Фантазии из ткани и ниток

муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Пышминского муниципального округа Свердловской области
«Пышминский центр дополнительного образования»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
художественной направленности

«Фантазии из ткани и ниток»
возраст учащихся 7 – 10 лет
срок реализации программы 1 год

Автор – составитель:
Пальцева Н.М.,
педагог дополнительного
образования

пгт. Пышма
2025 год
1. Основные характеристики
1.1. Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Фантазии из ткани и ниток» относится к художественной направленности,
так как ориентирована на развитие творческих способностей детей в области
декоративно-прикладного искусства через различные техники работы с
тканью и нитками.
Программа составлена в соответствии с нормативными правовыми
актами и государственными программными документами:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №
273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от
31 марта 2022 г. № 678-р.
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 г. №629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».
4. Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи».
5. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)».
6. Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 04.03.2022 г. № 219-д «О внесении изменений в
методические
рекомендации
«Разработка
дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных
организациях», утвержденные приказом ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от
01.11.2021 г. № 934-д.
7. Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. №162- Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до
2035 года».
8. Устав МБУДО ПМО СО «Пышминский ЦДО».
9.Положение
о
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих программах МБУДО ПМО СО «Пышминский ЦДО».
Актуальность
общеразвивающей
программы
определяется
современным социальным заказом, поскольку человек, обладающий умением
творчески подходить к решению различных проблем, будет чувствовать себя
уверенно в самых неожиданных ситуациях, ему будет проще адаптироваться
в сложных современных условиях. Декоративно-прикладное искусство дает
2

возможность приобщить детей к системе культурно-нравственных
ценностей, развивает фантазию и творческие способности.
Актуальность программы «Фантазии из ткани и ниток» также
обусловлена и её практической значимостью. Учащиеся научатся своими
руками изготавливать изделия в разных техниках работы с тканью и
нитками: аппликации из текстильных материалов, пальчиковые игрушки,
мягкие игрушки, плетение мандалы.
В процессе обучения дети не только получат представления об
организации процесса изготовления изделия, но еще научатся планировать
собственную работу, рассчитывать необходимые материалы и время. В ходе
работы особое внимание уделяется умению контролировать, учитывать и
оценивать проделанную работу по количеству и качеству.
Программа способствует развитию моторных навыков: точности
движения, их координации, развитию сенсорного восприятия, глазомера,
логического мышления, воображения, волевых качеств, а также
художественных способностей и эстетического вкуса.
Также при осуществлении программы реализуются потребности
родителей в занятости детей, в организации продуктивного, содержательного
досуга.
Программа составлена на основе:
- Проснякова Т.Н., Цирулик Н.А. Умные руки – Самара: Корпорация
«Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.,86 стр.
- Проснякова Т.Н. Методические рекомендации к учебнику
«Технология» для 1 класса. - Самара: Издательство «Учебная литература»:
Издательский дом «Федоров», 2011г.
- Учебно-методическое пособие по курсу «Художественный текстиль»
(раздел «Развитие ткачеств и ковроделия»). / Составитель Седова И. Г. - Шуя,
ГОУ ВПО «ШГПУ», Изд-во «Весть», 2010.
Отличительной особенностью общеразвивающей программы
является структура программы, которая предусматривает поэтапное
знакомство учащихся с различными техниками художественной обработки
текстиля от более простых техник к сложным. В процессе изучения каждого
из разделов задания усложняются.
Программа включает в себя не только обучение по одному направлению
прикладного творчества, но и создание индивидуальных и коллективных
сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия,
выполненные в различных техниках.
Адресат общеразвивающей программы: учащиеся 7-10 лет.
Младшие школьники 7-10 лет отличаются остротой восприятия
действительности и окружающего мира в целом. Характерная особенность
этого возраста - ярко выраженная эмоциональность восприятия. Они лучше
запоминают все яркое, интересное, вызывающее эмоциональный отклик, и
пытаются это воспроизвести своими руками. В данном возрасте
ребёнок проявляет интерес к творчеству, у него развито воображение,
3

выражено стремление к самостоятельности. Это качество очень важно для
формирования художественной культуры, творческого потенциала каждого
ребенка: фантазии, наблюдательности. В младшем школьном возрасте
активно
развивается
творческое
воображение.
Данный
возраст
характеризуется активизацией вначале воссоздающего воображения, а затем
и творческого. Аналитическая деятельность находится в основном на стадии
наглядно-действенного анализа, основывающегося на непосредственном
восприятии предмета. Наглядно-образное мышление опирается на
восприятие или представление. Поэтому для занятий декоративноприкладным творчеством оптимальными являются демонстрационные,
иллюстративные методы.
Набор детей по программе осуществляется по принципу
добровольности, без отбора и предъявления требований к наличию у них
специальных умений.
Наполняемость группы: 10-12 человек.
Режим занятий:
1 раз в неделю по 2 учебных часа.
Продолжительность занятия 40 минут. Перерыв между занятиями 10
минут.
Объём общеразвивающей программы - 68 часов.
Срок освоения общеразвивающей программы – 1 год.
Особенности организации образовательного процесса – модель
реализации программы традиционная, представляет собой линейную
последовательность освоения содержания в течение 1 года.
Перечень форм обучения - групповая.
Перечень видов занятий - практическое занятие, беседа, мастер-класс.
Перечень форм подведения итогов реализации дополнительной
общеразвивающей программы - педагогическое наблюдение, практическая
работа, тестирование.
1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы
Цель общеразвивающей программы - развитие творческих
способностей учащихся в процессе овладения техниками работы с тканью и
нитками.
Задачи общеразвивающей программы:
Обучающие:
- Познакомить учащихся с основами материаловедения.
- Познакомить со специальной терминологией, используемой при работе
с тканью и нитками.
- Обучить учащихся практическим навыкам в разных видах работы с
тканью и нитками: аппликация, пальчиковые и мягкие игрушки, плетение
мандалы.
Развивающие:
- Развивать мелкую моторику пальцев рук, глазомер.
4

- Развивать пространственное воображение, творческую активность
учащихся.
- Развивать цветовое восприятие, художественный вкус.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к декоративно-прикладному творчеству.
- Формировать культуру труда.
- Воспитывать усидчивость, аккуратность.
1.3. Содержание общеразвивающей программы
Учебный (тематический) план
№
п/п

Название раздела, темы
всего

Количество часов
теория
практика

формы
аттестации/
контроля
Педагогическое
наблюдение

1.

Общие сведения о тканях.

2

1

1

2.

Основы декоративной
композиции.
Аппликация из текстильных
материалов.
Плоскостная аппликация из
ниток-ниткография.

2

1

1

24

4

20

4

1

3

Педагогическое
наблюдение

6

1

5

Практическая
работа,
педагогическое
наблюдение,
тестирование
Педагогическое
наблюдение

3.
3.1.

3.2.

Полуобъёмная
из ниток.

3.3.

Объёмная текстильная
аппликация.

8

1

7

3.4.

6

1

5

8

1

7

5.
5.1.

Декоративная текстильная
аппликация.
Пальчиковые игрушки из
текстиля.
Мягкая игрушка.
Мягкая игрушка «Пингвин».

22
4

3
1

19
3

5.2.

Мягкая игрушка «Черепаха».

4

-

4

5.3.

Мягкая игрушка «Собачка».

4

-

4

5.4.

Цельно выкроенная мягкая
игрушка-кукла.
Многодетальная мягкая
игрушка-кукла.

4

1

3

6

1

5

4.

5.5.

аппликация

5

Педагогическое
наблюдение

Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение

6.
6.1.
6.2.

Плетение мандалы.
Плетение мандалы из 4
лучей.
Плетение мандалы из 8
лучей.

10
4

2
1

6
3

6

1

5

Итого часов

68

10

58

Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение,
практическая
работа,
тестирование

Содержание учебного (тематического) плана
1. Общие сведения о тканях.
Теория: Правила безопасности труда и личная гигиена. Оборудование и
организация рабочего места. Общие сведения о тканях. Структура ткани, её
виды. Виды техник, используемых при декорировании, создании одежды и
аксессуаров.
Практика: Декорирование изделия по выбору (платок, шарф, косынка)
при помощи трафарета. Дополнительное декорирование изделий из ткани
различными материалами (бисер, пайетки, кружево, природные материалы).
2. Основы декоративной композиции.
Теория: Понятие о композиции. Законы композиции. Цветоведение.
Виды орнаментов. Понятие о цвете (холодные и теплые цвета). Общая
классификация орнаментов. Понятие «эскиз». Понятие «масштаб». Понятие
«натуральная величина» как масштаб 1:1.
Практика: Выполнение эскиза орнамента в определенной форме.
Построение орнамента в круге, квадрате, в полосе, используя теплую и
холодную гамму цветов.
3. Аппликация из текстильных материалов.
3.1. Плоскостная аппликация из ниток - ниткография.
Теория: Общие сведения о нитях. Разновидности нитей. Технология
работы с нитями. Способы выкладывания ниток. Этапы работы.
Практика: Аппликация по замыслу. Выполнение эскиза и работа в
материале.
3.2. Полуобъёмная аппликация из ниток.
Теория: Технология выполнения полуобъемной аппликации. Техника
безопасности при работе с ножницами, карандашом, кисточкой, клеем.
Практика: Подготовка эскиза (контур сюжета картинки) для
аппликации. Выполнение аппликации.
3.3. Объёмная текстильная аппликация.
Теория: Технология выполнения объёмной аппликации. Подборка
ткани для выполнения аппликации. Особенности работы с различными
видами ткани. Техника безопасности при выполнении работ.
Практика: Выбор темы поделки. Выполнение эскиза аппликации.
Подбор материала. Правила раскроя. Раскрой и раскладка деталей эскиза.
6

Выбор фона. Использование различных дополнительных элементов декора
(пайетки, бисер, природный материал).
3.4. Декоративная текстильная аппликация.
Теория:
Технологическая
последовательность
выполнения
декоративной текстильной аппликации.
Практика: Изготовление изделия «Рамочка для фотографии» из
текстильных материалов. Цветовая гамма. Подготовка основы по размерам
картона-эскиза. Подборка лоскутов ткани - цветовая гамма.
4. Пальчиковые игрушки из текстиля.
Теория: Виды ручных швов. Технологические этапы изготовления
пальчиковой игрушки. Правила подбора ниток и тканей для изготовления
пальчиковой игрушки. Правила использования выкроек для изготовления
мягкой игрушки. Техника безопасности при выполнении работ.
Практика: Выполнение ручных швов: шов «вперёд иголку»; шов «назад
иголку», шов «через край». Выполнение эскиза игрушки. Подбор материала.
Изготовление и раскладка по ткани деталей эскиза. Раскрой игрушки и
сшивание деталей. Декорирование игрушки.
5. Мягкая игрушка.
5.1. Мягкая игрушка «Пингвин».
Теория: История возникновения первой мягкой игрушки. Общие
сведения о материалах, инструментах и приспособлениях, необходимых для
изготовления мягкой игрушки. Последовательность изготовления мягкой
игрушки. Основные виды швов при изготовлении мягкой игрушки. Техника
безопасности при выполнении работ.
Практика: Изготовление мягкой игрушки по образцу. Выполнение
выкройки игрушки. Раскрой пингвина. Соединение деталей пингвина.
Набивка мягкой игрушки. Создание образа.
5.2. Мягкая игрушка «Черепаха».
Теория: Технология шитья игрушки. Техника безопасности при
выполнении работ.
Практика: Изготовление мягкой игрушки по образцу. Раскрой.
Соединение
деталей.
Набивка
мягкой
игрушки.
Выкраивание
дополнительных деталей. Создание образа.
5.3. Мягкая игрушка «Собачка».
Теория: Технология шитья игрушки. Техника безопасности при
выполнении работ.
Практика: Раскрой. Соединение деталей. Набивка мягкой игрушки.
Выкраивание дополнительных деталей. Создание образа.
5.4. Цельно выкроенная мягкая игрушка-кукла.
Теория: История возникновения русской лоскутной игрушки-куклы.
Технология изготовления цельно - выкроенной мягкой игрушки. Материалы,
инструменты и приспособления. Техника безопасности при выполнении
работ.
7

Практика: Подбор материала и подготовка его к работе. Раскрой
деталей. Сшивание деталей. Придание формы отдельным деталям. Сборка
изделия. Оформление изделия.
5.5. Многодетальная мягкая игрушка-кукла.
Теория: Общие сведения об игрушках из большого количества деталей.
Технологические основы изготовления детализированной мягкой игрушкикуклы. ТБ при выполнении работ.
Практика: Подбор материала и подготовка его к работе. Раскрой
деталей. Сшивание деталей. Придание формы отдельным деталям. Сборка
изделия. Оформление изделия.
6. Плетение мандалы.
6.1. Плетение мандалы из 4 лучей.
Теория: Понятие «оберег» и «мандалы». География плетения оберегов и
разнообразие значений. Символическое значение цвета при создании
оберега. Технология изготовления мандалы из 4 лучей. Техника безопасности
при выполнении работ.
Практика: Плетение простого оберега из 4 лучей.
6.2. Плетение мандалы из 8 лучей.
Теория: Технология изготовления сложного 8-лучевого мандала.
Техника безопасности при выполнении работ.
Практика: Просмотр презентации и готового образца мандалы.
Плетение сложного 8-лучевого оберега.
1.4. Планируемые результаты
Метапредметные результаты:
- формирование мотивации и умения организовывать самостоятельную
художественно - творческую деятельность, выбирать средства для
реализации художественного замысла;
- определять план выполнения заданий под руководством педагога,
проговаривать последовательность действий и грамотно осуществлять
учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты
решения различных творческих задач;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового
характера;
- формирование способности оценивать результаты художественнотворческой деятельности совместно с педагогом и другими учащимися
давать эмоциональную оценку деятельности на занятии.
Личностные результаты:
- толерантное принятие разнообразия культурных явлений,
национальных ценностей и духовных традиций;
- формирование внутренней позиции на уровне понимания
необходимости творческой деятельности, как одного из средств
самовыражения в социальной жизни;
8

- интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам
самовыражения;
- умение применять полученные знания в собственной художественнотворческой деятельности;
- ответственное отношение к занятиям и общественно-полезному труду;
- владение культурой речи и культурой общения со сверстниками и
взрослыми;
- проявление навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в
разных ситуациях;
- стремление использовать художественные умения для создания
красивых вещей и их украшения.
Предметные результаты:
Учащиеся должны знать:
- название изученных материалов и инструментов, их назначение;
- правила безопасности труда и личной гигиены при работе с колющими
и режущими инструментами;
- правила планирования и организации труда;
способы
и
приёмы
обработки
различных
материалов,
предусмотренных программой.
Учащиеся должны уметь:
- правильно использовать инструменты в работе;
- соблюдать правила безопасности труда;
- составлять несложную композицию;
- подбирать гармоничные цветовые сочетания;
- поэтапно выполнять плоскостную, полуобъемную аппликации из ниток
по эскизу;
- поэтапно выполнять объемную, декоративную текстильные
аппликации;
- поэтапно изготовлять пальчиковые и мягкие игрушки;
- самостоятельно плести мандалу из 4 и 8 лучей;
- экономно и рационально расходовать материалы;
- контролировать правильность выполнения работы.
2. Организационно-педагогические условия
2.1. Календарный учебный график
Год
обучения

Дата
начала
обучения

Дата
окончания
обучения

1 год

1 сентября

25 мая

Количество Количество Количество
учебных
учебных
учебных
недель
дней
часов
34
34
68

I полугодие – 16 учебных недель
II полугодие – 18 учебных недель
Каникулы: осенние (1 неделя), весенние (1 неделя)

9

Режим
занятий
1 раз в
неделю по
2 часа

2.2 Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение программы:
Обеспечивается образовательной организацией:
- Учебный кабинет (включая типовую мебель) (1 единица на группу;
100% времени реализации программы)
- Ножницы бытовые (12 штук на группу)
- Швейная игла (ручная) (12 комплектов на группу)
- Игольница (12 штук на группу)
- Карандаш простой (12 штук на группу)
- Ткань (3 погонных метра на группу)
- Нитки швейные (6 катушек на группу)
Кадровое обеспечение:
Реализацию программы обеспечивает педагог дополнительного
образования, обладающий профессиональными знаниями и компетенциями в
организации и ведении образовательной деятельности.
Уровень образования педагога: среднее профессиональное образование,
высшее образование – бакалавриат, высшее образование – специалитет или
магистратура.
Уровень
соответствия
квалификации:
образование
педагога
соответствует профилю программы.
Профессиональная категория: без требований к категории.
Методические материалы
Название раздела

Аппликация
текстильных
материалов.

Пальчиковые
игрушки из
текстиля.
Мягкая игрушка.

Материально –
техническое
оснащение,
дидактикометодический
материал
из -Ткань,
клейкарандаш, картон,
карандаш простой,
ножницы.
- Иллюстративный
материал (альбомы,
репродукции,
фотографии);
-Шаблоны и схемы
для аппликаций.
-Ткань,
нитки,
иголки, игольницы,
карандаш простой,
синтепон,
ножницы,
материалы
для
декорирования.

Формы, методы,
приемы обучения

Формы учебного
занятия

Словесные методы:
Беседа,
- рассказ;
практическое
- беседа.
занятие.
Словесные приёмы:
- объяснение;
- пояснение;
-педагогическая
оценка.
Практические методы:
- упражнение
Наглядные методы и
приёмы:
- наблюдение;
показ
педагогом
способов выполнения
работы изделия;
-рассматривание
готовых изделий.
10

- Образцы работ.
-Выкройки
для
мягких игрушек.
Плетение мандалы.

-Нитки
для
вязания, шпажки,
ножницы.
-Образцы работ.
-Иллюстративный
материал (альбомы,
репродукции,
фотографии);

2.3 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Формы контроля:
-Текущий контроль;
-Промежуточная аттестация;
-Итоговая аттестация.
Текущий контроль осуществляется на каждом занятии с целью
выявления уровня освоения конкретной темы или раздела программы.
Проводится в форме педагогического наблюдения, опроса и при выполнении
практической работы учащихся. Текущий контроль позволяет в случае
необходимости вовремя произвести корректировку деятельности
Промежуточная аттестация определяет успешность творческого
развития обучающегося и степень освоения им поставленных задач на
определённом этапе. Проводится в форме тестирования, практической
работы (приложение №1).
Итоговая аттестация проводится в форме тестирования, практической
работы (приложение №2).

11

3. Список литературы.
Для педагога
Нормативные документы
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №
273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от
31 марта 2022 г. № 678-р.
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 г. №629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».
4. Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи».
5. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)».
7. Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 04.03.2022 г. № 219-д «О внесении изменений в
методические
рекомендации
«Разработка
дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных
организациях», утвержденные приказом ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от
01.11.2021 г. № 934-д.
8. Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. №162- Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до
2035 года».
9. Устав МБУДО ПМО СО «Пышминский ЦДО».
10.Положение
о
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих программах МБУДО ПМО СО «Пышминский ЦДО».
Литература, использованная при составлении программы
1. Агапова И., Давыдова М. «Школа рукоделия: мягкая игрушка» - М.,
2007 г.,192 стр.
2. Бегун Т.А. «Увлекательное рукоделие» М., 2005 г., 77 стр.
4. Гукасова, А.М. Работа с тканью на уроках труда в начальных классах
2-е изд./ А.М. Гусакова - М.: Просвещение, 1977г.,175 стр.
5. Гукасова А.М. «Рукоделие в начальных классах» - М., 1984 г.,192 стр.
7. Ефимова А.В. Работа с мягкой игрушкой в начальных классах. Из
опыта работы. Просвещение: Москва, 1978г., 175стр.
12

8. Перевертень Г.И. «Самоделки из текстильных материалов» - М., 1990
г.,160 стр.9. Проснякова Т.Н., Мухина Е.А. Методические рекомендации для
учителя к учебнику по труду для третьего класса "Уроки мастерства". - М.:
Федер. научно-методич. центр им. Л. В. Занкова, 2001г., 64 стр.
10. Рукоделие в начальных классах: Кн. Для учителя по внеклас. Работе /
А.М. Гукасова, Е.И. Мишарева, И.С. Могилевская и др. Сост. А.М.
Гукасова.- М.: Просвещение, 1984-192 стр., ил.
11. Кубрина Е. Развивающие пальчиковые игрушки. – Москва:
Издательство АСТ. 2019.-160стр.: ил.-(Золотая пуговица).
12. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция; Художник: коллектив
художников Выходные данные: М.: ВЛАДОС, 2005.- 144 с.
13.Методические основы преподавания декоративно-прикладного
творчества: учебно-методическое пособие / С.В. Астраханцева, В.Ю.
Рукавица, А.В. Шушпанова; под науч. ред. С.В. Астраханцевой. – Ростов н/Д:
Феникс, 2006. – 347 стр.
14. Махмутова Х.И. Предметы интерьера в технике батик и аппликация.
Делаем сами - (Азбука рукоделия), М.: Эксмо, 2006г.,64 стр.
15. Нагибина М. И. Чудеса из ткани своими руками: популярное пособие
для родителей и педагогов / Маргарита Нагибина. - Ярославль: "Академия
развития", 1998. – 208 с.: ил. – (Вместе учимся мастерить).

1.
2.
3.
4.

Литература для учащихся (родителей):
Волкова Н.В, Жадько Е.Г. «100 замечательных поделок из всякой
всячины», Ростов-на-Дону, 2009 г., 252 стр.
Геронимус Т.М. «Я всё умею делать сам» - М., 1998 г.,132 стр.
Ерёменко Т. И. «Иголка – волшебница» - М., 1987 г.,142 стр.
Носова Т. «Подарки и игрушки своими руками» - М., 2008 г.,20 стр.

13

Приложение№1
Промежуточная аттестация
Тест
1. Как называется предварительный набросок?
а) эскиз;
б) аппликация;
в) рисунок;
г) чертеж.
2. Что такое ткань?
а) сорт бумаги;
б) природный материал;
в) декоративный материал.
3. Из чего ткут ткань?
а) из ниток;
б) из травы;
в) из шерсти.
4. Какого вида ткани не существует:
а) шерстяная;
б) шёлковая;
в) древесная;
г) хлопчатобумажная.
5. Что не является швейным материалом?
а) пряжа;
б) нитки;
в) бумага;
г) тесьма.
6. Лицевую сторону ткани можно определить:
а) по яркости рисунка;
б) по толщине ткани;
в) по размерам нитей;
г) по блеску.
7. Значение слова аппликация:
а) только вырезание;
б) прикладывание деталей;
в) приклеивание.
8. Виды аппликации по изображению:
а) плоскостные, объёмные;
б) предметная, сюжетная, декоративная.
9. Виды аппликации по способу крепления:
а) на фон;
б) клеевая;
в) пришивная.
14

Уровни оценки знаний:
1-3 правильных ответа – низкий (Н уровень);
4 -7 правильных ответа – средний (С уровень);
8 - 9 правильных ответа – высокий (В уровень).
Практическая работа
Цель: определить уровень развития практических умений и навыков
учащихся.
Задание: изготовить панно «Цветы в вазе», используя любую технику
текстильной аппликации.
Метод диагностики: педагогическое наблюдение.
Исходные материалы: картон, ткань разного цвета, шаблоны цветов,
клей, нитки, декоративные элементы (для декора).
Инструменты: ножницы.
Продолжительность выполнения практического задания – 30 минут.
Карта контроля практической работы
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.

Технологическая операция
Соблюдение порядка на рабочем месте во время
выполнения работы
Соблюдение правил ТБ (инструменты и
материалы)
Соблюдение поэтапности выполнения работы
Качество выполнения работы (аккуратность,
эстетичность)
Уровень самостоятельности в выполнении
работы
Максимальное количество баллов

Критерии оценивания по уровням:
8-10 баллов – высокий уровень
5-7 балла – средний уровень
1- 4 балла – низкий уровень

15

Баллы
(1-2 балла)
2
2
2
2
2
10

Приложение№2
Итоговая аттестация
Тест
1. Как называется предварительный набросок?
а) эскиз;
б) аппликация;
в) рисунок;
г) чертеж.
2.Что нельзя делать при работе с ножницами:
а) оставлять их на столе с раскрытыми лезвиями;
б) передавать их закрытыми кольцами вперед;
в) хранить ножницы после работы в футляре.
3.Какого вида разметки не существует:
а) по шаблону;
б) сгибанием;
в) сжиманием;
г) на глаз.
4. Какие детали кроят первыми?
а) маленькие;
б) большие.
5.Лист бумаги, используемый для перевода изображения:
а) калька;
б) обёрточный;
в) чертёжный.
6.Отметить швы, которые используют для сшивания деталей:
а) змейка;
б) стебельчатый;
в) шов назад иголку;
г) ручная строчка;
д) петельный;
е) тамбурный.
7. Шов, используемый для обмётывания краев изделия, пришивания
аппликации:
а) строчка;
б) петельный;
в) стебельчатый
8. Что такое цветоведение?
а) наука о цветах;
б) наука о сочетании цветовых оттенков;
в) краски.
9. Как называются цвета: красный, оранжевый, жёлтый?
a) тёплые;
б) горячие;
16

в) солнечные;
10. Каким способом плетётся мандала?
а) через одну шпажку «змейкой»;
б) оплетается каждая шпажка.
Уровни оценки знаний:
1-4 правильных ответа – низкий (Н уровень);
5 -8 правильных ответа – средний (С уровень);
9 - 10 правильных ответа – высокий (В уровень).
Практическая работа «Выполнение ручных швов»
Дидактическая игра «Цветик-семицветик».
Рассмотреть цветок «Цветик-семицветик». Каждый лепесток пришит к
серединке цветка разными швами и пронумерован с обратной стороны
лепестков.
Задание: выбрать один из номеров и найти его на обратной стороне
лепестка. Определить название шва под выбранным номером лепестка.
Выполнить шов на отдельно подготовленной ткани.
Карточка контроля
Начало
работы
(закрепление
нити на
ткани)
2 б.

Практическая работа
Линии
Длина
Натяжение
вышивки
стежка
нити
(чёткость и
(равномерровность)
ность)
4 б.

3 б.

3 б.

Уровни оценки знаний и умений:
2-8 баллов – низкий (Н уровень);
9-13 баллов – средний (С уровень);
14-16 баллов – высокий (В уровень).

17

Итого
Лицевая и
изнаночная
стороны
(аккуратность)
4 б.

16 б.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».