 год обучения) 2 год обучения Учащиеся должны знать: -классификацию игр; -особенности временного детского коллектива; -стадии развития коллектива; -виды и этапы КТД; -виды выступлении на сцене в детском лагере; -основы работы со зрителями; -основы сценарного мастерства; -возможности участия в проектах областных и всероссийских детских организаций. Учащиеся должны уметь: -организовать игровое взаимодействие на уровне группы в зависимости от поставленной задачи; -активно взаимодействовать во время проведения коллективнотворческого дела; -владеть основами сценарного мастерства (работа по ролям, сценическая речь, владение сценическим пространством); -выступать на публике, взаимодействовать с аудиторией; -применять полученные знания и умения для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений. 3 год обучения Учащиеся должны знать: -функции игровой деятельности; -понятие «лидер», роли, качества, стили работы лидера; -основы социального проектирования; -роль ведущего в организации игрового действия; -основы сценарного мастерства; -возможности участия в проектах областных и всероссийских детских организаций. Учащиеся должны уметь: -организовать игровое взаимодействие во время проведения игр на сплочение; -применять на практике организаторские качества; -разработать социальный проект; -владеть основами сценарного мастерства (работа по ролям, сценическая речь, владение сценическим пространством); -провести игровую программу, 20 -применять полученные знания и умения для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач при проведении массовых мероприятий, в области социальных отношений. Продвинутый уровень (4,5 год обучения) 4 год обучения Учащиеся должны знать: -интерактивные игровые технологии, виды интерактива; -особенности временного детского коллектива; -логику развития лагерной смены; -основы социального проектирования; -классификацию досуговых программ; -особенности игровой программы; -возможности участия в проектах областных и всероссийских детских организаций. Учащиеся должны уметь: -разработать и провести интерактивную игру; -организовать работу во временном детском коллективе, учитывая стадии развития коллектива; -разрабатывать и реализовывать социальные проекты; -владеть основами сценарного мастерства (работа по ролям, сценическая речь, владение сценическим пространством); -самостоятельно подготовить и провести игровую программу; - применять полученные знания и умения для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач при проведении массовых мероприятий, в области социальных отношений. 5 год обучения Учащиеся должны знать: - историю возникновения настольных игр; -классификацию настольных игр; -технологию проведения мастер-класса -методику проведения социометрии; -сценарно-режиссерские основы;; -возможности участия в проектах областных и всероссийских детских организаций. Учащиеся должны уметь: -провести игровой практикум по настольным играм; -организовать отрядную работу на сборе актива; -разработать и провести мастер-класс; -провести простейшие социометрические методики в группе; -владеть основами сценарного мастерства; -подобрать материал для сценария театрализованной сюжетной программы; 21 -самостоятельно разработать сценарий театрализованной игровой программы; - самостоятельно провести репетиционный процесс; -применять полученные знания и умения для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач при проведении массовых мероприятий, в области социальных отношений. 2. Организационно-педагогические условия 2.1. Календарный учебный график на 2024-2025 учебный год Год обучения 5 год Дата начала обучения 2.09.2024 Дата окончания обучения 23.05.2025 Количество Количество Количество учебных учебных учебных недель дней часов 34 34 102 Режим занятий 1 раз в неделю по 3 часа I полугодие – 16 учебных недель II полугодие – 18 учебных недель Каникулы: 24 декабря 2024 г.-08 января 2025 г.; 24-26, 29-30 марта 2025 г. 2.2. Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение: Обеспечивается образовательной организацией: Учебный кабинет с комплектом учебной мебели на 25 человек. - Проектор с экраном (мультимедиа) -1 комплект - Микрофон концертный (проводной) - 3 единицы - Микрофон концертный (радиомикрофон) - 3 единицы - ноутбук - 1 штука - Флипчарт -1 единица - Гитара -1 штука - Акустическая система (колонки) -1 штука - Палка гимнастическая -10 штук - Мяч резиновый -2 штуки - Скакалка гимнастическая -5 единиц - Бумага А4 офисная (белая) -1000 листов - Фломастеры цветные -5 единиц - Маркер (набор из 4 цветов) -3 набора - Ножницы бытовые -10 штук Обеспечивается родителями (законными представителями): -приобретение атрибутики вожатского отряда; -оплата проезда на областные, межтерриториальные, всероссийские мероприятия; -оплата организационного взноса для участия в областных, межтерриториальных, всероссийских мероприятиях. 22 Кадровое обеспечение: Реализацию программы обеспечивает педагог дополнительного образования, обладающий профессиональными знаниями и компетенциями в организации и ведении образовательной деятельности. Уровень образования педагога: среднее профессиональное образование, высшее образование – бакалавриат, высшее образование – специалитет или магистратура. Уровень соответствие квалификации: образование педагога соответствует профилю программы. Профессиональная категория: без требований к категории. Методические материалы 1 год обучения № п/п 1. 2. 3. Название раздела Введение в образовательную программу Игра – седьмое чудо света Основы вожатского мастерства Материально – техническое оснащение, дидактикометодический материал Формы, методы, приемы обучения Формы учебного занятия Рассказ Проектор с экраном Микрофон концертный Акустическая колонка Мяч Скакалка гимнастическая Бумага А4 офисная (белая) Фломастеры цветные Маркеры Ножницы бытовые Клей Проектор с экраном Ноутбук Флипчарт Гитара Акустическая колонка Бумага А4 офисная (белая) 23 Игра, рассказ Игра Рассказ Рассказ Беседа Встречи с интересными людьми Мозговой штурм Анализ деятельности Мозговой штурм Встречи с интересными людьми 4. Основы сценарного мастерства 5. Массовые мероприятия Фломастеры цветные Маркеры Ножницы бытовые Клей Презентация Карточки по темам Проектор с экраном Микрофон концертный Ноутбук Акустическая колонка Презентация Карточки по темам Проектор с экраном Микрофон концертный Ноутбук Гитара Акустическая колонка Рассказ Показ Упражнение Игра Показ Упражнение Игра Включение обучающихся в систему массовых мероприятий различной направленности Включение обучающихся в систему массовых мероприятий различной направленности 2 год обучения № п/п 1. 2. Название раздела Введение в образовательную программу Игра – седьмое чудо света Материально – техническое оснащение, дидактикометодический материал Проектор с экраном Микрофон концертный Акустическая колонка Мяч Скакалка гимнастическая Бумага А4 офисная (белая) Фломастеры цветные Маркеры 24 Формы, методы, приемы обучения Игра Рассказ Конкурс Формы учебного занятия Игра Рассказ 3. Основы вожатского мастерства 4. Основы сценарного мастерства 5. Массовые мероприятия Ножницы бытовые Клей Проектор с экраном Ноутбук Флипчарт Гитара Акустическая колонка Бумага А4 офисная (белая) Фломастеры цветные Маркеры Ножницы бытовые Клей Презентация Карточки по темам Проектор с экраном Микрофон концертный Ноутбук Акустическая колонка Презентация Карточки по темам Проектор с экраном Микрофон концертный Ноутбук Гитара Акустическая колонка Рассказ Беседа Встречи с интересными людьми Мозговой штурм Анализ деятельности Мозговой штурм Встречи с интересными людьми Рассказ Показ Упражнение Игра Показ Упражнение Игра Включение обучающихся в систему массовых мероприятий различной направленности Включение обучающихся в систему массовых мероприятий различной направленности 3 год обучения № п/п 1. 2. Название раздела Введение в образовательную программу Игра – седьмое чудо света Материально – техническое оснащение, дидактикометодический материал Проектор с экраном Формы, методы, приемы обучения Игра Рассказ 25 Формы учебного занятия Игра Рассказ 3. Основы вожатского мастерства 4. Основы сценарного мастерства 5. Массовые мероприятия Микрофон концертный Акустическая колонка Мяч Скакалка гимнастическая Бумага А4 офисная (белая) Фломастеры цветные Маркеры Ножницы бытовые Клей Проектор с экраном Ноутбук Флипчарт Гитара Акустическая колонка Бумага А4 офисная (белая) Фломастеры цветные Маркеры Ножницы бытовые Клей Презентация Карточки по темам Проектор с экраном Микрофон концертный Ноутбук Акустическая колонка Презентация Карточки по темам Проектор с экраном Микрофон концертный Ноутбук Гитара Акустическая колонка 26 Рассказ Беседа Встречи с интересными людьми Мозговой штурм Анализ деятельности Социальное проектирование Мозговой штурм Встречи с интересными людьми Рассказ Показ Упражнение Игра Показ Упражнение Игра Включение обучающихся в систему массовых мероприятий различной направленности Включение обучающихся в систему массовых мероприятий различной направленности 4 год обучения № п/п 1. 2. Название раздела Введение в образовательную программу Игра – седьмое чудо света 3. Основы вожатского мастерства 4. Основы сценарного мастерства Материально – техническое оснащение, дидактикометодический материал Проектор с экраном Микрофон концертный Акустическая колонка Мяч Скакалка гимнастическая Бумага А4 офисная (белая) Фломастеры цветные Маркеры Ножницы бытовые Клей Проектор с экраном Ноутбук Флипчарт Гитара Акустическая колонка Бумага А4 офисная (белая) Фломастеры цветные Маркеры Ножницы бытовые Клей Презентация Карточки по темам Проектор с экраном Микрофон концертный Ноутбук Акустическая 27 Формы, методы, приемы обучения Формы учебного занятия Игра Рассказ Игра Рассказ Рассказ Беседа Встречи с интересными людьми Мозговой штурм Анализ деятельности Социальное проектирование Мозговой штурм Встречи с интересными людьми Рассказ Показ Упражнение Игра Показ Упражнение Игра 5. Массовые мероприятия колонка Презентация Карточки по темам Проектор с экраном Микрофон концертный Ноутбук Гитара Акустическая колонка Включение обучающихся в систему массовых мероприятий различной направленности Включение обучающихся в систему массовых мероприятий различной направленности 5 год обучения № п/п 1. 2. 3. Название раздела Введение в образовательную программу Игра – седьмое чудо света Основы вожатского мастерства Материально – техническое оснащение, дидактикометодический материал Проектор с экраном Микрофон концертный Акустическая колонка Мяч Скакалка гимнастическая Бумага А4 офисная (белая) Фломастеры цветные Маркеры Ножницы бытовые Клей Проектор с экраном Ноутбук Флипчарт Гитара Акустическая колонка Бумага А4 офисная (белая) Фломастеры цветные 28 Формы, методы, приемы обучения Формы учебного занятия Игра Рассказ Игра Рассказ Рассказ Беседа Встречи с интересными людьми Мозговой штурм Анализ деятельности Социальное проектирование Мозговой штурм Встречи с интересными людьми 4. Основы сценарного мастерства 5. Массовые мероприятия 2.3. Маркеры Ножницы бытовые Клей Презентация Карточки по темам Проектор с экраном Микрофон концертный Ноутбук Акустическая колонка Презентация Карточки по темам Проектор с экраном Микрофон концертный Ноутбук Гитара Акустическая колонка Рассказ Показ Упражнение Игра Показ Упражнение Игра Включение обучающихся в систему массовых мероприятий различной направленности Включение обучающихся в систему массовых мероприятий различной направленности Формы аттестации контроля и оценочные материалы Для проверки прочности полученных знаний и умений, эффективности обучения по программе, организуются два вида аттестации. Стартовый уровень (1 год обучения). промежуточная аттестация – декабрь. Проверка теоретических знаний проводится в форме теста (Приложение № 1). Проверка практических знаний проводится в форме педагогического наблюдения (Приложение № 6). итоговая аттестация – апрель-май текущего учебного года (Приложение № 1). Базовый уровень (2 год обучения) промежуточная аттестация – декабрь. Проверка теоретических знаний проводится в форме теста (Приложение № 2). Проверка практических знаний проводится в форме педагогического наблюдения (Приложение № 6). итоговая аттестация – апрель-май текущего учебного года (Приложение № 2). 29 Базовый уровень (3 год обучения) промежуточная аттестация – декабрь. Проверка теоретических знаний проводится в форме теста (Приложение № 3). Проверка практических знаний проводится в форме педагогического наблюдения (Приложение № 6). итоговая аттестация – апрель-май текущего учебного года (Приложение № 3). Продвинутый уровень (4 год обучения) промежуточная аттестация – декабрь. Проверка теоретических знаний проводится в форме теста (Приложение № 4). Проверка практических знаний проводится в форме педагогического наблюдения (Приложение № 6). итоговая аттестация – апрель-май текущего учебного года (Приложение № 4). Продвинутый уровень (5 год обучения) промежуточная аттестация – декабрь. Проверка теоретических знаний проводится в форме теста (Приложение № 5). Проверка практических знаний проводится в форме педагогического наблюдения (Приложение № 6). итоговая аттестация – апрель-май текущего учебного года (Приложение № 5). Список литературы Для педагога: Нормативные документы 1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р. 3. Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к 3. 30 организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». 5. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р. 6. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования», утв. Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. №1642. 7. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» в рамках национального проекта «Образование». 8. Федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» в рамках национального проекта «Образование» (до 2024 г.). Литература, использованная при составлении программы 1. Азбука общения. – Н.Новгород: ООО «Педагогические технологии», 2007. – 64 с. 2. Алиева М.А., Гришанович Т.В., Лобанова Л.В., Травникова Н.Г., Трошихина Е.Г. Я сам строю свою жизнь. / Под ред. Е.Г.Трошихиной. – СПб.: Речь, 2006. – 216 с. 3. Брагина Т.А. Настольная книга вожатого (опыт словаря-справочника), часть 1,2 / Урал. Гос. Пед. Ун-т Екатеринбург, 1996. – 148 с. 4. Вачков И.В. Психология тренинговой работы содержательные, организационные и методические аспекты ведения тренинговой группы / И.В.Вачков. – эксмо, 2007. – 416 с. 5. Воспитательная система разновозрастного объединения: идеология, этапы развития, управление (научно-методические материалы движения разновозрастных объединений России) в двух частях / под ред. Л.Крапивиной, В.Доможирова. – Екатеринбург: ООО «Дизайн-Принт», 2007. – 74 с. 6. Досуговые программы для детей и подростков. Проектирование. Реализация. Экспертиза / авт.-сост. Л.Б.Малыхина. – Волгоград: Учитель, 2012. – 165 с. 7. Искусство вести за собой…тренинги и занятия по формированию у юношества социальной инициативности и лидерских качеств / Под ред. Д.п.н. С.В.Тетерского. – М.:АРКТИ, 2007. – 96 с. 8. Карпова Г.А. Педагогическая диагностика воспитанности и ценностных ориентаций школьников: Метод. Рекомендации / Урал. Гос. Пед. Университет. Екатеринбург, 1997. 9. «Лазурный»: 10 лет вместе. – Н.Новгород: изд-во ООО «Педагогические технологии», 2005. – 104 с. 10. Методический сборник из опыта работы «Детское молодежное общественное объединение как фактор социализации личности ребенка в образовательном пространстве города». / авт.-сост. О.Б.Морозова. – 31 Новоуральск; Отдел по делам молодежи , физической культуры и спорта, 2004. 11. Минюрова С.А. Возрастная психология: детство, отрочество [Текст]: учеб.пособие для студентов вузов/ С.А. Минюрова; Урал. Гос.пед.ун-т. – Екатеринбург, 2010. – 176 с. 12. Настольная книга лидера. Авт.-сост. И.В.Останина, М.С.Федотова. – Новоуральск. 13. Организация социально значимой деятельности в учреждениях дополнительного образования: социально-образовательные проекты. Из опыта работы / авт.-сост. Т.Н.Ковязина, Н.Е.Галицына. – Волгоград: Учитель, 2010. – 153 с. 14. Сборник психологических игр и упражнений «Грани успеха» / Сост.: В.Н.Нохрина, Н.А.Уварова, Н.А.Штырц; - Екатеринбург: ГОУ ДОД ЦДОД «Дворец молодежи», 2006, - 84 с. 15. Сысоева М.Е., Хапаева С.С. основы вожатского мастерства. Курс лекций. Рабочая тетрадь. – М.: Центр гуманитарной литературы «РОН», 2002. – 128 с. 16. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Учебное пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений/Под ред. В.А.Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 336 с. 17. Селевко Г.К., Селевко А.Г. Социально-воспитательные технологии. М.: Народное образование, 2002., 176 с. 18. Тебе, вожатый! Выпуск 1,2,3,4. – Н.Новгород: изд-во ООО «Педагогические технологии», 2003,2004,2005,2008. 19. Хочу быть лидером. Выпуск 2,3,4. – Н.Новгород: изд-во ООО «Педагогические технологии», 2003,2004,2006. Для учащихся (родителей) 1. Брагина Т.А. Настольная книга вожатого (опыт словарясправочника), часть 1,2 / Урал. Гос. Пед. Ун-т Екатеринбург, 1996. – 148 с. 2. «Всероссийский детский центр «Орленок». Песни «Орленка». Изд. третье, переработанное /Сост.: А.Завражнов, и.Киреев, О.Можейко. – Москва, «Собеседник», 2008 – 183 с. 3. «Игротека. Лидер 21 века». / Сост. Л.А. Побережная. – Н.Новгород, изд-во ООО «Педагогические технологии», 2006. – 88 с. 4. «Игротека». / Сост.: Лебедева И.А., Хорева Н.А. – Н.Новгород: ООО «Педагогические технологии НН», 2014 – 58 с. 5. Сборник психологических игр и упражнений «Грани успеха» / Сост.: В.Н.Нохрина, Н.А.Уварова, Н.А.Штырц; - Екатеринбург: ГОУ ДОД ЦДОД «Дворец молодежи», 2006, - 84 с. 32 Интернет-источники: 1. http://summercamp.ru/ Летний лагерь 2. Ресурсы удаленного доступа: 3. 1.http://allrefs.net/c13/1lmje/p1/ Исторические предпосылки возникновения игры 4. 2. http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/ 5. 3. http://www.dtdm.tomsk.ru/gorod/detail/?ID=1062 Программа «Игра-дело серьезное» 6. 4. school8.tomsk.ru› «Игра-дело серьезное» 7. 5. http://www.metod-kopilka.ru/ 8. 6. http://summercamp.ru/ Летний лагерь 9. 7. https://рдш.рф 10. 8. https://www.rastut-goda.ru/ 11. 9. https://явожатый.рф 33 Приложение 1. Тесты для проверки теоретических знаний 1 год обучения Тема «Игра – седьмое чудо света» 1. Когда возникла игра? – несколько тысяч лет назад - сто лет назад 2. 1 балл. Назовите русские народные игры. За каждый правильный ответ – 3. Назовите одну игру из каждого направления: -подвижные игры - ………………………………….. -настольные игры - ………………………………….. -спортивные игры - ………………………………….. Уровни оценки знаний: 10-8 правильных ответов – высокий уровень 7-4 правильных ответа – средний уровень 3-1 правильных ответа –низкий уровень Тема «Основы вожатского мастерства» 1. В каком году был организован первый молодежный лагерь? -1766 -1885 -1922 2. В какой стране был организован первый молодежный лагерь? -в Германии -в России -в Англии 3. Как называлось первое детское движение? -пионерия -скаутизм 4. Когда в России была создана Пионерская организация? -1911 -1922 -1933 5. Умения и навыки вожатого. Установите соответствие. За каждый правильный ответ – 1 балл. 34 А Инициативность - 1 Б Общительность (коммуникабельность) - 2 В Ответственность - 3 Г Настойчивость – 4 Д Работоспособность - 5 открытость другим, готовность и умение идти на контакт с людьми выполнять все намеченное, быть верным своему слову умение строить яркие планы, выдвигать новые идеи способность длительное время работать без признаков усталости умение все доводить до конца 6. Назовите Общероссийскую организацию, в проектах которых участвует вожатский отряд «РАДАР»: -………………………………………. 7. Назовите областные детские и молодежные организации, с которыми сотрудничает Вожатский отряд «РАДАР»: -…………………………………….. -…………………………………….. -…………………………………….. Уровни оценки знаний: 13-10 правильных ответа – высокий уровень 9-6 правильных ответов – средний уровень 5-1 правильных ответа – низкий уровень Тема «Основы сценарного мастерства» Перечислите правила поведения на сцене и в актовом зале. Уровни оценки знаний: 7-6 правильных ответа – высокий уровень 5-3 правильных ответа – средний уровень 2-1 правильных ответа – низкий уровень 35 Приложение 2. 2 год обучения Тема «Игра – седьмое чудо света» 1. Классификация игр. Установите соответствие. За правильное соответствие – 1 балл. А По содержанию поставленных 1 -на воздухе -в воде задач -в помещении Б По месту проведения 2 -индивидуальные -командные В По скорости и времени 3 -с реквизитом проведения -без реквизита Г По количеству участников 4 -сезонные -игры-минутки -длительные Д По наличию реквизита 5 -на знакомство -на сплочение -розыгрыши -познавательные -развлекательные Е По степени активности 6 -малоподвижные -подвижные -«сидячие» Уровни оценки знаний: 6 правильных ответов – высокий уровень 5-4 правильных ответа – средний уровень 3-1 правильных ответа – низкий уровень Тема «Основы вожатского мастерства» 2. Расставьте по порядку этапы А.Н.Лутошкину: … Мерцающий маяк … Песчаная россыпь … Алый парус … Горящий факел … Мягкая глина развития каждое коллектива по 3. Этапы КТД. Установите соответствие. За каждое правильное соответствие – 1 балл. А Б В коллективная подготовка КТД коллективное подведение итогов ближайшее последействие 1 2 3 36 Первый этап Второй этап Третий этап Г Д Е предварительная работа коллектива проведение коллективнотворческого дела коллективное планирование 4 Четвертый этап 5 Пятый этап 6 Шестой этап Уровни оценки знаний: 8-7 правильных ответа – высокий уровень 6-4 правильных ответа – средний уровень 3-1 правильных ответа – низкий уровень Тема «Основы сценарного мастерства» 1. Перечислите виды выступлений на сцене с отрядом. 2. Назовите формы активизации зрителей. За каждый правильный ответ – 1 балл. Уровни оценки знаний: 10-7 правильных ответа – высокий уровень 6-4 правильных ответа – средний уровень 3-1 правильных ответа – низкий уровень 37 Приложение 3. 3 год обучения Тема «Игра – седьмое чудо света» Функции игры. Установите соответствие. За каждый правильный ответ – 1 балл. А коммуникативная 1 игра позволяет соблюдать систему правил, проявляя самоограничение и самопожертвование в пользу коллектива Б деятельностная 2 игра создает благоприятную атмосферу, превращающая научное мероприятие в увлекательное приключение В воспитательная 3 игра охватывает всех присутствующих (участников, зрителей, организаторов), т.е. устанавливает эмоциональные контакты Г развлекательная 4 игра снимает эмоциональное напряжение, восстанавливает энергию Д релаксационная 5 игра организует взаимодействие людей друг с другом и окружающим миром Уровни оценки знаний: 5-4 правильных ответа – высокий уровень 3-2 правильных ответа – средний уровень 1 правильный ответа – низкий уровень Тема «Основы вожатского мастерства» 1. Лидер – это ……………………………………………………….. 2. Стили работы лидера. Установите соответствие. За каждый правильный ответ – 1 балл. А «Разящие стрелы» 1 Советуется с участниками организуемого дела. Учитывая их мнение, организатор принимает решение и начинает 38 Б «Возвращающийся бумеранг» 2 В «Снующий челнок» 3 Г «Плывущий плот» 4 действовать. Однако он не забывает советоваться с участниками, коллективно обсуждать итоги, оценивая вклад каждого. Соглашающийся, уступчивый, не вмешивающийся. Эти организаторы предпочитают плыть по течению, не беспокоясь, куда их вынесет. Приказывающий, требующий настаивающий. Лидер единолично принимает решения, настойчиво добивается его решения. Уговаривающий, Просящий, компромиссный. Такой организатор стремится к компромиссу на любой основе, лишь бы приглушить конфликт и оставаться удобным для всех. 3. Расставьте по порядку этапы разработки социального проекта: … Поиск проблемы … Планирование … Постановка цели … Реализация проекта … Разработка идеи … Подготовка к реализации … Анализ результатов 4. Что обозначает каждая буква в методе формирования цели по SMART S – …………………………………………….. M – ……………………………………………. A – …………………………………………….. R – …………………………………………….. T - ……………………………………………… 39 5. проекта? Какие ресурсы используются для реализации социального Уровни оценки знаний: 8-6 правильных ответа – высокий уровень 5-3 правильных ответа – средний уровень 2-1 правильных ответа – низкий уровень Тема «Основы сценарного мастерства» 1. Основы сценического номера. За каждый правильный ответ – 1 балл. Завязка – это …………………………………………………………. Кульминация – это ………………………………………………….. Развязка – это ………………………………………………………... 2. Вставь пропущенные слова: интеллектуальную информацию, возрастные особенности общения, в движении, зрительные и слуховые эмоции, симпатии, атмосферу общения, воображения и фантазии. Вставьте пропущенные слова. За каждое правильное слово – 1 балл. В момент проведения игры ведущий решает множество задач. Во-первых, создает непринужденную, дружескую ……………………………., обстановку доброжелательности. Во-вторых, своевременно и тактично помогает людям преодолеть их застенчивость, учитывает ……………………………………………………… В-третьих, не просто демонстрирует схему игры, а «одевает игру в сверкающие одежды ……………………………………………………………» В-четвертых, изучает интересы людей и учитывает то, что они хотят получить от игры: для одних игра — возможность почерпнуть ……………………………………………………….., для других — утолить потребность в ……………………………………….., у третьих — получить ……………………………………., зрительские ………………………………… Уровни оценки знаний: 10-9 правильных ответа – высокий уровень 8-5 правильных ответа – средний уровень 4-1 правильных ответа – низкий уровень 40 Приложение 4. 4 год обучения Тема «Игра – седьмое чудо света» 1. Перечислите наиболее часто используемые интерактивные формы работы. За каждый правильный ответ – 1 балл. Уровни оценки знаний: 8-7 правильных ответов – высокий уровень 6-4 правильных ответа – средний уровень 3- 1 правильных ответа – низкий уровень Тема «Основы вожатского мастерства» 1. Кризисы развития коллектива, методы коррекции кризиса. Установите соответствие. За каждый правильный ответ – 1 балл. А 3 день 1 Б 7 день 2 В 9 день 3 Г 13 день 4 Д Е 17 день 19 день 5 6 Кризис однообразия (мероприятия с жесткими правилами). Передел власти (день наоборот, похищение вожатого, заколдованные вещи). Страх расставания (прощальный концерт, пожелания, поздравления, подарки, свечка, награждение). Кризис неоправданных ожиданий (яркие мероприятия). Кризис «старичка» (лирические мероприятия). Кризис нелюбви (свечка). 2. Напишите краткий девиз каждого периода смены. За каждый правильный ответ – 1 балл. Организационный период - …………………………………………… Основной период - …………………………………………………………… Заключительный период - ………………………………………………… Уровни оценки знаний: 9-7 правильных ответов – высокий уровень 6-4 правильных ответа – средний уровень 3- 1 правильных ответа – низкий уровень Тема «Основы сценарного мастерства» 1. Расставь по порядку этапы проведения игровой (конкурсной) программы: … Формирование команд … Изложение правил игры 41 … Организация игрового финала … Достижение игровой цели … Управление игровым действием … Побуждение, стимул к игре … Вовлечение играющих участников в игру … Чествование победителей игры … Отбор участников 2. Перечислите виды игровых программ За каждый правильный ответ – 1 балл. Уровни оценки знаний: 5 правильных ответов – высокий уровень 4-3 правильных ответа – средний уровень 2-1 правильных ответа – низкий уровень 42 Приложение 5. 5 год обучения Тема «Игра – седьмое чудо света» 1. Сколько лет насчитывает история настольных игр? -не менее 5500 лет -не менее 3000 лет -не менее 2000 лет 2. Как называлась самая первая настольная игра? -жребий -кости -шашки 3. Как называлась одна из первых настольных игра на Руси? -бирюльки -городки -лапта 4. Назовите по две настольные игры, исходя из следующей классификации. За каждую игру – 1 балл. -для досуга, развлечения - ……………………………………………. -для общения, коммуникации - ……………………………………….. -азартные, соревновательные - ……………………………………….. -головоломки для разминки мозгов - ………………………………… -обучающие, тренинговые, образовательные-………………………... Уровни оценки знаний: 13-10 правильных ответа – высокий уровень 9- 5 правильных ответа – средний уровень 5- 1 правильных ответа – низкий уровень Тема «Основы вожатского мастерства» 1. Для чего в детском коллективе проводится социометрия? 2. Назовите виды социограмм. За каждый правильный ответ – 1 балл. 3. Проведите социометрическое изучение группы из 7 человек. Ф.И.О. Иванов Петров Цветков Алексеев Смирнова Славина Сидоров Иванов -- -- -- 2 1 -- 3 Петров 1 -- -- 2 -- 3 -- Цветков 2 3 -- -- 1 -- -- 43 ВС Алексеев 3 -- 2 -- -- -- 1 Смирнова -- 2 1 -- -- 3 -- Славина 1 -- 2 3 -- -- -- Сидоров -- 3 -- -- 1 2 -- ВП ВВ Уровни оценки знаний: 5 правильных ответа – высокий уровень 4-2 правильных ответа – средний уровень 1 правильный ответ – низкий уровень 44 Приложение 6. Критерии оценивания практических умений учащихся Первый год обучения Раздел Подготовка учащихся Игра – дело серьезное -Умение организовать игровое взаимодействие на уровне группы - Взаимодействие с ребятами из старших групп -Владение основами сценарного мастерства Не умеет Умеет частично Не взаимодействует Иногда взаимодействует Активно взаимодействует Владеет Владеет частично Владеет полностью -Участие в массовых мероприятиях Участвует Участвует частично Участвует постоянно Средний уровень 4-6 б. Высокий уровень 7-10 б. Умеет полностью Основы вожатского мастерства Основы сценарного мастерства Массовые мероприятия Низкий уровень 1-3 б. Средний уровень 4-6 б. Высокий уровень 7-10 б. Умеет полностью Второй год обучения Раздел Подготовка учащихся Игра-дело серьезное -Умение организовать игровое взаимодействие на уровне группы в зависимости от поставленной задачи - Взаимодействие во время проведения КТД Не умеет Умеет частично Не взаимодействует Иногда взаимодействует Активно взаимодействует -Владение основами сценарного мастерства -Умение выступать на публике -Участие в массовых мероприятиях Владеет Владеет частично Умеет Умеет частично Участвует Участвует частично Владеет полностью Умеет полностью Участвует постоянно Основы вожатского мастерства Основы сценарного мастерства Массовые мероприятия Низкий уровень 1-3 б. Третий год обучения Раздел Подготовка учащихся Низкий уровень 1-3 б. Игра-дело серьезное -Умение организовать игровое взаимодействие во время проведения игр на сплочение Не умеет Умеет частично Умеет полностью Основы вожатского - Применение на практике Не применяет Применяет частично Активно применяет 45 Средний уровень 4-6 б. Высокий уровень 7-10 б. мастерства Основы сценарного мастерства Массовые мероприятия организаторских качеств -Умение разработать социальный проект -Владение основами сценарного мастерства -Умение работать в роли ведущего игровой программы -Участие в массовых мероприятиях Не умет Умет частично Умеет полностью Владеет Владеет частично Умеет Умет частично Владеет полностью Умет полностью Участвует Участвует частично Участвует постоянно Четвертый год обучения Раздел Подготовка учащихся Игра-дело серьезное Основы вожатского мастерства -Умение провести интерактивную игру - Умение организовать работу во временном детском коллективе -Умение разработать и реализовать социальный проект -Владение основами сценарного мастерства -Владение основами подготовки и проведения игровой программы -Участие в массовых мероприятиях Основы сценарного мастерства Массовые мероприятия Низкий уровень 1-3 б. Средний уровень 4-6 б. Высокий уровень 7-10 б. Не умеет Умеет частично Умеет полностью Не умеет Умеет частично Умеет полностью Не умет Умет частично Умеет полностью Владеет Владеет частично Владеет Владеет частично Владеет полностью Владеет полностью Участвует Участвует частично Участвует постоянно Пятый год обучения Раздел Подготовка учащихся Игра-дело серьезное -Умение провести игровой практикум по настольным играм Не умеет Умеет частично Умеет полностью Основы вожатского мастерства - Умение организовать отрядную работу на сборе актива -Умение провести мастер-класс -Владение методикой проведения социометрии -Владение основами сценарного мастерства -Владение основами создания сценария и проведения театрализованной игровой программы -Участие в массовых мероприятиях Не умеет Умеет частично Умеет полностью Не умеет Умеет частично Умеет полностью Не владеет Владеет частично Владеет полностью Владеет Владеет частично Владеет Владеет частично Владеет полностью Владеет полностью Участвует Участвует частично Основы сценарного мастерства Массовые мероприятия Низкий уровень 1-3 б. 46 Средний уровень 4-6 б. Высокий уровень 7-10 б. Участвует постоянно