муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Пышминского городского округа «Пышминский центр дополнительного образования» ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА социально-гуманитарной направленности «Будущий педагог» возраст учащихся 13 - 17 лет срок реализации программы 1 год Автор-составитель: Камолова Д.М. педагог дополнительного образования пгт. Пышма 2024 год 1. Основные характеристики 1.1. Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Молодой педагог» относится к социально-гуманитарной направленности, так как развивает социально-значимые навыки, через привлечение учащихся к профориентационной деятельности. Программа составлена в соответствии с нормативными правовыми актами и государственными программными документами: 1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р. 3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. №629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». 5. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». 6. Письмо Минпросвещения России от 30.12. 2022 № АБ-3924/06 (О направлении методических рекомендаций (вместе с методическими рекомендациями «Создание современного инклюзивного образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья и детейинвалидов на базе образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы в субъектах Российской Федерации». 7. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 04.03.2022 г. № 219-д «О внесении изменений в методические рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных организациях», утвержденные приказом ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от 01.11.2021 г. № 934-д. 2 8. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 30.03.2018 г. №162- Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». 9. Концепция развития добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 года, утверждённая Распоряжением Правительства РФ от 27 декабря 2018 г. № 2950-р; 10. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» в рамках национального проекта «Образование». 11.Федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» в рамках национального проекта «Образование» (до 2024 г.) Актуальность общеразвивающей программы обусловлена потребностью современного общества в педагогах. В современных школах наблюдается острая нехватка учителей, данная программа направлена на то, чтобы частично решить данную проблему. Помимо того, программа положительно скажется на самих учащихся. Например, на формировании осознанного выбора профессии. В подростковом возрасте у детей начинается осознание своих интересов, склонностей и способностей. Профориентационные мероприятия помогают им лучше понять, какие профессии соответствуют их личным качествам и ценностям, что способствует более грамотному и осознанному выбору дальнейшего образовательного пути. Помимо того, из положительных моментов можно выделить минимизация рисков неудачи. Программа позволяет снизить вероятность выбора профессии, с которой подросток не сможет справиться либо которая не будет соответствовать его ожиданиям. Это, в свою очередь, уменьшает риск психологических трудностей, связанных с неудачами в учебе и карьере. «Молодой педагог» может помочь с развитием профессиональных навыков. Участие в программе способствует развитию у подростков ключевых компетенций, таких как коммуникабельность, умение работать в команде, анализировать информацию и принимать решения, которые будут полезны в любой будущей профессии. Программа составлена на основе дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Педагогический класс», автор-составитель Фалеева С.Г., с. Туринская Слобода, 2021 г. Отличительная особенность общеразвивающей программы состоит в том, что обучение представляется в игровой форме. В программе практически отсутствуют тестовые задания, поскольку больше 3 сконцентрирована на личной беседе с учащимися и решением практических кейсов, которые используют многие педагогические вузы для поступления. Очень важной отличительной особенностью является акцент на знакомстве с педагогами-практиками и более поверхностным ознакомлением с информационной культурой педагога и основой межкультурной коммуникации. Однако при этом данная программа более сконцентрирована на рассмотрение педагогической профессии в современном мире, в том числе школы и иных образовательных организаций. Программа представляет здоровую среду для развития полноценной, самодостаточной личности учащегося, способного в дальнейшем выбрать: связывать в дальнейшем свою жизнь с педагогикой или нет. Адресат общеразвивающей программы – учащиеся от 14 до 18 лет. Будучи подростками, учащиеся находятся в стрессовом состоянии из-за неопределенности будущего и не понимании собственных интересов и склонностей. Чтобы облегчить их выбор, программа предоставляет углубленное знакомство с профессией педагога. Набор детей по программе осуществляется по принципу добровольности, без отбора и предъявления требований к наличию у них специальных умений. Наполняемость группы от 10 до 15 человек. Режим занятий: 1 год обучения: 1 раз в неделю по 2 учебного часа. Объем общеразвивающей программы: 68 часов Срок освоения общеразвивающей программы – 1 год. Особенности организации образовательного процесса - модель реализации программы традиционная, представляет собой линейную последовательность освоения содержания в течение одного года в одной образовательной организации. Перечень форм обучения: групповая, индивидуально-групповая. Перечень видов занятий: практическое занятие, комбинированное занятие, игра, беседа, встреча с интересными людьми, включение обучающихся в систему массовых мероприятий, акции. Перечень форм подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей программы - теоретические знания: тест. - практические навыки: педагогическое наблюдение. 4 1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы Цель общеразвивающей программы: формирование профессионально-педагогической ориентации, интереса к педагогической деятельности. Задачи общеразвивающей программы: Обучающие: 1. Сформировать представление о значении, характере и специфических особенностях педагогических профессий. 2. Сформировать теоретические знания понятий из педагогики. Развивающие: 1. Развивать мотивы профессионального выбора и потребность в профессиональном самоопределении посредством формирования целостного представления о педагогической деятельности. 2. Развитие самостоятельности мышления учащихся, приобретение новых 3. коммуникативных качеств, повышение мотивации к самообразованию и творчеству. 4. Развивать умения конструктивного педагогического общения, саморегуляции поведения и деятельности, способность работать в команде. 5. Развивать познавательную потребность обучающихся, направленную на поиск дополнительной информации по вопросам организации педагогического процесса. Воспитательные: 1. Воспитание самостоятельности, воли, культуры сотрудничества, толерантности. 2. Содействовать формированию устойчивой мотивации учащихся к выбору педагогической профессии. 1.3. Содержание общеразвивающей программы Учебный (тематический) план № /п/п Название раздела, темы 1 Основы педагогической деятельности Введение. Понятие слова «Педагог» 15 8 7 3 1 2 Педагогическое наблюдение Краткий экскурс в историю образования Зависимость содержания и характера воспитания от образа жизни людей и социальных условий 1 1 0 4 2 2 Педагогическое наблюдение Самоанализ, творческая работа 1.1 1.2 1.3 Количество часов Теория Практика Всего 5 Формы аттестации/ контроля 2.2 Сущность понятий «образование», «обучение», «воспитание». Разница между «учителем», «педагогом» и «преподавателем» Особенности педагогической профессии Законы и принципы педагогики Образ педагога 2.3 Культура речи педагога, особенности коммуникации 1.4 2 2.1 Опрос, игра 7 3 4 10 6 4 3 2 1 1 1 0 Контрольное задание Беседа, анализ 2 1 1 Творческая работа 4 3 1 Беседа 43 10 11 2 32 8 10 2 8 10 2 8 3.4 Педагог дополнительного образования Педагог и школа 10 3 7 3.5 Инклюзивный педагог 3 2 1 Итого 68 25 43 2.4 3. 3.1 3.2 3.3 Образование в современном мире Специальность «Педагог» «Вожатый» - первая ступень в педагогику Современный детский сад Творческая работа Творческая работа Творческая работа Творческая работа Беседа Содержание учебного (тематического) плана 1. Основы педагогической деятельности 1.1 Введение. Понятие слова «Педагог». Теория: Понятие: «педагог»; Основные направления педагогической деятельности. Качества, необходимые педагогу. Куда необходимо поступить, чтобы стать педагогом. Вводный инструктаж по технике безопасности. Практика: Знакомство в группе. Игра: «Расскажи мне о себе». Прохождение теста на профориентацию. 1.2 Краткий экскурс в историю образования. Теория: история педагогики. Отечественные педагоги: «Вклад К.Д. Ушинского, Л. С. Выготского, А.С. Макаренко и С.Л. Соловейчик в науку». Педагогические идеи педагогов прошлого, не теряющие своей актуальности на 2024 год. Мировые тренды развития современного образования. 1.3 Зависимость содержания и характера воспитания от образа жизни людей и социальных условий. Теория: Понятие: «фактор», «личность», «образ жизни», «воспитание», «детство», «социум», «социальные условия», «психика». Основные факторы 6 воспитания, их влияние на личность ребенка. Психические свойства личности. Типы семей и важность взаимодействий внутри них. Образ жизни: здоровый и нездоровый. Важность социальных условий в развитии личности. Можно ли «преломить» зависимость содержания и характера воспитания от образа жизни людей и социальных условий. Практика: Самоанализ на тему «Благосостояние семьи», коллективная работа-анализ жизни любого известного человека (по выбору учащегося). 1.4 Сущность понятий «образование», «обучение», «воспитание». Разница между «учителем», «педагогом» и «преподавателем». Теория: Понятие: «образование», «обучение», «воспитание», «учитель», «педагог» и «преподаватель»; Схожесть и различие терминов. Важность воспитания ребенка и кто на это влияет. Непрерывность обучение. Разновидности школ. Практика: опрос на тему: «Различие понятий». Ролевая игра: «Докажи кто важнее». 2. Особенности педагогической профессии 2.1 Законы и принципы педагогики Теория: Понятие: «Принцип», «Педагогика», «Закон»; Цели, содержание, средства и методы преподавания. Формы, результаты образования. Практика: контрольное задание на основе ранее полученных знаний: учащимся выдается кейс с определенной ситуацией, на основе ее необходимо выявить причину поведения ребенка и указать пример решения. 2.2 Образ педагога Теория: Понятие: «Образ». Определение того, как педагогу необходимо себя подавать, как одеваться, есть ли ограничения в поведения. Практика: беседа: «Как выглядит педагог? Кто им быть не может?», анализ образа педагога в массмедиа (игры, фильмы, аниме, книги и т.д.). 2.3 Культура речи педагога, особенности коммуникации Теория: Понятия: «Культура речи», «Коммуникация», «Особенности», «Стиль речи»; Знакомство с социальными сетями, которыми может пользоваться педагог для общения с учащимися и их родителями. Определение стиля речи, которым преподаватель может общаться в рабочей сфере. Практика: Игра: «Деловая переписка». 2.4 Образование в современном мире Теория: отношение к образованию в современном мире. Положительные и негативные моменты в сегодняшнем образовании. Определение необходимости среднего и высшего образования. Внедрение современных технологий в педагогический процесс. Практика: беседа по теме. 3. Специальность «Педагог» 3.1 «Вожатый» - первая ступень в педагогику. 7 Теория: Понятия: «Вожатый»; Роль и особенности вожатого в педагогическом процессе. Виды деятельности вожатых. Что нужно сделать, чтобы стать вожатым. Игры на знакомство. Игры на сближение. Игры на выявление лидера. Игры с залом. Подвижные игры. Игры для отряда. Приложение для телефона в помощь вожатым: «Справочник вожатого». Практика: Игры на знакомство. Игры на сближение. Игры на выявление лидера. Игры с залом. Подвижные игры. Игры для отряда. 3.2 Современный детский сад. Теория: Понятие: «Воспитатель», «Дошкольная образовательная организация», «Целевое направление»; Воспитатель дошкольной образовательной организации. Важность и специфика работы воспитателя. Какие экзамены необходимо сдать и куда поступать. Целевое направление – плюсы и минусы. Виды деятельности воспитателя. Практика: беседа с педагогом-стажистом, работа с кейсами. 3.3 Педагог дополнительного образования. Теория: Понятие: «Дополнительное образование»; Важность дополнительного образования и необходимость его в современном мире. Отличие педагога дополнительного образования от школьного учителя и воспитателя. Особенности деятельности педагога. Практика: беседа с педагогом-стажистом, работа с кейсами. 3.4 Педагог и школа. Теория: Понятие: «Школа»; Роль учителя в современной школе. Разбор – является ли школа услугой. Все о работе учителя. Права и обязанности учителя. Взаимодействие школы и семьи. Какие экзамены необходимо сдать и куда поступать. Целевое направление – плюсы и минусы. Практика: беседа с педагогом-стажистом, работа с кейсами. 3.5 Инклюзивный педагог Теория: Понятие: «инклюзия», «инклюзивный педагог»; Отличительная черта инклюзивного педагога от других. Роль педагога в учебном процессе. Необходимость инклюзии в современном обществе. Изучение, что входит в инклюзивную компетенцию. Как стать инклюзивным педагогом. Практика: беседа с педагогом-стажистом, работа с кейсами. 1.4 Планируемые результаты Метапредметные результаты: - осуществлять пошаговый и итоговый контроль своей деятельности; - различать способ и результат действия; - формулировать собственное мнение и позицию, умение договариваться, приходить к общему решению, использовать речь для регуляции своего действия; 8 - сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить, свое общение со сверстниками. Личностные результаты: - формирование активной гражданской позиции; - положительного отношения молодежи к добровольческой деятельности; - научиться принимать свои чувства и чувства окружающих людей; - научиться говорить о своих эмоциях и проблемах; - научиться давать себе позитивную самооценку; - научиться отстаивать свое мнение. Предметные результаты: Знать: - биографии и труды известных личностей педагогов, ученых в области образования; - типологию и характеристику познавательных процессов; - методики развития памяти, внимания; - составляющие эмоционально-волевой сферы; - психические свойства личности (способности, потребности, мотивация, темперамент, характер); - основные понятия игры, игротехники, игротехнологии; - функции и задачи игры в педагогике; - теоретические основы проектирования. Уметь: - ориентироваться в разнообразии педагогических профессий; - анализировать образы педагога в кино, литературе, искусстве; - определять акцентуации характера; - анализировать механику игры; Владеть: - терминологией, предусмотренной разделами программы; - навыком анализа психолого-педагогических ситуаций. 2. Организационно – педагогические условия 2.1. Календарный учебный график на 2024– 2025 учебный год Год обучения 1 год Дата начала обучения 02.09.2024 Дата окончания обучения 23.05.2025 Количество Количество Количество учебных учебных учебных недель дней часов 34 34 68 I полугодие – 16 учебных недель II полугодие – 18 учебных недель Каникулы:24 декабря 2024 г.-08 января 2025 г.; 24-26, 29-30 марта 2025 г. 9 Режим занятий 1раз в неделю по 2 часа 2.2. Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение: Обеспечивается образовательной организацией: - Учебный кабинет (включая типовую мебель) (1 единица на группу; 80% времени реализации программы) - Компьютер персональный (1 штука на группу; 80% времени реализации программы) - проектор, экран (1 штука на группу; 80% времени реализации программы) - Доска школьная (магнитно-маркерная) (1 штука на группу; 80% времени реализации программы). Кадровое обеспечение: Реализацию программы обеспечивает педагог дополнительного образования, обладающий профессиональными знаниями и компетенциями в организации и ведении образовательной деятельности. Уровень образования педагога: среднее профессиональное образование, высшее образование – бакалавриат, высшее образование – специалитет или магистратура. Уровень соответствие квалификации: образование педагога соответствует профилю программы. Профессиональная категория: без требований к категории. Методические материалы: Образовательный процесс обучения строится на основе принципов личностно-ориентированного подхода. Главным предметом учебновоспитательной деятельности педагогов выступает процесс формирования индивидуальности подростка: - приемы активизации познавательного интереса; - создание ситуаций успеха; - методы диагностики и самодиагностики - методы диалога; - рефлексивные приемы и методы; - опора на жизненный опыт подростка; - игровые методы; - групповые и индивидуальные занятия. 2.3 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы Для проверки прочности полученных знаний и умений, эффективности обучения по программе, организуется аттестация. - промежуточная аттестация – декабрь. 10 - итоговая аттестация – май. Проверка теоретических знаний проводится в форме эссе (Приложение № 1). Проверка практических знаний проводится в форме анализа и разбора педагогических кейсов (Приложение № 2). 3.Список литературы Нормативные правовые акты и государственные программные документы 1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р. 3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. №629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». 5. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». 6. Письмо Минпросвещения России от 30.12. 2022 № АБ-3924/06 (О направлении методических рекомендаций (вместе с методическими рекомендациями «Создание современного инклюзивного образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья и детейинвалидов на базе образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы в субъектах Российской Федерации». 7. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 04.03.2022 г. № 219-д «О внесении изменений в методические рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных организациях», утвержденные приказом ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от 01.11.2021 г. № 934-д. 8. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 30.03.2018 г. №162- Д «Об утверждении Концепции 11 развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». 9. Концепция развития добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 года, утверждённая Распоряжением Правительства РФ от 27 декабря 2018 г. № 2950-р; 10. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» в рамках национального проекта «Образование». 11.Федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» в рамках национального проекта «Образование» (до 2024 г.) 12. Устав МБУДО ПГО «Пышминский ЦДО», утв. Постановлением администрации Пышминского городского округа от 19.12.2018 г. №760. 13. Положение о дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программах муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования Пышминского городского округа «Пышминский центр дополнительного образования» (приказ № 16/3 от 11 марта 2022 г.). Литература, использованная при составлении программы: 1. Крысько, В. Г. Основы общей педагогики и психологии. – Москва: Юрайт, 2019. – 472 с. 2. Крысько, В. Г. Основы общей педагогики и психологии. – Москва: Юрайт, 2019. – 472 с. 3. Профессия – учитель: учеб. пособие для профильной и профессиональной ориентации и профильного обучения школьников / А. С. Роботова, И. Г. 4. Резапкина, Г. В. Секреты выбора профессии или путеводитель выпускника. – Москва, 2005. 5. Резапкина, Г. В. Я и моя профессия: программа профессионального самоопределения для подростков. – Москва, 2000. 6. Шапошникова, В. А. Родионова и др.; Под ред. А. С. Роботовой. – Москва: Издательский центр «Академия», 2005. – 368 с. 7. Введение в педагогическую деятельность: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А. С. Роботова, Т. В. Леонтьева, И. Г. Шапошникова и др.; Под ред. А. С. 8. Модели психолого-педагогических классов в образовательной организации [Электронный ресурс]: методические рекомендации / Т. А. Абрамовских, А. В. Коптелов, А. В. Машуков [и др.]. – Челябинск: ЧИППКРО, 2022. 9. Факторович, А. А. Педагогические технологии: учебное пособие для СПО / А. А. Факторович. – 2. изд., испр. и доп. – Москва: Юрайт, 2020. – 128 с. 12 Литература для учащихся (родителей) 1. Битянова, М. Р. Я и мой внутренний мир. Психология для старшеклассников / М. Р. Битянова, М. Р. Вачков. – Санкт-Петербург: Питер, 2009. 2. Кейн, С. Интроверты. Как использовать особенности своего характера / С. Кейн. – Москва, 2012. – 376 с. 3. Кляйн, С. Формула счастья. Как настроится на позитивный лад / С. Кляйн. – Москва: ОЛМА Медиа Групп, 2009. – 352 с. 4. Кравцова, Е., Кравцова, М. Мыльные бомбы, или как избежать конфликтов. ‒ БерИнгА, 2016. 5. Крашенинников, Е. Любовь к педагогике. – Издательство MyBook, 2017. – 167 с. 6. Млодик, И. Ю. Почти неволшебные превращения. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. 7. Нехаева, Е. Г. Я чувствую мир. Практикум по развитию каналов восприятия информации и памяти для детей и взрослых. – Издательство: КТК Галактика, 2020. –100 с. 8. Пиз, А., Гарнер, А. Язык разговора. – Москва, 2000. 9. Социальная компетентность: учебное пособие для 10-11 классов средней школы / под ред. В. Н. Журкова, С. А. Маничева. – Москва, 2008. 10. Тимошенко, Г. В. 50 лайфхаков: психологические квесты. ‒ Москва : Издательство АСТ, 2017. 11. Чеснова, И. Е. Как стать уверенными в себе. – Москва: Аванта, 2018. 12. Чеснова, И. Е. Как стать взрослым? – Москва: «Аванта», 2018. Литература для родителей 1. Макаренко, А. С. Книга для родителей: лекции о воспитании детей / А. С. Макаренко. – Москва: Правда, 1985. – 448 с. 2. Макаренко, А. С. Лекции о воспитании детей / А. С. Макаренко. – Минск: Нар. расвета, 1978. – 96 с. 3. Как любить детей : [Пер. с польского] / Януш Корчак. – Минск: Нар. асвета, 1980. 13 Приложение 1 Промежуточная аттестация Эссе (темы распределяются между учащимися): 1. Связь обучения с развитием и созреванием; 2. Психическое развитие и воспитание; 3. Мать и отец как партнеры по воспитанию; 4. Психическое здоровье как результат воспитания; 5. Роль психологических воздействий в воспитании; 6. Учитель будущего; 7. Кодекс педагога; 8. Учитель это не профессия, а образ жизни; 9. Роль школы в современном обществе; 10. Индивидуальное и домашнее обучение; 11. Стоит ли переводиться на домашнее обучение; 12. Стоит ли переводиться на индивидуальное обучение; 13. Учитель и ученик растут вместе; 14. Детский сад сегодня; 15. Мировые тренды развития современного образования. Приложение 2 Итоговая аттестация. Решение кейсов Здесь представлены два вида кейсов. В первом случае необходимо ознакомиться с кейсом, проанализировать, спрогнозировать ситуацию, выявить проблему и указать ее решение. Во втором: ответить на прилагающиеся к кейсу вопросы. Ситуация 1 Урок немецкого языка в 5 классе. Учитель просит тянущего руку ученика начать чтение текста. Мальчик заикается, и, чем больше он волнуется, тем сильнее. Возникает заминка. Учитель ждет некоторое время, наблюдая за попытками мальчика преодолеть первое слово, а затем начинает кричать, что он наверняка опять не сделал домашнее задание, что ей, учительнице, такое разгильдяйство надоело и она, скорее всего, вызовет родителей. В классе кто-то начинает 14 посмеиваться, кто-то опускает глаза. Мальчик испуганно «прожевывает» трудное слово и пытается читать дальше. Оценка Повышенный тон учителя всегда недопустим, а в этой ситуации особенно, тем более что о заикании этого ученика известно всем. Прогнозирование Этот ученик на уроках всегда активен, но заикание, естественно, смущает его самого. Каждый раз, когда он так «затягивает» ответ, он сам считает себя слегка виноватым. В результате этого случая (и подобных ему) может еще сильнее развиться комплекс неполноценности, ученик замкнется в себе, перестанет работать на уроке. Кроме того, так как в отношении него допущена явная несправедливость, это скажется и на отношениях учитель-ученик. Ребята из класса, присутствующие при этом, хоть и чувствуют, что учитель поступает несправедливо, воспринимают этот стиль общения с их одноклассником как норму. Детям вообще свойственно смеяться над человеком, который выбивается из их группы, а если еще и учитель позволяет себе смеяться над таким человеком, то в классе 7–8 может начаться настоящая травля. Решение Если первое слово вызывает такие трудности, то учителю лучше было самому прочитать его, не заостряя на этом внимания. Если спокоен учитель, успокоится и ученик, и чтение пойдет лучше. Ситуация 2 После уроков к учительнице робко подходит первоклассник и, страшно смущаясь, просит: – Наталья Викторовна, дайте мне, пожалуйста, телефон Маши Ереминой. – Дима, а зачем тебе? Опустив глаза, мальчик признаётся, что ему очень нравится одноклассница, а поговорить с ней в школе он не решается. Может, по телефону получится? Как поступить? Оценка Ситуация довольно щекотливая. С одной стороны, очень хочется помочь застенчивому мальчику, с другой стороны, дать телефон девочки – значит, поступить некорректно по отношению к ней: мало ли чем это может закончится. Перед учителем стоит сложная задача, которая требует изобретательного решения: нужно и помочь мальчику, и не причинить неудобства девочке. Прогнозирование В этой ситуации главное не сделать ошибки. Без вопросов дать телефон девочки некорректно, т. к. это может не понравится родителям ребенка или 15 же самой девочке. Отвлекать мальчика от этой идеи и переключать его внимание на что-то другое бесполезно: если ребенок решился на такой шаг (попросить к учительнице и попросить), то он вряд ли просто так откажется. Не дать телефон (сказать, что его у вас нет) и на этом остановится тоже неправильно: ребенок может потерять к вам доверие раз и навсегда. Решение Самое лучшее, что педагог может сделать, это сказать мальчику, что телефона у вас нет, но вы постарайтесь помочь ему делом. Это вызовет у ребенка доверие к вам позволит ему отвлечься от идеи о телефонном звонке и придумать другие способы завязать дружбу. Со следующего урока можно посадить этого мальчика с понравившейся ему девочкой под любым предлогом (например? ему плохо видно с последней парты, а девочка сидит близко). Другой вариант дать мальчику и девочке совместное учебное задание, вовлечь в общее дело, что позволит им поближе познакомиться, возможно, подружиться. Ситуация 3 Перед учителем не только его группа, но и группа заболевшего учителя. Ребята ведут себя отвратительно: говорят в полный голос, ругаются, перекидываются записками, самолетиками и т. д., хамят учителю (но осторожно, не впрямую). Особенно выделяется один мальчик. Действия учителя Учитель, стараясь не обращать внимания, ведет урок, время от времени грозя всей галерке двойками, директором и родителями. Когда учитель просит самого шумного ученика пересказать текст, тот отказывается, но, когда учитель грозит поставить ему двойку, он сразу меняет своё решение и даже изъявляет желание выполнить это задание. Однако учитель не даёт ему такой возможности. Начинается спор. Он продолжается еще несколько минут, в результате учительница ставит двойку, а ученик, обругав ее матом, хлопает дверью. Учитель, ничего не сказав, продолжает урок. Прогнозирование Обоюдная ненависть учителя и данного ученика усилится еще больше. Такие ситуации будут повторяться и дальше. Уважения к учителю не будет ни у этого мальчика, ни у всего класса. Мальчишка ушел униженный, с чувством глубокой несправедливости, злясь на собственное бессилие и до глубины души ненавидя учителя. Урок всему классу: месть вполне приемлема и в ней хороши все средства. Решение В данной ситуации учитель откровенно сорвал свою злость. Несправедливость такого поступка заключается еще и в том, что вместо того, чтобы поставить 2 за поведение (что было бы, по крайней мере, честно), учитель предпочел поставить 2 за «знания», не дав ученику возможности даже ответить. 16 Наказание справедливо только тогда, когда, по крайней мере, является наказанием за реальный проступок. Учительница дала понять ученику, да и классу, что если она в чем-то и бессильна, то способна отыграться в другой ситуации, воспользовавшись своим положением. Она должна была спросить пересказ, если уж ученик решил попробовать. Успокоить же сильно мешающего уроку ученика можно, дав ему какое-нибудь достаточно сложное для него задание, за которое в конце урока он получит оценку Ситуация 4 На уроке с конца ряда передается записка. Ученики молча читают ее, смотрят на потолок и хихикают, после чего передают записку дальше, не особо скрывая ее от учителя. Учитель видит записку, забирает ее, разворачивает и видит сообщение «посмотри на потолок». Он смотрит на потолок, в это время класс разражается взрывом хохота. Учитель выходит из себя. Пытается узнать, кто был инициатором этой идеи, грозится поставить плохие отметки и вызвать родителей в школу. Прогнозирование В данной ситуации учащиеся стараются протестировать учителя и увидеть, какие эмоции, действия он будет совершать. Если преподаватель начинает паниковать/ кричать / грозить директором, это вызовет протест и негативное отношение со стороны учащихся. Учитель потеряет доверие и уважение учеников, так как он поддался на провокацию, а дети, ещё не осознавая, но чувствуя, что учителя можно легко спровоцировать, будут продолжать в том же духе. Решение Учитель мог бы отнестись к этому с юмором, улыбнуться и выразить своё отношение к ситуации, останавливаясь на положительных и отрицательных моментах. Возможные фразы: «Мне нравится, что такая ситуация показывает, что вы как класс являетесь сплочёнными, верными идее, с таким искромётным чувством юмора» или же: «Не буду спрашивать, искать того, кто это придумал – что сделано, то сделано – давайте извлечём для себя полезные моменты из этого, – попытаемся не следовать «стадному чувству», а будем следить каждый за собой» Ещё как вариант (если позволяет обстановка на уроке), можно рассмотреть и такое продолжение ситуации, в котором можно проследить быстроту реакции и смекалку педагога. Например, учитель может в ответ невинно подшутить над учениками и посмеяться вместе с ними. Это укрепит отношения между детьми и учителем. Ситуация 5 Несколько учеников опоздали на урок на 15 минут… 17 Решение Выходов и подходов много. Если это произошло один раз, то можно сказать так: «Мне не очень приятно, что вы опаздываете на мой урок. Давайте так. Вы дожуйте, пожалуйста, булочку в коридоре, а потом зайдете. Но пусть это будет первый и последний раз. Договорились?». Если же это уже вошло в систему, то нужно определить свод правил, в котором говорится, что если учащиеся опаздывают, то они получают дополнительное домашнее задание. Ситуация 6 Третьеклассники активны: каждый стремится заметить ошибку товарища и исправить ее. В своем усердии кое-кто даже начинает фантазировать: видеть ошибку там, где ее и не было вовсе. Одна из девочек придирчиво следит за Ирой, которая читает у доски, и настойчиво машет рукой, желая исправить ошибку. Ее не заботит, чтобы Ира лучше читала, – есть лишь желание заявить о себе, продемонстрировать, что она может лучше, чем Ира, и заслужить похвалу учительницы. Вопросы и задания 1. Чем объяснить подобное отношение учащихся к своим одноклассникам? 2. Какой стиль отношений между учащимися формируется в таких условиях? 3. Какие выводы должен сделать учитель? 4. Что может чувствовать Ира в такой атмосфере? Ситуация 7 Учитель рисования показал два рисунка своим ученикам и попросил сказать, какой им больше нравится. Алеша, двенадцати лет, долго колебался, прежде чем ответить. Учитель говорит: – У нас мало времени. Напряги свой ум, если он у тебя есть. Посадив мальчика, который залился краской от стыда, учитель продолжил урок под дружное хихиканье одноклассников. Прогнозирование Выставлять ученика на посмешище непедагогично. Медлительного ученика не исправить сарказмом, а умственную деятельность не простимулируешь издевкой. Такого рода ситуации порождают ненависть и побуждают к мести. Такой эгоистичный учитель никогда не сможет создать на уроке атмосферу доброго сотрудничества, приятного творчества, что особенно важно на уроках изобразительного искусства. Решение 18 Ребенок не виноват, если строение его мозга не позволяет делать быстрые выводы, быстро и четко реагировать на поставленный вопрос, ситуацию. Это особенности строения организма ребенка, а не его недостаток. Учитель проявил свою бестактность, проявил свою силу над детьми. Мудрый педагог знает и учитывает (старается учитывать) особенности своих учеников, направляя течение урока в нужное русло. Колеблющемуся и сомневающемуся ребёнку можно было бы сказать: – Да, решить действительно нелегко. Трудно сделать выбор. В обоих рисунках, видимо, есть что-то, что тебе нравится. Выбирай то, что подсказывает тебе сердце. Такой ответ дал бы время ребёнку подумать, выбрать то, что ему действительно понравилось. И его бы решение шло от самого сердца, было бы искренним. Учитель, видимо, забыл, что эстетический вкус нельзя прививать не эстетично. Ситуация 8 Уважаемый учитель с большим опытом работы входит в класс и видит на доске карикатуру на себя. Она выразительная, смешная, точная. Класс молча ждет реакции учителя. Учитель с интересом рассматривает карикатуру и говорит: – Поскольку нарисовано очень хорошо, мне жаль это стирать. Пусть художник сначала перенесет это на бумагу. Я хвалю талантливого карикатуриста. Прогнозирование В этой ситуации учитель продемонстрировал свою зрелость. Он не воспринял эту язвительную карикатуру как свою личную обиду. Он не стал обижаться на детскую выходку. Он не искал виновника и не пытался пристыдить его. Он избежал бесплодных поучений и морализаторства. Вместо этого он одобрил творческую инициативу и показал уважение к искусству. Такая реакция учителя позволила детям увидеть силу учителя, его самоуважение, сдержанность. Они увидели, что не владеют силой влияния на эмоциональный настрой педагога, и в следующий раз у них не возникнет желания так поступать. Решение Талантливый и мудрый учитель никогда не вызывал отрицательных эмоций у своих учеников. Всегда был вежлив и откровенен с ними. Эта ситуация могла бы возникнуть из-за общего настроя класса (класс устал, класс хотел побезобразничать, хотели проявить себя, привлечь внимание), который не мог найти иной выход своим эмоциям, не мог найти другой способ самореализации. К учителю напрямую никаких претензий не предъявлялось. Такое поведение педагога (спокойный интерес, заинтересованное спокойствие) обезоруживает, приятно поражает детей. 19 На положительном примере они учатся в дальнейшем реагировать на жизненные ситуации, учатся уважать других людей, труд и старание других людей. Ситуация 9 Уже 11 часов вечера, а дочери все еще нет. Мать очень волнуется, обзвонила всех одноклассников, родственников. Дочери нигде не было. Мать не может найти себе места. Около полуночи Ира веселая и счастливая пришла домой. – Где ты болталась? Кто разрешил тебе так поздно приходить домой? Если ты в 11-м классе, то решила, что уже взрослая?.. Ты бы лучше училась, чем пропадать неизвестно где! – в сердцах выговаривала мать. – Мама, что ты так волнуешься, я была с Сережей на дискотеке в его училище, – пыталась защититься девушка. – С каким еще Сережей? С этим? – она выхватила из дневника Иры фотографию юноши. – Я тебе покажу, как гулять перед выпускными экзаменами! – закричала она и на клочки в гневе порвала фотографию Сергея. – Как ты смела! – закричала в свою очередь девушка, бросившись собирать разлетевшиеся по комнате кусочки. Подобрав их, со слезами она закрылась в своей комнате. Вопросы и задания 1. Проанализируйте диалог матери и дочери. 2. Дайте оценку поведению и действиям матери и дочери. 3. Что же делать, чтобы снять напряжение в семье? 4. Как должны относиться родители к появлению у детей (юноши или девушки) первого чувства? Ситуация 10 Летом семья Димы переехала в новый микрорайон на другой конец города. Старые друзья были далеко, один-два раза съездил, но как-то не так получалось общение, как раньше. Новых друзей в школе он пока еще не приобрел – до первого сентября оставалось еще две недели. Как-то вечером, гуляя по двору, он познакомился с ребятами намного старше себя, а потом охотно проводил с ними оставшиеся дни каникул. – Ничего, начнется учеба – у него времени не будет свободного с ними гулять. Да и товарищи появятся, – успокаивал отец встревоженную мать. Однако учебный год начался, а Дима еще больше привязался к своим сомнительным дружкам, стал прогуливать уроки и целые учебные дни и, что самое страшное, приобщаться к курению и спиртным напиткам. На все требования родителей он отвечал: 20 – Да, я такой! А что я могу с собой сделать? Мне с ними хорошо! Оставьте меня в покое. Вопросы и задания 1. Проанализируйте поведение родителей Димы. 2. Что бы вы предприняли на месте его родителей? 3. Что и кто может помочь Диме в этой ситуации? Ситуация 11 Второклассница Юля в столовой убирала за собой посуду, так как в школе с начальных классов вводили элементы самообслуживания. Но вдруг она споткнулась и вдребезги разбила тарелку и стакан. Девочка от неожиданности и испуга оцепенела, а потом горько заплакала. Юля была потрясена: такое с ней в школе случилось впервые. Кроме того, она боялась возможного наказания. Поймут ли ее? Поверят ли, что это произошло помимо ее воли и желания, нечаянно? Беспокоила ее и мысль, что придется купить новую посуду взамен разбитой. Таковы были порядки в школе. А как отнесется к такому случаю мама, ведь ей и так тяжело одной воспитывать и кормить двух девочек? Вопросы и задания 1. Как следует поступить педагогу в такой ситуации? 2. Предложите возможные варианты действий педагога в такой ситуации. Ситуация 12 Ученик отвечает урок. Материал он знает, но не может его подать; веселит своим ответом остальную группу и учителя. Мальчик доволен собой и продолжает в том же духе. Когда ему ставят «4», он не понимает за что: он отвечал, учительница ему улыбалась, – значит, ей нравился ответ. На его недоумение учитель отвечает, что он допустил много ошибок. Ребята заступились за него и попросили поставить «5», но учитель остался при своем мнении. Ребенок обиделся. Прогнозирование На отношение к нему других учеников сложившаяся ситуация не повлияет (ребята не изменят своего хорошего отношения к нему). А мальчик решит, что учитель несправедливо придирается к нему, и его доверие, хорошее отношение к учителю пошатнется. Решение Данная ситуация возникла из-за того, что личные отношения учителя и ребенка столкнулись с деловыми. Учительница не указала на конкретные ошибки по ходу ответа ученика и после него. Он же рассчитывал, что отвечает хорошо и получит высокую оценку. Нужно назвать те ошибки, которые он допустил, озвучить их, чтобы не возникло ощущения, что учитель необъективен. При ответе он использовал специально 21 подготовленные иллюстрации, поэтому можно задать дополнительные вопросы, дать возможность получить хорошую отметку. Ситуация 13 Катя отправляется в школу холодным утром, надев лишь жакетик. – Надень пальто, – говорит мать, – Этот жакет слишком легкий для такой погоды. – Не хочу! – отвечает дочь. – Мы ведь обе не хотим, чтобы ты простудилась? Не правда ли? – говорит мать. – Пойми, я искренне за тебя волнуюсь. Войди, пожалуйста, в мое положение и посоветуй, что делать с таким ребенком? – Хорошо, давай я надену под жакет свитер. – Прекрасно, – соглашается мать. Вопросы и задания 1. Проанализируйте поведение Кати. 2. Что бы вы предприняли на месте ее родителей? 3. Какие методы и приемы воспитания использовала мама Кати? Ситуация 14 В школе, где училась Марина, многие ребята носили красивую одежду и могли похвастаться множеством дорогих вещей. Их родители сумели приспособиться к новым условиям рынка и зарабатывали большие деньги, поэтому эти ребята хоть каждый день могли приходить в школу в обновках и позволить себе дорогие развлечения. Марине же приходилось носить старые платья, сшитые мамой или бабушкой, в которых она сама себе казалась старомодной. Отчего у других были такие красивые вещи, а у нее – почти ничего? Некоторые ее подруги приносили в школу большие деньги и по дороге домой останавливались у киосков, чтобы купить шоколад. Ее лучшая школьная подруга теперь с ней почти не разговаривала. Она общалась только с «избранными». Иногда Марине даже не хотелось идти в школу. Что случилось с ее родителями? Почему они не могут заниматься тем же, чем и родители ее подруг? Может, они недостаточно умны или слишком ленивы? Однажды вечером, когда их семья собиралась пойти в гости, напряжение достигло предела. Все ждали, когда старшая дочь оденется. Она пробыла в своей комнате больше часа, примеряя одежду и глядя на себя в зеркало. Боясь, что они опоздают, ее отец, наконец, постучал в дверь. – Что?!! – пронзительно крикнула Марина из-за двери. – Марина, мы все тебя ждем, ты уже готова? Мы можем опоздать, – сказал отец. – Я не иду! – закричала Марина. – Почему? В чем дело? – спокойно спросил отец. 22 – Меня достало это барахло. Я в нем как старуха. Я устала от того, что мне нечего носить. Почему вы с мамой никогда ничего мне не покупаете? Я терпеть не могу свою одежду! Я ненавижу ее! Она начала всхлипывать. Наступила продолжительная пауза. Родители не знали, что сказать. В самом деле, что они могли сказать? Они стремились дать детям самое лучшее, но теперь оказалось, что этого просто недостаточно. Их сердца разрывались от того, что их дочь несчастна. Они чувствовали себя неудачниками, которые ничего больше не могли ей дать, и не знали, что делать. Вопросы и задания 1. Какова роль социально-экономического фактора в воспитании человека? 2. Проанализируйте поведение родителей и Марины. 3. Как разрешить данный конфликт? Каковы наиболее целесообразные действия родителей в такой ситуации? Ситуация 15 Как-то Василий отказался дежурить, так и сказал: – Не буду, и все! Педагог не стал возмущаться и грозить разными наказаниями, а только сказал: – Давай поспокойней. Садись-ка, поговорим. Ты не хочешь дежурить? – Не хочу. – Но ведь в классе ты не один. Еще 23 человека. И все дежурят, потому что обязанность каждого помочь уборщице, которая убирает всю школу. И в любом классе нашей школе ребята дежурят по очереди. Что ж ты за особенный? Все дежурят, а ты – «не буду». Подумай, как ребята на тебя смотреть будут. Да и ты сам: ведь за тебя, значит, кто-то должен лишний раз убирать? Ты подумай еще раз, не спеши, а завтра мы с тобой вернемся к этой проблеме. На другой день утром Василий подошел к учителю и буркнул под нос: – Буду дежурить. Только пусть со мной кто-нибудь другой дежурит, не Петрова. А то она все учит и учит, что как делать. Надоело. Вопросы и задания 1. Проанализируйте поведение Василия. 2. Что бы вы предприняли на месте педагога? 3. Какие методы и приемы воспитания использовал педагог? 23