муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Пышминского городского округа «Пышминский центр дополнительного образования» ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА социально-гуманитарной направленности «ВОЛОНТЕРЫ ДОБРА» возраст учащихся 10 - 16 лет срок реализации программы 2 года Автор-составитель: Камолова Д.М. педагог дополнительного образования пгт. Пышма 2024 год 1. Основные характеристики 1.1. Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ВОЛОНТЕРЫ ДОБРА» относится к социально-гуманитарной направленности, так как развивает социально-значимые навыки, через привлечение учащихся к волонтерской деятельности. Программа составлена в соответствии с нормативными правовыми актами и государственными программными документами: 1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р. 3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. №629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». 5. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». 6. Письмо Минпросвещения России от 30.12. 2022 № АБ-3924/06 (О направлении методических рекомендаций (вместе с методическими рекомендациями «Создание современного инклюзивного образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья и детейинвалидов на базе образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы в субъектах Российской Федерации». 7. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 04.03.2022 г. № 219-д «О внесении изменений в методические рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных организациях», утвержденные приказом ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от 01.11.2021 г. № 934-д. 8. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 30.03.2018 г. №162- Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». 2 9. Концепция развития добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 года, утверждённая Распоряжением Правительства РФ от 27 декабря 2018 г. № 2950-р; 10. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» в рамках национального проекта «Образование». 11. Федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» в рамках национального проекта «Образование» (до 2024 г.) Актуальность общеразвивающей программы обусловлена потребностью современного общества в социально активной личности, воспитанной на общечеловеческих ценностях, гуманизма и милосердия. В Концепции модернизации Российского образования подчеркивается: «…развивающемуся обществу необходимы инициативные люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание». В связи с этим особую актуальность приобретает проблема развития социальной активности детей и молодежи. Ведущие современные педагоги, психологи и социологи считают, что добровольная общественная деятельность сегодня не только сможет помочь решить многие социальные проблемы общества, но и будет способствовать развитию социально-значимых качеств подрастающего поколения, формированию у них активной жизненной позиции. В Пышминском городском округе развитию волонтёрского движения среди детей и молодежи уделяется особое внимание. Это гарантия того, что молодое поколение вырастет открытым, честным, с активной гражданской позицией и ответственностью. В связи с этим реализация программы «Волонтеры добра», направленной на подготовку и участие подростков в волонтерской деятельности, является актуальной. Программа предполагает включение учащихся в социально-значимую деятельность, что способствует формированию их лидерской позиции, развитию инициативы и общественной активности, помогает обрести жизненный опыт. Программа составлена на основе Дополнительной общеразвивающей программы «Волонтёрство: шаг за шагом» по автору: Загладина Х.Т., Шульгина И. Б., 2019г. Отличительная особенность общеразвивающей программы состоит в том, что для проведения занятий с учащимися используются разнообразные формы досуговой деятельности. Они представляют собой коллективные дела, которые направлены на проявление творческих способностей, умение работать в группе, активное участие каждого. Очень важной отличительной особенностью программы является привязанность содержания программы к 3 культурно-праздничным и памятным датам, поэтому темы из различных блоков пересекаются и чередуются, что позволяет постоянно пополнять, закреплять знания и практические навыки учащихся. Так же к мероприятиям, акциям привлекаются родители, тем самым развивается семейное добровольчество, укрепляющее семейные ценности и формирующее здоровую среду для развития полноценной, самодостаточной личности учащегося. Адресат общеразвивающей программы – учащиеся от 10 до 16 лет. В возрасте 10-13 лет резко возрастает значение коллектива, его общественного мнения, отношений со сверстниками, оценки ими его поступков и действий. Одной из самых доступных форм активного досуга детей этого возраста остается игровая деятельность во всем многообразии ее видов. Игра – одно 4 из универсальных средств в деле становления личности. Одна и та же игра может выполнять несколько функций (развлекательная, коммуникативная, релаксационная, развивающая, воспитательная). Подростковый возраст (14-16 лет) начинается с изменения социальной ситуации развития. Специфика социальной ситуации развития заключается в том, что подросток находится в положении (состоянии) между взрослым и ребенком – при сильном желании стать взрослым, что определяет многие особенности его поведения. Подросток стремится отстоять свою независимость, приобрести право голоса. В подростковом возрасте возникает и развивается потребность в самореализации, в развитии своих творческих способностей и потребностей. В этом возрасте дети любят дебаты и споры, проявляется устремленность в будущее, построение жизненных планов. Предоставив юноше и девушке возможность совершать социально полезные поступки и включая тем самым в общественную жизнь, взрослые создают хорошие предпосылки по разрешению их проблем. Одной из таких является включение подростков в добровольческую деятельность. Волонтерство отвечает актуальной в этом возрасте потребности быть членом группы, ценностям и целям которой волонтер-подросток может соответствовать. Решающее значение в этом возрасте приобретает стремление найти свое место в обществе. Оно может представлять собой ведущий мотив поведения подростков, для которых характерно развитие общественной активности, ярко выраженное желание играть определенную роль в коллективе. Набор детей по программе осуществляется по принципу добровольности, без отбора и предъявления требований к наличию у них специальных умений. Наполняемость групп от 10 до 12 человек. Режим занятий 1 год обучения: 2 раза в неделю по 1 учебному часу. 2 год обучения: 1 раз в неделю по 2 учебных часа. Объем общеразвивающей программы:136 часов 1 год обучения - 68 часов. 4 2 год обучения - 68 часов. Срок освоения общеразвивающей программы– 2 года. Особенности организации образовательного процесса - модель реализации программы традиционная, представляет собой линейную последовательность освоения содержания в течение 2 лет в одной образовательной организации. Перечень форм обучения: групповая, индивидуально-групповая. Перечень видов занятий: практическое занятие, комбинированное занятие, игра, беседа, встреча с интересными людьми, включение обучающихся в систему массовых мероприятий, акции. Перечень форм подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей программы - теоретические знания: тест. - практические навыки: педагогическое наблюдение. 1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы Цель общеразвивающей программы: формирование социальной активности учащихся через вовлечение их в добровольческую (волонтёрскую) деятельность. Задачи общеразвивающей программы: Обучающие: Развивать у учащихся умение использовать на практике методики проведения досуговых мероприятий; Формировать умение проведения социальных акций и социальных дел; Развивать специальные умения учащихся по работе с людьми различных социальных категорий (дети с ограниченными возможностями здоровья, подростки девиантного поведения). Развивающие: Формировать у учащихся организаторские умения и навыки и лидерских качеств; Развить коммуникативные качества, умения работать в команде; Развить умение брать на себя ответственность, регулировать конфликтные ситуации позитивным путём, эффективно взаимодействовать в команде. Воспитательные: Воспитывать активную гражданскую позицию, неравнодушное отношение к жизни; Воспитывать толерантное качество личности, милосердия, доброты, отзывчивости; Воспитывать потребность в добровольческой деятельности. 5 1.3. Год обуче ния 1 Содержание общеразвивающей программы Учебный план Название раздела Волонтерское движение Лидерство в волонтерском объединении Итог 2 Направления волонтерской деятельности Организация и проведение социальных дел Итог Количество часов Всего Теория Практика Формы аттестации/ контроля педагогическое наблюдение педагогическое наблюдение, тест 12 4 8 56 18 38 68 7 22 3 46 4 61 15 46 68 18 50 Всего по программе: 136 часов педагогическое наблюдение педагогическое наблюдение, тест Учебный (тематический) план 1 год обучения № /п/п 1 1.1 1.2 1.3 2 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 2.6 2.7 2.8 Название раздела, темы Количество часов Всего Теория Практика Волонтерское движение 12 4 8 История волонтерского движения Волонтер Добра 4 2 2 5 1 4 Активные волонтёрские действия Лидерство в волонтерском объединении 3 1 2 56 18 38 6 9 2 3 4 6 8 2 6 7 2 5 7 6 6 7 68 2 2 2 3 22 5 4 4 4 46 «Я научу!» Информационные технологии в работе волонтера Основы проведения социальных дел Работа волонтеров по пропаганде ЗОЖ Событийное волонтерство Социальное волонтерство Волонтеры Победы Впереди лето Итого 6 Формы аттестации/ контроля педагогическое наблюдение педагогическое наблюдение, тест Содержание учебного (тематического) плана 1. Волонтерское движение. 1.1. Возникновение и развитие волонтерского движения. Теория: Понятия: добровольцы (волонтеры). Основные направления волонтерской (добровольческой) деятельности. Качества необходимые волонтёру. Участие в волонтерской деятельности. Принципы работы в команде волонтеров. Вводный инструктаж по технике безопасности. Практика: Знакомство в группе. Игра «Расскажи мне о себе». Распределение поручений. Совместное составление плана работы на год. 1.2. Волонтеры Добра. Теория: Понятия: «добро», «забота», «милосердие», «доброволец». Качества волонтера, внешний вид. Практика: на примере русских пословиц и литературных произведений наглядно иллюстрируют значение слов: «добрый», «заботливый», «внимательный». 1.3. Активные волонтёрские действия Теория: Социальные проблемы и идеи проведения активных волонтёрских действий. Календарь добрых дел. Практика: Распределение по группам для реализации активных волонтёрских действий в соответствии с интересами, возможностями и способностями каждого учащегося. По итогам выполнения заданий прописывается на листе волонтёром практические действия по подготовке акции, флешмоба, мероприятия. 2. Лидерство в волонтерском объединении. 2.1. «Я научу!»: волонтёрский урок и мастер-класс. Теория: Правила организации мастер-классов. Правила проведения волонтёрского урока, посвящённого актуальным вопросам (охране природы или здоровье сбережению). Практика: Практические действия по подготовке урока или мастеркласса, выполнение заданий волонтёра. Составление плана-конспекта волонтёрского урока или программы мастер-класса, анонсирование мероприятия. Проведение волонтёрского урока и мастер-класса. Благотворительное мероприятие по итогам мастер-классов. Совместная работа с ресурсным центром «Сила Урала»- классные встречи, работа на портале (добро.рф). Муниципальный конкурс видеороликов «Я-волонтер», день волонтера (добровольца) «Волонтеры Пышмы», «Волонтеры могут всё». 2.2. Информационные технологии в работе волонтера. Теория: Информационные технологии в работе волонтера. Информационный буклет. Листовка. Принципы создания и оформления информационных буклетов. Цели, задачи, назначение, стиль, форма, логическая схема буклета. Технические и дизайнерские рекомендации. 7 Критерии и оценки качества. Новостная статья. Пресс-релиз. Взаимодействие объектов внешней среды: государственные организации, коммерческие организации, общественность. Структура делового письма. Социальный плакат. Технология социальной рекламы. Ошибки в социальной рекламе. Техника создания видеороликов. Практика: Показ видеороликов. Написание новостных заметок. Анализ новостных статей. Написание новостной статьи о недавно прошедшем мероприятии. Написание делового письма. Работа над созданием видеоролика. 2.3. Основы проведения социальных дел. Теория: Психологические особенности работы с людьми пожилого возраста. Основные проблемы в жизни пожилого человека «Свои – чужие». Понятия «социальная акция», «социальный проект». Практика: Разработка и проведение социальных акций. Разработка социального проекта. Проведение благотворительных, экологических социальных акций. Детям предлагается самостоятельно выполнить предложенные задания после показа или объяснения педагога. Совместная работа с ресурсным центром «Сила Урала» - акция: «МЫВМЕСТЕ», «Чудо уже здесь», день знаний повод для добрых дел, День народного единства. 2.4. Работа волонтеров по пропаганде ЗОЖ. Теория: Вредные привычки. Психологические особенности работы с людьми, имеющими зависимость. Практика: Создание видеоролика о ЗОЖ. Листовки. 2.5. Событийное волонтерство. Теория: Знакомство с движением, особенности направления, знакомство с коллективами, работающими в данном направлении. Практика: Помощь в проведении мероприятий учреждения и поселка. Совместная работа с ресурсным центром «Сила Урала» - Академия активного волонтерства. 2.6. Семейное добровольчество. Социальное волонтерство. Теория: Понятие «Семейное добровольчество», особенности данного вида добровольчества. Моя семья – мое богатство. Мои родители – моя поддержка. Знакомство с движением, особенности направления, встреча с представителями направления, специфика общения с пожилыми людьми, специфика общения с детьми. Практика: Открытое занятие совместно с родителями; творческие задания для семей и их презентация; проведение совместной, семейной акции. Помощь социальным волонтерам, разработка и реализация социальных проектов, проведение акций. Совместная работа с ресурсным центром «Сила Урала» - акция «Подари улыбку». IV Областной фестиваль «Волонтерство в социокультурной сфере». 2.7. Волонтеры Победы. 8 Теория: Знакомство с движением, особенности направления, специфика общения с пожилыми людьми, история ВОВ. Практика: Помощь «Волонтерам Победы», помощь ветеранам и детям войны, участие в патриотических акциях: «Георгиевская лента», «Спасибо деду за Победу» и других. Помощь в проведении муниципальных мероприятий. Просмотр видеороликов «Перерыв на войну». Обсуждение. Совместная работа с ресурсным центром «Сила Урала» - акция: «Красная гвоздика»; «Георгиевская ленточка»; «Спасибо за жизнь». 2.8. Впереди лето. Теория: Правила безопасности в летний период. Подведение итогов за год. Планы на лето. Практика: Создание видеороликов по безопасности в летний период. Создание информационных буклетов и листовок, распространение. Учебный (тематический) план 2 год обучения № /п/п Название раздела, темы 1 Направления волонтерской деятельности Деятельность общественного объединения волонтеров Управление волонтерской деятельностью 7 3 4 3 1 2 4 2 2 Организация и проведение социальных дел Работа волонтеров по пропаганде ЗОЖ Всероссийская акция «МЫВМЕСТЕ» Акция «Чистый двор» 61 15 46 6 1 4 4 1 4 6 2 4 Акция к дню матери «Мамам посвящается» Акция «Неделя дорожного движения» 5 1 4 6 2 4 Акция «Покормите птиц зимой» Инклюзивное волонтёрство «Люблю жизнь» 6 1 5 10 3 7 6 1 5 1.1 1.2 2 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 2.6 2.7 2.8 Всего Весенняя неделя добра 9 Количество часов Теория Практика Формы аттестации/ контроля педагогическое наблюдение Беседа, педагогическое наблюдение Беседа, педагогическое наблюдение. Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение, тест Педагогическое наблюдение, анкетирование Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение, анкетирование анкетирование Педагогическое наблюдение, анкетирование педагогическое наблюдение 2.9 Волонтеры Победы 2.10 Впереди лето Итого 7 2 5 педагогическое наблюдение 5 1 4 Педагогическое наблюдения 68 18 50 Содержание учебного (тематического) плана 1. Направления волонтерской деятельности 1.1. Деятельность общественного объединения волонтеров. Теория: Направления волонтерских объединений. Символика. Традиции. Законы волонтера. Формы осуществления волонтерской деятельности: организация, объединение. Электронная книжка волонтера. Практика: Встречи с общественными волонтерскими объединениями. Составление плана по сотрудничеству. 1.2. Управление волонтерской деятельностью. Теория: Миссия волонтерской деятельности. Функциональные обязанности в детском объединении. Методы поощрения волонтерской деятельности. Структура волонтерской деятельности. Практика: Распределение функциональных обязанностей в детском объединение. Деловая игра «Направления волонтерской деятельности». 2. Организация и проведение социальных дел. 2.1. Работа волонтеров по пропаганде ЗОЖ Теория: Вредные привычки. Психологические особенности работы с людьми, имеющими зависимость. Виды профилактических мероприятий и акций. Практика: Создание видеороликов. Создание буклетов, листовок. 2.2. Всероссийская акция «МЫВМЕСТЕ» Теория: Понятие общероссийской акции взаимопомощи «МЫВМЕСТЕ». Направления. Практика: Обучение на портале Добро.ру. 2.3. Акция «Чистый двор». Теория: Проблема загрязнения окружающей среды. Особенности акции «Чистый двор». Инструктаж по проведению акции. Практика: Уборка мусора на определенных территориях. 2.4. Акция к дню матери «Мамам посвящается». Теория: Международный праздник «День матери»: история, традиции. Правила организации мастер-класса. Инструктаж по технике безопасности при работе с инструментами. Практика: Волонтёрский мастер-класс с привлечением серебряных волонтеров «Комплексного центра социального обслуживания населения Пышминского района». 2.5. Акция «Неделя дорожного движения». 10 Теория: Принципы создания и оформления информационных буклетов. Цели, задачи, назначение, стиль, форма, логическая схема буклета. Технические и дизайнерские рекомендации. Понятие социальной рекламы. Технология социальной рекламы. Социальный плакат. Практика: Создание видеороликов. Написание новостных заметок. Создание информационных буклетов и листовок, распространение. 2.6. Акция «Покормите птиц зимой». Теория: Зимующие птицы. Особенности кормление птиц зимой. Виды кормушек. Практика: Изготовление плакатов, отражающих тематику акции. Создание информационных буклетов и листовок, распространение. Изготовление своими руками кормушек, размещение их на территории образовательной организации, дворах домов и кормление птиц. 2.7. Инклюзивное волонтерство «Люблю жизнь». Теория: Понятия «Инклюзия», особенности направления. Виды инклюзивного волонтерства. Барьеры, препятствующие развитию инклюзивного волонтерства. Правила и особенности взаимодействия с людьми с ОВЗ. Практика: Обучение на портале Добро.ру. Организация и проведение досуговых и развивающих мероприятий для детей с ограниченными возможностями здоровья (акции, праздники, мастерклассы). Благотворительная помощь, совместная работа с ресурсным центром «Сила Урала» и фондом «Православная Русь». 2.8. Весенняя неделя добра Теория: Акция «Весенняя неделя добра». Направления акции. Практика: Уборка мусора, благоустройство памятников, памятных мест. Проведение тематических мероприятий для учащихся начальных классов. 2.9. Волонтеры Победы. Теория: Волонтеры Победы, особенности направления. Специфика общения с пожилыми людьми. Практика: Помощь ветеранам и детям войны. Участие в патриотических акциях: «Георгиевская лента», «Спасибо деду за Победу», «Звезда Победы» и других. Помощь в проведении муниципальных мероприятий. Просмотр видеороликов «Перерыв на войну». Обсуждение. Совместная работа с ресурсным центром «Сила Урала» - акции: «Красная гвоздика», «Георгиевская ленточка», «Спасибо за жизнь», «Продуктовый набор». 2.10. Впереди лето. Теория: Правила безопасности в летний период. Подведение итогов за год. Планы на лето. Практика: Создание видеороликов по безопасности в летний период. Создание информационных буклетов и листовок, распространение. Проведение мероприятий по безопасности для учащихся. 11 1.4. Планируемые результаты Метапредметные результаты: - осуществлять пошаговый и итоговый контроль своей деятельности; - различать способ и результат действия; - формулировать собственное мнение и позицию, умение договариваться, приходить к общему решению, использовать речь для регуляции своего действия; - сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить, свое общение со сверстниками. Личностные результаты: - формирование активной гражданской позиции; - положительного отношения молодежи к добровольческой деятельности; - научиться принимать свои чувства и чувства окружающих людей; - научиться говорить о своих эмоциях и проблемах; - научиться давать себе позитивную самооценку; - научиться отстаивать свое мнение. Предметные результаты: 1 год обучения - знание истории и существующей практики реализации социально-значимых проектов субъектами волонтерской деятельности; - знание основных способов организации социально-значимой деятельности и технологии их осуществления; - знание методик проведения некоторых досуговых форм; - умение при помощи реальных объектов и информационных технологий самостоятельно искать, отбирать, анализировать и сохранять информацию по заданной теме; - умение работать с людьми различных социальных категорий (дети с ограниченными возможностями здоровья, подростки девиантного поведения и т.д.). - умение выбирать наиболее эффективные способы решения социальных задач в конкретных условиях реализации волонтёрского проекта. 2 год обучения - владеть нормами и правилами уважительного отношения. - создавать буклеты; - монтировать видеоролики; - организовывать и проводить различные конкурсные программы; - общаться с людьми пожилого возраста, дошкольниками, школьниками и детьми с ОВЗ; - находить и принимать правильное решение в конфликтной ситуации; - участвовать в акциях, конкурсах, соревнованиях, мероприятиях. 12 2. Организационно – педагогические условия 2.1. Календарный учебный график на 2024 – 2025 учебный год Год обучения 2 год Дата начала обучения 02.09.2024 Дата окончания обучения 23.05.2025 Количество Количество Количество учебных учебных учебных недель дней часов 34 34 68 Режим занятий 1 раз в неделю по 2 часа I полугодие – 16 учебных недель II полугодие – 18 учебных недель Каникулы: 24 декабря 2024 г.-08 января 2025 г.; 24-26, 29-30 марта 2025 г. 2.2. Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение: Обеспечивается образовательной организацией: - Учебный кабинет (включая типовую мебель) (1 единица на группу; 80% времени реализации программы) - Компьютер персональный (1 штука на группу; 80% времени реализации программы) - проектор, экран (1 штука на группу; 80% времени реализации программы) - Доска школьная (магнитно-маркерная) (1 штука на группу; 80% времени реализации программы). Кадровое обеспечение: Реализацию программы обеспечивает педагог дополнительного образования, обладающий профессиональными знаниями и компетенциями в организации и ведении образовательной деятельности. Уровень образования педагога: среднее профессиональное образование, высшее образование – бакалавриат, высшее образование – специалитет или магистратура. Уровень соответствие квалификации: образование педагога соответствует профилю программы. Профессиональная категория: без требований к категории. Методические материалы: Образовательный процесс обучения строится на основе принципов личностно-ориентированного подхода. Главным предметом учебно-воспитательной деятельности педагогов выступает процесс формирования индивидуальности подростка: - приемы активизации познавательного интереса; - создание ситуаций успеха; - методы диагностики и самодиагностики - методы диалога; - рефлексивные приемы и методы; 13 - опора на жизненный опыт подростка; - игровые методы; - групповые и индивидуальные занятия. 2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы Для проверки прочности полученных знаний и умений, эффективности обучения по программе, организуется аттестация. - промежуточная аттестация – декабрь. - итоговая аттестация –май. 1 год обучения: Проверка теоретических знаний проводится в форме теста (Приложение № 1). Проверка практических знаний проводится в форме педагогического наблюдения (Приложение № 2). 2 год обучения: Проверка теоретических знаний проводится в форме теста (Приложение № 3). Проверка практических знаний проводится в форме педагогического наблюдения (Приложение № 4). Так же отслеживается активность участия учащихся в акциях, мероприятиях. Результаты фиксируются в таблице (Приложение 5). 3. Список литературы Нормативные правовые акты и государственные программные документы 1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р. 3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. №629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». 5. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». 14 6. Письмо Минпросвещения России от 30.12. 2022 № АБ-3924/06 (О направлении методических рекомендаций (вместе с методическими рекомендациями «Создание современного инклюзивного образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья и детейинвалидов на базе образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы в субъектах Российской Федерации». 7. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 04.03.2022 г. № 219-д «О внесении изменений в методические рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных организациях», утвержденные приказом ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от 01.11.2021 г. № 934-д. 8. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 30.03.2018 г. №162- Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». 9. Концепция развития добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 года, утверждённая Распоряжением Правительства РФ от 27 декабря 2018 г. № 2950-р; 10. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» в рамках национального проекта «Образование». 11.Федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» в рамках национального проекта «Образование» (до 2024 г.) 12. Устав МБУДО ПГО «Пышминский ЦДО», утв. Постановлением администрации Пышминского городского округа от 19.12.2018 г. №760. 13. Положение о дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программах муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования Пышминского городского округа «Пышминский центр дополнительного образования» (приказ № 16/3 от 11 марта 2022 г.). Литература, использованная при составлении программы. 1. Бодренкова Г. П. Системное развитие добровольчества в России: от теории к практике: учебно-методическое пособие / Г. П. Бодренкова; [Российский центр развития добровольчества]. М.: АНО «СПО СОТИС», 2013. 2. Дружинин В. В. Детское движение в России: историкотеоретический аспект / В. В. Дружинин. СПб.: Логос, 2004. 3. Загладина Х. Т. Волонтёрство и реализация социального потенциала детей и молодёжи в контексте российской образовательной политики / Х. Т. Загладина // Образовательная политика. 2014. № 4 (66). 4. Загладина Х. Т. Добровольчество (волонтёрство) и дополнительные общеразвивающие программы / Х. Т. Загладина // Дополнительное 15 образование детей в России: историческое наследие и современные проблемы: материалы V Международной научно-практической конференции, посвящённой 100-летию системы дополнительного образования детей / под общей редакцией Т. А. Антопольской, Т. В. Якуниной. Курск: ЗАО «Университетская книга», 2018. 5. Загладина Х. Т. Добровольчество (волонтёрство) как мощный фактор развития гражданской активности и успешной социализации детей и молодёжи / Х. Т. Загладина, Т. Н. Арсеньева // Воспитание школьников. 2018. № 1. Искусство быть волонтёром. От доброй воли — к доброму делу / Добровольческое движение «Даниловцы». М.: Новое небо, 2018. 6. Образовательный стандарт подготовки добровольца/волонтёра: учебно-методическое пособие / Л. А. Веретенникова, А. П. Метелев, Е. В. Четошникова и др. Барнаул: АлтГПУ, 2018. 7. Социально значимые инициативы детей и молодёжи: научнометодические материалы и рекомендации (региональный опыт) / авт.-сост. Х. Т. Загладина, И. Н. Попова. М.: Федеральный институт развития образования, 2014. Для учащихся (родителей): 1. Арсеньева Т. Н. Служить другим, чтобы найти себя (волонтёрство и поступление в вуз) / Т. Н. Арсеньева, Х. Т. Загладина, Э. Д. Кондракова // Образовательная политика. 2015. № 4 (70). 2. Искусство быть волонтёром. От доброй воли — к доброму делу / Добровольческое движение «Даниловцы». М.: Новое небо, 2018. 3. Шапка Е. В. Волонтёрство сегодня: модный тренд или полноценная работа? / Е. В. Шапка, М. О. Семененко, В. Г. Старикова, О. А. Козлова // Волонтёр. 2012. № 1–2. Интернет-источники: 1. Ассоциация волонтёрских центров: http://авц.рф. 2. Всероссийское военно-патриотическое общественное движение «Юнармия»: http://mil.ru/youtharmy/info.htm. 3. Всероссийское общественное детско-юношеское движение «Школа безопасности»: http://school-of-safety-russia.ru 4. Всероссийское общественное движение «Волонтёры-медики»: http://www.волонтёры-медики.рф. 5. Всероссийское общественное движение «Волонтёры Победы»: http://волонтёрыпобеды.рф. 6. Общероссийская общественная организация «Российский союз спасателей»: http://www.ruor.org. 7. Федеральное государственное бюджетное учреждение «Российский центр гражданского и патриотического воспитания детей и молодёжи» (Роспатриотцентр): https://www.rospatriotcentr.ru. 16 Приложение 1 Промежуточная аттестация Тест 1 год обучения 1. Когда в России появилось добровольчество? А) конец 19 века Б)50-е годы 20 века В)80-е годы 20 века 2. На каких правовых актах основывается деятельность благотворительных организаций в РФ? А) ФЗ «Об общественных объединениях» Б) ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» В) ФЗ «О некоммерческих организациях» Г) все ответы верны 3. Какой год Организация Объединенных Наций объявила Годом Добровольцев? А) 2000 Б) 2009 В) 2001 4. Выберите страны, в которых не развивается добровольческое движение? А) Россия Б) США В) Япония Г) Италия Д) нет таких стран 5. Добровольцы – это… (продолжите определение) А) граждане с доброй волей Б) граждане, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда В) городские сумасшедшие Г) граждане, добровольно идущие на косметические опыты Критерии оценивания по уровням: 5 баллов – высокий уровень 3-4 баллов – средний уровень меньше 3 баллов – низкий уровень 17 Приложение 2 Итоговая аттестация Тест 1 год обучения 1. Когда в России появилось добровольчество? А) конец 19 века Б)50-е годы 20 века В)80-е годы 20 века 2. На каких правовых актах основывается деятельность благотворительных организаций в РФ? А) ФЗ «Об общественных объединениях» Б) ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» В) ФЗ «О некоммерческих организациях» Г) все ответы верны 3. Какой год Организация Объединенных Наций объявила Годом Добровольцев? А) 2000 Б) 2009 В) 2001 4. Выберите страны, в которых не развивается добровольческое движение? А) Россия Б) США В) Япония Г) Италия Д) нет таких стран 5. Добровольцы – это… (продолжите определение) А) граждане с доброй волей Б) граждане, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда В) городские сумасшедшие Г) граждане, добровольно идущие на косметические опыты 6. Получают ли заработную плату участники международных волонтерских лагерей? А) Да Б) Нет 7. ДОО – это… А) добровольческие организации общественников Б) добавочные общественные органы В) детские общественные объединения 8. Детское общественное объединение – это… А) объединение детей по интересам 18 Б) студия, кружок, секция в учреждении дополнительного образования В) объединение молодых граждан совместной целью, интересами, увлечению и совместной деятельностью по их продвижению в обществе 9. Какого вида волонтерства не существует? А) Социальное волонтерство Б) Экологическое волонтерство В) Событийное волонтерство Г) Пассивное волонтерство Критерии оценивания по уровням: 9-8 баллов – высокий уровень 7-6 баллов – средний уровень меньше 5 баллов – низкий уровень 19 Приложение 3 Промежуточная аттестация Тест 1 год обучения 1. Выберите все признаки волонтерства: А) Вне круга семьи, добровольное, нематериальное, организованное Б) В том числе в кругу семьи, добровольное, нематериальное, неорганизованное В) Вне круга семьи, добровольное, материальное, организованное Г) Вне круга семьи, добровольное, материальное, неорганизованное 2. Что не может являться мотивацией для волонтера? А) Желание помочь животным Б) Возможность путешествовать В) Знакомство с новыми людьми Г) Заработная плата 3. Кому, как правило, помогают медиаволонтеры? А) Подопечным напрямую Б) Волонтерам-координаторам В) Организаторам волонтерской деятельности Г) Волонтерам-новичкам 4. Выберите верное утверждение: А) Взаимоотношения с волонтерами могут быть только на регулярной основе, Волонтер-новичок может найти через волонтерскую организацию добровольческий проект, но присоединиться к команде организации он не может Б) Волонтеры практически никогда не действуют в одиночку В) По закону органы местного управления не могут самостоятельно привлекать волонтеров для участия в проектах. 5. С какого возраста волонтер считается «серебряным»? А) 60 лет Б) 55 лет В) 70 лет Г) 75 лет Критерии оценивания по уровням: 5 баллов – высокий уровень 4-3 баллов – средний уровень меньше 3 баллов – низкий уровень 20 Приложение 4 Итоговая аттестация Тест 2 год обучения 1. Инклюзивное образование - это А) процесс развития детей с особыми образовательными потребностями Б) обеспечение равного доступа к образованию для всех, в том числе для детей с особыми потребностями и индивидуальными возможностями. В) описание процесса достижения планируемых образовательных результатов 2. Чем вызвана необходимость развития процесса инклюзии в обществе? А) необходимостью развития системы образования Б) необходимостью создания новых инновационных технологий В) обеспечения доступности образования для всех категорий детей 3. Государственные программы «Наша новая школа» и «Доступная среда» сформулировали подход А) признание приоритетности образования Б) школа – это школа для всех 4. Совместное обучение и воспитание детей, имеющих ОВЗ, с их нормально развивающимися сверстниками подразумевает: А) инклюзия Б) интеракция В) индивидуализация 5. Можно ли взаимодействовать с благотворительной организацией без заключения гражданско-правового договора? А) Нет, заключить договор необходимо Б) Да, это допустимо 6. Какое из данных утверждений о волонтерстве является верным? А) Чтобы стать волонтером, требуются специальное образование и соответствующая квалификация Б) Волонтер может выбрать удобный гибкий график, чтобы совмещать волонтерство со своей основной деятельностью В) Волонтеры работают только с социальными проблемами Г) Граждане РФ старше 70 лет не могут заниматься волонтерством. 7. Какой тип поддержки волонтерская организация не предоставляет волонтеру? А) Психологическая поддержка Б) Обучение и подготовка В) Финансовая поддержка Г) Материальная поддержка 21 8. Выберите верное утверждение. А) Волонтер не имеет права в любой момент прекратить свою волонтерскую деятельность Б) Волонтер имеет право требовать внесения всех необходимых сведений о своей работе вволонтерскую книжку В) Волонтер должен приобрести оборудование и средства индивидуальной защиты, необходимые для работы, самостоятельно Г) Волонтерская организация не обязана раскрывать волонтеру все свои мотивации. 9. Выберите верное утверждение: А) В случае, если вам захочется уйти из волонтерства после первой же попытки, вспомните о долге перед обществом и важности вашей помощи Б) Если волонтерство вам не подошло, вероятно, вы недостаточно старались в нем разобраться В) Чаще всего на ранних этапах добровольчества волонтер переживает внутренний конфликт из-за несоответствия его представлениям реальности Г) Физические возможности волонтера всегда важнее, чем его психологическое состояние. Критерии оценивания по уровням: 9 – 8 баллов – высокий уровень 7- 6 баллов – средний уровень меньше 6 баллов – низкий уровень 22 Приложение 5 Активность участия учащихся в акциях, мероприятиях. № ФИО учащегося «Чистый двор» «Покормите птиц зимой» Акции «МыВместе» «Письмо водителю» «Георгиевская «Красная ленточка» гвоздика» Участие в мероприятии День Волонтеры Волонтеры матери Пышмы могут все