муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Пышминского муниципального округа Свердловской области
«Пышминский центр дополнительного образования»
РАБОЧАЯ
ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
на 2025-2026 учебный год
пгт. Пышма
2025 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа воспитания направлена на личностное развитие
обучающихся, формирование у них системных знаний о различных аспектах
развития России и мира. Одним из результатов реализации программы является
приобщение учащихся к российским традиционным духовным ценностям,
правилам и нормам поведения в российском обществе. Программа призвана
обеспечить достижение учащимися личностных результатов: формирование у
учащихся основ российской идентичности; готовность учащихся к саморазвитию;
мотивацию к познанию и обучению; ценностные установки и социальнозначимые качества личности; активное участие в социально-значимой
деятельности.
Рабочая программа воспитания описывает систему форм и способов работы
с детьми и включает в себя четыре основных раздела.
1. Раздел «Особенности организуемого в учреждении воспитательного
процесса».
2. Раздел «Цель и задачи воспитания».
3. Раздел «Виды, формы и содержание деятельности».
4. Раздел «Основные направления самоанализа воспитательной работы».
К программе воспитания прилагается календарный план воспитательной
работы на 2023-2024 учебный год.
1. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗУЕМОГО В УЧРЕЖДЕНИИ
ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Процесс воспитания в образовательной организации основывается на
следующих принципах взаимодействия педагогов и учащихся:
- неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и ребенка,
соблюдения конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритета
безопасности ребенка при нахождении в образовательной организации;
- ориентир на создание в образовательной организации психологически
комфортной среды для каждого ребенка и взрослого, без которой невозможно
конструктивное взаимодействие учащихся и педагогов;
- реализация процесса воспитания главным образом через создание в
учреждении детско-взрослых общностей, которые бы объединяли детей и
педагогов яркими и содержательными событиями, общими позитивными
эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
- организация основных совместных дел учащихся и педагогов как предмета
совместной заботы и взрослых, и детей;
- системность, целесообразность и не шаблонность воспитания как условия
его эффективности.
Основными традициями воспитания в образовательной организации
являются следующие:
- стержнем годового цикла воспитательной работы учреждения являются
ключевые общие дела, через которые осуществляется интеграция воспитательных
усилий педагогов;
- важной чертой каждого ключевого дела и большинства используемых для
воспитания других совместных дел педагогов и учащихся является коллективная
2
разработка, коллективное планирование, коллективное проведение и
коллективный анализ их результатов;
- в учреждении создаются такие условия, при которых по мере взросления
ребенка увеличивается и его роль в совместных делах (от пассивного наблюдателя
до организатора);
- в проведении общих дел отсутствует соревновательность между группами,
поощряется конструктивное межвозрастное взаимодействие учащихся, а также их
социальная активность;
- педагоги учреждения ориентированы на формирование коллективов в
рамках детских объединений, на установление в них доброжелательных и
товарищеских взаимоотношений;
- ключевой фигурой воспитания в учреждении является педагог,
реализующий по отношению к детям защитную, личностно развивающую,
организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции.
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ
Современный
национальный
воспитательный
идеал
—
это
высоконравственный,
творческий,
компетентный
гражданин
России,
принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность
за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных
традициях многонационального народа Российской Федерации.
Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для
нашего общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир,
знания, культура, здоровье, человек) формулируется общая цель воспитания в
учреждении – личностное развитие учащихся, проявляющееся:
1) в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на
основе этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний);
2) в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то
есть в развитии их социально значимых отношений);
3) в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения,
опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в
приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел).
Данная цель ориентирует педагогов на обеспечение позитивной динамики
развития личности учащихся. В связи с этим важно сочетание усилий педагога по
развитию личности ребенка и усилий самого ребенка по своему саморазвитию. Их
сотрудничество, партнерские отношения являются важным фактором успеха в
достижении цели.
Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным
особенностям учащихся позволяет выделить в ней следующие целевые
приоритеты, которым необходимо уделять чуть большее внимание на разных
уровнях общего образования:
1. В воспитании детей младшего школьного возраста (уровень начального
общего образования) таким целевым приоритетом является создание
благоприятных условий для усвоения учащимися социально значимых знаний –
знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут.
К наиболее важным из них относятся следующие:
3
- быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом
(сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах
семьи; выполнять посильную для ребёнка домашнюю работу, помогая старшим;
- быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как
в учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца;
- знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, село,
свою страну;
- беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе
или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных
животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять
бытовым мусором улицы, леса, водоёмы);
- проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать
спорные вопросы, не прибегая к силе;
- стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить
знания;
- быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
- соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ
жизни;
- уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду;
стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать
обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом
людям; уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной
принадлежности, иного имущественного положения, людям с ограниченными
возможностями здоровья;
- быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в
чём-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять
инициативу, отстаивать своё мнение и действовать самостоятельно, без помощи
старших.
Знание младшим школьником данных социальных норм и традиций,
понимание важности следования им имеет особое значение для ребенка этого
возраста, поскольку облегчает его вхождение в широкий социальный мир, в
открывающуюся ему систему общественных отношений.
2. В воспитании детей подросткового возраста (уровень основного общего
образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий для
развития социально значимых отношений учащихся, и, прежде всего, ценностных
отношений:
- к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;
- к труду как основному способу достижения жизненного благополучия
человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и
ощущения уверенности в завтрашнем дне;
- к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором
человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему
предками и которую нужно оберегать;
- к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования,
нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;
- к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой
4
дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания
благоприятного микроклимата в своей собственной семье;
- к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее
человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
- к культуре как духовному богатству общества и важному условию
ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение,
музыка, искусство, театр, творческое самовыражение;
- к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего
настроения и оптимистичного взгляда на мир;
- к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как
равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать
доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку
радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества;
- к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и
самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.
Данный ценностный аспект человеческой жизни чрезвычайно важен для
личностного развития учащихся, так как именно ценности во многом определяют
его жизненные цели, его поступки, его повседневную жизнь. Выделение данного
приоритета в воспитании учащихся, обучающихся на ступени основного общего
образования, связано с особенностями детей подросткового возраста: с их
стремлением утвердить себя как личность в системе отношений, свойственных
взрослому миру. В этом возрасте особую значимость для детей приобретает
становление их собственной жизненной позиции, собственных ценностных
ориентаций. Подростковый возраст – наиболее удачный возраст для развития
социально значимых отношений учащихся.
3. В воспитании детей юношеского возраста (уровень среднего общего
образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий для
приобретения учащимися опыта осуществления социально значимых дел.
Выделение данного приоритета связано с особенностями школьников
юношеского возраста: с их потребностью в жизненном самоопределении, в
выборе дальнейшего жизненного пути, который открывается перед ними на
пороге самостоятельной взрослой жизни. Сделать правильный выбор
старшеклассникам поможет имеющийся у них реальный практический опыт,
который они могут приобрести в том числе и в школе. Важно, чтобы опыт
оказался социально значимым, так как именно он поможет гармоничному
вхождению школьников во взрослую жизнь окружающего их общества. Это:
- опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких;
- трудовой опыт, опыт участия в производственной практике;
- опыт дел, направленных на пользу своему родному городу или селу, стране
в целом, опыт деятельного выражения собственной гражданской позиции;
- опыт природоохранных дел;
- опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций в школе, дома или
на улице;
- опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных
исследований, опыт проектной деятельности;
- опыт изучения, защиты и восстановления культурного наследия
5
человечества, опыт создания собственных произведений культуры, опыт
творческого самовыражения;
- опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей;
- опыт оказания помощи окружающим, заботы о малышах или пожилых
людях, волонтерский опыт;
- опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого
самовыражения и самореализации.
Выделение в общей цели воспитания целевых приоритетов, связанных с
возрастными особенностями воспитанников, не означает игнорирования других
составляющих общей цели воспитания. Приоритет — это то, чему педагогам,
работающим с учащимися конкретной возрастной категории, предстоит уделять
большее, но не единственное внимание.
Добросовестная работа педагогов, направленная на достижение
поставленной цели, позволит ребенку получить необходимые социальные навыки,
которые помогут ему лучше ориентироваться в сложном мире человеческих
взаимоотношений, эффективнее налаживать коммуникацию с окружающими,
увереннее себя чувствовать во взаимодействии с ними, продуктивнее
сотрудничать с людьми разных возрастов и разного социального положения,
смелее искать и находить выходы из трудных жизненных ситуаций, осмысленнее
выбирать свой жизненный путь в сложных поисках счастья для себя и
окружающих его людей.
Достижению поставленной цели воспитания учащихся будет способствовать
решение следующих основных задач:
1) реализовывать воспитательные возможности общих ключевых дел,
поддерживать традиции их коллективного планирования, организации,
проведения и анализа;
2) поддерживать активное участие групп учащихся в жизни учреждения;
3) организовывать для учащихся экскурсии, экспедиции, походы и
реализовывать их воспитательный потенциал;
4) развивать предметно-эстетическую среду учреждения и реализовывать
ее воспитательные возможности;
5) организовать работу с семьями учащихся, их родителями или законными
представителями, направленную на совместное решение проблем личностного
развития детей.
Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в
учреждении интересную и событийно насыщенную жизнь детей и педагогов, что
станет эффективным способом профилактики антисоциального поведения
учащихся.
6
3. ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках
следующих направлений воспитательной работы учреждения. Каждое из них
представлено в соответствующем модуле.
3.1. Модуль «Ключевые общие дела»
Ключевые дела – это главные традиционные общие дела, в которых
принимает участие большая часть учащихся и которые обязательно планируются,
готовятся, проводятся и анализируются совестно педагогами и детьми. Это не
набор календарных праздников, отмечаемых в учреждении, а комплекс
коллективных творческих дел, интересных и значимых для учащихся,
объединяющих их вместе с педагогами в единый коллектив. Ключевые дела
обеспечивают включенность в них большого числа детей и взрослых,
способствуют интенсификации их общения, ставят их в ответственную позицию
к происходящему в учреждении. Введение ключевых дел в жизнь учреждения
помогает преодолеть мероприятийный характер воспитания, сводящийся к набору
мероприятий, организуемых педагогами для детей.
Для этого в образовательной организации используются следующие формы
работы.
Вне учреждения:
проводимые для жителей поселка и организуемые совместно с семьями
учащихся спортивные состязания, праздники, фестивали, представления, которые
открывают возможности для творческой самореализации школьников и включают
их в деятельную заботу об окружающих.
участие во всероссийских акциях, посвященных значимым отечественным
и международным событиям.
На уровне учреждения:
праздники – ежегодно проводимые творческие (театрализованные,
музыкальные, и т.п.) дела, связанные со значимыми для детей и педагогов
знаменательными датами.
церемонии награждения (по итогам года) учащихся и педагогов за активное
участие в жизни учреждения, защиту чести учреждения в конкурсах,
соревнованиях, олимпиадах, значительный вклад в развитие учреждения. Это
способствует поощрению социальной активности детей, развитию позитивных
межличностных отношений между педагогами и учащимися, формированию
чувства доверия и уважения друг к другу.
На уровне группы:
выбор и делегирование учащихся, ответственных за подготовку общих
ключевых дел;
участие групп в реализации общих ключевых дел;
проведение в группах мероприятий (традиции), по профилю детских
объединений.
На индивидуальном уровне:
вовлечение по возможности каждого ребенка в ключевые дела учреждения
в одной из возможных для них ролей: сценаристов, постановщиков, исполнителей,
ведущих,
декораторов,
музыкальных
редакторов,
корреспондентов,
7
ответственных за костюмы и оборудование, ответственных за приглашение и
встречу гостей и т.п.);
индивидуальная помощь ребенку (при необходимости) в освоении навыков
подготовки, проведения и анализа ключевых дел;
наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки, проведения и
анализа ключевых дел, за его отношениями со сверстниками, старшими и
младшими учащимися, с педагогами и другими взрослыми;
при необходимости коррекция поведения ребенка через частные беседы с
ним, через включение его в совместную работу с другими детьми, которые могли
бы стать хорошим примером для ребенка, через предложение взять в следующем
ключевом деле на себя роль ответственного за тот или иной фрагмент общей
работы.
3.2. Модуль «Самоуправление»
Поддержка детского самоуправления в учреждении помогает педагогам
воспитывать в детях инициативность, самостоятельность, ответственность,
трудолюбие, чувство собственного достоинства, а учащимся – предоставляет
широкие возможности для самовыражения и самореализации. Это то, что готовит
их к взрослой жизни. Поскольку учащимся не всегда удается самостоятельно
организовать свою деятельность, детское самоуправление иногда и на время
может трансформироваться (посредством введения функции педагога-куратора) в
детско-взрослое самоуправление.
Детское самоуправление в учреждении осуществляется следующим образом.
На уровне группы:
через деятельность выборных по инициативе и предложениям учащихся
лидеров (например, старост, дежурных командиров), представляющих интересы
группы в общих делах.
через организацию на принципах самоуправления жизни детских групп,
отправляющихся в походы, экспедиции, на экскурсии, осуществляемую через
систему распределяемых среди участников ответственных должностей.
На индивидуальном уровне:
через реализацию учащимися, взявшими на себя соответствующую роль,
функций по контролю за порядком и чистотой в классе, уходом за классной
комнатой, комнатными растениями и т.п.
Модуль 3.3. «Экскурсии, экспедиции, походы»
Экскурсии, экспедиции, походы помогают учащимся расширить свой
кругозор, получить новые знания об окружающей его социальной, культурной,
природной среде, научиться уважительно и бережно относиться к ней, приобрести
важный опыт социально одобряемого поведения в различных внешкольных
ситуациях. На экскурсиях, в экспедициях, в походах создаются благоприятные
условия для воспитания у подростков самостоятельности и ответственности,
формирования у них навыков самообслуживающего труда, преодоления их
инфантильных и эгоистических наклонностей, обучения рациональному
использованию своего времени, сил, имущества.
экскурсии или походы выходного дня, организуемые педагогами: в музей,
на предприятие, на природу.
8
многодневные походы, осуществляемые с обязательным привлечением
школьников к коллективному планированию (разработка маршрута, расчет
времени и мест возможных ночевок и переходов), коллективной организации
(подготовка необходимого снаряжения и питания), коллективному проведению
(распределение среди школьников основных видов работ и соответствующих им
ответственных должностей), коллективному анализу туристского путешествия
(каждого дня – у вечернего походного костра и всего похода – по возвращению
домой).
3.4. Модуль «Профориентация»
Совместная деятельность педагогов и учащихся по направлению
«профориентация» включает в себя профессиональное просвещение учащихся.
Эта работа осуществляется через:
организация
трудоустройства
учащихся
на
базе
летнего
оздоровительного лагеря дневного пребывания детей, где учащиеся могут
попробовать свои силы в работе помощника вожатого, развивать в себе
соответствующие навыки.
организация встреч с художниками Пышминского городского округа.
3.5. Модуль «Школьные медиа»
Цель школьных медиа (совместно создаваемых школьниками и педагогами
средств распространения текстовой, аудио и видео информации) – развитие
коммуникативной культуры школьников, формирование навыков общения и
сотрудничества, поддержка творческой самореализации учащихся.
Воспитательный потенциал школьных медиа реализуется в следующих видах
и формах деятельности (выбрать):
школьная интернет-группа – разновозрастное сообщество школьников и
педагогов, поддерживающее интернет-сайт школы и соответствующую группу в
социальных сетях с целью освещения деятельности образовательной организации
в информационном пространстве, привлечения внимания общественности к
школе, информационного продвижения ценностей школы и организации
виртуальной диалоговой площадки, на которой детьми, учителями и родителями
могли бы открыто обсуждаться значимые для школы вопросы (группы во
ВКонтакте, инстаграм, фейсбуке, в телеграмм и др.).
3.6. Модуль «Организация предметно-эстетической среды»
Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда учреждения, при
условии ее грамотной организации, обогащает внутренний мир учащегося,
способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу
психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые
ситуации, способствует позитивному восприятию ребенком учреждения.
Воспитывающее влияние на ребенка осуществляется через такие формы
работы с предметно-эстетической средой учреждения как:
оформление интерьера помещений (вестибюля, коридоров, залов, и т.п.) и
их периодическая переориентация, которая может служить хорошим средством
разрушения негативных установок на учебные занятия;
размещение на стенах учреждения регулярно сменяемых экспозиций:
9
творческих работ учащихся, позволяющих им реализовать свой творческий
потенциал, а также знакомящих их с работами друг друга; картин определенного
художественного стиля, знакомящего учащихся с разнообразием эстетического
осмысления мира; фотоотчетов об интересных событиях, происходящих в
учреждении (проведенных ключевых делах, интересных экскурсиях, походах,
встречах с интересными людьми и т.п.);
озеленение территории, разбивка клумб;
создание и поддержание в рабочем состоянии в фойе учреждения
стеллажей свободного книгообмена, на которые желающие дети, родители и
педагоги могут выставлять для общего пользования свои книги, а также брать с
них для чтения любые другие;
благоустройство кабинетов, осуществляемое педагогами вместе с
учащимися, позволяющее учащимся проявить свои фантазию и творческие
способности, создающее повод для длительного общения педагога со своими
детьми;
событийный дизайн – оформление пространства проведения конкретных
событий (праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров,
выставок, собраний, конференций и т.п.);
совместная с детьми разработка, создание и популяризация особой
символики учреждения (флаг учреждения, гимн учреждения, эмблема
учреждения, логотип, и т.п.), используемой как в повседневности, так и в
торжественные моменты жизни образовательной организации – во время
праздников, торжественных церемоний, ключевых общешкольных дел и иных
происходящих в жизни школы знаковых событий;
акцентирование внимания школьников посредством элементов предметноэстетической среды (стенды, плакаты, инсталляции) на важных для воспитания
ценностях учреждения, ее традициях, правилах.
3.7. Модуль «Работа с родителями»
Работа с родителями или законными представителями учащихся
осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое
обеспечивается согласованием позиций семьи и учреждения в данном вопросе.
Работа с родителями или законными представителями учащихся
осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности:
На групповом уровне:
родительские дни, во время которых родители могут посещать занятия о
ходе учебно-воспитательного процесса в учреждении;
привлечение членов семей учащихся к организации и проведению дел
учреждения.
На индивидуальном уровне:
помощь со стороны родителей в подготовке и проведений мероприятий
воспитательной направленности; индивидуальное консультирование c целью
координации воспитательных усилий педагогов и родителей.
информирование родителей об успехах и проблемах их детей.
10
4.ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ САМОАНАЛИЗА
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Самоанализ организуемой в учреждении воспитательной работы
осуществляется по выбранным самим учреждением направлениям и проводится с
целью выявления основных проблем воспитания и последующего их решения.
Самоанализ осуществляется ежегодно силами самой образовательной
организации.
Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ
воспитательной работы в учреждении, являются:
- принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа,
ориентирующий экспертов на уважительное отношение как к воспитанникам, так
и к педагогам, реализующим воспитательный процесс;
- принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания,
ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а
качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер
общения и отношений между учащимися и педагогами;
принцип
развивающего
характера
осуществляемого
анализа,
ориентирующий экспертов на использование его результатов для
совершенствования воспитательной деятельности педагогов: грамотной
постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей
воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их
совместной с детьми деятельности;
- принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития
учащихся, ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное
развитие учащихся – это результат как социального воспитания, так и стихийной
социализации и саморазвития детей.
Основные направления анализа организуемого в школе воспитательного
процесса.
1.Результаты воспитания, социализации и саморазвития учащихся.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является
динамика личностного развития учащихся.
Осуществляется анализ педагогом дополнительного образования совместно с
заместителем директора по воспитательной работе с последующим обсуждением
его результатов на заседании педагогического совета учреждения.
Способом получения информации о результатах воспитания, социализации и
саморазвития учащихся является педагогическое наблюдение.
Внимание педагогов сосредотачивается на следующих вопросах: какие
прежде существовавшие проблемы личностного развития учащихся удалось
решить за минувший учебный год; какие проблемы решить не удалось и почему;
какие новые проблемы появились, над чем далее предстоит работать
педагогическому коллективу.
2. Состояние организуемой в учреждении совместной деятельности
детей и взрослых.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является
наличие в учреждении интересной, событийно насыщенной и личностно
развивающей совместной деятельности детей и взрослых.
11
Осуществляется анализ заместителем директора по воспитательной работе,
педагогами дополнительного образования, родителями, хорошо знакомыми с
деятельностью учреждения.
Способами получения информации о состоянии организуемой в учреждении
совместной деятельности детей и взрослых могут быть беседы с учащимися и их
родителями, педагогами, при необходимости – их анкетирование. Полученные
результаты обсуждаются на заседании педагогического совета учреждения.
Внимание при этом сосредотачивается на вопросах, связанных с:
- качеством проводимых ключевых дел;
- качеством организации предметно-эстетической среды учреждения;
- качеством взаимодействия учреждения и семей учащихся.
Итогом самоанализа организуемой в учреждении воспитательной работы
является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать
педагогическому коллективу.
12