Смелая пешечка

муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Пышминского муниципального округа Свердловской области
«Пышминский центр дополнительного образования»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
физкультурно-спортивной направленности

«СМЕЛАЯ ПЕШЕЧКА»
возраст учащихся 5 - 7 лет
срок реализации программы 2 года

Автор-составитель:
Спиридонова Н.В.,
педагог дополнительного
образования

пгт. Пышма
2025 год

1. Основные характеристики
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Смелая пешечка» относится к физкультурно - спортивной направленности,
так как способствует овладению навыками игры в шахматы.
Программа составлена в соответствии с нормативными правовыми
актами и государственными программными документами:
1.
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г.
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2.
Концепция развития дополнительного образования детей,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4
сентября 2014 г. № 1726-р.
3.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
09.11.2018 №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».
4.
Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (Письмо Министерства
образования и науки Российской Федерации № 09-3242 от 18.11.2015).
5. Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодёжи».
6. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 №816 «Об утверждении
Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ».
7.
Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской
Федерации на период до 2023 года.-утв. распоряжением правительства РФ от
24 ноября 2020 года № 3081 –р.
8.
Стратегия развития физической культуры и спорта Свердловской
области на период до 2035 года, утв. Постановлением Правительства
свердловской области от 25 декабря 2019 г. №1001-ПП.
9.
Национальный проект «Образование» (паспорт утверждён
президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и
национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. №16)).
10.
Приказ МО и молодёжной политики Свердловской области от
30.03.2018 г. №162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на
территории Свердловской области на период до 2035 года».
11.
Федеральный проект «Успех каждого ребёнка» в рамках
национального проекта «Образование».
Актуальность общеразвивающей программы.
2

Шахматы - классическая настольная игра. Можно расставить их и играть
в любое время и в любом месте. Самые умные и знаменитые люди мира
всегда были поклонниками шахмат.
Шахматы являются частью культуры и истории на протяжении веков.
Шахматы вдохновляют на честную игру, уважение к правилам и уважение к
противнику, поднимают боевой дух.
Шахматы развивают логическое мышление, улучшают концентрацию
внимания, тренируют оба полушария мозга, стимулируют пространственное
мышление, воспитывают память, учат планировать и предвидеть, развивают
креативность, многозадачность и способность к оценке рисков.
В современную эпоху геймификации шахматы оказались важнейшим
образовательным методом, поскольку дети просто привыкли учиться играя.
Научно доказано, что ребенок в дошкольном возрасте запоминает
столько материала, сколько он не запомнит потом никогда в жизни. В этом
возрасте ребенку интересно все, что связано с окружающим миром, с
расширением его кругозора. Этот период называют сензитивным, т.е.
наиболее благоприятным для развития всех познавательных процессов:
внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. Таким образом,
потенциальные психофизиологические возможности усвоения знаний и
общего развития у детей 6-7 лет высоки, поэтому обучение игре в шахматы и
необходимо начинать как можно раньше.
Следующий довод для раннего обучения детей дошкольного возраста
игре в шахматы – это подготовка к школе. Занятия шахматами позволяют
обеспечить более комфортное вхождение ребенка в учебный процесс
начальной школы, позволяют снизить уровень стресса. Также замечено, что
дети, вовлеченные довольно рано в волшебный мир шахмат, лучше успевают
в школе, особенно в точных науках, и быстрее делают домашние задания.
Программа разработана с учетом потребностей родителей (законных
представителей), которые отмечают положительными моментами: отсутствие
специального отбора детей на обучение по программе, удобное
расположение учреждения, удобное расписание занятий.
Отличительные особенности общеразвивающей программы.
Программа составлена на основе:
- Сухин И.Г. Шахматы. Полный курс для детей – Шахматы. Большой
самоучитель для детей. - Москва: Издательство АСТ, 2017.-160 с.
Особенность программы в том, что на первом году обучения основной
упор на занятиях делается на детальном изучении силы и слабости каждой
шахматной фигуры, ее игровых возможностях, на разыгрывании положений
с малым количеством фигур. Большое место на первом году обучения
отводится изучению «доматового» периода игры.
На втором году обучения много занятий посвящено простейшим
методам реализации материального и позиционного преимущества. Важным
достижением в овладении шахматными основами явится умение детей
ставить мат.
3

Ключевым моментом занятий является деятельность самих детей, в
которой они наблюдают за передвижением фигур на доске, сравнивают силу
фигур и их позицию, делают выводы, выясняют закономерности.
Программа составлена с учетом возрастных психолого-педагогических
возможностей детей 5-7 лет, поэтому основное значение при изучении
данного шахматного курса имеет специально организованная игровая
деятельность, использование приема обыгрывания учебных заданий,
создания игровых ситуаций. На занятиях используется материал,
вызывающий особый интерес у детей: загадки, стихи, легенды о шахматах,
занимательный материал.
Адресат общеразвивающей программы.
Программа адресована детям старшего дошкольного возраста 5-7 лет.
В дошкольный период 5-7 лет у детей:
- продолжает развиваться наглядно-образное мышление, которое
позволяет решать ребенку уже более сложные задачи, с использованием
обобщенных наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщенных
представлений о свойствах различных предметов и явлений. Действия
наглядно-образного мышления ребенок совершает уже в уме, не прибегая к
практическим предметным действиям даже в случаях затруднений;
- активизируется внимание, оно становится произвольным;
- появляется способность управлять своим поведением;
- активизируются процессы сначала произвольного, а затем и
преднамеренного запоминания.
Шахматы, которые ребенок воспринимает именно как игру,
доставляющую много радости и удовольствия, со своей способностью
эффективного средства умственного развития, способностью формирования
внутреннего плана действий (способности действовать в уме) прекрасно
вписываются в логику развития ребёнка дошкольного возраста.
В группу 1-го года обучения принимаются все желающие.
Специального отбора не производится. В группу 2-го года обучения
допускаются дети, успешно окончившие программу 1-го года обучения, или
дети с первичными навыками шахматной игры (после собеседования).
Для успешного освоения программы формируются группы с
оптимальным количеством 6-8 человек.
Режим занятий.
1 год обучения - 2 раза в неделю по 1часу.
2 год обучения - 2 раза в неделю по 1 часу.
Продолжительность одного академического часа для учащихся
дошкольного возраста – 30 минут.
Объем общеразвивающей программы- 136 часов.
1 год обучения: 68 часов;
2 год обучения: 68 часов.
Срок освоения общеразвивающей программы - 2 года.
4

Особенности организации образовательного процесса – модель
реализации программы традиционная, представляет собой линейную
последовательность освоения содержания в течение 2 лет.
Перечень форм обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Перечень видов занятий: практическое занятие, тренировочная игра.
Перечень форм подведения итогов реализации дополнительной
общеразвивающей программы: педагогическое наблюдение, беседа,
рисуночный тест, решение задач, игра малым количеством фигур, турнир.
1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы
Цель общеразвивающей программы - развитие интеллектуальных и
волевых способностей ребенка в процессе обучения шахматной игре.
Задачи общеразвивающей программы Обучающие:
- знакомить с историей появления шахматной игры;
- знакомить с правилами шахматной игры;
- обучать простейшим тактическим приёмам и методам игры в шахматы.
Развивающие:
- развивать познавательный интерес к шахматной игре;
- способствовать развитию творческих и интеллектуальных способностей
обучающихся;
- способствовать развитию основных психических процессов: логики,
памяти, внимания, пространственного мышления и воображения.
Воспитательные:
- формировать культуру общения и поведения в коллективе;
- прививать навыки здорового образа жизни;
- воспитывать трудолюбие, терпение, настойчивость, самостоятельность,
активность, волю к победе;
- воспитывать стойкость характера, умение преодолевать трудности,
спокойно переживать поражения и делать выводы из своих ошибок.
1.3. Содержание общеразвивающей программы
Учебный план
Год
обуче
ния
1

Название раздела

Количество часов
Всего Теория Практика

Шахматы – мои друзья.

2

1

1

Шахматное королевство,
здравствуй!
Ходы и взятие фигур.

6

3

3

30

12

18

Цель шахматной партии. Шах,

21

6

15

5

Формы
аттестации/
контроля
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение,
решение задач,
рисуночный
тест, игра
Педагогическое

мат и пат.

2

Игра всеми фигурами из
начального положения.

7

3

4

Шахматное королевство, я
тебя знаю!

2

0

2

Итог
Шахматное королевство, я
вернулся! Снова здравствуй!

68
6

27
2

41
4

Шахматная нотация.

3

1

2

Техника матования одинокого
короля.

6

2

4

Достижение мата без жертвы
материала.

3

1

2

Защита в шахматной партии.

4

1

3

Шахматная тактика.

28

6

22

Шахматные окончания.

6

2

4

Основы игры в дебюте.
Короткие партии.

7

4

3

Шахматный турнир на личное
первенство.

4

1

3

Шахматное королевство, до
свидания!

1

Итог

68

6

1

20

наблюдение,
решение задач,
игра
Педагогическое
наблюдение,
беседа, игра
Педагогическое
наблюдение,
беседа, решение
задач, игра
Педагогическое
наблюдение,
беседа, решение
задач.
Педагогическое
наблюдение,
беседа
Педагогическое
наблюдение,
игра.
Педагогическое
наблюдение,
решение задач,
игра
Педагогическое
наблюдение,
решение задач,
игра
Педагогическое
наблюдение,
решение задач,
игра
Педагогическое
наблюдение,
решение задач,
игра
Педагогическое
наблюдение,
беседа, игра.
Педагогическое
наблюдение,
игра.
Педагогическое
наблюдение,
рисуночный
тест, игра.

48
Всего по программе: 136 часов

Учебный (тематический) план
1 год обучения
№
п/п
1

Название раздела, темы
Шахматы – мои друзья.

Количество часов
всего теория практика
2
1
1
6

3

3

2.1

Шахматное королевство,
здравствуй!
Шахматная доска.

2

1

1

2.2.

Шахматные фигуры.

2

1

1

2.3.

Начальная расстановка
фигур.
Ходы и взятие фигур.

2

1

1

30

12

18

2.

3.

4.

Цель шахматной партии.
Шах, мат и пат.

21

6

15

5.

Игра всеми фигурами из
начального положения.
Шахматное королевство, я
тебя знаю!

7

3

4

2

0

2

ИТОГО

68

27

41

6.

Формы аттестации/
контроля
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение,
решение
задач,
рисуночный
тест,игра
Педагогическое
наблюдение,
решение
задач, игра
Педагогическое
наблюдение, беседа, игра
Педагогическое
наблюдение, беседа,
решение задач, игра

Содержание учебного (тематического) плана
1 год обучения
1. Шахматы –мои друзья.
Теория: Правила техники безопасности. Постановка задач на год.
Легенда о возникновении шахмат. Значение шахмат в жизни человека.
Практика: Игры на знакомство детей друг с другом.
2. Шахматное королевство, здравствуй!
2.1. Шахматная доска.
Теория: Белые и черные поля, правильное расположение доски между
партнёрами, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, крайние линии.
Шахматная нотация.
Практика: Дидактические игры и задания «Горизонталь», «Вертикаль»,
«Диагональ».
2.2. Шахматные фигуры.
Теория: Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.
Сравнительная ценность фигур. Выгодный и невыгодный размен фигур.
Практика: Дидактические игры и задания: «Волшебный мешочек»,
«Угадай-ка», «Секретная фигура», «Что общего?», «Большая и маленькая»,
«Меняемся?».
2.3. Начальная расстановка фигур.
7

Теория: Начальное положение (начальная позиция); расположение
каждой из фигур в начальной позиции. Правило «ферзь любит свой цвет».
Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной
расстановкой фигур.
Практика: Дидактические игры и задания: «Мешочек», «Да или нет»,
«Мяч».
3. Ходы и взятие фигур (основная тема учебного курса).
Теория: Правила хода и взятия каждой из фигур; игра «на уничтожение».
Белопольные и чернопольные слоны; одноцветные и разноцветные слоны;
качество, лёгкие и тяжёлые фигуры; ладейные, коневые, слоновые, ферзевые,
королевские пешки, превращение пешки, взятие на проходе.
Практика: Дидактические игры и задания: «Игра на уничтожение»,
«Один в поле воин», «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Сними часовых»,
«Кратчайший путь», «Захват контрольного поля», «Защита контрольного
поля», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита»,
«Выиграй фигуру», «Ограничение подвижности».
4.Цель шахматной партии.
Теория: Шах, 3 способа защиты от шаха. Двойной шах. Мат,
элементарный мат в один ход, линейный мат двумя ладьями. Ничья, пат.
Длинная и короткая рокировка и ее правила.
Практика: Дидактические игры и задания: «Шах или не шах», «Дай
шах», «Пять шахов», «Защита от шаха», «Мат или не мат», «Пять матов»,
«Первый шах», «Рокировка».
5. Игра всеми фигурами из начального положения.
Теория: Понятие о центре и о флангах. Самые общие представления о
том, как начинать шахматную партию. Демонстрация коротких партий.
Практика: Дидактические игры и задания: «Два хода», игровое
разыгрывание дебюта в парах.
6. Шахматное королевство, я тебя знаю!
Практика: Решение шахматных задач по пройденным темам, игра.
Учебный (тематический) план
2 год обучения
№
п/п
1

2
3.
4.

5

Название раздела, темы

Количество часов
всего теория практика
Шахматное королевство, я
6
2
4
вернулся! Снова
здравствуй!
Шахматная нотация.
3
1
2
Техника матования
одинокого короля.
Достижение мата без
жертвы материала.

6

2

4

3

1

2

Защита в шахматной

4

1

3

8

Формы аттестации/
контроля
Педагогическое
наблюдение,
беседа,решение задач.
Педагогическое
наблюдение, беседа
Педагогическое
наблюдение, игра.
Педагогическое
наблюдение,
решение
задач, игра
Педагогическое

партии.
6.

Шахматная тактика.

28

6

22

7.

Шахматные окончания.

6

2

4

8.

Основы игры в дебюте.
Короткие партии.
Шахматный турнир на
личное первенство.
Шахматное королевство,
до свидания!

7

4

3

4

1

3

9
10

ИТОГО

1

68

1

20

наблюдение,
решение
задач, игра
Педагогическое
наблюдение,
решение
задач, игра
Педагогическое
наблюдение,
решение
задач, игра
Педагогическое
наблюдение, беседа, игра.
Педагогическое
наблюдение, игра.
Педагогическое
наблюдение, рисуночный
тест, игра.

48

Содержание учебного (тематического) плана
2 год обучения
1. Шахматное королевство, я вернулся! Снова здравствуй!
Теория: Постановка задач на год. Правила техники безопасности.
История возникновения шахмат. От чатуранги к шатранджу, от шатранджа к
шахматам. Шахматная доска, шахматные фигуры, нападение в шахматной
партии, шах и защита от него, мат, пат, простейшие тактические приёмы,
основные принципы игры в дебюте.
Практика: Дидактические игры и задания, в том числе решение заданий
на мат в один ход, разыгрывание учебных позиций, тренировочные партии с
постановкой мата.
2. Шахматная нотация.
Теория: Обозначение горизонталей, вертикалей, полей. Обозначение
шахматных фигур. Краткая и полная нотация. Запись шахматной партии.
Практика: Дидактические игры и задания: «Назови вертикаль»,
«Назови горизонталь», «Назови диагональ», «Кто быстрее?», «Вижу цель»,
нахождение «адреса» той или иной фигуры. Игровая практика с записью
фрагмента шахматной партии.
3. Техника матования одинокого короля.
Теория: Две ладьи против короля. Ферзь и ладья против короля. Король
и ферзь против короля. Король и ладья против короля.
Практика: Дидактические игры и задания: «Шах или мат», «Мат или
пат», «Мат в 1 ход», «Мат в 2 хода», «На крайнюю линию», «В угол»,
«Ограниченный король». Разыгрывание позиций в парах с постановкой мата.
4. Достижение мата без жертвы материала.
Теория: Мат в 2 хода в начале, в середине и в конце партии. Защита от
мата.
Практика: Решение учебных позиций. Дидактические задания:
«Объяви мат в 2 хода», «Защитись от мата».
9

5.Защита в шахматной партии.
Теория. Понятие «защита». Действия против угроз партнёра: уход изпод нападения, уничтожение атакующей фигуры, защита фигуры,
перекрытие и контрнападение.
Практика: Решение позиций на использование изученных приёмов
защиты. Конкурс решения позиций.
6. Шахматная тактика.
Теория. Тактические приёмы: «связка», «двойной удар», «двойной
шах», «открытое нападение», «ловля фигуры». Комбинация. Комбинации на
отвлечение, на завлечение, на уничтожение защиты.
Практика: Решение позиций с использованием изученных тактических
приемов и комбинаций. Конкурс решения позиций.
7. Шахматные окончания.
Теория. Пешечные окончания. Проходная пешка. Правило квадрата.
Проведение пешки в ферзи при помощи своего короля. Понятие
«оппозиции».
Практика. Решение позиций, разыгрывание тематических позиций в
парах.
8. Основы игры в дебюте. Короткие партии.
Теория: Три основных правила игры в дебюте. Игра «на мат» с 1-ых
ходов. «Детский мат». Защита. Демонстрация коротких партий.
Практика: Разыгрывание дебюта в парах. Игровая практика.
9. Шахматный турнир.
Теория: Правила игры в турнире. Шахматный этикет, Чемпионы мира
по шахматам.
Практика: Игра в турнире.
10. Шахматное королевство, до свидания!
Практика: Рисуночный тест, решение шахматных задач, игра.
1.4. Планируемые результаты
Метапредметные результаты - овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств её осуществления;
- определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной
деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях
неуспеха;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза,
обобщения, классификации, установление аналогий и причинноследственных связей, построение рассуждений;
- способность формировать внутренний план действий (способность
действовать в уме)
- определение общей цели и путей её достижения;
10

-осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Личностные результаты- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни,
наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в
разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить
выходы из спорных ситуаций;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей.
Предметные результаты –
1 год обучения
Ребенок должен знать:
-шахматные термины: белые и черные поля; горизонталь, вертикаль,
диагональ, центр, фланги; партнёры; белые, черные; начальное
положение; ход, взятие; шах, мат, пат, ничья; рокировка; битое поле;
- названия шахматных фигур: король, ферзь, ладья, слон, конь, пешка;
- правила хода и взятия каждой фигурой;
- ударную силу фигур;
-способы защиты от шаха;
- права и обязанности игрока.
-Ребенок должен уметь:
-правильно помещать шахматную доску между партнерами;
- ориентироваться на шахматной доске;
- правильно расставлять фигуры перед игрой;
- различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
- играть каждой фигурой в отдельности и малым числом фигур;
- рокировать,
- нападать на фигуры противника;
- объявлять шах;
- защищать своего короля от шаха;
- ставить простейшие маты;
- решать элементарные шахматные задачи,
- соблюдать правила игры,
-сравнивать между собой предметы, явления;
-обобщать, делать несложные выводы;
-определять последовательность событий;
-выявлять закономерности и проводить аналогии.
2 год обучения:
-Ребенок должен знать:
- имена нескольких выдающихся шахматистов;
11

- шахматные термины: нотация, рокировка в длинную и короткую
стороны, взятие на проходе, шах, мат, пат, ничья, битое поле;
-способы защиты своих фигур при нападении соперника;
- простейшие тактические приёмы и комбинации;
- ценность фигур, материальное преимущество;
- правило «квадрата» и другие элементарные правила разыгрывания
пешечного эндшпиля;
- простейшие дебютные принципы;
- правила игры в соревнованиях.
-Ребенок должен уметь:
- играть всеми фигурами;
- делать рокировку, осуществлять «взятие на проходе»;
- ставить мат в один ход;
- решать шахматные задачи в 1-2 хода;
- матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзём и ладьёй, королём и
ферзём;
- защищать свои фигуры;
- разыгрывать простой пешечный эндшпиль,
- разыгрывать шахматную партию от начала до конца с соблюдением
всех правил игры.
2. Организационно- педагогические условия
2.1. Календарный учебный график на 2025-2026 учебный год
Год
обучения
1 год

Дата
начала
обучения
1.09.2025

Дата
окончания
обучения
25.05.2026

2 год

1.09.2025

25.05.2026

Количество Количество Количество
учебных
учебных
учебных
недель
дней
часов
34
68
68

34

68

68

Режим
занятий
2 раза в
неделю по
1 часу
2 раза в
неделю по
1 часу

I полугодие – 16 учебных недель
II полугодие – 18 учебных недель
Каникулы: 24-28, 30 декабря 2025 г.-08 января 2026 г.; 25 – 28 марта 2026 г.

2.2. Условия реализации программы
Материально- техническое обеспечение Обеспечивается образовательной организацией:
-Учебный кабинет (включая типовую мебель) (1 единица на группу;
100% времени реализации программы);

12

- Доска шахматная демонстрационная настенная (с комплектом
демонстрационных шахматных фигур) (1 единица на группу; 100% времени
реализации программы);
- Доска шахматная (с комплектом шахматных фигур) (8 единиц на
группу; 100% времени реализации программы);
- Доска учебная и мел (5 % времени реализации программы).
Кадровое обеспечение
Реализацию программы обеспечивает педагог дополнительного
образования, обладающий профессиональными знаниями и компетенциями в
организации и ведении образовательной деятельности.
Уровень
образования
педагога:
среднее
профессиональное
образование, высшее образование – бакалавриат, высшее образование –
специалитет или магистратура.
Уровень
соответствие
квалификации:
образование
педагога
соответствует профилю программы.
Профессиональная категория: без требований к категории.
Методические материалы
Год
обучения

Название раздела

1

Шахматы – мои друзья.
Шахматное
королевство,
здравствуй!

Ходы и взятие фигур.

Цель шахматной
партии. Шах, мат и
пат.
Игра всеми фигурами
из начального
положения.

Материальнотехническое
оснащение,
дидактикометодический
материал
Шаблоны
горизонтальных,
вертикальных и
диагональных
линий;
тканевый мешочек
для игры
«Волшебный
мешочек».
Карточки с
заданиями на все
изучаемые фигуры.
Раздаточный
материал рисуночный тест.
Карточки с
заданиями на
определение шаха,
мата или пата на
диаграмме.
Карточки с
заданием поставить
мат в 1 ход
(результат
13

Формы,
методы,
приёмы
обучения
Рассказ,
объяснение,
показ,
беседа,
упражнения,
решение
задач, игра,
турнир.

Формы
учебного
занятия

Практическое
занятие
Практическое
занятие

Практическое
занятие,
тренировочная
игра.
Практическое
занятие,
тренировочная
игра.
Практическое
занятие,
тренировочная
игра.

Шахматное
королевство, я тебя
знаю!

2.

Шахматное
королевство, я
вернулся! Снова
здравствуй!
Шахматная нотация.

Техника матования
одинокого короля.

Достижение мата без
жертвы материала.
Защита в шахматной
партии.
Шахматная тактика.

дебютных ошибок
соперника).
Тематические
карточки по всему
изученному
материалу (см.
предыдущие
графы).
Раздаточный
материал –
«Поставь мат. в 1
ход».

Шаблоны
латинских букв (на
картоне).
Карточки с
шахматными
задачами: «Поставь
линейный мат»,
«Найди мат в 1
ход», «Найди мат в
2 хода».
Карточки с
шахматными
задачами «Поставь
мат в 1-2 хода».
Раздаточный
материал – «5
способов - 5
диаграмм».
Карточки с
шахматными
задачами на
тактические
приёмы: «связка»,
«двойной удар»,
«двойной шах»,
«открытое
нападение», «ловля
фигуры».
Карточки с
шахматными
комбинациями на
тему: «отвлечение»,
«завлечение»,
«уничтожение
14

Практическое
занятие,
тренировочная
игра.

Практическое
занятие,
тренировочная
игра.
Практическое
занятие,
тренировочная
игра.
Практическое
занятие,
тренировочная
игра.

Практическое
занятие,
тренировочная
игра.
Практическое
занятие,
тренировочная
игра.
Практическое
занятие,
тренировочная
игра.

защиты».
Раздаточный
материал «Реши
задачи в 1-2 хода».
Шахматные окончания. Карточки с
заданиями на
знание «правила
квадрата»:
«Пройдёт ли пешка
в ферзи?», «Успеет
ли король
задержать пешку
соперника?».
Основы игры в дебюте. Карточки с
Короткие партии.
заданием поставить
мат в 2 хода
(результат
дебютных ошибок
соперника).
Шахматный турнир на Бланк с таблицей
личное первенство.
по круговой
системе проведения
турнира.
Шахматное
Тематические
королевство, до
карточки по всему
свидания!
изученному
материалу (см.
предыдущие
графы).
Раздаточный
материал –
рисуночный тест.

Практическое
занятие,
тренировочная
игра.

Практическое
занятие,
тренировочная
игра.
Практическое
занятие,
тренировочная
игра.
Практическое
занятие,
тренировочная
игра.

2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Программа предусматривает:
- текущий контроль;
- промежуточную аттестацию;
- итоговую аттестацию.
Контроль знаний является составной частью процесса обучения, он
позволяет педагогу оценивать получаемые обучающимися знания, умения и
навыки, вовремя оказать необходимую помощь и добиться поставленных
целей обучения.
Текущий контроль осуществляется на каждом занятии в форме
педагогического наблюдения (Приложение 1).
Промежуточная аттестация проводится в декабре. Цель аттестации:
проследить динамику развития знаний, умений и навыков учащихся. Для
проведения промежуточной аттестации в соответствии с ожидаемыми
результатами разрабатываются формы контрольных заданий для усвоения
теоретического и практического содержания знаний и умений, а также
15

критерии оценки их выполнения. Для проведения аттестации используются
следующие формы: для 1-го года обучения - рисуночный тест, игра малым
количеством фигур (с педагогическим наблюдением). (Приложение 2, 4); для
2-го года обучения – решение задач, беседа, игра (с педагогическим
наблюдением). (Приложение 5,7).
Итоговая аттестация проводится в мае. Цель аттестации: выявить
уровень усвоения учащимися общеразвивающей программы. Для проведения
аттестации используются следующие формы: для 1-го года обучения решение задач, игра (с педагогическим наблюдением). (Приложение 3, 4);
для 2-го года обучения – рисуночный тест, включающий вопросы по теории
и практике, шахматный турнир (с педагогическим наблюдением).
(Приложение 5, 7).
3.Список литературы
Для педагога:
Нормативные документы
1.
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г.
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2.
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от
31 марта 2022 г. № 678-р.
3.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
09.11.2018 №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».
4.
Федеральный проект «Успех каждого ребенка» в рамках
национального проекта «Образование».
5.
Федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан
Российской Федерации» в рамках национального проекта «Образование» (до
2024 г.).
6.
Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи».
7.
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29
мая 2015 г. № 996-р.
8.
Стратегия развития физической культуры и спорта Свердловской
области на период до 2035 года, утв. Постановлением Правительства
свердловской области от 25 декабря 2019 г. №1001-ПП.
9.
Стратегия развития воспитания в Свердловской области до 2025
года, утв. Постановлением Правительства Свердловской области от 7 декабря
2017 г. № 900-ПП.
16

10.
Устав МБУДО ПГО «Пышминский ЦДО», утв.постановлением
администрации Пышминского городского округа от 19.12.2018 г. №760.
11.
Положение о разработке дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программ в образовательной организации (приказ № от
марта).
Литература, использованная при составлении программы
12.
Береславский Л. Я. Шахматы для малышей. М: АСТ, 2017.
13.
Костенюк А., Костенюк Н. Как научить шахматам, дошкольный
шахматный учебник, 2008.
14.
Костьев А.Н. Учителю о шахматах. М.: Просвещение, 1986.-111
с.
15.
Ободчук А.А. Учись побеждать. Суперинтенсив для юного
шахматиста. М.: Издательство «Э», 2018.-418 с.
16.
Организация и проведение уроков в начальной школе по
шахматам. Методические рекомендации для учителей. Комитет по
физической культуре и спорту при Челябинском облисполкоме. Челябинск,
1983.
17.
Сухин И. Г. Шахматы в начальной школе: задачник. М.: АСТ:
Кладезь, 2019.- 320с.
18.
Сухин И.Г. Шахматы. Полный курс для детей. М.: АСТ, 2017.160 с.
19.
Трофимова А. Учебник юного шахматиста. М.: Феникс, 2014. –
270 с.
Для обучающихся (родителей):
1.
Сухин И.Г. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2–5 лет.
М.: Новая школа, 1994.- 350 с.
2.
Сухин И.Г. Волшебный шахматный мешочек.– Испания:
Издательский центр Маркота, 1992.
3.
Сухин И.Г. Необыкновенные шахматные приключения.
4.
Сухин И.Г. Приключения в Шахматной стране.– М.: Педагогика,
2017.- 340 с.
5.
Сухин И.Г. Удивительные приключения в Шахматной стране.–
М.: Поматур, 2000.
6.
Сухин И. Г. Шахматы для самых маленьких. – М.: Астрель, АСТ,
2000.

17

Приложение 1
Текущий контроль
Цель контроля: определение уровня освоения учащимися раздела
(темы) программы.
Форма контроля: педагогическое наблюдение.
Критерии оценки результатов:
 Высокий уровень - учащийся самостоятельно и правильно справился с
заданием, умеет производить расчеты на несколько ходов вперед,
аналитически мыслит;
 Средний уровень - для правильного выполнения задания учащемуся
требуется несколько самостоятельных попыток или подсказка
педагога, недостаточно знает правила игры;
 Низкий уровень - учащийся не выполнил задание даже после подсказки
педагога, не знает правила игры.

18

Приложение 2
Промежуточная аттестация
Рисуночный тест
1 год обучения
Цель – выявить уровень освоения теоретических знаний учащихся.

Выбери верный ответ.
1. Расположи доску правильно:

а.

b.

2. Выбери диаграмму, на которой выделена диагональ:

a.

b.

c.

3. Фигура, которая ходит только по диагонали:

a.

b.

c.

19

4. Самая сильная шахматная фигура:
a.

b.

c.

5. Фигура, которая может прыгать через «препятствия»:

a.

b.

c.

20

6. Фигура, без которой не может состояться партия:

a.

b.

c.

Критерии оценивания по уровням:
5-6 баллов – высокий уровень
3-4 балла – средний уровень
меньше 3 баллов – низкий уровень

21

Приложение 3
Итоговая аттестация
1 год обучения
Контрольная работа
Цель - выявить уровень освоения теоретических знаний учащихся в
процессе освоения программы и практического умения достигать цели
шахматной игры – ставить элементарный мат в 1 ход.
Теоретические знания
Устная беседа «Юный шахматист»
1. Какую страну считают родиной шахмат?
2. Расположи фигуры перед собой в порядке их боевой силы (начиная от
самой сильной фигуры).
3. Что такое шах?
4. Как можно защитить своего короля от шаха?
5. Что такое мат?
6. Как называется приём, при котором мы можем одновременно напасть
на 2 фигуры?
7. Назови 3 основных правила, которые стоит соблюдать в самом начале
партии.
Практические умения и навыки
Решение задач на мат в 1 ход:
(Задания
заранее
распечатываются
педагогом
на
каждого
обучающегося).
Поставь мат в один ход.

22

Критерии оценивания по уровням:
Теоретические знания:
6-7 баллов – высокий уровень;
4-5 баллов – средний уровень;
меньше 4 баллов – низкий уровень.
Практические умения и навыки:
5-6 баллов – высокий уровень;
3-4 балла – средний уровень;
меньше 3 баллов – низкий уровень.

23

Приложение 4
Промежуточная и итоговая аттестация
1 год обучения
Цель - проследить уровень владения теоретическими знаниями,
практическими умениями и навыками учащихся в процессе освоения
программы.
Формы аттестации: педагогическое наблюдение, рисуночный тест,
беседа, решение задач, игра малым количеством фигур.
Критерии оценивания по уровням:
Высокий уровень: Ребенок имеет представление о «шахматном
королевстве». Умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и
диагонали, показывая и называя их вслух. Знает, различает и называет
шахматные фигуры. Знает ходы шахматных фигур и их отличия. Имеет
понятие о приёмах взятия фигур. У ребёнка развита познавательная
активность, логическое мышление, воображение. Развито зрительное
восприятие, внимание, мелкая моторика рук. Умеет планировать свои
действия, обдумывать их, рассуждать, искать правильный ответ. Развита
ловкость и смекалка, ориентировка в пространстве
Средний: Ребенок имеет представление о «шахматном королевстве».
Допускает ошибки при поиске шахматных полей, вертикалей и диагоналей,
показывая и называя их вслух. Путает название шахматных фигур, ходы
шахматных фигур и их отличия. Путает понятия «равно», «неравно»,
«больше», «меньше».
Низкий: ребенок не умеет быстро и правильно находить поля,
вертикали и диагонали, показывать и называть их вслух. Не знает, не
различает и не называет шахматные фигуры. Не знает ходов шахматных
фигур и их отличия.

24

Приложение 5
Итоговая аттестация
2 год обучения
1) Пользуясь «правилом квадрата»
ответь, успеет ли Король чёрных
задержать пешку? Да (+) или нет (-)?

2) Соблюдая «правило оппозиции»,
добейся чёрным Королём ничьи.

3) Ход белых. Выиграй фигуру с 4) Ход белых. Выиграй фигуру с
помощью тактического приёма.
помощью тактического приёма.

5) На каком фото ты видишь действующего чемпиона мира по
шахматам - норвежца Магнуса Карлсена?

25

1.

2.
6) Какая из этих позиций относится к дебюту?

.

Критерии оценивания по уровням:
6-7 баллов – высокий уровень;
4-5 баллов – средний уровень;
меньше 4 баллов – низкий уровень.

26

Приложение 6
Промежуточная аттестация
2 год обучения
Контрольная работа
Цель - проследить динамику усвоения теоретических знаний в процессе
освоения программы и практического умения осуществлять простейшие
тактические удары.
Формы аттестации: педагогическое наблюдение, беседа, решение задач.
Теоретические знания
Устная беседа «Юный шахматист»
1. Расставь любые белые фигуры на следующие поля: g6, c2,
b5,c5,d5,e7,c6,h5,g5,d1,f6,d6,e2,e3,e6,f5,e5,e4 (при правильном определении
полей должна получиться фигура зонтика).
2.У соперника – огромное войско. Может ли одинокий король надеяться
на чудо, что он не проиграет? Как зовут это «чудо»?
3. Как называется принцип матования одинокого короля, когда у него
отнимают линию за линией?
4. Может ли ферзь один справиться с одиноким королём?
5. Как называется приём, при котором ходит одна фигура, а нападает –
совсем другая фигура?
6. Назови 4 основные шахматные хитрости (тактические приёмы).
Практические умения и навыки
Решение задач в 1-2 хода:
(Задания
заранее
распечатываются
педагогом
на
каждого
обучающегося).
Задачи в левом столбце: ход белых, выиграй фигуру, используя
известные тебе тактические приёмы.
Задачи в правом столбце: ход белых,мат в 2 хода.

27

28

Критерии оценивания по уровням:
Теоретические знания:
5-6 баллов – высокий уровень;
3-4 баллов – средний уровень;
меньше 3 баллов – низкий уровень.
Практические умения и навыки:
5-6 баллов – высокий уровень;
3-4 балла – средний уровень;
меньше 3 баллов – низкий уровень.

29

Приложение 7
Итоговая аттестация
2 год обучения
Цель - проверить уровень усвоения практических умений и навыков
игры в шахматы в результате освоения программы.
Форма аттестации: участие в турнире (соревновательная деятельность).
Критерии оценивания по уровням:
Высокий уровень: Ребенок уверенно играет всеми фигурами,
соблюдает правила игры, партия сыграна до конца, в партии достигнута
цель– мат. Степень помощи со стороны педагога - минимальная.
Средний уровень: – при разыгрывании партии допустимо наличие 3-5
ошибок. Дозированная помощь педагога.
Низкий уровень: – задание выполнено с большим количеством
ошибок. Постоянное обращение к помощи педагога.

30


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».