муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Пышминского городского округа «Пышминский центр дополнительного образования» ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА технической направленности «Беспилотные летальные аппараты» возраст учащихся 10-17 лет срок реализации программы 1 год Автор – составитель: Пульникова А.А, педагог дополнительного образования пгт. Пышма 2024 год 1. Основные характеристики 1.1 Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа относится к технической направленности так как направлена на формирование у детей знаний и навыков, необходимых для работы с беспилотными авиационными системами (БАС). Программа составлена в соответствии с нормативными правовыми актами и государственными программными документами: 1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р. 3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. №629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». 5. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». 6. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 04.03.2022 г. № 219-д «О внесении изменений в методические рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных организациях», утвержденные приказом ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от 01.11.2021 г. № 934-д. 7. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 30.03.2018 г. №162- Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». 8. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р. 9. Национальные проект «Образование» (паспорт утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16)). 10. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» в рамках национального проекта «Образование». 11. Стратегия развития воспитания в Свердловской области до 2025 года, утв. Постановлением Правительства Свердловской области от 7 декабря 2017 г. № 900-ПП. 12. Комплексная программа "Уральская инженерная школа" утв. Указом Губернатора Свердловской области от 6 октября 2014 года N 453УГ Актуальность общеразвивающей программы. Современные тенденции развития роботизированных комплексов в авиации получили реализацию в виде беспилотных авиационных систем (БАС). В настоящее время наблюдается лавинообразный рост интереса к беспилотной авиации как инновационному направлению развития современной техники. Развитие современных и перспективных технологий позволяет сегодня беспилотным летательным аппаратам успешно выполнять такие функции, которые в прошлом были им недоступны или выполнялись другими силами и средствами. Благодаря росту возможностей и повышению доступности дронов, потенциал использования их в разных сферах экономики стремительно растёт. Это создало необходимость в новой профессии: оператор БАС. Стратегическая задача курса состоит в подготовке специалистов по конструированию, программированию и эксплуатации БАС. Настоящая образовательная программа позволяет не только обучить ребенка моделировать и конструировать БПЛА, но и подготовить обучающихся к планированию и организации работы над разноуровневыми техническими проектами и в дальнейшем. Педагогическая целесообразность настоящей программы заключается в том, что после ее освоения обучающиеся получат знания и умения, которые позволят им понять основы устройства беспилотного летательного аппарата, принципы работы всех его систем и их взаимодействия, а также управление БПЛА. Использование различных инструментов развития soft-skills у детей (игро-практика, командная работа) в сочетании с развитием у них hardкомпетенций (workshop, tutorial) позволит сформировать у ребенка целостную систему знаний, умений и навыков. Отличительные особенности К основным отличительным особенностям настоящей программы можно отнести следующие пункты: проектная деятельность; направленность на soft-skills; игро-практика; направленность на развитие системного мышления; рефлексия. Адресат программы: учащиеся от 10 до 17 лет. Программа ориентирована на дополнительное образование обучающихся среднего и старшего школьного возраста (10-17 лет). Особенностью детей этого возраста является то, что в этот период происходит главное в развитии мышления – овладение подростком процессом образования понятий, который ведет к высшей форме интеллектуальной деятельности, новым способам поведения. Функция образования понятий лежит в основе всех интеллектуальных изменений в этом возрасте. Для возраста 10-17 лет характерно господство детского сообщества над взрослым. Здесь складывается новая социальная ситуация развития. Идеальная форма – то, что ребёнок осваивает в этом возрасте, с чем он реально взаимодействует, – это область моральных норм, на основе которых строятся социальные взаимоотношения. Общение со своими сверстниками – ведущий тип деятельности в этом возрасте. Именно здесь осваиваются нормы социального поведения, нормы морали, здесь устанавливаются отношения равенства и уважения друг к другу. Обучающиеся данного возраста увлечены современными технологиями: новыми гаджетами и интересными техническими новинками. Подростки 10-17 лет начинают всерьёз интересоваться беспилотными летательными аппаратами, их возможностями и электронным устройством. Управление аппаратом иногда перерастает в занимательное обучение. Создать коптер и уметь им управлять – полезные и модные прикладные навыки. Соотнесение подходящих деталей и приведение механизма в движение развивает мелкую моторику и логическое мышление. Освоение законов физики на практике даёт больший результат, чем простое чтение учебника. А изучение правовых, экономических и социальных аспектов управления дроном уже косвенно затрагивает серьёзные дисциплины школьной программы, что делает ребёнка уверенней. Количество обучающихся в группе: 7-8 человек. Режим занятий. Занятия проводятся один раз в неделю по 2 учебных часа, продолжительностью 40 мин и перерывом в 10 мин. Объем общеразвивающей программы: 68 часов. Срок освоения общеразвивающей программы – 1 год. Особенности организации образовательного процесса: модель реализации программы традиционная, представляет собой линейную последовательность освоения содержания в течение 1 года. Перечень форм обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая, индивидуально-групповая. Перечень видов занятий: беседа, практическое занятие, комбинированное занятие. Перечень форм подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей программы: практическая работа, педагогическое наблюдение, тест, решение задач, соревнования. 1.2. Цель и задачи программы Цель программы: формирование у обучающихся знаний и опыта по конструированию и программированию средствами беспилотных летательных аппаратов. Задачи программы Обучающие: формировать у обучающихся знания в области мультироторных систем; развивать у обучающихся технологические навыки конструирования; Поддерживать самостоятельность в учебно-познавательной деятельности; развивать способность к самореализации и целеустремлённости; формировать техническое мышление и творческий подход к работе; развивать навыки научно-исследовательской, инженерноконструкторской и проектной деятельности; Формировать навыки пилотирования квадрокоптером. Развивающие: Развивать пространственное воображение и аналитическое мышление Сформировать техническое мышление и творческий подход к работе Воспитательные: воспитывать трудолюбие, развить трудовые умения и навыки, расширить политехнический кругозор и умение планировать работу по реализации замысла, предвидение результата и его достижение; формировать способности к продуктивному общению и сотрудничеству со сверстниками в процессе творческой деятельности. 1.3. Содержание программы Учебный (тематический) план № п/п Название раздела, тема Количество часов Формы аттестации/ контроля всего теория практика Теория мультироторных систем Принципы управления и строение квадрокоптеров 8 5 3 2 1 1 1.2 Сборка и настройка квадрокоптеров 4 2 2 Педагогическое наблюдение 1.3 Основы техники безопасности полётов 2 2 0 Педагогическое наблюдение 20 0 20 Учебные полёты 40 2 38 Практическая работа Тест Практическая работа Пилотирование квадрокоптера Геоскан мини Первые учебные полёты: «взлёт/посадка» 6 2 4 Практическая работа 10 0 10 Практическая работа 10 0 10 Практическая работа 14 0 14 Практическая работа 68 7 61 1 1.1 2 3 3.1 3.2 3.3 3.4 Полёты на симуляторе Полёты: «удержание на заданной высоте», Перемещения «вперед- назад», «влево- вправо», разбор аварийных ситуаций Выполнение полётов: «точная посадка на удаленную точку», «челнок», «восьмерка», «змейка», «облет по кругу» Итого: Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Содержание учебного (тематического) плана 1. Теория мультироторных систем 1.1. Принципы управления и строение квадрокоптеров Теория: Знакомство с программой обучения. Проведение вводного инструктажа по безопасности. Практика: обзор инструкций 1.2. Сборка и настройка квадрокоптеров Теория: Аппаратура радиоуправления – принцип действия, общее устройство. Практика: сборка и настройка аппаратуры 1.3. Основы техники безопасности полётов Теория: Техника безопасности при работе с квадрокоптерами 2. Полёты на симуляторе Практика: Проведение учебных полётов на симуляторе. 3. Учебные полёты 3.1. Пилотирование квадрокоптера Геоскан мини Теория: Инструктаж перед первыми учебными полётами. Практика: проба полёта 3.2. Первые учебные полёты: «взлёт/посадка» Практика: Отработка заданий 3.3. Полёты: «удержание на заданной высоте», Перемещения «вперед назад», «влево- вправо», разбор аварийных ситуаций Практика: отработка заданий 3.4. Выполнение полётов: «точная посадка на удаленную точку», «челнок», «восьмерка», «змейка», «облет по кругу» Практика: отработка заданий 1.4. Планируемые результаты Личностные результаты: - ответственное отношение к обучению; - готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию в области научных технологий; - бережное отношение к духовным ценностям; - нравственное сознание, чувство, поведение на основе сознательного усвоения общечеловеческих нравственных ценностей; - эстетические потребности, ценности и чувства. Метапредметные результаты Обучающиеся научатся на доступном уровне: -осваивать способы решения проблем творческого и научного характера и определения наиболее эффективных способов достижения результата; -организовывать сотрудничество с педагогом и сверстниками, работать в группе; -владеть основами самоконтроля, самооценки; -продуктивно общаться и взаимодействовать; Предметные результаты Учащиеся должны знать: - с историю возникновения квадрокоптера; - схемы сборки квадрокоптера; - правила техники безопасности Учащиеся должны уметь: - находить и применять информацию об устройствах пилотирования; - собирать квадрокоптер; - Пилотировать квадрокоптером Геоскан мини; - Устранять ошибки при выполнении полёта. 2. Организационно-педагогические условия 2.1 Календарный учебный график на 2024-2025 учебный год Год обучения Дата начала обучения 1 год 02.09.2024 Дата окончания обучения 23.05.2025 Количество учебных недель 34 Количество учебных дней 34 Количество учебных часов 68 Режим занятий 1 раз в неделю по 2 часа I полугодие – 16 учебных недель II полугодие – 18 учебных недель Каникулы: 24 декабря 2024 г.-08 января 2025 г.; 24-26, 29-30 марта 2025 г. 2.2. Условия реализации программы Материально техническое обеспечение: Обеспечивается образовательной организацией: - Учебный кабинет (включая типовую мебель) - Проектор с экраном (мультимедиа) - Доска школьная (магнитно-маркерная) - Ноутбук обучающегося - Ноутбук педагога - Образовательное БВС мультироторного типа с МВМ до 150г. (Квадрокоптер Геоскан Пионер мини) - Образовательное БВС (базовый набор) (Квадрокоптер Геоскан Пионер) - Набор дополнительных элементов для образовательного БВС мультироторного типа с МВМ до 150г. (Ремкомплект) Кадровое обеспечение: Реализацию программы обеспечивает педагог дополнительного образования, обладающий профессиональными знаниями и компетенциями в организации и ведении образовательной деятельности. Уровень образования педагога: среднее профессиональное образование, высшее образование– бакалавриат, высшее образование – специалитет или магистратура. Уровень соответствие квалификации: образование педагога соответствует профилю программы. Профессиональная категория: без требований к категории. Методические материалы Информационное обеспечение 1. https://youtu.be/GtwG5ajQJvA?t=1344 2. https://www.youtube.com/watch?v=FF6z-bCo3T0 3. http://alexgyver.ru/quadcopters/ 2.3 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы Основными формами аттестации являются выполнение контрольного задания и практические работы. Применяется тестирование с целью контроля за усвоением теоретической и практической части программного материала. 3. Список литературы Для педагога: 1. Белинская Ю.С. Реализация типовых маневров четырехвинтового вертолета. Молодежный научно-технический вестник. МГТУ им. Н.Э. Баумана. Электрон. журн. 2013. №4. Режим доступа: http://sntbul.bmstu.ru/doc/551872.html (дата обращения 31.10.2016). 2. Гурьянов А. Е. Моделирование управления квадрокоптером Инженерный вестник. МГТУ им. Н.Э. Баумана. Электрон. журн. 2014 № 8 Режим доступа: http://engbul.bmstu.ru/doc/723331.html (дата обращения 31.10.2016). 3. Ефимов. Е. Программируем квадрокоптер на Arduino: Режим доступа: http://habrahabr.ru/post/227425/ (дата обращения 31.10.2016). 4. Институт транспорта и связи. Основы аэродинамики и динамики полета. Рига, 2010. Режим доступа: http://www.reaa.ru/yabbfilesB/Attachments/Osnovy_ajerodtnamiki_Riga.pdf (дата обращения 31.10.2016). 5. Канатников А.Н., Крищенко А.П., Ткачев С.Б. Допустимые пространственные траектории беспилотного летательного аппарата в вертикальной плоскости. Наука и образование. МГТУ им. Н.Э. Баумана. Электрон. журн. 2012. №3. Режим доступа: http://technomag.bmstu.ru/doc/367724.html (дата обращения 31.10.2016). 6. Мартынов А.К. Экспериментальная аэродинамика. М.: Государственное издательство оборонной промышленности, 1950. 479 с. 13. Мирошник И.В. Теория автоматического управления. Линейные системы. СПб: Питер, 2005. 337 Для обучающихся: - https://youtu.be/GtwG5ajQJvA?t=1344; - https://www.youtube.com/watch?v=FF6z-bCo3T0 - https://www.geoscan.ru/ru/products/pioneer Приложение 1 Промежуточная аттестация Карта оценивания обучающихся Результат Учебные полеты (25 б.) Полеты на симуляторе (18 б.) ФИО Сборка и настройка квадрокоптера (8 б.) Показатели Тест (10 б.) № п/п Промежуточная диагностика выявляет уровень усвоения обучающимся образовательной программы по четырем показателям. Сумма баллов по четырем критериям – 61. Теоретическая часть Цель: определение у обучающегося уровня владения понятийным аппаратом. Критерии оценивания: За правильный ответ на вопрос – 1 балл. Максимальное количество баллов за тестирование – 10. Тестовое задание «БЕСПИЛОТНЫЕ ЛЕТАТЕЛЬНЫЕ АППАРАТЫ» Задание: прочитай вопрос, выбери один правильный ответ. 1. Что такое Квадрокоптер? 1) это беспилотный летательный аппарат; 2) это неуправляемый летательный аппарат; 3) это неопознанный летательный аппарат. 2. Что такое рама квадрокоптера? 1) деталь камеры квадрокоптера; 2) деталь из лучей и крестовины; 3) деталь, регулирующая обороты двигателя. 3. Что такое тело квадрокоптера? 1) мотор квадрокоптера; 2) мотор и система соединений квадрокоптера; 3) мотор, рама, плата-контроллер, регулятор оборотов двигателя, пропеллеры, система соединений, а также карданная подвеска и камера. 4. Как расшифровывается аббревиатура FPV? 1) носимая камера; 2) полеты без управления; 3) вид от первого лица. 5. Что такое луч квадрокоптера? 1) узкая полоса света, исходящая от квадрокоптера; 2) выступающая часть, на основании которой установлен пропеллер. 6. 2) 3) 4) Что такое компас квадрокоптера? элемент для настройки полета квадрокоптера на север; элемент для создания магнитного поля квадрокоптера; элемент, позволяющий настроить геолокацию. 7. Что такое контроллер квадрокоптера? 1) механизм, позволяющий квадрокоптеру летать в воздухе; 2) механизм, который управляет поведением квадрокоптера в полете; 3) механизм, отвечающий за работу пропеллеров. 8. Что такое GPS? 1) система, определяющая местоположение квадрокоптера; 2) система, определяющая температуру квадрокоптера; 3) система, определяющая вес квадрокоптера. 9. Что такое подвес для камер у квадрокоптера? 1) механизм, стабилизирующий работу камеры; 2) механизм, увеличивающий вес квадрокоптера; 3) механизм, уменьшающий скорость квадрокоптера. 10. Что такое гироскоп квадрокоптера? 1) датчик, отвечающий за устойчивость и положение квадрокоптера в воздухе; 2) датчик, считывающий информацию о местонахождении квадрокоптера. Учебные полеты на квадрокоптере. Показательные выступления с демонстрацией навыков пилотирования № Задание Критерии оценивания п/п 1 Посадка на ограниченную 5 баллов – точное приземление на площадку (круг радиусом 25 см) площадку; 3 балла – приземление в радиусе от 25 см до 50 см от центра площадки; 0 баллов – приземление в радиусе от 50 см и далее от центра площадки 2 Выполнение «восьмёрки» вокруг 5 баллов – точное шестов воспроизведение данной фигуры; 3 балла – имеются не значительные погрешности при выполнении задания; 0 баллов – задание выполнено небрежно 3 Пролёт через «игольное ушко» 5 баллов – задание выполнено; (ворота, подвешенные обручи) 0 баллов – задание не выполнено 4 Попадание специальным 5 баллов – задание выполнено; креплением в подготовленное 0 баллов – задание не выполнено отверстие 5 Прохождение на скорость по 5 баллов – точное прохождение заданному маршруту заданного маршрута с наивысшим скоростным результатом; 3 балла – точное прохождение заданного маршрута; 0 баллов – погрешности в прохождении маршрута Максимальное количество баллов: 25