Домисолька

муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования Пышминского городского округа
«Пышминский центр дополнительного образования»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
художественной направленности

«ДОМИСОЛЬКА»
возраст учащихся 5-11 лет
срок реализации программы 2 года

Автор – составитель:
Абрамова О.А.,
педагог дополнительного
образования

пгт. Пышма
2024 год

1. Основные характеристики
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Домисолька» относится к художественной направленности, так как
знакомит учащихся с музыкально – творческой деятельностью.
Программа составлена в соответствии с нормативными правовыми
актами и государственными программными документами:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №
273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от
31 марта 2022 г. № 678-р.
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 №629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».
4. Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи».
5. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)».
6. Письмо Минпросвещения России от 30.12. 2022 № АБ-3924/06 (О
направлении методических рекомендаций (вместе с методическими
рекомендациями «Создание современного инклюзивного образовательного
пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья и детейинвалидов на базе образовательных организаций, реализующих
дополнительные общеобразовательные программы в субъектах Российской
Федерации».
7. Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 04.03.2022 г. № 219-д «О внесении изменений в
методические
рекомендации
«Разработка
дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных
организациях», утвержденные приказом ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от
01.11.2021 г. № 934-д.
8. Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. №162- Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до
2035 года».
2

9. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период
до 2025 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015
г. № 996-р.
10. Государственная программа Российской Федерации «Развитие
образования», утв. Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2017 г.
№1642.
11. Национальные проект «Образование» (паспорт утвержден
президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по
стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24
декабря 2018 г. № 16)).
12. Федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан
Российской Федерации» в рамках национального проекта «Образование» (до
2024 г.).
13. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» в рамках
национального проекта «Образование».
14. Стратегия развития воспитания в Свердловской области до 2025
года, утв. Постановлением Правительства Свердловской области от 7 декабря
2017 г. № 900-ПП.
15. Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до
2035 года».
16. Государственная программа Российской Федерации «Развитие
культуры», утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 15
апреля 2014 г. №392 (с изм. от 29 декабря 2020 г.).
17. Подпрограмма «Наследие» государственной программы РФ
«Развитие культуры» (с 16 апреля 2020 г. - утв. Постановлением
Правительства РФ от 31 марта 2020 г. №392).
18. Подпрограмма «Искусство» государственной программы РФ
«Развитие культуры» (с 16 апреля 2020 г. – утв. Постановлением
правительства РФ от 31 марта 2020 г. №392).
19. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 №816 «Об утверждении
Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ».
Актуальность общеразвивающей программы соответствует данным
опроса детей, родителей, педагогов. Данная программа способствует
физическому, эстетическому развитию учащихся, а также внимательности,
аккуратности, усидчивости.
Дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования
и развития певческого голоса. Пение - наиболее доступный исполнительский
вид музыкальной деятельности. Дети очень любят петь, поют охотно, с
3

удовольствием. Важной формой самовыражения детей является
коллективное пение, личные качества формируются именно там.
В процессе занятий в вокальных коллективах у детей повышается
интерес к разно-жанровой вокальной музыке, развивается вокальный слух,
ребенок учится исполнять сам вокальные произведения и тем самым
расширяет свой кругозор, формирует знания во многих областях
музыкального искусства.
Сегодня на первый план вышла проблема формирования личности
гражданина, патриота своей страны. Молодой гражданин должен быть
подготовлен к новым общественным отношениям, уметь адаптироваться в
новых социокультурных условиях, найти своё место в этом обществе, стать
полноценным гражданином своей страны, патриотом Родины, сохранять и
преумножать её культуру, заботиться об её престиже в мире.
В репертуаре объединения не только современные эстрадные песни, но
и песни патриотической направленности (о Родине, родном крае и его
природе, военные песни, песни о мире, дружбе, доброте и т.п.)
Программа составлена на основе программ и методик:
- Емельянов В. Развитие голоса. Координация и тренинг. СанктПетербург 2000 г.;
- Смолин К. О., Вокал для всех / Элизабет Ховард и Ховард Остин. Москва, 2007. - 64 с.;
- Суязова Г.А. «Мир вокального искусства» - Волгоград, «Учитель»,
2007 г.
Отличительная особенность общеразвивающей программы.
Программа отличается от вышеперечисленных программ тем, что:
- в занятия включены упражнения дыхательной гимнастики по методике
А.Н. Стрельниковой;
- распевка по возрасту;
- артикуляционные упражнения;
- логоритмические упражнения;
- применяются скороговорки для разработки артикуляционного
аппарата;
- содержание программы может быть основой для организации учебновоспитательного процесса по индивидуальной траектории, развития
вокальных умений и навыков как групп обучающихся, так и отдельно взятых
учеников;
- песенный репертуар подобран с учетом традиционных дней,
тематических праздников и других мероприятий;
- для работы используются популярные детские современные песни.
Адресат общеразвивающей программы – учащиеся с 5 до 11 лет.
В старшем дошкольном возрасте голосовой аппарат у ребёнка не
совершенен, окончательно не сформирован. Гортань маленькая, голосовые
связки короткие, тонкие, небо малоподвижное, дыхание короткое, слабое,
поверхностное. Поэтому голос у детей несильный, но порой звонкий. Дети
4

этого возраста могут петь уже в более широком диапазоне - ре I – до II
октавы. Удобными звуками чаще всего являются ми, фа, си - I октавы.
Именно в этом диапазоне звучание наиболее легкое, естественное.
На начальном этапе вокального воспитания закладываются певческие
навыки пения: интонирование, вокальная техника, ансамблирование.
Занятия организованы в групповой форме. Данная форма обучения
предполагает от 3 до 10 человек.
Режим занятий.
Занятия организуются 1 раз в неделю по 1 академическому часу.
Продолжительность занятия у 1 года обучения - 25 минут.
Продолжительность занятия у 2 года обучения - 40 минут.
Объем общеразвивающей программы – 68 часов.
Срок освоения общеразвивающей программы – 2 года.
Особенности организации образовательного процесса модель
реализации программы традиционная, представляет собой линейную
последовательность освоения содержания в течение 2 лет.
Перечень форм обучения - групповая.
Перечень видов занятий: практическое занятие, беседы.
Перечень форм подведения итогов реализации дополнительной
общеразвивающей программы:
- теоретические знания: беседы, опросы, педагогическое наблюдение.
- практические навыки: творческий отчет: участие в отчетных
концертах, районном смотре художественной самодеятельности, окружных и
областных конкурсах.
1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы
Цель
общеразвивающей
программы:
развитие
певческих
способностей учащихся, средствами музыкально – творческой деятельности.
Задачи общеразвивающей программы:
Обучающие:
- формировать у учащихся устойчивый интерес к музыке и пению;
- формировать певческие умения, способствующие выразительному
исполнению;
Развивающие:
- развивать творческие способности, музыкальность, в частности
музыкальный слух, музыкальную память, чувство ритма;
Воспитательные:
-воспитывать культуру поведения, чувство патриотизма и любовь к
Родине.

5

1.3. Содержание общеразвивающей программы
Учебный план
№
п/п

Название
раздела

1

Пение, как вид
музыкальной
деятельности.
Музыкально исполнительская
работа.
Техника
сценической
речи.
Артикуляционны
й аппарат.
Работа над
произведениями.
Сценическое
мастерство.
Итог

2

3

4

Количество часов
(теория/практика)
Год обучения
1
2
1
1
(1/0)
(1/0)

Формы аттестации/
контроля

Беседа, педагогическое
наблюдение.

20
(4/16)

20
(4/16)

Прослушивание, педагогическое
наблюдение, беседа, тест.

6
(1/5)

6
(1/5)

Прослушивание, педагогическое
наблюдение, беседа.

7
(0/7)

7
(0/7)

Прослушивание, педагогическое
наблюдение, творческий отчет.

34 (6/28)

34 (6/28)
Всего по программе: 68 часов

Учебный (тематический) план
1 год обучения
№
п/п.

Количество часов
Название темы.

1.

Пение, как вид музыкальной
деятельности.

2.

Музыкально
исполнительская работа.

Всего
1

Теория
1

Практика
0

20

4

16

-

3.

Техника сценической речи.
Артикуляционный аппарат.

6

1

5

4.

Работа над произведениями.
Сценическое мастерство.

7

0

7

Итого:

34

6

28

6

Формы
аттестации/
контроля
Беседа,
педагогическое
наблюдение.
Прослушивание,
педагогическое
наблюдение,
беседа, тест.
Прослушивание,
педагогическое
наблюдение,
беседа.
Прослушивание,
педагогическое
наблюдение,
творческий
отчёт.

Содержание учебного (тематического) плана
1. Пение, как вид музыкальной деятельности.
Теория: знакомство детей с графиком работы детского объединения,
инструктаж по технике безопасности, правила поведения на сцене. Беседа
«Пение, как вид музыкальной деятельности».
2. Музыкально - исполнительская работа:
- Певческая установка, дыхание.
Теория: типы дыхания.
Практика: певческая установка. Работа над цепным дыханием.
Короткое и задержанное дыхание. Взаимосвязь звука и дыхания.
- Артикуляция, дикция.
Теория: подготовка артикуляционного аппарата к работе. Тип гласного.
Музыкальная фраза.
Практика: работа над гласными, согласными. Выработка правильного,
отчетливого и одновременного произношения слов в произведении.
- Звукообразование, звуковедение.
Теория: голосовые регистры. Вокальная позиция.
Практика: упражнения на развитие и сглаживание регистровых
переходов (звукоряды, скачки, арпеджио).
- Диапазон голоса.
Нахождение примарных зон голоса. Упражнения на развитие звукового
диапазона.
- Подбор репертуара.
Практика: прослушивание музыкальных произведений совместно с
учащимся.
3. Техника сценической речи. Артикуляционный аппарат.
Теория: развитие артикуляционного аппарата.
Практика: работа над дикцией, работа над звукообразованием.
4. Работа над произведениями. Сценическое мастерство.
Практика: работа над движениями, мимикой, сценическим образом.
Разучивание текста песен по фразам в темпоритме песни нараспев. Освоение
различных песенных навыков: унисонного ансамблевого звучания, ровного
звуковедения, выработка единой манеры пения.
- Выступления по плану, отчетные концерты.
Учебный (тематический) план
2 год обучения
№
п/п.

Количество часов
Название темы.

1.

Пение, как вид музыкальной
деятельности.

2.

Музыкально
исполнительская работа.

Всего
1

Теория
1

Практика
0

20

4

16

-

7

Формы
аттестации/
контроля
Беседа,
педагогическое
наблюдение.
Прослушивание,
педагогическое

3.

Техника сценической речи.
Артикуляционный аппарат.

6

1

5

4.

Работа над произведениями.
Сценическое мастерство.

7

0

7

Итого:

34

6

28

наблюдение,
беседа, тест.
Прослушивание,
педагогическое
наблюдение,
беседа.
Прослушивание,
педагогическое
наблюдение,
творческий
отчёт.

Содержание учебного (тематического) плана
2 год обучения
1. Пение, как вид музыкальной деятельности.
Теория: график работы детского объединения, инструктаж по технике
безопасности, правила поведения на сцене. Профилактика перегрузки и
заболевания голосовых связок. Беседа «Пение, как вид музыкальной
деятельности». Положительная мотивация обучающихся.
2. Музыкально-исполнительская работа.
- Певческая установка, дыхание.
Теория: типы дыхания.
Практика: певческое дыхание. Короткое и задержанное дыхание.
Взаимосвязь звука и дыхания.
- Звукообразование, звуковедение.
Теория: голосовые регистры. Вокальная позиция.
Практика: упражнения на развитие и сглаживание регистровых
переходов (звукоряды, скачки, арпеджио).
- Диапазон голоса.
Нахождение примарного, рабочего и не рабочего диапазона голоса.
Специальные упражнения на расширение диапазона.
- Дирижерские жесты.
- Разучивание произведений.
Практика: разучивание текста песен по фразам в темпоритме песни
нараспев. Освоение различных песенных навыков: унисонного, ровного
звуковедения, выработка единой манеры пения.
- Работа над партиями.
Практика: пение по группам, составленным по типу регистровой
природы голосов. Дальнейшее сочетание группового и хорового пения
ведется по пути освоения канона.
3. Техника сценической речи. Артикуляционный аппарат.
Теория: подготовка артикуляционного аппарата к работе. Тип гласного.
Музыкальная фраза.
Практика: работа над гласными, согласными. Выработка правильного,
отчетливого и одновременного произношения слов в ансамблевом (хоровом)
произведении.
8

4. Работа над произведениями. Сценическое мастерство.
Практика: работа над движениями, мимикой, сценическим образом.
Разучивание текста песен по фразам в темпоритме песни нараспев. Освоение
различных песенных навыков: унисонного ансамблевого звучания, ровного
звуковедения, выработка единой манеры пения.
- Разучивание произведений.
Практика: разучивание текста песен по фразам в темпоритме песни
нараспев. Освоение различных песенных навыков: унисонного ансамблевого
звучания, ровного звуковедения, выработка единой манеры пения.
- Выступления по плану, отчетные концерты.
1.4. Планируемые результаты
Метапредметные результаты:
- культурно – познавательная, коммуникативная и социально –
эстетическая компетентности;
- приобретение первичного опыта в вокально – творческой
деятельности.
Личностные результаты:
- развитие эстетических чувств и художественного вкуса;
- развитие потребностей опыта творческой деятельности в вокальном
виде искусства;
- бережное заинтересованное отношение к культурным традициям и
искусству родного края, нации, этнической общности.
Предметные результаты:
- овладение практическими умениями и навыками вокального
творчества;
- овладение основами музыкальной культуры на материале искусства
родного края.
1 год обучения:
Учащиеся должны знать:
1. Упражнения для распевания.
2. Тексты песен.
Учащиеся должны уметь:
1. Соблюдать при пении певческую установку.
2. Чисто интонировать.
2 год обучения:
Учащиеся должны знать:
1. Упражнения для распевания;
2. Понятия канон, унисон;
3. Тексты песен.
Учащиеся должны уметь:
1. Работать с микрофонной стойкой;
2. Понимать элементарные дирижерские жесты;
3. Чисто петь унисоном, каноном.
9

2. Организационно-педагогические условия
2.1. Календарный учебный график на 2024-2025 гг.
Год
обучения
1 год

Дата
начала
обучения
02.09.2024

Дата
окончания
обучения
23.05.2025

2 год

02.09.2024

23.05.2025

Количество Количество Количество
учебных
учебных
учебных
недель
дней
часов
34
34
34

34

34

34

Режим
занятий
1 раз в
неделю по
1 часу
1 раз в
неделю по
1 часу

I полугодие – 16 учебных недель
II полугодие – 18 учебных недель
Каникулы: 24 декабря 2024 г.-08 января 2025 г.; 24-26, 29-30 марта 2025 г.

2.2. Условия реализации программы:
Материально- техническое обеспечение:
Обеспечивается образовательной организацией:
- Микрофон концертный (проводной) - требуется 3 единицы на группу,
используется 100% времени реализации программы;
- Синтезатор (музыкальный инструмент) - требуется 1 штука на группу,
используется 100% времени реализации программы;
- Акустическая система (колонки) - требуется 1 комплект на группу,
используется 100% времени реализации программы;
- Актовый зал (сцена есть) - требуется 1 помещение на группу,
используется 100% времени реализации программы;
- Микрофон концертный (радиомикрофон) - требуется 8 единиц на
группу, используется 100% времени реализации программы;
- ноутбук - требуется 1 штука на группу, используется 100% времени
реализации программы;
- Звукоусилительное оборудование - требуется 1 единица на группу,
используется 100% времени реализации программы.
Кадровое обеспечение.
Реализацию программы обеспечивает педагог дополнительного
образования, обладающий профессиональными знаниями и компетенциями в
организации и ведении образовательной деятельности.
Уровень образования педагога: среднее профессиональное образование,
высшее образование – бакалавриат, высшее образование – специалитет или
магистратура.
Уровень
соответствие
квалификации:
образование
педагога
соответствует профилю программы.
Профессиональная категория: без требований к категории.

10

Методические материалы:
№
п/п

1

2

Название раздела

Материально –
Формы, методы,
техническое
приёмы обучения
оснащение,
дидактико –
методический
материал
1 год обучения

Пение, как вид Демонстрационный
музыкальной
материал,
деятельности.
ритмический
рисунок.
Музыкально
- Демонстрационный
исполнительская
материал, комплекс
работа.
дыхательных
упражнений:
«Кошка», «Насос»,
«Воздушный шар»,
распевки
по
возрасту,
музыкальные
произведения.

3

Техника
сценической речи.
Артикуляционный
аппарат.

4

Работа
над
произведениями.
Сценическое
мастерство.

1

Пение, как вид
музыкальной
деятельности.

2

Музыкально
исполнительская
работа.

Словесные:
рассказ, Беседа.
беседа, объяснение.

Словесные:
рассказ,
беседа,
объяснение,
анализ музыкального
произведения, работа
над текстом.
Наглядные:
демонстрация, показ.
Практические:
упражнения
по
развитию
певческих
навыков, знакомство с
музыкальным
произведением,
его
разучивание.
Демонстрационный Словесные:
рассказ,
материал,
беседа, объяснение.
чистоговорки
и Наглядные:
скороговорки,
демонстрация, показ.
логоритмические
Практические:
упражнения.
упражнения
по
развитию
артикуляционного
аппарата, дикции.
Демонстрационный Словесные:
рассказ,
материал, карточки беседа, объяснение.
с
изображением Наглядные:
эмоций.
демонстрация, показ.
Практические:
закрепление
музыкального
произведения.
2 год обучения
Демонстрационный Словесные:
рассказ,
материал,
беседа, объяснение.
ритмический
Наглядные:
рисунок.
демонстрация.
Демонстрационный Словесные:
рассказ,
материал, комплекс беседа,
объяснение,
дыхательных
анализ музыкального
11

Формы
учебного
занятия

Практическое
занятие,
беседы.

Практическое
занятие,
беседы.

Практическое
занятие.

Практическое
занятие,
беседы.
Практическое
занятие,
беседы.

упражнений:
«Кошка», «Насос»,
«Свечи»,
«Воздушный шар»,
распевки
по
возрасту,
вокальные
упражнения,
музыкальные
произведения.
3

Техника
сценической речи.
Артикуляционный
аппарат.

Демонстрационный
материал,
чистоговорки
и
скороговорки,
деревянные
палочки,
логоритмические
упражнения.

4

Работа
над
произведениями.
Сценическое
мастерство.

Демонстрационный
материал, карточки
с
изображением
эмоций.

произведения, работа
над текстом.
Наглядные:
демонстрация, показ.
Практические:
упражнения
по
развитию
певческих
навыков, знакомство с
музыкальным
произведением,
его
разучивание.
Словесные:
рассказ,
беседа, объяснение.
Наглядные:
демонстрация, показ.
Практические:
упражнения
по
развитию
артикуляционного
аппарата, дикции.
Словесные:
рассказ,
объяснение.
Наглядные:
демонстрация, показ.
Практические:
закрепление
музыкального
произведения.

Практическое
занятие,
беседы.

Практическое
занятие.

2.2. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
В течение учебного года проводится входящий, промежуточный и
итоговый контроль. Контроль осуществляется по следующим показателям в
соответствии с уровнем сформированности (низкий, средний, высокий):
№

Показатели

1

Звукообразование.

2

Дикция.

Уровень
средний
Пение естественным
голосом, но иногда
переходящим на крик.

Низкий
Пение отрывистое,
крикливое.

Невнятное
произношение,
значительные
речевые нарушения.

Достаточно четкое
произношение согласных
и правильное
формирование гласных,
но неумение их
правильно произносить
при пении.

12

высокий
Пение
естественным
голосом без
напряжения,
протяжно.
Умение правильно
произносить
гласные и
согласные в конце
и середине слов
при пении.

3

Дыхание

Дыхание берется
непроизвольно.

Дыхание произвольное,
но не всегда берется
между фразами.

Умение брать
дыхание между
фразами.

4

Чистота
интонирования

Интонирование
мелодии голосом
отсутствует,
учащийся
воспроизводит
только слова песни в
ее ритме или
интонирует 1-2 звука

Интонирует общее
направление движения
мелодии, чистое
интонирование 2-3 звуков

Чистое пение
отдельных
фрагментов
мелодии на фоне
общего
направления
движения мелодии.

Этапы педагогического контроля.
Форма контроля
Прослушивание.

Прослушивание.

Творческий отчет.

Содержание
Входящий контроль.
Проверка музыкального слуха, памяти. Чистота
интонирования. Повторить за педагогом
музыкальную фразу.
Промежуточный контроль.
Теория: тест.
Практика: стараться петь чисто, выразительно
мелодию произведения, двигаться на сцене,
работать с микрофоном.
Итоговый контроль.
Тест.
Знание всех изученных произведений.

Сроки
Сентябрь

Декабрь

Май

3. Список литературы
Нормативные документы
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №
273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от
31 марта 2022 г. № 678-р.
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 №629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».
4. Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи».
5. Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 04.03.2022 г. № 219-д «О внесении изменений в
13

методические
рекомендации
«Разработка
дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных
организациях», утвержденные приказом ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от
01.11.2021 г. № 934-д.
6. Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. №162- Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до
2035 года».
7. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период
до 2025 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015
г. № 996-р.
8. Государственная программа Российской Федерации «Развитие
образования», утв. Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2017 г.
№1642.
9. Национальные проект «Образование» (паспорт утвержден
президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по
стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24
декабря 2018 г. № 16)).
10. Федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан
Российской Федерации» в рамках национального проекта «Образование» (до
2024 г.).
11. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» в рамках
национального проекта «Образование».
12. Стратегия развития воспитания в Свердловской области до 2025
года, утв. Постановлением Правительства Свердловской области от 7 декабря
2017 г. № 900-ПП.
13. Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до
2035 года».
14. Государственная программа Российской Федерации «Развитие
культуры», утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 15
апреля 2014 г. №392 (с изм.от 29 декабря 2020 г.).
15. Подпрограмма «Наследие» государственной программы РФ
«Развитие культуры» (с 16 апреля 2020 г. - утв. Постановлением
Правительства РФ от 31 марта 2020 г. №392).
16. Подпрограмма «Искусство» государственной программы РФ
«Развитие культуры» (с 16 апреля 2020 г. – утв. Постановлением
правительства РФ от 31 марта 2020 г. №392).
17. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 №816 «Об утверждении
Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ».
14

Литература, использованная при составлении программы
1. Емельянов В. Развитие голоса. Координация и тренинг. СанктПетербург 2000 г.;
2. Исаева И.О. Эстрадное пение. Экспресс-курс развития вокальных
способностей /И.О. Исаева – М.: АСТ; Астрель, 2007;
3. Минюрова С.А. Возрастная психология: детство, отрочество [Текст]:
учеб.пособие для студентов вузов/ С.А. Минюрова; Урал. Гос.пед.ун-т. –
Екатеринбург, 2010. – 176 с.;
4. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика
воспитания: Учебное пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений/Под ред.
В.А.Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 336 с.;
5. Селевко Г.К., Социально-воспитательные технологии. М.: Народное
образование, 2002., 176 с.;
6. Смолин К. О., Вокал для всех / Элизабет Ховард и Ховард Остин. Москва, 2007. - 64 с.;
7. Сорокоумова Е.А. Возрастная психология. Краткий курс. – СПб.:
Питер, 2009. – 208 с.;
8. Способин И.В. «Элементарная теория музыки» - М., «Просвещение»,
1998г.
9. Суязова Г.А. «Мир вокального искусства» - Волгоград, «Учитель»,
2009г.
10. Ховард Э.О. «Вокал для всех» - М., 2009г.

1.
2.

Литература для обучающихся (родителей)
Детская музыкальная энциклопедия. Тэтчэлл Д. – АСТ 2002г.;
Ховард Э.О. «Вокал для всех» - М., 2009г.

15

Приложение 1
Промежуточная аттестация
1 год обучения
Тест
1. Наиболее оптимальная поза вокалиста во время пения:
1)
Сидя
2)
Стоя
3)
Лежа
2. Правильное положение тела во время пения в положении стоя
1)
Тело "по струнке", шея вытянута, подбородок приподнят, руки на
поясе, ноги на ширине плеч
2)
Спина прямая, плечи развернуты, руки вдоль тела, ноги прямые, на
ширине плеч, подбородок параллельно полу, шея не вытянута, не напряжена
3)
Сплести кисти рук сзади и, вывернув их, расправить плечи, подав при
этом грудь вперед
3. Мимика лица при пении
1) Глаза широко раскрыты, мышцы лица напряжены
2) Мышцы лица расслаблены, на лице естественная улыбка и блеск в глазах
3) Мышцы лица напряжены, на лице широкая улыбка
4. Что необходимо певцу?
1)
Хороший слух
2)
Хороший нюх
3)
Хорошее зрение
4)
Хороший аппетит
5. Насколько громко нужно петь?
1)
Петь громко, выразительно
2)
Петь, не напрягая голосовые связки, без форсирования звука
3)
Петь тихо, ласково, беречь голос
Низкий уровень – правильных ответов 2
Средний уровень – правильных ответов 3
Высокий уровень – правильных ответов 4-5
2 год обучения
Тест
1. Строение голосового аппарата. Отметь нужное
1) Дыхательный аппарат
2) Мышцы живота
3) Резонаторная область
4) Брюшной пресс
5) Артикуляционный аппарат
6) Гортань и голосовые связки
7) Позвоночник
16

2.Виды голосовых регистров
1) Верхний
2) Средний
3) Нижний
3. Положение нижней челюсти и языка при пении
1) Челюсть поджата, язык напряжен
2) Челюсть выдвинута вперед, язык глубоко уложен
3) Челюсть свободна, язык расслаблен
4. Как правильно брать вдох перед началом пения?
1) Жадно набрать полные легкие воздуха, выпятив грудную клетку
2) Бесшумно взять вдох в живот. Плечи и грудную клетку не поднимать
3) Набрать немного воздуха, подняв плечи
5. Назовите наиболее оптимальный вид дыхания
1) Грудобрюшное (диафрагменное)
2) Грудное
3) Ключичное
4) Брюшное
5. Самый распространенный жанр в вокале
1) Романс
2) Серенада
3) Песня
6. Типы дыхания (возможно несколько вариантов ответа)
1. Диафрагмальное (брюшное)
2. Рёберное (грудное)
3. Смешанный (грудно-брюшной)
7. Унисон – это
1) Одновременное звучание двух или нескольких звуков одинаковой высоты
2) Исполнение одной и той же песни в группах, вступающих в разное время
Низкий уровень – правильных ответов 2
Средний уровень – правильных ответов 3
Высокий уровень – правильных ответов 4-5

17

Приложение 2
Итоговая аттестация
1 год обучения
Тест
1.
Правильное положение тела во время пения в положении стоя
1)
Тело "по струнке", шея вытянута, подбородок приподнят, руки на
поясе, ноги на ширине плеч
2)
Спина прямая, плечи развернуты, руки вдоль тела, ноги прямые, на
ширине плеч, подбородок параллельно полу, шея не вытянута, не напряжена
3)
Сплести кисти рук сзади и, вывернув их, расправить плечи, подав при
этом грудь вперед
2.
Что необходимо певцу?
1)
Хороший слух
2)
Хороший нюх
3)
Хорошее зрение
4)
Хороший аппетит
3.
Наиболее оптимальная поза вокалиста во время пения:
1)
Сидя
2)
Стоя
3)
Лежа
4.
Насколько громко нужно петь?
1)
Петь громко, выразительно
2)
Петь, не напрягая голосовые связки, без форсирования звука
3)
Петь тихо, ласково, беречь голос
5.
Какое должно быть дыхание?
1)
Прерывистое
2)
Чрезмерно длинное
3)
Ровное
4)
Короткое
6.
Мимика лица при пении
1) глаза широко раскрыты, мышцы лица напряжены
2) мышцы лица расслаблены, на лице естественная улыбка и блеск в глазах
3) мышцы лица напряжены, на лице широкая улыбка
7.
Типы дыхания (возможно несколько вариантов ответа)
1)
Диафрагмальное (брюшное)
2)
Рёберное (грудное)
3)
Смешанный (грудно-брюшной)
8.
Виды голосовых регистров
1)
Верхний
2)
Средний
3)
Нижний
Низкий уровень – правильных ответов 2
Средний уровень – правильных ответов 3
Высокий уровень – правильных ответов 4-5
18

2 год обучения
Тест
1. Строение голосового аппарата. Отметь нужное
1. Дыхательный аппарат
2. Мышцы живота
3. Резонаторная область
4. Брюшной пресс
5. Артикуляционный аппарат
6. Гортань и голосовые связки
7. Позвоночник
2. Унисон – это
1. Одновременное звучание двух или нескольких звуков одинаковой высоты.
2. Исполнение одной и той же песни в группах, вступающих в разное время.
3. Как правильно брать вдох перед началом пения?
1. Жадно набрать полные легкие воздуха, выпятив грудную клетку
2. Бесшумно взять вдох в живот. Плечи и грудную клетку не поднимать
3. Набрать немного воздуха, подняв плечи
4. Назовите наиболее оптимальный вид дыхания
1. Грудобрюшное (диафрагменное)
2. Грудное
3. Ключичное
4. Брюшное
5. Положение нижней челюсти и языка при пении
1. Челюсть поджата, язык напряжен
2. Челюсть выдвинута вперед, язык глубоко уложен
3. Челюсть свободна, язык расслаблен
6. Самый распространенный жанр в вокале
1. Романс
2. Серенада
3. Песня
7. Типы дыхания (возможно несколько вариантов ответа)
1. Диафрагмальное (брюшное)
2. Рёберное (грудное)
3. Смешанный (грудно-брюшной)
8. Обязательный этап при подготовке к вокалу (возможно несколько
вариантов ответа)
1. Распевка
2. Зарядка
3. Дыхательные упражнения
Низкий уровень – правильных ответов 2
Средний уровень – правильных ответов 3
Высокий уровень – правильных ответов 4-5
19


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».