муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Пышминского муниципального округа Свердловской области
«Пышминский центр дополнительного образования»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
Физкультурно-спортивной направленности
«ЭТИ УДИВИТЕЛЬНЫЕ
ШАХМАТЫ»
возраст учащихся 7 - 14 лет
срок реализации программы 4 года
разноуровневая программа: стартовый, базовый уровни
Автор-составитель:
Спиридонова Н.В.,
педагог дополнительного
образования
пгт. Пышма
2025 год
1. Основные характеристики
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Эти удивительные шахматы» относится к физкультурно - спортивной
направленности, так как способствует овладению навыками игры в шахматы.
Программа составлена в соответствии с нормативными правовыми
актами и государственными программными документами:
1.
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г.
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2.
Концепция развития дополнительного образования детей,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4
сентября 2014 г. № 1726-р.
3.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 г. №629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».
4.
Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (Письмо Министерства
образования и науки Российской Федерации № 09-3242 от 18.11.2015).
5. Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодёжи».
6. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 №816 «Об утверждении
Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ».
7.
Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской
Федерации на период до 2023 года.-утв. распоряжением правительства РФ от
24 ноября 2020 года № 3081 –р.
8.
Стратегия развития физической культуры и спорта Свердловской
области на период до 2035 года, утв. Постановлением Правительства
свердловской области от 25 декабря 2019 г. №1001-ПП.
9.
Национальный проект «Образование» (паспорт утверждён
президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и
национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. №16)).
10.
Приказ МО и молодёжной политики Свердловской области от
30.03.2018 г. №162-Д « Об утверждении Концепции развития образования на
территории Свердловской области на период до 2035 года».
11.
Федеральный проект «Успех каждого ребёнка» в рамках
национального проекта «Образование».
2
Актуальность общеразвивающей программы.
В наше время – в век стремительного научно-технического прогресса,
высоких технологий, большого потока доступной информации определился
дефицит людей, способных мыслить системно, не шаблонно, умеющих
искать новые пути решения предложенных задач, находить быстрый выход
из проблемной ситуации, добывать нужную информацию, обрабатывать ее и
систематизировать. И здесь вырастает социально-педагогическая функция
шахмат, сущность которой выражается в развитии у детей способности
самостоятельно логически мыслить, приобретении ими навыков
систематизированной аналитической работы.
Активное освоение учащимися данного вида деятельности благотворно
скажется на их умственном и эмоциональном развитии, будет способствовать
формированию
нравственных
качеств,
изобретательности
и
самостоятельности, умения ориентироваться на плоскости, сравнивать и
обобщать. Присутствие игрового компонента, возможность личностной
самореализации без агрессии, компактность, экономичность – все это
выгодно выделяет шахматы из большого ряда иных видов спорта. Игра в
шахматы также способствует появлению устойчивых навыков в принятии
оптимальных самостоятельных решений в любой жизненной ситуации.
Программа разработана с учетом потребностей родителей (законных
представителей), которые отмечают положительными моментами: отсутствие
специального отбора детей на обучение по программе, удобное
расположение учреждения, удобное расписание занятий.
Отличительные особенности общеразвивающей программы.
Программа составлена на основе:
- Сухин И.Г. Шахматы. Полный курс для детей – Шахматы. Большой
самоучитель для детей. - Москва: Издательство АСТ, 2017.-160 с.
- Прудникова Е.А., Волкова Е.И. «Шахматы в школе. Методические
рекомендации» – М.: «Просвещение», 2018 г.
На первом году обучения даются начальные сведения о шахматной игре.
Большое место отводится изучению «доматового» периода игры: изучается
сила и слабость каждой шахматной фигуры, её возможности. Спарринги
ведутся уже с первых занятий ограниченным количеством фигур.
Используется специально организованная игровая деятельность с приёмами
обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций. Важным
достижением в овладении шахматными основами явится умение детей
ставить мат.
Ключевым моментом занятий является деятельность самих детей, в
которой они наблюдают за передвижением фигур на доске, сравнивают силу
фигур и их позицию, делают выводы, выясняют закономерности.
На втором, третьем и четвёртом году обучения идёт непосредственно
обучение шахматной игре, базовые знания по теории и практике игры:
основы эндшпиля, основы дебюта, основы миттельшпиля. При повторении
тем в процессе прохождения программы материал даётся с последующим
3
усложнением, добавлением новых ракурсов. Тематически большее внимание
уделяется овладению комбинационно-тактическим зрением.
Программа рассчитана не только на усвоение готовых знаний, но,
самое главное, на их понимание, осознание и самостоятельное применение.
Адресат общеразвивающей программы.
Программа адресована учащимся с 7 до 14 лет.
В младшем школьном возрасте (7-10 лет) происходит переход от
игровой деятельности к учебной. Переход сопровождается развитием новых
познавательных потребностей детей, активного интереса к окружающей
действительности, к овладению новыми знаниями и умениями. В младшем
школьном возрасте совершенствоваться координация, пространственное и
образное мышление. У ребенка развиваются самостоятельность,
организованность
и
дисциплинированность,
умение
оценивать,
анализировать свои поступки и результаты деятельности. В возрасте 7-10 лет
память приобретает черты произвольности, становится сознательно
регулируемой. Игра в шахматы способствует развитию различных
когнитивных функций учащихся, в том числе их мыслительных
способностей и интеллектуального потенциала.
В младшем подростковом возрасте (дети 10-12 лет) происходит
постепенное обретение чувства взрослости, ведущую роль начинает играть
социально –значимая деятельность. Качественно меняется мышление
школьника - от наглядно-образного мышления и начальных форм словеснологического к абстрактному мышлению, в основе которого лежит высокая
степень обобщённости и абстрактности. Можно говорить о возникновении в
начале подросткового возраста наиболее благоприятного периода для
формирования основ абстрактно-логического мышления.
У детей в 10-13 лет идёт перестройка памяти, активно развивается
логическая память, способность ко многим видам обучения, желание
продемонстрировать свои способности. Младшие подростки переживают
своеобразный «пик любознательности», исследовательская активность в
форме вопросов максимальна по объему, широте и глубине.
Собственно подростковый возраст (12-14 лет) – это критический
возраст и в социальном, и в биологическом аспектах. В этом возрасте
свойственны эмоциональность, изменчивость настроения, болезненная
чувствительность
к
несправедливости,
к
различным
неудачам,
неприятностям. Растет критичность по отношению к взрослым. Особо
выделяется стремление подростков самоутвердиться, проявить себя, занять
значимое место в коллективе сверстников. Поэтому необходимо учитывать
данные особенности развития каждого учащегося и их реальный
биологический возраст. Игра в шахматы является благоприятным условием и
методом воспитания способности к волевой регуляции поведения
подростков.
4
Принципы формирования учебных групп.
В группу 1-го года обучения принимаются все желающие.
Специального отбора не производится. В группу 2-го года обучения
допускаются дети, успешно окончившие программу 1-го года обучения, или
дети с первичными навыками шахматной игры (после собеседования). В
группу 3-го (4-го) года обучения допускаются дети, успешно окончившие
программу 2-го (3-го) года обучения, или дети, умеющие играть в шахматы, с
начальными знаниями по теории и практике шахматной игры (после
собеседования).
Наполняемость в группах - 8-10 учащихся.
Дозировка нагрузок и сложность заданий варьируется в зависимости от
возраста, способностей учащихся, степени усвоения темы. При
необходимости меняется время на изучение конкретной темы.
Режим занятий.
1 год обучения: 2 раза в неделю по 1 часу.
2 год обучения: 3 раза в неделю по 1 часу.
3 год обучения: 2 раза в неделю по 2 часа.
4 год обучения: 2 раза в неделю по 2 часа.
Продолжительность занятия - 40 минут. Перерыв между занятиями 10
минут.
Объем общеразвивающей программы – 442 часа.
1 год обучения: 68 часов.
2 год обучения:102 часа.
3 год обучения:136 часов.
4 год обучения:136 часов.
Срок освоения общеразвивающей программы - 4года.
Перечень форм обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Перечень видов занятий – практическое занятие, тренировочная игра,
турнир.
Перечень форм подведения итогов реализации дополнительной
общеразвивающей программы: педагогическое наблюдение, беседа,
решение задач, тест, игра.
1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы
Цель
общеразвивающей
программы
развитие
навыков
интеллектуального общения учащихся в процессе обучения игре в шахматы.
Задачи общеразвивающей программы Обучающие:
- знакомить с историей появления и развития шахматной игры;
- знакомить с правилами шахматной игры;
- обучить приёмам и методам шахматной борьбы.
Развивающие:
- развивать познавательный интерес к шахматной игре;
5
- способствовать развитию творческих и интеллектуальных способностей
обучающихся;
- способствовать развитию основных психических процессов: логики,
памяти, внимания, пространственного мышления и воображения.
Воспитательные:
- формировать культуру общения и поведения в коллективе;
- прививать навыки здорового образа жизни;
- воспитывать трудолюбие, самостоятельность, активность, волю к победе;
- воспитывать стойкость характера, умение преодолевать трудности,
спокойно переживать поражения и делать выводы из своих ошибок.
1.3. Содержание общеразвивающей программы
Учебный план
Год
обуче
ния
1
Название раздела
Количество часов
Всего Теория Практика
Шахматы – мои друзья.
2
1
1
Шахматное королевство,
здравствуй!
Ходы и взятие фигур.
6
3
3
16
6
10
Цель шахматной партии. Шах,
мат и пат.
20
6
14
Шахматная тактика
12
3
9
Игра всеми фигурами из
начального положения.
6
3
3
Турнир в Шахматном
королевстве.
6
2
4
Больше, чем игра.
68
10
24
3
44
7
Мой шахматный багаж
8
4
4
Итог
2
6
Формы
аттестации/
контроля
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение,
решение задач,
игра малым
количеством
фигур
Педагогическое
наблюдение,
решение задач,
игра малым
количеством
фигур
Педагогическое
наблюдение,
решение задач
Педагогическое
наблюдение,
беседа, игра
Педагогическое
наблюдение,
игра.
Педагогическое
наблюдение,
беседа
Педагогическое
наблюдение,
беседа, решение
задач, игра
Простейшие схемы
достижения матовых ситуаций
5
2
3
Защита в шахматной партии
6
2
4
Шахматная тактика
19
5
14
Эндшпиль
6
2
4
Дебют
8
4
4
Основы анализа шахматной
партии.
6
2
4
Соревновательная
деятельность
34
1
33
102
9
25
5
77
4
10
4
6
Шахматная тактика
46
10
36
Эндшпиль
24
8
16
Дебют
20
10
10
Основы анализа шахматной
партии
10
2
8
Шахматная композиция
4
1
3
Сеанс одновременной игры
2
0
2
Итог
3
Роль шахмат в жизни
человека. Как стать сильным
шахматистом
Мой шахматный багаж
7
Педагогическое
наблюдение,
решение задач
Педагогическое
наблюдение,
решение задач
Педагогическое
наблюдение,
решение задач,
игра
Педагогическое
наблюдение,
решение задач,
игра
Педагогическое
наблюдение,
решение задач,
игра, беседа
Педагогическое
наблюдение,
беседа
Педагогическое
наблюдение,
игра.
Педагогическое
наблюдение,
беседа
Педагогическое
наблюдение,
беседа, решение
задач, игра
Педагогическое
наблюдение,
решение задач,
игра
Педагогическое
наблюдение,
решение задач,
игра
Педагогическое
наблюдение,
беседа, игра
Педагогическое
наблюдение,
беседа
Педагогическое
наблюдение,
решение задач
Педагогическое
наблюдение,
Соревновательная
деятельность
11
2
9
Итог
История появления шахмат на
Руси. Зарождение шахматной
культуры в России.
Мой шахматный багаж
136
8
42
4
94
4
10
4
6
Шахматная тактика
35
4
31
Эндшпиль
24
10
14
Дебют
24
14
10
Оценка позиции в шахматной
партии
6
2
4
Анализ в шахматной партии
6
2
4
Шахматная композиция
4
1
3
Сеанс одновременной игры
2
0,5
1,5
Соревновательная
деятельность
17
1
16
136
42,5
4
Итог
8
игра
Педагогическое
наблюдение,
игра
Педагогическое
наблюдение,
беседа, игра
Педагогическое
наблюдение,
беседа, решение
задач, игра
Педагогическое
наблюдение,
решение задач,
игра
Педагогическое
наблюдение,
решение задач,
игра
Педагогическое
наблюдение,
беседа, игра
Педагогическое
наблюдение,
игра, беседа
Педагогическое
наблюдение,
беседа
Педагогическое
наблюдение,
решение задач
Педагогическое
наблюдение,
игра
Педагогическое
наблюдение,
игра
93,5
Всего по программе: 442 часа
Учебный (тематический) план
1 год обучения
№
п/п
1.
Шахматы - мои друзья.
2.
2.1
Шахматное королевство.
Шахматная доска.
6
2
3
1
3
1
2.2.
Шахматные фигуры.
2
1
1
2.3.
Начальная расстановка
фигур.
Ходы и взятие фигур.
2
1
1
Педагогическое
наблюдение
16
6
10
Педагогическое
наблюдение,
решение
задач,
игра
малым
количеством фигур
Педагогическое
наблюдение, решение
задач, игра малым
количеством фигур
Педагогическое
наблюдение,
решение
задач
3.
Название раздела, темы
Количество часов
всего теория практика
2
1
1
Формы аттестации/
контроля
Педагогическое
наблюдение, беседа
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
4.
Цель шахматной партии.
Шах, мат и пат.
20
6
14
5.
Шахматная тактика
12
3
9
6.
Игра всеми фигурами из
начального положения.
6
3
3
Педагогическое
наблюдение, беседа,
игра
7.
Турнир в Шахматном
королевстве.
ИТОГО
6
2
4
Педагогическое
наблюдение, игра.
68
24
44
Содержание учебного (тематического) плана
1 год обучения
1.Шахматы – мои друзья.
Теория: Правила техники безопасности. Постановка задач на год.
Сведения о возникновении шахмат. От чатуранги к шатранджу, от
шатранджа к шахматам. Значение шахмат в жизни человека.
Практика: Игры на знакомство детей друг с другом.
2. Шахматное королевство:
2.1. Шахматная доска.
Теория: Белые и черные поля, правильное расположение доски между
партнёрами, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, крайние линии.
Шахматная нотация.
Практика: Дидактические игры и задания «Горизонталь», «Вертикаль»,
«Диагональ». Шахматный «морской бой».
9
2.2. Шахматные фигуры.
Теория: Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.
Сравнительная ценность фигур.
Практика: Дидактические игры и задания: «Волшебный мешочек»,
«Угадай-ка», «Секретная фигура», «Что общего?», «Большая и маленькая».
2.3. Начальная расстановка фигур.
Теория: Начальное положение (начальная позиция); расположение
каждой из фигур в начальной позиции; правило «ферзь любит свой цвет»;
связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной
расстановкой фигур.
Практика: Дидактические игры и задания: «Мешочек», «Да или нет»,
«Мяч».
3.Ходы и взятие фигур (основная тема учебного курса).
Теория: Правила хода и взятия каждой из фигур; игра «на
уничтожение». Белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и
разноцветные слоны. Качество, лёгкие и тяжёлые фигуры. Ладейные,
коневые, слоновые, ферзевые и королевские пешки, превращение пешки,
взятие на проходе.
Практика: Дидактические игры и задания: «Игра на уничтожение»,
«Один в поле воин», «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Сними часовых»,
«Кратчайший путь», «Захват контрольного поля», «Защита контрольного
поля». «Атака неприятельской фигуры», «Взятие», «Защита», «Выиграй
фигуру», «Ограничение подвижности».
4. Цель шахматной партии.
Теория: Шах, 3 способа защиты от шаха. Мат, элементарный мат в один
ход. Линейный мат двумя ладьями одинокому королю, мат ферзём и ладьёй,
мат ферзём. Ничья, пат. Длинная и короткая рокировка и ее правила.
Практика: Дидактические игры и задания: «Шах или не шах», «Дай
шах», «Пять шахов», «Защита от шаха», «Мат или не мат», «Первый шах»,
«Рокировка», разыгрывание тематических позиций с целью достижения мата
одинокому королю.
5.Шахматная тактика.
Теория: Нападение. Самые простые понятия тактических ударов:
«Двойной удар», «Открытое нападение», «Связка», «Двойной шах».
Практика: Решение шахматных задач в один ход.
6. Игра всеми фигурами из начального положения.
Теория: Самые общие представления о том, как начинать шахматную
партию. 3 правила дебюта. Демонстрация коротких партий и ловушек.
Практика: Дидактические игры и задания: «Два хода», игровое
разыгрывание дебюта в парах.
7. Турнир в шахматном королевстве.
Теория: Шахматный этикет. Запись шахматной партии.
Практика: Участие в шахматном турнире.
10
Учебный (тематический) план
2 год обучения
№
п/п
Название раздела, темы
Количество часов
всего теория практика
1.
Больше, чем игра
10
3
7
2.
Мой шахматный багаж
8
4
4
3.
Простейшие схемы достижения
матовых ситуаций
5
2
3
4
Защита в шахматной партии
6
2
4
5
Шахматная тактика
19
5
14
6
Эндшпиль
6
2
4
7.
Дебют
8
4
4
8.
Основы анализа шахматной
партии.
6
2
4
9
Соревновательная деятельность
34
1
33
102
25
77
ИТОГО
Формы
аттестации/
контроля
Педагогическое
наблюдение,
беседа
Педагогическое
наблюдение,
беседа,
решение задач,
игра
Педагогическое
наблюдение,
решение задач
Педагогическое
наблюдение,
решение задач
Педагогическое
наблюдение,
решение задач,
игра
Педагогическое
наблюдение,
решение задач,
игра
Педагогическое
наблюдение,
решение задач,
игра, беседа
Педагогическое
наблюдение,
беседа
Педагогическое
наблюдение,
игра.
Содержание учебного (тематического) плана
2 год обучения
1.Больше, чем игра.
Теория: Правила техники безопасности. Постановка задач на год. Из
истории шахмат: знакомство с именами шахматистов - чемпионов мира,
ведущих шахматистов.
Практика: «Сыграй, как чемпион мира».
2. Мой шахматный багаж.
11
Теория: Правила и цель игры. Шахматная доска. Фигуры: ходы и
взятие. Сравнительная сила фигур. Нападение. Шах. Три способа защитить
короля от шаха. Рокировка. Мат. Пат - ничья. Варианты ничьей. Шахматная
нотация. Запись ходов.
Практика: Шахматный «морской бой». Решение задач на отработку
ходов шахматными фигурами, взятия фигур, постановку шаха и мата. Запись
ходов. Тренировочные партии.
3. Простейшие схемы достижения матовых ситуаций.
Теория: Матование одинокого короля: линейный мат двумя ладьями,
мат ферзём и ладьей, мат ферзём, мат ладьёй. Понятие «оппозиция». Мат в
один ход.
Практика: Решение типовых задач на мат в 1 ход. Тренировочные
партии: разыгрывание учебных позиций.
4. Защита в шахматной партии.
Теория: Пять способов защиты в шахматной игре: уход из-под
нападения, уничтожение атакующей фигуры, защита фигуры, перекрытие,
контрнападение.
Практика: Решение тематических задач. Тренировочные партии:
разыгрывание учебных позиций.
5. Шахматная тактика.
Теория: Активность - важнейший принцип шахматной игры.
Нападение. «Двойной удар». «Связка». «Двойной шах». «Открытое
нападение». «Ловля фигуры». «Сквозной удар». Мат на последней
горизонтали. Шахматная комбинация: выигрыш материала.
Практика: Решение шахматных задач на указанные тактические
приёмы, на мат в 1-2 хода. Решение элементарных шахматных комбинаций.
6. Эндшпиль.
Теория: Три стадии шахматной партии. Основы эндшпиля: реализация
большого материального преимущества.
Практика: Решение тематических задач, разыгрывание тренировочных
учебных позиций.
7. Дебют.
Теория: Понятие «дебют». Основные принципы игры в дебюте: быстрое
развитие фигур, борьба за центр, безопасность короля. Атака на короля
партнёра в дебюте. «Мат Легаля», «Детский мат». Защита от «Детского
мата».
Практика: Разбор коротких партий – катастроф, выявление
допущенных дебютных ошибок. Поиск защиты от «Детского мата».
Тренировочные партии на разыгрывание дебюта с соблюдением правил игры
в дебюте.
8.Основы анализа шахматной партии.
Теория: Основы анализа шахматной партии: выбери ход, найди план.
Характеристика хода с помощью шахматной нотации.
Практика: Анализ коротких шахматных партий.
12
9.Соревновательная деятельность (турниры).
Теория: Правила поведения шахматиста во время партии. Способ
ведения записи партии во время соревнований.
Практика: Учебные партии. Шахматный турнир на личное первенство
группы. Участие в шахматных соревнованиях.
Учебный (тематический) план
3 год обучения
№
п/п
Название раздела, темы
Количество часов
всего теория практика
1.
Роль шахмат в жизни человека.
Как стать сильным шахматистом.
9
5
4
2.
Мой шахматный багаж
10
4
6
3.
Шахматная тактика
46
10
36
4.
Эндшпиль
24
8
16
5.
Дебют
20
10
10
6
Основы анализа шахматной
партии
10
2
8
7
Шахматная композиция
4
1
3
8
Сеанс одновременной игры
2
0,5
1,5
9
Соревновательная деятельность
11
2
9
136
42,5
93,5
ИТОГО
Формы
аттестации/
контроля
Педагогическое
наблюдение,
беседа
Педагогическое
наблюдение,
беседа,
решение задач,
игра
Педагогическое
наблюдение,
решение задач,
игра
Педагогическое
наблюдение,
решение задач,
игра
Педагогическое
наблюдение,
беседа, игра
Педагогическое
наблюдение,
беседа
Педагогическое
наблюдение,
решение задач
Педагогическое
наблюдение,
игра
Педагогическое
наблюдение,
игра
Содержание учебного (тематического) плана
3 год обучения
1.
Роль шахмат в жизни человека. Как стать сильным
шахматистом.
13
Теория: Правила техники безопасности. Постановка задач на год. Роль
шахмат в жизни человека. Слагаемые успеха. Чемпионы мира по шахматам,
их вклад в развитие шахмат.
Практика: «Сыграй, как чемпион мира» - анализ партий чемпионов
мира – прогнозирование планов и ходов.
2. Мой шахматный багаж.
Теория: Шахматная нотация. Матование одинокого короля: двумя
ладьями, ферзём и ладьей, ферзём, ладьёй. Защита в шахматной партии.
Тактические комбинации и приёмы: связка, сквозной удар, двойной удар,
ловля фигуры, двойной шах, открытое нападение, мат на последней
горизонтали. Правила игры в дебюте. Отражение прямой игры на мат в
дебюте.
Практика: Решение тематических шахматных задач, разыгрывание
тематических позиций, разбор партий с анализом сделанных ходов.
3. Шахматная тактика.
Теория: «Завлечение». «Отвлечение». «Уничтожение защиты».
«Спёртый мат». Сочетание тактических приёмов. Шахматная комбинация.
Практика: Решение шахматных задач на указанные тактические
приёмы. Решение позиций на мат в 2-3 хода.
4. Эндшпиль.
Теория: Основы пешечного эндшпиля: проходная пешка, активность
короля в эндшпиле, правило квадрата, король и пешка против короля.
Крайняя пешка, «отталкивание плечом». Понятие «оппозиция», золотое
правило оппозиции. Цугцванг. Король против пешек. Ферзь против пешки.
Практика: Решение тематических задач, разыгрывание тренировочных
учебных позиций.
5. Дебют.
Теория: Основы разыгрывания дебюта. Понятие «борьба за
инициативу».
Атака
на
нерокировавшегося
короля.
Атака
на
рокировавшегося короля.
Практика: Разыгрывание дебютных вариантов. Анализ тематических
партий и позиций.
6.Основы анализа шахматной партии.
Теория: Основы анализа шахматной партии: оценка позиции –
определение плана игры – выбор хода. Компоненты анализа. Анализ
сыгранных партий – одна из основных форм совершенствования шахматиста.
Практика: Анализ партий сильнейших шахматистов. Самостоятельный
анализ и разбор с педагогом партий, сыгранных учащимися в спаррингах и
турнирах.
7. Шахматная композиция.
Теория: Шахматная композиция. «Мат Диларам». «Бегство Наполеона
из Москвы в Париж…». Эпизод из шведско-турецкой войны.
Практика: Решение шахматных задач и этюдов.
8. Сеанс одновременной игры.
14
Практика: Проведение руководителем объединения сеансов
одновременной игры (в том числе и тематических).
9.Соревновательная деятельность (турниры).
Теория: История возникновения соревнований по шахматам. Различные
системы проведения шахматных турниров. ФИДЕ - международная
шахматная организация. Правила поведения шахматиста на турнире.
Практика: Участие в шахматных турнирах и соревнованиях.
Учебный (тематический) план
4 год обучения
№
п/п
Название раздела, темы
Количество часов
всего теория практика
8
4
4
2.
История появления шахмат на
Руси. Зарождение шахматной
культуры в России.
Мой шахматный багаж
10
4
6
3.
Шахматная тактика
35
4
31
4.
Эндшпиль
24
10
14
5.
Дебют
24
14
10
6.
Оценка позиции в шахматной
партии
6
2
4
7.
Анализ в шахматной партии
6
2
4
8.
Шахматная композиция
4
1
3
9.
Сеанс одновременной игры
2
0,5
1,5
10. Соревновательная деятельность
17
1
16
136
42,5
93,5
1.
ИТОГО
15
Формы
аттестации/
контроля
Педагогическое
наблюдение,
беседа, игра
Педагогическое
наблюдение,
беседа,
решение задач,
игра
Педагогическое
наблюдение,
решение задач,
игра
Педагогическое
наблюдение,
решение задач,
игра
Педагогическое
наблюдение,
беседа, игра
Педагогическое
наблюдение,
игра, беседа
Педагогическое
наблюдение,
беседа
Педагогическое
наблюдение,
решение задач
Педагогическое
наблюдение,
игра
Педагогическое
наблюдение,
игра
Содержание учебного (тематического) плана
4 год обучения
1. История появления шахмат на Руси. Зарождение шахматной
культуры в России.
Теория: Правила техники безопасности на занятиях. История
появления шахмат на Руси. Начало формирования в России шахматной
культуры.
Практика: «Сыграй, как чемпион» - анализ партий лучших русских
шахматистов – прогнозирование планов и ходов.
2. Мой шахматный багаж.
Теория: Тактические комбинации и приёмы: завлечение, отвлечение,
уничтожение защиты, «спёртый» мат. Теоретические основы пешечного
эндшпиля: проходная пешка, правило квадрата, правило оппозиции. Король
против пешек. Ферзь против пешек. Отражение прямой игры на мат в
дебюте. Атака на рокировавшегося и нерокировавшегося короля в дебюте.
Практика: Решение тематических шахматных задач, разыгрывание
тематических позиций, разбор партий с анализом сделанных ходов.
3. Шахматная тактика.
Теория: Тактический приём «мельница», перекрытие, «ренген».
Сочетание тактических приёмов. Шахматная комбинация.
Практика: Решение шахматных задач на указанные тактические
приёмы. Решение позиций на мат в 2-3 хода.
4. Эндшпиль.
Теория: Простейшие ладейные окончания. Ладья с пешкой против
ладьи, позиции Филидора и Лусены. Простейшие легкофигурные окончания:
техника матования двумя слонами; техника матования слоном и конём.
Пешечный эндшпиль: пешечный прорыв, приём «отвлечение», отдалённая
проходная пешка, связанные пешки, защищённая проходная пешка.
Сочетание приёмов в пешечных окончаниях. Пять правил пешечного
эндшпиля.
Практика: Решение тематических шахматных задач, разыгрывание
тренировочных учебных позиций.
5. Дебют.
Теория: Основные принципы игры в дебюте. Роль центра. Перевес в
развитии фигур. Атака на короля при односторонней и разносторонней
рокировках. Перевес в пространстве. Классификация дебютов: открытые,
полуоткрытые и закрытые. Гамбиты.
Практика: Разыгрывание дебютных вариантов. Анализ тематических
партий и позиций.
6.Оценка позиции в шахматной партии.
Теория: Оценка позиции – определение плана игры – выбор хода.
Основные элементы позиции. Схема моделирования плана игры, цель
планирования. Алгоритм выбора хода, форсированные и нефорсированные
варианты, профилактика.
16
Практика: Анализ позиций по алгоритму, разыгрывание тематических
позиций в спаррингах. Умение думать за партнёра.
7. Анализ шахматной партии.
Теория: Анализ шахматной партии: выбери ход.
Практика: Анализ партий сильнейших шахматистов. Самостоятельный
разбор и анализ с педагогом партий, сыгранных учащимися в спаррингах и
турнирах.
7. Шахматная композиция.
Теория: Шахматная композиция – поэзия шахмат. Шахматный этюд.
Мастера этюда. А. Троицкий.
Практика: Решение шахматных задач и этюдов.
8. Сеанс одновременной игры.
Практика: Проведение руководителем объединения сеансов
одновременной игры (в том числе и тематических).
9. Соревновательная деятельность (турниры).
Теория: Шахматные разряды и звания. Рейтинговая система. Советы
чемпионов мира юным шахматистам.
Практика: Участие в шахматных турнирах и соревнованиях.
1.4. Планируемые результаты
Метапредметные результаты- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств её осуществления;
- определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной
деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях
неуспеха;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза,
обобщения, классификации, установление аналогий и причинноследственных связей, построение рассуждений;
- умение участвовать в коллективной деятельности, осуществлять
взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение
окружающих.
Личностные результаты- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни,
- наличие устойчивой мотивации к творческому труду, работе на
результат;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в
разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить
выходы из спорных ситуаций;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей.
17
Предметные результаты
1 год обучения
Учащиеся должны знать:
- историю возникновения шахматной игры;
- шахматные термины: белое и черное поля, горизонталь, вертикаль,
диагональ, центр, партнёры, начальное положение, белые и черные, ход,
взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка,
шах, мат, пат, ничья;
- названия шахматных фигур (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король),
правила хода и взятия каждой фигурой;
- сравнительную силу фигур;
- правила преобразования пешки на последней горизонтали;
- способы защиты от шаха;
- случаи, когда нельзя делать рокировку;
- основные тактические удары: двойной удар, двойной шах, открытое
нападение, связку;
- технику матования одинокого короля двумя ладьями, ферзём и ладьёй,
ферзём;
- шахматную нотацию;
- права и обязанности игрока.
Учащиеся должны уметь:
- правильно помещать шахматную доску между партнерами;
- ориентироваться на шахматной доске;
- различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
- правильно расставлять фигуры перед игрой;
- играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими
фигурами;
- нападать на фигуры противника;
- видеть элементарные угрозы партнёра;
- объявлять шах;
- рокировать короля;
- ставить простейший мат;
- решать элементарные шахматные задачи на мат в 1 ход;
- усвоить технику матования одинокого короля двумя ладьями, ферзём и
ладьёй, ферзём;
- владеть способом взятия на проходе;
- записывать шахматную позицию и шахматную партию;
- соблюдать правила игры;
- сравнивать между собой предметы, явления;
- обобщать, делать несложные выводы;
- определять последовательность событий;
- выявлять закономерности и проводить аналогии.
18
2 год обучения
Учащиеся должны знать:
- фамилии самых известных чемпионов мира по шахматам;
- абсолютную и относительную силу фигур;
- способы защиты в шахматной партии;
- основные принципы игры в дебюте;
- иметь представление о дебютных ловушках и о том, как в них не
попадаться;
- технику матования одинокого короля ладьёй и королём;
- шахматные комбинации и тактические приёмы двойной удар, связка,
двойной шах, открытое нападение, ловля фигуры, сквозной удар;
- способы реализации большого материального перевеса в эндшпиле.
Учащиеся должны уметь:
- нападать на фигуры противника;
- видеть нападение и защищать свои фигуры от нападения партнёра;
- матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзём и ладьёй, ферзём,
ладьёй;
- находить элементарные шахматные комбинации: двойной удар, связка,
двойной шах, открытое нападение, ловля фигуры, сквозной удар, мат на
последней горизонтали;
- играть партию от начала до конца с записью;
- грамотно разыгрывать начало партии, избегая дебютных ловушек;
- реализовывать большое материальное преимущество в эндшпиле;
- соблюдать правила поведения в турнире.
3 год обучения:
Учащиеся должны знать:
- историю возникновения шахматных соревнований;
- различные системы проведения шахматных соревнований;
- правила проведения соревнований;
- правила поведения на соревнованиях, права и обязанности игрока;
-тактические приёмы «завлечение», «отвлечение», «уничтожение
защиты», «спёртый мат»;
- основы разыгрывания дебюта;
-принцип скорейшего развития фигур в борьбе за инициативу;
- дебютные ловушки, короткие партии;
- способы атаки на рокировавшегося и нерокировавшегося короля;
- способы реализации большого материального преимущества;
- элементарные пешечные эндшпили,
- способы борьбы ферзя против пешки в эндшпиле;
- основы анализа шахматной партии;
- понятие «шахматная композиция»;
- правила проведение сеанса одновременной игры в шахматы.
19
Учащиеся должны уметь:
- решать позиции на мат в 2-3 хода;
- находить тактические приёмы «завлечение», «отвлечение»,
«уничтожение защиты», ставить «спёртый мат»;
- правильно выводить фигуры в начале партии;
- использовать перевес в развитии в дебюте;
- атаковать рокировавшегося и нерокировавшегося короля;
- проводить пешку в ферзи в пешечном эндшпиле;
- бороться ферзём против пешки;
- оценивать создавшуюся позицию, выбирать план и делать ход;
- принимать участие в шахматных соревнованиях, в том числе в сеансе
одновременной игры;
- соблюдать правила поведения в турнире;
- играть партию от начала до конца с записью;
- анализировать свои партии.
4 год обучения:
Учащиеся должны знать:
- историю появления шахмат на Руси;
- тактические приёмы «мельница», «перекрытие», «ренген»;
- технику расчёта вариантов в практической игре;
- основные принципы развития фигур в дебюте;
- классификацию дебютов;
- открытые дебюты и их теоретические варианты;
- способы разрушения прикрытия короля при равносторонней и
разносторонней рокировках;
- способы реализации материального преимущества;
- технику матования одинокого короля двумя слонами, слоном и конём;
- основные типовые приёмы в пешечных окончаниях;
- 5 главных правил пешечного эндшпиля;
- теорию простейшего ладейного эндшпиля: ладья с пешкой против
ладьи, позицию Филидора и Лусены;
- основные элементы оценки позиции; постоянные и временные
преимущества;
- понятие «этюд» в шахматном творчестве;
Учащиеся должны уметь:
- решать позиции на мат в 2-3 хода;
- находить комбинации на темы «мельница», «перекрытие», «ренген»;
- применять основные принципы развития фигур в дебюте;
- разыгрывать Итальянскую партию, Защиту двух коней, Русскую
партию;
- атаковать короля при разносторонних и равносторонних рокировках;
- оценивать создавшуюся позицию, выбирать план и делать ход;
- реализовывать материальное преимущество;
20
- разыгрывать пешечные эндшпили, реализовывать преимущество
защищённой проходной пешки;
- разыгрывать простейшие ладейные эндшпили: ладья с пешкой против
ладьи;
- матовать одинокого короля двумя слонами, матовать слоном и конём;
- принимать участие в шахматных соревнованиях, в том числе в сеансе
одновременной игры;
- играть партию от начала до конца с записью;
- анализировать свои партии;
- соблюдать правила поведения в турнире.
2. Организационно - педагогические условия
2.1. Календарный учебный график на 2025-2026 учебный год
Год
обучения
Дата
начала
обучения
Дата
окончания
обучения
1 год
01.09.2025
25.05.2026
2 год
01.09.2025
25.05.2026
Количество Количество Количество
учебных
учебных
учебных
недель
дней
часов
34
68
68
34
102
102
Режим
занятий
2 раза в
неделю по
1 часу
3 раза в
неделю по
1 часу
I полугодие – 16 учебных недель
II полугодие – 18 учебных недель
Каникулы: 24-28, 30 декабря 2025 г.-08 января 2026 г.; 25 – 28 марта 2026 г.
2.2. Условия реализации программы
Материально- техническое обеспечение Обеспечивается образовательной организацией:
- Учебный кабинет (включая типовую мебель) (1 единица на группу; 100%
времени реализации программы)
- Доска шахматная демонстрационная (с комплектом демонстрационных
шахматных фигур) (1 единица на группу; 100% времени реализации
программы)
- Часы шахматные (1 штука на группу; 30% времени реализации программы)
- Доска шахматная (с комплектом шахматных фигур) (10 единиц на группу;
100% времени реализации программы)
Кадровое обеспечение – Реализацию программы обеспечивает педагог
дополнительного образования, обладающий профессиональными знаниями и
компетенциями в организации и ведении образовательной деятельности.
Уровень образования педагога: среднее профессиональное образование,
высшее образование – бакалавриат, высшее образование – специалитет или
магистратура.
Уровень
соответствие
квалификации:
образование
педагога
соответствует профилю программы.
21
Профессиональная категория: без требований к категории.
Методические материалы
Год
обучения
1
Название
раздела
Шахматы – мои
друзья.
Шахматное
королевство,
здравствуй!
Ходы и взятие
фигур.
Материальнотехническое оснащение,
дидактикометодический материал
Шаблоны
горизонтальных,
вертикальных и
диагональных линий;
тканевый мешочек для
игры «Волшебный
мешочек».
Карточки с заданиями на
все изучаемые фигуры.
Цель шахматной
партии. Шах, мат
и пат.
2.
Карточки с заданиями на
определение шаха, мата
или пата на диаграмме.
Раздаточный материал –
«Поставь мат в 1 ход».
Шахматная
Карточки с шахматными
тактика
задачами на тактические
приёмы: «связка»,
«двойной удар», «двойной
шах», «открытое
нападение». Раздаточный
материал «Реши задачи в
1-2 хода».
Игра всеми
Карточки с заданием
фигурами из
поставить мат в 1 ход
начального
(результат дебютных
положения.
ошибок соперника).
Турнир в
Судейские и
Шахматном
организационные
королевстве.
документы (турнирные
таблицы, протоколы,
карточки участников,
бланки для записи
партий).
Больше, чем игра. Портреты (фотографии)
лучших шахматистов
мира.
Мой шахматный
багаж
Тематические карточки 1го года обучения (см.
предыдущие графы).
Шаблоны латинских букв
22
Формы,
методы,
приёмы
обучения
Рассказ,
объяснение,
показ,
беседа,
упражнения,
решение
задач, игра,
турнир.
Формы
учебного
занятия
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие,
тренировочная
игра.
Практическое
занятие,
тренировочная
игра.
Практическое
занятие,
тренировочная
игра.
Практическое
занятие,
тренировочная
игра.
Практическое
занятие,
турнир.
Практическое
занятие,
тренировочная
игра.
Практическое
занятие,
тренировочная
игра.
Простейшие
схемы
достижения
матовых
ситуаций
Защита в
шахматной
партии.
Шахматная
тактика.
Шахматные
окончания
(Эндшпиль).
Дебют
(на картоне).
Карточки с шахматными
задачами: «Поставь
линейный мат», «Найди
мат в 1 ход», «Найди мат
в 2 хода».
Раздаточный материал –
«5 способов - 5
диаграмм».
Карточки с шахматными
задачами на тактические
приёмы: «связка»,
«двойной удар», «двойной
шах», «открытое
нападение», «ловля
фигуры».
Раздаточный материал
«Реши задачи в 1-2 хода».
Карточки с заданиями на
реализацию
преимущества: «Оцени
позицию и придумай
планы игры», «Упрости
позиции путём размена
одноимённых фигур».
Карточки с заданием
поставить мат в 2 хода
(результат дебютных
ошибок соперника).
Основы анализа
шахматной
партии.
3.
Соревновательная Судейские и
деятельность
организационные
документы (турнирные
таблицы, протоколы,
карточки участников,
бланки для записи
партий).
Роль шахмат в
Карточки «Сыграй как
жизни человека.
чемпион мира»
Как стать
сильным
шахматистом
Мой шахматный
Тематические карточки 2багаж
го года обучения (см.
предыдущие графы).
Шахматная
Карточки с шахматными
23
Практическое
занятие,
тренировочная
игра.
Практическое
занятие,
тренировочная
игра.
Практическое
занятие,
тренировочная
игра.
Практическое
занятие,
тренировочная
игра.
Практическое
занятие,
тренировочная
игра.
Практическое
занятие,
тренировочная
игра.
Практическое
занятие,
турнир.
Практическое
занятие,
тренировочная
игра.
Практическое
занятие,
тренировочная
игра.
Практическое
тактика
Эндшпиль
Дебют
комбинациями на тему:
«отвлечение»,
«завлечение»,
«уничтожение защиты»,
«спёртый мат».
Раздаточный материал
«Реши задачи в 2-3 хода».
Карточки с заданиями на
знание «правила
квадрата»: «Пройдёт ли
пешка в ферзи?», «Успеет
ли король задержать
пешку соперника?».
Тематические карточки
«Как бы вы сыграли?»
Основы анализа
шахматной
партии
Шахматная
композиция
4.
Репродукции о войне 1812
года (Александр I,
Наполеон, М. Кутузов,
конница М. Платова и др.)
Сеанс
одновременной
игры
Соревновательная Судейские и
деятельность
организационные
документы (турнирные
таблицы, протоколы,
карточки участников,
бланки для записи
партий).
История
Портреты (фотографии)
появления
лучших шахматистов
шахмат на Руси.
России.
Зарождение
Карточки «Сыграй как
шахматной
чемпион».
культуры в
России.
Мой шахматный
Тематические карточки 3багаж
го года обучения (см.
предыдущие графы).
Шахматная
тактика
Карточки с шахматными
комбинациями на тему:
«мельница»,
«перекрытие», «ренген».
Раздаточный материал
24
занятие,
тренировочная
игра.
Практическое
занятие,
тренировочная
игра.
Практическое
занятие,
тренировочная
игра.
Практическое
занятие,
тренировочная
игра.
Практическое
занятие,
тренировочная
игра.
Практическое
занятие, игра.
Практическое
занятие,
турнир.
Практическое
занятие,
тренировочная
игра.
Практическое
занятие,
тренировочная
игра.
Практическое
занятие,
тренировочная
игра.
Эндшпиль
Дебют
Оценка позиции в
шахматной
партии
«Реши задачи в 2-3 хода».
Карточки с заданиями на
знание точных
эндшпильных позиций
«Как закончится партия?»
Тематические карточки
«Как бы вы сыграли?»
Тематические карточки
«Оцени позицию – найди
план – предложи ход».
Анализ в
шахматной
партии
Шахматная
композиция
Карточки шахматных
композиторов «Реши
этюды», «Реши задачи в
3-4 хода».
Сеанс
одновременной
игры
Соревновательная Судейские и
деятельность
организационные
документы (турнирные
таблицы, протоколы,
карточки участников,
бланки для записи
партий).
Практическое
занятие,
тренировочная
игра.
Практическое
занятие,
тренировочная
игра.
Практическое
занятие,
тренировочная
игра.
Практическое
занятие,
тренировочная
игра.
Практическое
занятие,
тренировочная
игра.
Практическое
занятие, игра.
Практическое
занятие,
турнир
Особенности организации учебного процесса Структура проведения занятий включает в себя теоретическую и
практическую часть. При этом приоритет отдаётся практической части. Сами
занятия имеют четкую и логически выверенную структуру:
1. Вводный этап занятия – этап занятия, призванный заинтересовать,
увлечь детей предстоящей деятельностью. Этап необходим для создания
позитивного эмоционального фона, соблюдение техники безопасности.
2. Основной этап занятия – главный этап, на котором решаются все
поставленные цели и задачи.
3. Заключительный (итоговый) этап – завершающий этап занятия, на
котором подводится итог занятия, выясняется, что учащемуся понравилось и
запомнилось, как он справился с поставленными задачами, научились ли
применять на практике, постановка задач для самостоятельного обучения.
Формирование шахматного мышления у ребенка проходит через ряд
этапов от репродуктивного повторения алгоритмов и схем в типовых
25
положениях, до творческого применения знаний на практике,
подразумевающих, зачастую, отказ от общепринятых стереотипов.
На начальном этапе преобладают игровой, наглядный и репродуктивный
методы. Они применяется при знакомстве с шахматными фигурами,
изучении шахматной доски, обучении правилам игры, реализации
материального перевеса.
Большую роль играют общие принципы ведения игры на различных
этапах шахматной партии, где основным методом становится продуктивный.
Для того чтобы реализовать на доске свой замысел, учащийся овладевает
тактическим арсеналом шахмат, вследствие чего формируется следующий
алгоритм мышления: анализ позиции - мотив - идея - расчёт - ход.
Продуктивный метод играет большую роль и в дальнейшем при
изучении дебютов и основ позиционной игры, особенно при изучении
типовых позиций миттельшпиля и эндшпиля.
При изучении дебютной теории основным методом является частично поисковый.
Наиболее
эффективно
изучение
дебютной
теории
осуществляется в том случае, когда большую часть работы ребенок
проделывает самостоятельно.
На более поздних этапах в обучении применяется творческий метод, для
совершенствования тактического мастерства учащихся (самостоятельное
составление позиций, предусматривающих определенные тактические удары,
мат в определенное количество ходов и т.д.).
2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Программа предусматривает:
- текущий контроль;
- промежуточную аттестацию;
- итоговую аттестацию.
Контроль знаний является составной частью процесса обучения, он
позволяет педагогу оценивать получаемые обучающимися знания, умения и
навыки, вовремя оказать необходимую помощь и добиться поставленных
целей обучения.
Текущий контроль осуществляется на каждом занятии в форме
педагогического наблюдения (Приложение 1).
Промежуточная аттестация проводится в декабре. Цель аттестации:
проследить динамику развития знаний, умений и навыков учащихся. Для
проведения промежуточной аттестации в соответствии с ожидаемыми
результатами разрабатываются формы контрольных заданий для усвоения
теоретического и практического содержания знаний и умений, а также
критерии оценки их выполнения. Для проведения аттестации используются
следующие формы: тест, игра (с педагогическим наблюдением).
(Приложение 2, 4).
Итоговая аттестация проводится в мае. Цель аттестации: выявить
уровень усвоения учащимися общеразвивающей программы. Для проведения
26
аттестации используются следующие формы: беседа, решение задач, игра (с
педагогическим наблюдением) (участие в турнире). (Приложение 3, 4).
3.Список литературы
Для педагога:
Нормативные документы
1.
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г.
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2.
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от
31 марта 2022 г. № 678-р.
3.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 г. №629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».
4.
Федеральный проект «Успех каждого ребенка» в рамках
национального проекта «Образование».
5.
Федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан
Российской Федерации» в рамках национального проекта «Образование» (до
2024 г.).
6.
Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи».
7.
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29
мая 2015 г. № 996-р.
8.
Стратегия развития физической культуры и спорта
Свердловской области на период до 2035 года, утв. Постановлением
Правительства свердловской области от 25 декабря 2019 г. №1001ПП.
9.
Стратегия развития воспитания в Свердловской области до 2025
года, утв. Постановлением Правительства Свердловской области от 7 декабря
2017 г. № 900-ПП.
10.
Устав МБУДО ПГО «Пышминский ЦДО», утв. постановлением
администрации Пышминского городского округа от 19.12.2018 г. №760.
11.
Положение
о
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих программах муниципального бюджетного учреждения
дополнительного
образования
Пышминского
городского
округа
«Пышминский центр дополнительного образования» (приказ № 16/3 от 11
марта 2022 г.).
Литература, использованная при составлении программы
27
1. Голенищев В. Программа подготовки шахматистов юношеских и III
взрослых разрядов. Общая редакция многократного чемпиона мира по
шахматам Анатолия Карпова. – М.: «RASSIANCHESSHOUSE», 2020.208 с., (Шахматный Университет).
2.
Костьев А.Н. Учителю о шахматах. – М.: Физкультура и спорт,
1986. - 111с.
3.
Костьев А.Н. Уроки шахмат: (методический материал для работы
с детьми). – М.: Физкультура и спорт, 1984.- 208 с.
4.
Ободчук А.А. Учись побеждать. Суперинтенсив для юного
шахматиста. М.: Издательство «Э», 2018.-418 с.
5.
Организация и проведение уроков в начальной школе по
шахматам. Методические рекомендации для учителей. Комитет по
физической культуре и спорту при Челябинском облисполкоме. Челябинск,
1983.
6.
Прудникова Е.А., Волкова Е.И. Шахматы в школе. Методические
рекомендации. - М.: Просвещение, 2018 г.
7.
Сухин И.Г. Шахматы в начальной школе: задачник. – М.: АСТ:
Кладезь, 2019.- 320с.
8.
Сухин И.Г. Шахматы. Полный курс для детей. М.: АСТ, 2017.160 с.
9.
Учимся играть в шахматы. Учеб. пособие.– 2-е изд., доп. и
перераб./ под ред. А. Я. Габбазовой.; Ульяновский гос. технический ун-т,
2014. - 100 с.
Для обучающихся (родителей):
Иващенко С.Д. Сборник шахматных комбинаций. – М., 2007.
Калиниченко Н.М. Шахматы для начинающих. Питер. 2015.
Калиниченко Н.М. Практикум по шахматной тактике. Питер.
1.
2.
3.
2014.
4.
Калиниченко Н.М. Курс шахматных окончаний. Питер. 2014.
5.
Калиниченко Н.М. Эстрин Я.Б. Шахматные дебюты. Полный
курс. Москва. 2014.
6.
Калиниченко Н.М. Уроки шахматной тактики. Москва. 2016.
7.
Калиниченко Н.М. Шахматная стратегия. Полный курс. Фаирпресс. 2005.
8.
Пожарский В.А. Шахматный учебник. Феникс.2015.
9.
Пожарский В.А. Шахматы. Путь к мастерству. Феникс. 2010.
10.
Пожарский В.А. Шахматы. Начальная школа. Феникс. 2016.
11.
Сухин И.Л. Учебник – задачник шахмат. Архангельск. 1998.
28
Приложение 1
Текущий контроль
Цель контроля: определение уровня освоения учащимися раздела
(темы) программы.
Форма контроля: педагогическое наблюдение.
Критерии оценки результатов:
Высокий уровень - учащийся самостоятельно и правильно справился с
заданием, умеет производить расчеты на несколько ходов вперед,
аналитически мыслит;
Средний уровень - для правильного выполнения задания учащемуся
требуется несколько самостоятельных попыток или подсказка
педагога, недостаточно знает правила игры;
Низкий уровень - учащийся не выполнил задание даже после подсказки
педагога, не знает правила игры.
29
Приложение 2
Промежуточная аттестация
Цель – выявить уровень освоения теоретических знаний учащихся.
Тест «Шахматная азбука»
1 год обучения
1.Самая главная шахматная фигура?
а) ферзь;
б) король;
в) ладья.
2. Сколько вертикалей на шахматной доске?
а) 16;
б) 64;
в) 8;
г) 32.
3. Сколько полей на шахматной доске?
а) 48;
б) 64;
в) 50;
г) 16.
4. В какую фигуру не может превратиться пешка?
а) в ферзя;
б) в короля;
в) в слона.
5. Найди среди фигур тяжелую фигуру:
а) конь;
б) слон;
в) ладья;
г) пешка.
6. Назови среди фигур лёгкую фигуру:
а) ферзь;
б) пешка;
в) слон;
г) ладья.
7. Сколько горизонталей на шахматной доске?
а) 16;
б) 64;
в) 8;
г) 32.
8. Название «шахматы» в переводе с персидского языка означает:
а) властитель умер;
б) властитель играет;
в) умная игра.
9.Какую страну считают родиной шахмат?
30
а) Россия;
б) Китай;
в) Индия;
г) Монголия.
Критерии оценивания по уровням:
8-9 баллов – высокий уровень
5-7 баллов – средний уровень
меньше 5 баллов – низкий уровень
2 год обучения
1. Какая страна считается родиной шахмат?
а) Россия;
б) Китай;
в) Индия;
г) Монголия.
2. Как называются косые ряды полей одного цвета на шахматной доске?
а) вертикали;
б) горизонтали;
в) диаграммы;
г) диагонали.
3. При матовании одинокого короля способ, когда отнимается линия за
линией, называется:
а) вечный шах;
б) спёртый мат;
в) линейный мат;
г) детский мат.
4.Назови самый лучший способ избавиться от шаха:
а) уйти королём с линии нападения;
б) перекрыться другой фигурой;
в) съесть нападающую фигуру;
г) напасть в ответ на короля противника.
5. Какому правилу не стоит следовать в самом начале игры:
а) занимать пешками центр;
б) выводить ферзя;
в) выводить лёгкие фигуры;
г) сделать рокировку.
6. Положение, в котором король стороны, имеющей очередь хода, не
находится под шахом, но не имеет ни одного хода, причем все остальные
фигуры и пешки также лишены ходов:
а) мат;
б) ничья;
в) пат;
г) вечный шах.
31
7.Шах, при котором, фигура, делающая ход, открывает линию действия
другой фигуры, под ударом которой оказывается король?
а) двойной шах;
б) кованый шах;
в) открытый шах;
г) спёртый шах.
8. При каком условии король может рокироваться:
а) королю объявлен шах;
б) король проходит битое поле;
в) ладья проходит битое поле;
г) после рокировки король оказывается под шахом.
9. Действующего чемпиона мира по шахматам зовут:
а) Магнус Карлсен;
б) Вильгельм Стейниц;
в) Хосе Капабланка;
г) Анатолий Карпов.
Критерии оценивания по уровням:
8-9 баллов – высокий уровень
5-7 баллов – средний уровень
меньше 5 баллов – низкий уровень
3 год обучения
1. Сколько Ферзей может быть теоретически у белых на шахматной
доске?
а) 1;
б) 8;
в) 9;
2. Форсированный вариант, в котором для достижения мата или
материального преимущества жертвуется фигура, называется:
а) тактика;
б) дебют;
в) гамбит;
г) комбинация.
3. Окончание шахматной игры, в котором с обеих сторон имеются
только пешки:
а) миттельшпиль;
б) пешечный эндшпиль;
в) дебют;
г) стратегия.
4. Первый чемпион мира по шахматам:
а) Магнус Карлсен;
б) Вильгельм Стейниц;
в) Вишванатан Ананд;
г) Гарри Каспаров.
32
5. Турнирная система, при которой каждый играет друг с другом,
называется:
а) олимпийская;
б) круговая;
в) швейцарская;
г) товарищеская.
6. Какому правилу не стоит следовать в самом начале игры:
а) занимать пешками центр;
б) выводить ферзя;
в) выводить лёгкие фигуры;
г) рокировать короля.
7. Стадия шахматной партии, в которой происходит ускоренное
развитие фигур, рокировка:
а) миттельшпиль;
б) эндшпиль;
в) дебют;
г) начальная позиция.
8. Разновидность игры в шахматы, при которой каждому участнику
даётся более 10 минут на обдумывание ходов, но не больше часа:
а) классические шахматы;
б) блиц;
в) быстрые шахматы.
9. Противостояние королей в шахматах называют:
а) битое поле;
б) отталкивание плечом;
в) оппозиция;
г) двойной шах.
Критерии оценивания по уровням:
8-9 баллов – высокий уровень
5-7 баллов – средний уровень
меньше 5 баллов – низкий уровень
4 год обучения
1. На Руси в 9-10 веках шахматы были включены в перечень
запрещённых игр:
а) да;
б) нет.
2. Выберете, каких дебютов в квалификации не бывает:
а) открытые;
б) полуоткрытые;
в) закрытые;
г) полузакрытые.
3. Дебют «Русская партия» придумал русский шахматист:
а) Александр Алёхин;
33
б) Александр Петров;
в) Михаил Чигорин.
4. Общее название дебютов, в которых одна из сторон в интересах
быстрейшего развития, захвата центра или просто для обострения игры
жертвует материал.
а) открытые дебюты;
б) гамбит;
в) фианкетто.
5. Тактический приём, при котором нарушается взаимодействие фигур:
а) «перекрытие»;
б) «мельница»;
в) «ренген».
6. Окончание шахматной игры, в котором с обеих сторон имеются
только пешки и ладьи:
а) миттельшпиль;
б) пешечный эндшпиль;
в) дебют;
г) ладейный эндшпиль.
7. Лучшее положение ладьи для борьбы с неприятельской пешкой в
ладейном эндшпиле:
а) перед пешкой;
б) сзади пешки;
в) сбоку от пешки
8. Возможно ли поставить мат двумя слонами одинокому королю?
а) да;
б) нет.
9. Не являются слабыми пешки:
а) изолированные;
б) отсталые;
в) сдвоенные,
г) отдалённые проходные.
Критерии оценивания по уровням:
8-9 баллов – высокий уровень
5-7 баллов – средний уровень
меньше 5 баллов – низкий уровень
.
34
Приложение 3
Цель - выявить уровень освоения теоретических знаний (устный опрос)
и практических умений учащихся (решение задач) в процессе освоения
программы.
Контрольная работа
Устная беседа «Юный шахматист»
1 год обучения
1. Что необходимо для того, чтобы сыграть партию в шахматы?
2. Что такое шах?
3. Как защитить своего короля от шаха?
4. Что такое мат?
5. Продолжи фразу «Партия считается законченной, если…».
6. Как называется приём, при котором мы можем одновременно напасть
на 2 фигуры?
7. Назови три основных правила, которым мы должны следовать в
начале игры.
2 год обучения
1. Назови 5 способов защиты своей фигуры от нападения.
2. Перечисли основные тактические приёмы.
3. Продолжи: связка - это…
4.Чтобы не получить мат на последней (первой) горизонтали, следует
предпринять следующие шаги: …
5. Как называется начало шахматной игры?
6. Назови распространённые дебютные ошибки.
7. Шахматный этикет за доской. Назови основные правила.
3 год обучения
1. Какие системы проведения шахматных турниров вы знаете?
3.Как называется мат королю конём, при котором короля соперника
плотным кольцом окружают собственные фигуры?
4. Какие способы атаки существуют на короля, который не успел
сделать рокировку?
5. Круговая система проведения турниров – это…
6. Сформулируй «правило квадрата».
7. Назови отличие «быстрых» шахмат от классических.
4 год обучения
1. Назови первого русского чемпиона мира по шахматам.
2. Кто из шахматистов первый создал стройную теорию шахматной игры
и разработал критерии оценки позиции?
3. Какие планы атаки существуют на короля соперника при
односторонних рокировках?
4. Стадия шахматной партии, для которой характерен резкий рост
активности короля и ценности пешек.
35
5. Возможно ли поставить мат двумя конями одинокому королю?
6. Какое расположение нужно стремиться занять ладьёй при ладейном
эндшпиле: ладья и пешка против ладьи?
7. Как называют шахматисты недостаток времени для обдумывания
ходов?
Практические умения и навыки
Решение задач в 1-2 хода:
1 год обучения – 5 задач на элементарный мат в 1 ход, задействуя
поочерёдно все пройденные шахматные фигуры.
2, 3 и 4 годы обучения - задания из 5 задач на основные изученные
тактические приёмы (задания распечатываются заранее каждому ребёнку,
возможно дать на группу несколько вариантов задания).
Примерные задачи для 1 года обучения:
Ход белых.
Мат в 1 ход.
36
Примерные задачи для 2 года обучения:
Ход белых.
Задачи на темы:
двойной удар;
ловля фигуры;
слабость последней
горизонтали;
связка;
двойной шах;
открытое нападение.
37
Примерные задачи для 3 года обучения:
Задачи на темы:
уничтожение защиты;
отвлечение защиты;
завлечение;
спёртый мат.
Ход чёрных
38
Ход белых
Ход белых
Ход чёрных
Ход белых
Примерные задачи для 4 года обучения:
Ход белых.
Задачи на темы:
«мельница»;
перекрытие;
«ренген».
39
Критерии оценивания по уровням:
Теоретические знания:
6 - 7 баллов – высокий уровень;
4 - 5 баллов – средний уровень;
меньше 4 баллов – низкий уровень.
Практические умения и навыки:
5 баллов – высокий уровень;
3 - 4 балла – средний уровень;
меньше 3 баллов – низкий уровень.
40
Приложение 4
Промежуточная и итоговая аттестация
Цель - проследить динамику развития умений и навыков учащихся в
процессе освоения программы.
Формы аттестации: игра, решение задач.
1 год обучения
Критерии оценивания по уровням:
Высокий уровень - учащийся самостоятельно и правильно справился с
игрой; умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали;
соблюдает правила игры, проводит тактические приёмы.
Средний уровень - для правильного выполнения задания учащемуся
требуется несколько самостоятельных попыток или подсказка педагога;
ребенок затрудняется в умении быстро и правильно находить поля,
вертикали и диагонали, путает ходы шахматных фигур и их отличия.
Затрудняется решать комбинации: мат в 1 ход. Затрудняется играть по
правилам шахматную партию от начала до конца.
Низкий уровень – учащийся не выполнил задание даже после
подсказки педагога, не умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и
диагонали, не знает ходов шахматных фигур и их отличия. Не имеет понятие
«рокировка», «шах» и «мат». Не умеет решать комбинации на мат в 1 ход. Не
умеет играть по правилам шахматную партию от начала до конца.
2-4 год обучения
Критерии оценивания по уровням:
Высокий уровень: Ребенок уверенно играет всеми фигурами,
соблюдает правила игры, партия сыграна до конца, в партии достигнута цель
– мат. Степень помощи со стороны педагога - минимальная.
Средний уровень: – при разыгрывании партии допустимо наличие 3-5
ошибок. Дозированная помощь педагога.
Низкий уровень: – партия играется с большим количеством грубых
ошибок. Постоянное обращение к помощи педагога.
41