муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Пышминского городского округа «Пышминский центр дополнительного образования» ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА технической направленности «3D МОДЕЛИРОВАНИЕ» возраст учащихся 10-15 лет срок реализации программы 1 год Автор – составитель: Пульникова А.А, педагог дополнительного образования пгт. Пышма 2024 год 1. Основные характеристики 1.1. Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «3D МОДЕЛИРОВАНИЕ» относится к технической направленности так как направлено на развитие абстрактного и конструкторского мышления, средствами 3D моделирования. Программа составлена в соответствии с нормативными правовыми актами и государственными программными документами: 1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утверждённая распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р. 3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. №629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». 5. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». 6. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 04.03.2022 г. № 219-д «О внесении изменений в методические рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных организациях», утвержденные приказом ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от 01.11.2021 г. № 934-д. 7. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 30.03.2018 г. №162- Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». 8. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р. 9. Национальные проект «Образование» (паспорт утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16)). 2 10. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» в рамках национального проекта «Образование». 11. Стратегия развития воспитания в Свердловской области до 2025 года, утв. Постановлением Правительства Свердловской области от 7 декабря 2017 г. № 900-ПП. 12. Комплексная программа "Уральская инженерная школа" утв. Указом Губернатора Свердловской области от 6 октября 2014 года N 453УГ Актуальность общеразвивающей программы. Актуальность программы заключается в том, что она нацелена на решение задач, определенных в «Стратегии развития воспитания» и «Концепции развития дополнительного образования», в том числе на развитие высоконраственной личности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества. Так же создание программы определяется запросом со стороны детей и их родителей на расширение спектра программ технической направленности и развитие инженерных навыков в процессе занятий техническим творчеством. Отличительной особенностью данной образовательной программы, является то, что она предоставляет значительные возможности для развития абстрактного и конструкторского мышления. Трехмерное моделирование широко используется в современной жизни и имеет множество областей применения. 3D-моделирование – прогрессивная отрасль мультимедиа, позволяющая осуществлять процесс создания трехмерной модели объекта при помощи специальных компьютерных программ. Адресат общеразвивающей программы: учащиеся 10-15 лет. Программа ориентирована на дополнительное образование обучающихся среднего и старшего школьного возраста (10-15 лет). Особенностью детей этого возраста является то, что в этот период происходит главное в развитии мышления – овладение подростком процессом образования понятий, который ведёт к высшей форме интеллектуальной деятельности, новым способам поведения. Функция образования понятий лежит в основе всех интеллектуальных изменений в этом возрасте. Для возраста 10-15 лет характерно господство детского сообщества над взрослым. Здесь складывается новая социальная ситуация развития. Идеальная форма – то, что ребёнок осваивает в этом возрасте, с чем он реально взаимодействует, – это область моральных норм, на основе которых строятся социальные взаимоотношения. Общение со своими сверстниками – ведущий тип деятельности в этом возрасте. Именно здесь осваиваются нормы социального поведения, нормы морали, здесь устанавливаются отношения равенства и уважения друг к другу. Обучающиеся данного возраста увлечены современными технологиями: новыми гаджетами и интересными техническими новинками. 3 Количество обучающихся в группе: 8-10 человек. Режим занятий. Занятия проводятся один раз в неделю по 2 учебных часа, продолжительностью 40 мин и перерывом в 10 мин. Объем общеразвивающей программы: 68 часов. Срок освоения общеразвивающей программы – 1 год. Особенности организации образовательного процесса: модель реализации программы традиционная, представляет собой линейную последовательность освоения содержания в течение 1 года. Перечень форм обучения: фронтальная, индивидуальная, индивидуально-групповая. Перечень видов занятий: беседа, практическое занятие, комбинированное занятие. Перечень форм подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей программы: практическая работа, педагогическое наблюдение, тест, решение задач, соревнования. 1.2. Цель и задачи программы Цель: формирование у обучающихся практических компетенций в области 3D- моделирования и печати. Задачи программы: Образовательные: - формировать базовые понятия и практические навыки в области 3Dмоделирования и печати; - формировать базовые знания в области трехмерной компьютерной графики и работы в программеCorel Draw и Компас 3д - повышать мотивацию к изучению 3D-моделирования - формировать знание и соблюдение правил безопасности на занятиях по 3d моделированию. Развивающие: - способствовать развитию творческих способностей и эстетического вкуса; - способствовать развитию социальных навыков в процессе групповых взаимодействий; - способствовать развитию образного, абстрактного, аналитического мышления, творческого и познавательного потенциала обучающегося; - формировать различные способы поиска информации в соответствии с поставленными задачами. Воспитательные: - воспитывать интерес к новым технологиям, - воспитывать трудолюбие, целеустремленность, желание добиваться цели; - воспитывать уважительное и доброжелательное отношения к другому человеку; 4 - воспитывать интерес к науке родной страны и чувство гордости за достижения Родины. 1.3. Содержание общеразвивающей программы Учебный (тематический) план № 1 1.1 1.2 1.3 2 2.1 2.2 2.3 2.4 3 3.1 3.2 3.3 4 4.1 4.2 4.3 Количество часов всего теория практ ика 10 2 8 2 1 1 2 1 1 6 0 6 24 7 17 6 2 4 Тема Основы черчения Формат и разметка листа Виды и проекции Чертёж детали Графический редактор Corel Draw Основы работы с объектами в графическом редакторе Основы работы со шрифтами Конвертирование файлов Основы графического конструирования Основы работы на станке ЧПУ лазерном станке Правила безопасности работы на станке Графический редактор RDCam Настройка параметров резки и гравировки Основы работы на 3D принтере Правила безопасности работы Настройка параметров принтера Основы создания объектов в Компас 3D и Онлайн 3D редакторе NinkerCad Итого: Форма контроля Пед. наблюдение Пед. наблюдение Пед. наблюдение Пед. наблюдение Пед. наблюдение Пед. наблюдение Пед. наблюдение Пед. наблюдение Пед. наблюдение Пед. наблюдение 6 2 10 2 1 2 4 1 8 10 5 5 2 4 2 1 1 1 1 3 1 Пед. наблюдение Пед. наблюдение Пед. наблюдение 24 2 2 20 6 1 1 4 18 1 1 16 Пед. наблюдение Пед. наблюдение Пед. наблюдение 68 20 48 Содержание учебно (тематического) плана 1. Основы черчения 1.1. Формат и разметка листа. Теория: Техника безопасности при работе с инструментом. Правила поведения в кабинете. Размеры и разметка листа, рамка. Линии чертежа. Практика: чертёж рамки и заполнение чертежным шрифтом. 1.2. Виды и проекции. Теория: виды проекций, вид спереди, сбоку, сверху, различия. Практика: чертеж простого геометрического тела. 1.3. Чертеж детали. Практика: чертеж детали по образцу. 2. Графический редактор Corel Draw 5 2.1. Основы работы с объектами в графическом редакторе Теория: Версии редактора, рабочее поле и основные элементы построения графическихобъектов. Рабочие окна редактора Практика: Логически объяснять алгоритм создания графических объектов решения пореализации сложных проектов. 2.2. Основы работы со шрифтами Теория: вставка и обработка объектов Практика: Работать с кривыми и замкнутыми контурами. 2.3. Конвертирование файлов Теория: Конвертирование файлов, виды Практика: создание графической работы, работа с конвертером 2.4. Основы графического конструирования Теория: подготовка эскиза к гравировке Практика: подготовка эскиза к гравировке 3. Основы работы на станке ЧПУлазерном станке 3.1. Правила безопасности работы на станке. Теория: принцип работы оборудования Практика: пробная нарезка деталей 3.2. Графический редактор RDCam Теория: обзор редактора Практика: интерфейс, настройки и экспорт файлов 3.3. Настройка параметров резки и гравировки Теория: технология работы на станке, настройка фокусного расстояния, юстировка станка Практика: гравировка и нарезка 4. Основы работы на 3D принтере 4.1. Правила безопасности работы Теория: инструктаж Практика: обзор принтера 4.2. Настройка параметров принтера Теория: Принцип работы 3D принтера, особенности конструкции экструдера. Практика: Калибровка принтера 4.3. Основы создания объектов в Компас 3D и Онлайн 3D редакторе NinkerCad Теория: обзор редакторов Практика: Создание объектов в 3D графическом редакторе. Конвертировать в программу печатьпринтера. Определять параметры печати. Печать изделия. 1.4. Планируемые результаты Метапредметные результаты: - умение искать и преобразовывать необходимую информацию из раздаточного материала (рисунок, схема, чертеж); - умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, 6 осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; - умение определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; - навыки совместной продуктивной деятельности, межличностного общения и коллективного творчества. Личностные результаты: - формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации в процессе учебной деятельности; - готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон. -общаться, помогать товарищам; -проявлять доброжелательность в отношениях, упорство в достижении цели. Предметные результаты: Учащиеся должны знать: - организацию рабочего места, необходимые инструменты, материалы и приспособления для работы; - основные свойства материалов для моделирования; - основные понятия о графических изображениях; - линии чертежа и некоторые условные обозначения; - необходимые правила техники безопасности в процессе всех этапов конструирования. - основные компоненты станков ЧПУ; - основы и принципы работы на станках ЧПУ; - виды подвижных и неподвижных соединений в конструкции; Учащиеся должны уметь: - создавать реальные 2D и 3D модели; - изучать и обрабатывать информацию по конструированию (эскизы,рисунки, технологические карты сборки); - умение содержать в порядке своё рабочее место; - умение демонстрировать технические возможности конструкций. - настраивать станок ЧПУ и 3D принтер - рассказывать о проекте; - работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности. 7 2. Организационно-педагогические условия 2.1 Календарный учебный график на 2024-2025 учебный год Год обучения 1 год Дата начала обучения 02.09.2024 Дата окончания обучения 23.05.2025 Количество Количество Количество учебных учебных учебных недель дней часов 34 34 68 Режим занятий 1 раз в неделю по 2 часа I полугодие – 16 учебных недель II полугодие – 18 учебных недель Каникулы: 24 декабря 2024 г.-08 января 2025 г.; 24-26, 29-30 марта 2025 г. Материально техническое обеспечение: Обеспечивается образовательной организацией: - Учебный кабинет (включая типовую мебель) - 1 единица - Проектор с экраном (мультимедиа) - 1 комплект - Доска школьная (магнитно-маркерная) -1 штука - Ноутбук обучающегося -10 штук - Компьютер педагога - Карандаш простой -10 штук - Линейка -10 единиц - Бумага А3 (белая) -20 единиц - Лазерный станок - 3D принтер Кадровое обеспечение: Реализацию программы обеспечивает педагог дополнительного образования, обладающий профессиональными знаниями и компетенциями в организации и ведении образовательной деятельности. Уровень образования педагога: среднее профессиональное образование, высшее образование– бакалавриат, высшее образование – специалитет или магистратура. Уровень соответствие квалификации: образование педагога соответствует профилю программы. Профессиональная категория: без требований к категории. 2.3 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы Программа предусматривает: - текущий контроль; - промежуточную аттестацию; - итоговую аттестацию. Текущий контроль осуществляется на каждом занятии в форме педагогического наблюдения. Промежуточная аттестация проводится в декабре. Цель аттестации: проследить динамику развития знаний, умений навыков учащихся. Для 8 проведения промежуточной аттестации в соответствии с ожидаемыми результатами разработаны формы контрольных заданий для усвоения теоретического и практического содержания знаний и умений, а также критерии оценки их выполнения. Промежуточная аттестация теоретических знаний: выполнение контрольной работы (Приложение 1). Итоговая аттестация практических умений и навыков, а также просмотр творческих работ проводится в форме отчётной выставки из последних выполненных работ (Приложение 2). Кроме этого, в течение года, учащиеся участвуют в выставках, конкурсах и соревнованиях. 3. Список литературы Для педагога 1. Аббасов, И.Б. Двухмерное и трехмерное моделирование в 3ds MAX / И.Б. Аббасов. - М.: ДМК, 2012. - 176 c. 2. Большаков В.П. Создание трехмерных моделей и конструкторской документации в системе КОМПАС-3D, 2010 г.в., 496 стр. 3. Большаков В.П., Бочков А.Л., Лячек Ю.Т. Твердотельное моделирование деталей в CAD – системах: AutoCAD, КОМПАС-3D, SolidWorks, Inventor, Creo. 2014 г.в. 304 стр. 4. Герасимов А. Самоучитель КОМПАС-3D V12 , 2011 г.в. 464 стр. 5. Климачева, Т.Н. AutoCAD. Техническое черчение и 3D-моделирование. / Т.Н. Климачева. - СПб.: BHV, 2008. - 912 c. 6. Полещук, Н.Н. AutoCAD 2007: 2D/3D-моделирование / Н.Н. Полещук. М.: Русская редакция, 2007. - 416 c. 7. Сазонов, А.А. 3D-моделирование в AutoCAD: Самоучитель / А.А. Сазонов. - М.: ДМК, 2012. - 376 c. 8. Тозик, В.Т. 3ds Max Трехмерное моделирование и анимация на примерах / В.Т. Тозик.- СПб.: BHV, 2008. - 880 c. 9. Трубочкина, Н.К. Моделирование 3D-наносхемотехники / Н.К. Трубочкина. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2012. - 499 c. 10.Швембергер, С.И. 3ds Max. Художественное моделирование и специальные эффекты / С.И. Швембергер. - СПб.: BHV, 2006. Для учащихся (родителей) 1. Злаказов А.С., Горшков Г.А., Шевалдина С.Г. Уроки конструирования в 2. школе.Методическое пособие. – М.: Бином, 2011. – 120с. 3. Горский В.А. Техническое конструирование. – М.: Дрофа, 2010.- 112 с. 4. Булин-Соколова Е.И. От цифрового мира до внутреннего мира ребенка. 5. // «Учительская газета.Москва», №32, 2011. 6. Комолова Н. В. Самоучитель CorelDRAW X6. — СПб.: БХВПетербург, 2012. —336.: ил. — (Самоучитель) 9 Приложение 1 Промежуточная диагностика 1 год обучения Ответь на вопросы и впиши недостающие термины. За каждый правильный ответ 1 балл. 1. Какие геометрические фигуры ты знаешь? _______________________________________________________ 2. Чем отличаются геометрические фигуры от геометрических тел? _______________________________________________________ 3. ________ — предварительный набросок, фиксирующий замысел художественного произведения, сооружения, механизма или отдельной его части. 4. масштаб 1:10 больше или меньше масштаба 1:100? _______________________________________________________ 5. Какими инструментами можно разрезать лист картона? _______________________________________________________ 6. Сколько сторон у шестигранной пирамиды? _______________________________________________________ 7. У трехгранной призмы вершин 6, а у ________ их 8. 8. Каждой фигуре из тех, что представлены на рисунке надо подобрать пару, вместе с которой она образует куб. Низкий уровень 1-2 балла Средний уровень 3-6 балла Высокий уровень 7-8 баллов 10 Приложение 2 Итоговая аттестация Контрольная работа Диагностический материал для диагностики обучающихся по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе Выберите правильный вариант ответа 1. Как называется данная деталь храпового механизма? А) Рычаг. Б) Опорный элемент. В) Собачка. Г) Кошка. 2. Как в зубчатой передаче называется зубчатое колесо, вращающееся под воздействием внешней силы (например, двигателя)? А) Ведущее. Б) Главное. В) Ведомое. Г) Первое. 3. Условное обозначение какой детали показано на рисунке? А) Лампочка. Б) Электродвигатель В) Элемент питания. Г) Мультиметр. 4. При прохождении контрольного расстояния 1 м стрелка измерительной машины повернулась на 5 делений. Какой путь прошла измерительная машина, если её стрелка повернулась на 7 делений? А) 50 см. Б) 70 см. В) 140 см. Г) 170 см. 5. Какой механизм используется для изменения частоты вращения передаваемого электродвигателем? А) Редуктор. Б) Кулачковый механизм. В) Рычаг Г) Кондуктор 11 6. Высота башни равна 240 миллиметрам. Чему равно это расстояние в сантиметрах? А) 2 см и 4 мм. Б) 24 см. В) 40 см и 2 мм. 7. Ведущее зубчатое колесо с количеством зубьев 10 за одну минуту делает 40оборотов. Сколько оборотов сделает ведомое зубчатое колесо с количеством зубьев 20 за это же время? А) 10 оборотов. Б) 20 оборотов. В) 30 оборотов. Г) 50 оборотов. Практическая работа Самостоятельно выполнить модель в программе CorelDRAW. Изготовитьмодель на лазерном станке. 12 Г) 120 см.