аннотация Шахматы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Шахматы» относится к физкультурно - спортивной направленности, так
ориентирована на интеллектуальное, здоровьесберегающее и патриотическое
воспитания учащихся посредством овладения навыками игры в шахматы.
Программа составлена на основе:
- Сухин И.Г. Шахматы. Полный курс для детей – Шахматы. Большой
самоучитель для детей. - Москва: Издательство АСТ, 2017.-160 с.
- Прудникова Е.А., Волкова Е.И. «Шахматы в школе. Методические
рекомендации»– М.: «Просвещение», 2018 г.
Адресат общеразвивающей программы.
Программа адресована учащимся с 7 до 14 лет.
Объем общеразвивающей программы - 306 часов.
1 год обучения: 102 часа.
2 год обучения:102 часа.
3 год обучения:102 часа.
Перечень форм обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Перечень видов занятий – беседа, практическое занятие, тренировочная
игра, турнир.
Перечень форм подведения итогов реализации дополнительной
общеразвивающей программы: педагогическое наблюдение, беседа,
решение задач, тест, игра, турнир.
Цель общеразвивающей программы: развитие интеллектуальных и
волевых способностей учащихся в процессе обучения шахматной игре.
Задачи общеразвивающей программы:
Обучающие:
- познакомить с историей появления и развития шахматной игры;
- познакомить с правилами шахматной игры;
- обучить приёмам и методам шахматной борьбы.
Развивающие:
- развивать познавательный интерес к шахматной игре;
- развивать внимание, память, логическое мышление.
Воспитательные:
- формировать культуру общения и поведения в коллективе;
- прививать навыки здорового образа жизни;
- воспитывать трудолюбие, самостоятельность, активность, волю к победе.
. Планируемые результаты
Метапредметные результаты - овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств её осуществления;
- определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной
деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях
неуспеха;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза,
обобщения, классификации, установление аналогий и причинноследственных связей, построение рассуждений;
- умение участвовать в коллективной деятельности, осуществлять
взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение
окружающих.
Личностные результаты- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни,
-наличие устойчивой мотивации к творческому труду, работе на
результат;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы
из спорных ситуаций;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей.
Предметные результаты –
1 год обучения
Учащиеся должны знать:
- историю возникновения шахматной игры;
-шахматные термины: белое и черное поля, горизонталь, вертикаль,
диагональ, центр, ход, взятие, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат;;
- названия шахматных фигур, правила хода и взятия каждой фигуры;
- сравнительную силу фигур;
- правила преобразования пешки на последней горизонтали;
-способы защиты от шаха;
-случаи, когда нельзя делать рокировку;
- основные тактические удары: двойной удар, двойной шах, открытое
нападение, связку;
- технику матования одинокого короля двумя ладьями, ферзём и ладьёй,
ферзём;
- шахматную нотацию.
Учащиеся должны уметь:
- правильно помещать шахматную доску между партнерами;
- ориентироваться на шахматной доске;
- различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
- правильно расставлять фигуры перед игрой;
- играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими
фигурами;
- нападать на фигуры противника;
- видеть элементарные угрозы партнёра;
- объявлять шах;
- рокировать короля;
- ставить простейший мат;
- решать элементарные шахматные задачи на мат в 1 ход;

- усвоить технику матования одинокого короля двумя ладьями, ферзём и
ладьёй, ферзём;
- владеть способом взятия на проходе;
- соблюдать правила игры.
2 год обучения
Учащиеся должны знать:
-правила шахматной борьбы и особенности игры в шахматы;
- абсолютную и относительную силу фигур;
- о вкладе чемпионов мира по шахматам в развитие шахматной культуры;
- историю происхождения шахмат;
- способы защиты в шахматной партии;
- иметь представление о дебютных ловушках и о том, как в них не
попадаться;
-шахматные комбинации и тактические приёмы двойной удар, связка,
двойной шах, открытое нападение, ловля фигуры, сквозной удар;
- способы реализации большого материального перевеса в эндшпиле;
- основы пешечного эндшпиля: проведение пешки в ферзи, правило
квадрата, правило оппозиции королей, борьбу короля против пешек;
- основы анализа шахматной партии;
- правила проведения соревнований, права и обязанности игрока.
Учащиеся должны уметь:
- нападать на фигуры противника;
- видеть нападение и защищать свои фигуры от нападения партнёра;
- матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзём и ладьёй, ферзём,
ладьёй;
- находить элементарные шахматные комбинации: двойной удар, связка,
двойной шах, открытое нападение, ловля фигуры, сквозной удар, мат на
последней горизонтали;
- играть партию от начала до конца с записью;
- анализировать свои партии;
- соблюдать правила поведения в турнире.
3 год обучения:
Учащиеся должны знать:
- историю появления шахмат на Руси;
- технику матования одинокого короля двумя слонами, слоном и конём;
- шахматные комбинации и тактические приёмы «завлечение»,
«отвлечение», «уничтожение защиты», «спёртый мат», «мельница»,
«перекрытие», «рентген»;
- основы теории Итальянской партии, Защиты двух коней, Русской
партии;
- способы атаки на рокировавшегося и не рокировавшегося короля;
- способы разрушения прикрытия короля при равносторонней и
разносторонней рокировках;

- теорию простейшего ладейного эндшпиля: ладья с пешкой против ладьи,
позицию Филидора и Лусены;
- основные элементы оценки позиции; постоянные и временные
преимущества;
- понятие «этюд» в шахматном творчестве;
- правила поведения на соревнованиях, права и обязанности игрока.
Учащиеся должны уметь:
- матовать одинокого короля двумя слонами, слоном и конём;
- разыгрывать простейшие ладейные эндшпили: ладья с пешкой против
ладьи;
- решать позиции на мат в 2 хода, находить тактические приёмы
«завлечение», «отвлечение», «уничтожение защиты», «спёртый мат»,
«мельница», «перекрытие», «рентген»;
- использовать перевес в развитии в дебюте, атаковать рокировавшегося
и не рокировавшегося короля;
- разыгрывать Итальянскую партию, Защиту двух коней, Русскую
партию;
- оценивать создавшуюся позицию, выбирать план и делать ход;
- играть партию от начала до конца с записью;
- анализировать свои партии;
- соблюдать правила поведения в турнире.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».