муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Пышминского городского округа «Пышминский центр дополнительного образования» ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА технической направленности «ПАПЕРКРАФТ» возраст учащихся 10-16 лет срок реализации программы 2 года Автор – составитель: Пульникова А.А. педагог дополнительного образования пгт. Пышма 2024 год 1. Основные характеристики 1.1 Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Паперкрафт» технической направленности, так как ориентирована на освоения учащимися навыков конструирования и моделирования из бумаги. Программа составлена в соответствии с нормативными правовыми актами и государственными программными документами: 1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р. 3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. №629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». 5. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». 6. Письмо Минпросвещения России от 30.12. 2022 № АБ-3924/06 (О направлении методических рекомендаций (вместе с методическими рекомендациями «Создание современного инклюзивного образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья и детейинвалидов на базе образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы в субъектах Российской Федерации». 7. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 04.03.2022 г. № 219-д «О внесении изменений в методические рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных организациях», утвержденные приказом ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от 01.11.2021 г. № 934-д. 8. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 30.03.2018 г. №162- Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». 2 9. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р. 10. Национальные проект «Образование» (паспорт утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16)). 11. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» в рамках национального проекта «Образование». 12. Стратегия развития воспитания в Свердловской области до 2025 года, утв. Постановлением Правительства Свердловской области от 7 декабря 2017 г. № 900-ПП. Актуальность общеразвивающей программы. Конструирование и моделирование – это современное средство обучения детей, позволяющее поддерживать положительную мотивацию к учёбе. Использование моделирования и конструирования позволяет осуществить плавный переход от игровой деятельности к учебной, помогает привязать абстрактные понятия к тактильному и двигательному опыту, а также в период обновления образования значительно возрастает роль активной познавательной позиции ребенка, умения учиться, умение находить новые конструкторские решения и воплощать их в жизнь. Данная программа направлена на развитие пространственного мышления, воображения, готовит к восприятию стереометрии в старших классах, формирует умение читать простейшие чертежи. В неё включены темы, позволяющие расширить знания детей, полученные на уроках окружающего мира, математики. Новые жизненные условия, в которые поставлены современные учащиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования: - быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения; - быть ориентированными на лучшие конечные результаты. При осуществлении программы реализуются потребности родителей (законных представителей) в занятости детей, в организации продуктивного, содержательного досуга во внеурочное время, в том числе и во время школьных каникул. Программа составлена на основе: - Учебное пособие «Макетирование из бумаги и картона» Калмыкова Н.В., Максимова И.А. Издательство- КД; 2000 г. Отличительная особенность общеразвивающей программы состоит в том, что она решает не только конструкторские, научные, но и эстетические вопросы, с этой целью в программу включены занятия, на которых учащиеся знакомятся с современными дизайнерскими идеями. Программа ориентирована на целостное освоение материала: ребёнок эмоционально и 3 чувственно обогащается, приобретает художественно-конструкторские навыки, совершенствуется в практической деятельности, реализуется в творчестве. Адресат общеразвивающей программы - учащиеся 10-16 лет. Именно в начале подросткового возраста деятельность общения, сознательное экспериментирование с собственными отношениями с другими людьми выделяются в относительно самостоятельную область жизни, поэтому занятия помогают обрести новых знакомых, увлеченных одними интересами. Подросток начинает чувствовать себя взрослым и хочет, чтобы и окружающие признавали его самостоятельность и значимость, поэтому на занятиях большая часть работы - самостоятельная. Учащиеся учатся не только действовать по плану, предлагаемому педагогом, но и самостоятельно определять этапы выполнения будущего объекта. Одновременно с некоторой внешней неуправляемостью, дети этого возраста гибки в своем поведении, восприимчивы и открыты для сотрудничества. Они уже достаточно зрелы интеллектуально. Техника Паперкрафт относится к достаточно сложным техникам, которые требует огромного внимания, терпения и аккуратности, а выполненная модель повысит самооценку. Набор детей по программе осуществляется по принципу добровольности, без отбора и предъявления требований к наличию у них специальных умений. Комплектование учебных групп осуществляется по возрастным категориям: 1 год обучения – 10-12 лет; 2 год обучения – 13-16 лет. Количество детей в группе 8-10 человек. Режим занятий. Занятия проводятся один раз в неделю по 2 учебных часа, продолжительностью 40 мин и перерывом в 10 мин. Объем общеразвивающей программы - 136 часов. 1 год обучения – 68 часов; 2 год обучения – 68 часов. Срок освоения общеразвивающей программы – 2 года. Особенности организации образовательного процесса: модель реализации программы традиционная, представляет собой линейную последовательность освоения содержания в течение 2 лет. Перечень форм обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая, индивидуально-групповая. Перечень видов занятий: беседа, практическое занятие, комбинированное занятие. Перечень форм подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей программы: контрольная работа, практическая работа, педагогическое наблюдение, участие в выставках. 4 1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы Цель общеразвивающей программы: развитие у учащихся технических способностей путем приобщения к конструированию из бумаги. Задачи общеразвивающей программы: Обучающие: - формирование у детей начальных научно-технических знаний, профессионально-прикладных навыков; - обучение различным приемам работы с бумагой; - приобретение первоначальных навыков работы с чертёжными инструментами, материалами, применяемыми в моделизме; Развивающие: - развитие мелкой моторики рук и глазомера; - расширение коммуникативных способностей детей; Воспитательные: - формирование самостоятельности, работоспособности, дисциплинированности, трудолюбия, аккуратности; - воспитание умений работать в коллективе, команде. 1.3. Содержание общеразвивающей программы Учебный план Год обучения Название раздела, темы 1 Сборка по разверткам 40 9 31 Бумагопластика 18 4 14 Объемная аппликация 10 2 8 итого Сборка по разверткам 68 26 15 7 53 19 Многогранники 30 8 22 Бумагопластика 12 2 10 итого 68 17 51 2 Количество часов всего теория практика 5 Формы аттестации/ контроля Пед. наблюдение Пед. наблюдение Пед. наблюдение контрольная работа выставка Пед. наблюдение Пед. наблюдение Пед. наблюдение контрольная работа выставка Учебный (тематический) план 1 год обучения № п/п Название раздела, темы 1. 1.1. 40 2 9 2 31 0 1.2. Сборка по разверткам Вводная беседа и техника безопасности Свойства бумаги и картона 4 2 2 1.3. Простейшие геометрические тела 6 2 4 1.4. Разработка развертки и сборка модели Сборка моделей по готовым разверткам 8 2 6 20 1 19 1.5. всего Количество часов теория практика 2. 2.1. Бумагопластика Основы бумагопластики 18 6 4 2 14 4 2.2. Сборка модели по готовой развертке в технике «Ноуполи» Объемная аппликация «Знаки зодиака» 12 2 10 10 10 2 2 8 8 итого 68 17 51 3. 3.1. Формы аттестации/ контроля Пед. наблюдение Пед. наблюдение Пед. наблюдение Пед. наблюдение Промежуточн ая контрольная работа выставка Пед. наблюдение Пед. наблюдение Итоговая контрольная работа выставка Содержание учебного (тематического) плана 1. Сборка по разверткам 1.1. Вводная беседа и техника безопасности. Теория: Техника безопасности при работе с инструментом. Правила поведения в кабинете. Что такое «Паперкрафт». 1.2. Свойства бумаги и картона. Теория: Основные приемы работы с бумагой, краской. Обоснование правил сгиба бумаги (по ширине, по длине и прочее) Правила правильного разрезания бумаги по линиям. Практика: экспериментирование со свойствами бумаги (водопроницаемость, прочность, окрашивание, сгибание и склейка различными видами клеев). 1.3. Простейшие геометрические тела. Создание простых объемных фигур по разверткам. 6 Теория: Теоретическое обоснование по складыванию фигур из бумаги. Особенность техники, ее отличительные черты. Обзор существующих разверток многогранников. Понятие многогранников. Практика: Подготовка бумаги и развертки, вырезание, биговка деталей, складывание и склейка по инструкции или по примеру модели куба. 1.4. Разработка развертки и сборка модели. Развертка первой буквы своего имени. Теория: Теоретическое обоснование по разработке развертки, основы и правила выполнения чертежа. Практика: Разработка развертки буквы высотой не более 15 см, биговка деталей, складывание и склейка модели. 1.5. Сборка моделей по готовым разверткам. Теория: Просмотр интернет-ресурсов, обзор литературы по бумажному конструированию и поиск разверток в технике «Паперкрафт». Практика: Вырезание, биговка деталей, складывание и склейка по инструкции 2. Бумагопластика. 2.1. Основы бумагопластики. Теория: Виды бумагопластики, способы сборки плоскостных и объемных моделей. Практика: Изготовление образцов фактурирование бумаги. 2.2. Сборка модели по готовой развертке в технике «Ноуполи». Теория: обзор техники «Ноуплли» её отличие от «Паперкрафта». Выбор развертки. Практика: Сборка модели по готовой развертке в технике «Ноуполи». 3. Объемная аппликация. 3.1. Знаки зодиака. Теория: Виды аппликаций, рассмотрение способов послойного крепления. Практика: Разработка эскиза знака зодиака. Разбор для послойной сборки. Отрисовка каждого слоя и выполнение сборки аппликации. Учебный (тематический) план 2 год обучения № п/п Название раздела, темы 1. 1.1. Сборка по разверткам Вводная беседа и техника безопасности Разработка сложного объекта из геометрических тел Сборка моделей по готовым разверткам 1.2. 1.3. Количество часов всего теория практика Формы аттестации/ контроля 26 2 7 2 19 0 Пед. наблюдение 10 3 7 беседа 14 2 12 Промежуточная контрольная работа 7 выставка 30 8 8 2 22 6 Пед.наблюдение 10 2 8 Выставка 2.3. Многогранники Сборка звёздчатого многогранника Многогранники из соломенных трубочек Современный дизайн 12 4 8 беседа выставка 3. Бумагопластика 12 2 10 3.1. Бумажный туннель 12 2 10 итого 68 23 45 2. 2.1. 2.2. Итоговая контрольная работа выставка Содержание учебного (тематического) плана 1. Сборка по разверткам. 1.1. Вводная беседа и техника безопасности. Теория: Техника безопасности при работе с инструментом. Правила поведения в кабинете. 1.2. Разработка сложного объекта из геометрических тел. Теория: Теоретическое обоснование по разверткам геометрических тел и особенности склейки. Практика: Изготовление геометрических тел и сборка сложного объекта из них. 1.3. Сборка моделей по готовым разверткам. Теория: Просмотр интернет-ресурсов, обзор литературы по бумажному конструированию и поиск разверток в технике «Паперкрафт». Практика: Вырезание, биговка деталей, складывание и склейка по инструкции. 2.Многогранники. 2.1. Сборка звездчатого многогранника. Теория: Знакомство со звёздчатыми многогранниками. Практика: Сборка звёздчатого многогранника из бумаги по готовой развертке. 2.2. Многогранники из соломенных трубочек. Теория: Особенности сборки из соломенных (пластиковых) трубочек в замкнутую конструкцию. Практика: Разработка эскиза изделия. Сборка многогранника из трубочек по придуманной схеме. 2.3. Современный дизайн Теория: Просмотр интернет-ресурсов, обзор литературы о современном дизайне. Изучение примеров использования техники «Паперкрафт» в дизайне. Практика: Разработка эскиза предмета интерьера по изученному 8 материалу. 3. Бумагопластика. 3.1. Бумажный туннель. Теория: Особенности сборки и крепления бумажного туннеля. Практика: Разработка эскиза и сборка послойной конструкции туннеля. 1.4. Планируемые результаты Метапредметные результаты: - умение искать и преобразовывать необходимую информацию из раздаточного материала (рисунок, схема, чертеж); - умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; - умение определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; - навыки совместной продуктивной деятельности, межличностного общения и коллективного творчества. Личностные результаты: - формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации в процессе учебной деятельности; - готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон. -общаться, помогать товарищам; -проявлять доброжелательность в отношениях, упорство в достижении цели. Предметные результаты: 1 год обучения Учащиеся должны знать: - организацию рабочего места, необходимые инструменты, материалы и приспособления для работы; - названия различных видов бумаг и картона; - основные свойства материалов для моделирования; - основные понятия о графических изображениях; - линии чертежа и некоторые условные обозначения; - правила и приемы увеличения или уменьшения деталей в несколько раз; - принципы и технологию постройки плоских и объёмных моделей из бумаги и картона, способы применения шаблонов и разверток; - необходимые правила техники безопасности в процессе всех этапов конструирования. 9 Учащиеся должны уметь: -организовать свое рабочее место; -определять по развертке формы простейших фигур; -работать в группе, в коллективе; -выполнять работу в заданное время; -работать аккуратно; -проявлять элементы творчества, фантазии. 2 год обучения Учащиеся должны знать: - организацию рабочего места, необходимые инструменты, материалы и приспособления для работы; - названия различных видов бумаг и картона; - способы фактурирования бумаги; - основные свойства материалов для моделирования; - основные понятия о графических изображениях; - линии чертежа и некоторые условные обозначения; - правила выполнения чертежа и чтения; - принципы и технологию постройки плоских и объёмных моделей из бумаги и картона, способы применения шаблонов и разверток; - необходимые правила техники безопасности в процессе всех этапов конструирования. Учащиеся должны уметь: -организовать свое рабочее место; -выполнять чертеж и развертки простейших фигур; -работать в группе, в коллективе; -выполнять работу в заданное время; -работать аккуратно; -проявлять элементы творчества, фантазии. 2. Организационно-педагогические условия 2.1 Календарный учебный график на 2024-2025 учебный год Год обучения Дата начала обучения 2 год 02.09.2024 Дата окончания обучения 23.05.2025 Количество учебных недель 34 Количество учебных дней 34 Количество учебных часов 68 I полугодие – 16 учебных недель II полугодие – 18 учебных недель Каникулы: 24 декабря 2024 г.-08 января 2025 г.; 24-26, 29-30 марта 2025 г. 10 Режим занятий 1 раз в неделю по 2 часа 2.2. Условия реализации программы Материально техническое обеспечение: Обеспечивается образовательной организацией: - Учебный кабинет (включая типовую мебель) - 1 единица - Проектор с экраном (мультимедиа) - 1 комплект - Доска школьная (магнитно-маркерная) -1 штука - Ножницы бытовые -10 штук - Компьютер персональный -1 штука - Карандаш простой -10 штук - Линейка -10 единиц - Бумага А3 (белая) -20 единиц Кадровое обеспечение: Реализацию программы обеспечивает педагог дополнительного образования, обладающий профессиональными знаниями и компетенциями в организации и ведении образовательной деятельности. Уровень образования педагога: среднее профессиональное образование, высшее образование– бакалавриат, высшее образование – специалитет или магистратура. Уровень соответствие квалификации: образование педагога соответствует профилю программы. Профессиональная категория: без требований к категории. Методические материалы № п/п Название раздела Материально техническое оснащение, дидактикометодические материалы 1 Сборка по разверткам 2 Бумагопластика 3 Объемная аппликация Электронный и бумажный вариант развертки 3д фигур, Схемы, чертежи фигур, карандаши, линейки, ластики, резаки, клей, бумага, картон, краски Иллюстрации примеров бумагопластики, шаблоны, карандаши, линейки, ластики, резаки, клей, бумага Иллюстрации по теме, шаблоны, карандаши, линейки, ластики, резаки, клей, бумага, картон 4 Многогранники Электронный и Формы, методы, приемы обучения рассказ, показ рассказ, показ рассказ, показ, рассказ, 11 Формы учебного занятия беседа, практическое занятие, комбинированное занятие беседа, практическое занятие, комбинированное занятие беседа, практическое занятие, комбинированное занятие беседа, бумажный вариант развертки 3д фигур, Схемы, чертежи фигур, карандаши, линейки, ластики, резаки, клей, бумага, краски показ практическое занятие, комбинированное занятие 2.3 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы Программа предусматривает: - текущий контроль; - промежуточную аттестацию; - итоговую аттестацию. Текущий контроль осуществляется на каждом занятии в форме педагогического наблюдения. Промежуточная аттестация проводится в декабре. Цель аттестации: проследить динамику развития знаний, умений навыков учащихся. Для проведения промежуточной аттестации в соответствии с ожидаемыми результатами разработаны формы контрольных заданий для усвоения теоретического и практического содержания знаний и умений, а также критерии оценки их выполнения. Промежуточная аттестация теоретических знаний: выполнение контрольной работы (Приложение 2). Итоговая аттестация практических умений и навыков, а также просмотр творческих работ проводится в форме отчётной выставки из последних выполненных работ (Приложение 4). Кроме этого, в течение года, учащиеся участвуют в выставках и конкурсах. 3. Список литературы Для педагога 1. Конструирование. Учебно-методическое пособие + комплект демонстрационных материалов/Лыкова И.А; ООО ИД «Цветной двор», 2015; 176 с. 2. Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания. – М.: Педагогическое общество России, 2001. - 320 с. 3. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. – 7-е изд. – М., 2002. – 456 с. 4. Немов Р. С. «Психология». - М., 1997. 5. Начальное техническое моделирование: сборник методических материалов/ Хамцова Л.А. Учебно-методический центр инновационного образования РАОР— Москва, 2016; 112 с. 6. Технология: сборник проектов/Головань К.Б., Дорожкина Н.Г., Октысюк У.С., Рыжая Е.И., Сафули В.Г., Удалов В.В., Цуканова Е.А.; ИД«Перо» 2016; 184 с.: ил. Учебно-методический центр инновационного образования РАОР— Москва, 2016; 112 с. 12 7. Художественно-творческая деятельность. Архитектура: тематические, сюжетные занятия для детей 5-7 лет/ Абашкина И.В; Учитель, 2011 ;140с. Для учащихся (родителей) 1. Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С. Черчение. 9 класс. – М.: АСТ, 2017. 2. Гончар В. “Модели многогранников”, М.: Аким, 1997. 3. Калмыкова Н.В., Максимова И.А. Учебное пособие "Макетирование из бумаги и картона" Издательство- КД; 2000 г. 4. Лыкова И.А., Конструирование. Учебно-методическое пособие + комплект демонстрационных материалов; ООО ИД «Цветной двор», - 2015; 176 с. Информационное обеспечение: Интернет источники: http://фгос-игра.рф https://vk.com http://pepakura.ru http://only-paper.ru http://paper-models.ru http://laras-paper.com 13 Приложение 1 Входящая диагностика 1 год обучения Ответь на вопросы и впиши недостающие термины. За каждый правильный ответ 1 балл. 1. Какие геометрические фигуры ты знаешь? _______________________________________________________ 2. Чем отличаются геометрические фигуры от геометрических тел? _______________________________________________________ 3. ________ — предварительный набросок, фиксирующий замысел художественного произведения, сооружения, механизма или отдельной его части. 4. масштаб 1:10 больше или меньше масштаба 1:100? _______________________________________________________ 5. Какими инструментами можно разрезать лист картона? _______________________________________________________ 6. Сколько сторон у шестигранной пирамиды? _______________________________________________________ 7. У трехгранной призмы вершин 6, а у ________ их 8. Низкий уровень 1-2 балла Средний уровень 3-5 балла Высокий уровень 6-7 балла 14 2 год обучения Впиши правильный вариант ответа. За каждый правильный ответ 1 балл. 1. Пронумеруй технологическую последовательность выполнения изделия из развертки: Склеивание Биговка Вырезание Покраска Распечатка или чертеж 2. Каким является угол, больший 0° и меньший 90°? _________________________________________________ 3. Что обозначает пунктирная линия на развертке? А штрихпунктирная? _____________________________________________________________ 4. Шило, не пишущая ручка или спица подойдут для … ___________________________________________________________. 5. Сколько граней у шестиугольника? ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ 6. Каждой фигуре из тех, что представлены на рисунке надо подобрать пару, вместе с которой она образует куб. Низкий уровень 0-2 балла Средний уровень 3-4 балла Высокий уровень 5-6 балла 15 Приложение 2 Промежуточная аттестация 1 год обучения Контрольная работа Выбери правильный вариант ответа. За каждый правильный ответ 1 балл. 1. Основные приемы «Паперкрафта»? (несколько вариантов) a) Распечатка b) Склеивание c) Скручивание d) Биговка e) Прорезание f) Вырезание g) Фактурирование 2. Чертеж – это… a) документ, предназначенный для разового использования в производстве, содержащий изображение изделия и другие данные для его изготовления b) графический документ, содержащий изображения предмета и другие данные, необходимые для его изготовления и контроля c) наглядное изображение, выполненное по правилам аксонометрических проекций от руки, на глаз. 3. К прерывистым линиям относятся… a) Тонкая b) Штриховая c) Штрихпунктирная d) Волнистая. 4. Разгадай ребусы а) б) в) г) Низкий уровень 1-3 балла Средний уровень 4-7 балла Высокий уровень 8-9 балла 16 2 год обучения Контрольная работа Впиши правильный вариант ответа. За каждый правильный ответ 1 балл. 1. ____________________ многогранник - это невыпуклый многогранник, грани которого пересекаются между собой и попарно соединяются в ребрах. 2. Какое геометрическое тело не имеет звездчатых форм, так как его грани при продлении через ребра более не пересекаются? __________________ 3. На какую природную форму похожи плоские проекции звездчатых многогранников? _______________________________________________ 4. Нарисуй эскиз фигуры по развертке 5. Найдите закономерность в расположении фигур и нарисуйте то, что должно быть в пустом месте. Низкий уровень 0-2 балла Средний уровень 3-4 балла Высокий уровень 5 балла 17 Приложение 3 Итоговая аттестация 1 год обучения Контрольная работа Впиши или выбери правильный вариант ответа. За каждый правильный ответ 1 балл. 1. Как называется геометрическая фигура, состоящая из точек, расположенных на одинаковом расстоянии от центральной точки? _____________________________________________ 2. Каким является угол, больший 90° и меньший 180°? _________________________________________________ 3. Условное изображение, выполненное с помощью чертежного инструмента, называется… 1. Чертежом 2. Эскизом 3. Техническим рисунком 4. Сколько кубиков на изображении? _______________________ 5. Нарисуй эскиз буквы П в зD 6. Как называются эти фигуры? Что их объединяет? _____________________________________________________________ _____________________________________________________________ 7. Какое тело носит имя Хеопса? _______________________________ 8. Как называется это геометрическое тело? 18 Низкий уровень 1-2 балла Средний уровень 3-6 балла Высокий уровень 7-8 балла 2 год обучения Контрольная работа Впиши правильный вариант ответа. За каждый правильный ответ 1 балл. 1. Каждой фигуре из тех, что представлены на рисунке, надо подобрать пару, вместе с которой она образует куб. 2. Посмотри на чертеж. Обведи красным цветом линии разреза, синим линии сгиба, зеленым обозначь место нанесения клея. 19 3. Пронумеруй технологическую последовательность выполнения изделия из развертки: Склеивание Биговка Фальцовка Вырезание Покраска 4. Назови виды бумагопластики __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ 5. Какие способы из перечисленных подойдут для укрепления фигуры выполненной в технике паперкрафт из бумаги плотностью 160гр/м? a) Заполнение фигуры жидким стеклом или эпоксидной смолой b) Заполнение фигуры бетоном c) Оклеивание фигуры сверху папье-маше d) Заполнение фигуры монтажной пеной e) Установка распорок стенок изнутри 6. Условное изображение, выполненное с помощью чертежного инструмента, называется… a) Чертежом b) Эскизом c) Техническим рисунком 20 7. Развертка какой фигуры изображена на рисунке? 8. Какие названия фигур оригами называют «базовыми»? a) «треугольник» b) «лягушка» c) «кошка» d) «двойной квадрат» e) «кровать» f) «блинчик» g) «квартира» Низкий уровень 1-3 балла Средний уровень 4-6 балла Высокий уровень 7-8 балла 21 Приложение 4 Итоговая аттестация практических умений и навыков Цель: определить уровень развития практических умений и навыков учащихся к концу учебного года. Задание: выполнить изделие, соответствующее последнему разделу учебного плана Метод диагностики: педагогическое наблюдение, выставка Исходные материалы – бумага, картон, клей карандаш Инструменты: ножницы, резак, не пишущая ручка, стека Карта пооперационного контроля практической работы № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. Технологическая операция Баллы Правильная организация рабочего места Качество выполнения биговки Соблюдение поэтапности выполнения работы Качество работы (аккуратность, эстетичность) Соблюдение правил техники безопасности Степень самостоятельности в выполнении работы Максимальное количество баллов 1 2 2 2 1 2 10 Критерии оценивания по уровням: 8-10 баллов – высокий уровень 5-7 балла – средний уровень 2- 4 балла – низкий уровень Критерии отбора работ на выставку: - аккуратность исполнения; - соблюдение технологии; - творческий подход к работе; - оригинальный подход, сложность исполнения художественного материала; - индивидуальность и актуальность замысла работы. 22 в композиции и