муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Пышминского муниципального округа Свердловской области
«Пышминский центр дополнительного образования»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
технической направленности
«Цифровой старт»
возраст учащихся 7-10 лет
срок реализации программы 1 год
Автор – составитель:
Пульникова А.А.
педагог дополнительного
образования
пгт. Пышма
2025 год
1. Основные характеристики
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
относится к технической направленности так как направлена на
формирование у детей компьютерной грамотности. Компьютерная
грамотность — это базовые умения и навыки эффективного использования
компьютера и цифровых технологий для решения различных задач. Для детей
это важный фундамент, позволяющий им ориентироваться в современном
информационном обществе, использовать компьютер как инструмент для
обучения, творчества и общения.
Программа составлена в соответствии с нормативными правовыми
актами и государственными программными документами:
1.
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г.
№ 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2.
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от
31 марта 2022 г. № 678-р.
3.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 г. №629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».
4.
Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи».
5.
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)».
6.
Приказ
Министерства образования
и
молодежной
политики Свердловской области от 04.03.2022 г. №
219-д «О внесении изменений в методические рекомендации
«Разработка
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих
программ в
образовательных организациях», утвержденные
приказом ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от 01.11.2021 г. № 934-д.
7.
Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. №162- Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
года».
8.
Национальные проект «Образование» (паспорт утвержден
президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по
2
стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24
декабря 2018 г. № 16)).
9.
Комплексная программа "Уральская инженерная школа" утв.
Указом Губернатора Свердловской области от 6 октября 2014 года N 453-УГ
Актуальность общеразвивающей программы.
Общеразвивающая программа, направленная на формирование
компьютерной грамотности у детей, является исключительно актуальной и
социально значимой в условиях современного цифрового общества. Ее
необходимость продиктована стремительным развитием технологий.
Современное образование немыслимо без использования цифровых
технологий. С начальной школы дети сталкиваются с необходимостью
создавать и оформлять электронные презентации, доклады и рефераты,
создание различных рисунков с помощью Paint.
С помощью Microsoft Word, Microsoft PowerPoint, Microsoft Paint,
Microsoft Excel обучающиеся научатся форматировать текст, осознанно
использовать шрифты, вставлять таблицы, графики, видео и изображения,
разовьют творческий потенциал, аналитическое мышление и базовые навыки
дизайна.
Отличительные особенности
К основным отличительным особенностям настоящей программы можно
отнести следующие пункты:
- Интерактивное обученияе;
- Практико-ориентированные задания;
- Образовательные игры и квесты;
- Моделирование реальных ситуаций;
- Командная работа;
- Парное выполнение заданий: Два ребенка работают над одним
проектом: один ищет информацию в интернете, другой — оформляет ее
в презентации. Это учит распределению задач и взаимопомощи.
- Групповые проекты: Создание коллективной презентации или большого
рисунка в Paint, где каждый отвечает за свой слайд или элемент.
- направленность на soft-skills;
- использование современных технологий .
Адресат программы: учащиеся от 7 до 10 лет.
Особенностью детей этого возраста является то, что в этот период
происходит главное в развитии мышления – овладение ребенком процессом
образования понятий, который ведет к высшей форме интеллектуальной
деятельности, новым способам поведения. Функция образования понятий
лежит в основе всех интеллектуальных изменений в этом возрасте. Изучение
персонального компьютера как сложной, но логичной системы идеально
3
соответствует этой потребности, позволяя перейти от конкретного
представления о ПК как об игровом устройстве к абстрактному пониманию
его как универсального инструмента для работы, творчества и коммуникации.
Обучающиеся данного возраста интересуются современными
технологиями: новыми гаджетами и техническими новинками. Однако их
интерес часто носит потребительский характер. Детское объединение
направляет этот естественный интерес в созидательное русло, трансформируя
роль обучающего из пассивного пользователя в уверенного и грамотного
создателя цифрового контента. Умение не просто играть в игры, а создавать
собственные графические работы, не просто бродить по интернету, а искать
информацию для проекта и критически ее оценивать, значительно повышает
его самооценку и социальный статус в группе сверстников.
Количество обучающихся в группе: 7-8 человек.
Режим занятий. Занятия проводятся один раз в неделю по 2 учебных
часа, продолжительностью 40 мин и перерывом в 10 мин.
Объем общеразвивающей программы: 68 часов.
Срок освоения общеразвивающей программы – 1 год.
Особенности организации образовательного процесса: модель
реализации программы традиционная, представляет собой линейную
последовательность освоения содержания в течение 1 года.
Перечень форм обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая,
индивидуально-групповая.
Перечень
видов
занятий:
беседа,
практическое
занятие,
комбинированное занятие.
Перечень форм подведения итогов реализации дополнительной
общеразвивающей программы: практическая работа, педагогическое
наблюдение, тест, защита проекта.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы: развитие у учащихся технических способностей
путем изучения компьютерной грамотности.
Задачи программы:
Обучающие:
- Сформировать у обучающихся целостное представление об устройстве
персонального компьютера
- Обучить практическим навыкам работы в основных программных
средах операционной системе Windows
- Освоить базовые принципы работы в сети Интернет
Развивающие:
- Развивать логическое, алгоритмическое и системное мышление
4
- Развивать познавательные универсальные учебные действия: умение
ставить цели, планировать последовательность действий для
достижения результата, анализировать и исправлять ошибки.
- Совершенствовать мелкую моторику и зрительно-моторную
координацию.
- Развивать творческие способности и проектное мышление при
создании собственных цифровых продуктов.
Воспитательные:
- Воспитывать ответственное и безопасное поведение в информационной
среде
- Прививать навыки самоорганизации, дисциплины и аккуратности при
работе с компьютерной техникой и цифровыми документами.
- Воспитывать умение работать в команде, коллаборации,
взаимопомощи и конструктивного обсуждения результатов.
1.3. Содержание программы
Учебный (тематический) план
Название раздела, тема
Колесова часов
№
п/п
Формы
аттестации/
Практика контроля
всего
Теория
4
2
0
2
2
0
1.2
2
Устройство ПК и
операционной системой
Вводное занятие. Техника
безопасности.
Аппаратное обеспечение ПК
Работа с текстом и данными
2
10
2
0
0
4
2.1
Текстовой редактор MS Word
4
0
4
2.2
Абзацы и стили текста
2
0
2
2.3
Конструктор таблиц
2
0
2
2.4
Документ с изображениями
2
0
2
3
Презентации и цифровое
творчество
20
6
14
3.1
Интерфейс и базовые
инструменты
Слайды. Добавление текста,
изображений, таблиц
Анимация и переходы
4
2
2
8
2
6
8
2
6
1
1.1
3.2
3.3
5
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Практическая
работа
4
Таблица MS Excel
6
2
4
4.1
Основы интерфейса, базовые
инструменты
2
2
0
4.2
Типы данных и заполнение их в
ячейки
Компьютерная графика
4
0
4
10
4
6
Основы интерфейса, базовые
инструменты
Создание простых и сложных
изображений
Интернет и
кибербезопасность
2
2
0
8
2
6
4
0
4
Кибербезопасность и цифровая
грамотность.
Создание итогового проекта
на предложенную тему
4
0
4
14
0
14
68
14
54
5
5.1
5.2
6
6.1
7
Итого:
Педагогическое
наблюдение
Практическая
работа
Практическая
работа
Педагогическое
наблюдение
Практическая
работа, проект
Содержание учебного (тематического) плана
1. Знакомство с устройством ПК и операционной системой
1.1
Вводное занятие. Техника безопасности.
Знакомство с целями и задачами курса.
Изучение правил поведения и техники безопасности в компьютерном классе.
Эргономика рабочего места: правильная посадка, положение рук, расстояние
до монитора.
Основы здоровья при работе за ПК: гимнастика для глаз и разминка.
1.2 Аппаратное обеспечение ПК
Основные устройства компьютера: системный блок, монитор, клавиатура,
мышь, их назначение.
Внутренние компоненты системного блока: процессор, оперативная память,
жесткий диск, видеокарта, материнская плата (на уровне понимания их
функций).
Периферийные устройства: принтер, сканер, акустическая система, USBфлеш-накопитель.
2. Работа с текстом и данными
2.1 Основы работы в текстовом редакторе MS Word
Знакомство с интерфейсом программы: лента, панель быстрого доступа,
область редактирования.
6
Создание, сохранение и открытие документов. Форматы файлов (.docx, .pdf).
Базовые операции с текстом: ввод, выделение, копирование, вырезание,
вставка.
2.2. Создание абзацев и стилей текста
Форматирование абзацев: выравнивание, отступы, интервалы.
Работа со шрифтами: изменение типа, размера, цвета, начертания.
Создание и применение стилей для заголовков и основного текста.
2.3. Работа с конструктором таблиц
Вставка таблицы в документ.
Изменение структуры: добавление и удаление строк, столбцов, объединение
ячеек.
Форматирование таблицы: стили, границы, заливка.
2.4. Создание документов с изображениями
Вставка графических объектов и фотографий в документ.
Настройка обтекания текстом и положения изображения на странице.
Добавление надписей и простых фигур.
3. Создание презентаций и цифровое творчество
3.1. Интерфейс и базовые инструменты
Знакомство с интерфейсом MS PowerPoint: слайды, области, вкладки.
Создание новой презентации. Выбор и применение тем оформления.
Добавление, удаление и копирование слайдов. Выбор макетов слайдов.
3.2. Создание слайдов: добавление текста, изображений, таблиц
Работа с текстовыми полями: заголовки, подзаголовки, основной текст.
Вставка и оформление изображений, создание фотоколлажей.
Добавление и форматирование таблиц и диаграмм для наглядности.
3.3. Анимация и переходы: искусство умеренности
Добавление анимации для входа, выделения и выхода объектов.
Настройка порядка и времени анимации.
Добавление переходов между слайдами.
4. Основы работы с таблицами MS Excel
4.1. Основы интерфейса, базовые инструменты
Знакомство с интерфейсом: ячейки, строки, столбцы, листы.
Ввод и редактирование данных в ячейках.
Основные приемы работы: выделение, копирование, автозаполнение.
4.2. Типы данных и заполнение их в ячейки
Форматирование ячеек: числовой, текстовый, денежный, дата.
Выравнивание содержимого в ячейках, перенос текста.
5. Основы компьютерной графики
5.1. Основы интерфейса, базовые инструменты
Знакомство с интерфейсом графического редактора
Обзор панели инструментов: Кисть, Карандаш, Ластик, Заливка.
7
Палитра цветов: выбор основного и фонового цвета.
5.2. Создание простых и сложных изображений
Рисование геометрических фигур.
Создание коллажа из нескольких изображений.
6. Основы работы в сети Интернет и кибербезопасность
6.1. Кибербезопасность и цифровая грамотность.
Что такое персональные данные и почему их нужно защищать.
Создание и хранение надежных паролей.
Правила безопасного общения в социальных сетях и мессенджерах.
7. Создание итогового проекта на предложенную тему
Самостоятельное создание комплексного цифрового продукта
Консультации с педагогом на каждом этапе работы.
Публичная защита и демонстрация своего проекта перед группой.
1.4. Планируемые результаты
Личностные результаты:
В результате освоения программы у обучающихся будут сформированы:
Готовность и способность к саморазвитию и самостоятельности в работе с
цифровыми технологиями.
Мотивация к целенаправленной познавательной деятельности, стремление
создавать качественный и полезный цифровой продукт.
Ответственное отношение к информационным ресурсам и понимание
последствий своих действий в цифровой среде.
Формирование ценностного отношения к здоровью через соблюдение правил
техники безопасности, эргономики и норм работы за компьютером.
Развитие личностных качеств: аккуратность, дисциплинированность в
достижении цели при решении технических задач.
Метапредметные результаты:
Умение структурировать знания и представлять информацию в различных
формах
Развитие алгоритмического и логического мышления: способность разбивать
сложную задачу на последовательные шаги
Формулирование проблемы и самостоятельное создание способов ее
решения: умение анализировать ошибку
Поиск и выделение необходимой информации в интернете, критическая
оценка ее достоверности.
Умение ставить учебную задачу на основе того, что уже известно и усвоено,
и того, что еще неизвестно
Планирование последовательности действий для достижения
результата, определение необходимых инструментов.
Прогнозирование результата деятельности
8
Коррекция деятельности: внесение необходимых
дополнений и изменений в план и способ действия в случае
расхождения результата с эталоном.
Оценка качества и объема выполненной
работы; формирование навыка самоконтроля.
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать
свои мысли в соответствии с задачами и условиями
коммуникации (например, грамотно задать вопрос педагогу
или одногруппнику о возникшей проблеме).
Умение аргументировать свою точку зрения при
публичной защите своего проекта
Предметные результаты
•
Основные устройства компьютера и их функции.
•
Правила безопасной работы в сети Интернет и защиты персональных
данных.
•
Основные элементы интерфейса операционной системы Windows и
программ: Word, Excel, PowerPoint, графического редактора.
•
Основы создания и форматирования текстовых, табличных и
графических документов.
•
Принципы навигации и поиска достоверной информации в интернете.
2. Организационно-педагогические условия
2.1 Календарный учебный график на 2025-2026 учебный год
Год
обучения
Дата начала
обучения
1 год
01.09.2025
Дата
окончания
обучения
25.05.2026
Количество
учебных
недель
34
Количество
учебных
дней
34
Количество
учебных
часов
68
Режим
занятий
1 раз в
неделю
по 2
часа
I полугодие – 16 учебных недель
IIполугодие – 18 учебных недель
Каникулы: 24-28, 30 декабря 2025 г.-08 января 2026 г.; 25 – 28 марта 2026 г.
2.2. Условия реализации программы
Материально техническое обеспечение:
Для реализации программы имеется учебный кабинет, освещённость и
площадь в котором соответствует требованиям.
Учебное (обязательное) оборудование:
Интерактивная панель
1.
9
2. Компьютерное оборудование:
1.
Ноутбук.
2.
Мышь.
3.
МФУ.
4.
Сетевой удлинитель.
Кадровое обеспечение:
Реализацию программы обеспечивает педагог дополнительного
образования, обладающий профессиональными знаниями и компетенциями в
организации и ведении образовательной деятельности.
Уровень образования педагога: среднее профессиональное образование,
высшее образование– бакалавриат, высшее образование – специалитет или
магистратура.
Уровень
соответствие
квалификации:
образование
педагога
соответствует профилю программы.
Профессиональная категория: без требований к категории.
2.3. Формы аттестации
Основными формами аттестации являются выполнение контрольного
задания. На первом году обучения применяется тестирование с целью
контроля за усвоением теоретической и практической части программного
материала.
3.Список литературы
Для педагога:
1. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. Методическое пособие
для 5-6 классов. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний.
2. Классическое пособие от одного из главных авторов школьной
информатики. Содержит массу практических заданий, проектных работ и
методических рекомендаций, идеально подходящих для кружковой
деятельности.
3. Цветкова М.С., Богомолова О.Б. Информатика. Начальный курс.
Методическое пособие для учителя. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний.
4. Содержит подробные поурочные разработки, направленные на
формирование цифровой грамотности у младших и средних школьников.
5. Воронцов А.Б., Эльконин Д.Б. и др. Проектные задачи в начальной
и основной школе. — М.: Просвещение.
6. Незаменимая книга для организации проектной деятельности.
Поможет выстроить работу над итоговыми проектами, сделать их
групповыми и осмысленными.
10
7. Вовк Е.Т. и др. Информатика. Практикум для начальной школы.
Работаем в среде Windows и Linux. — М.: Форум, Инфра-М.
8. Содержит конкретные практические задания и упражнения по
работе с файловой системой, текстовым и графическим редакторами.
9. Симонович С.В. Информатика. Базовый курс. — СПб.: Питер.
Для обучающихся:
10.
Денисов Л.В., Денисова М.А. «Компьютер для детей. Самая
лучшая книга». — М.: АСТ.
11.
Виннер М., Виннер Т. «Компьютер. Учиться легко!
Современный самоучитель для детей». — М.: Эксмо.
12.
Симонович С.В. «Большая книга компьютера для детей». —
СПб.: Питер.
13.
Серия «Детский иллюстрированный компьютерный
словарь» (разные авторы).
Для родителей:
14.
Златопольский Д.М. «Занимательная информатика: задачи и
головоломки». — М.: Просвещение.
15.
Матвеева Н.В. «Кибербезопасность для школьников». —
М.: Русская панорама.
16.
Федоров А.Г. «Цифровой этикет: правила общения в
интернете». — СПб.: Наука и техника.
17.
Резников Ф.А. «Как сделать презентацию, которую все
запомнят». — М.: Образование и информатика.
18.
«Настольная энциклопедия школьника: Информатика и
компьютерные технологии». — М.: Аванта+.
19.
«Визуальный словарь: Компьютер и технологии». — М.:
Дорлинг Киндерсли.
20.
Звонкин А.К. «Математика и компьютер для детей». — М.:
МЦНМО.
21.
Антонов
Ю.В.
«Логические
задачи
для
юных
компьютерщиков». — М.: Бином.
11
Приложение 1
Входная диагностика
Карта оценивания обучающихся
№
п/п
Показатели
Теоретические
знания по
компьютерной
грамотности
- 10 б.
Решение
логических
задач – 9 б. (за
каждый
правильный
ответ 3 б.)
ФИО
Практическое
задание на
компьютере – 6 б.
(за каждое
правильно
выполненное
задание
– 3 б.)
Результат
Входная диагностика выявляет уровень развития интеллектуальных
способностей обучающегося и его склонности к работе по трем показателям.
Сумма баллов по трем критериям отражает готовность обучающегося к
освоению программы. Максимальное количество баллов – 25.
Приложение 2
Промежуточная аттестация
Промежуточная
диагностика
выявляет
уровень
усвоения
обучающимся
образовательной
программы
по
прохождению
теоретической и практической части.
Теоретическая часть
Цель: определение у обучающегося уровня владения пк
Критерии оценивания:
За правильный ответ на вопрос – 1 балл.
Максимальное количество баллов за тестирование – 10.
12
Тестовое задание
Задание: прочитай вопрос, выбери один правильный
ответ.
1. Для чего нужен рабочий стол в операционной системе?
а) Чтобы ставить на него кружку с чаем
б) Это основное место для хранения всех файлов и папок
в) Чтобы играть в игры
г) Для украшения экрана
2. Как называется устройство для печати документов?
а) Сканер
б) Монитор
в) Принтер
г) Колонки
3. Что такое файл?
а) Программа для рисования
б) Электронный документ, который хранится на компьютере
в) Игра на компьютере
г) Вирус
4. Как правильно сохранить документ в программе?
а) Закрыть программу без сохранения
б) Нажать «Файл» → «Сохранить как» → выбрать место и имя
в) Выключить компьютер
г) Переименовать файл
5. Для чего используется текстовый редактор (например, Word)?
а) Для создания рисунков
б) Для написания и оформления текстов
в) Для просмотра фильмов
г) Для вычислений
6. Что такое интернет-браузер?
а) Программа для просмотра сайтов (например, Яндекс.Браузер)
б) Игра по сети
в) Социальная сеть
г) Вирус
7. Как защитить свой компьютер от вирусов?
а) Ничего не делать
13
б) Установить антивирус и обновлять его
в) Удалить все файлы
г) Не подключаться к интернету
8. Что такое электронная почта?
а) Способ отправки бумажных писем
б) Система для обмена электронными сообщениями
в) Социальная сеть
г) Игра
9. Как создать новую папку на рабочем столе?
а) Нажать правую кнопку мыши → «Создать» → «Папку»
б) Удалить все файлы
в) Перезагрузить компьютер
г) Набрать текст на клавиатуре
10. Для чего нужна программа PowerPoint?
а) Для вычислений
б) Для создания презентаций
в) Для рисования
г) Для программирования
Практическая часть
Создание текстового документа MS Word
Итоговая аттестация
К концу учебного года обучающиеся готовят проект на заданную
тему. Проект представляет собой презентацию с использованием
документов, изображений, аудио файлов, анимации. Дети
самостоятельно находят, анализируют и используют
информацию. Сумма баллов по критериям –16
Защита проекта
Карта оценивания обучающегося
ФИО
Группа №
№
п/п
1
Компетентность
Знание основных терминов и фактического материала по
теме проекта (0-2 б.)
14
Результат
2
3
4
5
6
7
8
Умение
выделять
проблему, актуальность, цель
и задачи (0-2 б.)
Умение соотнести полученный результат (конечный
продукт) с поставленной целью (0-2 б.)
Умение находить требуемую информацию в различных
источниках (0-2 б.)
Владение грамотной, эмоциональной и свободной
речью (0-2 б.)
Стилизация слайдов соответствует выбранной теме(0-2
б.)
Умереное использование переходов и анимации на
слайдах(0-2 б.)
Наполнение презентации (ссылки,картинки, аудио,
документы, графики)(0-2 б.)
ИТОГО:
Максимальное количество баллов: 16 баллов
15
16