Фантазии

муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования Пышминского городского округа
«Пышминский центр дополнительного образования»

АДАПТИРОВАННАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
художественной направленности

«ФАНТАЗИИ»
возраст учащихся 7 – 11 лет
срок реализации программы 4 года

Автор – составитель:
Ивачева С.А.,
педагог дополнительного
образования
Иванова М.Н.,
педагог дополнительного
образования

пгт. Пышма
2024 год

1.Основные характеристики
1.1. Пояснительная записка
Адаптированная
дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая программа «Фантазии» относится к художественной
направленности, так как ориентирована на приобщение учащихся к
творческой деятельности через различные приёмы, техники и технологии
декоративно-прикладного искусства.
Программа составлена в соответствии с нормативными правовыми
актами и государственными программными документами:
1.
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г.
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2.
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от
31 марта 2022 г. № 678-р.
3.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 г. №629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».
4.
Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи».
5.
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)».
6.
Письмо Минпросвещения России от 30.12. 2022 № АБ-3924/06 (О
направлении методических рекомендаций (вместе с методическими
рекомендациями «Создание современного инклюзивного образовательного
пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья и детейинвалидов на базе образовательных организаций, реализующих
дополнительные общеобразовательные программы в субъектах Российской
Федерации».
7.
Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 04.03.2022 г. № 219-д «О внесении изменений в
методические
рекомендации
«Разработка
дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных
организациях», утвержденные приказом ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от
01.11.2021 г. № 934-д.
8.
Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. №162- Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до
2035 года».
2

Актуальность общеразвивающей программы заключается в том, что
данная программа раскрывает творческие способности, развивает
художественный вкус, фантазию, трудолюбие у детей с ограниченными
возможностями здоровья. Программа вводит ребёнка в удивительный мир
творчества, и с помощью разных видов декоративно - прикладного искусства
у ребёнка появляется возможность поверить в себя, в свои способности.
Работа с различными материалами развивает у детей мелкую моторику
рук, глазомер. Поделки, изготовленные своими руками, позволяют проявить
ребёнку индивидуальность и фантазию. Такие занятия способствуют более
успешной адаптации ребенка в обществе.
Создавая что-то своими руками, ребенок укрепляет связь с внешним
миром, что особенно важно для детей с ограниченными возможностями.
При осуществлении программы реализуются потребности родителей
(законных представителей) в занятости детей, в организации продуктивного,
содержательного досуга во внеурочное время, в том числе и во время
школьных каникул.
Программа составлена на основе методических пособий:
- Азбука мастерства. 1 класс: метод.пособие/ Т. Н. Проснякова. - Изд. 2е, испр. и доп. - М.: Академкнига/Учебник, 2005. - 96 с.
- Технология. Уроки творчества: учебник для 2 класса: [в 2 ч.] / Н. А.
Цирулик, Т. Н. Проснякова. - 3-е изд., испр. и доп. - Самара: Учеб. лит.;
Москва: Московские учебники, 2009г.
Отличительной особенностью общеразвивающей программы
является то, что она адаптирована к определенной категории детей с ОВЗ с
учётом их психологических, возрастных и индивидуальных особенностей.
Таким детям требуются особые, специфические методы обучения и
воспитания. Всё это способствовало формированию содержания программы,
обусловило выбор тем, форм и методов деятельности.
Данная программа нацелена на интеграцию различных видов
художественно-творческой деятельности детей. Предпочтение отдаётся
небольшим по объёму изделиям, на которые не требуется много времени, что
также важно в обучении детей с ОВЗ.
Адресат общеразвивающей программы: учащиеся 7-11 лет.
Контингент учащихся представлен следующими категориями:
- дети с умственной отсталостью;
- дети с задержкой психического развития.
В младшем школьном возрасте для детей с ограниченными
возможностями здоровья трудно даётся усвоение материала, появляются
значительные сложности в общении не только с ровесниками, но и
взрослыми. Общими для всех учащихся с ограниченными возможностями
здоровья являются нарушение умственного развития, замедленный темп либо
неравномерное становление познавательной деятельности, трудности
произвольной саморегуляции. Достаточно часто у учащихся отмечаются
нарушения речевой функции и мелкой моторики рук, зрительного
3

восприятия, пространственной ориентировки и эмоционально-личностной
сферы.
При легкой умственной отсталости имеет место ведущая
недостаточность познавательной деятельности и, в первую очередь,
недоразвитие абстрактного мышления, процессов обобщения и отвлечения в
сочетании с малой подвижностью и инертностью психических процессов.
Поэтому для организации обучения и воспитания этих детей особую роль
играют такие способы воздействия, которые направлены на преодоление
этих отклонений, активизацию эмоционально волевой сферы.
У детей с задержкой психического развития наблюдается отставание
психического развития от паспортного возраста, что проявляется
преимущественно в эмоционально-волевой сфере при относительно
сохранной познавательной деятельности. Для детей характерно преобладание
эмоциональной мотивации поведения, немотивированно повышенного фона
настроения, повышенная внушаемость.
Дети с ограниченными возможностями в силу своих «ограничений»
воспринимают этот мир ярче, острее, эмоциональней, чем их здоровые
сверстники. Они более усердны, вдумчивы и внимательны, так как их
физические возможности ограниченны. И именно на занятиях творчеством
дети находят отдушину в этом мире, творчество помогает в адаптации и
реабилитации, оно является самовыражением и самореализацией.
Атмосфера занятий творчеством позволяет раскрепоститься, ведь
ребенку дается больше свободы для реализации желаний и идей.
Способность к творческой деятельности вызывает успех, который, в
свою очередь, поддерживает интерес к процессу творчества.
Ребёнок с ОВЗ, участвуя в творческой деятельности, может пройти путь
от интереса, через приобретение конкретных навыков, к профессиональному
самоопределению, что так же важно для успешной социализации. Ряд
качеств, которые формируются у ребенка в процессе творческой
деятельности, в конечном итоге положительно скажутся на характере.
Принцип формирования учебных групп осуществляется по следующим
возрастным категориям:
1 год обучения - 7-8 лет.
2 год обучения - 8-9 лет.
3 год обучения - 9-10 лет.
4 год обучения - 10-11 лет.
Наполняемость группы: 1человек.
Режим занятий:
1 год обучения: 1 раз в неделю по 1 учебному часу.
2 год обучения: 1 раз в неделю по 1 учебному часу.
3 год обучения: 1 раз в неделю по 1 учебному часу.
4 год обучения: 1 раз в неделю по 1 учебному часу.
Продолжительность занятия 40 минут.
4

Занятие строится с обязательным включением перерыва для проведения
физминуток.
Объём общеразвивающей программы: общее количество часов по
программе –136 часов.
1 год обучения: 34 часа
2 год обучения: 34 часа
3 год обучения: 34 часа
4 год обучения: 34 часа
Срок освоения общеразвивающей программы- 4 года.
Перечень форм обучения - индивидуальная.
Перечень видов занятий - практическое занятие, беседа.
Перечень форм подведения итогов реализации дополнительной
общеразвивающей программы – устный опрос, педагогические
наблюдения, практическая работа, контрольная работа.
1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы
Цель общеразвивающей программы– творческая реабилитация детей
с ОВЗ средствами декоративно – прикладного искусства.
Задачи общеразвивающей программы:
Обучающие:
- Познакомить учащихся с разнообразием декоративно – прикладного
искусства и особенностями его видов;
- Научить учащихся основным приёмам и навыкам работы с различными
материалами, инструментами и приспособлениями;
- Сформировать знания о правилах техники безопасности.
Развивающие:
- Развивать мелкую моторику пальцев рук, глазомер;
- Развивать творческий потенциал и познавательную активность
учащихся;
- Развивать трудовые умения и навыки.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к декоративно-прикладному творчеству;
- Формировать культуру труда;
- Воспитывать личностные качества: аккуратность, трудолюбие,
терпение, усидчивость, умение довести начатое дело до конца;
- Воспитывать силу воли, уверенность в себе и своих возможностях.
1.3. Содержание общеразвивающей программы
Учебный план
Год
обуче
ния
1

Название раздела
Аппликация из бумаги

Количество часов
Всего
Теория Практика
17

1
5

16

Формы аттестации/
контроля
устный опрос,
педагогические

Работа с природным
материалом

17

1

16

Оригами

34
17

2
1

32
16

Лепка из соленого теста

17

1

16

34
17

2
1

32
16

17

1

16

Торцевание

34
11

2
1

32
10

Работа с тканью

11

1

10

Работа с нитками

12

1

11

Итог

34

3

31
Всего по программе: 136 часов

Итог
2

Итог
3

Бумагопластика

Работа с бросовым
материалом
Итог
4

наблюдения,
практическая работа
устный опрос,
педагогические
наблюдения,
практическая работа
устный опрос,
педагогические
наблюдения,
практическая работа
устный опрос,
педагогические
наблюдения,
практическая работа
устный опрос,
педагогические
наблюдения,
практическая работа
Контрольная работа,
педагогические
наблюдения
устный опрос,
педагогические
наблюдения,
практическая работа
устный опрос,
педагогические
наблюдения,
практическая работа
устный опрос,
педагогические
наблюдения,
практическая работа

Учебный (тематический) план
1 год обучения
№
п/п
1.

2.

Название раздела, темы
Аппликация из бумаги

Работа с природным
материалом

Количество часов
всего теория практика
17
1
16

17

1

6

16

Формы аттестации/
контроля
устный опрос,
педагогические
наблюдения,
практическая работа
устный опрос,
педагогические
наблюдения,

практическая работа

Итого

34

2

32

Содержание учебного (тематического) плана
1. Аппликация из бумаги.
Теория: история возникновения аппликации из бумаги. Разновидность
аппликации.
Инструменты,
материалы,
приспособления.
Техника
безопасности при работе с инструментами и материалами. Сведения о
производстве бумаги, картона, об их видах, свойствах и применении.
Способы создания плоской, обрывной и объемной аппликации.
Практика: Проведение простейших опытов по испытанию различных
образцов бумаги на прочность и водонепроницаемость.
Выполнение плоской аппликации:
- «Композиция из листьев»;
- «Кленовый лист»;
- «Овощи»;
- «Фрукты».
Выполнение обрывной аппликации:
- «Яблоко»;
- «Ежик»;
- «Березка»;
- «Тыква».
Выполнение орнаментальной аппликации:
- «Геометрические фигуры- круги, треугольники»;
- «Геометрические фигуры - квадраты, прямоугольники, круги»;
- «Узоры»;
- «Цветы»;
- «Снежинки».
Выполнение полуобъемной аппликации:
- «Новогодние шары»;
- «Зимний лес»;
- «Заяц».
2. Работа с природным материалом.
Теория: Понятие природный материал, применение. Его разновидности.
Техника безопасности при работе с инструментами и материалами.
Технология работы с природным материалом.
Практика:
Выполнение плоской аппликации из листьев, сухоцветов:
- «Рыбка»;
- «Птица»;
- «Кот»;
7

- «Бабочка»;
- «Ежик»».
Выполнение плоской композиции из шишек, семян, скорлупы, камушек
и т.п., с использованием пластилина и клея; приемы работы в данной
технике:
- «Цветы»;
-«Лес»;
- «Сова»;
- «Петушок»;
- «Белка»;
Выполнение объемных изделий из шишек, семян, скорлупы, камушек и
т.п., с использованием пластилина и клея; приемы работы в данной технике:
- «Лиса»;
- «Медведь»;
- «Пингвин»;
- «Филин»;
- «Мышка»;
- «Лось».
Учебный (тематический) план
2 год обучения
№
п/п

Название раздела, темы

1.

Оригами

2.

Лепка из соленого теста

Итого

Количество
всего
17

теория
1

практика
16

17

1

16

34

2

32

Формы аттестации/
контроля
устный опрос,
педагогические
наблюдения,
практическая работа
устный опрос,
педагогические
наблюдения,
практическая работа

Содержание учебного (тематического) плана
1. Оригами.
Теория: история возникновения оригами. Инструменты, материалы,
приспособления. Техника безопасности при работе с инструментами и
материалами. Условные обозначения, применяемые в оригами. Схемы в
оригами. Термины, применяемые в оригами.
Практика: конструирование поделок путём сгибания бумаги.
Складывание основных базовых форм:
-«Базовые формы»;
-«Собака»;
-«Кошка»;
8

-«Зайчик»;
-«Стакан»;
-«Карандаш»;
-«Карандаш»;
-«Кораблик»;
-«Самолет»;
-«Конверт»;
-«Рыбка»;
-«Сердечко»;
-«Снежинка»;
-«Дед мороз»;
-«Снеговик»;
-«Елка»;
-«Новогодняя звезда».
2. Лепка из соленого теста
Теория: Технология изготовлений плоских изделий из соленого теста.
Свойства соленого теста, приемы работы с соленым тестом, роспись изделий.
Техника безопасности при работе с инструментами и материалами.
Практика: изготовление и роспись изделий из соленого теста:
-«Ангелочек»;
-«Фрукты в корзинке»;
-«Рыбка»;
-«Лиса»;
-«Барашек»;
-«Цветок»;
-«Курочка»;
-«Улитка».
Учебный (тематический) план
3 год обучения
№
п/п

Количество часов

Название раздела, темы

всего

теория

практика

1.

Бумагопластика

17

1

16

2
.

Работа с бросовым
материалом

17

1

16

Итого

34

2

32

9

Формы аттестации/
контроля
устный опрос,
педагогические
наблюдения,
практическая работа
Контрольная работа,
педагогические
наблюдения

Содержание учебного (тематического) плана
1.Бумагопластика.
Теория:
Инструменты,
материалы,
приспособления.
Техника
безопасности при работе с инструментами и материалами. Виды вырезания
из бумаги и картона. Виды разметки, способы соединения деталей.
Практика: конструирование поделок:
-«Кот -щелевое соединение»;
-«Вертушка на палочке»;
-«Мышка из конуса»;
-«Заяц из конуса»;
-«Лев из цилиндра»;
-«Медведь из цилиндра»;
-«Пчела из цилиндра»;
-«Бабочка двигающаяся»;
-«Лягушка двигающаяся»;
-«Рыба двигающаяся»;
-«Змея двигающаяся»;
-«Открытка на новый год с открывающимся элементом»;
-«Звезда объемная»;
-«Объемная снежинка»;
-«Птичка качалка»;
-«Скворечник на палочке».
2. Работа с бросовым материалом.
Теория: Понятие бросовый материал, применение, его разновидности.
Техника безопасности при работе с инструментами и материалами.
Технология работы с бросовым материалом.
Практика: выполнение объемные изделий из бросового материала с
использованием пластилина, клея, проволоки:
-«Снеговик»;
-«Елочка»;
-«Божья коровка»;
-«Лягушка»;
-«Черепашка»;
-«Карандашница»;
-«Вертолет»;
-«Пчела»;
-«Цветы»;
-«Осьминог»;
-«Крокодил»;
-«Гусеница»;
-«Бинокль»;
-«Часы»;
10

-«Кораблик»
-«Заяц»;
-«Бусы».
Учебный (тематический) план
4 год обучения
№
п/п

Название раздела, темы

1.

Количество часов
всего

теория

практика

Торцевание

11

1

10

2.

Работа с тканью

11

1

10

3.

Работа с нитками

12

1

11

34

3

31

Итого

Формы аттестации/
контроля
устный опрос,
педагогические
наблюдения,
практическая работа
устный опрос,
педагогические
наблюдения,
практическая работа
устный опрос,
педагогические
наблюдения,
практическая работа

Содержание учебного (тематического) плана
1.Торцевание.
Теория:
инструменты,
материалы,
приспособления.
Техника
безопасности при работе с инструментами и материалами. История
возникновения техники торцевания. Виды и этапы торцевания.
Практика: изготовление работ в технике контурное торцевания:
- «Березовый лист»;
- «Мухомор»;
- «Ромашка».
Изготовление работ в технике торцевание на плоскости:
- «Рыба»;
- «Одуванчик»;
- «Сирень».
Изготовление работ в технике торцевание слоями:
- «Лягушка»;
- «Яблоко».
2. Работа с тканью.
Теория: сведения о производстве тканей. Виды тканей, определение
лицевой и изнаночной сторон. Инструменты и материалы. Техника
11

безопасности при работе с инструментами и материалами. Подбор образцов
тканей по виду, цвету и назначению.
Практика: изготовление изделий в технике плоской аппликации клей
-Аппликация «Дом»;
-Аппликация «Снеговик»;
-Аппликация «Снегирь на ветке»;
Шитье объемных игрушек из ткани.
-Игрушка «Игольница»;
-Игрушка «Заяц»;
3. Работа с нитками.
Теория: Общие сведения о нитях, их разновидности. Инструменты и
материалы. Технология и этапы работы с нитями. Техника безопасности при
работе с инструментами и материалами.
Практика: изготовление объемных изделий и аппликация на плоскости
из цветных ниток.
-Аппликация по контуру «Кошечка»;
-Аппликация с заполнением рисунка «Собачка»;
Плетение:
-«Мандала из двух палочек»;
-«Мандала из трех палочек»;
-«Мандала из четырех палочек»;
-«Плетение на «ромашке»;
Изделия из помпонов:
-«Цыпленок из помпонов»;
-«Заяц из помпонов»;
объемные изделий
-«Кисть-колокольчик»;
-«Куколка».
1.4. Планируемые результаты
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- умение координировать свои действия с действиями педагога;
- умение следовать инструкциям при выполнении работы;
- с помощью педагога объяснять выбор наиболее подходящих для
выполнения задания материалов и инструментов;
- формирование способности оценивать результаты художественнотворческой деятельности совместно с педагогом, давать эмоциональную
оценку деятельности на занятии.
Познавательные УУД:
- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в
устной форме;
12

- сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие;
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже
известного с помощью педагога.
Коммуникативные УУД:
- участвовать в диалоге на занятии и отвечать на вопросы педагога;
- формулирование собственного мнения;
Личностные результаты:
формирование
выраженной
познавательной
мотивации
и
познавательного интереса к новым способам исследования технологий и
материалов;
- ответственное отношение к занятиям и общественно-полезному труду;
- владение культурой речи и культурой общения;
- проявление навыков сотрудничества с педагогом;
Предметные результаты:
1 год обучения
Учащиеся должны знать:
-разновидности аппликаций (плоская, обрыванием, объемная); названия
различных видов, свойств бумаги и картона; некоторые элементарные
сведения о производстве бумаги, картона, об их видах;
-названия инструментов и материалов, необходимые для работы
аппликации из бумаги и природного материала;
-технологию выполнения аппликации и природного материала;
-этапы и основные правила изготовления работы в технике аппликация и
работы с природным материалом;
Учащиеся должны уметь:
-соблюдать правила охраны труда, пользоваться необходимыми
инструментами и материалами; организовывать свое рабочее место;
- выполнять аппликации из цветной бумаги (плоскую, обрыванием,
объемную);
- выполнять плоскую аппликацию из листьев, сухоцветов; плоские
композиции и объемные изделия из шишек, семян, скорлупы, камушек и т.п.,
- создавать изделия, пользуясь схемами;
-следовать устным инструкциям.
2 год обучения
Должны знать:
- условные обозначения, применяемые в оригами,
- термины, применяемые в оригами и лепке из соленого теста;
Должны уметь:
- правильно организовать своё рабочее место, поддерживать порядок во
время работы;
-пользовать инструментами и материалами, необходимыми для оригами;
13

- выполнять простые базовые формы и изделия из бумаги в технике
оригами;
-владеть способами лепки из соленого теста;
- создавать изделия, пользуясь схемами;
-следовать устным инструкциям.
3 год обучения
Учащиеся должны знать:
-названия различных видов, свойств бумаги и картона; сведения о
производстве бумаги, картона, об их видах;
-названия инструментов и материалов, необходимых для работы;
-материалы относящиеся к бросовым, способы соединения деталей;
-технологию, этапы и основные правила изготовления работы в этих
техниках;
-правила работы в данных техниках;
Учащиеся должны уметь:
-соблюдать правила охраны труда, пользоваться необходимыми
инструментами и материалами; организовывать свое рабочее место;
- конструировать и выполнять объемные работы из бумаги и картона;
-работать со схемами в технике бумагопластика;
- работать с бросовым материалом;
- склеивать последовательно детали, собирать изделия;
-следовать устным инструкциям.
4 год обучения
Учащиеся должны знать:
- названия видов, свойств бумаги, картона, ткани и ниток; сведения о
производстве бумаги, картона, ткани и ниток;
-названия инструментов и материалов, необходимых для торцевания,
работы с тканью и нитками;
-технологию, этапы и основные правила изготовления работы в технике
торцевание, работы с тканью и нитками;
Учащиеся должны уметь:
-соблюдать правила охраны труда, пользоваться необходимыми
инструментами и материалами; организовывать свое рабочее место;
- выполнять торцевание из цветной бумаги;
- выполнять изделия из ткани и ниток;
-пользоваться инструментами и материалами в данных техниках;
-следовать устным инструкциям.

14

2. Организационно – педагогические условия
2.1. Календарный учебный график на 2024-2025 учебный год
Год
обучения
1 год

Дата
начала
обучения
02.09.2024

Дата
окончания
обучения
23.05.2025

4 год

02.09.2024

23.05.2025

Количество Количество Количество
учебных
учебных
учебных
недель
дней
часов
34
34
34

34

34

34

Режим
занятий
1 раз в
неделю по
1 часу
1 раз в
неделю по
1 часу

I полугодие – 16 учебных недель
II полугодие – 18 учебных недель
Каникулы: 24 декабря 2024 г.-08 января 2025 г.; 24-26, 29-30 марта 2025 г.

Материально-техническое обеспечение программы:
- Учебный кабинет (включая типовую мебель) (1 единица на группу)
- Ножницы бытовые (1 штука на группу)
- Швейная игла (ручная) (1 комплект на группу)
- Игольница (1 штука на группу)
- Карандаш простой (1 штука на группу)
- Нитки швейные (5 катушек на группу)
Кадровое обеспечение
Реализацию программы обеспечивает педагог дополнительного
образования, обладающий профессиональными знаниями и компетенциями в
организации и ведении образовательной деятельности.
Уровень образования педагога: среднее профессиональное образование,
высшее образование – бакалавриат, высшее образование – специалитет или
магистратура.
Уровень
соответствие
квалификации:
образование
педагога
соответствует профилю программы.
Профессиональная категория: без требований к категории.
Методические материалы
№
п/п

1.

Название
раздела

Аппликация
бумаги.

Материально –
Формы, методы,
техническое
приемы обучения
оснащение,
дидактикометодический
материал
1год обучения
из Цветная бумага и Беседа, обсуждение,
картон,
клей- объяснение, показ,
карандаш, карандаш физминутка, игра,
простой, ножницы.
самостоятельная и
творческая работа.
15

Формы
учебного
занятия

Беседа,
практическое
занятие.

2.

1.

2.

1.

2.

1.

Работа
природным
материалом.

с Природный
Беседа, обсуждение,
материал:
шишки, объяснение,
показ,
листья,
орехи, физминутка,
игра,
семена и т.д., картон, самостоятельная
и
клей,
пластилин, творческая работа.
подкладной
лист,
ножницы.
-Образцы работ;
-Иллюстративный
материал
(репродукции,
фотографии);
-Шаблоны и схемы
для аппликаций.
2 год обучения
Оригами
Бумага
белая, Беседа, обсуждение,
цветная,
клей- объяснение,
показ,
карандаш, карандаш физ.минутка,
игра,
простой, ножницы.
самостоятельная
и
творческая работа.
Лепка
из Пластичный
Беседа, обсуждение,
соленого теста
материал,
стека, объяснение,
показ,
подкладной
лист, физ.минутка,
игра,
краски,
кисти, самостоятельная
и
баночкатворческая работа.
непроливайка.
-Образцы
работ,
Иллюстративный
материал
(репродукции,
фотографии).
3 год обучения
Бумагопластика Цветная
бумага, Беседа, обсуждение,
картон,
ножницы, объяснение,
показ,
клей
карандаш, физ.минутка,
игра,
шаблоны.
– самостоятельная
и
Подборка:
творческая работа.
физминутки, загадки,
стихи, пословицы.
Работа
с Пластмассовые
Беседа, обсуждение,
бросовым
бутылочки, баночки, объяснение,
показ,
материалом.
крышки, CD диски и физ.минутка,
игра,
т.д., ножницы, клей, самостоятельная
и
проволока.
творческая работа.
-Иллюстративный
материал (альбомы,
репродукции,
фотографии).
4 год обучения
Торцевание.
Бумага цветная и Беседа, обсуждение,
гафрированная,
объяснение,
показ,
16

Беседа,
практическое
занятие.

Беседа,
практическое
занятие.
Беседа,
практическое
занятие.

Беседа,
практическое
занятие.

Беседа,
практическое
занятие.

Беседа,
практическое

2.

3.

картон,
клей, физ.минутка,
игра,
ножницы, карандаш. самостоятельная
и
творческая работа.
Работа с тканью. Ткань,
клей- Беседа, обсуждение,
карандаш,
картон, объяснение,
показ,
ножницы,
нитки, физ.минутка,
игра,
иголки,
шаблоны. самостоятельная
и
Образцы
работ. творческая работа.
Иллюстративный
материал
(репродукции,
фотографии).
Работа
с Нитки,
ножницы, Беседа, обсуждение,
нитками.
клей
карандаш, объяснение,
показ,
картон.
Образцы физ.минутка,
игра,
работ.
самостоятельная
и
Иллюстративный
творческая работа.
материал
(репродукции,
фотографии).

занятие.
Беседа,
практическое
занятие.

Беседа,
практическое
занятие.

2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Текущий контроль осуществляется на каждом занятии с целью
выявления уровня освоения конкретной темы или раздела программы.
Проводится в форме педагогического наблюдения.
Аттестация проводится по каждому разделу. Форма проведения
аттестации: устный опрос, педагогические наблюдения, практическая работа,
контрольная работа (Приложение №1, №2, №3, №4).
3. Список литературы.
Для педагога
Нормативные документы
1.
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г.
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2.
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от
31 марта 2022 г. № 678-р.
3.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 г. №629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».
4.
Федеральный проект «Успех каждого ребенка» в рамках
национального проекта «Образование».
5.
Федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан
Российской Федерации» в рамках национального проекта «Образование» (до
2024 г.).
17

6.
Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи».
7.
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29
мая 2015 г. № 996-р.
8.
Подпрограмма «Наследие» государственной программы РФ
«Развитие культуры» (с 16 апреля 2020 г. - утв. Постановлением
Правительства РФ от 31 марта 2020 г. №392).
9.
Подпрограмма «Искусство» государственной программы РФ
«Развитие культуры» (с 16 апреля 2020 г. – утв. Постановлением
правительства РФ от 31 марта 2020 г. №392).
10.
Стратегия развития воспитания в Свердловской области до 2025
года, утв. Постановлением Правительства Свердловской области от 7 декабря
2017 г. № 900-ПП.
11.
Устав МБУДО ПГО «Пышминский ЦДО», утв. постановлением
администрации Пышминского городского округа от 19.12.2018 г. №760.
12.
Положение
о
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих программах муниципального бюджетного учреждения
дополнительного
образования
Пышминского
городского
округа
«Пышминский центр дополнительного образования» (приказ № 16/3 от 11
марта 2022 г.).
Литература, использованная при составлении программы
1.
Агапова И.А., Давыдова М.А. Поделки из бумаги: оригами и
другие игрушки из бумаги и картона.– М.: ИКТЦ Лада, 2008г.,95 стр.
2.
Агапова И.А., Давыдова М.А. 200 лучших игрушек из бумаги
картона. – М.: Изд-во Лада, 2007г.,240 стр.
3.
Артамонова Е.В. Необычные сувениры и игрушки. Самоделки из
природных материалов.-М.:Изд-во Эксмо,2005г., 64 стр.
4.
Гильман Р.А. Иголка и нитка в умелых руках. М.:
Легпромбытиздат, 1993г., 192стр.
5.
Лутцева Е.А. Программа «Технология. Ступеньки к мастерству»,
«Начальная школа XXI века» М.: Просвещение, 2010 г.,215стр.
6.
Маллер А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями. М.:
Педагогика-Пресс, 2009.
7.
Маллер А. Р. Ребенок с ограниченными возможностями: Книга
для родителей. М.: Педагогика–Пресс, 2006. 284 с.
8.
Минюрова С. А. Возрастная психология: детство, отрочество
[Текст]: учеб. пособие для студентов вузов/ С.А. Минюрова; Урал.
Гос.пед.ун-т. – Екатеринбург, 2010. – 176с.
9.
Румянцева Е.А. «Аппликация», «Мир книги», 2010г.,112 стр.
18

10.
Свешникова Т.А. Природные материалы. (Мастер-класс на
дому)- М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2010г., ил., 80 стр.
11.
Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика
воспитания: Учебное пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений/Под ред.
В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 336 с.
12.
Торгашова В. Рисуем нитью. Скрипторий-2003; 2009г.,32стр.
Для учащихся:
1.
Анохина Н.Г. Оригинальные поделки из бумаги своими руками.–
Ростов н/Д:Владис;, 2012.
2.
Волкова Н.В, Жадько Е.Г. «100 замечательных поделок из всякой
всячины», Ростов-на-Дону, 2009 г., 252 стр.
3.
Геронимус Т.М. «Я всё умею делать сам» - М., 1998 г.,132 стр.
4.
Сарафанова Н. Подарки к празднику. – М.: Мир книги,
2004г.,376стр.
5.
Скиликорн Х. Чудеса своими руками. Стильные штучки. – М.:
Ниола 21 век, 2005г.,32стр.

19

Приложение №1
1 год обучения
Устный опрос по разделу «Аппликация из бумаги»
Вопросы:
1)Что такое аппликация?
2)Какие материалы и инструменты используются при выполнении
аппликации из бумаги:
3)Назови виды аппликаций.
Уровни оценки знаний:
3 правильных ответа – высокий уровень
2 правильных ответа – средний уровень
1 правильных ответа –низкий уровень
Устный опрос по разделу «Работа с природным материалом»
Вопросы:
1. Что относится к «природным материал»?
2. Определи последовательность выполнения композиции из природного
материала:
а) Последовательно наклеить материал по рисунку.
б) Нарисовать эскиз на картоне.
в) Положить под пресс.
г) Разместить на картоне листья, цветы.
Уровни оценки знаний:
2 правильных ответа – высокий уровень
1 правильных ответа – средний уровень
0 правильных ответа –низкий уровень

№
п/п
1.

Практическая работа
Карта контроля практической работы
Технологическая операция

Соблюдение порядка на рабочем месте во время
выполнения работы
2.
Соблюдение правил ТБ (инструменты и
материалы)
3.
Соблюдение поэтапности выполнения работы
4.
Качество выполнения работы (аккуратность,
эстетичность)
5.
Уровень самостоятельности в выполнении
работы
Максимальное количество баллов
Критерии оценивания по уровням:
8-10 баллов – высокий уровень
5-7 балла – средний уровень
1- 4 балла – низкий уровень
20

Баллы
(1-2 балла)

Приложение №2
2 год обучения
Устный опрос по разделу «Оригами»
Вопросы:
1)В какой стране появилось искусство оригами?
2)Что означает тонкая основная линия в оригами?
3) Какие базовые формы оригами ты знаешь?
Уровни оценки знаний:
3 правильных ответа – высокий уровень
2 правильных ответа – средний уровень
1 правильных ответа –низкий уровень
Устный опрос по разделу «Лепка из соленого теста»
Вопросы:
1). Какие инструменты и материалы необходимы для изготовлений изделий
из соленого теста?
2). Какие способы лепки ты используешь в работе?
3) Как соединяются детали изделия между собой?
Уровни оценки знаний:
3 правильных ответа – высокий уровень
2 правильных ответа – средний уровень
1 правильных ответа –низкий уровень
Практическая работа
Карта контроля практической работы
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.

Технологическая операция
Соблюдение порядка на рабочем месте во время
выполнения работы
Соблюдение правил ТБ (инструменты и
материалы)
Соблюдение поэтапности выполнения работы
Качество выполнения работы (аккуратность,
эстетичность)
Уровень самостоятельности в выполнении
работы
Максимальное количество баллов

Критерии оценивания по уровням:
8-10 баллов – высокий уровень
5-7 балла – средний уровень
1- 4 балла – низкий уровень

21

Баллы
(1-2 балла)

Приложение №3
3 год обучения
Устный опрос по разделу «Бумагопластика»
Вопросы:
1) Какие виды бумаги ты знаешь?
2) Назови основные приемы работы с бумагой:
3) Назови основные техники в работе с бумагой:
Уровни оценки знаний:
3 правильных ответа – высокий уровень
2 правильных ответа – средний уровень
1 правильных ответа –низкий уровень

№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.

Практическая работа
Карта контроля практической работы
Технологическая операция

Баллы
(1-2 балла)

Соблюдение порядка на рабочем месте во время
выполнения работы
Соблюдение правил ТБ (инструменты и
материалы)
Соблюдение поэтапности выполнения работы
Качество выполнения работы (аккуратность,
эстетичность)
Уровень самостоятельности в выполнении
работы
Максимальное количество баллов

Критерии оценивания по уровням:
8-10 баллов – высокий уровень
5-7 балла – средний уровень
1- 4 балла – низкий уровень
Контрольная работа по разделу «Работа с бросовым материалом».
Учащемуся предлагается изготовить поделку из природного и бросового
материала (по выбору детей).
№ Задания,
п/п вопросы
1.

2.

Используемый
материал при
выполнении задания
Узнай и
Небольшие детали или
назови вид фрагменты дерева,
материала
бумаги, кожи, металла,
и его
пластика, поролона,
свойства
бересты, бросового и
природного материала.
Развитие
Природный, бросовый
конструиро и вспомогательный

3 балла

Критерии оценивания
2 балла

Знает и
называет не
менее 6-7
видов
материала и 3
свойств.
Придумывает
и
22

Знает и называет
не менее 4 видов
материала и 2
свойства.
Идея
предлагается

1 балл
Знает и
называет
менее 3
видов
материала и
1 свойство.
Полностью
делает

3.

ванных
материал.
способност
ей и
художестве
нного
вкуса.

самостоятель
но выполняет
сложную
поделку и
украшает её.

Овладение
приёмами
работы с
материала
ми.

Прочно
скрепляет
детали
самостоятель
но.

Ножницы, клей.
Мелкие
вспомогательные
детали, мозаика и т.д.

Критерии оценивания по уровням:
8-9 баллов – высокий уровень
7-5 балла – средний уровень
4-1 балла – низкий уровень

23

взрослым, а
работу ребёнок
выполняет
самостоятельно
под
наблюдением
взрослого.
Пытается
скреплять
самостоятельно,
но с небольшой
помощью
взрослого.

работу с
помощью
взрослого.

Полностью
скрепляет с
помощью
взрослого.

Приложение №4
Устный опрос по разделу «Торцевание»
Вопросы:
1)
Какие материалы и инструменты необходимы для торцевания
2)
Какие виды торцевания ты знаешь?
Уровни оценки знаний:
2 правильных ответа – высокий уровень
1 правильных ответа – средний уровень
не ответил ни на один вопрос –низкий уровень
Устный опрос по разделу «Работа с тканью».
Вопросы:
1). Какие ты знаешь виды ткани.
2) Как определить лицевую и изнаночную сторону
3) Какие инструменты и материалы необходимы для изготовления работ в
технике аппликация из ткани.
4) Какие инструменты и материалы необходимы для изготовления работ в
технике шитье игрушек.
Критерии оценивания по уровням:
4-3 правильных ответа – высокий уровень
2 правильных ответа – средний уровень
1 правильный ответ –низкий уровень
Устный опрос по разделу «Работа с нитками.».
Вопросы:
1). Какие инструменты и материалы необходимы для изготовления работ из
ниток.
2) Какие виды ниток ты знаешь.
3) Расскажи последовательность изготовления аппликации на плоскости из
цветных ниток.
4) Какие материалы необходимы для изготовления изделий из помпонов.
Критерии оценивания по уровням:
4-3 правильных ответа – высокий уровень
2 правильных ответа – средний уровень
1 правильный ответ –низкий уровень
Практическая работа
Карта контроля практической работы
№
Технологическая операция
Баллы
п/п
(1-2 балла)
1.
Соблюдение порядка на рабочем месте во время
выполнения работы
2.
Соблюдение правил ТБ (инструменты и
материалы)
3.
Соблюдение поэтапности выполнения работы
24

4.
5.

Качество выполнения работы (аккуратность,
эстетичность)
Уровень самостоятельности в выполнении
работы
Максимальное количество баллов

Критерии оценивания по уровням:
8-10 баллов – высокий уровень
5-7 балла – средний уровень
1- 4 балла – низкий уровень

25


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».