Нарисуй-ка

муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования Пышминского городского округа
«Пышминский центр дополнительного образования»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
художественной направленности

«НАРИСУЙ-КА»
возраст учащихся 5-7 лет
срок реализации программы 2 года

Автор – составитель:
Пульникова А.А.,
педагог дополнительного
образования

пгт. Пышма
2024 год

1. Основные характеристики
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Нарисуй-ка» относится к художественной направленности, так как
ориентирована на эстетическое воспитание детей путем приобщения к
разным видам искусства и жанрам художественного творчества.
Программа составлена в соответствии с нормативными правовыми
актами и государственными программными документами:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от
31 марта 2022 г. № 678-р.
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018
№196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».
4. Постановление
Главного
государственного
санитарного
врача
Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи».
5. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)».
6. Письмо Минпросвещения России от 30.12. 2022 № АБ-3924/06 (О
направлении методических рекомендаций (вместе с методическими
рекомендациями
«Создание
современного
инклюзивного
образовательного
пространства
для
детей
с
ограниченными
возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе образовательных
организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные
программы в субъектах Российской Федерации».
7. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 №816 «Об утверждении
Порядка
применения
организациями,
осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при
реализации
образовательных
программ».
8. Приказ
Министерства
образования
и молодежной политики
Свердловской области от 04.03.2022 г. № 219-д «О внесении изменений в
методические
рекомендации
«Разработка
дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных
организациях», утвержденные приказом ГАНОУ СО «Дворец молодежи»
от 01.11.2021 г. № 934-д.
2

9. Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. №162- Д «Об утверждении
Концепции развития образования на территории Свердловской области
на период до 2035 года».
10. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015
г. № 996-р.
11. Государственная
программа
Российской
Федерации
«Развитие
культуры», утв. Постановлением Правительства Российской Федерации
от 15 апреля 2014 г. №392 (с изм.от 29 декабря 2020 г.)
12. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» в рамках национального
проекта «Образование».
13. Подпрограмма «Наследие» государственной программы РФ «Развитие
культуры» (с 16 апреля 2020 г. - утв. Постановлением Правительства РФ
от 31 марта 2020 г. №392).
14. Подпрограмма «Искусство» государственной программы РФ
«Развитие культуры» (с 16 апреля 2020 г. – утв. Постановлением
правительства РФ от 31 марта 2020 г. №392).
Актуальность общеразвивающей программы заключается в том, что
в настоящее время возникает необходимость в новых подходах к
преподаванию эстетических искусств, способных решать современные
задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе
эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая
роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать
красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств,
развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой
активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство
взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.
Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к
творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов
рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в
рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки.
Программа разработана с учетом потребностей родителей (законных
представителей), которые отмечают положительными моментами: отсутствие
специального отбора детей на обучение по программе, удобное
расположение учреждения, удобное расписание занятий (в вечернее время).
Программа составлена на основе:
- «Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного
образования» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой,
2012.
- Парциальной программы художественно-эстетического развития детей
2–7 лет в изобразительной деятельности «ЦВЕТНЫЕ ЛАДОШКИ» автор
Лыкова И.А., 2019. – 136 с. 16-е издание, перераб. и доп.
3

Отличительная
особенность
общеразвивающей
программы
заключается в использовании традиционных и нетрадиционных методов и
способов развития детского творчества, направленных не только на
формирование нравственно-эстетических потребностей и развития
художественной культуры, но и на интеллектуальное развитие, а также
коммуникативные навыки учащихся в процессе рисования.
В системе работы используются нетрадиционные методы и способы
развития детского художественного творчества. Используются самодельные,
природные и бросовые инструменты для нетрадиционного рисования.
Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных
эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им
бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов,
удивляет своей непредсказуемостью.
Адресат общеразвивающей программы. Программа рассчитана на
детей дошкольного возраста 5-7 лет.
Дошкольное детство является благоприятным периодом для развития
творческих способностей, так как в этом возрасте дети чрезвычайно
любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир.
В возрасте от 5 до 6 лет у детей развиваются изобразительные
способности, художественное мышление при создании сюжетных и
декоративных композиций. Ребенок учится создавать образ, овладевает
способностью передавать присущие предметам форму, цвет, положение в
пространстве, свои впечатления, усваивает знания о материалах,
используемых для передачи изображения, создания художественного образа.
Старший дошкольный возраст часто называют расцветом воображения.
Оно лежит в основе творчества, создании нового, необычного. Актуальным в
этом возрасте становится передача своих впечатлений от окружающей
действительности, поэтому на первый план встает сюжетное рисование.
Приобретенные детьми художественные навыки и умения позволяют
педагогу усложнить задачи обучения детей 6-7 лет - разнообразить
содержание детских рисунков, учить детей самостоятельно определять
сюжет рисунка на заданную тему или по замыслу.
Количество детей в группе 8-10 человек.
Комплектование учебных групп осуществляется по возрастным
категориям:
1 год обучения – 5-6 лет;
2 год обучения – 6-7 лет.
Режим занятий.
1 год обучения: 1 раз в неделю по 2 часа
2 год обучения: 2 раза в неделю по 2 часа.
Продолжительность одного занятия:
1 год обучения – 25 минут с перерывом между занятиями 10 минут;
2 год обучения – 30 минут с перерывом между занятиями 10 минут.
В занятия включаются физ. минутки.
4

Объем общеразвивающей программы- 204 часа.
1 год обучения – 68 часов;
2 год обучения – 136 часов.
Срок освоения общеразвивающей программы - 2 года.
Особенности организации общеразвивающей программы- модель
реализации программы традиционная, представляет собой линейную
последовательность освоения содержания в течение 2 лет.
Перечень форм обучения: фронтальная, групповая.
Перечень видов занятий: беседа, практическое занятие.
Перечень форм подведения итогов реализации дополнительной
общеразвивающей программы: педагогическое наблюдение, беседа,
участие в выставках и конкурсах, творческая работа, рисуночный тест.
2. Цель и задачи общеразвивающей программы
Цель общеразвивающей программы: формирование художественных
способностей учащихся через овладение искусством изобразительного
творчества.
Задачи общеразвивающей программы:
Обучающие:
- Формировать знания по изобразительному искусству;
- Прививать практические навыки и умения работы с различными
художественными материалами.
Развивающие:
- Развивать творческие способности, фантазию и воображение, образное
мышление, используя игру цвета, нестандартных приемов и решений в
реализации творческих идей.
Воспитательные:
- Воспитывать культуру поведения, самостоятельность при выполнении
работ;
- Формировать эмоционально-ценностные отношения к окружающему
миру через художественное творчество.
1.3. Содержание общеразвивающей программы
Учебный план
№
п/п

Название раздела

1.

Нетрадиционные техники
рисования
Традиционное рисование

2.

Количество часов
(теория/практика)
Год обучения
1
2
28 (8/20)

52(12/40)

30(10/20)

56(17/39)

5

Формы
аттестации/контроля

пед.наблюдение, беседа,
выставка
пед.наблюдение,
выставка, рисуночный
тест

3.

Лепка
Итог

10(2/8)

28(6/22)

68(20/45)

136(35/101)

пед.наблюдение,
выставка, творческая
работа
Всего по программе: 204 часа

Учебный (тематический) план
1 год обучения
№
п/п

Название раздела, темы

количество часов
Всего
Теория
Практика

Формы
аттестации/конт
роля

1.
Нетрадиционные техники
1.1. Пузырикирисования

28
4

8
1

17
3

1.2. Пальчик и ладошка

4

2

2

пед.наблюдение
беседа

1.3. Ниткография

4

1

3

выставка

1.4. По сырому
1.5. Пуантилизм

4
4

1
1

3
3

выставка
пед.наблюдение

1.6. Монотипия

4

1

3

пед.наблюдение

1.7. Хитрюга свечка

4

1

3

пед.наблюдение

30

10

20

2.1. Друг Карандаш

6

2

4

пед.наблюдение
Рисуночный тест

2.2. Подружка Кисточка

10

4

6

2.3. Черное-белое

4

2

2

пед.наблюдение
выставка
пед.наблюдение

2.4. Заливка фона

6

1

5

пед.наблюдение

2.5. Уголек

4

1

3

пед.наблюдение

3. Лепка

10

2

8

пед.наблюдение
выставка

68

20

45

2. Традиционное рисование

Итого:

пед.наблюдение

Содержание учебного (тематического) плана
1. Нетрадиционные техники.
1.1. Пузырики.
Теория: Правила рисования мыльными пузырями, состав мыльного
раствора, правила использования соломинкой для выдувания пузырей.
Практика: «Одуванчики», «Морские обитатели».
1.2. Пальчик и ладошка.
Теория: Приемы пальчиковой живописи, основы цветоведения.
Практика: «Осеннее дерево», «Дождик», «Пчелки».
6

1.3. Ниткография.
Теория: Приемы рисования нитками и шнурами, цветоведение (теплаяхолодная цветовая гамма).
1.4. По сырому.
Теория: Свойства мокрой бумаги. Понятие натюрморт.
Практика: «Букет в корзинке», «Пасхальный натюрморт».
1.5. Пуантилизм.
Теория: Особенности техники пуантилизм. Правила заполнение формы
оттисками ватной палочки.
Практика: «Котики».
1.6. Монотипия.
Теория: Особенности техники «монотипия».
Практика: «В море корабли».
1.7. Хитрюга свечка.
Теория: Правила резервирование восковым мелком или свечкой.
Практика: «Морозные узоры», «Салют к 9 мая».
2. Традиционное рисование.
2.1. «Друг Карандаш».
Теория: Простые, цветные и восковые карандаши, правила
использования. Понятие композиция, пейзаж.
Практика: Рисуночный тест (Приложение 1), «Птицы в гнезде»,
«Автобус», «Замок принцессы».
2.2. Подружка Кисточка.
Теория: Приемы рисования кистью, растяжка цвета, смешение красок
без использования палитры. Цветоведение (смешивание цветов, холоднаятеплая цветовая гамма). Понятие портрет.
Практика: «Жар птица», «Кленовый лист», «Волшебное перо»,
«Новогодние игрушки», «Принцесса Весна»
2.3. Черное-белое.
Теория: Цветоведение (ахроматические и хроматические цвета).
Практика: «Волшебное перо», «За подарками».
2.4. Заливка фона.
Теория: Заливка фона по спирали, мазками.
Практика: «Северное сияние», «Вечернее солнце», «Первый снег».
2.5 Уголек.
Теория: Особенности рисования углем.
Практика: «Верба», «Северный мишка».
3. Лепка.
Теория: Свойства пластичных материалов, приемы работы с
пластичными материалами, роспись изделий.
Практика: «Подарок для мамочки», «Рождество».

7

Учебный (тематический) план
2 год обучения
№
Название раздела, темы
п/п
1. Нетрадиционные техники
1.1. рисования
Пальчик и ладошка

количество часов
Всего Теория
Практика
52
12
40
24
6
18

Формы
аттестации/конт
роля
пед.наблюдение
беседа

1.2. По сырому

8

2

6

пед.наблюдение

1.3. Монотипия

8

2

6

пед.наблюдение

1.4. Хитрюга свечка
2. Традиционное рисование

12
56

2
17

10
39

пед.наблюдение

2.1. Друг Карандаш

10

3

7

пед.наблюдение
беседа

2.2. Подружка Кисточка

12

3

9

2.3. Зендудл

12

4

8

пед.наблюдение
выставка
пед.наблюдение

2.4. Заливка фона

6

2

4

пед.наблюдение

2.5. Игрушки: животные

6

2

4

2.6. Игрушки: транспорт

6

2

4

пед.наблюдение
рисуночный тест
пед.наблюдение

2.7. Космическое путешествие

4

1

3

пед.наблюдение

3. Лепка

28

6

22

Итого:

пед.наблюдение
выставка
творческая работа

136

35

101

Содержание учебного (тематического) плана
1. Нетрадиционные техники.
1.1. Пальчик и ладошка.
Теория: Приемы пальчиковой живописи, цветоведение.
Практика: «Рябинка», «Котик в листьях», «Пингвины», «Снег»,
«Самый длинный».
1.2. По сырому.
Теория: Свойства мокрой бумаги, процарапывание окрашенной бумаги.
Практика: «Букет в вазе», «Морской еж».
1.3. Монотипия.
Теория: Особенности техники «монотипия». Пейзаж.
Практика: «Зимний пейзаж», «Пираты».
1.4. Хитрюга свечка.
Теория: Резервирование восковым мелком или свечкой.
Практика: «Цветущая сакура», «Курочка в гнезде», «Музыка».
8

2. Традиционное рисование.
2.1 «Друг Карандаш».
Теория: Понятие композиция, пейзаж, портрет.
Практика: «Портрет папы-богатыря», «Портрет мамочки», «Снеговикпочтовик», «Дорисуй», «Аисты», «Автопортрет», «Мой лучший друг».
2.2 Подружка Кисточка.
Теория: Приемы рисования кистью, растяжка цвета, смешение красок
без и с использованием палитры. Цветовой спектр.
Практика: «Солнце и луна», «Зимние птицы», «Горы», «Динозавры»,
«Курочка и петушок», «Одежка для кошки», «Букашки-таракашки».
2.3 Зендудл.
Теория: Правила рисования фломастерами. Штриховка, заливка
объемов, составление орнамента.
Практика: «Зайка», «Урожай», «Рыбки в пруду».
2.4 Заливка фона.
Теория: Заливка фона по спирали, мазками, равномерно, с переходом из
одного цвета в другой.
Практика: «Торт на день рождения», «Микробы», «Весна».
2.5 Игрушки: животные.
Теория: Животные в природе. Композиция. Вертикальное размещение
листа бумаги. Пропорций между частями тела.
Практика: Рисуночный тест (приложение 1), «Мишутка» «Лиса
Патрикеевна».
2.6 Игрушки: транспорт.
Теория: Виды транспорта: грузовые, воздушные, водные, их
многообразие и функциональное назначение.
Практика: Рисование игрушек, изображающих грузовой транспорт с
передачей характерных особенностей строения (кабина, кузов, колёса).
Рисование игрушек, изображающих воздушные виды транспорта
(обтекаемый корпус, крылья-лопасти). Создание образа кораблика на основе
представления о внешнем виде, строении и назначении.
2.7 Космическое путешествие
Теория: Планеты солнечной системы и другие небесные тела. Значение
солнца, воды, кислорода в жизни на Земле. Освоение космоса человечеством.
Практика: Творческие задания: Изображение планет солнечной
системы (пропорции, круг, овал), космических кораблей, космонавта, одетого
в скафандр. Выполнение коллективной творческой работы по теме
«Космическое путешествие».
3. Лепка.
Теория: Свойства пластичных материалов, приемы работы с
пластичными материалами, роспись изделий.
Практика: «Новогодний сувенир», «Барельеф», «Совушка», «Подарок
маме», «Звезда».
9

1.4. Планируемые результаты
Метапредметные результаты:
- умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в
окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
обогащение
ключевых
компетенций
(коммуникативных,
деятельностный и др.) художественно-эстетическим содержанием;
- формирование мотивации и умение организовывать художественнотворческую и предметно-продуктивную деятельность, выбирать средства для
реализации художественного замысла.
Личностные результаты:
- формирование ценностных ориентиров в области изобразительного
искусства;
- воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и
других людей;
- развитие самостоятельности в поиске решения различных
изобразительных задач;
- общаться, помогать товарищам;
- проявлять доброжелательность в отношениях, упорство в достижении
цели.
Предметные результаты:
1 год обучения
Учащиеся должны знать:
-названия главных цветов (красный, желтый, синий);
-материалы, которыми можно пользоваться в художественной
деятельности: акварельные краски, гуашь, карандаши, уголь, бумага;
- выразительные средства: цвет, линия, объем и др.;
- теплые и холодные цвета;
- последовательность работы над рисунком.
Учащиеся должны уметь:
-организовать свое рабочее место;
-владеть основными приемами работы гуашью, графическими
материалами;
-определять цвет и называть его;
-владеть элементарными правилами смешивания цветов;
-правильно держать карандаш и проводить линии в нужном
направлении;
-работать в группе, в коллективе;
-выполнять работу в заданное время;
-работать аккуратно.
2 год обучения
Учащиеся должны знать:
-терминологию (цвет, линия, мазок, штрих, композиция, сюжет, план,
перспектива, ритм, пропорции, растяжка и т.д.);
10

-определять цвета и называть их;
-узнавать произведения известных художников;
-материалы, которыми можно пользоваться в художественной
деятельности: акварельные краски, гуашь, пластилин, карандаш, бумага,
уголь;
-выразительные средства: цвет, линия, объем, ритм и др.;
-теплые и холодные цвета;
-последовательность работы над рисунком;
-особенности изображения фигуры человека;
-особенности пропорций изображения лица человека;
-особенности построения пропорций при изображении животных.
Учащиеся должны уметь:
-организовать свое рабочее место;
-владеть основными приемами работы гуашью, графическими
материалами;
-владеть правилами смешивания цветов;
-получать светлые и темные тона при смешивании цветов;
-правильно держать карандаш и проводить линии в нужном
направлении;
-соблюдать пропорции при построении лица человека;
-соблюдать пропорции при изображении различных животных;
-владеть способами лепки;
-работать в группе, в коллективе;
-выполнять работу в заданное время;
-работать аккуратно;
-проявлять элементы творчества, фантазии.
2. Организационно-педагогические условия
2.1. Календарно учебный график на 2024-2025 учебный год
Год
обучения
1 год

Дата
начала
обучения
02.09.2024

Дата
окончания
обучения
24.05.2025

2 год

02.09.2024

24.05.2025

Количество Количество Количество
учебных
учебных
учебных
недель
дней
часов
34
34
68

34

68

136

I полугодие – 16 учебных недель
II полугодие – 18 учебных недель
Каникулы: 24 декабря 2024 г.-08 января 2025 г.; 24-26, 29-30 марта 2025 г.

2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Обеспечивается образовательной организацией:
11

Режим
занятий
1 раз в
неделю по
2 часа
2 раза в
неделю по
2 часа

- Учебный кабинет (включая типовую мебель) - требуется 1 единица на
группу;
- Проектор с экраном (мультимедиа) - требуется 1 комплект на группу;
- Компьютер персональный (формфактор "стационарный компьютер",
необходимая мебель (компьютерный стол и компьютерное кресло)
присутствует) - требуется 1 штука на группу;
- Палитра - требуется 10 штук на группу;
- Стаканчик-непроливайка для рисования - требуется 10 штук на группу;
- Стека - требуется 10 штук на группу.
Кадровое обеспечение:
Реализацию программы обеспечивает педагог дополнительного
образования, обладающий профессиональными знаниями и компетенциями в
организации и ведении образовательной деятельности.
Уровень образования педагога: среднее профессиональное образование,
высшее образование – бакалавриат, высшее образование – специалитет или
магистратура.
Уровень
соответствие
квалификации:
образование
педагога
соответствует профилю программы.
Профессиональная категория: без требований к категории.
Методические материалы
№
п/п

Название раздела

1.

Нетрадиционные
техники

2.

Традиционное
рисование

Материально –
техническое оснащение,
дидактико-методический
материал
Мыльные
пузыри,
соломинка, краски,
стаканчики
непроливайки, нитки,
шнуры, палочки, ватные,
восковые мелки, бумага
для
рисования
форматА3.
Методическая копилка –
физ. минутки, загадки,
стихи,
пословицы
к
темам занятий.
Кисти, краски, ластик,
стаканчики
непроливайка, бумага
для рисования
форматА3, уголь,
простой и цветные
карандаши, восковые
мелки, фломастеры.
Методическая копилка –
физ. минутки, загадки,
12

Формы, методы,
приемы обучения

Формы учебного
занятия

Беседа, объяснение,
показ, физ. минутка,
игра,
творческая
работа.

Педагогическое
наблюдение,
беседа, участие в
выставках
и
конкурсах,
творческая
работа,
рисуночный тест.

Беседа, обсуждение,
объяснение, показ,
физ. минутка, игра,
творческая работа.

Педагогическое
наблюдение,
беседа, участие в
выставках
и
конкурсах,
творческая
работа,
рисуночный тест.

стихи,
пословицы
темам занятий

3.

Лепка

к

Пластичный материал,
краски, кисти, стеки,
стаканчики
непроливайка.
Методическая копилка –
физ. минутки, загадки,
стихи,
пословицы
к
темам занятий.

Беседа, обсуждение,
объяснение, показ,
физ. минутка, игра,
самостоятельная и
творческая работа.

Педагогическое
наблюдение,
беседа, участие в
выставках
и
конкурсах,
творческая
работа,
творческая
работа.

2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
В течение учебного года проводится промежуточная и итоговая
аттестация.
Промежуточная аттестация проводится в форме рисуночного теста О.М.
Дьяченко «Дорисовывание фигур» (Приложение 1). Методика направлена на
определение уровня развития воображения, способности создавать
оригинальные образы.
Итоговая аттестация проводится в форме оценивания творческой работы
«Летние каникулы» (Приложение 2).
В течение года учащиеся принимают участие в выставках. Критерии
отбора работ для отчетной выставки детского творчества:
- аккуратность исполнения;
- соблюдение технологий;
- творческий подход.
3. Список литературы
Для педагога
Нормативные документы
1.
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г.
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2.
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от
31 марта 2022 г. № 678-р.
3.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
09.11.2018 №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».
4.
Федеральный проект «Успех каждого ребенка» в рамках
национального проекта «Образование».
13

5.
Федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан
Российской Федерации» в рамках национального проекта «Образование» (до
2024 г.).
6.
Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи».
7.
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29
мая 2015 г. № 996-р.
8.
Подпрограмма «Наследие» государственной программы РФ
«Развитие культуры» (с 16 апреля 2020 г. - утв. Постановлением
Правительства РФ от 31 марта 2020 г. №392).
9.
Подпрограмма «Искусство» государственной программы РФ
«Развитие культуры» (с 16 апреля 2020 г. – утв.Постановлением
правительства РФ от 31 марта 2020 г. №392).
10.
Стратегия развития воспитания в Свердловской области до 2025
года, утв. Постановлением Правительства Свердловской области от 7 декабря
2017 г. № 900-ПП.
11.
Устав МБУДО ПГО «Пышминский ЦДО», утв. постановлением
администрации Пышминского городского округа от 19.12.2018 г. №760.
12.
Положение
о
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих программах муниципального бюджетного учреждения
дополнительного
образования
Пышминского
городского
округа
«Пышминский центр дополнительного образования» (приказ № 16/3 от 11
марта 2022 г.).
Литература, использованная при составлении программы
1.
Алексеевская Н. А. Карандашик озорной. – М.: Лист, 1998. – 114
с.
2.
Васильева И., Иванова О. Фантазии цвета. Екатеринбург, 2005.
3.
Давыдова Г. Н. Нетрадиционная техника рисования в детском
саду. Часть 1. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007. – 80 с.
4.
Давыдова Г. Н. Нетрадиционная техника рисования в детском
саду. Часть 2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007. – 73 с.
5.
Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания. – М.:
Педагогическое общество России, 2001.
6.
Младшие школьники на уроке : 1000 развивающих игр,
упражнений, физкультминуток : [1-4 классы] / В. И. Ковалько. - Москва :
Eksmo education : Эксмо, 2007 (Псков : Псков. обл. тип.). - 511 с.
7.
Стихи о временах года и игры: дидакт. материалы по развитию
речи детей 5-6 лет / авт.-сост. О. Е. Громова, Г. Н. Соломатина, Н. П.
Савинова. - М. : Сфера, 2004. - 109 с.
14

8.
Ум на кончиках пальцев: маленькие подсказки для родителей /
Ольга Новиковская. - 2-е изд., доп. - Москва : АСТ ; Санкт-Петербург : Сова,
2006 (Владимир : Владимирская книжная типография). - 158, [1] с.
Для учащихся (родителей)
1. Алексеевская Н. А. Карандашик озорной. – М.: Лист, 1998. – 114 с.
2. Ум на кончиках пальцев: маленькие подсказки для родителей / Ольга
Новиковская. - 2-е изд., доп. - Москва: АСТ ; Санкт-Петербург : Сова,
2006 (Владимир : Владимирская книжная типография). - 158, [1] с.

15

Приложение 1.
Методика «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко
Методика направлена на определение уровня развития воображения,
способности создавать оригинальные образы.
В качестве материала используется карточка, на которой нарисована
одна фигурка неопределенной формы.

Перед выполнением задания педагог говорит учащемуся: «Сейчас ты
будешь дорисовывать волшебные фигурки. Волшебные они потому, что
каждую фигурку можно дорисовать так, что получится какая-нибудь
картинка, любая, какую ты захочешь».
Ребенку дают простой карандаш и карточку с фигуркой. После того, как
ребенок дорисовал фигурку, его спрашивают: «Что у тебя получилось?»
Ответ ребенка фиксируется.
Затем последовательно (по одной) предъявляются остальные карточки с
фигурками.
Если ребенок не понял задание, то взрослый может на первой фигурке
показать несколько вариантов дорисовывания.
Для оценки уровня выполнения задания для каждого ребенка
подсчитывается
коэффициент
оригинальности
(К ор):
количество
неповторяющихся изображений. Одинаковыми считаются изображения, в
которых фигура для дорисовывания превращается в один и тот же элемент.
Например, превращение и квадрата, и треугольника в экран телевизора
считается повторением, и оба эти изображения не засчитываются ребенку.
Затем сравнивают изображения, созданные каждым из детей
обследуемой группы на основании одной и той же фигурки для
дорисовывания. Если двое детей превращают квадрат в экран телевизора, то
этот рисунок не засчитывается ни одному из этих детей.
Таким образом, Кор равен количеству рисунков, не повторяющихся (по
характеру использования заданной фигурки) у самого ребенка и ни у кого из
детей группы.
Ниже приведен протокол обработки полученных результатов.
По горизонтали расположены фигурки для дорисовывания. По
вертикали – фамилии детей. Под каждой фигуркой записывается, какое
изображение дал ребенок. Названия повторяющихся изображений по
горизонтали (повторы у одного ребенка) и по вертикали (повторы у разных
16

детей по одной и той же фигурке) зачеркивают. Количество незачеркнутых
ответов – Кор каждого ребенка. Затем выводят средний К ор по группе
(индивидуальные величины Кор суммируют и делят на количество детей в
группе).
Низкий уровень выполнения задания – Кор меньше среднего по группе
на 2 и более балла. Средний уровень – Кор равен среднему по группе или на 1
балл выше или ниже среднего. Высокий уровень – Кор выше среднего по
группе на 2 и более балла.

Наряду с количественной обработкой результатов возможна
качественная характеристика уровней выполнения задания.
Можно выделить следующие уровни:
При низком уровне дети фактически не принимают задачу: они или
рисуют рядом с заданной фигуркой что-то свое, или дают беспредметные
изображения («такой узор»).
Иногда эти дети (для 1–2 фигурок) могут нарисовать предметный
схематичный рисунок с использованием заданной фигурки. В этом случае
рисунки, как правило, примитивные, шаблонные схемы.
При среднем уровне дети дорисовывают большинство фигурок, однако
все рисунки схематичные, без деталей. Всегда есть рисунки, повторяющиеся
самим ребенком или другими детьми группы.
При высоком уровне дети дают схематичные, иногда детализированные,
но, как правило, оригинальные рисунки (не повторяющиеся самим ребенком
или другими детьми группы). Предложенная для дорисовывания фигурка
является обычно центральным элементом рисунка.

17

Приложение 2.
Творческая работа
«Летние каникулы»
уровня овладения ребенком

Цель: Оценка
изобразительной
деятельностью.
Диагностика направлена на определение уровня практических навыков
рисования учащихся.
Критерии оценки уровня овладения учащимися навыков изобразительной
деятельности
Передача формы:
-форма передана точно-3б.;
-есть незначительные искажения-2б.;
-искажения значительные, форма не удалась-1б.
Изображение предмета: Умение правильно передавать расположение
частей при изображении сложных предметов
-части расположены верно-3б;
-есть незначительное искажение-2б;
-части предмета расположены не верно-1б.
Передача пропорций предмета в изображении: Соблюдение
соотношений предметов по величине: дерево высокое, куст ниже дерева,
цветы ниже куста.
-пропорции предмета соблюдены-3б;
-есть незначительные искажения-2б;
-пропорции предмета переданы неверно-1б.
Композиция: Создание сюжетных композиций, повторяя изображение
одних и тех же предметов и добавляя к ним другие располагая изображение
на всей поверхности листа.
-по всей плоскости листа-3б
-на полосе листа-2б
-не продумано, носит случайный характер-1б.
Аккуратность: Умение правильно пользоваться красками, при
закрашивании не заходить за контур, правильно набирать краску,
пользоваться кистью и карандашом.
-все материалы использованы правильно, рисунок без видимых помарок
-3б;
-есть незначительные помарки-2б;
-предметы закрашены не верно, рисунок не выглядит опрятным-1б.
Передача движений: Ритмичность нанесения линий, штрихов, пятен,
мазков.
-движение передано достаточно точно-3б;
-движение передано неопределенно, неумело-2б;
-изображение статичное-1б.
18

Цвет: Передача реального цвета предметов и образов декоративного
искусства
-передан реальный цвет предметов (образца декоративной росписи)-3б;
-есть отступление от реальной окраски-2б;
-цвет предметов и образцов народного искусства передан неверно-1б.
№

Ф.И.
ребенк
а

Передач
а формы

Изображени
е предметов

пропорци
и

композици
я

1
2
3
4

Уровень оценки практических навыков:
18-21 балл – высокий уровень
10-17 баллов - средний уровень
0-9 баллов – низкий уровень

19

аккуратност
ь

Передача
движени
я

цве
т

Обще
е
число
балло
в


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».